Расположение:
Проезд проходит по Войковскому району (САО) от Ленинградского шоссе до улицы Клары Цеткин.
Проезд проходит между промзоной Коптево (в значительной степени бывшей) и железной дорогой, параллельно железнодорожным путям у бывшей грузовой станции Братцево окружной железной дороги (ныне на ней построена пассажирская платформа Войковская).
Описание:
Проезд с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуар – с одной стороны. Озеленение слабое. Заборы. Длина – около 1, 4 км.
История:
До 2013 года – один из номерных проектируемых проездов и долгое время он фактически был внутрипромзонным, почти полностью грузовым - по нему машины везли грузы на предприятия промзоны, через него проходили железнодорожные подъездные пути от окружной дороги к заводам.
Он полностью проходит по промзоне Коптево (по ее северной границе, в то время, как Старопетровский проезд проходит по южной границе этой же промзоны).
Тут находилась грузовая станция Братцево МОЖД. От нее отходила ветвь к станции Глебово-Стрешнево Московско-Виндавской железной дороги. Станция была названа по селу Братцево, на речках Сходня и Братовка с 700 жителями. Село, известное с начала 17 века, находилось правда не здесь, а значительно западнее отсюда (у МКАД). В начале 17 века на месте села была пустошь Горетого стана, Московского уезда, которая принадлежала дьяку Александру Иванову. В 1637 году по завещанию после кончины владельца Алексея Зубова имение перешло к его родному брату - Матвею. В 1657 году наследница Анна Зубова, получив в приданое деревню Братцево - пустошь, населенную крестьянами, продала ее Богдану Хитрово. Новый хозяин построил в Братцево церковь Покрова Богородицы. В 1690 году Братцево было причислено к дворцовому ведомству. В 1695 году имение из приказа Большого дворца было пожаловано Кириллу Нарышкину. В 1754 году село было куплено его родственниками Евдокией и Натальей Нарышкиными. С 1780 года эта местность принадлежала Строгановым, которые построили здесь усадьбу с парком. Граф А. Строганов (1733-1811) был одним из самых образованных и богатых людей того времени. В 1813-1815 годах арх. А. Воронихин, побочный сын Строганова построил двухэтажный усадебный дом. В усадьбе был разбит парк с беседкой и мостиками. На высоком мысе сохранилась беседка-ротонда А. Воронихина. В 1824 году село Братцево принадлежало Ивану Римскому- Корсакову. Бывший усадебный дом в Братцево является памятником архитектуры. Здесь же находится храм Покрова Богородицы.
На картине художника Шишкина «Полдень. Окрестности Москвы. Братцево» запечатлены крестьяне и окрестный пейзаж села Братцево. Над северо-восточной горловиной станции проходила улица Клары Цеткин, над юго-западной — Ленинградское шоссе. От станции отходили несколько подъездных путей к окружающим заводам и складам. Ранее существовала соединительная ветвь на Рижское направление МЖД, к станции Покровское-Стрешнево. Раньше была крупной станцией (одной из 12-ти на МОЖД), а потом превратилась в щебеночную базу и тупиковый путь. 18 ноября 2008 года станция закрыта для всех операций с исключением из тарифного руководства. Часть путей в 2000-е годы разобрана, остальные пути на какое-то время были законсервированы, убраны стрелки с главных путей, с приемо-отправочных путей демонтированы сигналы. Потом какое-то время была парком Братцево станции Лихоборы. В 2015—2016 года на месте бывшей западной горловины станции Братцево построена платформа Балтийская с переукладкой путей. Ныне путевое развитие на месте бывшей станции Братцево является парком станции Лихоборы, где на путях происходит отстой электропоездов МЦК, также построены здания для отдыха и явки локомотивных бригад и служащих МЦК.
В 1990-х и особенно в 2000-х - 2010-х годах промзона значительно потеряла свой
промышленный потенциал, а на место многих промышленных предприятий (завод им.
Войкова, завод ЖБИ, деревообрабатывающая фабрика, завод
«Мосшлифинструмент» и др.) пришли бизнес-центры, торговые,
автосервисные и офисные организации. Да и сама окружная железная дорога из
грузовой была трансформирована в пассажирскую с появлением около этого проезда
в 2016 году пассажирской платформы Войковская.
Таким образом, к середине 2010-х годов проезд превратился из промзонного в обычный. И хотя жилые дома по-прежнему расположены довольного далеко отсюда и места эти пока еще выглядят явно не обжитыми, но процесс активного включения проезда в обычную городскую среду продвигается быстро.
Проезд назван в 2013 году по бывшему подмосковному селу Петровское, которое в этой местности находилось.
Название Ново- названии проезда присвоено из-за того, что рядом и параллельно этому проезду проходит Старопетровский проезд, возникший по времени и получивший название значительно ранее этого проезда.
Никаких объектов по проезду не числится. Все находящиеся на нем здания и объекты числятся по соседним улицам.
Достопримечательность:
Единственным
относительно конечно интересным местом на всем проезде можно назвать только
комплекс «Усадьба Банная» на Войковской, т. е. по сути в банных апартаментах
(тут и сауна, и баня во всех видах и запросах, но довольно дорого). Но дело
даже не в самой бане, как в таковой, потому что баню в принципе трудно назвать
достопримечательностью (если только не считать исторических бань, типа
Сандунов), а в том, что находится она на месте и в одном из строений, где
раньше находилось управление грузовой станции Братцево на окружной железной
дороге. Территория комплекса огорожена, вход в принципе свободный, но не для зевак,
а для любителей банного отдыха с деньгами. 2016 год
Здание
конторы бывшей грузовой станции Братцево; судя по всему, сейчас здесь находится
администрация банного комплекса, а сами бани находятся в деревянных домиках
(см. фото выше). 2016 год
Зон отдыха нет.
Фото:
Начало проезда. Вид на Ленинградское шоссе, от которого проезд начинается и которое по мосту проходит через окружную дорогу (справа на фото). 2016 год
Автостоянка торгового
центра «Метрополис» в начале проезда впечатляет размерами (150 рублей за 4 часа
парковки) . А раньше на этом месте находился чугунолитейный завод имени
Войкова. 2016 год
Начало проезда. Вид в
сторону его середины. Зелени здесь не так много (сказывается наличие
промзоны), но тут далеко не пустыня, как мы видим. 2016 год
Недавно построенная
платформа Войковская на окружной железной дороге в начале проезда. Идут
последние приготовления к ее пуску. 2016 год
Это - один из
немногочисленных сохранившихся фрагментов подъездной железной дороги, которая
шла от станции Братцево окружной дороги через этот проезд и далее в промзону: к
заводам Войкова, ЖБИ и др. Тепловозы возили грузы от предприятий заказчикам, а
сюда привозили расходные материалы, сырье. 2016 год
Середина проезда. Вдоль
проезда с 2-х сторон много гаражей, особенно с железнодорожной стороны. Они тут
еще с советского времени. 2016 год
А у гаражей хотя и
озелененные, но достаточно неблагоустроенные участки. 2016 год
Середина проезда. Вид в
сторону его начала. И снова одни гаражи. Машин здесь пока немного. 2016 год
А вот начиная с середины
проезда и вплоть до самого его конца гаражи заканчиваются и с одной стороны за
сплошным забором находится большой машиностроительный завод
"Авангард" (один из немногих в этой промзоне, который работает и
сегодня - он раскинулся между Старопетровским и Новопетровским проездами и
улицей Клары Цеткин), а по другой идет банный комплекс, а за ним - просто
незастроенная территория у железной дороги. 2016 год
Достаточно известный у
дачников центр в начале проезда. 2016 год
Вид на корпуса завода
"Авангард" в середине проезда. Здания советские - и потому весьма
неприглядные. Многие сегодня используются не по назначению. 2016 год
А это один из
корпусов "Авангарда" в конце проезда. Типичное советское застекленное
заводское здание. 2016 год
Вид на окружную железную
дорогу в середине проезда, слева - банный комплекс. Грязно после реконструкции
"железки". 2016 год
Вид от середины проезда
в сторону его конца. Вдали видна улица Клары Цеткин (по мосту), справа - ограда
завода "Авангард". 2016 год
Панорама проезда: вид от
его конца в сторону начала. Здесь особенно ощущается его неблагоустроенность
.2016 год
От проезда открывается
вид на реконструированную окружную железную дорогу. Работы пока еще продолжаются. 2016
год
Конец проезда, за
поворотом у завода "Авангард" и его "впадение" в улицу
Клары Цеткин (впереди и слева). 2016 год
Проезд:
От метро «Войковская» пешком
через Ленинградское шоссе или через Старопетровский проезд и пешеходный проход
(транзит машин запрещен) между Старопетровским проездом и Новопетровским
проездом мимо центров Мегаполис. Общественный транспорт по проезду не
проезжает.
Видео:
Состояние на 16.2.2019
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий