четверг, 29 сентября 2016 г.

улица Большая Полянка

Расположение:

Улица проходит по району Якиманка (ЦАО) от Малого Каменного моста Водоотводного канала (недалеко от Москвы-реки) до Серпуховской площади. 

Метро «Полянка».

Описание:

По улице осуществляется одностороннее движение автотранспорта по 2 полосам в сторону Серпуховской площади; в противоположном направлении – выделенная полоса для движения троллейбусов. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 1, 1 км.

История:

Здесь в древности шла дорога на Серпухов, что обусловило одно из ранних названий улицы – Серпуховская. 

В 1718 веках – Космодамиановская улица (по церкви Космы и Дамиана «что в Кадашевской слободе»).

Улица названа в 18 веке по характеру прежней местности. В древности между Полянкой и Пятницкой, Полянкой и Большой Ордынкой существовала местность Всполье (всполье – «край поля, поле за городом», «поляна» – открытое место среди леса или у края его, поле без посева, окруженное лесом). 

Определение большая к названию улицы добавилось в 19 веке, когда рядом возникла улица Малая Полянка.

В 1918—1922 годах — Советская улица.

В 2016 году улица была реконструирована по программе «Моя улица».



Название — по бывшему в 16—17 вв. к югу от начала современной улицы «всполью» — краю полей. 

В 16-17 вв. здесь стояли дворы Кадашевской слободы с церковью Косьмы и Дамиана; отсюда прежнее название. 

В 17 в. в районе современной улицы были Стрелецкая слобода с церковью Григория Неокесарийского (1662—79, д. 29а) и Казачья слобода с церковью Успения (XVII—XIX вв., д. 37). 

В 18-19 вв. улица заселялась купцами, мелкими дворянами, чиновниками и духовенством. Застраивалась особняками и городскими усадьбами: жилой дом середины 18 в. (д. 2), деревянный жилой дом начала 19 в. (д. 53) и др. 

В д. 33/41 в 1909—10 гг. жил М. Калинин (мемориальная доска). 

В 1927 построен д. 51а (инженеры Г. Красин, Е. Костырко, А. Лолейт), в 1939 г. — один из первых крупноблочных домов в Москве — д. 4 (архитекторы А. Буров, Б. Блохин); в 1940 — д. 1 (архитектор А. Мордвинов). 

В 1943—68 гг. в д. 3/9 жил конструктор стрелкового оружия Ф. Токарев (мемориальная доска).

Здесь в древности шла дорога на Серпухов, что обусловило одно из ранних названий улицы – Серпуховская. 

В 17—18 веках – Космодамиановская улица (по церкви Космы и Дамиана «что в Кадашевской слободе»).

Улица названа в 18 веке по характеру прежней местности. В древности между Полянкой и Пятницкой, Полянкой и Большой Ордынкой существовала местность Всполье (всполье – «край поля, поле за городом», «поляна» – открытое место среди леса или у края его, поле без посева, окруженное лесом). 

Определение большая к названию улицы добавилось в 19 веке, когда рядом возникла улица Малая Полянка.

В 17—18 вв. называлась Космодамианская по церкви Козьмы и Дамиана «что в Кадашёвской слободе» (Козмодемиановская улица показана на плане конца 17 в., Козмодемьянским приход назван в 1682 г.). 

Название Полянка дано улице в конце 18 в., в связи с находившимися здесь обширными полями. 

В древности между Полянкой и Пятницкой, Полянкой и Большой Ордынкой существовала местность Всполье (всполье — «край поля, поле за городом»). Известно было название церкви Параскевы Пятницы в Полях. Но по русской словообразовательной модели Полянка образовано от слова поляна – открытое место среди леса или у края его, поле без посева, окружённое лесом. Здесь в древности шла дорога на Серпухов, что обусловило ещё одно из ранних названий улицы: Серпуховская). 

Различительное определение Большая добавилось в 19 в., когда рядом возникла ул. Малая Полянка.

Как и большинство древних улиц Москвы, улица Большая Полянка в 15–16 вв. была заселена многочисленными ремесленниками, основывавшими свои слободы по профессиям. На территории современной улицы жили кадаши или дворцовые бондари.

Позже, в 17 в., местность превратилась в большую ткацкую слободу.

При Петре Великом здесь располагался монетный двор, был утроен большой продовольственный рынок.

В первой половине 18 в. начинается интенсивное строительство на Большой Полянке каменных жилых домов, расширяется площадь рынка и он становится всё более оживлённым.

В 19 в. улица по большей части была заселена разбогатевшими купцами, которые застроили её прекрасными усадьбами с пышными садами. Располагались здесь также дома мелких чиновников, духовенства, мелких дворян.

События 1917 г. отразились не только на облике Большой Полянки, но и на её названии – с 1918 г. улицу стали называть Советской. Правда, в 1922 году вернули прежнее название. В 1930-х гг. улица претерпела целый ряд изменений.

На месте Полянского рынка появилось большое здание школы, хотя местность и по сей день носит то же название. Улица была застроена многоэтажными типовыми жилыми домами. Старые частные сады были превращены в скверы, ставшие местом прогулок москвичей.

В 1918—1922 годах — Советская улица.


Большая Полянка была частью дороги из Великого Новгорода в Рязань. Она начиналась у Каменного моста, и в XVII веке доходила лишь до Старомонетного переулка. Дальше тянулись поля, которые потом и дали улице свое название.
В XV-XVI веках в начале улицы располагалась слобода «кадашей» или бондарей - ремесленников, выделывающих бочки, кадки.

В конце XVI века была построена крепость Скородом – по трассе нынешнего Садового кольца, и Большая Полянка стала одним из трех лучей – Пятницкая, Ордынка, Полянка – соединяющихся у Серпуховских ворот.

В XVII веке в начале улицы разместилось полотняное производство и Кадашевская слобода стала «хамовной» - ткацкой. Это была одна из крупнейших, богатых слобод Москвы. Тогда же в начале Большой Полянки была построена Космодемьянская церковь (разрушена в 1930-е) и улица получила название – Космодемьянская. Здесь, за Кадашами в XVII веке селились стрельцы. Одной из приходских стрелецких церквей стала церковь Григория Неокесарийского, построенная в 1667-1679 гг. Великолепно украшенный изразцами храм с шатровой церковью и сегодня является главным украшением улицы. За стрелецкими дворами находились Казачьи слободы. Память о них сохранилась в названиях переулков, примыкающих к Большой Полянке. Здесь же находились дворы московской знати: двор боярина Репнина, стольника Полтева.

После ликвидации Петром I стрелецких слобод, Полянку заселили купцы, мелкие дворяне и чиновники.

В XVIII веке улицу назвали Большая Полянка. После революции 1917 года она недолго (1918-1922 гг) называлась Советской.

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

М метро «Полянка» (дома №№ 26-29; Серпуховско-Тимирязевская линия; открыта 23 января 1986 года ; названа по ул. Большая Полянка, на которую она выводит; глубокая (глубина — 37 метров); выход только один и ведет он только на улицу Большая Полянка и 2-й Полянский переулок; подъем и спуск на станцию осуществляется только по эскалаторам; с другой стороны станции — глухой торец (выхода нет); станция колонная и колонны облицованы бело-серым мрамором, как и путевые стены; пол выложен серо-розовым гранитом; скамеек для отдыха мало и находятся они в началах и концах платформы; никакой темы у станции нет, а ее единственным приметным украшением является цветная керамическая композиция «Молодая семья» в глухом торце зала).

• Бывший дом купцов Рыловых, Котовых, Левиных (№ 2/10, стр. 1). 

Здание построено в 1773 году, но в его объём включено более древнее здание. 

До революции – реальное училище им. Н. Урвачева.

• Офисы (№ 2, стр. 2). HeadWearStudio – культовый бренд, организованный сообществом талантливых дизайнеров шляпных дел. Кафе «Кофемания», концертный зал «Руськонцерт» и пр.


Дом занимает важную градостроительную позицию, начиная улицу Большая Полянка. Перед ним, на Болотном острове, на низком берегу долгое время не было никаких построек. Дом был виден из Кремля, от Большого Каменного моста, начиная ряд зданий, оформлявших набережную Водоотводного канала. Он был построен в середине XVIII века на более старом цоколе, оставшемся от предыдущего строения. Возможно, предыдущий дом был деревянным на каменном фундаменте.
Неизвестный нам архитектор – автор дома учитывал расположение здания при разработке проекта. Поэтому он применил на фасаде пилястровый портик во всю высоту дома. Его крупные формы хорошо видны издали. Скруглённые углы дома первоначально были украшены небольшими полукруглыми балконами, поставленными на невысокие изящные колонны. Скругление углов у домов, расположенных на углах улиц, вошло в употребление в середине XVIII столетия, одновременно с началом строительства в стиле раннего классицизма. Вход в здание был сделан со двора. Большие пилястры портика этого дома хорошо воспринимались издали. При приближении зритель концентрировал своё внимание на угловых балконах. Эти балконы уничтожил очередной хозяин дома, купец Григорий Иванович Котов, в 1842 году. Перед ним, в 1830-е годы, домом владели купцы первой гильдии Григорий и Спиридон Рыловы.
Кажется, что за представительным фасадом здания должны быть парадные интерьеры богатой усадьбы. Но это не так. Все купцы – хозяева усадьбы не только жили здесь, но и держали своё производство. Во второй половине XIX века в усадьбе было «жестяное заведение» Абрама Хаймовича. С 1888 года дом принадлежал Козьме Петровичу Юдину. Он тоже занимался изделиями из жести. Следующий хозяин заведения, Герман Леонтьевич Розенберг, жестяную фабрику закрыл.
После Г. Л. Розенберга в доме поселились врач-отоларинголог Нахим Вульфович Зак и торговец дровами, купец второй гильдии Давид Беркович Левин. Н. В. Зак числился среди жителей дома и в 1917 году.
При строительстве Малого Каменного моста уровень земли на прилегающих к мосту участках был поднят, поэтому, осматривая дом, надо помнить, что в XVIII веке он был несколько выше, казался не таким приземистым, как сейчас.
• Консульство Италии (№ 2, стр. 10). Здание 1860-х годов постройки.

• Офисы (№ 4/10, стр. 2). 

Бывший жилой дом для сотрудников Академии наук СССР. 

Построен для учёных, переехавших из Ленинграда в связи с переводом в Москву Академии наук СССР. Здесь жили А. Виноградов, А. Шубников, С. Соболев, А. Ферсман и др.

• Здание служб ГУ МВД России по Москве (№ 7/10, стр. 2). 

С течением времени здание занимали различные подразделения органов внутренних дел. В советское время – Октябрьское РУВД. 

Позднее УВД по ЦАО. 

Ближе к нашим дням это стало УНП ГУВД по Москве, а после реформы МВД здесь обосновалось УЭБиПК ГУ МВД России по Москве. 

В период с февраля 2014 года по март 2015 года большую часть здания занимал ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве.

Долгое время шли споры о передаче здания Москве для муниципальных нужд. В середине 2015 года здание передано на баланс Московского метрополитена для размещения отдельных подразделений УВД на ММ ГУ МВД России по Москве.

• Бывшая 439-я Центральная экспериментальная военно-картографическая фабрика Министерства обороны РФ им. В. Дунаева (№ 9, стр. 1; начало 20 века; бывшая типография). 

В 1896 г. германский подданный Кирстен Юлиус-Теодор (или Юлий Германович) купил у купца Николая Аксенова участок с красивым двухэтажным домом, построенным в 1874 г. женой коллежского советника Елизаветой Козловой. Кирстен надстроил 2 этажа, а на восточном конце участка, вдоль Денежного пер., строит четырехэтажный корпус, где разместились типографские мастерские и спальни для рабочих. 

В 1909 г. типографию арендовали братья Вильгельм-Теодор и Герман-Юлиус Менерты, саксонские подданные, получившие в России промысловые свидетельства на торговлю и промышленные предприятия. Очевидно, дело быстро развивалось, помещений не хватало. 

В 1911 г. Менерты приняли решение снести все здания на Полянке (а четырехэтажный дом в Денежном оставить). 

На их месте в 1911-12 гг. появилось четырехэтажное здание с полуподвалом для складов, столярной и слесарной. На первом и втором этажах работали литографские машины, золотильные и резальные машины, мастерские. На третьем этаже находились лакировальная и переплетная. Квартиры служащих были предусмотрены на четвертом этаже, окна которого отличаются от больших световых проемов первых трех этажей.

В 1913 г. архитектор Константин Михайлов надстроил пятый этаж для цинкографии, фотографии и граверских мастерских. Фасад здания он оживил большим балконом-террасой. 

В 1913 году «Всеобщая компания электричества» выполняет работы по устройству «электрического освещения и электрической передачи силы». Братья Менерты владели участком до 1917 г. В их типографии трудилось 50 рабочих.

Тут планируют возвести элитный ЖК.

• Офисы (№ 9, стр. 6). 

Бывший доходный дом нач. 20 в.

• Бывший дом купцов Владимировых (№ 10, стр. 1). 

Построен после пожара 1812 года и около ста лет принадлежал купцам Владимировым. 

В советское время здесь находился Дом пионеров и отдел КГБ Октябрьского района.

Здание занимал банк «Мак-Банк», ликвидированный в 2015 году.

• Резиденция главы представительства Европейской Комиссии в России (№ 11/14, стр. 1; бывший главный дом усадьбы К. Нащокиной 18 века). 

Бывший особняк дворян Нащокиных, главный дом усадьбы Клеопатры Нащокиной. 

Построен в 18 в. 

Два флигеля, примыкающих к зданию утрачены в конце 18 в. при перестройке дома. 

Здесь родился и до 1814 г. жил близкий друг Пушкина и Гоголя Павел Нащокин, о котором А. Пушкин как-то сказал: „Любит меня один Нащокин”. 

Для Пушкина в усадьбе всегда была приготовлена отдельная комната.

По некоторым источникам, это был единственный дом, который сохранился здесь после пожара 1812 г. 

В середине 19 века здание приспосабливается под жилые квартиры.

В 1900 г. к восточному фасаду здания было пристроено каменное помещение для новой лестницы, выстроенной взамен расположенной в его южной части. В 1900–1910 гг. северная часть дома была достроена до брандмауэрной стены соседнего владения.

В 1990-х гг. отреставрировано, на боковом фасаде раскрыта отделка палат 18 в. с наличниками в стиле, переходном от барокко к классицизму.

• Офисы (№ 13, стр. 1). Трёхэтажный особняк построен в 1849—50 гг. неизвестным архитектором на месте деревянного дома.

• Галерея современного искусства (№ 15; «Крокин галерея»; основана М. Крокиным в 1990 году; персональные выставки и экспериментальные проекты современных художников). 

Трёхэтажный особняк построен около середины 19 в. неизвестным архитектором на месте деревянного дома.

• Гостиница Park Inn by Radisson (№ 17). 2007 год постройки.

Входит во всемирную гостиничную сеть Radisson Hotels & Resorts. 

Восьмиэтажное здание включает в себя 118 номеров. 

• НИИ неотложной детской хирургии и травматологии (№ 20–22 с несколькими строениями; бывшая детская клиническая больница с домовым православным храмом Иверской иконы Божией Матери; Иверская община Красного Креста была основана в 1886 г. На приобретенном ею участке земли разместились больничные корпуса, храм, поликлиника и аптека. Храм построен в 1896-1901 гг. на средства Е.С. Ляминой (арх. С.К. Родионов). Он был освящен 19 апреля 1901 года священномучеником Владимиром, митрополитом Московским и Коломенским. На освящении присутствовала великая княгиня преподобномученица Елизавета. Московская хроника упоминает ее как "председательницу Московского Дамского Комитета Красного Креста". Храм сооружен в русско-византийском стиле 12 века. Это - единственная в Москве церковь, напоминающая древние соборы в Звенигороде, Ростове Великом и Ярославле. При храме была устроена оригинальная звонница, а сам храм двумя скрытыми ходами был соединен с главным домом общины, где помещалась хирургическая клиника. Иконостас мраморный, на алтарной стене - огромный образ Божией Матери, как бы парящий над всем храмом; в 1918 г. община была закрыта, храм действовал до 1923 г. После его закрытия во всех зданиях общины расположилась детская больница, храм использовался как склад, звонница была разрушена. Богослужение в храме возобновлено в 1993 году).

Храм построен в 1896-1901 годах (архитектор С. Родионов) на средства Е. Ляминой при Иверской общине сестёр милосердия (основана в 1894 году) Иверского комитета Российского общества Красного Креста.

Одноглавый, четырёхугольный с полукруглыми завершениями, с круглым световым барабаном храм построен в русско-византийском стиле. Использованы формы древнего владимиро-суздальского и новгородского зодчества (аркатурно-колончатые пояса, килевидные завершения порталов, пояса нишек в верхней части барабана). Орнаменты — по образцу Новгородского Софийского собора. К западным углам примыкают галерея и звонница. Иконостас — мраморный. Сохранились росписи внутри храма.

Община была закрыта в 1918 году (на ее основе создана 2-я школа медсестёр), сам храм — в 1923 году. 

В зданиях общины разместились детская больница № 20, в помещении храма находился склад. Была разрушена колокольня-звонница.

Храм возвращен РПЦ в 1992 году и отреставрирован, богослужения возобновлены с 1993 г. Оказывается помощь персоналу больницы.

До 2003 года – детская больница № 20 им. К. Тимирязева.
Детская больница № 20 имени К. Тимирязева создана в 1934 г. на базе и в зданиях больницы при Иверской общине сестёр милосердия Российского общества Красного Креста (открыта в 1894 г.). Первое в стране учреждение по оказанию неотложной хирургической и травматологической помощи детям. Организатором и многолетним руководителем больницы был один из основоположников московской детской травматологии Н. Дарье. 
С 1937 больница носит имя К. Тимирязева. 
Имеет 5 отделений на 175 коек. На территории больницы сохранились постройки Иверской общины: церковь Иверской Богоматери, архитектурные формы которой интерпретируют образцы древнерусского (новгородского и раннемосковского) зодчества (1896—1901, архитектор С. Родионов, на средства Е. Ляминой); больничные корпуса (1910—12, архитектор Д. Челищев) и др.
– Главный корпус НИИ неотложной детской хирургии и травматологии (№ 22). На этом месте находился охраняемый памятник, городская усадьба Ф. Шкарина — И. Якобсона, постройки 19 — начала 20 веков.
• Бывшая усадьба – особняк Травкина – Дмитриева (№ 21; 19 век).

• Офисы (№ 23, стр. 1).

• Офисы (№ 23, стр. 3). 

Основной объём дома, сильно выступающего за общую линию застройки, относится, очевидно, к середине 18 в., о чём свидетельствует чётное количество осей и характерный для барокко крупный угловой руст в первом этаже. 

Облик же здания, представленный на чертеже, создан при надстройке существующего деревянного мезонина (очевидно, после пожара 1812 г., но до 1817 г.).

Центр фасада, повышенный мезонином с широким полуциркульным окном, был выделен узкими декоративными ризалитами; такая монументальная арочная композиция в разных вариантах разрабатывалась в Замоскворечье. Возможно, что эскизно намеченные лепные орнаменты и обрамления окон второго этажа на ризалитах относятся к тому же времени. 

Впоследствии здание снова неоднократно перестраивалось. 

Последний раз особняк реконструировался в 1998 г. 

• Офисы (№ 24/2, стр. 4). Трехэтажное с мансардой здание 1910 года постройки.

• Офисы (№ 25). Двухэтажный особняк с полукруглым возвышением на фронтоне построен, вероятно, в 1-й четв. 19 в. 

Достроен новым пятиэтажным корпусом (д. 25, стр. 1) со двора, составляющим со старым зданием единое внутреннее пространство. 

В здании расположены офисы "Атомэнергопрома" и других предприятий атомной отрасли. 

Вход со двора дома № 26 по Старомонетному переулку.

• Офисы (№ 26, стр. 1).

• Офисы (№ 26, стр. 2).

• Бывший дом купцов Абрамовых (№ 27; 19 век). 

С середины 19 в. часть зданий и дом № 27 принадлежали купцу Василию Абрамову. Он содержал трактирное заведение на Полянке в своём доме и в Серпуховской части. 

В 1871 г. он купил часть церковной земли. 

В 1880-90 гг. активно перестроил и реконструировал свои дома. 

С 1879 г. Абрамов состоял старшиной и почётным членом Совета московских детских приютов. 

В 1901 г., после смерти Абрамова, его вдова Екатерина ещё некоторое время владела участком.

• Православный храм святителя Григория, епископа Неокесарийского в Дербицах (№ 29; Центральное викариатство, Москворецкое благочиние. Приделы: святителя Григория Богослова и Боголюбской иконы Божией Матери. История: построен в 1679 г. на деньги царя Алексея Михайловича по просьбе его духовника Андрея Савинова («дербицы» – «залежная земля»). Боголюбский придел – 1-я пол. 19 в. В 1939 г. – закрыт и сильно пострадал, многие иконы отдали в музеи. Снова открыт в 1994 г. Арх-ра: стиль – «русское узорочье»; состоит из основного объема с 5 главами на барабанах, трапезной и двухъярусной шатровой колокольни (с изразцами). Декор: фриз с многоцветными изразцами («павлинье ухо») опоясывает храм; кокошники; наличники с килевидными завершениями и обрамлениями из балясин; фигурные фронтоны на колокольне. Интерьер: живопись и лепнина – 19 в. Святыни: мощи святителя Григория Неокесарийского (перенесены в 1998 г.); частица животворящего Креста Господня; ковчег с мощами многих святых; чтимая Боголюбская икона Божией Матери; наперсный крест священномученика Бориса Ивановского, служившего в этом храме и расстрелянного за Христа. Духовенство: настоятель – епископ Иероним Чернышов; другие клирики: священник Кирилл Малевич; дьякон Владислав Астафьев. Богослужение: по субботам, воскресеньям, большим и чтимым праздникам утром в 9.00 (по воскресеньям в 9.30), накануне воскресений и больших праздников вечером – в 17.00. Внебогослужебная деятельность: православный культурно-просветительский центр «Замоскворечье» с воскресной школой, библиотекой, концертным и выставочным залами, досуговым центром с разнообразными кружками; взаимодействие с военнослужащими: в автобазе Генштаба, батальоне охраны и обеспечения штаба Московского Военного округа, отдельном 154-м комендантском полку; помощь НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, детской больнице № 20, неврологической клинике на Полянке и многопрофильному медицинскому комплексу на Полянке. благотворительная столовая и пункт раздачи еды нуждающимся. Сайт есть: всё весьма скромно, но основное есть).

Яркий, охряный, украшенный премудрыми узорами храм Св. Григория Неокесарийского построен в середине XVII века. Находится на  Большой Полянке (знаменитой своими купеческими особнячками замоскворецкой улице), недалеко от станции метро "Полянка". Храм состоит из трех основных частей: шатровая колокольня соединяется трапезной с четвериком, увенчанным горкой кокошников и пятиглавием. Красивейшие декоративные убранства - белокаменные и кирпичные фигурные детали -  наличники, порталы, карнизы. Фасады колокольни и четверика обрамлены поясом из девяти тысяч многоцветных изразцов рисунка "павлинье око" автора Степана Иванова по прозвищу Полубес.

По преданию, храм Св. Григория Неокесарийского "в Дербицах" был заложен в честь возвращения из татарского плена великого князя Василия II. Князь, находясь в неволе,  дал обет: если удастся освободиться, велит построить храм на том месте, откуда увидит Москву, во имя святого, память которого совершается в этот день. Это произошло 17 (30) ноября 1445 года - в день празднования памяти Святителя Григория, епископа и чудотворца Неокесарийского. Именно отсюда  открывается вид на купола Кремля. Тогда, измученный пленом и долгой дорогой Великий князь, узрев их, восславил Бога за спасение. 

Документально же церковь известна с 1632 года. Первоначально она была деревянной. С середины XVII века настоятель храма Андрей Савинов -  духовник государя Алексея Михайловича,  на деньги из государственной казны отстраивает церковь в камне. Известно, что не без его влияния вдовый Алексей Михайлович выбрал в невесты 20-ти летнюю Наталию Нарышкину. До сих пор в литературе можно прочесть, будто венчание, а затем и крещение их первенца, Петра I, состоялись в церкви Григория Неокесарийского,  хотя историки утверждают, что все это происходило в Кремлевском Соборе. Строительство храма еще не было завершено после смерти царя, настоятель же ее, Андрей Савинов, был сослан в монастырь. В числе прегрешений ему вменялось и строительство храма без патриаршего благословения. Однако сам патриарх впоследствии благословляет достроить храм и освящает  его. 

Внутреннее убранство храма  не менее благолепно. Стены расписывали костромичи, переяславцы. Иконы в храме - кисти Ушакова, Зиновьева. Особый статус храму придавало наличие "царского места". 

За три с лишним века храм дважды переживал разорение: в войну 1812 года и 30-е годы XX века. В 1994 г. храм был освящен вновь. Ныне главная святыня храма  - чудотворная Боголюбская икона  Богоматери. Здесь же хранятся и другие чтимые реликвии, в том числе мощи св. Григория Неокесарийского, Тихона Задонского, Митрофания Воронежского и других святых.

Храм Святителя Григория Неокесарийского считается одним из красивейших храмов в столице. Он относится к памятникам архитектуры 17 века.
Изначально на этом месте находилась деревянная церковь, возведенная по приказу князя Василия Второго Темного. Ее строительство связывают с легендой. Когда князь Василий II был в плену у татар, то дал обет: коли вернется живым, то воздвигнет на том месте, где увидит столицу, храм во имя святого, почитаемого в этот день.
Каменная святыня появилась здесь в 1667 году. Ее построили рядом с деревянной церковью. Центральная часть — четверик, увенчанный несколькими рядами килевидных кокошников, называемыми «огненными языками». Сверху поставлены пять резных барабанов с главами. Кресты украшены коронами, это считалось признаком царского храма.
Рядом находятся трапезная и колокольня. Фасады украшены изразцами с узором «павлинье око», созданные мастером Степаном Полубесом. Иконы в церкви написаны художниками Оружейной палаты под руководством иконописца Симона Ушакова.
Из-за своей необычной архитектурной формы церковь Григория Неокесарийского в народе именовали «красной», то есть «красивой». Храм был почитаем среди прихожан. По некоторым данным, здесь в 1671 году состоялось венчание царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. А в 1672 году прошел обряд крещения младенца императора Петра I. Другие склоняются, что его крестили в Кремле.
Храм сильно пострадал в 30-е годы 20 века. Из него изъяли все ценности, а колокольню приказали снести для увеличения тротуара. Ее удалось сохранить, но в звоннице прорезали сквозной проход.
В 1990 году храм вернули верующим. Богослужения возобновлены с 1994 года. Главной святыней считается чудотворная Боголюбская икона Богоматери.


Предание связывает строительство храма на этом месте с освобождением из татарского плена великого князя Василия II, возвратившегося в Москву в день празднования памяти святого — 17 ноября 1445 г. 

Ныне существующая церковь построена в 1662—79 гг. на средства духовника царя Алексея Михайловича — Андрея Постника, бывшего настоятеля этого прихода. Строительство велось предположительно царскими мастерами И. Кузнечиком и костромичом Карпом Губой. Иконы для иконостаса были написаны иконописцами Оружейной палаты при участии С. Ушакова. Церковь освящена в присутствии царя. 

Типичный для своего времени кубический храм с трёхчастным алтарём завершён двумя рядами кокошников и декоративным пятиглавием. На одной оси с запада размещены двухэтажная трапезная с притвором и 3-ярусная шатровая колокольня. После регулирования городской застройки в 18 в., когда красная линия улицы была отодвинута от кромки древней дороги, колокольня оказалась почти у самой проезжей части улицы, замыкая перспективу Большой Полянки на одном из её участков. 

Нехарактерной для посадских церквей особенностью здания является решение второго этажа трапезной, открывающегося в интерьер храма. 

В 18 в. здесь располагался придел свт. Тихона Амафунтского. 

Развитый фасадный декор в духе узорочья 17 в. тяготеет в трактовке деталей к традициям костромского зодчества; особым мастерством исполнения отличается белокаменная резьба порталов. Четверик храма и второй ярус колокольни опоясаны по верху великолепными изразцовыми фризами, выполненными в мастерской Степана Полубеса. Подчёркнутая декоративность фасадной обработки усиливалась яркой полихромной покраской стен, ныне восстановленной на колокольне. 

В 1765—67 гг. с южной стороны трапезной был сооружён одноэтажный придел Григория Богослова (храмоздатель Г. Лихонин), копирующий формы декора 17 в.; в 1830—34 гг. с северной стороны пристроен придел Боголюбской Богоматери (храмоздатель П. Сазонов), в обработке которого использованы мотивы неоготики. К этому же времени относятся две ограды с воротами, сохранившиеся со стороны Большой Полянки и Старомонетного переулка. 

Юго-западнее церкви находится двухэтажный дом причта (первая половина 19 в.; Старомонетный переулок, 32). 

Была закрыта в 1935—91 гг.; часть икон передана в Государственную Третьяковскую галерею, ГРМ и Государственный исторический музей, там же хранятся царские врата главного престола. 

В интерьере сохранились поздние росписи, на втором этаже трапезной — барочная лепнина.

Каменный храм святителя Григория Неокесарийского был воздвигнут на месте древней деревянной церкви, которую, в свою очередь, построил князь Василий II Тёмный. 

Предание гласит, что, находясь в татарском плену, князь дал обет: если вернется домой, построит в том месте, откуда увидит Москву, храм во имя святого, память которого совершается в этот день. Освобождение из неволи произошло 17 ноября 1445 г. — день празднования памяти святителя Григория, епископа и чудотворца Неокесарийского. Тогда, измученный пленом и долгой дорогой домой, князь увидел белокаменный Кремль. Место, откуда открывался этот вид, находилось немного юго-восточней нынешнего расположения храма. Вероятно, князь ехал по дороге, совпадающей с современным Старомонетным пер. 

Первоначальный храм во время пожара сгорел.

Новый деревянный храм был выстроен не позднее 1632 г. на том же самом месте. Каменный храм заложили в 1667 г. по соседству с деревянным, чтобы во время строительства можно было служить в старой церкви. 

Возведение каменного храма было начато по благословению Патриарха Никона священником Андреем Постниковым, который был назначен в 1660 г. настоятелем старой деревянной церкви (в дальнейшем деревянную церковь разобрали, в наше время на ее месте построена часовня). 

В 1665 г. он стал царским духовником и протопопом Благовещенского собора Московского Кремля. С Алексеем Михайловичем его связывала тесная дружба, в какой-то степени он заменил царю Патриарха Никона, впавшего к тому времени в немилость. Именно поэтому царь стал храмоздателем новой каменной церкви во имя святителя Григория Неокесарийского. Государь не только выделил огромные средства для сооружения церкви, но и сам лично интересовался ходом работ.

С 1668 г. появляются подробные записи расходов из царской казны, произведенных на поставку теса, кирпича, белого мячковского камня (из которого строились и Кремлевские соборы).

Храм завершают три ряда килевидных кокошников «огненных языков». Над ними высится традиционное луковичное пятиглавие с глухим, то есть без окон, барабанами. В церковной символике пять глав обозначают Спасителя и четырех евангелистов. Кресты увенчаны коронами в знак того, что храм царский.

Возводили храм лучшие зодчие своего времени — Иван Кузнечик и Карп Губа, обычно выполнявшие царские заказы. Руководили строительством Иван Волжинский и Иван Рыкачев. Для росписи церкви были приглашены художники из Костромы — Гурий Никитин, Сила Савельев (Савин) и др., а также из Переславля — Семён Дмитриев, Дмитрий Плеханов.

Изразцовый фриз — наиболее известная особенность убранства храма. Керамические поливные изразцы с многоцветным узором «павлинье око» выполнены мастером Степаном Ивановым Полубесом «сотоварищи». На украшение храма пошло 9 тыс. изразцов. Краски их до сегодняшнего дня сохранили свою первоначальную яркость. 

Церковь получила народное название «Красной», то есть красивой. Это название употреблялось в официальных документах вплоть до кон. 18 в. 

Иконы для иконостаса писали царские изографы, мастера Оружейной палаты во главе с Симоном Ушаковым.

В 1671 г. царь Алексей Михайлович венчался здесь с Натальей Нарышкиной. В 1672 г. в этом храме протопоп Андрей Савинов крестил младенца Петра Первого, первого российского императора. Позднее в церкви хранилась купель, в которую погружали царя. Для расположения этой реликвии в южной стене храма была устроена ниша. 

Великое освящение храма произошло 1 марта 1679 г. В этот день Патриарх Иоаким освятил в ней главный престол святителя Григория Неокесарийского. На освящении храма присутствовал царь Феодор Алексеевич.

Во 2-й пол. 18 в. у храма появился придел св. Григория Богослова, устроенный тщанием прихожанина Григория Лихонина в честь его небесного покровителя. 

Во время Отечественной войны 1812 г. церковь не пострадала. Зачарованный ее красотой Наполеон сожалел, что не может поставить необыкновенную постройку на ладонь и перенести в Париж.

В 1834 г. по проекту архитекторов Н. Козловского, Ф. Шестакова и В. Балашова в храме был устроен придел Боголюбской иконы Божией Матери, которой молились во время эпидемии холеры 1830 г.

В 1859 г. церковь впервые подверглась тщательной реставрации. Были обновлены росписи главного алтаря, четверика, заново вызолочены серебряные ризы на шести иконах первого яруса иконостаса. А также промыты все иконы остальных ярусов иконостаса. 

Отреставрированный храм был освящен святителем Филаретом Московским.

В 1896 г. роспись храма опять обновлялась. 

Освящение обновленного храма совершил митрополит Московский Сергий. 

Церковь имела статус придворной и регулярно посещалась членами царствующей фамилии. 

Здесь любила молиться великая княгиня Елизавета Феодоровна. 

В церкви неоднократно служили видные церковные иерархи.

В 1922 г. ценности храма были изъяты. 

В 1930 г. Моссовет постановил сломать шатровую колокольню для расширения тротуара. Историкам удалось предотвратить снос. В колокольне был прорублен сквозной проход. 

10 декабря 1937 г. на Бутовском полигоне был расстрелян клирик храма, протоиерей Борис Ивановский. 

В 1938 г. Моссовет вынес решение: «Церковь закрыть, а здание использовать под культурные нужды». 

В акте обследования 1939 г. отмечено: «Сломан ценнейший иконостас 17 в. и нет паникадила 18 в.» Иконы из храма были переданы в музеи. Ценнейшая Богоматерь Елеуса-Киккская Симона Ушакова, цикл Страстей Христовых Георгия Зиновьева и ещё множество икон получила Третьяковская галерея. Из всех этих икон место в экспозиции нашлось только для образа Богородицы, остальные, никогда не выставляясь, хранятся в запасниках. Часть икон была передана в Исторический музей, где они так же находятся в запасниках. Резные царские врата главного иконостаса передали в Музей архитектуры им. Щусева. 

В 1965 г. в обветшавшем храме была произведена комплексная реставрация. 

В храме разместился Всесоюзный производственно-художественный комбинат им. Вучетича.

В 1990 г. по письму Патриарха Алексия II Моссовет вернул храм верующим. 

С 1994 г. в храме святителя Григория Неокесарийского возобновлены богослужения. 

К 1996 г. храм был окончательно восстановлен: фасады выкрашены красно-оранжевой краской — суриком, все архитектурные элементы выделены белилами и бирюзой, вызолочены кресты. 

30 ноября 1996 г. Патриарх Алексий II совершил освящение главного престола.

В храме совершаются регулярные богослужения, все таинства и требы. Действует сестринство во имя иконы Божией Матери «Державная», православная гимназия. Устроен баптистерий для Крещения взрослых, работает магазин «Церковные ткани», лавки православной литературы и церковной утвари. При богослужениях поёт мужской хор под управлением Николая Белова.

• Офисы (№ 29/32, стр. 1). 

Бывший жилой дом. Построен в 1-й пол. 19 в.

• Детский сад № 1420 (№ 30, стр. 2).

• Офисы (№ 31). 

Дом 18—19 вв. на реконструкции. 

От церкви до Старомонетного пер. вереницей тянулись дома, примыкающие друг к другу. 

Построенные еще до пожара 1812 г., они впоследствии неоднократно перестраивались. 

Во 2-й пол. 19 в. были заложены арочные проезды во двор, и здание превратилось в жилое, потерян свое былое торговое назначение. Фасады этих домов всегда были без украшений, окна — в простых обрамлениях.
• Федерация йоги (№ 33/41, стр. 1). «В этом доме в 1909 - 1910 гг. жил выдающийся деятель Коммунистической партии и Советского государства Михаил Иванович Калинин».
Трёхэтажное угловое каменное здание построено в 1830-40-е гг. 
Сейчас в здании находится Федерация йоги и творческий центр «Арт-академия», осталось 5 жилых квартир.
• Отдел МВД России району Якиманка (№ 33/41, стр. 3). 

Здание 1860-х годов постройки.

Бывшее 2-е отделение милиции. 

• Пожарная часть № 44 (№ 35). 

Здание построено в 1940-е гг. 

2 жилых подъезда, слева и справа от пожарной части – общежитие пожарных.

• Бывший доходный дом с лавками храма Успения Богородицы в Казачьей слободе (№ 37, стр. 1). Построен в 1863–1864 гг.

• Православный храм Успения Богородицы в Казачьей слободе (№ 37, стр. 3; Центральное викариатство, Москворецкое благочиние. Приделы: иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» и иконы Пресвятой Богородицы «Седмиезерная». История: построен в 1697 г. в слободе казаков, выходцев из южных районов России; возобновлен после пожара 1812 г., когда внутри всё выгорело. Трапезная с приделами и ограда – 18 в. В 1930 г. – закрыт и сильно пострадал (в нем были типография и архив заочного финансово-экономического ин-та). Снова открыт в 1994 г. Арх-ра: тип «восьмерик на четверике»; состоит из основного объема с одной главой, трапезной и колокольни. Декор: пилястровые портики тосканского ордера. Святыни: чтимые иконы праведного Федора Ушакова, преподобного Федора Санаксарского и преподобных Иова и Амфилохия Почаевских с мощами этих святых; священномученика Андрея Воскресенского. Духовенство: настоятель – священник Михаил Васильев (род. в 1955 г.); другие клирики: священники; дьякон Николай Клементьев. Богослужение: ежедневно утром в 8.00 (по выходным дням и большим праздникам – в 9.00), накануне воскресений и больших праздников вечером – в 16.00. Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; библиотека. Сайт есть).

Одноглавый храм декорирован в стиле московского барокко. 

Построен в 1695–1697 гг. на средства стольника В. Полтева на месте церкви Флора и Лавра (16 в.). 

С запада к храму примыкают трапезная с 2 приделами: Богоматери «Утоли моя печали» и Боголюбской Богоматери, притвор и двухярусная колокольня, сооруженная в 1795—97 гг. на средства П. Поздняковой. 

В 1870-х гг. классицистический облик трапезной и колокольни был несколько искажён мелкими штукатурными деталями, тяготеющими к формам «русского стиля».

Колокольня, нижний ярус которой украшен двухколонными портиками, незначительно выступает западным фасадом за красную линию. 

Рядом сохранился фрагмент ограды кон. 18 в.

• Офисы (№ 39, стр. 1). 

Это здание 5 года назад было ювелирным магазином, который сгорел. 

Дом восстановлен.

• Бывший доходный дом М. Алексеева (№ 42/2; 1913 год постройки). Архитекторы Б. Великовский, А. Милюков и В. Корчагин. 

Теперь тут министерство образования Московской области и пр.

• Офисы (№ 42, стр. 4). 4 этажа + мансарда.

• Бывшая городская усадьба М. Псаревой – Епанешниковых (№ 43). 

Одноэтажный каменный дом с красивыми наличниками уже существовал в 1834 г. при купцах Епанешниковых, которые впоследствии жили на Большой Якиманке. 

Следующие владельцы, купцы Селивановы, в 1870-х гг. перестроили фасад: появились обрамления окон, прямые сандрики и аттик над центральной частью дома. 

Василий Селиванов, состоявший в купечестве с 1857 г., унаследовал от матери торговлю кожевенным товаром в Охотном ряду. Его брат, живший на Покровке, там же торговал меховым товаром. В 1862 г. Селиванов служил в Городовом Словесном суде судьей. 

Елизавета Селиванова вступила в купечество в 1878 г. после смерти мужа и продолжала управлять его фирмой «Василий Селиванов и сыновья». В то же время она активно строила на своем участке на Полянке, пристроила со двора к главному дому одноэтажный корпус. 

На плане владения 1878 г. отмечены три сарая, коровник, навозник, беседка в саду.

В последней четв. 19 в. усадьбой владели купцы Гавриловы. 

Николай Гаврилов, состоявший в купечестве с 1872 г., торговал сукном на Никольской ул. в доме Синодального ведомства. 

В 1887 г. архи¬тектор Яков Лукашев построил во дворе дома каменные сараи на месте деревянных. 

В 1891 г. с запада к главному дому архитектор Д. Струков пристроил одноэтажный корпус.

В 1909 г. в усадьбе разместился приют для больных детей при Братстве во имя Царицы Небесной; приют состоял под покровительством императрицы Александры Федоровны.

В последние перед революцией годы мещанка Клавдия Свешникова владела этим домом и соседним № 45.

В наши дни в доме находится Бурмистерская палата.

После реставрации лепнина под тремя центральными окнами исчезла.

• Бывший жилой дом городской усадьбы 19 века (№ 43, стр. 2). Построен в 1879 году.

В середине XIX века хозяйкой участка на Полянке была московская купчиха Елизавета Ивановна Батурина. В конце XIX века она продала его богатому купцу 2-й гильдии Василию Варфоломеевичу Новикову, совладельцу бумажной и прядильной фирмы «В. Новиков и А. Васильев», почетному члену Дома призрения и ремесленного образования бедных детей.
После смерти Василия Варфоломеевича в доме жили его наследники - сыновья Алексей Васильевич, потомственный почетный гражданин и Вячеслав Васильевич, инженер-механик, занятый в Управлении городскими железными дорогами. По заказу братьев в 1907 году на участке был построен особняк по проекту архитектора С.М.Гончарова.
Сергей Михайлович Гончаров – потомок дворян Гончаровых, родственник Натальи Николаевны Гончаровой – жены А.С.Пушкина и владелец дома в Палашевском переулке. Дочь архитектора – Н.С. Гончарова – известная художница. Гончарову принадлежит проект другого известного московского готического замка – доходного дома Синицына в Благовещенском переулке. Он же перестраивал владение в Лебяжьем переулке. 
Особняк Новиковых изобилует декоративными деталями: легкие эркеры, балкончик со стороны фасада, изящные башенки на углах дома, со стороны двора к галерее пристроена лестница, которую охраняет каменный лев. Вокруг особняка спланирована изящная ограда, которая сама по себе является памятником.
Московская молва не оставила дом без внимания. Только уж очень страшные были рассказы, которые москвичи передавали из уст в уста. Некоторые из них вдохновили писателя В. Вересаева на рассказ «Проклятый дом», о несчастной дочери купца, загубленной отцом в одной из башен мрачного дома.
Несмотря на страшные рассказы, в 1915 году дом покупает московская мещанка Клавдия Дмитриевна Свешникова, проживавшая здесь до революции 1917 года.
Сразу после переезда в Москву советского правительства дом передают детям.
Дом творчества детей и молодежи «На Полянке» существует до сих пор. За свою историю он сменил немало названий: клуб «Пчелка», Дом художественного воспитания детей Ленинского района, Дом пионеров имени Павла Андреева, Центр досуга и творчества.
Но и сейчас передается из поколения в поколение легенда о купеческой дочери, сбежавшей от отца, найденной и замурованной в одной из готических башен. О том, как плач несчастной девушки можно услышать вечером, когда в доме детского творчества становится тише.

• Главный радиочастотный центр (№ 44; 1914 год постройки; бывший доходный дом М. Малышева). 

Этот район Москвы издавна населяли купцы, мещане и почетные граждане города. В 1855 г. участок, принадлежащий жене ротмистра Е.С. Куколь-Ямпольской на углу Б.Полянки и 2-Спасоналивковского переулка, покупает А. Тропинин для своего отца – знаменитого художника Василия Андреевича Тропинина. Художник переезжает на Полянку после смерти жены. Здесь он прожил до своей смерти в мае 1857 г. Внучка художника вспоминает уютный фруктовый сад рядом с небольшим деревянным домом. Усадьба остается свободному художнику А.В. Тропинину – сыну художника.

В начале ХХ в. бывшем доме Тропининых проживал купец З.В.Ерохин, которому принадлежал дом Бронзы и Мраморное заведение по этому адресу. Он продает свой участок М.М. Малышеву. К 1914 г. Малышев скупает все соседние с домом небольшие участки, застроенные одноэтажными домами с фруктовыми садами и служебными постройками.

В 1915 г. на их месте вырастает, огромный по тем временам, доходный дом. Архитектор Г.А. Гельрих спланировал дом-крепость с гранеными эркерами, выделяющимися по трем фасадам здания. Два крыла дома уходят в Спасоналивковские переулки, углы здания разные: граненый и полукруглый. Два первых этажа выделены рустом и перекликаются с соседним зданием бывшего Учительского института. Сочетания прямоугольных и скругленных окон с разным обрамлением делает здание динамичным и интересным.

В 1932 г. две комнаты в квартире № 57 получил художник-авангардист Л.А. Бруни. Здесь он жил со своей женой Е.К. Бальмонт – дочерью поэта К. Бальмонта. В гостях у художника бывали А. Ахматова, А.Тарковский, О. Мандельштам. Кисти Л. Бруни принадлежат дореволюционный портрет Мандельштама, а также большой акварельный портрет Бальмонта – «голубой портрет».

Также в гостях у брата бывал поэт, священник Н. Бруни. В церкви Николы на Песках, где служил Н. Бруни, проходила в 1921 г. панихида литераторов о Блоке. Бруни начал ее стихами:

Помяни за раннею обедней

Мила друга, Светлая Жена.

Сейчас дом продолжает быть жилым. Первый этаж занят магазинами и кафе.


Построен в 1915 году. Архитектор Г. Гельрих.

В 1855 г. участок, принадлежащий жене ротмистра Е. Куколь-Ямпольской на углу Б. Полянки и 2-Спасоналивковского пер., покупает А. Тропинин для своего отца – знаменитого художника Василия Тропинина. Художник переехал на Полянку после смерти жены. Здесь он прожил до своей смерти в мае 1857 г. Внучка художника вспоминает уютный фруктовый сад рядом с небольшим деревянным домом. Усадьба остаётся свободному художнику А. Тропинину – сыну Василия.

В начале 20 века в бывшем доме Тропининых проживал купец З. Ерохин, которому принадлежал дом Бронзы и Мраморное заведение по этому адресу. Он продаёт свой участок М. Малышеву. 

К 1914 г. Малышев скупает все соседние с домом небольшие участки, застроенные одноэтажными домами с фруктовыми садами и служебными постройками.

В 1915 г. на их месте вырастает, огромный по тем временам, доходный дом. Архитектор Г. Гельрих спланировал дом-крепость с гранёными эркерами, выделяющимися по трём фасадам здания. Два крыла дома уходят в Спасоналивковские переулки, углы здания разные: гранёный и полукруглый. Два первых этажа выделены рустом и перекликаются с соседним зданием бывшего Учительского института. Сочетания прямоугольных и скруглённых окон с разным обрамлением делает здание динамичным и интересным.

В 1932 г. две комнаты в квартире № 57 получил художник-авангардист Л. Бруни. Здесь он жил со своей женой Е. Бальмонт – дочерью поэта К. Бальмонта. В гостях у художника бывали А. Ахматова, А. Тарковский, О. Мандельштам. Кисти Л. Бруни принадлежат дореволюционный портрет Мандельштама, а также большой акварельный портрет Бальмонта – «голубой портрет».

Также в гостях у брата бывал поэт, священник Н. Бруни. В церкви Николы на Песках, где служил Н. Бруни, проходила в 1921 г. панихида литераторов о Блоке.

Сейчас дом продолжает быть жилым. Первый этаж занят магазинами и кафе.

• Дворец творчества детей и подростков «На Полянке» (№ 45; 1907 год постройки; бывший дом купцов Васильевых; в советское время – дом пионеров). 

Дом построен в 1907 году и принадлежал купцам Васильевым. 

В 1915 году здание было перестроено в стиле модерн псевдоготического направления. 

В советское время в здании располагался дворец пионеров.

История этого дома описана в рассказе В. Вересаева «Проклятый дом». Вересаев писал о нем: «На одной из больших улиц Замоскворечья стоит вычурно-красивый, угрюмо-пестрый дом». 

Этот особняк не принес счастья ни хозяину, ни архитектору, который после постройки повесился в этом доме. Хозяин, заказавший дом, потерял дочь и внука. А потом он уехал за границу.

На первом послепожарном плане этого участка (1822 г.) отмечен одноэтажный деревянный домик, принадлежавший Ивану Иванову, священнику церкви Успения в Казачьей слободе. 

Вскоре владение перешло к купцу Николаю Батурину. 

В 1836 г. он построил одноэтажный каменный дом. 

В сер. 19 в. хозяином участка стал купец Сергей Беляев, биржевой маклер на Московской бирже. 

К кон. 19 в. владение принадлежало богатому купцу Василию Новикову, состоявшему в купечестве с 1863 г. Он торговал под фирмой «В. Новиков и А. Васильев» бумажным товаром в Богоявленской линии Китай-города, состоял почетным членом дома призрения и ремесленного образования бедных детей. Его сыновья Алексей и Вячеслав построили в 1907 г. каменное двухэтажное здание «с воротами и полуподвалом». Чертеж составил архитектор Сергей Гончаров, строивший в Москве в основном доходные дома.

На гончаровском чертеже дома Новиковых готические детали не отмечены. Крыша была первоначально плоская. Слева от центра фасада находился ризалит, повышенный фигурным аттиком. Справа вместо ныне существующего небольшого окна была проездная арка. То, что сейчас перед нами здание, спроектированное Гончаровым, подтверждают и своеобразные оконные перемычки в окнах первого этажа.

Готическую обработку дом получил, вероятно, позже, когда участок купила К. Свешникова. В 1915 г. она начала перестройку здания: заложила проездное окно и сделала там жилое помещение. На втором этаже с северного торца был пристроен зимний сад, оформлен стрельчатый портал входа, одновременно служивший и балконом. Красиво сделали и дворовый фасад: на галерею второго этажа ведет лестница, «охраняемая» каменным львом. Очевидно, что лестница построена тоже при Свешниковой, иначе она мешала бы проезду через арку, на месте которой со дворового фасада расположено маленькое, несоразмерное оригинальным окно. 

Сохранились некоторые интерьеры дома. Парадные помещения выходили окнами на Полянку, а жилые — во двор.

С 1918 г. в нем располагался Центральный дом творчества (Дом пионеров), где работали многие кружки и секции для молодежи (кройки и шитья, изостудии и тд.). 

А сейчас здесь находится дом детского творчества, в котором занимался будущий скульптор Михаил Аникушин.

Это сказочный дом! По черной лестнице со двора В подвале был гардероб и при входе стоял медведь с подносом в руках, настоящее чучело. Входишь и упираешься прямо ему в бок. Жутковато. А с парадного входа- красота полный парад. На первом этаже был очень красивый зал с огромными окнами на Полянку. Дом и внутри немного готический, потолки, окна, двери. А на втором этаже комнаты для кружков больше похожие на гостинные: ковры, зеркала, шторы, люстры. После голодной войны это все казалось просто сказкой. И была комната-игротека с большим количеством мягких игрушек, больших кубиков и всяко разного. Был еще зимний сад, но в него почему-то не пускали. А внутри двора наружная галерея и каменная лестница прямо из как из фильма про Золушку, но ходить по ней было нельзя, осыпалась. И содержали в порядке и делали дом теплым, красивым, приветливым и уютным две добрые еврейские женщины Маргарита и Александра. Потом все ободрали и стало скучно, обычный советский дом культуры.

• Офисы (№ 47-49). 

Здесь стояли старые одноэтажные дома, на месте которых в 1990-е гг. велось строительство зданий под офисы. При строительстве старались воссоздать фасады, напоминающие прежние здания, чтобы сохранить облик района.

• Бывшее здание Учительского института и женской гимназии с домовой церковью великомученика Андрея Стратилата (№ 50; после революции 1917 года – рабфак Горной академии, Москворецкий райком КПСС и Университет марксизма-ленинизма).

• Офисы (№ 50/1, стр. 1). 

Дом построен в начале 1900-х годов архитектором А. Никифоровым для размещения Учительского института. 

Кроме института в доме помещалась женская гимназия. 

В северном закругленном крыле была домовая церковь св. Андрея Стратилата.

После революции в доме находился рабфак Горной академии. 

Дом был разрушен авиабомбой в 1941 году и затем восстановлен для Москворецкого райкома КПСС. 

После войны в доме был университет марксизма-ленинизма.

• Офисы (№ 50/14, стр. 1). 2 этажа.

• Офисы (№ 51а/9). 

Дом построен в 1927 г. из крупных шлакобетонных блоков (инженеры Г. Красин, С. Костырко, А. Лолейт), что для того времени было строительной новинкой. 

Бывший дом работников милиции. 

Есть (документально не подтвержденное) предположение, что дом был изначально трехэтажным, а потом был надстроен.

• Компания «Медпроектремстрой» (№ 52, стр. 1; бывшая усадьба 19 века; затем – больница, где лечился С. Есенин). 

Часть старой усадьбы. 

Торцом к улице стоит парадный флигель, построенный в начале 19 века. 

К нему примыкает полукруглый корпус служб. 

С конца 19 века во флигеле размещалась больница, в которой в 1924 году лечился С. Есенин. 

После войны здесь был детский диспансер. Вокруг Москва, а внутри загородный дворик с травой, крапивой, кустами. В глубину двора была пристроена терраса, потом ее застеклили. И на этой террасе вооенные дети спали после обеда в спальных мешках на обычых брезентовых раскладушках. Лечились от рахита, анемии и других последствий войны.

• Бывшая усадьба (№ 53). 

Ансамбль усадьбы сложился до 1817 г. 

На линию улицы выходят главный дом и торец флигеля, поставленного по северной границе усадьбы. 

В глубине небольшого двора находились хозяйственные постройки.

Одноэтажный, на каменном полуподвале деревянный дом имеет традиционный для ампира объём с мезонином и сильно выступающими на заднем фасаде ризалитами. Портик главного фасада из четырёх вытянутых полуколонок охватывает основной этаж и мезонин. Несущая фронтон аркада, заменяющая здесь более обычный горизонтальный архитрав, подчёркивает лёгкость облика здания. Тонкие деревянные и лепные профили и детали фасадов утрачены. 

Первоначальная планировка дома полностью сохранилась. Внутри помещения подвала объединены узкими сенями, расположенными в его восточной части; средняя кладовая южной половины подвала имеет свод с распалубками над проёмами и нишами. Уцелела часть убранства парадных комнат: колоннада, разделяющая юго-западную гостиную, карнизы, филёнчатые двери, угловые печи; первоначальна и лестница в мезонин. Прежний парадный вход был, вероятно, с улицы и размещался в пристройке справа, выполнявшей роль вестибюля.

Флигель изначально был одноэтажным, с центральным мезонином над продольным фасадом, обращённым к дому. Его архитектура подчёркнуто проста. Над выходящим на улицу торцом рядом с мезонином в 1888 г. построен второй этаж с псевдобарочным декором.

Во второй половине 19 в. домом с огромным участком, начинавшимся от Погорельского пер., владел коллежский секретарь Николай Горяйнов, а после 1888 г. — его сын коллежский советник Пётр Горяйнов. Последний перестроил флигель дома. Сломав второй деревянный этаж, он построил каменный с псевдобарочным декором: рустованные углы, наличники окон с ушками. 

К северу от флигеля до переулка находилась незастроенная территория с садом, которую Горяйнов сдавал в аренду. Арендаторы построили оранжерею и теплицу, а в 1897 г. — каменный небольшой магазин на углу Полянки и Погорельского пер. для продажи садовых цветов. Хозяйственные постройки Горяйнова находились за главным домом, в глубине двора. 

На плане 1886 г. отмечены конюшня, собачник, навозник и деревянный сарай.

Горяйнов владел участком до 1917 г. 

В настоящее время в доме находятся реставрационные мастерские.

• Бывший доходный дом купца Якова Демента (№ 54; 1912 год постройки). 

Доходный дом купца Якова Демента построен в 1912 году по проекту В. Дубовского при участии архитектора Л. Горенберга. 

Это один из четырёх домов Москвы, «оберегаемых» рыцарем.

• Бывший доходный дом крестьянина Григория Ефремова (№ 55). 

Двухэтажный на подвальном этаже дом с фасадом, расчленённым лопатками, построен в 1890 г. на месте деревянного одноэтажного дома с мезонином. 

В 1898 г. крестьянин Григорий Ефремов купил этот участок у мещанина Петра Вармина. 

Сначала он построил в глубине двора корпус (№ 55, стр. 2). После сноса деревянного дома инженер Вильгельм Ковальский построил для Ефремова доходный дом на 6 квартир, состо¬явших из гостиной, кабинета, кухни, столовой, спальни и детской. Сам хозяин жил в своем доме в Пятницкой части.

• Ресторан «Чайхона № 1» (№ 56, стр. 1). 

Построен в 1960-е годы по типовому проекту для парикмахерского салона.

• Пивной бар «Дурдинъ» (№ 56, стр. 11). 

Дом построен в 1862 году купцом С. Неокладновым. 

Неоднократно менял хозяев.

• Офисы (№ 57-59). 

Оригинально решённое современное здание постройки 1990-х гг.

• Университет Российской академии образования (№ 58; 1905 год постройки; бывший доходный дом купца Н. Воробьева и М. Пайкерта). 

В центральном ризалите над трехчастным окном помещен герб с инициалами купца Н. Воробьева.

• Бывший доходный дом дворянина Александра Крокоса (№ 60/2; 1904 год постройки). 

На участке нынешнего дома прошли детские и юношеские годы крупнейшего русского просветителя 18 века, издателя, масона Н. Новикова. 

Существующий дом построен в 1904 году дворянином Александром Крокосом. Проект составил архитектор Иван Машков. 

В 1920-е годы здесь жил скульптор И. Д. Шадр. 

Сейчас дом отселён и готовится под реконструкцию.

По сведениям Департамента культурного наследия Москвы это доходный дом Н.Терентьева. В 2012 г. руководитель Департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский подписал распоряжение о согласии с заключением государственной историко-культурной экспертизы объекта, расположенного по адресу: ул. Большая Полянка, 60/2, стр. 1.

Он включён в реестр памятников истории и культуры в качестве ценного градоформирующего объекта.

Лаконичные фасады объекта «Доходный дом Н. А.Терентьева» характерны для архитектуры начала 1910-х годов, периода увлечения неоклассикой в русле модерна. К этому времени уже сложилась планировка многоподъездных доходных домов, имевших парадную зону с лестницей и служебные помещения с черными лестницами.

Вдоль главного фасада были расположены парадные помещения
4–5-комнатных квартир, во двор выходили окна более скромных квартир. Подвал, первый и второй этажи отводились под торговые помещения. Между 1 и 2 этажами торгового зала существовала металлическая круговая лестница, обеспечивающая дополнительную связь между торговыми помещениями, которые освещались широкими витринными окнами.

В страховой ведомости 1914 года отмечалось: «По улице Большая Полянка вновь выстроенный каменный 6-этажный дом с нежилым подвалом и двумя эркерами по улице по 2–6 этаж, и одним балконом по 2–5 этажам, и три балкона по 4, 5, 6 этажам, с проездными воротами на улицу».

Первый и второй этаж были заняты торговыми заведениями и синематографом. Помимо этого, здесь же были две квартиры, обращенные во двор. На третьем этаже были расположены три квартиры, а на четвертом, пятом и шестом этажах – по 4 квартиры.

В первые послереволюционные годы здание оставалось в собственности старых владельцев, но в начале 1920-х годов здание было муниципализировано и перешло в собственность Жилтоварищества.

В 1925 году, в связи с размещением в доме отделения Мосгорбанка, по проекту архитектора Щербакова была сделана перепланировка помещений второго этажа и заложены витринные окна.

Структура владения, сложившаяся к началу XX века, просуществовала до 1930-х годов, когда почти все деревянные строения были разобраны и на территории исторического владения сохранился лишь шестиэтажный жилой дом, представляющий образец застройки начала XX века, решенный в формах неоклассики.

На фасаде дома сохранилась монументальная агитация советского времени «Мы строим коммунизм».

Сейчас это шестиэтажный жилой дом.

Во время реконструкции дом, барельеф, судя по всему, был уничтожен: раньше его сквозь тряпку было видно, а теперь уже нет.

• Офисы (№ 61, стр. 1). 

Богато украшенный лепниной двухэтажный особняк 19 в.

• Офис фирмы «Башнефть» (№ 63, стр. 1). 

Двухэтажный с мезони¬ном дом построен не позже 1822 г. на небольшом участке, принадлежавшем московскому купцу Михаилу Лобанову. 

Фасад приобрёл существующий декор при купце Дмитрии Савинове, который имел ещё дом в Серпуховской части. В цоколе он сделал продушины, служившие для вентиляции. 

На участке существовало около десяти деревянных строений. 

Последними владельцами были купцы Смирновы. 

В 1990-х гг. деревянный дом полностью снесли и на его месте поставили каменную копию.

• Бывшая усадьба купцов Гусева — Алексея Зайцева, владение Ферейна (№ 65/74; 19 век). 

Построена в 1822 году для купца Марка Гусева. 

Куплена купцом Алексеем Зайцевым в 1857 году. 

В этом доме были чайный магазин, винный погреб и водочный завод. 

Зайцев имел сеть магазинов в Москве с чайным и колониальным товаром, а также трактиры. 

В 1880 г. Карл Феррейн покупает участок и устраивает в доме аптеку. Товарищество В.К. Феррейна находилось на Мясницкой ул. и владело рядом аптек. 

До сих пор в доме находится аптека, атакже клуб FAQ-Café Creative Studio.

Самое раннее документальное свидетельство, касающееся данного владения, относится к началу XIX столетия. Первым владельцем усадьбы стал в 1822 году купец 1-й гильдии Марк Гусев.

В 1880 году дом перешел во владение к Карлу Феррейну, устроившему здесь аптеку, лабораторию и склад аптекарских материалов и стеклянной посуды.

В советское время архитектурный ансамбль усадьбы понес заметные утраты.

В ходе реставрации 2017 года усадебного флигеля укреплены несущие конструкции здания, раскрыты исторические проемы. Фасадам возвращен исторический цвет, восстановлены все декоративные элементы. Колористическое решение выполнено по выявленным сохранившимся фрагментам покраски. Первоначальный цвет флигеля был песочно-желтым. Последующие покраски были – розовая, голубая, бирюзово-голубая. Но так как главный дом городской усадьбы сейчас выкрашен в голубой цвет, проект покраски выполнен согласно последнему периоду постройки – основной цвет голубой, детали белые, крыша красно-коричневая.

Много офисов разных компаний, в том числе, нефтяных.

Жилые дома:

7 этажей (№ 1/3; 1940 год постройки). архитектор А. Мордвинов. Построен с элементами «сталинского мавританского» стиля. На 1-м этаже – Универсам «Дикси», рестораны и пр.

До войны 1812 г. здесь был дом, построенный известным архитектором В. Баженовым для князей Трубецких. 

Парадным фасадом дом смотрел на Кремль. 

В 1761 г. во дворе дома была построена деревянная на каменном фундаменте церковь иконы Казанской Богоматери (упразднена в 1783 г.) После 1812 г. от него остались одни руины.

Затем восточная нечетная сторона Большой Полянки от дома № 1 до Полянского рынка до 1930-х гг. начиналась домом И. Вольфа — И. Прозоровского, памятником последней четверти 18 в. Одна из самых лучших и красивых построек города, связанная с именами двух крупнейших зодчих — В. Баженова и М. Казакова, имела много сходных черт со знаменитым Пашковым домом. В 1773 г. В. Баженов выстроил для аптекаря И. Вольфа „каменную аптеку в два этажа на погребах со сводами”. В кон. 18 в. Казаков переделывал здание под апартаменты нового владельца — И. Прозоровского. Поставленное на видном месте, в начале улицы у моста, здание было рассчитано на круговое обозрение, что подчеркивалось и одинаковым количеством осей на всех фасадах. Два этажа над высоким цоколем объединялись ионическими пилястрами большого ордера. Во время пожара 1812 г. дом полностью выгорел внутри, перекрытия обрушились. Сохранились лишь стены. Уцелел и внешний декор. Вскоре после войны усадьба была отстроена.

В документе 1848 г. владельцем дома названа княгиня Прозоровская. К востоку от ее владения был участок ротмистрши княгини Варвары Трубецкой. Впоследствии оба участка были объединены, ими владела дворянка Елизавета Кичеева, а с 1876 г. — жена штабс-капитана Софья Брянская. В 1879 г. Московское городское Кредитное Общество продало владение Брянской с «каменным домом и всякими при нем строениями» с публичных торгов за «невнос срочного платежа». Приобрел дом потомственный почетный гражданин, коммерции советник и действительный статский советник Лазарь Поляков. Он жил в собственном доме на Тверском бул. и занимался продажей и покупкой процентных бумаг, также состоял членом Дома призрения и ремесленного образования бедных детей в Петербурге. Здание на Полянке Поляков сдавал в аренду и получал чистого дохода 2 812 руб. в год.

История дома закончилась в советское время уничтожением уникального памятника истории и архитектуры. После революции здание арендовало жилищно-¬строительное товарищество «Рабстрой», которое решило провести капитальный ремонт дома — сделать новую каменную лестницу, новые перекрытия, ремонт стен и так далее, о чем было написано заявление в Управление губернского инженера.

В полученном ответе сообщалось, что в целях благоустройства города является весьма желательным скорейшее осуществление регулирования красной линии Полянки, поэтому арендатору предлагается «после сломки зарезаемых линией регулирования домов возвести новые по красной линии». «Рабстрой» не принял это указание и пытался безуспешно добиться разрешения на ремонт, неоднократно посылая новые заявления. Вскоре Товарищество начало капитальный ремонт без согласия властей. В 1927 г., когда основные работы были уже закончены, Управление составило акт о вопиющем нарушении закона. 

В 1930-х гг. дом снесли, а на его месте так ничего и не построили. И ныне здесь находится открытая автостоянка.

За домом Прозоровских (как его чаще всего называют в литературе) линию улицы формировали невысокие двухэтажные дома. 

Сейчас на их месте стоят шести-семиэтажные корпуса. Почти на этом месте в 1940 г. построен существующий дом с угловой башенкой.

6 этажей (№ 3/9; 1940 год постройки). Блочный. На 1-м этаже – почта, салон красоты Fashion House и пр. Архитекторы А. Буров и Б. Блохин. 

Один из первых блочных домов советской Москвы, чья плоская стена покрыта обманкой – рисунком, имитирующим руст натуральным камнем. 

В этом доме в 1943-68 гг. жил конструктор автоматического стрелкового оружия Ф. Токарев (зенитные установки для Советской Армии, создатель пистолета ТТ).

6 этажей (№ 4/10; 1940 год постройки). Блочный. На 1-м этаже – Салон света «Фламинго», аптека.

6 этажей (№ 7/10, стр. 1 и 3; начало 20 века; бывшие доходные дома Василия Панюшева). Стр. 1: «В этом доме с 1943 года по 1968 год жил выдающийся конструктор стрелкового оружия Герой Социалистического труда Федор Васильевич Токарев». См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_10.html.

Первый известный владелец этого участка — жена штабс-капитана Катерина Голохвостова. На плане 1837 года обозначен двухэтажный каменный дом с деревянным мезонином, построенный, судя по стилистическим признакам, в конце 18 — начале 19 века. 

Этот же дом существовал при московском купце Николае Фалееве, купившем участок в 1873 году. В купечестве Фалеев состоял с 1864 г. и торговал галантерейным товаром в Ветошном ряду Китай-города. 

В 1901 году по завещанию усадьба переходит к сыну Фалеева — Михаилу, надворному советнику. 

В 1908 г. он продает владение крестьянину Вельского уезда деревни Петухово Василию Панюшеву.

Панюшев снес все постройки и возвел 3 шестиэтажных доходных дома: один главным фасадом выходил на Полянку, другой параллельно в глубине участка и третий — вдоль Старомонетного пер. К 1917 году Панюшев установил в домах телефоны.

5 этажей (№ 19; 1938 год постройки). Кирпичный.

15 этажей (№ 28, к. 1; 1973 год постройки). Блочный. На 1-м этаже – универсам «Перекрёсток», книжный магазин «Молодая Гвардия», аптека и пр.

В 1971—73 гг. на Полянке построены 14 и 15 этажные полносборные жилые дома с выступающими на улицу магазинами — «София», «Молодая гвардия» (№ 28) и «Ванда» (№ 30). 

Эти дома — новая черта формирующегося облика магистрали. 

На месте дома № 28 в нач. 19 в. располагался торговый двор Полянского рынка. Рынок просуществовал до конца 1937 г.

7 этажей (№ 28, к. 2; 1937 год постройки; «Дом артистов кино» – для выдающихся деятелей кино; здесь жили Михаил Ромм, Юлий Райзман, Ефим Дзиган, Александр Птушко, супруги Григорий Рошаль и Вера Строева, актрисы Ада Войцек, Елена Кузьмина, Раиса Есипова и др.). «В этом доме с 1938 года по 1981 год жил народный артист СССР кинорежиссёр Ефим Львович Дзиган». «В этом доме с 1937 по 1994 год жил Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий, народный артист СССР, кинорежиссер Юлий Яковлевич Райзман». «В этом доме с 1937 года по 1983 год жил народный артист СССР лауреат Государственных премий СССР кинорежиссер Григорий Львович Рошаль». О Рошале см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_21.html. О Райзмане см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_33.html. О Дзигане см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_85.html. О Птушко см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_70.html. О Кузьминой см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_98.html. О Дзиге Вертове см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_68.html. О Медведкине см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_24.html. О Романе Кармене см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_59.html

14 этажей (№ 30; 1971 год постройки). Блочный. На 1-м этаже – магазин «Гастроном Центросоюза», кофейня «Кофе хауз», магазин парфюмерии и косметики «Иль Дэ Ботэ» и пр. 

В 1980-е годы в этом здании располагался магазин польской моды "Ванда".

4 этажа (№ 33/41, стр. 2; 1904 год постройки). На 1-м этаже – досуговый клуб «Керамика».

5 этажей (№ 41; 1938; здесь живут сотрудники посольства Узбекистана). 

Пятиэтажный жилой дом построен на месте двухэтажного дома, принадлежавшего когда-то вдове коллежского секретаря Елене Магницкой. 

Во дворе сохранились жилые постройки 19 в. 

В настоящее время дом находится в распоряжении посольства Узбекистана, в нём проживают сотрудники посольства (30 квартир).

8 этажей (№ 43, стр. 3; начало 20 века).

6 этажей (№ 61, стр. 2; 2002 год постройки). Монолитный.

Достопримечательности:

Здания 18 – начала 20 веков.

Православный храм святителя Григория, епископа Неокесарийского в Дербицах (№ 29).

Православный храм Успения Богородицы в Казачьей слободе (№ 37).

Галерея современного искусства (№ 15; «Крокин галерея»).

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Полянка» пешком и на троллейбусе № 1 (проезжает всю улицу).


Видео:




Состояние на 12.3.2020


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий