среда, 26 октября 2016 г.

Спасопесковский переулок

Расположение:

Переулок проходит по району Арбат (ЦАО) от улицы Арбат до переулка Каменная Слобода. 

Недалеко – метро «Арбатская».

Описание:

Переулок с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении), но за храмом в сторону улицы Арбат движение перекрыто шлагбаумом. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 200 метров.

История:

Переулок назван в 19 веке вместе со Спасопесковской площадью.

Нежилые объекты:

• Православный храм Преображения Господня на Песках (№ 4а; Центральное викариатство, Центральное благочиние. Приделы: святителя Николая Чудотворца и Архангела Михаила. История: построен в 1711 г.; обновлялся в 19 в. В 1933 г. – закрыт и сильно пострадал (в нем было одно из отделений студии «Союзмультфильм»). Снова открыт в 1991 г., а полностью освобожден от посторонних организаций – в 1995 г. Арх-ра: стиль – состоит из основного объема с 5 главами, трапезной с Никольским приделом и шатровой колокольни. Декор: угловые колонки, полуколонки с кольцом или дынькой, перспективные порталы, наличники, кокошники с килевидными раковинами и килевидными завершениями, бочкообразные пилястры. Интерьер: внутреннее убранство 1990-е – 2000-е гг., но в стиле 17 в. Святыни: чтимые иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» и «Знамение», Преображения Господня, новомученика Сергия Успенского, святителя Николая Чудотворца, а также святителя Тихона Задонского, Митрофана Воронежского и святителя Луки Крымского с частицами их мощей и др. Духовенство: настоятель – священник Александр Туриков; другие клирики: священник Георгий Михайлов; дьякон Геннадий Бочаров. Богослужение: по выходным дня, большим и чтимым праздникам утром в 8.00, вечером – в 17.00 (по воскресеньям и большим праздникам – в 10.00). Внебогослужебная деятельность: библиотека; издается приходской листок. Сайт есть, но информации на нем немного).


12 декабря 1633 года в местности, прилегающей к Арбату, вокруг позднейшей Спасопесковской площадки, был расквартирован стрелецкий полк и назначен его голова – Филон Михайлович Оничков. Вскоре стрельцы Оничкова построили себе деревянную полковую церковь Преображения Господня. По документам она известна с 1643 года, но возникла ранее этой даты.
В 1657 году впервые упоминается новый командир стрельцов, Тимофей Матвеевич Полтев, руководивший полком более 20 лет. Под его командованием стрельцы ходили воевать с поляками в Белоруссию, в 1662 году участвовали в подавлении медного бунта в Москве. Они служили в Казани, воевали с войсками гетмана Брюховецкого на Украине. В 1671 году за усмирение Степана Разина стрельцы Полтева были награждены. В полку в то время состояло около 800 человек.
В конце XVII века стрельцами командовал стольник и полковник Григорий Иванович Анненков. В1702 году стрельцы оказались в Батурине вместе с Мазепой, участвовали в Северной войне. Полк был переформирован, а стрелецкие земли в Москве заселили другие люди. Они и построили в 1711 году на месте ветхого стрелецкого храма новую каменную церковь Преображения. Она сохранилась до нашего времени без больших перестроек. В 1846 году были возведены ворота церковной ограды, соединённые с храмом новым притвором в 1891 году.
Поблизости, на углу Трубниковского переулка, в 1877-1878 годах снимал квартиру художник В. Д. Поленов. Здесь написал он одну из своих самых известных работ – картину Московский дворик. На заднем плане этого поэтичного полотна видна церковь Спаса на Песках.
Много лет старостой храма был Сергей Петрович Тургенев, двоюродный брат писателя, Ивана Сергеевича. Он был гусар, адъютант командующего Московским военным округом, богатый человек. Немалые деньги вложил в благоустройство храма и прихода.
Благодаря брату И. С. Тургенев приобрёл у В. Д. Поленова авторское повторение первого варианта картины Московский дворик. Это полотно висело в комнате писателя до его смерти, напоминая о России и Москве.
В 1931 году советская власть закрыла храм, вскоре расстреляли прослужившего в церкви 40 лет священника, о. Сергея Успенского. Здание заняло общежитие Метростроя, а с 1956 года в храме работала студия Союзмультфильм.
Церковь Спаса на Песках возвращена верующим в 1991 году.

Церковь Спаса Преображения на Песках дошла до наших дней почти в первозданном виде. Храм запечатлен на известной картине Василия Поленова «Московский дворик».
Изначально в Спасопесковском переулке находилась деревянная церковь. Она была основана жившими в этой местности стрельцами. В 1711 году взамен старого храма было решено возвести новый из камня. Он представляет собой двухэтажный четверик. Сверху его украшают пять цилиндрических барабанов с главами, кокошники и резные наличники на окнах. С колокольней главное здание соединяется одноэтажной трапезной.
Храм дважды восстанавливался после пожаров, особенно сильно пострадал во время нашествия наполеоновских войск. В 1846 году святыню огородили забором в готическом стиле и поставили ворота, которые в дальнейшем соединили с главным зданием. Затем рядом построили приходскую школу, богадельню и библиотеку. Часть средств на их возведение выделил двоюродный брат писателя Ивана Тургенева Сергей Тургенев.
Храм был почитаем среди верующих, здесь проходили богослужения по самым важным церковным праздникам. В 1932 году святыню закрыли. Долгое время здание пустовало, пока с 1956 года его не передали под мастерские «Союзмультфильма». После войны церковь признали памятником архитектуры федерального значения. В 1960-е годы восстановлен его внешний облик.
В 1991 году храм передали РПЦ и отреставрировали. В том числе удалось восстановить росписи на стенах церкви. Также сюда были доставлены из собрания Третьяковской галереи почти 100 икон и из разрушенного Страстного монастыря десять колоколов.


Построена около 1711 г. на месте слободской деревянной церкви. 

Стройный пятиглавый четверик с трёхчастным алтарём и высокая шатровая колокольня объединены низкой трапезной. 

Северный Никольский придел придаёт постройке живописную асимметрию. 

Как объёмный тип, так и декор памятника (перспективные порталы, килевидные кокошники и наличники) характерны для московской церковной архитектуры 17 в. 

В 1849 г. была возведена ограда участка (не сохранилась) с неоготическими воротами, в 1891 г., с возведением западной пристройки к колокольне, ставшими входом в храм. 

Колокольня церкви — одна из четырёх, где в начале 20 в. звонил известный звонарь-виртуоз К. Сараджев. 

Церковь организует пространство Спасопесковской площадки и выразительным силуэтом вписывается в панораму арбатских дворов. Пейзаж жившего рядом В. Поленова «Московский дворик» сделал церковь символом патриархальной Москвы. Была закрыта в 1932—93 гг.

Ранее на этом месте находилась деревянная церковь стрелецкой слободы, известная с 1642 года. 

В 1706-1711 годах на её месте был построен каменный храм Спаса Преображения на Песках, сохранившийся до наших дней. 

Архитектура Спаса Преображения на Песках характерна для московских церквей конца 17 века. 

Храм построен по традиционной продольно-осевой схеме. 

Четверик (основной объём) с пятиглавием и шатровую колокольню соединяет низкая трапезная. 

Приделы храма расположены несимметрично. Элементы декора церкви соответствуют духу 17 века — перспективные порталы, оконные наличники, килевидные кокошники. 

Храм Спаса Преображения играет важную роль в градостроительной композиции Спасопесковской площади.

В 1763 году на средства титулярного советника Михаила Иванова в юго-западной части трапезной был сооружён придел Михаила Архангела. 

Во время пожара 1812 года кровля частично обгорела, а церковь была разграблена мародёрами. Но спустя два года храм восстановили. 

В 1849 году была сооружена церковная ограда. 

В 1891 году церковные ворота, сооружённые в стиле псевдоготики, были соединены с колокольней притвором и стали главным порталом церкви. 

В 1878 году храм Спаса на Песках запечатлел на своей картине «Московский дворик» известный русский художник Василий Поленов.

На колокольне церкви в начале 20 века звонил звонарь-виртуоз Константин Сараджев.

После прихода советской власти службы в храме некоторое время продолжались. Храм был закрыт в 1933 году. Его последний настоятель отец Сергий Успенский перешёл в церковь Николая Чудотворца на Щепах, находившуюся на Смоленской площади, но вскоре был арестован и расстрелян в Бутово; причислен к лику святых — память 7 декабря; он изображен Павлом Кориным на эскизах к картине «Реквием по Руси». Максим Горький, посетивший мастерскую Корина в мансарде арбатского дома № 23, посоветовал изменить название на более нейтральное «Уходящая Русь». Здание церкви находилось в ведении различных учреждений. Во внутреннем пространстве церкви было устроено два этажа, появились перегородки. 

В результате пострадало внутреннее убранство и росписи храма. 

После войны церковь Спаса на Песках признали памятником архитектуры. 

В 1960-х годах была проведена реставрация. 

С 1956 года в здании церкви размещалось кукольное отделение студии «Союзмультфильм». Отсюда, в частности, вышли Чебурашка, Старуха Шапокляк и Крокодил Гена.

В 1991 году распоряжением Правительства Москвы храм был передан Патриархии. 

В 1993 году арендаторы полностью покинули храм, и в нём начались службы. Вскоре храм был отреставрирован. 24 декабря 2006 года Патриарх Алексий II возглавил чин великого освящения и литургию в обновленном храме Спаса Преображения на Песках.

В 1990 году, когда было решено вернуть храм РПЦ, мультипликаторов просто выставили на улицу. Более того, в здание ворвался казачий эскадрон и выкинул "бесовские куклы" вон.

2014 год

• Школа № 1231 им. В. Поленова (№ 6, стр. 7). С углублённым изучением французского языка.

Построена в 1936 году и значилась как среднеобразовательная школа № 71,тпредназначенная для девочек — тогда образование было раздельным.

В самом начале 1960-х годов школа стала известна как спецшкола № 12 с преподаванием ряда предметов на французском языке, именно в те годы школа приобрела очень высокий статус, были введены приемные экзамены и само завдение определили как «школа для особо одарённых детей», по поводу чего сами ученики язвили: «школа для детей особо одарённых родителей».

С конца 1980-х годов получила свой современный номер.

В этой школе учились многие впоследствии ставшие известными артисты, журналисты, литераторы, дипломаты, переводчики: актёры Сергей Малишевский, Игорь Шароев, Рубен Е. Симонов, Елена Строева, Любовь Руденко, Егор Бероев, Мария Рыщенкова, музыкальный критик и автор юморесок Виктор Коршиков, поэты Татьяна Щербина, Елена Григорьева, журналисты Дмитрий Глуховский, Алексей Пушков, известная по фильму «Гостья из будущего» юная актриса Марианна Ионесян, киновед Наталья Нусинова, художник Илья Комов, художница Елена Ульянова, художник и издатель Максим Блох, коммерческий директор цирка Михаил Седов, правозащитник Михаил Ривкин, политический журналист и член исполкома Европейской конфедерации по связям с общественностью (CERP), действительный государственный советник России 3-го класса Сергей Беленков, скульптор Екатерина Серова (праправнучка живописца Валентина Серова).

• Бизнес-центр «Каракорум», консульский отдел Посольства Монголии и пр. (№ 7/1, стр. 1).

• Бывшая усадьба А. Щепочкиной — Н. Львова (№ 8; 19 век). 

Один из наиболее камерных московских особняков в стиле ампир. 

Выстроен в 1820 г. на каменном фундаменте сгоревшего в 1812 г. здания. 

Деревянный одноэтажный дом с антресолями выходит на красную линию торцевой частью в пять окон. 

Характерно её пластическое украшение четырьмя стройными ионическими полуколоннами, соединёнными арками и увенчанными фронтоном; в образовавшихся люнетах арок над окнами помещены крупные лепные медальоны, что делает всю композицию особенно нарядной и законченной. 

К дому примыкают уникальные белокаменные ворота, по своим пропорциям и барочному декору относящиеся, вероятно, к середине 18 в.


Небольшой особняк в стиле ампир расположен рядом со зданием школы № 1231 им. В.Д. Поленова, напротив алтаря церкви Спаса на Песках. Это жилой дом жены поручика А.Г. Щепочкиной. Построен он в 1820 году на каменном фундаменте сгоревшего в 1812 году более старого деревянного дома XVIII века, принадлежавшего некогда коллежскому асессору П.У. Устинову. Деревянный одноэтажный особняк с антресолями выходит на красную линию торцевой частью в пять окон. Фасад украшен четырьмя стройными ионическими полуколоннами, соединенными арками и увенчанными небольшим фронтоном. В проеме образовавшихся арок помещены крупные цветочные розетки. Портик опирается на высокий стилобат. В ампирной Москве такого больше не было. 

Справа к дому примыкают ворота, которые намного древнее дома. Они построены из того же кирпича, что и Спасопесковский храм. По своим пропорциям и барочному декору они относятся, вероятно, к середине XVIII века. 

Род Щепочкиных происходит от Григория Ивановича Щепочкина — одного из владельцев Полотняного завода на реке Суходрев. Г.И. Щепочкин был владельцем завода вместе с Афанасием Абрамовичем Гончаровым, предком Н.Н. Пушкиной. В 1735 году между компаньонами произошел «полюбовный раздел» имущества и построек. Вместе вести производство они не смогли. Полотняная фабрика отошла Гончарову — тот построил рядом с ним свое имение Полотняный завод, а парусно-полотняной фабрикой стал владеть Г.И. Щепочкин. И рядом с гончаровским Полотняным заводом до сих пор стоит его миниатюрный классический дом с большим колонным портиком на крутом берегу реки Суходрев. 

Московский дом Щепочкиной много лет стоял брошенный, ветшал, несколько раз горел. Остатки его были разобраны в 1994 году. В 2000-е годы его воссоздали. Теперь он окончательно отделан и приобрел внешний облик, близкий к первоначальному. Благодаря воссозданию дома мы можем составить себе представление о том, какой была Москва в первой половине XIX века, когда ее всю застроили после пожара подобными особняками.

Между Арбатом и Поварской улицей есть площадь, которая может поистине именоваться настоящим «сердцем» Москвы. Спасопесковская площадь названа так по имени церкви Спаса Преображения, «что на Песках», построенной в начале XVIII века на месте старой деревянной церкви в стрелецкой слободе. Именно эта площадь изображена на одной из самых известных картин Василия Поленова «Московский дворик».
Слева от церкви на Спасопесковской площади расположен небольшой деревянный ампирный особняк с шестиколонным портиком (дом № 8). Это главный дом большой усадьбы А. Г. Щепочкиной. Соседний дом № 6 с колонным портиком ионического ордера, образец послепожарного московского строительства, также принадлежал жене поручика Щепочкина. Он был построен на более раннем фундаменте деревянного дома коллежского асессора П. У. Устинова. Следует отметить то, что ворота между домами 6 и 8 значительно старше самих домов: исследователи говорят, что ворота раньше вели на церковной кладбище Спасопесковской церкви.
Главный дом усадьбы А. Г. Щепочкиной – Н. А. Львова был возведен в первой половине XIX века. Дом перестраивался в 1884 году московским архитектором В. П. Гавриловым.
В 20-е годы XIX века этот особняк снимал поэт С. П. Тургенев, брат писателя Ивана Тургенева. Именно он вложил немалые средства в поддержание Спасопесковской церкви. В этом же доме между 1840 и 1880 годами проживал внук графа Н. С. Мордвинова, единственного из членов Верховного уголовного суда, который отказался подписывать смертный приговор декабристам, и архитектора, поэта, художника, музыканта, переводчика, члена Российской Академии Львова, Н. А. Львов. В 1871 году Львов на собственные средства с разрешения московский властей разбил сквер, существующий и по сей день. Николай Львов был большим почитателем гения А.С. Пушкина, поэтому вновь устроенному скверу дал имя - Пушкинский. В 1993 году в сквере был поставлен памятник поэту.
В 1920-е годы в доме находилась редакция журнала «Вестник статистики» и издательство Центрального Статистического Управления. Кроме того, тут же располагалась квартира Василия Сергеевича Немчинова, одного из основоположников экономико-математического направления советской экономической науки. С 1963 года особняк занимало посольство Сомали. А сейчас в доме А. Г. Щепочкиной – Н. А. Львова находится резиденция посла Испании в РФ.


• Офисы (№ 8, стр. 2).

• Офисы (№ 8, стр. 3).

• Резиденция посла США (№ 10, стр. 1; начало 20 века, бывший особняк предпринимателя Н. Второва). 


Особняк Николая Александровича Второва на Спасопесковской площадке, известный в настоящее время также как Спасо-хаус, с 1933 года и до нашего времени является резиденцией посла США. Памятник архитектуры.
Особняк был построен в 1913-1914 гг. в неоклассическом стиле по заказу Николая Александровича Второва – одного из богатейших предпринимателей дореволюционной России, которого за его умение вести дела называли «русским Морганом», банкира, золотопромышленника, владельца текстильных и химических фабрик и заводов.
Для постройки особняка Второв купил участок на Спасопесковской площадке, принадлежавший ранее князьям Лобановым-Ростовским и нанял в качестве проектировщиков известных архитекторов Владимира Дмитриевича Адамовича и Владимира Матвеевича Маята, авторов нескольких знаковых построек того времени (таких как вилла Николая Павловича Рябушинского «Черный лебедь» в Петровском парке). Для оформления интерьеров дома был приглашен знаменитый художник Игнатий Нивинский, принимавший участие в создании интерьеров Музея изящных искусств, гостиницы «Метрополь», дома Тарасова на Спиридоновке.
Вскоре после большевистского переворота сам Второв погиб при загадочных обстоятельствах (по одной из версий был застрелен на парадной лестнице собственного дома), его наследники эмигрировали из России, а особняк был национализирован и передан в ведение Наркомата иностранных дел. На втором этаже особняка устроили жилые квартиры, в одной из них поселился нарком Георгий Васильевич Чичерин.
В 1933 году, после установления дипломатических отношений между СССР и США, бывший особняк Второва передали под резиденцию американского посла. В середине 1930-х, в период расцвета дружественных советско-американских отношений, бывший особняк Второва, или, как его теперь называли, Спасо-хаус, стал местом проведения многочисленных торжественных приемов и праздников, на которых присутствовали члены советского правительства и представители творческой интеллигенции. Приемы проходили с размахом, члены посольства даже арендовали у московского зоопарка и цирка животных для развлечения высоких гостей. Один из таких приемов – «Весенний праздник» 1935 г. послужил для Михаила Булгакова, присутствовавшего среди гостей, прообразом Бала Воланда в романе «Мастер и Маргарита». В Спасо-хаусе часто устраивались концерты и музыкальные вечера. На одном из них была исполнена опера Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», при этом в качестве дирижера выступил сам композитор.
С особняком связано много загадочных легенд и шпионских историй, самая известная – о помещении подслушивающего устройства в герб США – так и не подтверждена. Однако сегодня особняк ведет тихую и размеренную жизнь.

Построен в 1913 г. по проекту архитекторов В. Адамовича и В. Маята для крупнейшего банкира и промышленника Н. Второва (1866, Иркутск — 1918, Москва). 

Представляет редкий для московской городской застройки тип загородной виллы. 

Дом расположен в глубине участка, отделён от улицы парадным двором, сзади разбит сад. 

Здание в стиле неоклассицизма обладает подчёркнуто богатым архитектурным обликом; в сложно разработанных фасадах широко использованы колонны ионического ордера и другие элементы классицистической архитектуры. Центр большого, квадратного в плане сооружения занимает холл со световым фонарём на крыше. Парадные помещения первого этажа открываются в него широкими проёмами в колоннах, над которыми расположены арочные окна галереи второго этажа. Наиболее эффектна овальная гостиная, декор которой имитирует пышные формы барокко. Выразительный объём дома замыкает перспективу Малого Толстовского переулка и важным элементом входит в живописный комплекс застройки Спасопесковской площади. 

Ныне дом Второва — резиденция посла США, известная как «Спасохауз».

Построен в 1913—1915 годах по заказу Н. Второва, крупнейшего предпринимателя России, по проекту В. Адамовича и В. Маята на месте бывшей усадьбы Лобановых-Ростовских. 

Вероятно, образцом для Адамовича и Маята послужил петербургский особняк Половцева, построенный в 1911—1913 годах И. Фоминым, а также особняк Гагариных на Новинском бульваре работы О. Бове, уничтоженный авиабомбой в 1941 году. 

Существенные отличия второвского особняка — в замене центрального портала на полуротонду с ионическими колоннами, поддерживающими балкон. Размеры палладианского полуциркульного окна точно повторяют размеры окна особняка Гагарина, но здесь оно приподнято относительно классических образцов на высоту балюстрады. 

Внутри особняк спланирован по канонам классической симметрии. 

Памятник неоклассической архитектуры предреволюционного времени.

В 1918—1933 годах в особняке размещались учреждения и квартиры, в том числе жил народный комиссар иностранных дел Георгий Чичерин, позже — его заместитель.

С 1933 г. особняк используется в качестве резиденции посла США в Москве. Первым американским послом, поселившемся в особняке, стал Уильям Буллит. 

В эти же годы со стороны главного входа в сад к особняку был пристроен большой зал для приёмов и танцев. 

Именно здесь на одном из первых музыкальных вечеров своей оперой «Любовь к трем апельсинам» дирижировал Сергей Прокофьев, неоднократно выступали всемирно известные музыканты и певцы, выставлялись работы выдающихся американских художников.

С особняком связано много «шпионских» историй. Наиболее известной из них является история с помещением подслушивающего устройства в деревянный герб США, преподнесенный в подарок от Сталина послу США. Герб провисел в его кабинете с 1946 по 1952 год.

Здесь жили во время государственных визитов Эйзенхауэр, Никсон, Рейган. На приёме в 1976 году в честь двухсотлетия Декларации независимости США дом вместил 3001 гостя.

Жилые дома:

6 этажей (№ 3/1, стр. 1, 1929 год постройки). Кирпичный.

В первой половине 19 века владение принадлежало Ю. Топильской, семье дочери участника Отечественной войны, декабриста В. Штейнгеля.

Здесь в начале своей научной деятельности жил известный экономист А. Заболоцкий-Десятовский, выступивший в 1841 году с требованием освобождения крестьян с землёй.

В 1860 году дом приобретает профессор зоологии Московского университета А. Богданов, один из основоположников антропологии в России, основатель Зоологического сада в Москве, Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Политехнического музея Общества акклиматизации животных и растений. Здесь родился его сын Е. Богданов, один из основоположников зоотехники в СССР.

Во флигелях дома жили многие артисты Малого театра, основатель бесплатных хоровых классов в Москве, композитор В. Кашперов, а в начале нашего века — драматург И. Шпажинский, автор либретто оперы Чайковского «Чародейка». Здесь он в 1904 году написал пьесу «Самозванка (княжна Тараканова)».

В советское время дом был несколько перестроен.

В 1931—1958 годах в этом доме жила Лиля Брик.

До своего ареста в июне 1937 года в квартире № 50 проживал революционер Г. Оппоков (А. Ломов).

В 1960-х годах на первом этаже разместился небольшой детский сад. Тогда же, на праздновании заведующей детсадом её юбилея, проводившемся, вопреки всем законам, в этом помещении, было совершено преступление — убийство молодого человека несколькими хулиганами — в то время такое обыденное для нашего времени преступление было редкостью и послужило основой фильма кинорежиссёра Л. Аграновича «Обвиняются в убийстве» (1969). Вскоре детсад был закрыт.

Сейчас в доме находится Московская секция Советского Комитета ветеранов войны.

4 этажа (№ 3/1, стр. 2, 1929 год постройки). Кирпичный.

6 этажей (№ 5/2, начало 20 века, бывший доходный дом). Кирпичный. 

Среди жильцов дома были зоолог Н. Кольцов, географ А. Крубер.

В 1920-е годы здесь располагалась штаб-квартира Ассоциации художников революционной России (АХРР).

4 этажа (№ 6, 2000 год постройки). 

Раньше тут находился дом А. Щепочкиной. Один из наиболее камерных московских особняков в стиле ампир. Выстроен в 1820 году на каменном фундаменте сгоревшего в 1812 году здания 18 века.

Деревянный одноэтажный дом с антресолями выходил на красную линию торцевой частью в пять окон. Характерно было её пластическое украшение четырьмя стройными ионическими полуколоннами, соединёнными арками и увенчанными фронтоном; в образовавшихся люнетах арок над окнами помещены были крупные лепные медальоны, что делало всю композицию особенно нарядной и законченной. К дому примыкали уникальные белокаменные ворота, по своим пропорциям и барочному декору относящиеся, вероятно, к середине 18 века.

В 1820-х годах тут жил поэт и переводчик Илья Полугарский, член Вольного Общества Российской словесности.

Долгое время дом стоял брошенным, ветшал, не использовался, несколько раз горел. Остатки разобраны в 1994 году. 

Воссоздан с использованием 15% прежнего сруба. Проект реставрации выполнялся в 1980-е годы. К концу 2000 года дом окончательно отделан и приобрел внешний облик, близкий к первоначальному.

Достопримечательности:

Православный храм Преображения Господня на Песках (№ 4а).

2014 год

Здания 19 — начала 20 веков.

Фото:

2014 год

Проезд:

От метро «Смоленская» пешком через улицу Арбат. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 18.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий