четверг, 27 октября 2016 г.

Черниговский переулок

Расположение:

Переулок проходит по району Замоскворечье (ЦАО) от Пятницкой улицы до улицы Большая Ордынка. 

Недалеко – Москва-река и метро «Новокузнецкая».

Описание:

Переулок с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Очень извилистый. Длина – около 200 метров.

История:

Переулок назван в 17–18 веках по храму Черниговских мучеников и исповедников, который был возведен в 1675 г. на месте встречи в 14 веке мощей черниговского князя Михаила и его боярина Феодора, убитых в Золотой Орде в 1245 году.


В 2016 году переулок был реконструирован по программе «Моя улица».

Нежилые объекты:

• Православный храм князя Михаила и боярина Феодора, Черниговских чудотворцев (№ 3).

Центральное викариатство, Москворецкое благочиние. Патриаршее подворье. 

История: построен в 1675 г., а вскоре перестроен на деньги купчихи И. Малютиной; обновлялся в 19 и начале 20 вв. Ограда – 19 в. В 1924 г. – закрыт и сильно пострадал (в нем был склад). Снова открыт в 1993 г. 

Арх-ра: стиль – «русское узорочье»; состоит из основного объема с апсидой и 5 главами, трапезной и притвора. 

Декор: кокошники, оконные наличники, порталы, вытянутые барабаны. 

Святыни: ковчег с мощами многих святых. 

Духовенство: настоятель – митрополит Иларион Волоколамский, Алфеев (род. в 1966 г.); другие клирики: священники Михаил Немнонов и Алексей Сафонов. 

Богослужение: по выходным и большим, а также чтимым праздникам утром в 8.00 (по воскресеньям – в 9.00), накануне воскресений и больших праздников вечером – в 17.00. 

Сайт есть, но он общий для этого храма и соседнего храма Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором (весьма бедный содержанием).


Эта церковь дала название всему переулку – Черниговский. При взгляде со стороны Пятницкой улицы невольно возникает вопрос: почему две церкви поставлены так близко друг от друга? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться на 600 лет назад. В 14–15 веках в этой части Замоскворечья существовал Ивановский под Бором монастырь, главный собор которого был освящён в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. В 1530-х годах мать будущего царя Ивана IV Грозного, княгиня Елена Глинская, перенесла монастырь на Кулишки – там он находится и сегодня. В Замоскворечье же остались его церкви, превращённые в приходские. В 1625 году напротив Иоанно-Предтеченского храма, на бывшей монастырской земле, была построена деревянная церковь, освящённая в честь святых Михаила и Фёдора Черниговских, канонизированных в лике мучеников – они были убиты в Золотой Орде за отказ поклониться идолам. В 1578 году, на этом месте торжественно встречали перенесенные из Чернигова мощи. Церковь была выстроена как памятник этому событию. В 1675 году на средства купчихи Иулиании Малютиной сооружена каменная пятиглавая церковь, сохранившаяся до наших дней практически без изменений.
Храм Черниговских чудотворцев выстроен в традиционных формах церковного зодчества XVII века. Ранее с западной стороны к храму примыкала шатровая колокольня, однако ещё в 18 веке она была разобрана по причине ветхости. В остальном храм остался прежним, увенчан пятью главами, под которыми расположено два ряда декоративных кокошников.

Православные богослужения в храме прекратились в 1924 году, после чего он некоторое время действовал как молитвенный дом баптистов. В 1934 году он окончательно был закрыт и превращён в склад, в результате чего интерьеры были полностью уничтожены. В 1970-х годах была проведена реставрация: восстановлены снесенные при советской власти барабаны с главами, четырехскатная крыша снята и раскрыты находившиеся под ней кокошники. Главы покрыты зеленой поливной черепицей.

В 2012 году начались реставрационные работы на всем архитектурном комплексе Черниговского Патриаршего подворья, включающего в себя церковь Черниговских чудотворцев, храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором, его колокольню и доходный (странноприимный) дом.
К тому времени здание церкви Черниговских чудотворцев находилось в неудовлетворительном состоянии, часть росписей была утеряна, а участок прилегающей территории запущен и неблагоустроен. На первом этапе работ проводились реставрация и воссоздание ограждения церковной территории. На памятнике были усилены фундаменты и грунты основания, укреплены кирпичные стены и своды, отреставрирована стропильная система и кровля. особое внимание уделялось реставрации и воссозданию главок крестов с подкрестными яблоками. Проект предусматривал также ремонтно-реставрационные работы по фасадам, реставрацию белокаменных крылец входов и цоколя, а также деревянного перекрытия притвора, воссоздание дубовых оконных блоков. В интерьерах проводились реставрационно-консервационные работы по монументальной масляной живописи.

Построена в 1675 г. на средства купчихи И. Малютиной на территории бывшего Ивановского монастыря, располагавшегося здесь в 15 — начале 16 вв. 

Существующему зданию предшествовала деревянная церковь, документально зафиксированная в 1625 г. Престол посвящён русским святым — черниговскому князю Михаилу Всеволодовичу и его боярину Фёдору, убитым в Орде по приказу Батыя в 1246 г. Их мощи хранились в Чернигове, а в 1572 г. были перевезены в Москву. Церковь отмечает место встречи мощей перед въездом в город. 

Поставлена на изломе переулка, напротив церкви Иоанна Предтечи под Бором. Два храма вместе с другими церковными строениями образуют живописный ансамбль, определяющий своеобразие переулка, связывающего Пятницкую улицу и улицу Большая Ордынка. 

Здание состоит из расположенного по продольной оси двухсветного четверика основного объёма (со скруглённой трёхчастной апсидой), завершённого горкой кокошников с декоративным пятиглавием и трапезной с притвором, сменившим в 1740-х гг. первоначальную шатровую колокольню. По верху четверика, обработанного на углах колонками, проходит сложный антаблемент с поясом ширинок. Барабаны глав украшены аркатурой. Характерны также расположенные по осям на боковых фасадах храма окна с килевидными наличниками и порталы, выполненные с использованием «штучного набора». На апсиде и трапезной, объединённых общим карнизом, обрамления окон трактованы несколько проще. Апсида расчленена полуколонками, углы трапезной закреплены лопатками. На фасадах притвора парные угловые пилястры и большие арочные проёмы с замками в перемычках соответствуют традициям барокко. 

Восточнее церкви, по красной линии переулка, сохранилась ограда, основание которой относится к 18 в., а столбы и решётки — к 19 в. 

Одна из икон, изъятых из храма, — «Ветхозаветная Троица» — написана, по-видимому, мастерами Оружейной палаты около 1675 (ныне — в ГТГ).

• Международный фонд славянской письменности и культуры (№ 9/13, стр. 2). Дом 18–19 веков с палатами 17 века.

До наших дней сохранились главный дом и флигель. 

Наиболее древним является двухэтажное ядро главного дома, возведённого на стыке 17–18 веков капитаном лейб-гвардии Преображенского полка Василием Ржевским, которому Петром I был пожалован здесь земельный надел. Он в 1710 году выстроил палаты, лежащие в основе главного корпуса здания. Как выглядел тогда дом, можно понять, взглянув на дворовый фасад, где раскрыты декоративные детали 18 столетия. 

Однако, в первой четверти 18 века усадьба переходит в купеческие руки. Первым был мануфактурщик, купец Иван Журавлев, владевший суконной фабрикой. При нём здесь развернулось активное строительство: рядом с домом появились служебные строения, возведённые по левую строну от главного дома (одно из них сохранилось и поныне). Несколько служебных строений предназначались для производственных нужд и хранения товаров. Одно из них, одноэтажное здание в форме буквы «г» с глубокими подвалами, можно и сейчас видеть слева от главного дома.

После Журавлева её владельцами были купцы Васильевы, затем купчиха Мария Баркова. 

В конце 18 столетия строение прирастает третьим этажом.

В 1820-х годах здесь разместились купцы Грачевы, торговавшие шёлком. 

С 1841 по 1906 годы домом владеют торговцы шелком, купцы Грачевы. При них была изменена отделка фасада – у здания появился выступающий ризалит, а во второй половине 19 века здание было переделано под стиль необарокко с наличниками и лепниной.

Пятый этап преобразований с 1908 по 1914 годы пришёлся на период владения домом купцом, торговцем кожами А. Дурилиным. состоял в Московской Городской Думе гласным (депутатом), числился старостой при церкви Воскресения Словущего в Монетчиках, был выборным при городском купеческом сословии. Проживал Дурилин на Валовой улице. Купец сначала заказал проект реконструкции главного дома архитектору Владимиру Шервуду (1867–1930), а затем сдал помещения в аренду ведомству вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны под частную гимназию.

Гимназию возглавлял педагог-энтузиаст В. Касицын – сын богослова и профессора Московской духовной академии, служившего настоятелем храма во имя святого Николая в Толмачах. В. Касицын был известен как преподаватель математики и человек глубоко верующий, а саму гимназию вспоминали добрым словом и спустя полвека. Среди преподавателей этого учебного заведения был историк Александр Зограф, специализировавшийся по античной нумизматике. Гимназия просуществовала до 1917 года и после революции была преобразована в среднее учебное заведение. 

Во время ВОВ в доме размещался госпиталь, от которого осталась память — чёрный солдатский медальон смерти, найденный в доме во время замены полов. 

В 1950-е годы главный дом был приспособлен под детский сад — совершился последний, шестой этап перестройки, сохранившейся до настоящего времени.

Решением правительства в 1982 году здание было передано под музей художника А. Пластова. С этого времени началась реставрация усадьбы. 

14 октября 1992 года дом был передан Международному фонду славянской письменности и культуры. 

Самое эффектное здание в Черниговском переулке — двухэтажный дом на высоком подклете. Средняя часть его значительно выдается вперед, а декор — белые эклектичные наличники на красном фоне — смотрится необычайно нарядно. Пространственная структура четко указывает — это был главный дом солидной усадьбы. 

Памятник Сергию Радонежскому во дворе Международного Фонда славянской письменности и культуры и Курского землячества в Москве повторяет памятник прп. Сергию Радонежскому работы Вячеслава Клыкова в Радонеже Московской области, в г. Нови-Сад (Сербия), Ростове-на-Дону. Он представляет собой фигуру старца с рельефным изображением в её средней части мальчика с образом Троицы.

Памятник скульптору В. Клыкову – руководителю Всероссийского соборного движения, установлен во дворике Международного фонда славянской письменности и культуры, президентом которого он был. Кто с ним был близко знаком, говорили, что Клыков опережал время. Он был очень простой, открытый, весёлый, красивый. Такой он и на памятнике. Впечатление, что вышел из музея Игоря Талькова, тоже созданного им, и спешит по делам Фонда.

• Музей Игоря Талькова (№ 9/13, стр. 3; с 1993 года; 18 век). 

Бывший склад купца Баранова

Вросшее в землю одноэтажное здание красного кирпича с очень толстыми стенами. 

В середине 18 века купец Иван Журавлёв развернул на участке большое строительство: несколько служебных строений предназначались для производственных нужд и хранения товаров. Одно из них, одноэтажное здание в форме буквы «г» с глубокими подвалами, можно и сейчас видеть слева от главного дома.

Здесь же – редакция газеты «Русский вестник».

Жилых домов нет.

Нумерация домов нестрогая.

Достопримечательности:

Православный храм князя Михаила и боярина Феодора, Черниговских чудотворцев (№ 3).

Здания 19 – начала 20 веков.

Музей Игоря Талькова (№ 9/13, стр. 3).

Проезд:

От метро «Новокузнецкая» пешком через Пятницкую улицу. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 25.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий