Расположение:
Улица проходит по Южнопортовому району (ЮВАО) от улицы Симоновский Вал до пересечения улиц Угрешской, 7-й Кожуховской и Южнопортовой.
Пересекает окружную железную дорогу (в конце улицы, перегон Угрешская – Кожухово).
Проходит по границе промзоны «Волгоградский проспект».
Недалеко – Москва-реки (у начала улицы).
Метро «Дубровка».
Описание:
От улицы Симоновский Вал до Новоостаповской улицы — двухстороннее движение автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении), вместе с трамвайными путями (движение автотранспорта осуществляется по трамвайным путям), затем — двухстороннее движение автотранспорта (по две полосы в каждом направлении) и трамвайные пути в стороне от проезжей части (сбоку, отделены от автодороги полосой газона). Тротуары – с 2-х сторон; на многих участках полосы газонов с деревьями между тротуарами и проезжей частью. Озеленение среднее. Длина – около 1, 5 км.
История:
Улица возникла в 1929 году как проезд к «Господшипникстрою» – строительству 1-го Государственного подшипникового завода.
Улица названа в 1930 года по находившемуся на этой улице Первому государственному подшипниковому заводу (1-й ГПЗ).
В конце 40—50-х гг. сооружен ряд 7—9-этажных домов.
В 1968 г. построен Шарикоподшипниковский путепровод.
В сквере напротив подшипникового завода в 1967 г. установлен монумент вечной славы (скульптор А. Новиков).
Нежилые объекты:
• 〈М〉 Метро «Дубровка» (выход в город осуществляется только через один подземный южный вестибюль по эскалаторам и только на Шарикоподшипниковскую улицу; наземных павильонов нет — вход-выход на этой станции осуществляется через обычный подземный переход; Люблинская линия; ◊ открыта 11 декабря 1999 года; ◊ названа по одноименному району, в котором она находится; однако изначально ее хотели назвать «Шарикоподшипниковская» (по подшипниковому заводу, который тогда еще рядом со станцией работал, но название показалось очень громоздким и труднопроизносимым, так что решили назвать по окрестному району — как оказалось прозорливо, ибо завод через десяток лет закрылся); глубокая (глубина — 62 метра); станция — пилонная (колонно-стеночная) — колонны-стенки облицованы светлым мрамором; путевые стены отделаны сверху светлым, а снизу темным мрамором; пол выложен красным, черным и серым гранитом; скамеек-диванов много — они установлены в нишах со стороны платформ; темы станции нет, но интересен стеклянный разноцветный витраж в глухом торце станции — конечно, отдаленно его узор можно принять и за символическое изображение подшипников, но это — очень уж большая натяжка — скорее — это что-то дизайнерски-абстрактное; за станцией расположен однопутный оборотный тупик).
• Памятник «Родина-мать» (у дома № 24). Скульптор: А. Новиков. Год установки: 1967. В центре композиции мемориала — бронзовая скульптура женщины в полный рост, держащей знамя, — аллегорический образ Родины. Фигура установлена на высоком постаменте из серого гранита. Скульптура находится в центральной части облицованного розовым гранитом основания, по сторонам которого расположены широкие трехступенчатые лестницы. Они ведут на верхнюю площадку мемориала, где на отдалении от скульптуры (справа и слева от нее) расположены две мемориальные стелы в виде изогнутых стен, создающих полукруглое пространство памятника.
• Бизнес-центр "Прогресс Плаза" (№ 1).
• Роддом № 15 (№ 3).
• НПО «ЦНИИТМАШ» (№ 4 с многочисленными строениями).
Государственный научный центр ОАО «Научно-производственное объединение центральный НИИ технологии машиностроения» (ЦНИИТМаш)
Основанный в 1929 году, ЦНИИТМаш стоял у истоков отечественного машиностроения. Созданные здесь материалы (стали, сплавы, напыления, охлаждающие жидкости и т.п.) технологические процессы машиностроительного производства широко используются на заводах энергетического, тяжелого, транспортного, нефтехимического машиностроения и в других отраслях.
– Стр. 1а. 22-этажное административное здание, построенное в 1980 году.
– Памятник погибшим ЦНИИТМАШевцам в ВОВ 1941-1945 гг. на территории ЦНИИТМАШ. Год установки: 1967. Во время ВОВ ЦНИИТМАШ решал ключевые вопросы по производству танков и боеприпасов, несмотря на то, что в годы войны предприятие было частично эвакуировано в Свердловскую область и также занималось технической помощью заводам Урала и Сибири. В память о не вернувшихся с войны бойцах во дворе института установлена стела.
• Бизнес-центр «Dominion Tower» (№ 5). Открыт в 2015 году. Авторы проекта: Заха Хадид, Николай Лютомский.
Офисный комплекс имеет 7 надземных и 2 подземных уровня с паркингом.
• Шинный завод (№ 11 с несколькими строениями; с 1945 года; фактически все помещения сдаются в аренду).
Создан в ноябре 1945 г.
В 1992 г. акционировался и стал ОАО.
Был ведущим предприятием страны по выпуску пневматических шин для автомобилей, автобусов, троллейбусов и прицепов.
В 2010 г. начался уголовный процесс над руководством за намеренное обанкрочивание завода и сдачу всех его помещений в аренду.
– Стр. 2. Европейская подшипниковая корпорация. Крупнейшая компания-производитель подшипников в СНГ. Здания 1973 года постройки.
• Дата-центр DataSpace (№ 11/9).
Бывший центральный склад 1-го ГПЗ.
• Завод «Московский подшипник» (№ 13 с многочисленными строениями; фактически не работает, а территории сдаются в аренду).
Бывший Первый государственный подшипниковый завод (ГПЗ-1).
Продукция: кольца, крупногабаритные подшипники, подшипники качения, ролики, сепараторы и заготовки к ним, специальные подшипники, шарики.
Офисный комплекс имеет 7 надземных и 2 подземных уровня с паркингом.
• Шинный завод (№ 11 с несколькими строениями; с 1945 года; фактически все помещения сдаются в аренду).
Создан в ноябре 1945 г.
В 1992 г. акционировался и стал ОАО.
Был ведущим предприятием страны по выпуску пневматических шин для автомобилей, автобусов, троллейбусов и прицепов.
В 2010 г. начался уголовный процесс над руководством за намеренное обанкрочивание завода и сдачу всех его помещений в аренду.
– Стр. 2. Европейская подшипниковая корпорация. Крупнейшая компания-производитель подшипников в СНГ. Здания 1973 года постройки.
• Дата-центр DataSpace (№ 11/9).
Бывший центральный склад 1-го ГПЗ.
• Завод «Московский подшипник» (№ 13 с многочисленными строениями; фактически не работает, а территории сдаются в аренду).
Бывший Первый государственный подшипниковый завод (ГПЗ-1).
Продукция: кольца, крупногабаритные подшипники, подшипники качения, ролики, сепараторы и заготовки к ним, специальные подшипники, шарики.
Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post475996432/
• Торговый центр «Дубровка» (№ 13).
Размещается в двух бывших цехах шарикоподшипникового завода, построенных в 1932–34 гг.
В 2014-15 гг. здания были реконструированы.
• Медцентр (№ 13а).
Бывшая медсанчасть ГПЗ-1, построенная в 1934 г.
• Храм Мат Марьям Святой апостольской соборной Ассирийской церкви Востока (№ 14; с 1998 года).
• Столичная финансово-гyманитаpная академия (№ 15).
Создан в 1995 г. как частное образовательное учреждение «Столичный гуманитарный институт».
В 2006 г. был переименован в негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Столичная финансово-гуманитаpная академия".
• Торговый центр «Асеан» (№ 15, стр. 1). 3 этажа. Построен в стиле конструктивизм в 1937 году.
• Кафе «Макдоналдс», универсам «Вам сюда» и пр. (№ 11, стр. 5).
• Колледж связи № 54 (№ 17/17; с 2005 года, бывший колледж автоматизации и радиоэлектроники, несколько ПТУ и экологический лицей).
Изначально это было ТУ шарикоподшипника.
Бывший колледж автоматизации и радиоэлектроники № 27 им. П. Вострухина (корпус № 1).
Образован в 2005 путем слияния следующих образовательных учреждений: колледж автоматизации и радиоэлектроники, профессиональных училищ №№ 11, 36, 53 и 156 и профессионального экологического лицея № 330.
Колледж связи № 54 15 мая 2013 года был реорганизован путем присоединения к нему КГИС № 1 и СПО КАиР № 27 им. П. Вострухина.
• Офисы (№ 22). Пятиэтажное кирпичное здание 1932 г. постройки.
В этом доме с 1941 по 2003 год жил генеральный директор АМО ЗиЛ Первый ГПЗ Валерий Носов.
• Офисы (№ 22а). 1960 год постройки.
• Международная школа «Атлантик» (№ 30а, к. 1). Частная школа с преподаванием предметов по расширенной образовательной программе.
• Детский сад № 476 (№ 30а, к. 2). Двухэтажное здание 1965 года постройки.
• Духовная пресвитерианская московская академия «Единство» (№ 34; бывший детский сад от ГПЗ-1).
• Московская торгово-промышленная палата и много других офисных, учебных и пр. организаций (№ 38, стр. 1; бывшая фабрика-кухня 1-го ГПЗ).
Построена в 1935 году.
Позднее — комбинат питания.
• Офисы и склады (№ 38 с несколькими строениями).
• Торговый центр «Дубровка» (№ 13).
Размещается в двух бывших цехах шарикоподшипникового завода, построенных в 1932–34 гг.
В 2014-15 гг. здания были реконструированы.
• Медцентр (№ 13а).
Бывшая медсанчасть ГПЗ-1, построенная в 1934 г.
• Храм Мат Марьям Святой апостольской соборной Ассирийской церкви Востока (№ 14; с 1998 года).
• Столичная финансово-гyманитаpная академия (№ 15).
Создан в 1995 г. как частное образовательное учреждение «Столичный гуманитарный институт».
В 2006 г. был переименован в негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Столичная финансово-гуманитаpная академия".
• Торговый центр «Асеан» (№ 15, стр. 1). 3 этажа. Построен в стиле конструктивизм в 1937 году.
• Кафе «Макдоналдс», универсам «Вам сюда» и пр. (№ 11, стр. 5).
• Колледж связи № 54 (№ 17/17; с 2005 года, бывший колледж автоматизации и радиоэлектроники, несколько ПТУ и экологический лицей).
Изначально это было ТУ шарикоподшипника.
Бывший колледж автоматизации и радиоэлектроники № 27 им. П. Вострухина (корпус № 1).
Образован в 2005 путем слияния следующих образовательных учреждений: колледж автоматизации и радиоэлектроники, профессиональных училищ №№ 11, 36, 53 и 156 и профессионального экологического лицея № 330.
Колледж связи № 54 15 мая 2013 года был реорганизован путем присоединения к нему КГИС № 1 и СПО КАиР № 27 им. П. Вострухина.
• Офисы (№ 22). Пятиэтажное кирпичное здание 1932 г. постройки.
В этом доме с 1941 по 2003 год жил генеральный директор АМО ЗиЛ Первый ГПЗ Валерий Носов.
• Офисы (№ 22а). 1960 год постройки.
• Международная школа «Атлантик» (№ 30а, к. 1). Частная школа с преподаванием предметов по расширенной образовательной программе.
• Детский сад № 476 (№ 30а, к. 2). Двухэтажное здание 1965 года постройки.
• Духовная пресвитерианская московская академия «Единство» (№ 34; бывший детский сад от ГПЗ-1).
• Московская торгово-промышленная палата и много других офисных, учебных и пр. организаций (№ 38, стр. 1; бывшая фабрика-кухня 1-го ГПЗ).
Построена в 1935 году.
Позднее — комбинат питания.
• Офисы и склады (№ 38 с несколькими строениями).
Жилые дома:
Общая хар-ка: 8 этажей (1930-е – 1950-е годы постройки); 5 и 10 этажей (1950-е годы постройки); 14 этажей (2000-е годы постройки).
9 этажей (№ 2). 1962 год постройки. Кирпичный.
5 этажей (№ 2а). 1959 год постройки. Кирпичный.
8 этажей (№ 6/14). 1939 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – продукты, парикмахерская.
5 этажей (№ 7, к. 1). 1957 год постройки. Кирпичный.
5 этажей (№ 7, к. 2). 1959 год постройки. Кирпичный.
14 этажей (№ 16). 2003 год постройки. Панельный.
14 этажей (№ 18). 2003 год постройки. Панельный. На 1-м этаже – продукты, аптека.
14 этажей (№ 20). 2003 год постройки. Панельный.
14 этажей (№ 24). 2002 год постройки. Панельный. На 1-м этаже – «Жилищник» и инженерная служба района, полиция, медцентр.
14 этажей (№№ 26 и 28). 2002 год постройки. Панельные.
8 этажей (№ 32). 1938 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – почта, продукты, книги, салон красоты, ателье, кафе и пр.
10 этажей (№ 40). 1958 год постройки. Кирпичный. Сталинский ампир. На 1-м этаже – продукты, медцентр и пр.
Достопримечательностей нет.
сквер.
Перспективы развития:
Дом № 2а будет снесен в ближайшие годы в рамках программы реновации (обновления) жилого фонда города.
Проезд:
От метро
«Дубровка» пешком; от метро «Пролетарская» и «Дубровка» на трамваях №№ 12, 20 и
43 (проезжает всю улицу).
Фото:
см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post476037391/
Видео:
Состояние на 27.6.2019
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий