вторник, 1 ноября 2016 г.

Бутырский (район Москвы)

Общие сведения:

Район расположен в Северо-Восточном административном округе.

Территория района расположена к северу от Третьего транспортного кольца, рядом с Савеловским и Белорусским вокзалами. Границы района проходят по трем участкам железных дорог — Октябрьской, Савеловской и Рижской, что нашло отражение в его гербовом знаке.

В районе есть три станции метро: «Савеловская», «Дмитровская» и «Тимирязевская», три железнодорожные станции (Тимирязевская, Останкино и Москва — Савеловская) и Савеловский вокзал.

История:

В старину «бутырками» называли небольшие селения, отделенные от города лесом или полем. Таким селением, отделенным от Москвы широким полем, Бутырский хутор оставался вплоть до 18 века.

Первое упоминание о Бутырках относится к 14 веку, временам Ивана I Даниловича Калиты.

В 16 веке здесь было поселение крестьян и ремесленников. Через нынешнюю Бутырскую улицу проходил древний путь в город Дмитров. Здесь находилась пригородная деревня Бутырка (Бутыркино), принадлежавшая боярину Никите Захарьину, деду Михаила, первого царя из рода Романовых. В 1623–24 годах она перешла к его сыну, боярину Ивану.
В то время Бутырка насчитывала всего два крестьянских двора, к 1647-48 годам число дворов перевалило за 10. Здесь была выстроена деревянная церковь Рождества Богородицы, и деревня стала называться село Рождествено на Дмитровской дороге.

В 1667 году село Бутыркино было отдано «под селитьбу» солдатам Бутырского полка. В конце 17 века Бутырским солдатским полком командовал любимец Петра I, генерал и контр-адмирал Патрик Гордон, шотландец на русской службе. Полк участвовал в Чигиринских, Крымских и Азовских походах, сражался под Полтавой в 1709 году. В мирное время воины бутырцы разводили огороды, занимались различными ремеслами; будучи освобождены от торговых пошлин, держали лавки. Сам Петр жил здесь в декабре 1704 года в ожидании пленных шведов перед своим триумфальным въездом в Москву. Триумф устраивался в честь взятия Дерпта, Нарвы, Иван-города. В 1682–84 годах на месте деревянной церкви в Бутырской слободе был возведен собор Рождества Богородицы.

В 1742 году город вплотную придвинулся к Бутырской солдатской слободе. У начала Бутырской улицы проходил Камер-Коллежский вал с заставой, также именовавшийся Бутырской. Вскоре полк был переведен в Смоленск, а в 1767 году военное ведомство передало слободу в ведение полиции. Сенат включил Бутырскую слободу в состав города, причислив к 5-й Сущевской части и разбив на два квартала. Были поставлены будки для караульных, присылаемых с обывательских дворов. К 1808 году слобода располагалась на 807 гектарах земли, принадлежавшей церкви. Отсюда же, из бутырских прудов, вытекала река Неглинная.

После окончания Отечественной войны 1812 года слобода превратилась в модную среди московской знати дачную местность. Здесь располагались дачи Н. Бестужева, Д. Репниной, князя Долгорукова.

В 1823 году за Бутырской слободой была основана учебно-опытная база Московского высшего зоотехнического института «Бутырский хутор». После открытия в 1865 году Петровской земледельческой и лесной академии (ныне МСХА им. К. Тимирязева) оживилось дачное строительство, а движение настолько возросло, что в 1886 году городские власти пустили от Бутырской заставы до академии паровой трамвай. В 1899 году к Бутыркам подошла линия первого московского электрического трамвая. К этому же году был построен Савеловский вокзал.

После Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на территории Бутырского хутора началось массовое строительство 3-5-этажных жилых зданий вместе с объектами промышленности, торговли и культуры. На месте бывших проездов Бутырского хутора возникли новые современные улицы.

В 2004 году была пущена в эксплуатацию монорельсовая транспортная система

Улицы:


Большая Новодмитровская улица
Бутырская улица
улица Гончарова
1-й Гончаровский переулок
2-й Гончаровский переулок
улица Добролюбова
переулок Добролюбова
проезд Добролюбова
улица Милашенкова
Новодмитровская улица
Огородный проезд
улица Руставели
Савеловская линия
площадь Савеловского Вокзала
Складочная улица
Складочный тупик
улица Фонвизина
улица Яблочкова

Прочее:

Гербовая эмблема:


Кайма и перевязь символизируют железнодорожные пути, окаймляющие территорию муниципального образования. Дубовая ветвь в зеленом поле указывает на большое количество зеленых насаждений в муниципальном образовании и напоминает о сельскохозяйственном прошлом местности. Золотой оглядывающийся кентавр в красном поле символизирует память о Бутырском полке, поскольку именно это изображение помещалось на знамени полка, размещавшегося в 16 веке в Бутырской слободе. Впоследствии изображение кентавра стало символом Бутырской слободы.


Состояние на 26.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий