пятница, 14 октября 2016 г.

Кожевническая улица

Расположение:

Улица проходит по районам Замоскворечье (ЦАО) и Даниловский (ЮАО) от Павелецкой площади до улицы Кожевнический Вражек. 

Проходит рядом с бывшей Павелецкой промзоной, недалеко от Москвы-реки. 

Рядом – Садовое кольцо, Павелецкий вокзал и метро «Павелецкая» (у начала улицы).

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении) и трамвайные пути в середине улицы, но из-за многочисленных припаркованных по крайним полосам проезжей части машин движение автотранспорта фактически осуществляется по трамвайным путям. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение среднее. Длина – около 900 метров.

Улица очень многолюдная из-за появившихся в последнее время многочисленных больших офисных зданий: тут случаются и людские "пробки". 

Вообще атмосфера тут неприятная, много "лихих" людей, особенно ближе к вокзалу и у пивного ресторана, везде заборы и охрана.

История:

Улица названа в 18 веке, т. к. в этом районе находился Ногайский двор, где ногайцы уже с 15 века торговали лошадьми; здесь же выделывали их кожи; отсюда пошло название слободы Кожевники, в которой в 18-19 веках было сосредоточено большинство кожевенных заводов города.

В 18 в. слободской уклад исчезает, но до начала 20 в. 

Кожевники оставались центром кожевенного производства Москвы: в 18 в. из 19 московских кожевенных предприятий 17 находились в Кожевниках, в конце 19 в. действовали 19 кожевенных заводов, в том числе крупный завод «А.С. Бахрушина сыновья» и завод «Поставщик» (основан в 1854). 


В 1922 г. ряд мелких полукустарных мастерских объединён в фабрику «Парижская Коммуна».


Раньше улица была промышленно-историческая с обилием промышленных предприятий и старых зданий - памятников истории и архитектуры; теперь улица - офисно-историческая с незначительным оставшимся производственным потенциалом и с тенденцией превращения в полностью офисную. На месте многих советских предприятий возникли офисы, а особняки или сносятся или заменяются "новоделами" с офисами. Есть несколько полуразрушенных строений.

Нежилые объекты:

• Торгово-офисное здание (№ 1, стр. 1; начало 20 века). 5 этажей. 

Изначально здание было 4 этажное в 2005 году Холдинг "ГЕМ" сделал надстройку, т.е. 5 этаж. 

Здание примечательно также тем, что оно изогнутое, по середине находится подобие купола, а на пятом этаже есть балкончик, который тянется по всему периметру здания.

• Музей Московской железной дороги (№ 2; работает с 2011 года; ранее — павильон-музей «Траурный поезд В. И. Ленина»; выставка документов, уникальных чертежей, вещественных артефактов, рассказывающих об истории строительства и развития железнодорожной сети в Московской области и в России, таких как форменная одежда работников ведомства, инструменты первых дорожных строителей; основу экспозиции музея составляет паровоз У-127).
Музей Московской железной дороги расположен на двух территориях и представлен историческим и техническим разделами.
Историческая экспозиция музея открыта 5 августа 2011 года, занимает площадь около 1800 кв. м, располагается в здании с прилегающей территорией парка площадью 1,5 га. Центральным экспонатом является паровоз серии У127. Установленный в здании музея, паровоз построен в 1910 году. Экспонат является уникальным, единственным сохранившимся в России и мире паровозом этой серии с осевой формулой 2-3-0.
23 января 1924 года паровоз У127 провел траурный поезд с телом умершего Ленина от платформы Герасимовская до Павелецкого вокзала Москвы. В 1937 году после снятия с эксплуатации было решено сохранить его как памятник. Так он стал первым мемориальным паровозом. В 1999 году паровоз У127 получил сертификат "Памятник науки и техники Российской Федерации" за № 350.
Экспонаты музея наглядно представляют прошлое столичной магистрали в документах, уникальных чертежах, по которым строилась дорога, форменной одежде работников транспорта разных времен, рабочих инструментах, железнодорожных наградах.
В витринах можно увидеть экспонаты, рассказывающие о сегодняшнем дне столичной магистрали. Представлены макеты рельсового автобуса РА-2, скоростной электрички "Спутник". Историю создания интермодальных линий, связывающих вокзалы Белорусский, Павелецкий, Киевский с аэропортами Шереметьево, Домодедово, Внуково соответственно, можно увидеть в действующих макетах. Развитие скоростного движения представлено действующим макетом скоростного поезда "Сапсан", связавшего города Санкт-Петербург, Москву и Нижний Новгород.
Художественное решение экспозиции построено с учетом современных музейных технологий, сделан акцент на применение интерактивных решений, инсталляций, статичных моделей и действующих макетов. В залах представлены: инсталляция купе 1 класса николаевских времен, кабинета начальника станции, развитие пригородного движения во времени, где каждый пассажирский отсек соответствует стилю своей неповторимой эпохи. В окнах вагонов мелькают кинозарисовки, а в витринах установлены экраны с фрагментами архивной хроники. Это помогает ориентироваться не только на зрительное восприятие, но и предполагает вдумчивое изучение представленных подлинных исторических документов. Такой показ экспонатов позволяет сделать экскурсию по музею более живой, интересной и доступной для всех возрастных групп посетителей.
В музее проходят научно-практические конференции, круглые столы, деловые встречи.
Филиалами Музея Московской железной дороги являются: Музей натурной железнодорожной техники (пл. Рижского вокзала, д. 1) и Музейно-производственный комплекс "Паровозное депо" на станции "Подмосковная" (2-ой Амбулаторный проезд, д. 8а).

Ранее – павильон-музей «Траурный поезд В. И. Ленина».

Выставка документов, уникальных чертежей, вещественных артефактов, рассказывающих об истории строительства и развития железнодорожной сети в Московской области и в России, таких как форменная одежда работников ведомства, инструменты первых дорожных строителей. Большая часть экспонатов сюда перемещена из старого помещения музея на Казанском вокзале.

Основу экспозиции музея составляет паровоз У-127 – уникальная машина – с 4-х цилиндровой компаунд-машиной и приводом тяги средних цилиндров на коленвал. 

Построен в 1910 г. на Путиловском заводе. С завода поступил на Ташкентскую ж.д. После Гражданской войны паровоз был передан в Москву с Ташкентской железной дороги. На субботнике был восстановлен протекавший котел, разграбленный локомотив укомплектован приборами, выкрашен в красный цвет и 23 мая 1923 года на общем собрании рабочих и служащих депо передан коммунистам. Почетным машинистом паровоза был избран В.И. Ленин. На котле паровоза нанесли надпись "От беспартийных - коммунистам".

Паровоз У-127 снискал себе недобрую славу и слыл "генеральской вдовой". Менее чем через год, 23 января 1924 года паровоз У-127 провёл траурный поезд с телом В. Ленина от платформы Герасимовская до Павелецкого вокзала. Машину вел Матвей Лучин. В середине 20-х паровоз был перекрашен в обычный зеленый цвет. О его траурной миссии напоминала только маленькая табличка и портрет Ленина в будке, установленный Лучиным.

В 1936 году все паровозы У, кроме У-127 были переданы с Московско-Донбасской (ранее Рязано-Уральской) ЖД на Закавсказскую и Ордоникидзевскую. Исторический локомотив в 1937 г. был отреставрирован и выкрашен в красный цвет. Реставрацией руководил сам Лучин, бессменно работавший на этом паровозе. Паровоз поставили в крайнем тупике под открытым небом и обнесли цепью, поставили будку в которой дежурил милиционер.

В скором времени, машинист с 35-летним стажем Матвей Кузьмич Лучин, был арестован осенью 1937 г. (ст. 58) и умер в 1938 г на строительстве железнодорожной ветки Пукса — Наволоки (Заонежская ЖД).

В начале войны в 1941 году паровоз У-127 был эвакуирован в Ульяновск и вернулся в Москву только в октябре 1945 г. Несмотря на послевоенную разруху, 22 января 1948 году рядом с Павелецким вокзалом был торжественно открыт специальный павильон «Траурный поезд» – филиал Центрального музея В. Ленина. В нем и были установлены паровоз У-127 вместе с вагоном номер 1691, в котором везли тело вождя. Павильон был очень тесен.

В 1980 году, всего за год, было отстроено нынешнее здание павильона. Открытие состоялось 15 апреля 1980 г. Проект архитектурной мастерской № 11 управления "Моспроект-2", архитекторы Павлов Л., Гончар Л., Копелиович Е., Трубникова О., Суслина Н. Это один из наиболее интересных примеров позднесоветских мемориальных комплексов, построенных в духе модернизма и, одновременно, по принципу «стеклянного колпака» над экспонатом. Павильон приподнят на гранитной террасе, ступени и стены облицованы гранитом, шокшинским кварцитом, присланным из Карелии, и белоснежным мрамором с Урала. Две стены из красного гранита были выполнены в форме развёрнутого знамени. А в гранитной скале прорубили нишу, где установили огромную голову Ленина. Две другие стены из сплошных стёкол, превращённых в витраж, открывают вид на паровоз У-127.
Скульптуру в павильоне сделал Юрий Орехов.

В начале 90-х в здании был открыт автомобильный салон. Арендатором выступал бывший игрок хоккейной команды "Крылья Советов" Игорь Морозов. В 1992 году с его согласия журнал "Плейбой" планировал конкурс-съемку обнаженных девиц для фильма на фоне реликвий. О мероприятии было написано в МК (), съемка не состоялась.

Доступ в музей был закрыт почти на 20 лет. 

В 1999 году паровоз У-127 получил сертификат "Памятник науки и техники Российской Федерации" за № 350.

В начале августа 2011 г. после ремонта в павильоне открылся музей Московской железной дороги.


• Электротяговая подстанция № 32 (№ 6). Построена в 1951 году (1949 - БТИ). Питает окрестные трамвайные и троллейбусные линии. 
На территории расположены: участок обеспечения испытаний и измерений, 1-й район кабельных сетей и пункт аварийно-восстановительной службы энергохозяйства «Мосгортранса».
• Обувная фабрика «Парижская коммуна» с торговым центром «Кожевники» с универсамом «Дикси», фирменным м-ном от фабрики и пр. (№ 7, стр. 1; в одном из строений обувной фабрики «Парижская коммуна»; фабрика работает сегодня, но слабо – только мелкосерийное опытно-экспериментальное производство; в основном тут торговля, в том числе, оптовая, через свой магазин; массовое производство ведётся дочерних предприятиях в Тульской и Тверской областях).

Вся территория и здания принадлежит Московскому ордена Трудового Красного Знамени обувной фабрике «Парижская коммуна» – ведущему предприятию лёгкой промышленности России. 

С 1992 по 2000 гг. в Главном административном корпусе по Кожевническому переулку на 1–5 этажах располагался мебельный «Громада», с 2000 года переименованный в торговый центр «Кожевники». 

Сдачу помещений в аренду осуществляет администрация фабрики. 

Остальные корпуса здания и этажи с 6 по 9 главного корпуса используются для производственных нужд.

В 1922 году в День Парижской коммуны – 18 марта – в Кожевниках (старинная слобода Замоскворечья у Садового кольца) была торжественно открыта Первая Государственная фабрика обуви механического производства, названная в память французской революции. Яркое пролетарское название читалось как призыв к преобразованию содержания и форм труда, к оснащению обувного производства умными совершенными машинами. С момента создания новое московское предприятие было сориентировано на освоение прогрессивных технологических процессов. Его задачей было не просто производство обуви – сапожников и башмачников в городе во все времена было много – предназначение фабрики «Парижская коммуна» состояло именно в том, чтобы совершить технологический прорыв, перевести в новое качество старинное обувное ремесло. Научиться выпускать продукцию промышленными партиями и реализовывать обувь оптом.

Памятные вехи в ранней истории предприятия: установка первого конвейера; приход первых дипломированных инженеров, выпускников МВТУ; сотрудничество с учеными кожевенного факультета Московского химико-технологического института им. Д. Менделеева; участие в создании Политехнического института кожевенной промышленности (впоследствии получившем название Московского технологического института легкой промышленности, нын Московского государственного технологического университета дизайна и технологии).
– Памятник работникам фабрики «Парижская коммуна».
На бронзовой мемориальной доске перечислены имена 88 погибших в годы ВОВ работников фабрики.
Архитектор: Ю. А. Цветков 
Материалы: бронза, гранит 
Год установки: 1975 
Гранитная стела с высокой бронзовой мемориальной доской. В верхнем левом углу стелы расположен бронзовый орден Отечественной войны. Ниже бронзовая табличка: «1941-1945». В нижнем правом углу — бронзовый барельеф, изображающий марширующих солдат.
За этим административным зданием находится еще несколько производственных строений. 2016 год

• Офисное здание и кафе «Му-му» (№ 8/4, стр. 1). Двухэтажное кирпичное здание 1830 года постройки.

Дом А. Бахрушина.
Основатель известной в XIX в. кожевенной династии Алексей Бахрушин в 1830-х гг. пришел в Москву пешком из Зарайска. Поселился он с супругой и старшим сыном на зарайском подворье на Таганке. Но уже через несколько лет Бахрушины купили большой участок на Кожевнической улице и основали там кожевенный завод. Соседний с родовым дом 8/4, стр. 1 они приобрели у купца Ардалиона Котельникова в 1856 г. В семье Бахрушиных бытовала легенда, что когда-то на месте их дома находился загородный охотничий замок Потемкина. И от тех времен остались двухаршинные стены и ворота. Справа от дома был разбит большой сад с прудом и островом на нем, куда был перекинут мостик. Сейчас на этом месте расположен музей Российской железной дороги с паровозом, на котором в Москву привезли тело Ленина. Другая часть сада отошла под кожевенный завод.
В доме жила семья Александра Алексеевича Бахрушина. Дом был большой и несколько неудобный, по воспоминаниям его внука. Посредине располагалась двухсветная большая зала с хорами для оркестра, где в табельные дни — дни рождения хозяев, на Рождество и Пасху устраивались большие семейные торжества. В этом доме родились и выросли все его дети: знаменитый создатель Театрального музея Алексей Александрович, известный московский благотворитель и попечитель Пятницкого попечительства о бедных Владимир Алеександрович, коллекционер и балетоман Сергей Александрович.
Второй этаж был занят семьей Александра Алексеевича и его старшего сына Владимира, а первый этаж был отдан детям Владимира. В старинном флигеле помещалась контора кожевенной фабрики, и жили служащие завода.
После смерти деда домом владел Сергей Владимирович Бахрушин —профессор Московского университета, видный в советское время ученый, москвовед. После революции Бахрушиных из дома выселили. Вместо кожевенной фабрики оборудовали фурнитурный завод. Дом отдали заводу.
В 2010-е гг. на месте завода соорудили бизнес-центр «Вивальди Плаза», а дом укоротили (на три левых окна) и перестроили до неузнаваемости — одни только стены и остались.
• Флигель бывшей усадьбы Самарина (№ 8/4, стр. 2; конец 18 века). 
В 1830-х годах купцы Бахрушины покупают большой участок с домом (дом 8, стр. 2) у наследника купца Гусятникова поручика Ф.М. Гусятникова. В XVIII в. это был богатый купеческий род, владевший многими домами в Москве. Соседняя улица была названа в честь них Гусятниковской (теперь Летниковская). В этом доме поселился Алексей Бахрушин с супругой Натальей Ивановной Потоловской. Тут выросли три его сына наследника Петр, Александр и Василий. После смерти старших Бахрушиных дом перешел к семье старшего сына Петра. Тут его большое семейство жило до переселения в дом напротив в Большом Марковом переулке (Кожевнический пер., д. 5) на территории суконной фабрики Бахрушиных, которой руководил Петр Алексеевич. После переезда большей части семьи старый родовой дом достался Алексею Петровичу Бахрушину, женатому на Анне Степановне Макеевой. Это был их первый семейный дом. Алексей Петрович был страстным коллекционером и библиофилом, попутно коллекционировал фарфор и другие старинные вещи. Про него говорили, что он страшно скуп, так как «ходит каждое воскресение на Сухаревку и торгуется, как еврей».
В 1903 г. Алексей Петрович с супругой и коллекцией перехал в дом на Воронцовом поле, д. 6, а в старом доме расположилась контора Товарищества кожевенной и суконной фабрик «Алексея Бахрушина сыновья».
В 1917 г. кожевенная фабрика была национализирована, на ее месте организовали Московский фурнитурный завод. В наши дни дом до неузнаваемости перестроили, открыли в нем бизнес-центр «Вивальди Плаза». С сожалением можно сказать, что только старый конторский дом хранит еще память о том, что здесь когда-то был крупнейший кожевенный завод самых щедрых российских благотворителей.


Сама усадьба (кроме флигеля) не сохранилась. 

Это здание было приобретено кожевенной фабрикой Бахрушина, перестроено в 1890 г. и использовалось в качестве фабричной конторы. 

С 1894 г. в здании хранилась коллекция А. Бахрушина до открытия музея в собственном доме на Лужнецкой (ныне Бахрушина) улице.
– Алексей Бахрушин (1792, Зарайск – 1848, Москва) – промышленник, благотворитель. Родился в семье Федора и Натальи Бахрушиных, его семья занималась перегоном скота – гуртом, и выделкой кож – прасолом. Предок Бахрушиных был татарин из Касимова, принявший Православие и переселившийся в Зарайск Рязанской губернии в конце 16 в. Семейная легенда сообщает, что он подал прошение царю с просьбой называться по мусульманскому имени отца – Бахруш. В 1811 году женился на Наталье Потоловской. В 1821 году Бахрушины переехали в Москву. Федор Бахрушин начал торговать скотом и сырыми невыделанными кожами. В 1825 году начал поставлять для казны сырые кожи и специально выделанную опойку, использовавшуюся для солдатских ранцев. Казенные чиновники тщательно выбирали кожи и поставщики накапливали много непринятой опойки. В 1830 году Алексей стал отправлять лишнюю опойку в Санкт-Петербург на кожевенный завод немца Мейцингера, где из нее выделывалась перчаточная пайка – сорт кожи, сейчас называемый лайка. Немец поставляемую кожу стал перепродавать, скупая дешево, и в 1831 году Алексей Бахрушин в доме, где жил с семьей, открыл производство перчаток в слободе Кожевники. Вскоре накопил денег и купил сафьяно-кожевенную фабрику по соседству и участок земли. В 1834 году фабрика была реорганизована в завод. Сыновья работали вместе с отцом на фабрике. Алексей жертвовал на помощь бедным, больным, престарелым, учащимся. Его сыновья продолжили заниматься благотворительной деятельностью. В 1835 стал купцом и приобрел дом на Кожевнической улице. В 1844–1845 годах реконструировал завод с полной заменой оборудования. Были введены машинные операции вместо трудоемкого и малопроизводительного ручного труда, проведен водопровод из Москвы-реки и куплена паровая машина – над заводом появилась самая высокая труба в округе. В 1845 г. на завод прибыли гости во главе с генерал-губернатором Москвы. В 1848 году во время эпидемии холеры Алексей заболел и умер. Выяснилось, что дом и завод в Кожевниках в залоге и долги превышают стоимость имущества. Вдова и сыновья Петр, Александр и Василий приняли долги и образовали компанию «Алексей Бахрушин и сыновья». Завод продолжил работать и начал приносить доходы, а Бахрушины продолжали традиции благотворительности. 
В 2010-х годах в здании велся активный ремонт – и тут открылось кафе «Пекарня».

• Гостиница «Кортъярд Марриотт Москва Павелецкая» (№ 8, стр. 3). 2008 год постройки.

Находится на территории бывшего фурнитурного завода. Еще 5 лет назад он тут стоял. 2016 год

• Бизнес-центр «К10» с проектно-изыскательским институтом “Курортпроект” (№ 10/1; институт тут работал с 1967 года, но сейчас почти "загнулся").

Проектно-изыскательский институт “Курортпроект” основан в 1967 году Всесоюзным Центральным Советом профессиональных союзов (ВЦСПС) как головной институт объединения, включающего еще три региональных института в Киеве, Сочи и Пятигорске и девять филиалов в других городах СССР. Основной объем работ – инженерные изыскания, технические обследования и проектирование курортов и других профсоюзных объектов на всей территории СССР и за рубежом.

В настоящее время головной институт “Курортпроект” преобразован в закрытое акционерное общество с уставным капиталом 7 260 тыс. рублей, и численностью 320 человек по состоянию на 01.02.2001г. Структура: шесть архитектурных мастерских, отдел строительных конструкций (43 человека), отдел инженерного оборудования (40 человек), отдел инженерных изысканий и технических обследований (31 человек) и др. технологические отделы.

Здание 1973 года постройки, но полностью перестроенное.

В здании работают: кафе «Бургер кинг», продукты, сервисы и офисы.

• Часть старой фурнитурной фабрики, что здесь раньше была – здание 1-й половины 19 века (№ 10, стр. 2). 

Потом располагался ресторан турецкой кухни, парикмахерская, фотопечать. 

Будут сносить.

• Офисное здание (№ 11/13, стр. 1). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание 19 века с палатами 17 века. 

Двухэтажные жилые дома с одинаковыми ампирными фасадами, по красной линии улицы, объединенные невысокой каменной оградой с воротами, были когда-то богатой усадьбой купца Петра Ардальоновича Котельникова. У него в Кожевенной слободе имелось два больших владения. Петр Котельников приехал в Москву в 1810 году из Путивля Курской губернии с молодой женой, которая вскоре умерла. В 1826-м купец 2-й гильдии, в 1830-м торговал ситцами, имел ситцевую фабрику. В 1833-м возведен в потомственное почетное гражданство. Скончался в 1836-м от простуды.

Левый дом перестроен Котельниковым из палат XVII века. Правый надстроен вторым этажом. Оба дома получили одинаковую обработку фасадов, хотя сохранили разное поэтажное членение. Такие парные композиции характерны для позднего классицизма. И в Москве, на самом деле, мало где еще сохранились. После смерти Петра Ардальоновича в доме жил его сын Сергей Петрович, здесь же родился и внук - Николай Сергеевич.

В начале XX века дома сдавался под приют для приходящих детей. Приют был основан Императорским Человеколюбивым обществом в 1847 году в Серпуховской части, от чего получил название «Серпуховской приют на 100 приходящих детей».

Ранее в здании размещался ресторан Bel'etage, который сгорел в 2015 году.

• Офисное здание (№ 11/13, стр. 2). Здание 19 века с палатами 17 века.

• Офисное здание (№ 13, стр. 1). 

Двухэтажный особняк с небольшим фигурным фронтоном на Кожевнической улице был построен в «русском стиле» архитектором Красновым для Егора Степановича Скворцова. Год его строительства, 1853, мы узнаем по дате, которая крупно выведена в орнаменте на кусочке ограды справа от дома. Егор Сковорцов унаследовал кожевенное дело от отца, Степана Юлиановича Скворцова, крестьянина деревни Шевлино. У них было значительное кожевенное дело – собственный завод и торговля в Москве. На дочери Степана Юлиановича Евфимии выгодно женился Михаил Яковлевич Рябушинский еще в 1829 году.

В роду Скворцовых этот дом находился до 1917 года. Он сохранил свой «русский» декор. Окна второго этажа оформлены высокими треугольными фронтонами. Наличники выполнены лепниной под деревянную резьбу. Центр фасада в 5 окон ограничен лопатками. Углы оформлены небольшими полуколонками. Со двора еще недавно сохранялся красивый, тонко исполненный кованый навес над главным входом в особняк.


Бывшая городская усадьба Скворцовых, 19 в., архитектор Н. Краснов – жилой дом, сер. 19 в., 1880-е гг., архитектор Н. Краснов – ограда с пилоном ворот, 1880-е гг., архитектор Н. Краснов.

Дом построен в 1846 году, перестроен в 1885 году.

Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

• Санэпидемстанция ЮВАО (№ 13, стр. 2). Трехэтажное кирпичное здание.

• Бизнес-центр «Кожевники Плаза» (№ 14; до 2004 года – завод пневматической аппаратуры «Пневмоаппарат»). 1986 год постройки.

Бизнес-центр «К10» - обычное современное офисное здание, полностью переделанное из здания бывшего НИИ. 2016 год

Бизнес-центр «Кожевники Плаза» - длинное реконструированное бывшее заводское здание. 2016 год

В этих длинных цехах стояли станки «Пневмоаппарата», который в 2003-2004 годах потом принудительно обанкротили, а оборудование отвезли в филиал завода в село Покровское Орловской области. 2016 год

• Офисно-общепитовский центр (№ 14, к. 1). Закусочная Subway и пр. Двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

• Фитнес-центр «Спорт Лайн Клуб» (№ 15, стр. 1; бывшие Кожевнические бани).

Раньше были бани, теперь - фитнес-клубы; на верху здания интересные сюжеты на физкультурные и бытовые народные темы. 2016 год

• Экспериментальная трикотажная фабрика (№ 16; работает с 1930 года; на протяжении долгого времени являлась научно-производственной базой Всесоюзного научно-исследовательского института трикотажной промышленности (ВНИИТП); сегодня специализируется на выпуске изделий верхнего трикотажа, а также одеял, подушек и т. д.; работает слабо, многие помещения сдаются в аренду).

Типично советское здание, которое на самом деле выходит на 1-й Кожевнический переулок, но почему-то числится по Кожевнической улице. 2016 год

• Бывшая усадьба купца Перегудова (№ 16, стр. 1; 18-19 века). 

В основе палаты 1690-х гг. 

Перестроен во второй половине 18 века.

Комплексная реставрация должна начаться в 2016–2017 гг.

• Офисное здание (№ 16, стр. 4). Двухэтажное кирпичное здание.

• Офисное здание (№ 18 и 18, стр. 2). Бывшая усадьба купца Перегудова, 18-19 вв. с флигелем.

• Автовокзал с залом ожидания и магазинами на территории бывшего завода «Аремкуз» (между домами №№ 18 и 20; автобусы ездят в Волгоград, Элисту и другие южные города России).

Так выглядят теперь цеха бывшего завода "Аремкуз" с улицы: он производил ремонт автобусов ЛиАЗ и Mercedes, ремонт "мебели" для автобусов для других ремонтных предприятий, производил микроавтобусы «Аремкуз-3247» на базе ГАЗели; завод ликвидировали в начале 2000-х годов. 2016 год

Теперь тут автовокзал среди полуразрушенных заводских корпусов, по территории ездят большие междугородные автобусы, а народ снует между ними в поисках нужного рейса. 

Фото см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post476253097/

• Редакция журнала «Знание — сила» (№ 19, стр. 6; бывшие палаты Кожевенной слободы, 17 век).

Двухэтажное кирпичное здание расположено в глубине участка, ближе к Москве-реке. Его кубический объем с четырехскатной крышей, высокими дымниками на ней, узкими маленькими окнами, характерен для палат конца XVII века. Скорее всего, это палаты кожевенной слободы, старейший ее дом. Кожевенная слобода в этом месте окончательно оформилась в XVI в. (она упоминается в летописном известии о пожаре 1547 г.: "...в среду вторые недели по Пасце, в 10 часов дня, загорешаяся за Яузою на Болвановие и погореша Гончары и Кожевники вниз возле реку Москву"), и в следующем столетии в ней насчитывался 51 двор. Палаты, вероятно, совмещали жилье и производство - весь первый этаж занимает огромная одностолпная палата. Это как бы контора для управления всей слободской жизнью. Тут работали дьячки, стряпчие. Они ведали охраной, сбором податей. Тут же, скорее всего в нижнем этаже, хранились товары, которые вырабатывались на небольших производствах слободы. А может быть, это был жилой дом — на первом этаже располагалось производство, на втором жил сам хозяин предприятия. На огороженной территории усадьбы хранили сырье и готовую продукцию.

Второй этаж имел два самостоятельных входа с западной и южной стороны. Хорошо сохранились ниши для свечей-фонарей. Этот этаж и оформлен более пышно: треугольными многопрофильными фронтончиками окон, сложными кирпичными наличниками с колонками. Первый этаж от второго отделен горизонтальным поясом с поребриком. Здание завершает трехчастный кирпичный карниз, укрытый выходящим далеко за плоскость стены тесом.

После упразднения императором Петром I слободского строения древней столицы палаты стали мытным двором (попросту городской таможней). Приезжие купцы платили налог (мыт) за переправу товаров через Москву-реку и ввоз их в город. Как раз недалеко от палат, в районе теперешнего Новоспасского моста, находился пункт паромной переправы. В XIX веке в палатах были разные государственные учреждения, а потом они сдавались в наем.

После революции, в 20-х годах, в особняке устроили общежитие на несколько десятков человек, для чего убрали расположенную в центре дома несущую колонну (столп), разобрали своды второго этажа и присоединили двухэтажную пристройку, которая удлинила здание в два раза.

В 70-х особняк хотели снести, чтобы построить на его месте Центральную насосную станцию, но вмешались реставраторы, которые починили крышу, снова построили столп и сделали ремонт.

С 1983 года здание занимает издательство журнала «Знание — сила».


Исследователи считают, что верхний этаж этого двухэтажного здания (17-18 вв.) был жилым, а на первом, представляющим собой единое пространство с центральным столпом, располагалось кожевенное производство или же хранились вделанные шкуры. Об этом говорит и декор кирпичного строения: первый этаж практически лишен украшений, зато второй, имевший два отдельных входа, оформлен полуколоннами на углах, трехчастным кирпичным карнизом, сложными наличниками и многопрофильными фронтонами оконных проемов. 

С 1983 года в здании находится редакция журнала «Знание - сила».

Территория огорожена двойным забором. Небольшое красивое здание. 2016 год

• Хостел «Заходи» (№ 19, стр. 2).

• Офисное здание (№ 20, стр. 19). Двухэтажный дом в стиле классицизма. 1800 г., 1810-е гг., 1896 г. 

Бывший жилой дом Крашенинниковых.
Отреставрирован в начале 2010-х гг. 
Теперь тут автовокзал.

• Бывшие палаты 17-18 веков (№ 21). 

При коммунистах этот дом много лет простоял закованный в каркас из толстенных швеллеров – восстановить не могли, но берегли. 
Отремонтировали где-то в конце 80-х. 
Спасены в 1980-е гг. от полного разрушения.

• Бывшие палаты 17-18 веков (№ 22). 

Возможно, что первым владельцем палат был суздальский купец, совладелец суконной фабрики Иван Лихонин. 
Здание имело большую каменную пристройку (частично утрачена со стороны соседнего владения). Парадные окна, что типично для 17 века, были обращены во двор, на улицу же выходили пять высоко расположенных окон в виде прямоугольных ниш с арочными проемами. 

В 1-й половине 18 века палаты были перекрыты сводами. 
Пережив пожар Кожевнической слободы в 1773 году, дом сильно пострадал во время пожара 1812 года, после чего своды были переложены, а фасады обрели классический вид времён московского ампира.

Первый этаж здания был возведен еще в конце 17 века, а в 18 столетии палаты были надстроены вторым этажом и получили дворовый ризалит с лестницей на открытых арках. 

В начале 20 века усадьбу занимало фабрично-торговое товарищество "Николай Сергеевич Растеряев", выпускавшее свинцовые трубы, а в 1930-е годы там расположилось предприятие Мостранса "Аремкуз". 

Затем палаты многократно перестраивались, а в последние годы здание оказалось заброшено. В его древнейшей части устроена свалка, западная стена полностью обвалилась.
По состоянию на 2017 год собственником заброшенных палат является ФГУП «ФТ-центр». На протяжении нескольких лет столичный департамент культурного наследия и ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий" судятся из-за прав на реставрацию, а за это время памятник практически превратился в руины.

• Заброшенный и полуразрушенный дом 19 века (№ 24). 

Это не палаты 17 века, там клейма на кирпичах начала 19 века, думаю просто добротный слободской дом был. 

Сейчас, к сожалению, его легче снести чем восстановить или выстроить заново точную копию. 

У дома целым остался только фундамент остальное все сгорело и развалилось.

2016 год

Жилые дома:

8 этажей (№ 1б, стр. 1; начало 20 века). На 1-м этаже – костюмы от «Большевички», сбербанк и пр.

6 этажей (№ 3). 1990 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – аптека, копировальный центр, кафе.

7-9 этажей (№ 5, 1938 год постройки). На 1-м этаже – разные м-ны, кофейни и пр. 

Исторически на первом этаже дома располагались торговые предприятия - магазины "Булочная-кондитерская" и "Бакалея Гастрономия"

4 этажа (№ 17/14, к. 2, 1926 год постройки).

5 этажей (№ 17, стр. 1, 1925 год постройки; выселен и заброшен).

3 и 4 этажа (№ 26 и 26, стр. 1, конец 19 века).

№ 17/14, к. 2: пока тут еще живут. 2016 год

№ 17, стр. 1: а тут похоже живут бездомные. 2016 год

Достопримечательности:

Музей Московской железной дороги (№ 2).

Здания 18 – начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Перспектива развития:

За фитнес-клубом построят гостиницу с автостоянкой.

Фото:

Начало улицы, вид в сторону ее середины. 2016 год

Начало улицы, здесь от Павелецкой площади она начинается. 2016 год

Улица у фабрики "Парижская коммуна". 2016 год

Середина улицы у бизнес-центра «Кожевники Плаза». 2016 год
Конец улицы. 2016 год

Проезд:

От метро «Павелецкая» пешком через Павелецкую площадь или на трамваях №№ 35 и 38.

Фото:

см. https://www.liveinternet.ru/users/andreykraeved/post476253032/

Видео:



Состояние на 12.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий