пятница, 21 октября 2016 г.

Малая Грузинская улица

Расположение:

Улица проходит по Пресненскому району (ЦАО) от улицы Красная Пресня до улицы Пресненский Вал. 

Рядом – промзона «Грузинский Вал» и железная дорога Белорусского направления (недалеко от Белорусского вокзала). 

Недалеко – Садовое кольцо и метро «Баррикадная» (у начала улицы) и «Белорусская» (у конца улицы).

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон; на некоторых участках с одной стороны узкие полосы газонов с деревьями и декор. оградой между тротуаром и проезжей частью. Озеленение хорошее. Длина – около 1, 2 км.

История:

Улица названа в 18 веке по местности Грузины, где в 18-19 веках жило много выходцев из Грузии.

Название Малая дано, т. к. рядом проходит Большая Грузинская улица.

Нежилые объекты:

• Национальное объединение строителей и др. компании (№ 3). 11 этажей.

• Офисное здание (№ 10). Трехэтажное с мансардой кирпичное отштукатуренное здание. 

Бывший жилой дом – до его расселения в начале 1990-х. 

Раньше не было мансарды, уродливого подъезда и пристройки сзади.
• Биологический музей им. К. Тимирязева (№ 15; бывшая усадьба и музей русских древностей Петра Щукина; 19 – начало 20 веков; «старый музей», «новый музей», музейный склад и служебные отделения, оранжерея). 
Среди зданий на Малой Грузинской выделяется большой дом в псевдорусском стиле — с изразцами, высокими «теремковыми» крышами. В нач. ХХ в. это был Музей российских древностей — одно из крупнейших собраний России.
Создателем комплекса был Петр Иванович Щукин — представитель известной купеческой фамилии, коллекционировавшей предметы искусства и старины. Три его брата владели крупными собраниями: Сергей — коллекцией картин французских импрессионистов, Дмитрий — произведениями старых европейских живописцев, Иван — полотнами испанских мастеров. Скромный в быту, П.И. Щукин тратил огромные средства на свою коллекцию. Вернувшись в Москву из Лиона в 1878 г., он начал с восточного искусства (предметы интерьера из Японии, Китая и Индии), потом занялся европейским, но вскоре увлекся древнерусским искусством. Продав дом на углу Пречистенки и Лопухинского пер., Щукин в 1891 г. купил для растущей коллекции участок на Малой Грузинской — начинавшей застраиваться городской окраине. Строить решили в модном псевдорусском стиле.
Строительство шло в несколько этапов и при участии различных зодчих. Первое здание было возведено в 1892–1893 гг. в глубине участка Б.В. Фрейденбергом. В духе ярославского зодчества, он построил «древнерусский терем» — со ступенчатым шатровым крыльцом, крышами «в шахматы», флюгерами в виде флажков и двуглавых орлов. На восточном фасаде был выполнен миниатюрный балкон — копия балкона палат бояр Романовых на Варварке. Верхний этаж был отделан кирпичом с многоцветными изразцами и круглым медальоном с барельефом в виде крылатого единорога, а нижний украшен «бриллиантовым» (четырехгранным) рустом. Аналогичны интерьеры: росписи по сводам с растительным мотивом, изразцовые печи и «дыньки».
Коллекция стремительно росла. В 1896–1898 гг. А.Э. Эрихсон выстроил вдоль красной линии улицы второе здание — тоже «псевдорусское», но более просторное. Два корпуса были соединены подземным тоннелем, вдоль стен которого тоже располагались экспонаты. Завершил ансамбль одноэтажный корпус для музейного склада и архива (1905, арх. Ф.Н. Кольбе). Хотя три здания созданы разными зодчими, они отлично гармонируют друг с другом.
В 1905 г. Щукин подарил коллекцию и здания Историческому музею, но остался хранителем собрания и продолжал пополнять его. В нем существовали отделы церковных древностей, оружия, тканей, ковров, гобеленов, шпалер, драгоценностей, посуды. Гордостью Щукина была обширная картинная галерея. После его смерти в 1912 г. Музей был упразднен, а экспонаты перевезены в Исторический музей. К счастью, после революции здание сохранило свое предназначение: одно время в нем находились фонды Музея старой Москвы, потом был Музей Центральной Промышленной области, с 1928 г. — студенческое общежитие, а с 1934 г. по ходатайству М. Горького комплекс был передан Биологическому музею им. Тимирязева, который находится здесь и сегодня. Вдоль «нового» корпуса была выстроена отдельно стоящая оранжерея.

Организован в 1920 г. при кафедре биологии Коммунистического университета имени Я. Свердлова. Первый директор (1922—48) Б. Завадовский. 
С 1932 г. музей стал самостоятельным научно-просветительским учреждением.
Музей расположен в двух зданиях бывшей городской усадьбы конца 19 в., принадлежавшей известному московскому промышленнику и коллекционеру П. Щукину. 
Здания построены в русском стиле, с разнообразным кирпичным декором, изразцовыми вставками, шатровыми кровельными завершениями, в 1896 и 1898 гг. по проектам архитекторов В. Фрейденберга и А. Эриксона. 
Представляют собой единый архитектурный комплекс, которому с 1995 г. официально присвоен статус памятника градостроительства и архитектуры федерального значения.
Государственный биологический музей им. К. Тимирязева – комплексный естественно-научный музей, основан в 1922 г. на базе музея живой природы Московского городского народного университета им. А. Шанявского.
Экспозиция музея охватывает все биологию – от грибов и орхидей до динозавров и человека. Здесь наряду с зоологической и эволюционной тематикой представлены эксклюзивные разделы по ботанике и физиологии, которых нет в других музеях Москвы.
В музее проводятся более 80 тем экскурсий и практических занятий по всем разделам биологии и экологии для всех возрастов. 
В 2013 г. открылась новая интерактивная лаборатория "Прозрачная наука", оборудованная современными микроскопами, моделями и объектами исследования.
В течение многих лет в музее по выходным проходит программа "Семья в музее", адресованная детям самого разного возраста и их родителям. В рамках этой программы проводятся занятия: биологический квест "Семейный лабиринт", интерактивные занятия, практические занятия с микроскопами, демонстрации опытов, экскурсии по оранжерее и под открытым небом, экологические праздники и ежегодный фестиваль увлекательной науки.
В фондах и залах музея (более 60 тыс. единиц хранения) — материалы, тесно связанные с деятельностью К. Тимирязева, И. Мичурина; уникальное собрание скульптурных портретов-реконструкций ископаемых людей, выполненных антропологом и скульптором М. Герасимовым и его учениками; коллекции палеонтологических образцов из Подмосковья. В отделах флоры и фауны находятся гербарии (в том числе из сборов А. Петунникова и С. Майнсхаузена), коллекции скелетов кораллов и раковин моллюсков тропических морей, чучела и тушки животных (в том числе из собраний Е.П. Спангенберга). В отделах физиологии, эмбриологии, происхождения человека представлены уникальные анатомические и физиологические препараты (изготовлены А. Лебедевой и П. Ильиной). В музее хранятся также редкие книги по естествознанию 16—19 вв., анималистическая живопись, графика, скульптура (произведения В. Ватагина, А. Комарова, К. Флёрова, А. Белашова и др.). Научно-просветительская работа ведётся в форме тематических лекций и конференций, олимпиад и викторин; ежегодно отмечаются День птиц, День Земли и др. При музее работают клубы любителей домашних растений, кактусов, собак, минералов. 

С 1934 г. музей размещается в здании, построенном в «русском стиле» (1892—1904, архитекторы Б. Фрейденберг, А. Эрихсон, Ф. Кольбе) для Музея русских древностей П. Щукина. 

Государственный биологический музей им. К. Тимирязева – комплексный естественно-научный музей, основан в 1922 г. на базе музея живой природы Московского городского народного университета им. А. Шанявского. 

Музей действует как научно-образовательный и художественно-эстетический центр "Человек и природа". 

Уникальное собрание фондов насчитывает свыше 60 тысяч единиц хранения. В музее собрана наиболее полная коллекция скульптур по антропогенезу. Уникальную часть фонда также составляют коллекции произведений графики, скульптуры и живописи; моделей грибов отечественной и зарубежной микрофлоры; биогрупп, раковин моллюсков и кораллов, насекомых. Музей проводит более 60 тем экскурсий и 20 лекций по биологии и экологии для посетителей разных возрастов, разнообразные программы семейного отдыха. Многие экскурсии сопровождаются демонстрацией видеофильмов и опытами. Музейные клубы объединяют любителей орхидей, кактусов, минералов, аранжировки цветов, работает кружок юных палеонтологов. Ежегодно проводятся выставки "Фиалки", "Комнатные растения", "Кактусы", "Удивительное в камне", "Хорьки", "Вторая жизнь цветов", а также "Фестиваль увлекательной науки" и "Фестиваль увлекательной биологии".

– Стр. 1, 2, 3 и 17 – бывшая городская усадьба П. Щукина. Пётр Щукин (1853–1912) — коллекционер, создатель Щукинского музея. С начала 1890-х годов его захватило коллекционирование памятников отечественной истории и определило основное содержание будущего музея. 

В 1891 году, после смерти отца, он решил переехать в собственный дом и приобрёл участок площадью около 1 гектара («всё владение — площадь в 2022 кв. сажени») по Малой Грузинской улице, где планировал разместить своё разросшееся собрание. 

Для проектирования музейного здания он пригласил архитектора Б. Фрейденберга. В музей российских древностей, постройка которого была начата в мае 1892 года, а окончена в сентябре 1893 года, вошли собранные Щукиным старинные гравюры, предметы персидского и японского искусства, а также русской старины.

В 1897–1898 годах по проекту и под наблюдением архитектора А. Эрихсона было возведено новое здание музея и ограда с парадным входом. Напротив нового здания в 1905 году архитектор Ф. Кольбе построил из красного кирпича одноэтажный музейный склад.

В 1905 году Щукин подарил свою богатую коллекцию Российскому Историческому музею в Москве. После оформления дарственной 20 мая 1905 года коллекция Петра Щукина из более чем 300 тысяч предметов стала называться отделением имп. Российского исторического музея им. имп. Александра III — музей П. Щукина. За этот дар П. Щукин был удостоен звания действительного статского советника. Он оставался хранителем коллекции, приобретал новые экспонаты, оплачивал все расходы по содержанию музея и лично проводил экскурсии до своей смерти в 1912 году. После этого музей на Малой Грузинской был закрыт, а в 1917 году щукинскую коллекцию вывезли в Исторический музей. 

С 1918 года в зданиях размещался музей старой Москвы. 

С 1934 года и по настоящее время в комплексе зданий бывшего музея русских древностей П. Щукина располагается Биологический музей им. К. Тимирязева. 

– Стр. 1. Здание «Нового музея», 1896 г., архитектор А. Эрихсон, в составе ансамбля «Усадебный комплекс П. Щукина, конец 19 – начало. 20 вв.».

Создателем комплекса был Пётр Щукин — представитель известной купеческой фамилии, коллекционировавшей предметы искусства и старины. Три его брата владели крупными собраниями: Сергей — коллекцией картин французских импрессионистов, Дмитрий — произведениями старых европейских живописцев, Иван — полотнами испанских мастеров. Скромный в быту, П. Щукин тратил огромные средства на свою коллекцию. Вернувшись в Москву из Лиона в 1878 г., он начал с восточного искусства (предметы интерьера из Японии, Китая и Индии), потом занялся европейским, но вскоре увлёкся древнерусским искусством. Продав дом на углу Пречистенки и Лопухинского пер., Щукин в 1891 г. купил для растущей коллекции участок на Малой Грузинской — начинавшей застраиваться городской окраине. Строить решили в модном псевдорусском стиле.

Строительство шло в несколько этапов и при участии различных зодчих. Первое здание было возведено в 1892–1893 гг. в глубине участка Б. Фрейденбергом. В духе ярославского зодчества, он построил «древнерусский терем» — со ступенчатым шатровым крыльцом, крышами «в шахматы», флюгерами в виде флажков и двуглавых орлов. На восточном фасаде был выполнен миниатюрный балкон — копия балкона палат бояр Романовых на Варварке. Верхний этаж был отделан кирпичом с многоцветными изразцами и круглым медальоном с барельефом в виде крылатого единорога, а нижний украшен «бриллиантовым» (четырёхгранным) рустом. Аналогичны интерьеры: росписи по сводам с растительным мотивом, изразцовые печи и «дыньки».

Коллекция стремительно росла, поэтому возникла идея постройки ещё одного музейного здания. Она принадлежала известному русскому художнику В. Верещагину, который в одном из писем посоветовал Щукину «построить ещё один дом и непременно соединить его крытым ходом с теперешним музеем». В 1896–1898 гг. Адольф  Эрихсон выстроил вдоль красной линии улицы второе здание — тоже «псевдорусское», но более просторное. Два корпуса были соединены подземным тоннелем, вдоль стен которого тоже располагались экспонаты. Завершил ансамбль одноэтажный корпус для музейного склада и архива (1905 г., арх. Ф. Кольбе). Хотя три здания созданы разными зодчими, они отлично гармонируют друг с другом.

В 1905 г. Щукин подарил коллекцию и здания Историческому музею, но остался хранителем собрания и продолжал пополнять его. В нём существовали отделы церковных древностей, оружия, тканей, ковров, гобеленов, шпалер, драгоценностей, посуды. Гордостью Щукина была обширная картинная галерея. После его смерти в 1912 г. Музей был упразднён, а экспонаты перевезены в Исторический музей. К счастью, после революции здание сохранило своё предназначение: одно время в нём находились фонды музея старой Москвы, потом был музей Центральной Промышленной области, с 1928 г. — студенческое общежитие, а с 1934 г. по ходатайству М. Горького комплекс был передан Биологическому музею им. Тимирязева, который находится здесь и сегодня. Вдоль «нового» корпуса была выстроена отдельно стоящая оранжерея.
– Стр. 2. Здание «Старого музея», 1892 г., арх. Фрейденберг Б. В составе ансамбля "Усадебный комплекс Щукина П., кон. 19 - нач. 20 вв.":
В 1891 г. П. Щукин покупает участок земли на Малой Грузинской улице с двумя деревянными домами. Опасность содержания дорогих коллекций в деревянных зданиях заставляет Петра задуматься о строительстве капитального каменного строения для нового музея. Уже через год по приглашению П. Щукина архитектор Б. Фрейденберг возводит «сказочный терем», который позже назовут «старым музеем» (в наши дни – это административный корпус музея). Дом воссоздавал облик древнерусских палат. Многие элементы внутреннего убранства и внешнего декора были скопированы с памятников русской архитектуры 17 века. 
С 1895 года музей открыт для свободного посещения, причем владелец усадьбы сам давал пояснения и комментарии к своей коллекции. 

Собрание прославилось своей многогранностью: в нем были представлены оружие, ткани, ковры, картины, гравюры, церковная утварь, посуда и драгоценности. Самостоятельным отделом являлась библиотека. В музее изучали старинные предметы для своих произведений известнейшие художники того времени – А. Васнецов, В. Суриков, В. Серов.

– Стр. 17. Службы, кон. 19 - нач. 20 вв. В составе ансамбля "Усадебный комплекс Щукина П., кон. 19 - нач. 20 вв.".

– стр. 3. Минералогический зал музея им. К. А. Тимирязева. Здание «Музейного склада, 1905 г., арх. Кольбе Ф.Н.» в составе ансамбля "Усадебный комплекс Щукина П.И., кон. XIX - нач. ХХ вв.». 

• Детский сад: дошкольное отделение № 3 «Мозаика» школы № 1240 «Мультипрофильный образовательный комплекс Пресненский» (№ 16). Двухэтажное кирпичное здание.

Бывший детский сад № 342.

• Офисное здание (№ 20/13). Четырехэтажное кипичное отштукатуренное здание. Есть столовая, цветы, Клиника пластической хирургии и косметологии «Клазко», адвокаты и пр.

• Общежитие, клуб и спортзал консерватории им. П. Чайковского (№№ 22, 24; планируется снос и постройка современного студенческого комплекса). 5-этажное здание 1964 года постройки. В каждой комнате имеется фортепиано.

• Ресторан La Maree (№ 23, стр. 1). 

Стоит на месте одной из последних деревянных построек квартала, сруба 19 (видимо) века, в котором находился психоневрологический диспансер ещё в начале 90х гг. 

А еще раньше при царе тут был полицейский участок.

До этого ресторана (до кризиса 2008 г.) здесь был индийский ресторан «Аджанта». 

Клиенты непростые, приезжают на элитных машинах с охраной. Охрана дежурит по обе стороны улицы. Иногда охрана клиентов перекрывает улицу живой цепью. 

• Офисное здание (№ 23, стр. 2).

• Особняк газохимической компании «ЕврАз Капитал» (№ 25, стр. 1). Здание построено в 2000 году. 

Раньше тут был детский сад. 

Если остановиться у ограды с фотоаппаратом, охрана очень быстро появляется.

• Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (№ 27/13, стр. 1; 1911 год постройки, в 1938–1996 годах был закрыт и использовался не по назначению; самый большой католический собор в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, один из 3-х действующих католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика Французского и храмом св. Ольги; служатся мессы на разных языках, проводятся встречи молодежи, занятия по катехизации, благотворительные концерты органной и духовной музыки; есть библиотека и церковная лавка, редакция российского католического журнала). 

Кафедральный Собор Римско-Католической Церкви Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии считается самым большим католическим храмом в России. Здесь проходят богослужения на различных языках: русском, английском, корейском, польском и других.
Строительство собора началось в 1894 году в связи с большим ростом католической общины Москвы. Здание разрешено было возвести на Малой Грузинской, подальше от центра столицы и православных святынь. Архитектором выступил Ф. О. Богданович-Дворжецкий.
Храм был создан в готическом стиле. Считается, что его прообразом послужил собор в Вестминстерском аббатстве, а прототипом купола — купол кафедрального собора в Милане. Верхушки заглавных башен увенчаны крестом, гербами папы Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича. Часть окон украшена разноцветными витражами, под которыми внутри здания находятся 14 барельефов в знак 14 стояний Крестного пути Иисуса Христа.
Храм также отличался внутренним убранством. Самое его сердце — алтарь — отделан темно-зеленым мрамором. Именно там находятся частицы мощей ряда Святых. Знаменитым украшением храма считается большой орган (по своей величине в России он занимает лидирующее место). За счет своих размеров он позволяет идеально исполнять музыкальные композиции любых эпох.
Строительство собора завершилось в 1911 году, хотя отделочные работы продолжались вплоть до Революции. Он стал третьим католическим храмом в столице.
В конце 30-х годов храм решили закрыть. Почти все его имущество было расхищено или уничтожено, а фасад обезображен. Организации, которым здание было передано в пользование, частично перестроили внутренний интерьер, соорудили многоэтажные перекрытия.
В 1989 году московские католики потребовали возвращения храма, но лишь спустя семь лет им удалось это сделать. Сейчас собор — это не только место для богослужений, но и площадка для интересных встреч, концертов. Также при нем работают библиотека и благотворительный фонд «Искусства добра».
Крупнейший католический храм России, изначально он строился как филиал другой церкви, ныне не действующей.
Изначально центром московских католиков был Милютинский переулок, где в конце XIX в. располагалось два храма: во имя св. Людовика (посещавшийся преимущественно французами, итальянцами и испанцами) и во имя свв. Петра и Павла (прихожанами были немцы, поляки, литовцы и другие выходцы из Центральной и Восточной Европы). Со временем второй храм стал слишком тесен, и польская часть паствы предложила построить третью церковь как филиал. Прошение было направлено генерал-губернатору Москвы в 1894 г. Власти дали разрешение, но поставили условия: новый храм должен быть построен не в центре Москвы, в отдалении от православных церквей, без башен и изваяний. В качестве подходящего места была выбрана Малая Грузинская улица. Дополнительным фактором, вероятно, послужило то, что неподалеку располагался Брестский вокзал (ныне — Белорусский), связывавший Москву с западными губерниями.
Строительство церкви заняло длительное время: начатые в 1901 г. работы были в целом завершены лишь в 1911 г., тогда же состоялось освящение храма, а внутренняя отделка продолжалась вплоть до революции. Условие об отсутствии изваяний и башен было соблюдено лишь частично: проект польского архитектора Ф.О. Богдановича-Дворжецкого (ранее построившего католический храм в Самаре) был выдержан в стиле неоготики и предусматривал создание небольших декоративных башенок-шпилей, а также светового фонаря в средокрестии, увенчанного шпилем с крестом. Вытянутые стрельчатые окна дополняются обширной розой над главным входом. Крестообразное в плане здание было создано просторным, его стены могли вместить до 5000 человек. Территорию храма в 1911 г. окружила ограда, созданная Л.Ф. Даукшем в том же неоготическом стиле.
После революции храм утратил филиальный статус, приход стал независимым. Однако в 1938 г. богослужения в нем полностью прекратились, интерьеры практически полностью уничтожены, освободившееся помещение отдано под общежитие. Во время немецких бомбардировок несколько снарядов упало на здание, нанеся серьезные повреждения. После войны церковь утратила все остававшиеся на тот момент башенки и другие декоративные детали фасадов, а ее внутреннее пространство поделено на 4 этажа — здесь в 1950-х гг. находился НИИ «Мосспецпромпроект». По иронии судьбы в советскую эпоху на соседней улице Климашкина расположилось посольство Польши.
В 1990 г. сформировался польский католический приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, начавший борьбу за возвращение здания верующим. Поначалу мессу служили на ступенях собора, внутрь удалось войти только в 1996 г. Перестроенное, утратившее храмовый облик и долго не ремонтировавшееся здание срочно требовало реставрации — в течение трех лет она было проведена. Сегодня церковь имеет именно тот облик, который задумывал Ф.О. Богданович-Дворжецкий в начале ХХ в.


Построен в 1897—1911 гг. по проекту архитектора Ф. Богдановича на средства московской польской общины. 

Монументальное здание воспроизводит архитектурные формы готических соборов, воспроизводя как их планировочно-композиционную структуру (три продольных нефа, поперечный трансепт, башня над средокрестием, круговой обход вокруг алтаря), так и декор (ажурный резной портал, стрельчатые окна; многочисленные шпили и башенки, украшавшие венчающие части костёла, разрушены при бомбардировке в период Великой Отечественной войны). 

В 1910-х гг. в костёле священствовал перешедший в католичество С. Соловьёв — племянник философа В. Соловьёва, друг Андрея Белого. 

Закрыт в 1931 г.

В 1938 году здание собора забрали у церкви. В 1956-1996 годах там находился ПТО «Мосспецпромпроект». Собор вернули католикам в 1996 году. 

Предыдущие владельцы здания в постперестроечные годы устроили из верхних этажей костёла офисный центр.

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — неоготический собор в Москве, самый большой католический собор в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, возглавляемой архиепископом митрополитом Павлом Пецци. Один из трёх действующих католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика Французского и храмом св. Ольги.

В соборе служатся мессы на русском, польском, английском, французском, испанском языках, латыни, тридентские мессы, а также литургия по армянскому обряду и литургия по византийскому обряду, проводятся встречи молодёжи, занятия по катехизации, благотворительные концерты органной и духовной музыки. При соборе есть библиотека и церковная лавка, редакция российского католического журнала. В магазине при костёле продаются различные сувениры, в т.ч. открытки со старыми фотографиями! В нем проходят потрясающие органные концерты.

Стр. 2 – Здание курии Архиепархии Божией Матери в Москве.

• Подстанция Мосэнерго (№ 38, стр. 3).

• Учебный и кадровый центр компании «1С–Персонал» (№ 39).
• Снесенный бывший жилой дом (№ 44/30, стр. 1). Бывший доходный дом начала 20 века. Построен в 1908–1911 гг., архитектор В. Угличинин. Здесь располагался магазин "Коровка". 
В 2008 году началась реконструкция. 
От дома остался только угловой фасад, т.е. фактически здание уничтожено. На данный момент все заброшено. Так и стоит одна угловая стена.
• Универсам «Пятерочка» (№ 46, стр. 1). 

Бывшая «Копейка».

• Торговый дом «Фазотрон» и парикмахерская (№ 52). Четырехэтажное кирпичное старое здание.

• Поликлиника им. 1 мая Московско-Смоленского отделения Московской железной дороги (№ 52а). Четырехэтажное кирпичное отштуктуренное здание 1929 года постройки. 

Это здание построил завод "имени 1905 года", а еще раньше (до революции) на этом месте были конюшни. 


Возможно, нет уже поликлиники тут – офисы.

Жилые дома:

Общая хар-ка: 5, 7, 9, 12, 14 и 16 этажей (1950-е – 1970-е годы постройки), 4 этажа (№ 19/2; конец 19 века), 5 этажей (№ 34, начало 20 века), 3 этажа (№ 43, 1955 год постройки). 

5 этажей (№ 3–9). 1965 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – Французская кофейня-кондитерская «Барави-Т» и аптека.

9 этажей (№ 6). 1971 год постройки. Кирпичный.

9 этажей (№ 12). 1965 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – продуктовый и др. м-ны, аптека, Студия красоты «Моска» и др.

4 этажа (№ 19/2; конец 19 века). На 1-м этаже – салон красоты «Лаура» и стоматология.

5 этажей (№ 21). 1960 год постройки. Кирпичный.

12 этажей (№ 25, стр. 2). 1969 год постройки. Блочный.

14 этажей (№ 28). 1975 год постройки. Кирпичный. ЖСК «Художник-график». 

В доме с 1975 года до смерти 25 июля 1980 года жил Владимир Высоцкий (мемориальная доска). Теперь эту квартиру Никита сдает под съем. 

В 70-80-е в огромном холле сидела консьержка. Был даже свой бар с отдельным входом со стороны Малой Грузинской и постоянная выставка. 

В этом же доме квартира Никиты Михалкова, Александра Митты и др.

7 этажей (№ 29, стр. 1). 1958 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – независимый экспертно-криминалистический центр «КанонЪ».

7 этажей (№ 29, стр. 2). 1958 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – продуктовый и др. м-ны, аптека, химчистка, Европейская клиника Sarmedical.

7 этажей (№ 29, стр. 3). 1956 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – Строительное управление № 78.

12 этажей (№ 31). 1969 год постройки. Блочный. 

Построен Союзом Писателей СССР. 

В этом доме в 90-е жил художник Никас Сафронов.

12 этажей (№ 33). 1966 год постройки. Блочный.

5 этажей (№ 34, начало 20 века). На 1-м этаже – магазин «Продукты» и офисы.

12 этажей (№ 35). 1966 год постройки. Блочный.

12 этажей (№ 37). 1971 год постройки. Блочный.

7 этажей (№ 39). 1958 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – Кафе-кондитерская «Фрателли», «Жилищник» Пресненского района, пункт полиции, Группа компаний «Гранд», Винный супермаркет «Ароматный мир», аптека, офисы.

16 этажей (№ 41). 1974 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – итальянская одежда.

Дом Союза писателей. 

3 этажа (№ 43). 1955 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – жилищные службы.

9 этажей (№ 46). 1973 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – Благотворительный фонд поддержки еврейской культуры и почта.

Нумерация зданий не полностью строгая.

Достопримечательности:

Биологический музей им. К. Тимирязева (№ 15; бывшая усадьба и музей русских древностей Петра Щукина; 19 – начало 20 веков; «старый музей», «новый музей», музейный склад и служебные отделения, оранжерея).



Старое здание музея (администрация), 2014 год



Старое и новое здания музея, 2014 год



Афиша, 2014 год



Вход в музей, 2014 год



Гардероб музея, 2014 год



Бобры



Борьба медведя с лосем



Лестница между этажами



В залах музея



В залах музея



В залах музея



В залах музея



В залах музея



В зале Куршская коса



Выставка анималистов, 2014 год



Выставка анималистов, 2014 год



Выставка анималистов, 2014 год



Выставка анималистов, 2014 год



Выставка анималистов, 2014 год



Выставка анималистов, 2014 год



Грибы



Изучение растений



Вымершие животные



Люстра и потолок



Названия залов



Палеонтологические находки


Рыбы



Рыбки в воздушных шарах



Стеклянная лаборатория



Стрижи



Уголок тундры



Цветы



Черепа



Ягоды



Вид из музея на Малую Грузинскую улицу, 2014 год



Оранжерея музея. Вход только с экскурсиями по предварительной записи, 2014 год



Открытая флористическая композиция во дворе музей, 2014 год



Фонды музея



Здание музея со стороны улицы, 2014 год



Подоконники музея между этажами, 2014 год



В одном из залов, 2014 год



Палеонтологический зал, 2014 год



Птицы Куршской косы, 2014 год



Черпаха, 2014 год



Экспонаты из Красной книги Москвы, 2014 год


Цена билетов в музей в 2014 году





Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (№ 27/13).

Здания 19 – начала 20 веков.

Зон отдыха нет.


Велодорожек нет, для велодвижения улица в общем подходит: проехать можно или по правому краю проезжей части, или по тротуарам (менее предпочтительно). Движение здесь обычно не очень интенсивное.

Мест для отдыха практически нет (если только во дворах жилых домов).

Для пеших прогулок улица не очень подходит (рядом проезжая часть, неширокие тротуар, нет организованных мест отдыха, кроме музея, но и там всё очень скромно).

Фотосъемка (без интерьеров) разрешена везде; в музее - фото за деньги.

Промышленных предприятий нет.

Жилищного строительства не ведется.

Памятная дата:


7 мая (1922) — открытие Биологического музея им. Тимирязева.

Фото:



Вид на Малую Грузинскую улицу с улицы Красная Пресня, 2014 год



Малая Грузинская улица недалеко от музея, 2014 год



Малая Грузинская улица: вид от музея в сторону улицы Красная Пресня, 2014 год



Начало улицы: вид от улицы Красная Пресня, 2014 год



Стройка в начале улицы, 2014 год

Проезд:

От метро «Белорусская» и «Баррикадная» пешком через улицу Красная Пресня или на автобусе № 116 (проезжает всю улицу).


Видео:




Состояние на: 24.5.2019

Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий