среда, 28 сентября 2016 г.

Большая Новодмитровская улица

Расположение:

Улица проходит по Бутырскому району (СВАО) от Бутырской улицы до Новодмитровской улицы. 

Проходит рядом с Дмитровским шоссе и параллельно ему. 

Недалеко – железная дорога и Савеловский вокзал, а также метро «Савеловская» (у начала улицы) и «Дмитровская» (у конца улицы).

Зона:

промзона «Огородный проезд».

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон; узкие полосы газонов с деревьями между тротуарами и проезжей частью. Озеленение слабое. Много заборов. Длина – около 1 км.

История:

В 1924-1951 годах — Панская улица, ранее – Большая Панская улица (Малая Панская улица — ныне улица Савеловская Линия), т. к. здесь, во дворах Бутырской слободы, в 17 веке были поселены пленные поляки, называемые в народе «паны».

Улица названа в 1951 году по соседней Новодмитровской улице, которая появилось до 1917 года и название которой отражает ее более позднее возникновение по сравнению с Дмитровским шоссе, около которого она была проложена.

В 2015–2016 годах часть промзоны «Огородный проезд» у Савеловского вокзала (улицы Большая Новодмитровская и Бутырская) будет ликвидирована — вместо промзданий построят офисные центры и жилье. В итоге плотность застройки увеличится в 2 раза.

Нежилые объекты:

• Завод «Аэроэлектромаш» (№ 12 с несколькими строениями). До революции на этом месте находился чугунолитейный завод "Бутырского товарищества Устрицева и Виноградова" (Панская улица, 12).

В 1923 году упоминается чугунолитейное производство Машинотреста.

В 1925 и 1927 годах бывший завод Устрицева и Виноградова назывался "Трансмиссия" и подчинялся тресту "Жиркость". Принимал заказы на трансмиссионное оборудование, кожевенно-обувные и прочие промышленные машины, котлы, строительные работы, разное литье.

В начале 1930-х переименован в Машиностроительный и чугунолитейный завод имени Коммунистической партии Германии.

В 1941 г. здесь организован завод № 476 им. Дзержинского (производство приборов зажигания).

В 1957 г. он получил статус опытного завода по установкам авиационного вооружения и электрооборудования и назывался Государственный Союзный Опытный завод № 476 им. Дзержинского.

С 1966 года – Московский агрегатный завод "Дзержинец". 

В 1993 году завод преобразован в акционерное общество "Аэроэлектрик", а в 1999 году – в АО "Аэроэлектромаш".

Основной род деятельности - разработка, опытное и мелкосерийное производство систем электроснабжения для самолётов (генераторы).

В основном – аренда.

– Стр. 12. Центральный офис сети ресторанов «Сбарро» в России. 

Бывший клуб Московского агрегатного завода «Дзержинец». 

Клуб построен заводскими средствами годах в 1950-60-х.

– Стр. 14. Административное здание. 1964 год постройки.

– Стр. 36. Бывшее веерное депо Савёловской железной дороги.

• Офисный центр «Новодмитровский» (№ 14 с несколькими строениями). До революции на этом месте (Панская улица, 14) находился меднолитейный и арматурный завод И. Дергачева и И. Гаврилова.

В 1923 году стал заводом № 4 Арматурного треста.

В 1926 году упоминается как завод "Арматура" НКТП.

С 1948 года здесь находился экспериментальный завод химического машиностроения при институте НИИХимМаш.

– Стр. 7. Бизнес-школа SRC. 2008 год постройки.

• Бизнес-парк «Стрелецкая Слобода» (№ 23 с несколькими строениями; бывший машиностроительный завод «Знамя»). 

Топливорегулирующая аппаратура (центробежные регуляторы, насосы, компрессоры, гидродвигатели для ГТД, космической техники). 

Единственный в России производитель гидронасосов для авиационных ГТД.

– Стр. 5. Сервисный центр «ВымпелКом» («Билайн»).
На территории – памятник работникам московского машиностроительного завода «Знамя».
Автор: А. П. Кузьмичев
Материал: гранит Год установки: 1973
Памятник «Работникам московского машиностроительного завода „Знамя“» установлен в 1973 г. Представляет собой стелу со ступенчатым основанием, выполненную из гранита. На лицевой поверхности стелы прорезными позолоченными буквами выполнена надпись: «Вечная память героям, павшим за Родину. 1941-1945». В правом левом углу закреплена табличка с указанием автора стелы и года установки.
• Православный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе (№ 23, стр. 9). 

Ансамбль храма Рождества Богородицы в столичной Бутырской слободе был построен в 1682–84 гг. на средства Бутырского стрелецкого полка, недалеко от существовавшей ранее деревянной церкви. 

При пятиглавом храме имелась трапезная на 2000 человек, церковно-приходская школа, богадельня и отдельно стоящая шатровая колокольня. 

Построенная по проекту Ивана Романова (родного брата патриарха Филарета) церковь по изысканности архитектурного исполнения и богатству внутреннего убранства принадлежала к красивейшим зданиям 17 века в России.

Во время Отечественной войны 1812 г. занявшие столицу французские войска превратили храм в продовольственный склад. 

Однако уже к концу 1812 г. в церкви были возобновлены богослужения, а в 1855 г. ансамбль был полностью восстановлен.

Казалось, что смутное время революционных потрясений обойдёт Рождественскую церковь стороной: декрет 1918 г. относил весь архитектурный комплекс к выдающимся произведениям русской культуры, охраняемым государством и не подлежащим уничтожению. Более того, в начале 1930-х гг. храм Рождества Богородицы чуть было не стал кафедральным собором вместо Елоховского.

Однако ещё в начале 1920-х гг. регулярные богослужения в храме были прекращены, а в 1935 г. он был окончательно закрыт. В том же году здание храма было передано заводу № 132 Глававиапрома. Сам храм был превращён сначала в склад, а вскоре в один из заводских цехов.

В начале Великой Отечественной войны была снесена верхняя часть колокольни, главы храма и трапезная, а также здания приходской школы и богадельни. В 1970 г. между сохранившимися частями основного здания храма и нижними ярусами колокольни был построен заводской корпус ММЗ «Знамя».

Правда, начиная с 1960 г. регулярно выходили постановления Совета Министров СССР, которые обязывали предприятие вывести из храма цех, очистить его и прилегающую территорию от пристроек, отреставрировать храм и обеспечить удобный подход для прихожан. Однако эти указания упорно игнорировались руководством завода, тем более что никаких штрафных санкций к заводу государство не применяло.

В 1990-е гг. имущество завода вместе с остатками храмового комплекса было приватизировано. 

Но уже в 1995 г. вышел указ президента Б. Ельцина, запрещающий приватизацию объектов исторического значения, а в конце 1990-х гг. вице-премьер В. Матвиенко дала указание Мингосимуществу изъять незаконно приватизированное здание храма из заводской собственности.

Однако дело было осложнено тем, что при строительстве 1970 г. были рассечены остатки архитектурного ансамбля на две части: нижняя часть колокольни сохранила свой исторический адрес на Бутырской улице, а храм Рождества оказался прописан по местоположению завода. Этот факт и стал основополагающим при отмене Мингосимуществом распоряжения об изъятии церкви. Согласно новому документу, памятниками культурного наследия признавались только объекты, находящиеся по адресу Бутырская, 56, т.е. только обрубок колокольни. Сам же храм, расположенный на территории ММЗ «Знамя»", было решено считать цехом этого завода.

15 апреля 2000 года вышло распоряжение правительства РФ, согласно которому, в течение одного месяца завод должен был передать здание церкви с прилегающими к ней земельными участками в безвозмездное пользование Московской Патриархии.

• Территория бывшего троллейбусного завода (№ 28 с несколькими строениями; закрыт в 2013 году). 

Открыт в мае 1946 года на базе таксопарка. 

В настоящее время завод производит капитальный ремонт и модернизацию троллейбусов, в том числе модели ЗиУ-682, в которой заменяется кузов и часть электрики (модель ЗиУ-682ГМ1). Также завод создаёт новые модели троллейбусов на базе автобусов ЛиАЗ.

В 2014 году в числе мер по оптимизации расходов ГУП Мосгортранс было произведено объединение филиалов СВАРЗ, ТРЗ и МТрЗ в одно предприятие. Производство с площадки МТрЗ переведено на СВАРЗ. В 2015 году была анонсирована продажа территории под коммерческое использование. 

Теперь тут ремонтная база ГБУ «Автомобильные дороги».

– Административное здание – 1935 года постройки.
На территории – памятник работникам завода, погибшим в Великой Отечественной войне.
Материалы: металл, габбро-диабаз, кирпич, бетон Год установки: 2005
Памятник сотрудникам Московского троллейбусного завода, погибшим в боях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Установлен к 60-й годовщине битвы под Москвой. Памятник представляет собой стелу, увенчанную звездой и установленную на постаменте и основании, которые облицованы искусственным камнем, а также кирпичную стену, расположенную за стелой. В постамент заложена алюминиевая плита с именами героев Великой Отечественной войны.

• Дизайн-завод «Флакон» (№ 36 с многочисленными строениями; бывший хрустально-стекольный завод Дютфуа с 1865 года, а в советское время – Хрустальный завод имени Калинина).

История этого места началась в 1841 году, когда в Москву приехали два француза — Альфонс Ралле и Фредерик Дютфуа. 

Через два года им удалось открыть фабрику по производству косметики и парфюмерии «А. Ралле и Ко». 

К 1864 году объёмы производства выросли в разы и фабрика нуждалась в соответствующей упаковке для духов.

В 1864 году Фредерик Дютфуа купил у Рождественской церкви на Большой Панской улице (ныне Большая Новодмитровская) 2,2 га земли. 

В 1865 году на купленных у церкви землях вырос хрустально-стекольный завод Дютфуа, производивший, среди прочего, флаконы для парфюмерного производства Ралле. На заводе действовали гутный цех (т.е. традиционного, свободного выдувания стекла), стеклоплавильный, гончарный, механический, шлифовальный цеха. Производили не только флаконы, но и лампады, аптекарское, строительное и промышленное стекло, хрустальную посуду. Продукцию сбывали через свои магазины, основной находился в Москве на углу Маросейки и Златоустьинского переулка.

В советское время завод национализировали и переименовали в Московский хрустальный завод имени М. Калинина. Здесь построили новые корпуса, сохранившиеся до нашего времени, и наладили производство хрусталя.

В годы войны на «Флаконе» делали продукцию для нужд фронта, а к концу 1940-х годов завод вновь сосредоточился на производстве парфюмерной посуды.

После приватизации – АОЗТ «Парфюмфлакон». С 25 августа 1993 года – Акционерное общество закрытого типа «Флакон: Москва-Париж», сокращенное наименование АО «ФМП». 

Французская компания Comptoir de Parfume, известная в России своей парфюмерной маркой Paris Elisee, приняла участие в реконструкции хрустального завода. Инвестиции французов, составившие около $5 млн, позволили резко увеличить потенциал завода, находившегося на грани закрытия.

СП работало в основном на экспорт, даже в то время когда отечественным производителям духов не хватало тары. 

В 2007 г. деятельность предприятия была свернуто. Компания "Флакон: Москва-Париж "Московский хрустальный завод им. М. Калинина" ликвидирована 1 октября 2008 года.

Дизайн-завод «Флакон» открыт в 2009 году. Реализованы планы по творческому переосмыслению пространства и созданию на его базе проекта «Дизайн-завод „Флакон“», объединяющего дизайн, моду, фотографию и другие направления современных творческих индустрий.

• Офисы (№ 49). Двухэтажное здание 1903 года постройки.

• Колледж по подготовке социальных работников № 16 (№ 63; с 1937 года; бывшая школа). 

В советское время в этом здании располагалась школа № 600. 

В ней училась партизанка Ида Лауда, погибшая в 1944 г. (мемориальная доска).

Пятиэтажное кирпичное здание 1937 года постройки. 

Колледж создан в 1994 г.

Жилых домов нет.

Нумерация строений нестрогая и неупорядоченная, что связано с утратой многих домов со временем.

Достопримечательностей и зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Дмитровская» и «Савеловская» пешком через улицу Бутырский Вал. Общественный транспорт по улице не проезжает.

Видео:




Состояние на 4.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий