Расположение:
Переулок проходит по Басманному району (ЦАО) от Большого Демидовского переулка до Бауманской улицы.
Описание:
Переулок с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 250 метров.
История:
До 1922 года – Кирочный переулок, а затем к его названию добавили префикс Ново- для отличия его от Старокирочного переулок. Оба переулка изначально именовались просто Кирочным, затем Новым Кирочным и Старым Кирочным, а современное название приобрели в 1922 году.
Переулок назван в 1922 году по находившейся вблизи него (на нынешней улице Радио, 17) кирхе, лютеранской церкви святого Михаила (снесена в 1928 году).
Названия переулков вызывают путаницу по отношению к расположенным там когда-то церквям, так как Старокирочный соответствует «новой» церкви (Святых Петра и Павла), а Новокирочный — «старой» (святого Михаила).
Нежилые объекты:
• Бывшее здание реального училища (№ 4).
Состоит из трёх разновременных частей. Самая старая – крайняя правая, показанная на плане 1835 г. (возможно, она значительно старше), потом к правой части было пристроено самое большое здание со стрельчатой аркой в центре, возведённое по проекту архитектора Августа Вебера в 1877 г., и уже в 1904 г. к нему пристроили здание слева по проекту Т. Бардта.
В 1940-е годы тут была школа-семилетка.
• Бывший дом с мезонином 18 века (№ 5).
Здание является примером гражданской застройки Басманного района Москвы 18-19 веков.
Одноэтажное с мезонином и подвалом строение смешанного типа.
В 1839 году дом переходит во владение семьи текстильных магнатов Чернышевых. В 1885 году семья построила фабрику в деревне Пирогово под Москвой. Предприятие работает до сих пор, с 1917 года — под названием «Пролетарская победа».
В 1876 году к зданию пристраивается двухэтажная каменная пристройка.
На протяжении 19 – нач. 20 вв. здание претерпевает незначительные перестройки.
В советское время здесь находились жилые квартиры.
В 2000-х годах помещения сдавали в аренду различным организациям.
В 2017 году выставлено на продажу.
• Научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) (№ 6). 1932 год постройки. Конструктивизм.
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Жуковского – один из крупных научно-технических и промышленных комплексов, развивавшихся в первой трети XX века в России.
Оказав сильное влияние на становление и развитие отечественной авиации, институт представляет несомненный историко-технический и культурный интерес. В то же время, комплекс зданий ЦАГИ имеет и архитектурную ценность, как один из ярких образцов конструктивизма, расположенных в Москве.
Одним из ключевых принципов конструктивизма является ориентация при определении формы здания на его конструктивно-функциональную целесообразность. Особенно ярко этот принцип проявился при создании корпуса № 10 комплекса института, в котором расположена аэродинамическая труба. Крыша постройки имеет полукруглую форму, которая повторяет форму испытательной установки. Важной архитектурной деталью является вышка с ветросиловой лабораторией, которая добавляет уникальные черты во внешний облик корпуса.
Также ярким архитектурным объектом на территории института является здание корпуса № 12 гидроканала ЦАГИ. Эта постройка с лаконичными формами простирается в длину более чем на 200 м.
Проектные работы по комплексу ЦАГИ в Москве были начаты в августе 1923 г. Помимо обычных специализированных зданий в план вошли четыре крупных составляющих объекта:
- опытный авиазавод с конструкторским бюро при нём,
- гидроканал для исследования корпусов гидроавиации и глиссеров с водным бассейном длиной около 200 метров,
- аэродинамическая лаборатория ветровых двигателей с башней для испытаний.
Весь градостроительный комплекс этих сооружений был задуман и построен как единый архитектурный ансамбль по проекту выдающегося архитектора А. В. Кухнецова при участии его учеников (А. Фисенко. И. Николаева, Б. Гладкова и др.).
8 мая 1924 года председатель ВСНХ Ф. Дзержинский утвердил Положение о строительной комиссии ЦАГИ и первый её состав.
Строительство первого здания комплекса (ветросиловой лаборатории с башней) было начало в июне 1924 года. Под строительство гидроканала и новых лабораторий была выделена территория почти всего квартала, включая действующую кирху, бывшее реальное училище, отданное под среднюю школу, ряд жилых домов и хозяйственных строений.
За 1925 год были выстроены современные корпус № 12 и часть корпуса № 14 (гидролаборатория), где проводились испытания турбин Днепрогэса. Долгое время здесь хранился действующий макет этой электростанции. Строительство продолжалось несколько лет и полностью ансамбль ЦАГИ, выстроенный в едином стиле функционализма, сложился к 1930-м гг. Доминирующее положение в ансамбле заняла ветросиловая башня с ветряной электроустановкой в западной части участка.
Отличительной особенностью ансамбля, созданного А. В. Кузнецовым, было естественное включение исторических объёмов в новую структуру. Внутриквартальная планировка с включением немногочисленных исторических объемов была подчинена центральному сооружению – 200 метровому гидроканалу.
В 1935-1940 гг. ЦАГИ был переведён на новое место, ныне находящееся в черте города Жуковский.
На данном месте остался выделившийся из состава ЦАГИ Всесоюзный (ныне всероссийский) научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ).
Автостоянка в конце переулка.
Жилых домов нет.
Нумерация зданий нестрогая.
Некоторые здания, находящиеся в этом переулке, числятся по соседним улицам.
Достопримечательностей и зон отдыха нет.
Проезд:
От метро
«Площадь Ильича» на маршрутке № 199м до остановки «МГТУ имени Баумана»
пешком. Общественный транспорт по переулку не проезжает.
Видео:
Состояние на 31.5.2019
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий