вторник, 25 октября 2016 г.

Подъемная улица

Расположение:

Улица проходит по Нижегородскому району (ЮВАО) от улицы Рогожский Поселок до Перовского проезда. 

Рядом – Рогожское кладбище и железная дорога Нижегородского направления (перегон Серп и Молот – Карачарово). 

Недалеко – ТТК.

Описание:

Улица с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону Перовского проезда. Тротуары – с 2-х сторон; на многих участках полосы газонов с деревьями между тротуарами и проезжей частью. Озеленение среднее. Длина – около 850 метров.

История:

Улица названа в 1958 году по соседству с Подъемным переулком, названному в 1925 году по находившемуся вблизи заводу подъемных машин (впоследствии — заводу автоматических линий).

Нежилые объекты:

• Школа № 459 (№ 2). 

Бывший старообрядческий богословско-учительский институт. 

При общине Рогожского кладбища в 1912 году был основан Московский старообрядческий учительский институт. 

Он предназначался для подготовки преподавательских кадров в старообрядческие школы и училища, которые в начале прошлого века стали возникать повсеместно. Студенты этого учебного заведения изучали катехизис (краткое изложение христианского вероучения). Основными предметами являлись литургия, история церкви и старообрядчества, славянский, русский, греческий, немецкий языки, история, география, математика, физика, логика, психология, основы иконописи.

Первый класс старообрядческого института был открыт 10 сентября 1912 года. Попечительский совет, состоявший из известных деятелей старообрядчества, возглавлял тогда С. Рябушинский, являвшийся его председателем и по сути руководителем института. Кроме 23 будущих студентов, принятых без экзаменов по рекомендации местных старообрядческих общин, к экзаменам было допущено 15 человек. Экзамен из них выдержали только 7 человек. Интересен социальный состав первых студентов: 12 - крестьяне, 6 - мещане, 9 - казаки, 13 студентов были детьми священников. Средний возраст студентов первого курса составлял 16 лет.

В советское время, когда старообрядческая община переживала трудные времена, учительский институт был закрыт. Со временем здесь разместилась начальная школа. Современный номер 459 школе был присвоен в 1930 году, и относилась она к Рогожско-Симоновскому району. 

В 40-е годы она становится частью уже Таганского района. 

В 60-е реорганизуется в восьмилетнюю школу. 

А с 1987 года действует как полная средняя школа.

По некоторым сведениям, школу закрыли.

Трехэтажное кирпичное отштукатуренное здание оригинальной архитектуры.

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post478249981/

• Кинопроизводственный комплекс R-STUDIOS (№ 9; бывший дворец культуры завода автоматических линий). 

В советское время – местный очаг культуры. Фильмы, кружки, прочие мероприятия. 

В настоящее время здесь проводятся съемки рекламы, сериалов и т.п. Работает кафе.

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post478250129/

• Евразийский открытый институт (№ 12). Пятиэтажное бывшее производственное здание.

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post478250337/

• Центральное конструкторское бюро тяжелого машиностроения (№ 12а; с 1947 года). 

Предприятие образовано в 1947 г. для создания агрегатов наземного оборудования первых ракет Р-1, Р-2, Р-5, Р-7 и др.

Первая ракета, первый спутник и первый космонавт были запущены с помощью агрегатов наземного оборудования, разработанных ЦКБ ТМ.

Основные направления деятельности:
- создание агрегатов наземного оборудования. установщиков башен обслуживания, заправочно-дренажных устройств, лифтов и спецподъемников, защитных устройств и другого оборудования для ракетных комплексов;
- разработка стационарных и выдвижных антенно-фидерных устройств;
- разработка систем пластической амортизации;
- изготовление опытных образцов на собственной производственной базе;
- авторский надзор за изготовлением, монтажом и испытаниями на объектах;
- техническое руководство эксплуатацией, проведение работ по модернизации и продлению гарантийных сроков эксплуатации наземного оборудования стартовых комплексов;
- создание уникальных силовых гидро-пневмоэлектроприводов с системами управления для работы в любых климатических условиях и агрессивных средах;
- разработка и изготовление широкой гаммы силового гидравлического пневматического оборудования.

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post478251056/

• Офисы разных компаний на территории бывшего завода автоматических линий и специальных станков (№ 14 с административным корпусом и многочисленными производственно-техническими строениями). 

В 1898 году основаны мастерские германского акционерного общества «Альфред Гутман и Компания». 

С 1917 года — завод «Подъёмник», ставший основным российским поставщиком электрических мостовых кранов для строек первых пятилеток. 

На заводе впервые в России были спроектированы и изготовлены эскалаторы для Московского метрополитена, а также лифты для высотного здания МГУ. 

В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. на заводе ремонтировали танки и производили аэростатные лебёдки, которые помогали оборонять Москву от воздушного нападения. 

В 1958 году на базе завода «Подъёмник» создан завод «Станколиния» по выпуску автоматических линий и специальных станков для обработки деталей типа тел вращения. Завод стал первым и единственным в России производителем высокоточных шлифовальных станков.

После развала СССР объемы производства на заводе стали постепенно снижаться. 

В этот период было освоено производство комплектующих для производства балансировочных станков, выпускавшиеся в молодой компании ДИАМЕХ 2000, которая располагалась непосредственно на территории МоЗАЛ. 
Позднее, в рамках ФЦП «Уничтожение химического оружия» налажено производство специального оборудования, предназначенного для расснаряживания боеприпасов с опасными отравляющими веществами. Проводились ремонт и модернизация как оборудования cобственного изготовления, так и сторонних производителей.

В девяностые завод выпускал помимо станков и линий еще и товары народного потребления. Были замки с клеймом МСЛ на ключах. (Московская Станко Линия). Еще делали наборы для ванн, хромированые зеркала, вешалки, крючки.

Финансовый кризис 2008 года негативно отразился и на без того шатком состоянии завода. Резко повысились налоговые платежи. Ухудшалась и платежеспособность предприятий машиностроительного сектора - основного потребителя продукции завода. Сдача в наем недвижимого имущества становится основным видом деятельности предприятия вытесняя собой производство технологического оборудования, подсчитываются убытки, исчесляющиеся десятками миллионов рублей. В январе 2010 года станкостроительное производство было решено остановить и заняться исключительно ремонтом и сдачей в аренду недвижимого имущества производственного, складского и офисного назначения. Более или менее пригодное оборудование было приобретено ООО "ДИАМЕХ 2000" которому завод ранее поставлял детали по кооперации для балансировочных станков, в эту же компанию перешла часть уволенных работников.

Завод уже не выпускает оборудование, сайт устарел, работники все уволены. Площади сдаются в аренду. Часть цехов арендуется киношниками.

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post478254093/

• Пожарная часть № 16 (№ 14, стр. 10). 

Находится на территории бывшего завода автоматических линий. 

Ранее это была пожарная часть № 40.

• Политехнический колледж (№ 15; бывший металлургический техникум). 1932 г. – основан Московский металлургический техникум. 1993 г. – переименован в Московский политехнический колледж. 2013 г. – МПК вошел в состав Колледжа архитектуры дизайна и реинжиниринга (Строительный колледж № 26).


Жилые дома:

Общая хар-ка: 4 этажа (1950-е годы постройки); 5 этажей (1960-е годы постройки); 16 этажей (1982 год постройки).

16 этажей (№ 1). Общежитие. Бывшее общежитие завода автоматических линий. 

В 1990-е тут жили вьетнамцы, а на соседнем рынке торговали.

5 этажей (№ 3). 1964 год постройки. Кирпичный, стандартный.

5 этажей (№ 4). 1982 год постройки. Блочный, стандартный.

5 этажей (№ 5). 1964 год постройки. Кирпичный, стандартный.

4 этажа (№ 6). 1959 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 6а). 1961 год постройки. Кирпичный, стандартный.

5 этажей (№ 6б). 1961 год постройки. Кирпичный, стандартный.

5 этажей (№ 7). 1965 год постройки. Кирпичный, стандартный.

4 этажа (№ 8). 1957 год постройки. Кирпичный.

4 этажа (№ 10). 1958 год постройки. Кирпичный.

Достопримечательностей нет.

Зона отдыха:

У домов №№ 3–7 – каскад прудов на территории Рогожской слободы (пешеходные дорожки, газоны и деревья, мостик, искусственное освещение).

Некогда за Рогожскими храмами находился пруд с чистой родниковой водой, куда в Богоявление совершался крестный ход с освящением воды. Купание и стирка в этом пруду были запрещены. На особом помосте здесь была устроена деревянная часовенка «Иордань», в XIX веке ко дню праздника Богоявления на эту «Иордань», собирались все московские старообрядцы, целыми обозами приезжали старообрядцы из провинции.

На месте пруда был построен стадион Завода автоматических линий, который, впрочем, пришёл в полное запустение и был отдан под конный манеж. Сейчас стадион закрыт.

Перспективы развития:

Дома №№ 3, 5, 6, 6а, 6б, 7, 8 и 10 будут снесены в ближайшие годы в рамках программы реновации (обновления) жилого фонда города.

Проезд:

От метро «Авиамоторная» на автобусе № 759 (проезжает всю улицу).

Фото:

см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post478248186/

Видео:



Состояние на 11.12.2020


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий