среда, 26 октября 2016 г.

1-й Самотечный переулок

Расположение:

Переулок проходит по Тверскому району (ЦАО) от Делегатской улицы до 2-го Щемиловского переулка.

Описание:

Переулок с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон; на многих участках полосы газонов с деревьями между тротуарами и проезжей частью. Озеленение среднее. Длина – около 500 метров.

История:

Переулок назван в конце 19 века по соседней Самотёчной улице.

Нежилые объекты:

• Паркинг (№ 2, стр. 2).

• Государственный музей истории ГУЛАГа (№ 9, стр. 1). 
Государственный музей истории ГУЛАГа учрежден постановлением Правительства Москвы 31.07.2001. 
Открыт 18.05.2004.
В основу коллекции легли материалы и документы, собранные Московской региональной общественной организацией жертв политических репрессий и переданные в качестве пожертвования городу Москве. В постоянной экспозиции музея "В тисках репрессий" представлены информационные материалы по истории репрессий и ГУЛАГа, личные документы, фотографии, письма и личные вещи репрессированных, а также экспедиционные находки - орудия труда и предметы быта заключенных.
До апреля 2015 года музей размещался по адресу: ул. Петровка, 16.
30 октября 2015 года в новом здании музея состоится открытие широкомасштабной выставки "От Соловков до Колымы: память о ГУЛАГе в музейных собраниях современной России". На выставке будут представлены подлинные артефакты, переданные из региональных музейных собраний. Планируется всестороннее использование современных экспозиционных технологий.
В постоянной экспозиции, посвященной истории возникновения, развития и упадка системы исправительно-трудовых лагерей, будут экспонироваться уникальные документы эпохи, собрания личных коллекций репрессированных, а также экспедиционные находки.
Музей располагается в здании доходного дома регулярной застройки Москвы начала 1900-х годов. В 2013-15 годах здание полностью перестроено и адаптировано под музей. Сохранен объем здания и исторические стены. Уникальной архитектурной особенностью здания является облицовка трех стен здания медным профилем – единственной в своем роде в Москве.

• Офисы (№ 15, стр. 1). 6 этажей. 1907 год постройки.

• Одно из подразделений ФСБ (№ 17, стр. 1). 

Единственный воплощённый архитектурный проект Лазаря Марковича Лисицкого, больше известного под псевдонимом Эль Лисицкий – здание типографии журнала «Огонёк» в 1-м Самотёчном переулке. Эль Лисицкий – один из выдающихся мастеров советского авангарда, архитектор, художник-график, автор целого ряда агитационных плакатов и фото-коллажей. Известен проектом так называемых «горизонтальных небоскрёбов», напоминавших своим видом боевые машины марсиан из «Войны миров» Герберта Уэльса, но только не на трёх, а на двух «ногах». Установить их предполагалось на перекрёстках московских бульваров. Этот проект так и остался на бумаге.

Заказ на выполнение проекта типографии поступил Эль Лисицкому по почте: «Архитектору Лазарю Марковичу Лисицкому. Стромынка, 23, кв. 5. Правление акционерного издательского общества «Огонек» предлагает Вам разработать архитектурный эскизный проект на типографский корпус издательства… согласно приложенному генеральному плану и нашей производственной программе. Перед разработкой окончательного варианта Вам надлежит исполнить генеральный план застройки, планы этажей, разрезы, фасады и надлежит эскизы согласовать с правлением «Огонька». За принятый правлением разработанный Вами проект правление «Огонька» уплачивает Вам 1500 рублей. Срок выполнения проекта - 6 недель от сего числа». Письмо было датировано 2 марта 1930 года.

В 1932 году здание типографии, напоминающее в плане всё тот же «горизонтальный небоскрёб», но положенный на бок, было построено. Характерной чертой этого интереснейшего образца советского конструктивизма является сочетание сплошного вертикального остекления, больших прямоугольных и маленьких круглых окон-иллюминаторов. Наиболее эффектный вид на постройку открывается из Миусского детского парка № 2 (входы в парк из 2-го Щемиловского переулка и с Делегатской улицы).

Вскоре после ареста главного редактора журнала «Огонёк» М. Е. Кольцова в 1938 году здание типографии было передано в ведение НКВД.

В 2007 году уникальный памятник получил статус объекта культурного наследия, но после пожара, случившегося 13 октября 2008 года, в декабре 2009 году таинственным и непонятным образом из списка памятников, подлежащих государственной охране, был исключён.

В связи с возмущением общественности и целым рядом писем на имя руководства ФСБ РФ типографии Эль Лисицкого был возвращён охранный статус. В настоящее время здание - объект культурного наследия регионального значения. С 2012 года ведутся ремонтно-восстановительные работы с приспособлением памятника к устройству гостиничного комплекса.


Бывшая типография Акционерного общества «Огонёк». 

Одно из немногих архитектурных сооружений, созданных по проекту художника-авангардиста и архитектора Лазаря Лисицкого – это здание типографии журнала «Огонёк», построенное в центре Москвы в 1932 г. 

Проект авангардной типографии выполнен в стиле советского конструктивизма и представляет собой так называемый «горизонтальный небоскрёб» Лисицкого.

Под здание полиграфического комплекса акционерного общества «Огонёк» Московский отдел коммунального хозяйства в 1930 г. выделил территорию в Краснопресненском районе столицы. По первоначальному плану предполагалось, что комплекс займёт почти весь квартал за бывшей усадьбой и парком Остерманов-Толстых. Но в результате изменений, неоднократно вносившихся в проект, построена была лишь малая часть из задуманного.

Из планируемых изначально двух редакционных корпусов, трансформаторной подстанции, гаража и печатного цеха на свет появились только типография в усечённом виде и жилой пятиэтажный дом для сотрудников журнально-газетного объединения. Угловой производственный корпус, цех для ротационных печатных машин, котельная и гараж так и остались на бумаге в нереализованном плане на возведение второй очереди этого архитектурного комплекса.

Тем не менее, получившаяся даже после усечения проекта интереснейшая постройка, представляет собой весьма оригинальную каркасную конструкцию, спроектированную Лисицким в виде сложной объёмно-пространственной композиции, сочетающую огромные квадратные и маленькие круглые окна и позволяющую выполнить на фасадах остекление больших авангардных поверхностей.

Компактный комплекс зданий и два печатных цеха типографии перекрыты скатными кровлями. Огромные, почти во всё пространство фасада, окна позволяют добиться хорошего естественного освещения. Между собой здания связаны лестничным блоком, на котором и расположены круглые окна, выполненные в стиле, присущем европейской архитектуре того времени.

Журнал «Огонёк» являлся владельцем этого комплекса до 1938 г. 

После того, как арестовали М. Кольцова, который в то время был главным редактором этого журнала, здание передали на баланс Народного комиссариата внутренних дел, а в настоящее время оно принадлежит ФСБ.

По состоянию на апрель 2013 года в здании ведётся реконструкция. 

• Офисы (№ 17, стр. 2).

Жилые дома:

14 этажей (№ 2, стр. 1; 1979 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – универсам «Дикси».

9 этажей (№ 12, стр. 1, 1972 год постройки). Кирпичный.

3 этажа (№ 16, начало 20 века).

2 этажа (№ 16/2, стр. 9, 1960 год постройки). Кирпичный.

5 этажей (№ 17а, 1935 год постройки, бывший дом для сотрудников журнально-газетного объединения (ЖУРГАЗ); здесь жили композитор и хоровой дирижер Петр Чесноков, а также писатель Михаил Кольцов, у которого собирались Булгаков, Эйзенштейн, Катаев). Архитекторы М. Барщ и Г. Зундблат.
Угловой производственный корпус типографии акционерного общества «Огонек», по проекту Лисицкого выходивший на 1-ый Самотечный и 2-ой Щемиловский переулки, осуществлен не был. На его месте для работников Журнально-газетного объединения (ЖУРГАЗа) – журналистов, редакторов и работников типографии был построен жилой дом. Его спроектировали архитекторы М. Барщ и Г. Зундблат. Напомним, что первый из них был автором московского Планетария - шедевра архитектуры авангарда 1920-х годов, а второй - создателем целого ряда замечательных жилых зданий.
Этот пятиэтажный жилой дом примечателен не только потому, что в нем жили Михаил Кольцов и деятели Коминтерна. Его архитектура отражает типичную тенденцию начала 1930-х годов, когда простой по геометрии объем (в духе архитектуры авангарда 1920-х), с прекрасно спланированными светлыми квартирами украшался элегантным упрощенным декором, еще не перешедшим в пышные формы неоклассики 1930-х годов. Лоджии здесь украшены коринфскими колоннами (небольшого масштаба, ещё не спорящего с плоскостью стен), простенки между ними сделаны вогнутыми. Фасад отделан горизонтальными тягами, а деревянный карниз снизу расписан.
Дом ЖУРГАЗа представляет собой уникальный по сохранности пример, где обобщенная форма и декор не соперничают друг с другом. Поразительна сохранность интерьеров в подъездах, в этом явная заслуга жильцов. Здесь сохранились кафельные и наливные полы с декоративными вставками на лестничных площадках, лестницы с оригинальными и ограждениями, кессонированные потолки лестничных холлов.
Дом состоит из удобных квартир, занимающих всю ширину корпуса (двухсторонних, со сквозным проветриванием), оборудованных лоджиями и балконами. Едва ли не каждая из них - своего рода музей (здесь живут многие потомки советских издателей и другие представители московской культурной элиты). Раньше в нижних этажах размещалось общежитие для коминтерновцев, в основном немцев, бежавших из Германии после прихода к власти нацистов. Семья Кольцова усыновила немецкого сироту Губерта, героя прогремевшей по всему СССР книги «Губерт в стране чудес», написанной гражданской женой Кольцова немкой Марией Остен.
В 1938 году Кольцов был арестован, а вместе с ним и многие члены Коминтерна. Губерт, немецкий мальчик, усыновленный семьей, попал в интернат. Однако часть семей жильцов дома живет в нем до сих пор.

Жилой дом для сотрудников журнально-газетного объединения (ЖУРГАЗ), в которое входил и "Огонек".

На первых двух этажах жили иностранные журналисты-антифашисты - сотрудники Коминтерна. В шестой квартире находился Михаил Кольцов, у него часто собирались Булгаков, Эйзенштейн, Катаев .

Этот дом с чердаком примечателен не только потому, что в нем жил Михаил Кольцов. Его архитектура отражает типичную тенденцию начала 1930-х годов, когда простой по геометрии объем (в духе архитектуры авангарда 1920-х годов) украшался элегантным упрощенным декором, еще не перешедшим в пышные формы "триумфализма" советской архитектуры послевоенных лет. Этот стиль теперь называют "ар-деко" (термин возник с 1966 года, но только недавно укоренился). Такова же и роспись под венчающим здание карнизом.

Дом ЖУРГАЗа представляет собой уникальный по сохранности пример такого рода, где обобщенная форма и декор не спорят друг с другом. Поразительна и сохранность интерьеров в его подъездах. В этом явная заслуга его жильцов. Здесь сохранились наливные полы с декоративными вставками на лестничных площадках, лестницы с оригинальными ограждениями, кессонированные потолки лестничных холлов.
Дом состоит из удобных квартир, занимающих всю ширину корпуса (двухсторонних), оборудованных лоджиями и балконами. Едва ли не каждая из них – своего рода музей (здесь живут многие потомки советских издателей и другие представители московской культурной элиты).

7-13 этажей (№ 17б, 2012 год постройки). Жилой комплекс «Люмьер».

9 этажей (№ 18, 1985 год постройки). Кирпичный.

5 этажей (№ 18/1). Построен до 1917 года. Кирпичный. В 2014-2015 годах капительно отремонтирован.

5 этажей (№ 20/1, к. 2, 1960 год постройки). Кирпичный.

4-8 этажей (№ 22, 2006 год постройки). Кирпичный.

Нумерация зданий нестрогая.

Достопримечательности:

Здания 1-й трети 20 века.

Проезд:

От метро «Проспект мира» на троллейбусе № 19 до остановки «4-й Самотечный переулок» и пешком через 4-й Самотечный переулок. Общественный транспорт по переулку не проезжает.

Фото:

см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post476252062/

Видео:



Состояние на 18.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий