четверг, 29 сентября 2016 г.

Большая Садовая улица

Расположение:

Улица проходит по Тверскому и Пресненскому районам (ЦАО). 

Часть Садового кольца – от Садово-Кудринской улицы, Малой Бронной улицы и улицы Красина до Триумфальной площади и Садово-Триумфальной улицы. 

Метро «Маяковская».

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по 5 полос в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 550 метров.

История:

Улица названа в 1816 году после сноса Земляного вала, на месте которого были посажены сады, откуда возникло название Садовое кольцо. Слово Большая прибавлено к названию улицы видимо по ее большой ширине, хотя в этом отношении она сегодня не отличается от других улиц Садового кольца.

Возникла в 1816 г. после сноса остатков Земляного вала. 

В 16-17 вв. в районе современной улицы находились пашни ямщиков Тверской слободы, а на территории сада «Аквариум» — огороды Новодевичьего монастыря. 

В 18 в. по обе стороны Земляного вала строились загородные дворы московской знати. 

В 19 — начале 20 вв. улица застраивалась каменными домами: д. 2 на углу с Малой Бронной улицы, принадлежавший Страстному монастырю (два нижних этажа построены в 1908, архитектор Л. Стеженский; верхние этажи возведены в 1980-х гг. взамен старых, построенных в 1910-х гг.), д. 4 (1910, собственный дом архитектора Ф. Шехтеля), д. 6 (1916, архитектор В. Гашинский). 

В д. 10 (1903, архитекторы Э. Юдицкий и А. Милков) в мастерской художника П. Кончаловского часто собирались художники группы «Бубновый валет»; в 1921—24 гг. в квартире 50 (затем 34) жил М. Булгаков, описавший этот дом в романе «Мастер и Маргарита». 

Рядом с садом «Аквариум» в 1911 г. было построено здание цирка Никитиных; после неоднократных перестроек (последняя реконструкция — в 1962—65 гг., по проекту В. Степанова) в здании размещались различные театры (в том числе театр оперетты, с 1965 г. здесь находится театр сатиры). 

В 1938 улица была расширена, построены д. 14 (1934, архитектор А. Щусев; первоначально в нём помещалась Военно-транспортная академия), д. 8 (административное здание, 1951, архитектор М. Посохин). 

Всю левую сторону улицы занимают дома 1—3 (жилой комплекс, 1941, архитекторы А. Изаксон и А. Ростковский) и д. 5/1 (гостиница «Пекин», 1946—50, архитектор Д. Чечулин).

Улица названа в 1816 году после сноса Земляного вала, на месте которого были посажены сады, откуда возникло название Садовое кольцо. Слово Большая прибавлено к названию улицы видимо по ее большой ширине, хотя в этом отношении она сегодня не отличается от других улиц Садового кольца.



Большая Садовая названа так потому, что примыкает к Триумфальной площади. Здесь традиционно ставились триумфальные ворота для встреч императоров и полководцев. Этот участок Садовой имел большое значение в старой Москве, и поэтому был назван Большим.

Улица имеет протяженность 470 м. Ширина – 61,4 м. Она начинается у Малой Бронной по четной стороне и от ул. Красина по нечетной. Свои очертания улица приобрела в 1938 году, когда в Москве развернулось большое строительство. Сады были вырублены, проезжая часть стала шире, превратившись в транспортную магистраль. Старые усадебные постройки и домики обывателей заменили высотные здания архитекторов М. Посохина, Д. Чечулина.

В начале XIX века улица была пригородом Москвы. На углу с улицей Красина на территории около трех гектаров было огромное «сельскохозяйственное подворье» П.А. Кологривова. Здесь у своего отчима жила иногда В.Ф. Вяземская, жена друга Пушкина, поэта П. Вяземского.

В XIX веке улица была засажена садами, имела узкую, булыжную мостовую; невысокие газовые фонари и телеграфные столбы тянулись вдоль дороги. В середине XIX века в доме № 1 жила Н.Д. Пущина. Наталья Дмитриевна последовала за первым мужем М. Фонвизиным в Сибирь. После его смерти вышла замуж за М. Пущина – друга А.С. Пушкина по лицею. В Москве жила уже после смерти мужа. Дом не сохранился.

Еще одной достопримечательностью улицы была церковь святого Ермолая, стоявшая на четной стороне до 1930-х гг. По имени святого назван и переулок, отходивший от церкви. Сейчас здесь разбит сквер.


Большая Садовая – это уголок Булгаковской Москвы. В доме 10 по Большой Садовой писатель жил в 1921-1924 годах, здесь же он поселил героев своего знаменитого романа «Мастер и Маргарита» - М. Берлиоза и С. Лиходеева. «Нехорошая квартира 50» находилась в доме 302-бис, бывшем Доходном доме И.Д. Пигита. Сегодня в доме работают два музея, посвященных жизни и творчеству М.А. Булгакова. Недалеко от дома 302-бис располагался прототип театра Варьете – Государственный московский мюзик-холл (ныне перестроенный в театр Сатиры) из того же романа. А если дойти до пересечения Большой Садовой и Малой Бронной, то попадаешь на Патриаршие пруды, где произошла роковая встреча Ивана Бездомного и Воланда.

Нежилые объекты:

• НИИ органических полупродуктов и красителей (№ 1/4, стр. 2). 

Образован 22 ноября 1931 г. на базе центральной научно-опытной лаборатории Анилтреста, размещавшейся прежде на современной ул. Радио.

• Бизнес-центр «Большая Садовая 2/46».

• Центр досуга и творчества «Пресня» (№ 3, стр. 1).

• Офисы (№ 3, стр. 2).

• Офисы (№ 3, стр. 6).

• Офисы (№ 3, стр. 8). 

Бывший детский сад.

• Офисы (№ 3, стр. 11).

• Особняк Ф. Шехтеля с флигелем-мастерской (№ 4; 1909 год постройки).  

Один из лучших московских памятников неоклассицизма; выстроен архитектором Ф. Шехтелем в 1909 г. на участке, приобретённом им до 1900 г. 

Отличается рациональностью и свободой внутренней планировки, геометрической строгостью и чёткостью наружных объёмов, монументальностью форм при небольших размерах и гармоничных пропорциях здания. В оформлении парадного фасада доминирует массивный кубический объём в центре, выделенный пластичными дорическими полуколоннами с антаблементом и карнизом. Боковые части фасада поставлены с небольшим отступом и решены более камерно; в левой части располагаются парадный подъезд и монументальная проездная арка, поверх которой плоскость стены занимает классический скульптурный барельеф; правая часть, с более мелкими и дробными членениями, украшена балконом с кованой решёткой. Композиция, которая лишена строгой симметрии и в различных своих частях по-разному пластически акцентирована, отличается уравновешенностью, согласованной чёткостью горизонтальных членений. В интерьере центральное место занимает огромная гостиная-холл (площадь более 100 м2, высота 7 м), к которой примыкают просторная передняя и столовая. За вестибюлем — кабинет и чертёжная с входом со двора, где располагалась двухэтажная студия с залом-мастерской.

Собственный дом архитектора Фёдора Шехтеля построен им в 1910 году. 

Это был последний, третий дом, который он построил для себя и, пожалуй, одно из самых совершенных творений зодчего в классическом стиле. Предыдущий особняк для своей семьи Шехтель построил в Ермолаевском переулке в 1896 году в псевдоготическом стиле, который был в моде в то время. В 1910 году пришло время других стилей, и он строит дом в стиле неоклассицизма. Получился ансамбль из двух домов – по красной линии жилой дом владельца, а во дворе был двухэтажный жилой корпус. Первоначально во дворе проектировалась мастерская с большим окном, но обстоятельства вынудили архитектора вместо неё сделать жилой дом с двумя четырёхкомнатными квартирами на первом и втором этажах. Вместе с семьей зодчего стала жить сестра его жены, сотрудник Румянцевского музея Вера Жегина и их племянница художница Вера Попова.

Фасад дома состоит из двух частей: слева – одноэтажной объём с проездной аркой и двухэтажная правая часть, ассиметричная по композиции. Декор фасада – гимн московскому ампиру начала 19 века. Правая часть двухэтажного объёма украшена торжественным портиком из четырёх приставных полуколонн дорического ордера, между ними большое трёхчастное окно-портик с изящной расстекловкой. Это окно и гостиная-холл за ним – центр композиции фасада и всего здания, своеобразный храм искусств. Идея вечной и абсолютной значимости искусства заявлена не только в композиции, но и во фризе с античными фигурами, который расположен над аркой. Он очень напоминает фриз панафенийских шествий знаменитого храма Парфенона на Акрополе. В центре композиции, выполненной по рисунку Ф. Шехтеля Афина Паллада. К ней по обеим сторонам шествуют музы живописи, скульптуры, музыки и архитектуры. Вся композиция напоминает нам о строгой величавости послепожарной Москвы. Статичности фасада противостоит динамика внутренней композиции. Она строится вокруг гигантского, в два этажа холла-гостиной, где часто устраивались выставки работ детей архитектора. По стенам здесь также висели работы его друзей художников. Жилые помещения выходили окнами во двор, который соседствовал с двором здания Московского Архитектурного общества, возглавляемого Шехтелем.

В этом особняке у Шехтелей часто бывали их друзья художники, литераторы и купцы. С сыном Львом и дочерью Верой дружил Владимир Маяковский. Здесь они готовили первый сборник его стихов «Я», иллюстрации к которому делали Лев Жегин и его друг Василий Чекрыгин, тоже проживавший тут в семье Шехтелей. Книга эта была уникальной, поскольку сделана она была ремесленным, а не типографским способом.

В 1918 году дом на Большой Садовой был национализирован, зодчий с семьёй выселены. 

За последние восемь лет жизни Шехтель сменил 3 адреса. Революция лишила его всего. После 1917 года он уже ничего не строил. Молодой республике не понадобилось мастерство великого архитектора. Шехтель тяжело болел, ютился с женой и старшей дочерью в квартире дочери Веры на Малой Дмитровке и умер от рака желудка 7 июля 1926 года.

После революции в доме проживал крупный военный, общественный и государственный деятель Роберт Эйдеман. В дворовом флигеле в середине 1930-х гг. была мастерская скульптора И. Шадра.

В 1990-х гг. в доме проживали бомжи. Они топили камин остатками уникальной мебели и деревянной обшивкой стен. 

Интерьеры особняка восстановлены силами фонда «Стратегия», которому дом принадлежит с 1993 года.

• Гостиница «Пекин» (№ 5; 1956 год постройки). 

Построена в 1940—1956 годах, архитектор Д. Чечулин. 140 номеров.

Первоначально гостиница «Пекин» символизировала дружбу между СССР и Китаем. Ресторан гостиницы был оформлен китайскими архитекторами, дизайнерами и декораторами как дар городу Москве. В наши дни отель «Пекин» бережно сохраняет внешний облик и исторический декор интерьеров здания, признанного памятником архитектуры сталинского классицизма. 

1 октября 1949 года на митинге на площади Тяньаньмэнь в Пекине было провозглашено образование Китайской Народной Республики. Москва откликнулась заверениями в дружбе, а подтверждением этой дружбы должно было стать название «Пекин», данное новой многоэтажной гостинице в самом центре Москвы. 

Начавшись еще до войны, строительство этого здания растянулось на долгие годы. Окончательно Госкомиссия приняла здание только в 1958 году. Высокие стены, уходящие в высоту на десять метров, были обтянуты плотными шелковыми полотнами с вытканными сценами из светской жизни китайской знати. Потолок украшали двенадцать хрустальных люстр, доставшиеся СССР как трофеи из Германии. Между ними и над всей ковровой дорожкой, от входа до танцевальной площадки перед оркестром, висели причудливой формы роскошные большие китайские фонарики с шелковыми кистями. У публики, впервые появившейся в «Пекине», медленно вращающиеся и неожиданно зажигающиеся фонарики вызывали бурный восторг и ассоциации с карнавалами. На первом этаже расположился ресторан «Пекин», привлекающий гостей экзотической в советской Москве китайской кухней. 

Спустя более полувека внешне «Пекин» мало изменился. Высотное здание с многофигурными барельефами над входом, как и прежде, украшает башня с часами и шпилем. Отель «Пекин» известен не только тем, что он находится в самом центре столицы, на Триумфальной площади, где высится замечательный памятник В. Маяковскому и где располагается один из старейших кинотеатров Москвы «Дом Ханжонкова», «Пекин» известен благодаря своим знаменитым соседям, в окружении которых он находится. Напротив «Пекина», через дорогу, соседствуют: концертный зал им. П. И. Чайковского, Музей музыкальной культуры им. Глинки, Театр сатиры и Театр им. Моссовета, совсем рядом — Патриаршие пруды. 

В настоящее время гостинично-офисный комплекс «Пекин» включает в себя более 142 номеров различных категорий, конференц-зал, а само здание признано историческим памятником архитектуры сталинского классицизма. На территории комплекса расположены SPA-центр, салон красоты, несколько ресторанов и кафе. Реновация номерного фонда, начатая в 2000 году поэтапно и законченная к 2010 году, тем не менее, продолжается в гостинице постоянно, руководство гостиницы строго следит за состоянием номеров, качеством сервиса, ассортиментом услуг. 

Современный «Пекин» сохранил традиционные китайские предметы интерьера: скульптуры и украшения из натурального камня, вазы из знаменитого китайского фарфора, кисейные ковры с восточным рисунком, семь огромных горизонтальных картин с выразительными пейзажами Поднебесной.

Гостиница «Пекин» располагается в центре Москвы на пересечении Тверской улицы и Садового кольца. Здание считается памятником архитектуры сталинского монументального классицизма. В свое время здесь останавливались многие известные личности, среди них — Аркадий Райкин, Марина Влади, Марсель Марсо.
Строительство гостиничного комплекса началось в 1930-х годах. Автором проекта выступил архитектор Дмитрий Чечулин. Для возведения строения использовались ценные породы древесины, гранита, мрамора. Гостиница представляет собой одиннадцатиэтажное здание, украшенное лепниной и барельефами, изображающими советских людей. Сверху его венчает башня со шпилями и часами.
Название «Пекин» дали гостинице в знак дружественных отношений советского и китайского народов. На самых верхних этажах находились люксовые номера с шестиметровыми потолками. На первом этаже располагался известный ресторан «Пекин», который был разделен на залы китайской и русской кухонь.
В 1989 году к нему примкнул совместный советско-китайский ресторан «Пекин в Москве», где работали 15 высокопрофессиональных поваров из страны Востока. Только здесь в столице можно было отведать экзотические блюда. В 1997 году нерентабельные рестораны закрыли, а «Пекин» преобразовали в гостинично-офисный комплекс.
Туристы любили гостиницу. Из окон верхних этажей были видны центральные достопримечательности столицы, пять из семи сталинских высоток. Также не обошли вниманием здание и советские режиссеры. На балконе-крыше снимался один из эпизодов фильма «Старик Хоттабыч».
Сегодня величественное здание комплекса по праву является архитектурной доминантой Триумфальной площади. По прошествии 50 лет экстерьер и интерьер здания практически не изменились. Сейчас в нем насчитывается более 140 номером, ресторан, кафе, спа-центр, салон красоты, бизнес-центр и конференц-залы.

• МФЦ (№ 6, стр. 2). 

Здание построено на месте снесённого храма святителя Ермолая на Козихе.

• Офисы (№ 8, стр. 1). Семиэтажное кирпичное здание. Год постройки: 1950-1951. Архитектор М. Посохин. 

В советское время тут было Министерство монтажных и специальных строительных работ СССР.
• Государственный музей М. Булгакова (№ 10; 1902 год постройки; бывший доходный дом Пигита; в 1921— 24 годах здесь жил М. Булгаков). 
Дом на Большой Садовой, ставший первым московским приютом Михаила Афанасьевича Булгакова, был построен в 1902-1903 годах. Он принадлежал известному московскому купцу и меценату Илье Давыдовичу Пигиту, владельцу табачной фабрики «Дукат».
Пятиэтажный доходный дом спроектирован и построен архитекторами Э.С. Юдицким и А.А. Милковым в модном тогда стиле модерн: текучие, причудливо изгибающиеся формы, растительный орнамент, лепной декор, майоликовый фриз, закругленные эркеры и балконы – все детали придавали фасаду неповторимый облик. В плане дом Пигита имел вид трапеции (три жилых корпуса соединялись с секцией художественных мастерских), внутри просторного двора бил фонтан, а перед Садовым кольцом был разбит палисадник.
Пигит сдавал квартиры внаем представителям интеллигенции: профессорам, артистам, адвокатам, докторам, художникам – а студии заняли известные мастера своего времени П. Кончаловский, Г. Якулов, Фон Бооль.
В студиях часто проходили встречи и творческие вечера, современники отмечали, что «здесь можно было увидеть «всю Москву» - от наркома просвещения до начинающего художника, от прославленного режиссёра до футуристического поэта». Дом был знаменит своими гостями, здесь бывали: живописец В. Суриков, писатели А. Толстой, Б. Пастернак, В. Иванов, С. Маршак, В. Маяковский, А. Белый, Ф. Сологуб, великие актёры И. Москвин, Б. Ливанов, В. Качалов, А. Степанова, А. Коонен, режиссеры В. Мейерхольд, А. Таиров, балерина Е. Гельцер, пианисты К. Игумнов, В. Софроницкий, композиторы С. Прокофьев, Н. Голованов, скульптор С. Конёнков, оперные исполнители Ф. Шаляпин, А. Нежданова и многие другие. Именно в этом доме познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан. И, кстати, помимо Сергея Есенина с Домом Пигита связаны имена имажинистов В. Шершеневича, А. Мариенгофа, А. Кусикова, т. к. в одной из квартир жила мать поэта Вадима Шершеневича, оперная артистка Львова. Она же была редактором и издателем книжного издательства имажинистов «Мезонин поэзии».
После революции И.Д.  Пигит продал дом Московскому Благушинскому Домовладельческому Акционерному Обществу. В годы советской власти здание стало одним из первых в Москве домов-коммун.
Для Михаила Афанасьевича Булгакова комната в квартире 50 - первый постоянный московский адрес, который оставил неизгладимый след в судьбе писателя. Неустройство коммунального быта, шумные и скандальные соседи, поющие за стенкой, ругань, побои - все нашло отражение в булгаковских фельетонах "№ 13 - Дом Эльпит-Рабкоммуна", "Самогонное озеро" и повести "Тайному другу". Когда М.А. Булгаков работал над романом "Мастер и Маргарита" и перед ним встал вопрос, где поселить Воланда со всей его свитой, то ответ пришел сразу - конечно, в "самой известной квартире в Москве"! Так появился легендарный "дом 302-бис с нехорошей квартирой 50"!
Булгаков прожил в доме на Большой Садовой в квартирах 50 и 34 чуть более трех с половиной лет, с 1921 по 1924 гг. За это время из-под его пера, помимо огромного количества фельетонов и рассказов для газет и журналов, вышел роман о гражданской войне «Белая гвардия», который и принес известность писательскому таланту М.А. Булгакова.
Дом имеет статус объекта культурного наследия, сегодня под его крышей располагается «Музей М.А. Булгакова» и Культурно-просветительский центр «Булгаковский Дом».

«Булгаковская квартира» – в московском обиходе название квартиры, где поселились «дьявольские» персонажи романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». 
«Прототипами» «Булгаковской квартиры» были две квартиры (50 и 34) в этом доме, где Булгаков жил со своей первой женой (детали интерьера заимствованы из респектабельного д. 13 по Пречистенке, где две квартиры на верхнем этаже занимал А. Фаберже, родственник знаменитого ювелира, и где не раз бывал Булгаков, любуясь высоким потолком с люстрой, на которой потом будет качаться Бегемот); этот дом описан как «дом 302-бис». 
Здание отмечено мемориальной доской, напоминающей, что здесь разворачивалось действие известного романа и несколько лет жил сам его создатель. 
Здание было построено в 1903 архитектором А. Милковым для купца и владельца табачной фабрики «Дукат» Ильи Пигита (в одном из булгаковских рассказов — Эльпита). 
В этом же доме в кв. 38 С. Есенин познакомился с Айседорой Дункан, а в мастерской П. Кончаловского, расположенной тут же, собирались художники «Бубнового валета». 
В романе Булгакова в «доме 302-бис» находилась квартира, которая, по словам рассказчика, «давно пользовалась если не плохой, то во всяком случае странной репутацией». 
Во времена Булгакова неподалёку от этого дома располагались московский мюзик-холл, театр оперетты, театр народного творчества, Второй Госцирк, Киноцирк. Происходившие там представления могли давать материал для изображения сеанса чёрной магии — одного из эпицентров сюжетного действия романа. «Тёмные силы», действующие в произведениях Булгакова, так или иначе связаны с этой таинственной квартирой: здесь проходил бал Сатаны, пробежала Аннушка с подковой в платке, проволокли избитого Варенуху. 
С 1980-х гг. «Булгаковская квартира» стала одним из излюбленных мест литературного паломничества в Москву.
Дом на Большой Садовой, ставший первым московским приютом Михаила Афанасьевича Булгакова, был построен в 1902-1903 годах. 

Пятиэтажный доходный дом спроектирован и построен архитекторами Э. Юдицким и А. Милковым в модном тогда стиле модерн: текучие, причудливо изгибающиеся формы, растительный орнамент, лепной декор, майоликовый фриз, закругленные эркеры и балконы – все детали придавали фасаду неповторимый облик. В плане дом Пигита имел вид трапеции (три жилых корпуса соединялись с секцией художественных мастерских), внутри просторного двора бил фонтан, а перед Садовым кольцом был разбит палисадник.

Пигит сдавал квартиры внаем представителям интеллигенции: профессорам, артистам, адвокатам, докторам, художникам – а студии заняли известные мастера своего времени П. Кончаловский, Г. Якулов, Фон Бооль.

В студиях часто проходили встречи и творческие вечера, современники отмечали, что «здесь можно было увидеть «всю Москву» – от наркома просвещения до начинающего художника, от прославленного режиссёра до футуристического поэта». 

Дом был знаменит своими гостями, здесь бывали: живописец В. Суриков, писатели А. Толстой, Б. Пастернак, В. Иванов, С. Маршак, В. Маяковский, А. Белый, Ф. Сологуб, великие актёры И. Москвин, Б. Ливанов, В. Качалов, А. Степанова, А. Коонен, режиссеры В. Мейерхольд, А. Таиров, балерина Е. Гельцер, пианисты К. Игумнов, В. Софроницкий, композиторы С. Прокофьев, Н. Голованов, скульптор С. Конёнков, оперные исполнители Ф. Шаляпин, А. Нежданова и многие другие. 

Помимо Сергея Есенина с домом Пигита связаны имена имажинистов В. Шершеневича, А. Мариенгофа, А. Кусикова, т. к. в одной из квартир жила мать поэта Вадима Шершеневича, оперная артистка Львова. Она же была редактором и издателем книжного издательства имажинистов «Мезонин поэзии».

После революции И. Пигит продал дом Московскому Благушинскому Домовладельческому Акционерному Обществу. 

В годы советской власти здание стало одним из первых в Москве домов-коммун.

Для Михаила Булгакова комната в квартире 50 – первый постоянный московский адрес, который оставил неизгладимый след в судьбе писателя. Неустройство коммунального быта, шумные и скандальные соседи, поющие за стенкой, ругань, побои – все нашло отражение в булгаковских фельетонах "№ 13 - Дом Эльпит-Рабкоммуна", "Самогонное озеро" и повести "Тайному другу". 

Когда М. Булгаков работал над романом "Мастер и Маргарита" и перед ним встал вопрос, где поселить Воланда со всей его свитой, то ответ пришел сразу - конечно, в "самой известной квартире в Москве"! Так появился легендарный "дом 302-бис с нехорошей квартирой 50"!

Булгаков прожил в доме на Большой Садовой в квартирах 50 и 34 с 1921 по 1924 гг. За это время из-под его пера, помимо огромного количества фельетонов и рассказов для газет и журналов, вышел роман о гражданской войне «Белая гвардия», который и принес известность писательскому таланту М.А. Булгакова. О Михаиле Булгакове см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_19.html.

Сегодня под крышей этого дома располагается «Музей М. Булгакова» и культурно-просветительский центр «Булгаковский Дом».

Мемориальный музей Михаила Булгакова находится по адресу его первой московской квартиры, в которой он прожил три года. Это место стало прообразом «нехорошей квартиры». В постоянной экспозиции — личные вещи писателя, семейные фотографии, книги.

Когда-то роскошный доходный дом, построенный на деньги миллионера Ильи Пигита, владельца табачной фабрики «Дукат», был после революции приспособлен под первую рабочую коммуну. Дом №10 стал жить «двойной жизнью»: в студиях художников Петра Кончаловского и Георгия Якулова, находившихся в корпусе во дворе дома 10, по-прежнему можно было встретить Айседору Дункан и Сергея Есенина, Алису Коонен и Андрея Белого, Василия Сурикова и Федора Шаляпина, имажинистов и футуристов, членов художественной группы «Бубновый валет», да и весь цвет московской богемы, а в остальных квартирах варили самогон, писали доносы, дрались, играла гармоника, проходили общественные собрания, а Аннушка Горячева по прозвищу Чума из «пятидесятой» закатывала скандалы. Эту неприглядную сторону жизни дома ярко описал сам Булгаков в рассказах «№13 – дом Эльпит-Рабкоммуна», «Псалом», «Самогонное озеро», и, наконец, в романе «Мастер и Маргарита». Коммунальная квартира №50, в которой с 1921 по 1924 год жили Михаил Булгаков и его жена Татьяна Лаппа, стала прообразом той самой «Нехорошей квартиры», где обосновался Воланд со свитой, и где находится та самая таинственная лестница, ведущая в иное измерение. 

Прошли годы, и уже сама лестница подъезда № 6 становится зачарованным местом: с 1970-х годов сюда приходят люди, чтобы посидеть на тех самых ступенях, где Аннушка нашла подковку, вспомнить любимые фрагменты из Романа, попеть и помечтать. Лестница становится одним из неформальных культурных центров на карте Москвы 80-90-х годов. 

На чердаке организуется «Академия хиппи», а стены подъезда покрываются во много слоев рисунками, цитатами из булгаковских произведений, признаниями в любви к Булгакову и его героям. 

Все эти годы дверь квартиры № 50 для поклонников писателя была закрыта – внутри находилась проектная организация. 

Наконец, с 1990-х годов здесь обосновался Фонд им. М. Булгакова, а затем, с апреля 2007 года – и официальный, единственный в России музей Булгакова. 

Теперь в «Нехорошей квартире» блуждают уже не только тени литературных героев и бывших жильцов. Она открыта для всех, кто стремится попасть внутрь Романа, узнать больше о Булгакове и о его эпохе, пообщаться с единомышленниками. Постепенно создается постоянная экспозиция – на основе коллекций племянниц Булгакова Е. Земской и В. Светлаевой, а также коллекции В. Дименко. В квартире проходят спектакли театра «КомедиантЪ», концерты джаза первой половины 20 века и столь любимой М. Булгаковым классической музыки, выставки и тематические семинары (культурологические клуба «Новая Москва» и литературно-философские Булгаковского дискуссионного клуба), а также, ставшие уже традиционными встречи рок-кабаре Алексея Дидурова.

Часы работы: с 13.00 до 23.00 ежедневно. В летний период по выходным музей работает и ночью. Вход в музей свободный.
Памятник Коровьеву и Бегемоту – во дворе.
Памятник, посвященный самым обаятельным персонажам бессмертного романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", был установлен 15 мая 2011 года перед входом в музей "Булгаковский дом". Скульптура была изготовлена Александром Рукавишниковым в 1999 году, но так и не была установлена, а хранилась возле мастерской скульптора на Большой Молчановке. В 2011 году, к 120-летию со дня рождения Михаила Булгакова, скульптуры Фагота (Коровьева) и кота Бегемота были установлены возле музея Булгакова.

• Военный университет Министерства обороны (№ 14; с 1919 года; бывшая Военно-политическая академия имени В. Ленина). 

В 1868 г. бывшее владение генерал-майорши М.В. Поляковой становится территорией Комиссаровского технического училища при Дамском попечительстве о бедных. Главное здание училища было перестроено архитектором К.В. Гриневским из жилого дома с флигелем. Двухэтажное желтое здание (строение 6) повторяет линию Благовещенского переулка.

Сама школа основана в 1865 г., а через год, в 1866-м ей было присвоено имя шапочного мастера О.И. Комиссарова, спасшего императора Александра II при покушении на него Д.В. Каракозова 4 апреля 1866 года.

Первоначально школа располагалась в небольшом домике в Трёхпрудном переулке, но благодаря пожертвованиям предпринимателя Петра Ионовича Губонина, который, по словам Витте, «представлял собой толстопуза, простого русского мужика, с большим здравым смыслом, но почти без всякого образования», а также педагога школы, инженера Христиана Христиановича Мейена, стала возможной покупка обширного владения, которое позднее увеличилось за счет соседних участков.

Училище было призвано «содействовать к увеличению опытных механиков», в частности для локомотивных заводов. При училище имелись учебно-механические мастерские, а также вагонный завод, который располагался по обе стороны Большой Садовой улицы.

Поступить в училище было трудно, конкурс достигал 6-7 человек на место. При училище находился пансион, где жили учащиеся.

В список предметов, изучаемых в стенах училища, входили Закон Божий, русский язык, история, немецкий язык, несколько курсов математики, физика, механика, черчение.

К началу ХХ в. Комиссаровское училище занимало всю территорию от Тверской улицы до Ермолаевского переулка, ограничиваясь Большой Садовой улицей и Благовещенским переулком. В здании по Благовещенскому переулку находились столовая, актовый зал и хозяйственные помещения.

В 1871 году по инициативе П. Губонина в торцевой части здания была устроена домовая церковь имени Александра Невского – покровителя императора Александра II. Архитектором церкви так же был Гриневский, однако для доработки его проект отдали знаменитому скульптору-мраморщику П.С. Кампиони.

В советские годы церковь была упразднена и только несколько лет назад при восстановлении здания вновь переоборудована под церковное помещение.

Главное здание училища соединено переходом с центральным ученым корпусом (строение 3), построенным в 1891-92 гг. по проекту архитектора М. К. Геппенера. Краснокирпичное здание с орнаментом из светлого кирпича характерно для знаменитого московского архитектора.

В учебном корпусе размещались все научные, рисовальные и чертежные классы училища. Вестибюль и шинельная были в отдельной одноэтажной пристройке, которая соединялась с трехэтажным административным корпусом. В нем располагалась квартира директора, а также канцелярия и физический кабинет.

На остальной территории училища располагались деревянные и каменные дома с квартирами служащих и служителей, прачечная, больница для воспитанников, также здесь была спортивная площадка, беговая и велодорожки, каток, кегельбан и теннисный корт.

1880-1900 гг. в обновлении классного корпуса училища принимал участие известный архитектор Н.А. Ипатьев.

Летом 1904 г. центральный корпус был надстроен четвертым этажом. Здесь были оборудованы лаборатории: физическая, электротехническая, электроизмерительная, механическая.

После 1917 года Комиссаровское техническое училище было преобразовано в Первый Московский механико-электротехнический техникум, а потом в институт им. М.В. Ломоносова. Руководил институтом Г.М. Крижановский.

В 1930-х гг. здания занимали институты: сельскохозяйственного машиностроения имени М.И. Калинина, Автотракторный, Автомеханический имени И.В. Сталина, Машиностроительный имени ИЛ. Лепсе.

В 1980-х гг. комплекс учебных корпусов в Благовещенском переулке принадлежал Министерству обороны СССР, здесь находилась Военно-политическая академия имени В.И. Ленина.

В 1986 году возник проект постройки нового корпуса академии—на месте бывшего главного корпуса КТУ с сохранением лицевых фасадов и включением в проектируемый объем северо-восточной «купольной части» (то есть церкви). Проект был воплощен в жизнь лишь частично: в 1989-м на пересечении Благовещенского и Ермолаевского переулков было построено здание столовой академии. При этом старое здание КТУ не пострадало. 

В 1996 году здание бывшего главного корпуса КТУ с церковью было приватизировано и продано с аукциона. В 2002 году владелец получил разрешение на его реконструкцию с надстройкой двух этажей, созданием двухуровневой подземной стоянки, обязавшись при этом восстановить в первоначальном виде храм Александра Невского для последующей его передачи Русской Православной Церкви. 

В 2009 году здание было признано выявленным объектом культурного наследия и принято под государственную охрану, после чего из проекта исключили строительство дополнительных этажей и подземных гаражей. 

К этому времени состояние здания стало аварийным: отсутствовала крыша, провалились перекрытия, прогнили деревянные конструкции. Частично сохранился искусственный мрамор и паркет в интерьерах. В соответствии с проектом реставрации были восстановлены три фасада—главный и два торцовых (хотя один из них оказался на расстоянии 80 сантиметров от соседнего дома, построенного в советскую эпоху). Прогнившие внутренние перекрытия заменили. Ввиду того, что существующие фундаменты заложены на небольшую глубину (60–80 см от уровня земли), их инъектировали и укрепили, но решили не подвергать излишней нагрузке. С этой целью создали новый независимый каркас здания с кровлей, который не опирался на старые наружные стены.

Были отреставрированы интерьеры церкви и парадного зала на втором этаже, примыкавшего к церкви. Перед извлечением обрушившихся перекрытий демонтировали все элементы декора, которые реставрировались прямо на объекте. Воссоздать их удалось полностью, без утрат. В помещении церкви восстановили барабан и главку. Деревянные конструкции церковного шатра, имевшего необычную форму, сохранили, чтобы снять с них нагрузку, свод укрепили металлическим каркасом. 

Сейчас здание занимает бизнес-центр «Резиденция „Дом на Маяковке”», в котором располагаются различные компании и офисы.

 В 2012 году на объекте завершен комплекс противоаварийных и реставрационных работ.
Здание для Механического института им. М.В. Ломоносова, которое позднее заняла Военно-политическая академия им. В.И. Ленина, было решено построить рядом с парком «Аквариум» в конце 1920-х гг. Архитекторами здания были А. Щусев и Г. Яковлев.

Строительство завершилось в 1934 г. На фасаде здания располагается полукруглый висячий эркер, ленточные окна верхних этажей, вертикальные окна лестничных клеток, что характерно для архитектуры конструктивизма. Посередине фасада над крышей находятся квадратные часы, вмонтированные в прямоугольный выступ. А. Щусев и Г. Яковлев создали отнюдь не типовую застройку. Это здание интересно и изящно в своей простоте.

Однако здание института в стиле авангард сложнее и больше, чем это представляется со стороны Б. Садовой. Оно разбито на три корпуса, соединенных между собой. Со стороны сада в здании запланированы огромные застекленные пространства — сплошное остекление.

Если внимательно вглядеться в ассиметричную плоскость фасада, то можно увидеть, что в состав нынешнего здания института вошли прежние постройки, сохранившиеся по Б. Садовой к 1920 г.

Квартал между церковью святого Ермолая и парком «Аквариум» был типичным для 1816–1823 гг. Здесь располагались усадьбы с палисадниками и садами, сделавшими эту улицу Садовой.

До начала ХХ в. на участке дома 14 располагалось два владения: Евы Порфирьевны и Сергея Дмитриевича Дмитриевых и Исаака Соломоновича Соловейчика. Двухэтажный дом Дмитриевых угадывается в правой части здания.

Кандидат прав И.С. Соловейчик владел несколькими участками (в том числе и садом «Аквариум») по Б. Садовой улице с 1897 г. (В середине XIX в. при прежнем хозяине сад именовался «Чикаго».)

В 1907 г. состоялся формальный раздел владения И.С. Соловейчика на две части: восточную (сад развлечений) и западную (жилую и торгово-ремесленную).

После революции было решено объединить владения Дмитриевых и Соловейчика и построить на их месте здание Механического института им. М.В. Ломоносова.

11 января 1938 г. здание занимает Военно-политическая академия им. В.И. Ленина, которую перевели на это место из Ленинграда. Ордена на фасаде здания принадлежат академии, в задачи которой входила подготовка военно-политических работников для Красной Армии и Флота.


С 1860-х годов и до начала 20 века на территории нынешнего ВУ располагалось Комиссаровское техническое училище. (Осип Комиссаров (1838—1892) — шапочный мастер, уроженец Костромской губернии, который 4 апреля 1866 года спас жизнь императора Александра II, отведя в сторону руку покушавшегося на императора Каракозова, за что был возведён в потомственное дворянство с фамилией Комиссаров-Костромской.) 

Комиссаровское техническое училище открыто при первом арбатском отделении попечительства о бедных в Москве, на средства Губонина и Мейена, в 1865 г. и названо так по случаю события 4 апреля 1866 г. 

Учащиеся — пансионеры и приходящие. Предметы обучения во всех 5 классах: Закон Божий, русский язык, история всеобщая и русская, естественная история, немецкий язык, арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, начертательная геометрия, механика, физика, технология, чистописание, рисование и черчение. 

До 1869 г. оно было ремесленной школой, в которой, кроме общего образования, преподавались ремесла портняжное и переплетное, и состояло до 1871 г. из трех классов. 

По уставу 1878 г. введены счетоводство и понятия о строительных материалах, что сближало училище с открытым в том же году в СПб. ремесленным училищем Цесаревича Николая. 

После революции здесь размещались несколько учебных заведений, в т.ч. Механический институт им. Ломоносова.

Главное здание, выходящее на Б. Садовую (сейчас корпус № 1) построено по проекту архитектора Щусева. 

Механический ин-т им. М. Ломоносова 1929-1934, архитекторы А. Щусев, Ю. Яковлев Здание — дань А. Щусева конструктивизму — обладает многими чертами этого направления: «лежачие окна», обширные витражи, вертикальные выступы, в том числе и криволинейной формы. Стоит обратить внимание на боковой, выходящий в садик фасад со сплошным остеклением. Характерная деталь главного фасада — квадратные часы, вмонтированные в прямоугольный выступ, поднимающийся над крышей.

Бывшая Военно-политическая академия им. В. Ленина.

Военный университет, созданный на базе Гуманитарной академии Вооруженных Сил и Военной академии экономики, финансов и права, является многопрофильным учебным заведением, ведущим учебно-методическим центром ВС РФ, осуществляющим подготовку офицерских кадров по гуманитарному, юридическому и филологическому направлениям.

Днем образования Военного университета считается 5 ноября (день формирования в 1919 году Учительского института Красной Армии).

Строительство здания нынешнего университета (стр. 1) завершилось в 1934 г. 

В 1938 г. из Ленинграда сюда переехала Военно-политическая академия им В. Ленина. 

На фасаде здания располагается полукруглый висячий эркер, ленточные окна верхних этажей, вертикальные окна лестничных клеток, что характерно для архитектуры конструктивизма. Посередине фасада над крышей находятся квадратные часы, вмонтированные в прямоугольный выступ. Архитекторы А. Щусев и Г. Яковлев создали отнюдь не типовую застройку. Это здание интересно и изящно в своей простоте. Оно разбито на три корпуса, соединенных между собой. Со стороны сада в здании запланированы огромные застекленные пространства — сплошное остекление. 

Если внимательно вглядеться в ассиметричную плоскость фасада, то можно увидеть, что в состав нынешнего здания вошли прежние постройки, сохранившиеся по Б. Садовой к 1920 г. 

Квартал между церковью святого Ермолая и парком «Аквариум» был типичным для 1816–1823 гг. Здесь располагались усадьбы с палисадниками и садами, сделавшими эту улицу Садовой.

До начала ХХ в. на участке дома 14 располагалось два владения: Евы и Сергея Дмитриевых и Исаака Соловейчика. 

Двухэтажный дом Дмитриевых угадывается в правой части здания. 

Здание является памятником конструктивизма.

В 1934-1938 здесь размещалась Военно-транспортная академия РККА им. Л. Кагановича. 

В 1938 году академия была переведена в Ленинград, а на её место из Ленинграда же перехала Военно-политическая академия им. В. Ленина.

С 1991 года — Гуманитарная академия Вооружённых Сил.

С 1994 года — Военный университет Министерства обороны Российской Федерации.

Перед входом гранитная доска, на которой написано: "Михаил Иванович Калинин выступал в этом здании перед личным составом академии 19 сентября 1940 и 5 июня 1941 гг."

– Стр. 4. Здание бывшего Комиссаровского технического училища. 

Административный корпус – 1892 гг., архитектор – Максим Геппенер.

Здания бывшего Комиссаровского технического училища, основанного в 1865 г. видным педагогом, инженером X. Мейном на средства богатого железнодорожного дельца П. Губонина и названного по фамилии мещанина, спасшего Александра II, когда в него стрелял Д. Каракозов. 

Сначала это заведение было ремесленной школой, а потом стало средним техническим училищем, где готовились специалисты-механики. Училище имело большие заслуги в создании отечественных кадров, его выпускники, "комиссаровцы", были желанными работниками на любых заводах и фабриках в России. Поступить туда было довольно трудно - конкурс достигал шести-семи человек на место.

После Октябрьского переворота 1917 г. училище было преобразовано в механико-электротехнический техникум, а потом в институт имени М. В. Ломоносова, которым руководил Г. Кржижановский и где преподавали такие крупные ученые, как Е. Чудаков, Б. Стечкин, В. Кулебакин, Р. Классон и др.

В 1930-х гг. здесь находилось несколько институтов: сельскохозяйственного машиностроения имени М. Калинина, Автотракторный, 
Автомеханический имени И. Сталина, Машиностроительный имени И. Лепсе. 

Среди выпускников Комиссаровского училища не только такие известные конструкторы как Б. Шпитальный (авиационного вооружения) и В. Климов (авиационных двигателей), но и артист МХАТ М. Яншин.

– Стр. 6. Училище готовило мастеров и специалистов для заводов. 

Названо в честь О. Комиссарова, который спас Александра II от пули в 1866 г. 

Домовая церковь святого благоверного князя Александра Невского при бывшем Комиссаровском училище была закрыта и частично разрушена в 1920 г.

– Стр. 4 – здания бывшего Комиссаровского технического училища 19 — начала 20 веков; Комиссаровское техническое училище было основано в 1865 году. Названо было училище по имени мещанина Комиссарова, который спас царя Александра II, когда в него стрелял Д. Каракозов. Главный учебный корпус училища был построен архитектором К. Гриневским в 1854-1871 годах. Позже, в 1880-1900 годы, в обновлении классного корпуса училища принимал участие такий известный архитектор как Н. Ипатьев.

К главному корпусу училища был пристроен храм, освященный митрополитом Иннокентием в августе 1871 года. Домовая церковь при Комиссаровском техническом училище, представляющая собой в архитектурном исполнении кубическое здание, имеющее одноглавое покрытие, одной из первых стала самой известной церковью Москвы в ряду храмов, посвящённых святому князю. После революции 1917 года Комиссаровское техническое училище было преобразовано в механико-электротехнический техникум, потом в институт имени М. Ломоносова.
Церковь была закрыта и частично разрушена в 1920 году. В 1930-х годах в этом здании размещались институт сельскохозяйственного машиностроения имени М. Калинина, Автотракторный институт, Автомеханический институт им. Сталина, Машиностроительный институт имени И. Лепсе).
• Театр имени Моссовета (№ 16). 
Создан в 1923 г. под названием Театр имени МГСПС, с 1930 г. – театр имени МОСПС, с 1938 г. – современное название; с 1964 г. – академический. 
С первых дней создания стал лабораторией новой советской драматургии. Е. Любимов-Ланской, возглавлявший театр в 1925—40 гг., поставил здесь «Шторм» В. Билль-Белоцерковского (1925), «Цемент» по Ф. Гладкову (1926), «Город ветров» В. Киршона. 
В 1940—77 гг. главным режиссёром театра был Ю. Завадский. В спектаклях, поставленных в эти годы, условная форма режиссёрского решения, театральность сочетались с психологической нюансировкой, обстоятельностью анализа драматических характеров. Неизменно помещая в центр спектакля актёра, Завадский придавал большое значение изобразительной стороне постановок, среди которых: «Трактирщица» К. Гольдони (1940), «Нашествие» Л. Леонова (1943), «Маскарад» М. Лермонтова (1952, 1963), «Василий Тёркин» по А. Твардовскому (1961, 1972), «Глазами клоуна» по Г. Бёллю (1968). Важной вехой в овладении моссоветовцами русским классическим наследием стал спектакль «Петербургские сновидения» (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание», 1969). Работа над освоением творчества Достоевского была продолжена в постановке «Братья Карамазовы» (1982) режиссёра П. Хомского, с 1985 ставшего главным режиссёром театра. Среди спектаклей 80-х — начала 90-х гг.: «Цитата» Л. Зорина (1986), «Торможение в небесах» Р. Солнцева (1988), «Иисус Христос — суперзвезда» Э. Уэббера и Т. Райса (1990), «У врат царства» К. Гамсуна (1991), «На Золотом озере» Э. Томпсона (1992), «Белая гвардия» по М. Булгакову (1993), «Ошибки одной ночи» О. Голдсмита (1994), «Фома Опискин» (по повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», 1995).
В составе труппы в разные годы: Н. Мордвинов, Л. Орлова, Р. Плятт, Ф.Г. Раневская, Н. Дробышева, Г. Жжёнов, Е. Стеблов, В. Талызина, Г. Тараторкин, М. Терехова, С. Юрский и др.
Первоначально работал в здании театра «Эрмитаж» (улица Каретный ряд, 3), в 1947—59 гг. — в здании бывшего Введенского народного дома (площадь Журавлёва, 1). 

С 1959 г. – в новом здании (архитектор М.С. Жиров) на территории сада «Аквариум».
Один из старейших театров Москвы. Создан в 1923 году литератором и режиссером Сергеем Прокофьевым как театр Московского губернского совета профсоюзов. Сегодня в театре действуют 2 сцены: основная и «под крышей». 
В настоящее время художественным руководителем театра является народный артист РСФСР Павел Хомский.
В репертуаре театра более 30 спектаклей по произведениям отечественной и мировой драматургии, представляющих широкий спектр жанров и эстетических направлений, интересных зрителям всех возрастных категорий. Здесь идут спектакли, поставленные режиссерами разных творческих школ и направлений: Павлом Хомским, Юрием Ереминым, Андреем Кончаловским, Ниной Чусовой, Андреем Житинкиным, Павлом Сафоновым и другими.

• Капсульный отель "Sleepbox Hotel Tverskaya" (№ 16, стр. 2).

• Офисы (№ 16, стр. 4). 

• Ресторан «Старлайт» (№ 16, стр. 5).

Жилые дома:

8 этажей (№№ 1 и 3, стр. 1; 1939 год постройки). Сталинский ампир. Кирпичные.

5 этажей (№ 3, стр. 7 и 10; 1902 и 1913 годы постройки). Кирпичные.

12 этажей (№ 5, 2016 год постройки). Два корпуса апартаментов в составе комплекса «Сады Пекина».

7 этажей (№ 6; 1914 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – театр МОСТ. Московский Открытый Студенческий Театр – преемник знаменитого Студенческого театра МГУ. Он стал первым в России университетским театром, получившим статус государственного.

Достопримечательности:

Театр имени Моссовета (№ 16).

Московский Открытый Студенческий Театр – «МОСТ» (№ 6).

Государственный музей М. Булгакова (№ 10).

Музей-театр «Булгаковский домъ» (№ 10).

Здания 18 – начала 20 веков.


Зона отдыха:

Сад «Аквариум»

История сада необычна. Долгое время тут располагались огороды Новодевичьего монастыря. В 1867 году Акционерное общество снабжения железнодорожными принадлежностями построило на этом месте мастерские, разросшиеся в цехи механического завода братьев Малкиель. В 90-х годах Русское техническое общество устроило здесь Первую московскую электрическую выставку. В 1893 году Малкиели всё же решили использовать этот лакомый участок земли под увеселительный сад с громким названием «Чикаго». В новом, появившемся на карте города, увеселительном заведении расположились летний театр, аттракционы, рестораны - всё это было изобретательно иллюминировано. Сад быстро стал одним из самых посещаемых публикой мест. Здесь всё сияло, переливалось, мигало гирляндами бесчисленных электрических лампочек, приглашало посетить новый оазис вечернего досуга. В 1898 году весь этот развлекательный сгусток арендует все тот же Шарль Омон, переименовавший «Чикаго» в более теплое – «Аквариум». В глубине сада вырос украшенный резьбой и позолотой летний концертный зал «Олимпия» и рядом театрик, названный «Буфф», больше напоминавший сарай, но все равно переполненный невзыскательной публикой. Аллеи сада «Аквариум» пестрели афишами артистов зарубежных и отечественных. Всё хотелось посмотреть, всех увидеть, посидеть в ресторанчиках, послушать заезжих оркестрантов. Масса гуляющей публики не расходилась подолгу. Не случайно сюда зачастил для наблюдений за нравами и типажами А. П. Чехов. К чести составителей летней программы, помимо артистов легкого жанра, в саду «Аквариум» с успехом гастролировали известные всей России драматические и оперные мастера сцены. Не обходилось в саду без организации популярных чемпионатов по борьбе с участием русских богатырей, таких, как И. Поддубный, И. Заика. Запускались и бывшие тогда новинкой «гигантские воздушные шары», на которых желающие могли совершить воздушное путешествие без гарантии счастливого финала и с неизвестным местом приземления.

Звездный период сада «Аквариум» пришелся на 1904-1907 гг. 
Это было время ярких, интересных программ, гастролей крупных артистов, удачного преобразования аллей и уголков сада, появления больших аквариумов, каких-то невероятных по красоте цветочных клумб и т.д. В эти же годы театральный зал «Олимпия» арендовала известная труппа Частной оперы Сергея Зимина. Сам Зимин вложил много средств в совершенствование сцены, зала, подбор выдающихся певцов, создание костюмов. У Зимина выступали ставшие впоследствии знаменитыми певцы и дирижеры, звучала серьезная классическая музыка. В 1907 году это замечательное здание сгорело и долгие годы стояло в руинах, прежде чем его привели в порядок.

В 30-е годы двадцатого столетия, в «Аквариуме» некоторое время работал Театр-студия имени М.Н. Ермоловой. В саду в это время осталось менее трети прежних увеселений. Он постепенно приходил в запустение. В конце 50-х годов возле пожарища началось строительство нового здания Театра имени Моссовета, и все оставшиеся в саду художественные изыски, каскады, водяные затеи, ландшафтные находки были утрачены. Да и само название «Аквариум» потеряло смысл. В 1959 году в левом дальнем углу бывшего сада увеселений был открыт театр на 1300 мест - Театр имени Моссовета, который и ныне благополучно ставит там свои спектакли.

В 1975 году вход в сад оформили массивной решеткой с воротами. Ныне «Аквариум» служит зеленым фойе театра Моссовета, местом отдыха окрестных жителей, игр и прогулок детворы. Здесь опять разбили клумбы и открыли фонтаны.

Один из первых увеселительных садов Москвы. Площадь около 1 га. Известен с конца 19 в. под названием «Чикаго»; принадлежал инженеру М. Малкиелю. В саду находились рестораны, открытые эстрады, а также театр, перед которым размещался бетонный бассейн с фонтанами, верандами и гротом. В 1898 году сад был арендован антрепренером Ш. Омоном, который дал ему название «Аквариум», построил зал «Олимпия» и театр «Буфф». В начале 20 в. здесь был открыт один из первых в Москве кинотеатров, который также назывался «Аквариум».

Ныне на территории сада не сохранилось ни одного из прежних сооружений, кроме фундаментального здания цирка Никитиных (построено в 1911 году), перестроенного для Театра сатиры. В 1959 году на месте старого театра было построено новое здание Театра имени Моссовета. В 1975 году сад «Аквариум» был реконструирован. Зеленые насаждения разнообразны по составу пород: хвойные и лиственные деревья, декоративные кустарники, разбиты цветники — всё это служит зеленым фойе для посетителей театра.

Небольшой парк в центре города. Его история началась с 1893 года, когда во владениях крупного московского домовладельца С. М. Малкиеля открылся сад «Чикаго». Здесь был театр, несколько эстрад, павильон, в центре размещался большой фонтан с водопадом, железная ажурная башня для иллюминаций. 


Сад имеет репутацию «театрального оазиса», поскольку рядом располагаются Театр имени Моссовета и Московский академический театр сатиры.


Проезд:

Метро «Маяковская».


Видео:




Состояние на 4.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий