вторник, 4 октября 2016 г.

Вишняковский переулок

Расположение:

Переулок проходит по району Замоскворечье (ЦАО) от Большой Татарской улицы до Пятницкой улицы; пересекает Новокузнецкую улицу. 

Недалеко – метро «Новокузнецкая» и «Павелецкая».

Описание:

Переулок с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение – среднее. Длина – около 500 метров.

История:

До 17 века – Лужнецкий переулок. Москва-река у переулка не протекает, ее не видно, но до нее отсюда всего около 1 км и раньше здесь были заливные москворецкие луга, или, точнее, луга, которые затапливало (заливало) во время весенних половодий. 

Переулок назван в 17 веке в честь командира стрелецкого полка Матвея Вишнякова, потому что стрельцы в 17 веке активно заселяли эти места.

Также переулок назывался Кузнецким, потому что здесь было поселение (слобода) мастеров-кузнецов.

В переулок выходят 2 храма – Троицкий и Никольский.

Около Пятницкой улицы на переулок выходит прихрамовый дом Троицкой церкви и различные прихрамовые строения, в которых расположились магазин »Православное слово», Спасское православное братство, склад православного книжного магазина, кафедра факультета церковных художеств и учебные классы Православного университета и др.

Нежилые объекты:

Офисное здание (№ 2).

Музей образования (№ 12, стр. 1, бывший доходный дом конца 19 века, работает с 2005 года). 
Участок домовладения №12 по Вишняковскому переулку, в котором сейчас находится музей Московского образования им. Г. А. Ягодина, входит в состав одной из заповедных зон исторического центра города Москвы. Сам дом является памятником истории и культуры федерального значения.
Здание музея в настоящее время является основной частью исторической территории городской усадьбы XIX века, сохранившей главные элементы застройки: главный дом и фрагмент ворот.
Первые сведения об усадьбе относятся к последней трети XVIII в. Основа же главного дома, возможно, еще старше – первой половины XVIII в. По городскому плану 1768г. дом входил в состав владения, обращенного своей южной стороной в переулок, а с запада и востока ограниченного боковыми внутриквартальными проходами.
К 1772 г., когда домом владел московский купец 1-й гильдии Иван Иванович Дорофеев, проходы были застроены, определены границы участка, который был спланирован по типу городской усадьбы. В плане близкий к кварталу участок имел ломаную, с небольшим скосом, боковую, западную границу (граница с церковным владением). Выходящий в переулок, каменный главный дом усадьбы и деревянные службы формировали пространство двора, за которым раскинулся сад с жилыми флигелями.
Во время пожара 1812 г. деревянная застройка усадьбы, как и всего квартала, выгорела.
В 1815 г. усадьбу приобрела купеческая жена Ольга Степановна Макеева, при которой дом был в тот же год восстановлен в прежних габаритах, за ним на вновь прикупленном участке, в глубине квартала, раскинулся сад. 
Несколько позже вдоль боковых границ владения – торцами в переулок – были поставлены два боковых флигеля: восточный – жилой – известен по плану 1817 г., западный – нежилой – по плану 1826 г., благодаря которому по переулку сформировалась усадебная композиция, характерная для ампирного стиля.
Ольга Степановна значительно увеличила территорию усадьбы, прикупив сады в глубине квартала, и, видимо, в то же время – участок с восточной стороны. На нем разместили хозяйственный двор усадьбы с нежилыми деревянными строениями в один этаж. Каменная беседка с галереей украсили сад.
Записки историка Ф.Ф. Вигеля позволяют ощутить особенности городской среды и быта этого уголка Москвы: «Помещики соседних губерний почитали обязанностью каждый год в декабре со всем семейством отправляться на собственных лошадях и приезжать в Москву около Рождества... Каждого ожидал собственный деревянный дом, неприхотливо убранный, с широким двором и садом без дорожки, заросшим крапивой, но где можно было, однако же найти дюжину диких яблонь и сотню кустов малины и смородины... Все Замоскворечье было застроено подобными домами...».
Главный дом усадьбы с деревянным мезонином располагался на белокаменном цоколе и выходил на линию улицы. В глубине небольшого двора с садом находились хозяйственные деревянные постройки. Подобный характер структурного построения в середине XIX был характерен для большинства городских усадеб. Традиционно невысокие дома (в 2–3 этажа – жилые, в 1 этаж –хозяйственные) с пышными усадебными садами являлись отличительной особенностью Замоскворечья. Дом, в котором расположен Московский музей образования, относится как раз к описываемому времени.
При следующей владелице – купеческой вдове Прасковье Степановне Титовой в 1868 г. предполагалось расширить дом за счет пристроек по сторонам мезонина и построить Г-образный корпус на хозяйственном дворе, по границе с садом. Но проект осуществлен не был.
Границы усадьбы окончательно определились к 1870-м гг., когда сократилась территория сада и установилась западная граница с владением Троицкого храма в Вишняках.
По плану 1870 г. уличный фасад главного дома имел центрическую композицию – с мезонином, завершенным фигурным аттиком и лепниной, штукатурный декор был выполнен в формах классицизирующей эклектики. Деревянный переход соединял дом с жилым восточным флигелем, который, в свою очередь, несколько позже был объединен с хозяйственным корпусом.
В 1891 г. по заказу потомственной почетной гражданки Москвы Евдокии Иосифовны Ленивовой (её инициалы красуются на аттике) приступили к реализации нового архитектурного проекта. По проекту архитектора А.С. Васильева главный дом усадьбы был объединен с восточным флигелем, получил второй этаж и нарядный лепной декор в прежних формах классицизирующей эклектики. Тогда же вдоль переулка и восточной боковой границы усадьбы был вытянут каменный Г-образный корпус (конюшня, каретник, погреба). Таким образом, сложившийся комплекс развивал традиционный принцип московской городской усадьбы.
После 1917 г. все строения усадьбы были приспособлены под жилье, затем территория трансформировалась с появлением современных построек со своими адресами.
В 1939 г. за главным домом усадьбы, на участке бывшего сада было построено двухэтажное каменное здание в соответствии с концепцией 1930-50-х гг., предусматривающей размещение детских учреждений в глубине квартала. В середине 1950-х гг. по оси здания построили хозяйственную пристройку (прачечную); за корпусом с бывшей конюшней и каретником, приспособленным под жилье, возвели 4-этажное общежитие для рабочих.
В 1950-70-е гг. западный флигель был снесен. В 1990-е гг. разобран хозяйственный корпус.
В настоящее время от прежней усадьбы сохранился главный дом и западный нежилой флигель ампирного времени, соединенный с главным домом пилонами ворот с двумя калитками – вход в усадьбу. Вместе с тем, несмотря на понесенные потери и последующие перестройки, здание музея представляет собой хорошо сохранившейся образец исторической застройки заповедной зоны Москвы «Замоскворечье».

Открыт с 11 до 17 часов ежедневно кроме пятницы. Первый четверг каждого месяца – санитарный день.

Центр восстановительного лечения для детей № 5 (№ 12а). Лечебная физкультура, фтизиатрия, логопедия. Для детей от 1,5 до 4 лет.

Здание ПСТГУ (№ 13). 

Богадельня для малоимущих и странствующих при храме свт. Николая в Кузнецах. А также учебно-административный корпус ПСТГУ: деканат факультета информатики и прикладной математики, учебные классы БФ по иностранным языкам.

Дом причта храма Троицы Живоначальной в Вешняках (№ 14).

Православный храм святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе (№ 15; Центральное викариатство, Москворецкое благочиние. Университетский (при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете). Приделы: преподобного Сергия Радонежского и священномученика Василия Амасийского (Введения во храм Пресвятой Богородицы). История: построен в 1805 г. на деньги прихожан в слободе кузнецов; обновлялся в конце 19 в. Колокольня и трапезная – 19 в. Никогда не закрывался. Арх-ра: стиль – ампир; ротондальный; состоит из основного объема с апсидой и одной главой, трапезной с приделами и трехъярусной колокольни. Интерьер: 19 в. (иконы, иконостасы, росписи и пр.). Святыни: чтимые иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (18 в.), свт. Николая Чудотворца (17 в.), Иверская, Божией Матери «Взыскание погибших» и др. Духовенство: настоятель – священник Владимир Воробьев (род. в 1941 г.); другие клирики: священники Борис Левшенко, Константин Польсков, Валентин Уляхин, Николай Емельянов, Павел Хондзинский, Олег Давыденков, Андрей Близнюк, Константин Стриевский, Вячеслав Смирнов, Георгий Ореханов, Александр Щелкачев, Лев Семенев, Андрей Постернак, Александр Мазырин, Иван Воробьев и Филипп Ильяшенко; дьяконы Александр Бережанов, Александр Стриевский, Алексей Зайцев, Евгений Сучков, Павел Ермилов, Дмитрий Пономаренко, Сергей Николаев, Николай Левшенко и Алексей Черный. Богослужение: ежедневно утром в 8.00, вечером – в 17.00 (по воскресеньям и большим праздникам 2 литургии – в 7.00 и 9.30). Храм открыт ежедневно с 7.00 до 20.00. Внебогослужебная деятельность: воскресная и Свято-Петровская школы; помощь многодетным и одиноким пожилым людям; миссионерские поездки; братство Всемилостивого Спаса; обучение студентов в ПСТГУ; летом – детский лагерь «Богослово» (в Ярославской области). Сайт есть, но весьма посредственный, что столь значимого храма и не менее известного университета. На территории храма – крестильный храм св. равноапостольного князя Владимира (1991) и учебные корпуса и др. подразделения ПСТГУ).

В период с 1490 года (приблизительная дата основания Кузнецкой слободы) по начало 19 века на месте будущего храма находилось по меньшей мере две церковные постройки. Первая была построена в 1491 году. 

Вторая церковь была каменной и построена по благословению патриарха Иоакима в 1683 году.

Позднее церковь разобрали, а на средства прихожан в 1805 году был построен новый храм. 

В 1847 году храм был перестроен: возвели третий ярус колокольни, появилась трапезная. В новой трапезной были установлены большие придельные алтари. Северный алтарь был освящён во имя святителя Василия Амасийского, однако позднее был переосвящен митрополитом Филаретом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, но день памяти святого Василия продолжают праздновать как престольный праздник, и до сих пор святой считается покровителем храма. 

В 1991 году на средства прихожан построен и освящён крестильный дом во имя Святого равноапостольного князя Владимира. Храм является одним из немногих на постсоветском пространстве, которые никогда не закрывались.
Трапезная и конференц-зал ПСТГУ (№ 15, стр. 1).
Дом причта с крестильным храмом Владимира равноапостольного в Кузнецкой Слободе (№ 15, стр. 3). 

Выстроен в 1987–90 гг. Архитектор Е. Гурова. 

Храм освящен в 1991 г., расположен в западной части здания, архитектурно никак не выделен.

Жилые дома:

7 этажей (№ 4, 1998 год постройки). Кирпичный.

5 этажей (№№ 6 и 25, 1960 год постройки). Панельный и кирпичный.

6 этажей (№ 10, стр. 1 и 2, 1998–2000 годы постройки). Кирпичные.

9 этажей (№ 23, 1900 год постройки с позднейшими надстройками). Кирпичный.
В XVIII веке усадьба занимала территорию во всю ширину квартала. В Вишняковский переулок выходил парадный двор, а в Первый Новокузнецкий, в прошлом Спасоболвановский переулок, выходил сад.
По некоторым сведениям, дом 21, стоящий торцом к переулку в глубине владения, может сохранять части стен старого главного дома усадьбы. Здание несколько раз перестраивалось и полностью утратило архитектурную обработку фасадов.
В конце XVIII века к западу от дома 21 был построен новый главный дом усадьбы, нынешний дом 23. Трехэтажное здание выходило в Вишняковский переулок главным фасадом, украшенным портиком. По сторонам главного фасада стояли, образуя парадный двор, два флигеля. На южную сторону, в сад, выходила лоджия, фланкированная двумя ризалитами. Каменный дом не горел в пожаре Москвы 1812 года скорее всего из-за обширных садов на своём и на соседних участках.
Во второй половине XVIII – начале XIX века усадьбой владел купец Василий Андреевич Лукутин. Купцы Лукутины вошли в историю русского искусства, организовав в селе Федоскине, севернее Москвы, в середине XIX века коробочный промысел. Промысел сохранился до наших дней: чёрные лаковые коробочки с яркой сюжетной росписью пользуются большим спросом.
В XIX веке усадьба сменила нескольких хозяев, была во владении соседей, купцов Третьяковых, однофамильцев знаменитых коллекционеров. В 1910 году главный дом владения был надстроен на один этаж и приспособлен под квартиры. Работы вёл архитектор Пётр Анисимович Ушаков, известный как автор нескольких доходных домов для людей среднего достатка в Москве. Он бережно отнёсся к архитектуре здания, отделка первых этажей была почти полностью сохранена, четвёртый этаж был оформлен в неоклассическом стиле и не диссонировал со старыми частями дома. В 1980-е годы здание надстроили ещё раз на целых пять этажей. Незадолго до этих работ были снесены пилоны парадных ворот усадьбы.
Сегодня перед нами редкий пример дома, в котором над тремя нижними этажами XVIII века построен этаж начала ХХ столетия и ещё пять этажей конца ХХ века.

6 этажей (№ 27, 1931 год постройки). Кирпичный.

Нумерация зданий в переулке нестрогая.

Достопримечательности:

Музей образования (№ 12, стр. 1).

Православный храм святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе (№ 15).

О Борисе Левшенко см. https://plusnin1975.blogspot.com/2019/05/blog-post.html

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Новокузнецкая» и «Павелецкая» пешком или на трамваях №№ А, 3 и 39 до остановки «Вишняковский переулок» (на Новокузнецкой улице) и пешком. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 7.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий