понедельник, 10 октября 2016 г.

Зубовский бульвар

Расположение:

Бульвар проходит по району Хамовники (ЦАО) от Крымской площади до Зубовской площади. 

Недалеко – Москва-река. Метро «Парк культуры» (начало бульвара).

Описание:

Бульвар с двухсторонним движением автотранспорта (по семь или восемь полос в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около ? метров.
Зубовский бульвар — один из самых широких участков Садового кольца.

История:

Возник в 1820-х гг., после сноса Земляного вала (до этого назывался Зубовский вал). 

В конце 18 — начале 19 вв. на Зубовском бульваре построен особняк (ныне во дворе д. 15); в конце 20—30-х гг. сооружены Провиантские склады (Зубовская площадь, 2). Владельцем д. 27 (начало 19 в.) был И. Гагарин, женившийся на актрисе Е. Семёновой; в доме бывали А. Пушкин, С. Аксаков, М. Загоскин и др. 

В конце 19 — начале 20 вв. Зубовский бульвар застраивался доходными домами (в д. 15 в 1916—20 жил В. Вересаев). 

В 1930-х гг. проезжая часть Зубовского бульвара реконструирована и заасфальтирована. 

В 1970-х гг. построено здание издательства «Прогресс» (д. 21). В 1979 г. сооружено административное здание (д. 4; в 1980 г. пресс-центр Олимпиады, ныне здесь находятся Российское информационное агентство, агентство «РИА-Новости», конфедерация журналистских союзов, Фонд защиты гласности, Пресс-центр МИДа). 

На Зубовском бульваре расположена библиотека 1-го Медицинского института имени И. Сеченова (д. 37).


Бульвар назван в 19 веке по стрелецкой слободе 17 века, которой в конце века командовал полковник Иван Зубов. 

Полковник Иван Зубов был головой стрелецкого полка, охранявшего в 17 веке Чертольские ворота Земляного города, находившиеся на этой площади. Чертольскими ворота назывались потому, что находились у пересечения Земляного вала с Чертольской улицей (Пречистенкой), которая тянулась от урочища Чертолье.

Бульвар на месте бывшего Земляного вала был учрежден после пожара 1812 года.

Местность была относительно редко заселена; на внутренней стороне бульвара было только пять обширных дворянских владений (незнатных семейств), и казенные конюшни, на которых в 1830-е годы были выстроены Провиантские склады.


Зубовский бульвар является частью Садового кольца, которое образовалось в 1820-х годах на месте Земляного вала, комплекса укрепительных сооружений вокруг Москвы. До реконструкции 1937-1938 годов здесь действительно был бульвар с зелеными насаждениями и проезжей частью по его сторонам.

В XVIII веке на этом месте располагалась стрелецкая слобода. Стрельцы должны были защищать подступы к городу у Чертольских ворот Земляного города, а командовал ими полковник И. Зубов, от имени которого и пошло название улицы.

Вплоть до XX века улица была заселена мало и, по воспоминаниям современников, имела довольно провинциальный вид. По меркам тогдашнего времени считалось, что улица находится слишком далеко от центра. В первой четверти XIX века на одной стороне улицы стояло всего 4 двора, а на другой 10.

Одним из примечательных строений на Зубовском бульваре является ансамбль Провиантских складов, построенный в 1829-1831 гг. (архитекторы В.П. Стасов, Ф.М. Шестаков). Прекрасный образец художественного оформления складских помещений.

В 1900-е годы бульвар начал застраиваться доходными домами.
Доходный дом с квартирой В.Ф. Асмуса , д. 22/39

Этот дом прочно связан с именем Пастернака. Здесь он бывал и дважды, в 1931 и 1943 году, жил у своих друзей – четы Асмусов.

В 2017 году был реконструирован по программе «Моя улица».

Нежилые объекты:

• М метро «Парк культуры» (Сокольническая линия;  открыта 15 мая 1935 года ; названа по расположенному недалеко от станции Центральному парку культуры и отдыха имени Горького; станция имеет два выхода в город по лестницам через наземные вестибюли — один (в виде ротонды с колоннами) выводит на улицу Остоженка, а второй, общий с одноименной станцией Кольцевой линии — на Комсомольский проспект, Зубовский бульвар и Крымскую площадь; мелкая (глубина — 11 метров); станция — пересадочная: переход на одноименную станцию Кольцевой линии осуществляется через лестницы в южной части платформы и общий наземный вестибюль; станция колонная — колонны облицованы желто-коричневым мраморовидным известняком; путевые стены выложены белой керамической плиткой; на полу — серый гранит; скамеек для отдыха мало; никакой темы оформления станции нет; поскольку эта станция долгое время была конечной, то за ней расположены оборотные тупики, используемые также для технического обслуживания и ночного отстоя поездов).

• М метро «Парк культуры» (Кольцевая линия;  открыта 1 января 1950 года ; названа названа по расположенному недалеко от нее Центральному парку культуры и отдыха имени Горького; выход в город происходит с одной стороны станции по эскалаторам — через наземный вестибюль, общий с одноименной станцией Кольцевой линии, — на Комсомольский проспект, Зубовский бульвар и Крымскую площадь (с другой стороны станции — глухой торец); станция — глубокая (глубина — 40 метров); станция — пилонная и пилоны облицованы серым мрамором, а также украшены 26 барельефами из белого мрамора, изображающими отдых советской молодежи; путевые стены отделаны черным мрамором и лабрадоритом (снизу); пол покрыт серым и черным гранитом; освещается станция красивыми люстрами; потолок декорирован лепным орнаментом; скамеек мало; тема станции — отдых советской молодежи: см. медальоны, показывающие, как можно отдохнуть в парке; атмосфера станции — как летний вечер в парке отдыха; в лепных медальонах под сводами наземного павильона изображены посетители парка; в глухом торце станции — металлический барельеф Максима Горького; за станцией находится соединительная ветка к Сокольнической линии, а на перегоне «Парк культуры» — «Киевская» — пункт технического обслуживания поездов).

• Комплекс «Провиантские магазины» — Музей истории Москвы (№ 2, 1835 год постройки, бывшие хранилища запасов продовольствия для расквартированных здесь военных подразделений – Хамовнических, Спасских, Лефортовских казарм и др., в советское время – автобазы Генштаба, с 2006 года – музей). 
Ансамбль Провиантских складов на Зубовском бульваре, пример прекрасной архитектуры московского зрелого классицизма, был построен в 1830-х годах для нужд военного ведомства.

Необходимость постройки в Москве новых каменных складов для хранения «казенного провианта» появилась еще в начале 1820-х годов, поскольку старые деревянные амбары, располагавшиеся тогда у Серпуховской заставы, обветшали и требовали замены. Новые склады первоначально предполагалось построить там же, у Серпуховских ворот.

В качестве образца будущей постройки был взят проект Воскресенских провиантских складов в Петербурге, разработанный в 1821 г. известным архитектором В.П. Стасовым. Задача по воплощению этого проекта в Москве была поручена архитектору Ф.М. Шестакову. Для строительства Провиантских складов в итоге было выбрано новое место – на углу улицы Остоженки и Зубовского бульвара, во владении, принадлежавшем ранее Конюшенному ведомству. Это место оказалось более удобным с точки зрения подвоза продовольствия.

Новый участок был неправильной трапециевидной формы, с острым углом на пересечении Остоженки и Садового кольца, что создавало для Шестакова определенные сложности при попытке «вписать» сюда образцовый проект Стасова (который создавался с расчетом на регулярную планировку Петербурга). В итоге архитектор просто поставил правый корпус вдоль Остоженки, так что тот оказался под углом к главному корпусу, а два лицевых фасада этого бокового флигеля были сделаны под острым углом друг другу, что, впрочем, совсем не бросается в глаза благодаря монументальной архитектуре зданий. По проекту самого Шестакова было выстроено здание кордегардии (помещение для караула) во дворе и создана металлическая ограда по бульвару и Остоженке. Комплекс Провиантских складов (или магазинов, как их тогда называли) строился с 1829 по 1835 годы.

Внешний облик ансамбля прост и монументален. Все здания одинаковой архитектуры, двухэтажные, с довольно лаконичным оформлением фасадов. Поверхность стен гладкая, только центральная часть фасада декорирована рустом. На главном и дворовом фасадах три трапециевидных портала с полукруглыми окнами над ними чередуются с узкими окнами. Полукруглые окна помещены в ниши, также ниши устроены и над некоторыми окнами. Лепное украшение фасадов скромное: треугольные сандрики над порталами, венки с гирляндами над окнами (этот элемент характерен для ампира, в данном случае такой декор еще и подчеркивает военное предназначение зданий). Венчает здания мощный вынесенный вперед карниз с триглифо-метопным фризом. Внутренние перегородки складских корпусов сделаны в виде аркад, которые делят пространство на три нефа. Три корпуса соединены друг с другом оградой оригинального рисунка. Металлические столбы ограды, выполненные в виде фасций, увенчаны связанными боевыми топорами (римский военный символ), сама решетка ограды завершается пиками и была украшена изящными картушами с императорской короной и монограммой Николая I. Парадный въезд на территорию Провиантских складов расположен со стороны Остоженки, кирпичные пилоны главных ворот увенчаны выполненными в металле античными доспехами – символами военного триумфа. Дополняет ансамбль здание кордегардии во дворе – одноэтажный корпус с портиком, украшенным фризом с изображением античных воинских шлемов.

Провиантские магазины использовались как продовольственные склады военного ведомства, где хранились зерно, мука и другие продукты. После революции 1917 г. они перешли в ведение Красной Армии. В 1930-х годах здания отдали под военные гаражи, что повлекло за собой перестройку и перепланировку корпусов (были, в частности, устроены пандусы на второй этаж). Комплекс бывших Провиантских складов принадлежал военным вплоть до середины 2000-х годов. В 2007 г. здания были переданы Музею Москвы.

Провиантские склады начала 19 века. Уникальный памятник русского ампира. Построены в 1829-35 годах архитектором Ф. Шестаковым по проекту 1821 года архитектора В. Стасова.
Московские Провиантские магазины были выстроены как хранилища запасов продовольствия для расквартированных здесь военных подразделений – Хамовнических, Спасских, Лефортовских казарм и др. На протяжении 100 лет они использовались по назначению как хранилище продовольствия.
В начале 1930-х годов территория и здания Провиантских магазинов были переданы для организации хозяйства автобазы Генштаба РККА. В 2006 году 147-я автобаза Генштаба выведена на Бережковскую набережную и в Екатериновку (Рублёвское шоссе).
Стр. 1 – основная экспозиция. Создан в 1896 году по инициативе Городской думы как Музей московского городского хозяйства. С 1920 года был Московским коммунальным музеем. С 1940 по 1986 гг. известен москвичам как Музей истории и реконструкции Москвы, а с 1986 г. – как «Музей истории города Москвы». 
В 2008 году получил статус музейного объединения, которое включает в себя пять отделов. В основе собрания — археологические объекты, картины Васнецова, Айвазовского и Поленова, коллекции открыток с видами Москвы, архивы городских и государственных организаций, коллекции планов, карт, путеводителей и справочников, рукописные книги, плакаты и афиши. Образцы тканей, предметов быта и посуды дают представление о жизни москвичей на протяжении всей истории города.
Стр. 2 – выставочный корпус.
Стр. 7 – выставочный корпус, кассы, центр документального кино. «Здесь в октябре 1917 года происходили бои Красной гвардии и солдат 193 пехотного запасного полка с юнкерами за захват интендантских складов».
Провиантские склады выстроены в стиле ампир в 1829—31 Ф. Шестаковым с использованием «образцового» проекта В. Стасова. Ансамбль включает три однотипных складских корпуса, создающих парадный фронт застройки площади и улицы Остоженки, и здания кордегардии во дворе. Между корпусами по линии площади и улицы поставлены строгие металлические ограды с мотивами военной атрибутики. Монолитные объёмы складов отличаются лаконизмом, необычайно крупным масштабом членений. Мощный дорический антаблемент, наклонные стены и сужающиеся кверху «египетские» дверные проёмы придают монументальность ансамблю общественных сооружений. Гладь стен украшают лепные рельефы. Небольшая кордегардия во дворе оформлена шестиколонным портиком.
Музей создан в 1896 г. по инициативе Городской думы как Музей московского городского хозяйства, с 1920 г. именовался Московским коммунальным музеем, с 1940 г. – музей истории и реконструкции Москвы, с 1986 современное название. 
В основу музейного собрания легли материалы павильонов Московской городской думы на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде. Первоначально оно размещалось в Крестовских водонапорных башнях (1892, разобраны в 1940-х гг.), с 1925 г. — в Сухаревой башне (1692—95, архитектор М. Чоглоков, разобрана в 1934), с 1934 г. — в церкви Иоанна Богослова под Вязом (построена в 1825—37 в стиле ампир, флигеля в 1850). 
В начале 1920-х гг. программа деятельности музея была разработана при содействии учёных-историков Московского университета и института городского хозяйства (Д. Анучина, Б. Веселовского, М. Тихомирова и др.), а также художника А. Васнецова. В 1930-х гг. основная тема экспозиции — реконструкция Москвы по Генеральному плану 1935 г.; в 1947 г. экспозиция впервые была построена по историко-хронологическому принципу; существовала до середины 1970-х гг., ныне из-за недостатка экспозиционной площади вместо неё устраиваются выставки из фондов музея.
В собрании музея свыше 1 млн. единиц хранения, в том числе богатые археологические коллекции, фонд изобразительных материалов (серия картин А. Васнецова «Старая Москва», произведения И. Айвазовского, В. Маковского, В. Поленова, В. Сурикова, Л. Пастернака, М. Нестерова, Р. Фалька и др., коллекции открыток с видами Москвы, фотоматериалы), документально-письменные источники (личные архивы историков Москвы П. Сытина, Б. Земенкова, химика Б. Збарского и др., архивы городских и государственных организаций, коллекции планов, путеводителей и справочников по Москве, редких, в том числе рукописных книг, плакатов и афиш), фонд вещественных источников (ткани, фарфор, стекло, оружие, предметы быта, нумизматические, фалеристические, бонистические коллекции); в научной библиотеке — издания по истории Москвы (свыше 60 тыс. книг, 50 тыс. экземпляров газет и журналов).
С 1946 г. музей ведёт археологические исследования Москвы, организует историко-бытовые экспедиции, работу клуба юных археологов, Общества любителей истории Москвы, с 1950 г. выпускает серию «Трудов...».
Филиалы: музей-квартира А. Скрябина и Английское подворье в Зарядье.

• Российское агентство «Россия сегодня» (№ 4, стр. 1; 1980, бывший главный Олимпийский пресс-центр; затем агентства: Совинформбюро, АПН, ИАН, РИА «Вести», РИА «Новости»). Выполнено в редком стиле - брутализме.

• Школа № 1253 (№ 5, стр. 1). С углублённым изучением английского и немецкого языков. Четырехэтажное здание.

Бывшая специальная школа № 23. 

На этом месте стояла церковь Божией Матери "Избавительницы" при приюте беспризорных в Чудовом переулке, за Крымской площадью. Построена по проекту архитектора В. Борина. Освящена 10 апреля 1899 года. 

Ликвидирована, вернее, надстроена 3-4 этажами и встроена в эту школу. 

Школа раньше выпускала кадры для метрополитена, у неё был выход на станцию «Парк Культуры». 

• Бизнес-центр «Дом Парк Культуры» (№ 11а, с 2011 года; построен на месте общественного туалета у выхода из метро «Парк Культуры»).

• Бывшая усадьба Делессаля-Любощинской (№ 15, стр. 2, 19 — начало 20 веков; в этом доме жил ученый В. Вернадский). 

Это двухэтажное здание еще носит название "усадьба Делессаля-Любощинской". 

Ранее дом был с балконом на тыльной стороне. 

В начале 1990-х группа ученых выступила с идеей создать в доме, где некогда жил Вернадский, его музей. Однако их идея не была поддержана. 26 декабря 2002 года в доме был второй сильный пожар, полностью сгорели чердак и мансарда, здание получило серьезные повреждения.

• Офисное здание с Универсамом «Перекрёсток-Экспресс», Телекомпанией «РЕН ТВ», издательством «Прогресс», несколькими кафе и пр. (№ 17, стр. 1). 

Раньше тут был книжный м-н «Буква».

• Офисное здание (№ 17, стр. 2). Деревянный одноэтажный дом.

• Бизнес-центр «Зубовские Ворота» (№ 22/39; конец 19 – начало 20 веков, бывший доходный дом Лихутина; в 1899-1900 годах квартиру в этом доме снимал М. Врубель, к нему приезжал композитор Н. Римский-Корсаков; в этом доме бывал в 1881—1897 годах философ В. Соловьев; в период с 1950-х годов до 1991 года здесь было расположено Министерство легкой промышленности РСФСР).

Недалеко от Плющихи, чуть южнее по Садовому кольцу, на Зубовском бульваре по адресу дом №16/20 кв.45 (ныне дом 22/39) в доходном доме 1890-х годов постройки (арх. А.А. Остроградский) проживал друг Б. Пастернака профессор Московского университета Валентин Фердинандович Асмус (1894-1975). До 1928 г. Асмус жил в Киеве, где закончил отделение философии и русской словесности Киевского университета (1919); философии он учился у А. Н. Гилярова, В. В. Зеньковского, Е. В. Спекторского. В студенческие годы отличился, опубликовав работу «О задачах музыкальной критики» (1916) и получив премию за конкурсное сочинение об отношении мировоззрения Л.Н.Толстого к философии Б. Спинозы. После окончания университета преподавал философию и эстетику в высших учебных заведениях Киева.
В 1928 г. вслед за Г.Г.Нейгаузом, с которым его связывала старая дружба, Асмус переехал в Москву, где стал преподавать в разных учебных заведениях (в Институте красной профессуры, Академии коммунистического воспитания, в Московском институте истории, философии и литературы). В конце того же, 1928 г., произошло знакомство семей Асмуса и Нейгауза с Пастернаком. З.Н.Пастернак описывала это следующим образом: «Однажды, помнится, это было в 1928 году, к нам пришли Асмусы, и Ирина Сергеевна принесла с собой книжку стихов Пастернака “Поверх барьеров”. Она, Генрих Густавович и Асмус безумно восхищались его стихами. Мы всю ночь сидели и читали их вслух». Жена Асмуса, Ирина Сергеевна, была первой, кто свел личное знакомство с Пастернаком: она случайно узнала поэта по его портретам, увидев на остановке трамвая, решилась подойти и представилась. Она сказала, что они оба с мужем — страстные поклонники его поэзии и пригласила прийти в гости в ближайшие дни. Пастернак согласился. Начались частые встречи, на которых читались и обсуждались стихи, Нейгауз играл на фортепиано. В начале 1930 г. Пастернак писал матери: «Единственная отрада нашего существованья это разнообразные выступления последнего моего друга (т.е. друга последнего года) — Генр. Нейгауза, и у нас, нескольких его друзей, вошло в обычай после концерта остаток ночи всей компанией проводить друг у друга. Устраиваются обильные возлиянья с очень скромной закуской, которую, по техническим условьям, достать почти невозможно».
Так было положено начало не только долгой дружбе с Асмусом и Нейгаузом, но и, что совсем было невозможно предположить, счастливому и трагическому роману Пастернака с З.Н.Нейгауз. Собственно, именно обстоятельства этого романа заставили Пастернака впервые попросить Асмуса о приюте. 15 февраля 1931 г. Пастернак писал С.Д.Спасскому: «Я оставил семью, жил одно время у друзей (и у них кончил “Охранную грамоту”)…». Речь в этом письме шла о квартире Асмусов, которые временно приютили Пастернака, лишившегося крова. Жизнь в их доме не была для него легкой и отрадной. Ирина Сергеевна была в свою очередь влюблена в Пастернака, страдала и мучилась ревностью. Еще в конце лета 1930 г. Пастернак написал стихотворение «Лето», концовка которого обращена к И.С. Асмус, поэт убеждает ее в бесценности дружбы.
В записке Зинаиде Николаевне от 19 февраля 1931 г. переданы трудности, которые переживал Пастернак, живя у Асмусов. Он хотел написать своей возлюбленной письмо, но осуществить это практически было чрезвычайно сложно: «Оно было набросано карандашом по черновой рукописи Охр. гр-ты. Я не мог писать его отдельно на почтовой бумаге, потому что стол стоял у дверей, мимо ходили, я работал на виду и писание письма бросилось бы в глаза И.С. Теперь я тебе его перепишу». Возможно, в силу этих тяжелых обстоятельств Пастернак счел необходимым вскоре переехать от Асмусов. Квартиру снять не удалось, и он поселился у другого своего друга — Б.Пильняка, который в это время отправился в Америку.
Словно в противовес семейной жизни — карьера Асмуса двигалась в гору. С середины 1930 гг. он серьезно стал заниматься историей и теорией эстетики, вступил в Союз писателей, а в 1940 г. защитил докторскую диссертацию («Эстетика классической Греции»). С 1939 г. Асмус стал профессором МГУ, с момента воссоздания философского факультета в 1941 г. стал работать на нем. Во время войны Пастернак еще раз воспользовался гостеприимством Асмуса. Вернувшись в 1943 г. из Чистополя в Москву и обнаружив свою квартиру в Лаврушинском переулке до основания разоренной стоявшей в ней батареей зенитчиков, Пастернак был вынужден искать для себя жилье. О.М. Фрейденберг он писал: «Всю зиму <…> я кочевал, некоторое время жил у Шуры, а больше у больших своих друзей профессора Валентина Фердинандовича Асмуса и его жены, где зажился и сейчас, и откуда пишу тебе. <…> Ты догадаешься по почерку и стилю, что пишу я страшно второпях. Я очень много работаю эти недели (жизнь у Асмусов в этом отношении очень благоприятна: он мне уступил свой кабинет <…>)».
Асмус был тем человеком, который произнес прощальную речь перед открытой могилой Пастернака 2 июня 1960 г. З.А.Масленникова вспоминала: «Асмус произнес сдержанную, смелую речь. Он говорил о том, что умер писатель, вместе с Пушкиным, Достоевским, Толстым составляющий славу русской литературы, что если даже мы не во всем можем с ним согласиться, то все мы, однако, обязаны ему благодарностью за то, что он дал пример непреклонной честности, неподкупной совести и героического отношения к своему долгу писателя».
Коллеги по факультету пытались было осудить Асмуса за сочувственную речь на похоронах Б. Л. Пастернака, но по какой-то причине их инициатива не была поддержана партийным начальством, — Асмус получил возможность продолжать работу в МГУ.


• Офисное здание (№ 21/23, стр. 1). 

Бывшее здание приюта начала 20 века.

• Офисное здание (№ 21/23, стр. 2).

• Зубовские бани и ночной клуб «Распутин» (№ 25, к. 1).

• Бизнес-центр «Зубовский бульвар 27».

• Бывший жилой дом дворцового ведомства (№ 27, стр. 1, 19 век, в 1820-х годах в доме проживала знаменитая актриса того времени Екатерина Семенова, в гостях у которой неоднократно бывал А. Пушкин). 

Теперь тут банк.

• Офисное здание (№ 35, стр. 3). Трехэтажное кирпичное отштукатуренное здание 1935 года постройки.

• НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением (№ 37; здание начала 20 века, бывшее Первое студенческое общежитие им. Лепешкина). 

Здесь же – Фундаментальная учебная библиотека Первого московского медицинского университета им. М. Сеченова, а до 2016 г. – Центральная научная медицинская библиотека и Кафе «Москва гостям не верит».

Жилые дома:

6 этажей + мансарда (№ 13, стр. 1; начало 20 века, бывший доходный дом Е. Чепелевской). Кирпичный. На 1-м этаже – аптека, офисы и сервисы. В мансарде – офисы.

Здание несет явные черты неоклассицизма. Обращает внимание пышно решенный второй ярус, его четвертый и пятый этажи. Они как бы представляют собой отдельное здание дворцового типа. Центральная часть и два небольших слегка выступающих вперед ризалита обработаны колоннами с композитными капителями. Под центральным портиком — небольшой портик с ионическими колоннами, который производит гротесковое впечатление. Аттиковый этаж имеет три выступа — над центральной частью и над ризалитами. 

6 этажей (№ 15, стр. 1). 1914 год постройки. Кирпичный. 

В этом доме будет государственный литературный музей.

7-8 этажей (№ 16-20, 1934 год постройки). Кирпичный. Конструктивизм. Жилой кооператив «Научные работники». На 1-м этаже – банк.

В этом доме жил инженер В. Шухов. 

6 этажей (№ 25, начало 20 века). Кирпичный. 

Большую часть дома занимают офисы.

5 этажей (№ 29, конец 19 века). Кирпичный. 

Часть дома занимают офисы.

7 этажей (№ 31-33, 1945 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – салон красоты Dessange. 

Раньше тут был ресторан «Династия».

4 этажа (№ 35, стр. 1, начало 20 века). На 1-м этаже – клиника.

Нумерация зданий не полностью строгая и упорядоченная.

Достопримечательности:

Комплекс «Провиантские магазины» — Музей истории Москвы (№ 2).

Здания 19 – начало 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

Метро «Парк культуры».


Видео:




Состояние на 11.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий