пятница, 30 сентября 2016 г.

Большой Гнездниковский переулок

Расположение:

Переулок проходит по Пресненскому и Тверскому районам (ЦАО) от Леонтьевского переулка до Тверской улицы. 

Недалеко – метро «Пушкинская», «Тверская» и «Чеховская».

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону Тверской улицы. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 400 метров.

История:

На месте д. 4 стояла церковь Николы в Гнездниках, известная с 17 в. 

Застройка переулка сложилась в основном на рубеже 19 и 20 вв. 

Десятиэтажный дом 10 (1912, архитектор Э. Нирнзее) считался первым московским «небоскрёбом». 

В 1915 г. в подвале дома открылось кабаре «Летучая мышь» (ныне помещение учебного театра «ГИТИС»). В 1920-х гг. дом стал называться 4-м домом Моссовета. Кроме высокопоставленных государственных чиновников в нём жили писатели Д. Бурлюк, К. Чуковский, архитектор Г. Бархин. На первом этаже размещалось товарищество (затем издательство) «Советский писатель».

Прежние названия – Урусов переулок, Исленьев переулок (по фамилиям местных домовладельцев).

Переулок назван в 18 веке по проживавшим здесь гнездникам – мастерам литейного дела. 

В 16-17 веках слово гнездо имело несколько значений: птичье гнездо; семья, род; особый вид месторождений полезных ископаемых; углубление, куда что-либо вставляется (в том числе в ювелирные изделия). Следовательно, слово гнездник могло означать как «рудознатец», так и «ювелир» либо мастер по изготовлению металлических изделий, крепящихся в углублениях (гнездах). 

Появление здесь платной парковки в 2014 году сократило количество машин. Сейчас автомобили паркуются только в специально выделенных для этого местах. 

В 2014-2015 годах с фасадов зданий демонтировали несоответствующие дизайн-коду вывески. Перед одним из домов появилась небольшая велопарковка. Кроме того, сейчас в переулке завершается реставрация консульского отдела посольства Украины.

Нежилые объекты:

• Деловой центр «Самсунг» (№ 1, стр. 2). Восьмиэтажное здание 1997 года постройки.

• Корпус Высшей школы экономики (№ 4). Высшая школа менеджмента; Банковский институт; институт макроэкономических исследований и прогнозирования; кафедра банковского дела; Кафедра прикладной политологии; институт профессиональной переподготовки специалистов; редакция журнала «Экономический журнал ВШЭ»; институт корпоративного предпринимательства.

Бывшая Биологическая школа № 135 (1936, архитекторы Я. Л. Эстрин, И. А. Векслер).

• Департамент кинематографии (№ 6). Построено в 1969 г., архитекторы В. Уткин, Г. Уткина, О. Ловская.

• Офисы (№ 7). Бывший доходный дом. 

Построен в 1890 г., арх. Н. Струков. 

Перестроен в 1911 г., арх. Э. Розен, и в 1990-е гг.

• Представительство Госфильмофонда в Москве (№ 8). 2 этажа.

• Офисы (№ 9). Двухэтажное здание. 

Построено в 1830-е гг., перестроено в 1903 г. по проекту архитектора И. Машкова. 

В доме бывала Вера Комиссаржевская.

Жилые дома:

4-6 этажей (№ 3/5, стр. 2; 2008 год постройки). Монолитный. 

Построен на месте в 2008 году исторического особняка 18 в., бывшего здания полицейской канцелярии (особняк якобы отреставрировали, но на самом деле снесли и построили заново).
Дом Нирнзее (№ 10; 1913 год постройки; по проекту архитектора Э. Нирнзее; 10 этажей – «Первый столичный небоскреб» – до 1930-х годов; на крыше дома размещался кинотеатр и висячий сад, а в подвале – несколько театров; в доме жили и бывали многие известные политические деятели, писатели и пр.; сейчас – учебная сцена ГИТИС, редакция журнала «Вопросы литературы», концертное объединение «Садко» и др.). «Здесь с первых дней Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. размещался штаб и командный пункт 56-й зенитной артиллерийской дивизии московской зоны противовоздушной обороны».
В начале XX века этот дом справедливо называли первым московским небоскребом. Когда-то, до плотной высотной застройки угла Тверской улицы и бульвара, он доминировал над Страстной площадью. Сейчас объем бывшего «тучереза» с трудом можно оценить, глядя вверх из узкого переулка. И все же он до наших дней сохранил имя своего строителя и первого владельца — в Москве его знают как «дом Нирнзее». Свой очередной доходный дом московский архитектор, варшавский мещанин Эрнест Ришард Карлович Нирнзее задумал не совсем обычным: «домом холостяков» или — «дешевых квартир». Он строился в расчете на одиноких служащих, большую часть дня проводящих в своих конторах: небольшие квартиры в первоначальной планировке не имели кухонь; жильцам предлагалось питаться в ресторане здесь же, на 11 этаже здания, то есть уже на крыше — или пользоваться услугами целого штата лакеев, горничных, кухарок — как в гостинице. Именно так все в результате и устроилось. По завершении строительства в 1914 году доходный дом некоторое время принадлежал самому архитектору. Однако началась война с Германией, последовали страшные немецкие погромы. В 1915 году Нирнзее продал постройку Дмитрию Рубинштейну, известному московскому купцу с не самой чистой репутацией. Затем след архитектора теряется — более о нем ничего не известно достоверно. После революции здание было национализировано и переименовано в Четвертый дом Моссовета. Чего только не было в доме Нирнзее за его вековую историю. Знаменитые кабаре «Летучая мышь» и «Кривой Джимми», студия Малого театра, редакции газет «Накануне», «Гудок», «Вечерние известия», журналов «Россия», «Литучеба», «Творчество», «Огонек», «Альманах библиофила», издательство «Советский писатель». 
На страницах эмигрантской сменовеховской газеты «Накануне» публиковались многие известные писатели: С. Есенин, В. Катаев, М. Булгаков, К. Федин, А. Неверов, О. Мандельштам, М. Зощенко, Б. Пильняк, А. Яковлев. 
Помимо издательских дел Михаил Булгаков бывал в этом доме в гостях у художников Моисеенко, именно у них состоялось знакомство писателя с его будущей третьей женой, Еленой Сергеевной Шиловской. Она вспоминала: «Это было в 29-м году в феврале, на масляную. Мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь».
Но, пожалуй, наибольшей популярностью в доме во все времена пользовалась знаменитая Крыша. В интервью, данном корреспонденту «Московского листка» в мае 1913 года, сам архитектор говорил: «Поверите ли, я до сих пор не могу налюбоваться видом Москвы отсюда… Да что я… Даже мои каменщики в праздничные дни забираются сюда, наверх, и простаивают в молчаливом созерцании целые часы». На крыше находились кафе и ресторан — с прекрасным видом и, как писали газеты, «горным воздухом», работали картинная галерея и кинотеатр, снимались фильмы, устраивались футбольные матчи и гуляли воспитанники местного детского сада. До сих пор с Тверского бульвара можно разглядеть красивое майоликовое панно на поднятом над крышей аттике. Интересно, что это — точная копия одной из мозаичных картин А. Головина с фасада гостиницы «Метрополь». В наши дни, помимо множества жилых квартир, в доме по-прежнему находится несколько организаций, в том числе — редакция журнала «Вопросы литературы», учебный театр «ГИТИСа», издательский и образовательный центр «Благодарение».

Выстроен в 1912—14 гг. по проекту Э. Нирнзее на купленном тогда же участке. 
Самое высокое в это время в Москве десятиэтажное здание предназначалось для малогабаритных дешёвых квартир холостяков и малых семей и имело общественную столовую, «театральный» подвал, на крыше была устроена зона досуга (включала скейтинг-ринк). Возвышаясь над малоэтажной тогда застройкой Тверской улицы, дом создавал активную градостроительную связь с колокольней Страстного монастыря. Главный фасад дома Нирнзее входил в панораму Тверского бульвара. 
Внешние формы постройки весьма лаконичны: облицованные светлой глазурованной плиткой стены членятся плоскими эркерами с криволинейными завершениями.
В 1914—18 гг. в доме Нирнзее размещалась редакция журнала «Сине-Фоно», с 1915 г. — «Товарищество В. Венгерова и В. Гардина» («Киночайка»), имевшее на крыше съёмочный павильон; в 1924 г. в доме Нирнзее обосновалась Ассоциация революционной кинематографии (С. Эйзенштейн, Л. Кулешов и др.). 

До 1930-х гг. на крыше работал и кинотеатр. 

В подвал дома Нирнзее в 1915 переехало театральное кабаре «Летучая мышь». 

В 1924 г. в доме открылся Московский театр сатиры, в 1928 — Студия Малого театра, в 1931 г. — театр «Ромэн». 

В 1958 г. помещение было отдано Учебному театру ГИТИСа, в 1989 г. здесь вновь открылся театр «Летучая мышь». 

В доме Нирнзее с 1922 г. размещалась редакция газеты «Накануне», с которой сотрудничал М. Булгаков. 

В этом же доме у общих друзей писатель познакомился с будущей женой — Е. Шиловской. 

С 1920-х гг. здесь также располагались редакции издательств «Радуга», «Книга», «Московское товарищество писателей», «Советский писатель» (1930—70); редакции журналов «Известия спорта», «Физическая культура», «Литературная учёба». 

В 1918 г. здание стало 4-м Домом Московского совета («Чедомос»).

16 мая 1912 г. инженер-строитель Эрнст Нирнзее подал прошение в московскую городскую управу о получении разрешения на строительство девятиэтажного дома в Большом Гнездниковском пер. Он представил проект доходного дома (где квартиры нанимаются жильцами на определенный срок), в котором могли бы поселиться небогатые люди. Он использовал коридорную систему планировки с несколькими типами малогабаритных (от 28 до 47 м²) квартир.

Архитектор продумал даже такие нюансы, как отдых жильцов дома. На крыше дома должна была разместиться столовая, маленький скверик для прогулок и смотровая площадка, в подвале – «домашний» театр. Московские власти разрешение дали.

Всего через год строительство завершилось, начались отделочные работы. В итоге дом получился десятиэтажным, вызвав тревогу у властей по поводу пожарной безопасности. В июне 1913 г. по сигналу к знаменитому дому помчались пожарные обозы, но, оказалось, пожар был локальным, его тут же потушили – паника оказалась ложной. Несмотря на это, Нирнзее все равно дополнительно продумывал вопрос о мерах пожарной безопасности.

Первая мировая война разрушила планы Нирнзее, связанные с будущим его архитектурного детища. Нирнзее был немцем по происхождению, война с Германией не могла не отразиться на настроениях в обществе. В 1915 г. Нирнзее продал дом банкиру Дмитрию Рубинштейну, известному своими махинациями и связью с распутинской камарильей.

В сентябре 1915 г. в подвале дома открылся знаменитый театр миниатюр «Летучая мышь».

Здание числилось за Рубинштейном вплоть до 1918 г., до начала национализации недвижимости. Кстати говоря, покупка обошлась Рубинштейну в баснословную сумму – 2 млн 100 тыс. руб. А ведь всего 3 года назад дом стоил вдвое больше!

В июле 1918 г., когда левые эсеры подняли мятеж, не желая терпеть новое правительство, дом 10 был обозначен как один из важнейших объектов – он был очень удобной боевой позицией. Но мятеж не удался, советская власть восторжествовала, а как напоминание о боях в Гнездниковском переулке в 1987 г. была найдена замурованная в стене винтовка времен революции. Находку подарили музею Революции.

До революции дом предназначался в первую очередь для жилья, цены были вполне умеренными, недаром в народе десятиэтажный гигант именовался не только «тучерезом», но и «домом холостяков» (потому что одинокие люди вполне могли себе позволить снять квартиру по средствам), и «домом дешевых квартир». Население дома составляло от 300 до 700 чел. На работу был принят большой штат обслуживающего персонала, и все эти люди – уборщицы, дворники, лифтеры – не оставили свои места и после революционных событий, работали до 1940-х гг. На крыше (вместо столовой) разместилось в 1916 г. кафе «Крыша», при котором работал «Театр миниатюр с музыкой», но вскоре увеселительные эти заведения были закрыты по причине нарушений правил пожарной безопасности.

Вскоре грянул 1917 г., дом национализировали, назвали Четвертым домом Моссовета и переделали в дом-коммуну с собственным правлением, которое занималось всеми коммунальными вопросами и просветительскими мероприятиями. Небоскреб продолжал совершенствоваться. Открылись ясли и детский сад, были телефонизированы квартиры. На крыше появились новый сквер и игровая площадка, спортивный комплекс, велотрек. В 1920-е гг. открылась смотровая площадка, восстановили ресторан, назвав его «Кафе-столовая „Крыша”». В открытом и закрытом залах крутили кино, в 9 вечера начиналось выступление оркестра. Правда, вход на смотровую площадку был платным – стоил 20 коп. С 5 ч вечера лифты начинали принимать гостей, желающих полюбоваться потрясающей московской панорамой.

На крыше, казалось, хватит места всем. Там разместились 2 коротковолновые радиостанции, были установлены геодезические приборы. А один отчаянный клоун даже прославился благодаря знаменитой Крыше – он очень долгое время простоял на руках, держась за решетку.

Среди жильцов 4-го Дома Моссовета, как он стал называться в советское время, надо упомянуть и многих деятелей новой власти – начальника военно-воздушных сил Красной армии П. Баранова, командующего морскими силами Э. Панцержанского, наркома почт и телеграфа В. Подбельского, коменданта Дома Союзов, будущего директора автомобильного завода И. Лихачева, партийного «контролёра» М. Шкирятова, писателя-следователя Л. Шейнина и, наконец, генерального прокурора на инсценированных процессах 1930-х гг., палача А. Вышинского.

В доме жили и многие представители интеллигенции -архитектор, автор здания «Известий» Г. Бархин, поэт и художник Д. Бурлюк (у него в 1915 г. останавливался В. Маяковский), писатель К. Чуковский, режиссер А. Таиров.

Когда началась страшная пора репрессий, дом Моссовета, где жили государственные люди, общественные деятели и деятели искусств, содрогнулся от обрушившихся на его жильцов репрессий. Треть жильцов была репрессирована, а уцелевшие жили в постоянном страхе. Тем более что соседом их стал кровавый прокурор Вышинский – он поселился на 7 этаже, и в порядке вещей было для него «заглянуть» к матери расшалившегося мальчишки и пообещать отправить ее сына в лагерь.

Случалось и такое, что человек прописывался в доме, а на следующий день его уже арестовывали. Сутки в небоскребе оборачивались ценою в жизнь. И страна, и Москва, столица, особенно, жили в 1930-е гг. в постоянном страхе перед шпионами, вредителями, врагами народа. Враги и опасность мерещились повсюду. Был ликвидирован даже Детский клуб, члены которого, дети-жители дома прозвали небоскреб «Чедомсом» (четвертый дом советов), а себя называли чедомсовцами и за время деятельности клуба успели сделать очень много полезных и добрых дел.

В 1941 г. началась Великая Отечественная Война. Многие жильцы «чедомса», кто-то совсем юными, ушли на фронт и не вернулись. А те, кто не ушел на войну, изо всех сил помогали стране и Москве: работали в госпиталях, работали на заводах, давали концерты. На крыше, где не играл больше оркестр, не шло кино и не танцевали пары, помещался теперь Вышковый наблюдательный пункт – центр противовоздушной обороны. За смелость и мужество жители дома (конечно, можно сказать, что и сам дом) были награждены переходящим Красным знаменем.

Здесь, в помещении Студенческого театра ГИТИС (РАТИ) с 1989 по 1998 г. находился театр-кабаре «Летучая Мышь» Григория Гурвича. 

Если театральное искусство поселилось в полуподвале московского небоскреба, то на его первом этаже нашла пристанище литература – в 1918 г. тут помещались редакции журнала «Творчество» и газеты Моссовета «Вечерние известия». 

В 1922-24 гг. находилось отделение газеты «Накануне». Она издавалась в Берлине группой эмигрантов, выступавших за сотрудничество с советской властью. В газете активно сотрудничали многие известные писатели: А. Толстой, М. Булгаков, В. Катаев, Л. Никулин, А. Неверов, К. Федин и др. Помещение редакции было своеобразным литературным клубом.

В разные годы в доме находились редакции нескольких журналов: «Литературная учеба» и др., различные издательства и в том числе «Книга», «Московское товарищество писателей», более 30 лет (до 1970 г.) издательство «Советский писатель». Еще выше поселилась муза киноискусства – там в 1914 г. в одной из квартир обосновалась редакция самого распространенного кинематографического журнала «Сине-Фоно», в 1915-16 гг. находились контора и зимнее ателье кинофирмы, совладельцем которой был известный актер и режиссер В. Гардин. 

В доме располагались и первый профсоюз кинослужащих и киноиздательство, жил один из первых русских кинооператоров П. Ермолов.

Некоторые дома, находящиеся в переулке, относятся к соседним улицам.

Достопримечательность:

Дом Нирнзее (№ 10).

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Пушкинская», «Тверская» или «Чеховская» пешком через Тверскую улицу. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 5.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий