пятница, 28 октября 2016 г.

Шарикоподшипниковская улица

Расположение:

Улица проходит по Южнопортовому району (ЮВАО) от улицы Симоновский Вал до пересечения улиц Угрешской, 7-й Кожуховской и Южнопортовой. 

Пересекает окружную железную дорогу (в конце улицы, перегон Угрешская – Кожухово). 

Проходит по границе промзоны «Волгоградский проспект». 

Недалеко – Москва-реки (у начала улицы). 

Метро «Дубровка».

Описание:

От улицы Симоновский Вал до Новоостаповской улицы — двухстороннее движение автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении), вместе с трамвайными путями (движение автотранспорта осуществляется по трамвайным путям), затем — двухстороннее движение автотранспорта (по две полосы в каждом направлении) и трамвайные пути в стороне от проезжей части (сбоку, отделены от автодороги полосой газона). Тротуары – с 2-х сторон; на многих участках полосы газонов с деревьями между тротуарами и проезжей частью. Озеленение среднее. Длина – около 1, 5 км.

История:

Улица возникла в 1929 году как проезд к «Господшипникстрою»  строительству 1-го Государственного подшипникового завода.

Улица названа в 1930 года по находившемуся на этой улице Первому государственному подшипниковому заводу (1-й ГПЗ).

В конце 40—50-х гг. сооружен ряд 7—9-этажных домов. 

В 1968 г. построен Шарикоподшипниковский путепровод. 


В сквере напротив подшипникового завода в 1967 г. установлен монумент вечной славы (скульптор А. Новиков).

Нежилые объекты:

М Метро «Дубровка» (выход в город осуществляется только через один подземный южный вестибюль по эскалаторам и только на Шарикоподшипниковскую улицу; наземных павильонов нет — вход-выход на этой станции осуществляется через обычный подземный переход; Люблинская линия; открыта 11 декабря 1999 года; названа по одноименному району, в котором она находится; однако изначально ее хотели назвать «Шарикоподшипниковская» (по подшипниковому заводу, который тогда еще рядом со станцией работал, но название показалось очень громоздким и труднопроизносимым, так что решили назвать по окрестному району — как оказалось прозорливо, ибо завод через десяток лет закрылся); глубокая (глубина — 62 метра); станция — пилонная (колонно-стеночная) — колонны-стенки  облицованы светлым мрамором; путевые стены отделаны сверху светлым, а снизу темным мрамором; пол выложен красным, черным и серым гранитом; скамеек-диванов много — они установлены в нишах со стороны платформ; темы станции нет, но интересен стеклянный разноцветный витраж в глухом торце станции — конечно, отдаленно его узор можно принять и за символическое изображение подшипников, но это — очень уж большая натяжка — скорее — это что-то дизайнерски-абстрактное; за станцией расположен однопутный оборотный тупик).


• Памятник «Родина-мать» (у дома № 24). Скульптор: А. Новиков. Год установки: 1967. В центре композиции мемориала — бронзовая скульптура женщины в полный рост, держащей знамя, — аллегорический образ Родины. Фигура установлена на высоком постаменте из серого гранита. Скульптура находится в центральной части облицованного розовым гранитом основания, по сторонам которого расположены широкие трехступенчатые лестницы. Они ведут на верхнюю площадку мемориала, где на отдалении от скульптуры (справа и слева от нее) расположены две мемориальные стелы в виде изогнутых стен, создающих полукруглое пространство памятника.
• Бизнес-центр "Прогресс Плаза" (№ 1).

• Роддом № 15 (№ 3).

• НПО «ЦНИИТМАШ» (№ 4 с многочисленными строениями).

Государственный научный центр ОАО «Научно-производственное объединение центральный НИИ технологии машиностроения» (ЦНИИТМаш)

Основанный в 1929 году, ЦНИИТМаш стоял у истоков отечественного машиностроения. Созданные здесь материалы (стали, сплавы, напыления, охлаждающие жидкости и т.п.) технологические процессы машиностроительного производства широко используются на заводах энергетического, тяжелого, транспортного, нефтехимического машиностроения и в других отраслях.

– Стр. 1а. 22-этажное административное здание, построенное в 1980 году.
– Памятник погибшим ЦНИИТМАШевцам в ВОВ 1941-1945 гг. на территории ЦНИИТМАШ. Год установки: 1967. Во время ВОВ ЦНИИТМАШ решал ключевые вопросы по производству танков и боеприпасов, несмотря на то, что в годы войны предприятие было частично эвакуировано в Свердловскую область и также занималось технической помощью заводам Урала и Сибири. В память о не вернувшихся с войны бойцах во дворе института установлена стела.

• Бизнес-центр «Dominion Tower» (№ 5). Открыт в 2015 году. Авторы проекта: Заха Хадид, Николай Лютомский.

Офисный комплекс имеет 7 надземных и 2 подземных уровня с паркингом. 
• Шинный завод (№ 11 с несколькими строениями; с 1945 года; фактически все помещения сдаются в аренду).

Создан в ноябре 1945 г. 

В 1992 г. акционировался и стал ОАО. 

Был ведущим предприятием страны по выпуску пневматических шин для автомобилей, автобусов, троллейбусов и прицепов. 

В 2010 г. начался уголовный процесс над руководством за намеренное обанкрочивание завода и сдачу всех его помещений в аренду.

– Стр. 2. Европейская подшипниковая корпорация. Крупнейшая компания-производитель подшипников в СНГ. Здания 1973 года постройки.
• Дата-центр DataSpace (№ 11/9). 
Бывший центральный склад 1-го ГПЗ.
• Завод «Московский подшипник» (№ 13 с многочисленными строениями; фактически не работает, а территории сдаются в аренду).

Бывший Первый государственный подшипниковый завод (ГПЗ-1).

Продукция: кольца, крупногабаритные подшипники, подшипники качения, ролики, сепараторы и заготовки к ним, специальные подшипники, шарики.

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post475996432/

• Торговый центр «Дубровка» (№ 13). 

Размещается в двух бывших цехах шарикоподшипникового завода, построенных в 1932–34 гг. 

В 2014-15 гг. здания были реконструированы.

• Медцентр (№ 13а). 

Бывшая медсанчасть ГПЗ-1, построенная в 1934 г.

• Храм Мат Марьям Святой апостольской соборной Ассирийской церкви Востока (№ 14; с 1998 года).

• Столичная финансово-гyманитаpная академия (№ 15). 

Создан в 1995 г. как частное образовательное учреждение «Столичный гуманитарный институт». 

В 2006 г. был переименован в негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Столичная финансово-гуманитаpная академия".

• Торговый центр «Асеан» (№ 15, стр. 1). 3 этажа. Построен в стиле конструктивизм в 1937 году.

• Кафе «Макдоналдс», универсам «Вам сюда» и пр. (№ 11, стр. 5).

• Колледж связи № 54 (№ 17/17; с 2005 года, бывший колледж автоматизации и радиоэлектроники, несколько ПТУ и экологический лицей).

Изначально это было ТУ шарикоподшипника.

Бывший колледж автоматизации и радиоэлектроники № 27 им. П. Вострухина (корпус № 1).

Образован в 2005 путем слияния следующих образовательных учреждений: колледж автоматизации и радиоэлектроники, профессиональных училищ №№ 11, 36, 53 и 156 и профессионального экологического лицея № 330.

Колледж связи № 54 15 мая 2013 года был реорганизован путем присоединения к нему КГИС № 1 и СПО КАиР № 27 им. П. Вострухина.

• Офисы (№ 22). Пятиэтажное кирпичное здание 1932 г. постройки. 

В этом доме с 1941 по 2003 год жил генеральный директор АМО ЗиЛ Первый ГПЗ Валерий Носов.

• Офисы (№ 22а). 1960 год постройки.

• Международная школа «Атлантик» (№ 30а, к. 1). Частная школа с преподаванием предметов по расширенной образовательной программе.

• Детский сад № 476 (№ 30а, к. 2). Двухэтажное здание 1965 года постройки.

• Духовная пресвитерианская московская академия «Единство» (№ 34; бывший детский сад от ГПЗ-1).

• Московская торгово-промышленная палата и много других офисных, учебных и пр. организаций (№ 38, стр. 1; бывшая фабрика-кухня 1-го ГПЗ). 

Построена в 1935 году. 

Позднее — комбинат питания.

• Офисы и склады (№ 38 с несколькими строениями).

Жилые дома:

Общая хар-ка: 8 этажей (1930-е – 1950-е годы постройки); 5 и 10 этажей (1950-е годы постройки); 14 этажей (2000-е годы постройки).

9 этажей (№ 2). 1962 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 2а). 1959 год постройки. Кирпичный.

8 этажей (№ 6/14). 1939 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – продукты, парикмахерская.

5 этажей (№ 7, к. 1). 1957 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 7, к. 2). 1959 год постройки. Кирпичный.

14 этажей (№ 16). 2003 год постройки. Панельный.

14 этажей (№ 18). 2003 год постройки. Панельный. На 1-м этаже – продукты, аптека.

14 этажей (№ 20). 2003 год постройки. Панельный.

14 этажей (№ 24). 2002 год постройки. Панельный. На 1-м этаже – «Жилищник» и инженерная служба района, полиция, медцентр.

14 этажей (№№ 26 и 28). 2002 год постройки. Панельные.

8 этажей (№ 32). 1938 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – почта, продукты, книги, салон красоты, ателье, кафе и пр.


10 этажей (№ 40). 1958 год постройки. Кирпичный. Сталинский ампир. На 1-м этаже – продукты, медцентр и пр.

Достопримечательностей нет.

Зона отдыха:

сквер.


Перспективы развития:

Дом № 2а будет снесен в ближайшие годы в рамках программы реновации (обновления) жилого фонда города.

Проезд:

От метро «Дубровка» пешком; от метро «Пролетарская» и «Дубровка» на трамваях №№ 12, 20 и 43 (проезжает всю улицу).

Фото:

см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post476037391/

Видео:



Состояние на 27.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий