Общие сведения:
Район
расположен в Северном административном округе.
Население —
38 000 человек.
На границах
района находятся станции метро «Белорусская» и «Динамо».
История:
Тверская
дорога (сейчас 1-я Тверская-Ямская улица) в 14-15 веках была одной из самых
оживленных: по ней проходило огромное количество обозов с товарами. В связи с
этим в середине 15 века Иван Грозный устроил на прежних владениях Новинского
монастыря Тверскую-Ямскую слободу — под хозяйственные угодья ямщиков.
Населенная часть в виде нескольких домиков с деревянной церковью в 17 веке
находилась между Земляным валом и Тверской заставой. Спустя сто лет она имела
уже несколько параллельных улиц, все остальное занимали поля и луга.
В конце 18
века пожар уничтожил всю слободу, но вскоре за счет государства она была
отстроена заново. Деревянные дома были заменены каменными.
В 19 веке
велось строительство Санкт-Петербургского шоссе. Бревенчатый настил заменили
булыжной мостовой, а в 1834 году после императорского указа «О приведении в
лучший вид пространства между Тверским в Москву въездом и парком Петровского
дворца» участок дороги до дворца расширили. Были проложены грунтовые дороги,
отделенные от шоссе аллеями из молодых деревьев. По обе стороны от дороги
протянулись в ряд загородные дома московской знати. Первым приобрел участок
близ Петровского парка генерал и сенатор А. Башилов.
Дворянские
усадьбы протянулись вдоль границы с Петровским парком, образовав улицу
Башиловку (теперь Марины Расковой) и по Бутырскому проезду (теперь улица Нижняя
Масловка). В середине 19 века в районе появляются первые промышленные
предприятия: табачная фабрика «Габай» (теперь «Ява») и фабрика «А. Сиу» (бывшая
кондитерская фабрика «Большевик»). Крепостное право и право на продажу земли,
которую раньше можно было сдавать только в аренду, привели к печальным
последствиям для общества ямщиков. В течение нескольких лет она была распродана
разным владельцам. Но зато быстрыми темпами началось развитие территории
Камер-Коллежского вала, где появляются 1-я, 2-я, 3-я (позже улица Правды), 4-я,
5-я улицы Ямского поля, а с другой стороны Петроградского шоссе — улицы Верхняя
и Скаковая. Появился ресторан «Яр». Его название связано с именами Башилова и
француза Яра. Генерал Башилов свой загородный дом сдал в аренду под ресторацию
в 1936 году французу. Любители хорошо поесть приходили к Яру регулярно. Но все
же его учреждение оставалось заурядным до тех пор, пока туда не пригласили
цыганский хор Ильи Соколова, который увеселял публику.
Государственный
музыкально-драматический театр «Ромэн» продолжает традиции музыки цыганского
народа. Петровский парк собирал по выходным дням тысячи посетителей. Это
обстоятельство потребовало решения транспортной проблемы. В конце 19 века под
аркой Триумфальных ворот прошла линия московской конки, а в 1899 году — линия
первого электрического трамвая от Пушкинской площади к северной стороне парка.
Среди новых
предприятий, возникших в конце 19 века, особое место занимает завод «Дукс»,
основанный немцем Юлием Меллером. В 1893 году после чемпионата мира по
велоспорту в Чикаго он загорелся идеей распространения велосипедов в России и
организовал новое предприятие на Ямском поле. В 1909 году на заводе был собран
первый в Москве аэроплан. С 1910 года на заводе начинается производство
серийного самолета типа «Фарман». «Дукс» стал главным производителем в новой
для Росси отрасли, не оставляя и прежние направления. В 1917 году предприятие
стало первым Государственным авиационным заводом. Новые цеха строились на
Ходынском поле, рядом с аэродромом. В 1931 году, после выделения
самостоятельных заводов самолетостроения, приборостроения и радиотехники, завод
на Ямском поле приобрел новую специализацию — производство вооружений. В 1924
году Петроградское шоссе было переименовано в Ленинградское.
В северной
части Ямского поля, которое тогда было окраиной Москвы, развернулось строительство
типографско-издательского гиганта, который в то время не имел равных себе в
Европе. Издательство «Правда», главное в стране, обеспечивало выпуск тиражей
газет до 40 млн. экземпляров, журналов — более 1000 млн. экземпляров и книг —
до 130 млн. экземпляров. По существу, это город издателей и печатников, который
здесь же имеет собственный Дворец культуры, спортивно-оздоровительный комплекс,
детский сад. По его имени получила название улица Правды (бывшая 3-я улица
Ямского поля). Теперь это издательство «Пресса». Здесь же, на 5-й Ямской улице,
обосновалась в 1979 году Всероссийская государственная телерадиовещательная
компания, а рядом находится Училище циркового и эстрадного искусства.
Местность за
Тверской заставой давно перестала быть московской окраиной. Теперь это — один
из самых оживленных районов столицы. Старая Башиловка, теперь улица Марины
Расковой, многие годы служившая границей Ямского поля, потеряла прежнее
значение и стала одной из проезжих улиц. Широкая магистраль 3-го кольца
московских автодорог, пересекая Ленинградское шоссе, прошла по улице Новая
Башиловка и бывшей территории Петровского парка. Территория во многом и вошла в
нынешний район Беговой.
Улицы:
Беговая
аллея
Беговая
улица
Беговой
проезд
1-й
Боткинский проезд
2-й
Боткинский проезд
Бумажный
проезд
Верхняя
улица
Ленинградский
проспект
улица Нижняя
Масловка
Нижняя улица
улица Новая
Башиловка
улица
Поликарпова
улица Правды
переулок
Расковой
улица
Расковой
Скаковая
аллея
Скаковая
улица
1-я улица
Ямского Поля
3-я улица
Ямского Поля
5-я улица
Ямского Поля
Прочее:
Гербовая эмблема:
Зеленое поле
щита символизирует государевы сады и городские выгоны, располагавшиеся на
территории муниципального образования. Скачущая лошадь символизирует слободы
государевых ямщиков на Ямском поле, а также Центральный Московский Ипподром,
давший название местности. Красная оконечность символизирует Ходынское военное
поле с конца 18 века место постоянного размещения летних лагерей войск
Московского гарнизона. Колесо символизирует Волоцкую дорогу и Санкт-Петербургское
шоссе (ныне Ленинградский проспект).
— На
территории района работают несколько крупных промышленных предприятий, среди
которых Машинострительное объединение им. Румянцева, механический завод «Знамя
труда», табачная фабрика «Ява», типография и издательство газеты «Правда» и др.
— Здесь
находится старейший вокзал столицы — Белорусский.
Комментариев нет:
Отправить комментарий