вторник, 18 октября 2016 г.

улица Крымский Вал

Расположение:

Улица проходит по району Якиманка (ЦАО) от Крымского моста и Зубовского бульвара до Калужской площади. 

Часть Садового кольца. 

Пересекает Москву-реку по Крымскому мосту. 

Метро «Парк культуры» (у начала улицы) и «Октябрьская» (конец улицы).

Описание:

3 проезжие части (центральная – с двухсторонним движением автотранспорта (по трем полосам в каждом направлении) и боковые – по 3 полосы в каждом направлении), которые на Крымском мосту объединяются в три полосы в каждом направлении. Тротуары — с 2-х сторон; с одной стороны на некоторых участках полосы газонов с декоративными оградами между тротуаром и проезжей частью. Озеленение среднее. Длина – около 1, 2 км.

История:

В 18 веке в районе Крымского вала находились бойни и Крымские бани.

Улица возникла в 1820-х годах после сноса Земляного вала.

Улица названа в 19 веке по двору (в районе современной улицы), где в 17-18 веках останавливались посольства крымского хана.

В 1923 г. у Крымского моста на месте прежних свалок была устроена Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. С 1928 на её месте — ЦПКиО имени Горького. 

В 1936 г. построен жилой д. 8 (архитектор С. Власьев), в 1941 г. — д. 4 (архитекторы А. Сергеев, Н. Кузнецов, фасад 1950). 

В 1960 г. сооружена гостиница «Варшава». 

На Крымском валу — корпус Академии стали и сплавов.

В 1923 году на месте свалок была организована Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, а позже, в 1928 году, на месте выставки был основан Парк культуры и отдыха им. Горького.

В 2017 году была реконструирована по программе «Моя улица».

Нежилые объекты:

М метро «Октябрьская» (радиальная) (кроме Калужской площади есть выходы на улицы Крымский Вал, Житную и Большую Якиманку, а также на Ленинский проспект; Калужско-Рижская линия; открыта 13 октября 1962 года ; названа по бывшей одноименной площади, на которую она выводит, которая теперь называется Калужской площадью (и в начале 1990-х годов были предложения переименовать эту станцию в «Калужскую» или «Якиманку», что было бы логично, но было решено пока сохранить историческое название; глубокая (глубина — 50 метров); на станции 2 входа-выхода в город, но свой собственный только один, а второй — совмещен с одноименной станцией Кольцевой линии (то есть у них общий надземный вестибюль, который выводит на Калужскую площадь и Ленинский проспект); подъем и спуск на станцию осуществляется только по эскалаторам; колонн на станции нет, а вместо них есть ряды пилонов, облицованные светлым мрамором; светильники установлены на карнизах этих пилонов; путевые стены покрыты желтой и черной простой керамической плиткой, а пол выложен серым и красным гранитом; никакой темы и привлекательного декора у этой станции и вообще нет, учитывая год ее постройки и яркое название для того времени (даже наземный павильон не имеет специфически «октябрьских» идеологических черт); к станционным путям «Октябрьской» ведет еще служебная ветка от Замоскворецкой, Кольцевой и Серпуховско-Тимирязевской линий, использующаяся для служебных перевозок).

Станция открыта в 1950 году в составе участка «Парк культуры» — «Курская». 
Название дано по расположенному вблизи ЦПКиО им. Горького. В первые годы своего существования станция часто обозначалась на схемах под названием «Парк культуры имени Горького».
Она предназначалась для транспортировки пассажиров к ЦПКиО им. Горького, и (как и в случае с одноименной радиальной станцией) из-за достаточной удаленности от самого парка предлагалось переименовать её то в «Крымский мост», то в «Крымскую», то в «Чудовку». Но название станции претерпело изменения лишь в 1980 м году, когда в преддверии Олимпиады его сократили до «Парка культуры».
Это пилонная трехсводчатая станция глубокого заложения. Архитектор И.Е. Рожин в этом проекте попытался зрительно облегчить массивные пилоны, и ему это удалось. Каждый пилон он «прорезает» ступенчатыми арками, визуально превращая его в четыре колонны, стоящие по углам. В арки он помещает медальоны работы скульптора С.М. Рабиновича. Всего получилось 26 барельефов, 12 из которых дублируются. На них изображены различные виды досуга и отдыха, доступные советскому человеку (катание на коньках, шахматы, авиамоделирование, цветоводство, футбол и другие).
Освещение станции достигается своеобразными «китайскими фонариками», подвешенными к своду, и четырьмя торшерами, которые находятся у деревянных диванов в перронных залах. Эти торшеры выполнены из мрамора малахитового цвета в виде четырехугольной колонны, расширяющейся к верху. Наверху композиция из металла: листья держат кольцо, на которое укреплены четыре плафона.
Свод центрального зала декорирован лепными розетками и шнурами, рисунок которых взят из кельтских узоров.
Критики отмечают, что можно было бы достигнуть большей визуальной легкости и воздушности, если использовать в отделке пилонов материалы светлых тонов вместо серого мрамора «лопота». Сам И.Е. Рожин считал своей ошибкой выбор мест для подвески светильников. Они оказались не напротив, а между медальонами с барельефами. В результате чего получились двойные тени. Этот факт неприятно удивил архитектора и чуть не довел до слез скульптора, но станция к тому моменту была почти завершена – никакие доработки уже не разрешались.
Наземный павильон (архитекторы И.Е. Рожин и Е.М. Маркова) – массивное здание, внутреннее пространство которого организовано как храм крестово-купольной системы. В трех прямоугольных «пределах» находятся вход, кассы, переход и выход в город. В полукруглой в плане «апсиде» – эскалаторы. В центральной части находится кессонированный полусферический купол – прямая цитата из Пантеона в Риме. Ставят точку в христианском подтексте четыре лепных медальона в основании купола. На них изображены гости парка, которые явно отсылают нас к библейской истории об Адаме и Еве.
• Крымский мост через Москву-реку. 

По мосту проходит Садовое кольцо (улица Крымский Вал). Предмостной площадью одного конца моста является Крымская площадь, на которой сооружена эстакада для развязки движения транспорта по Садовому кольцу и Комсомольскому проспекту на разных уровнях. Другой конец моста вливается в улицу Крымский вал, выходящую на Калужскую площадь. Единственный вантовый мост в Москве. 

Крымский мост, перекинутый через Москву-реку, соединяет Крымскую площадь и Крымский вал. Это трехпролетный мост длиной 688 метров и шириной 38,5 метров, единственный в столице висячий мост. Инженер Б. Константинов и архитектор А. Власов использовали в проекте необычную даже для мировой практики конструкцию: пилоны моста высотой 28,7 метра, стоят отдельно, не соединяются сверху. Через верх проходят цепи длиной по 297 метров каждая, которые крепятся в устоях на концах моста.
Крымский мост отличается прекрасным воздушным силуэтом. Пилоны выполнены в виде ростральных колонн и украшены корабельными носами, на въезде со стороны Крымского вала мост украшен светильниками.
Первый, еще деревянный, мост на этом месте появился в 1789 году, и назывался Никольским. В 70-е годы XIX века его заменили на металлический. На рубеже ХIХ-ХХ веков по Крымскому мосту прошла линия конки, после — трамвайная ветка. В 1936 году мост передвинули на 50 метров ниже по течению реки, а затем и вовсе разобрали. Новый мост был построен здесь в ходе сталинской реконструкции города в 1938 году.
Крымский мост получил свое название от располагавшегося здесь неподалеку в XVI-ХVII веках Крымского двора, месте остановки послов, гонцов и торговцев из Крымского ханства. Предшествовал мосту Крымский брод — в этом месте в межень уровень воды опускался «ниже колена». Название «Крымский брод» упоминается уже в книге 1673 года издания.


Первый подвесной мост в Москве. Его общая длина — 688 метров. Его возвели в 1938 году из сборных конструкций всего за 56 дней. 

Раньше на месте современного моста находился Никольский деревянный мост (1789). 

Мост получил название от древнего Крымского брода, через который переправлялись крымские татары при набегах на Москву. 

Пилоны моста стоят отдельно и поверху не соединены. Через верх проходят цепи, закрепленные в устоях на концах моста. 

В 2001 году проводились работы по генеральной реконструкции Крымского моста. За это время строители заменили покрытие тротуаров и проезжей части моста. Сборные плиты дорожного покрытия были заменены на монолит. Кроме того, была обновлена гидроизоляция моста, проведена антикоррозийная обработка металлоконструкций и гранитной облицовки. Высота моста — 13 метров. Многие больные люди прыгают отсюда в реку (это почти тоже, что на асфальт).
Крымский мост расположен на трассе Садового кольца, соединяет Крымскую площадь с улицей Крымский вал. Единственный в Москве мост висячей конструкции. Построен в 1938 г. (инженер Б. Константинов, архитектор А. Власов). На месте современного моста находился Никольский деревянный мост, построенный в 1789 г. по проекту А. Герарда. В 1870-е гг. обветшавший мост был заменён металлическим с двумя решётчатыми балочными пролётными строениями (автор проекта В. Шпейер); в 1936 г. мост был передвинут на 50 м вниз по течению Москвы-реки, в 1938 г. разобран.
Современный Крымский мост имеет 3 пролёта; общая длина с подходами 688 м, ширина 38,5 м. На каждом из берегов установлена промежуточная опора в виде пары раздельных металлических пилонов высотой 28,7 м, через верх которых проходят цепи, заанкеренные в устоях на концах моста. Полная длина каждой цепи 297 м. Проезды вдоль набережных проходят под мостом в береговых пролётах между пилонами и анкерными устоями на концах цепей. Пандусы подходов устроены по железобетонным эстакадам, фасадные стороны которых закрыты стенками, облицованными гранитом. Под эстакадами размещены гаражи. Для спуска с тротуаров моста вдоль стенок подходов устроены лестницы.
Предмостной площадью западного конца моста является Крымская площадь, на которой сооружена эстакада для развязки движения транспорта по Садовому кольцу и Комсомольскому проспекту на разных уровнях (реконструирована в конце 90-х гг.). 
Восточный конец моста вливается в улицу Крымский вал, выходящую на Калужскую площадь.
Вид на мост от метро «Парк культуры», 2014 год

Вид с моста на Москву-реку, а также Фрунзенскую (справа) и Пушкинскую (слева) набережные. 2014 год

На Крымском мосту. Впереди — храм Покрова Пресвятой Богородицы Остоженской старообрядческой общины в Турчаниновом переулке. 2014 год

2014 год

• Парк искусств «Музеон» (№ 2; между Якиманским, 3-м Голутвинским переулком, Крымской набережной и улицей Крымский Вал; с 1992 года, музей скульптуры под открытым небом, в коллекции которого — около 700 уникальных авторских работ из камня, бронзы, дерева и других материалов, представляющих большую историческую и художественную ценность. Среди них произведения известных зодчих прошлого (Е. Вучетича, В. Мухиной, С. Меркурова, И. Чайкова и др.), а также работы современных авторов; монументы советским государственным и политическим деятелям (М. Калинину, И. Сталину, Я. Свердлову, Ф. Дзержинскому с Лубянской площади и др.), писателям (М. Горькому с Белорусского вокзала), людям искусства и просто символы прошлой эпохи, которые были убраны с улиц и площадей Москвы; пешеходные дорожки, скамейки, деревья, кусты, газоны и цветники, фонтаны, площадки для отдыха, точки питания, восточные сады, сад 60-летия Победы в Великой Отечественной войне; детские игровые площадки, летний театр).


В старину на месте Музеона был большой луг, отчасти заливной, за которым ухаживали специальные люди, лужники. Они жили в слободе, называвшейся Лужники Крымские, и занимались заготовкой сена для царских конюшен. Крымские названия и сейчас существуют вокруг Музеона, напоминая, что с первой половины XVI столетия и до первых лет XVIII века в квартале к юго-востоку от парка находился Крымский двор, место, где останавливались послы крымских ханов.
Южная граница Музеона определилась в 1593 году, когда вокруг Москвы построили дерево-земляную крепость, названную Скородомом, или Земляным городом. По линии этой крепости в 1820-х годах прошла улица Крымский вал.
Крымская набережная, ограничивающая Музеон с северо-запада, возникла ещё позже, в конце XIX века. Вдоль набережной располагались лесные склады, бани, рынок, пустыри. Здесь боялись строиться, опасаясь весенних половодий. В центральной части будущего парка и вдоль его восточной границы, примыкая к Мароновскому переулку, находилось несколько жилых кварталов. Здесь стояли двухэтажные деревянные или полукаменные дома.
Сегодня на территории Музеона остался один исторический дом, построенный в конце XVIII века и перестроенный после пожара 1812 года. (1-й Голутвинский переулок, 16). С 1795 года этот дом принадлежал семье Третьяковых. Именно в нём в 1832 и в 1834 годах родились братья Павел и Сергей Михайловичи Третьяковы. К дому примыкает участок церкви Николы в Голутвине, она построена в 1687 году и расширена в XVIII – XIX веках.
Западная часть территории Музеона в начале ХХ века стала одним из первых спортивных центров Москвы. Владелец большого участка земли, товарищество Эмиль Циндель, предоставило его в пользование Спортивного кружка «Замоскворечье», или СКЗ. Спортсмены оборудовали здесь футбольное поле с небольшими трибунами и занимались не только футболом, но и лаун-теннисом, лёгкой атлетикой, лыжами. Стадион был домашним полем для футбольной команды СКЗ, которая участвовала в первенстве Московской футбольной лиги. В 1922 году на месте спортивных площадок архитектор А.К. Буров построил деревянный стадион для Всероссийской Сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. После окончания работы выставки стадион был передан Московскому городскому совету профессиональных союзов и стал одной из главных спортивных площадок Москвы. Здесь проходили матчи первенства профсоюзов по футболу. С 1928 года футбольные матчи стали проводиться на новом стадионе Динамо в Петровском парке. С 1931 года стадионом на Крымской набережной стало распоряжаться Добровольное спортивное общество профсоюзов автомобильной промышленности.
Рядом со стадионом в 1923 году встали павильоны Иностранного отдела Сельскохозяйственной выставки. В середине 1930-х годов низкий берег Москвы-реки от Мароновского переулка до Крымской набережной привлёк внимание руководства страны. Тут планировали построить по проекту А.В. Щусева большой комплекс зданий для Академии Наук СССР. Стройка началась, но была прервана началом Великой Отечественной войны. После войны были планы строительства здесь Дома Союзов вместе с кварталами жилых домов (И.В. Жолтовский), а в начале 1960-х годов думали о строительстве большого жилого района. Однако победила идея построить здесь Дом Художника и разбить парк.
Дом Художника был возведён в 1965 – 1979 годах по проекту архитекторов Н.П. Сукояна и Ю.Н. Шевердяева. Большую часть здания заняли залы искусства ХХ века Третьяковской галереи. Парк при ЦДХ распланировали уже в 1980-е годы. Тогда же в парке стали появляться скульптуры, поэтому естественным стало предложение разместить здесь памятники советского периода, демонтированные в 1991 году. Так на Крымской набережной встали Ф.Э. Дзержинский, М.И. Калинин, Я.М. Свердлов, бюсты Ленина, чуть позже гранитный Сталин и другие политические деятели.
В 1992 году Ю.М. Лужков распорядился создать Парк искусств Музеон. В нём стали устанавливать скульптуры, в том числе те, что ваялись здесь же, во время традиционных симпозиумов скульпторов. В 2011 году архитектором Евгением Ассом была разработана новая концепция парка. Она вдохнула жизнь в тихое малопосещаемое место. В 2013 году с Крымской набережной сняли автомобильное движение и оборудовали пешеходную эспланаду с привлекательным ландшафтом (проект Дмитрия Ликина и Олега Шапиро). Сегодня в Музеоне стоят произведения не только наших современников, но и работы Веры Мухиной, Сергея Меркурова, Евгения Вучетича, других выдающихся мастеров ХХ века. Коллекция парка насчитывает несколько сотен художественных произведений.
Музеон сейчас и музей, и выставочное пространство, и место поведения праздников, фестивалей, встреч мастеров искусств, и место прогулок. На Крымской набережной устроены торговые ряды, где продаются картины, гравюры и другие произведения современных художников. Малые архитектурные формы в Музеоне делают его интересным современным художественным пространством. 

Парк «Музеон» на Крымской набережной известен, прежде всего, множеством установленных здесь скульптур самых разных эпох и стилей.
Парк занимает треугольный участок между Крымским валом, набережной Москвы-реки и Мароновским переулком. В первой половине XIX века территория парка была плотно застроена деревянными одно- и двухэтажными домами, кроме западной части.
Целенаправленное благоустройство этой территории начинается в 1920-е годы. Один проект сменял другой: здесь планируется парк для Всероссийской выставки, Дворец Советов, жилые дома... Только в 1980-х годов парк был наконец распланирован и засажен деревьями. Тогда же сложилась и нынешняя планировка парка: прямые аллеи, образующие несколько прямоугольных секторов, элементы ландшафтного дизайна: альпийские горки, фонтаны и беседки.
Идея создания парка в его нынешнем виде появилась в 1991 году, когда в Москве было демонтировано множество памятников советской эпохи. Все скульптуры свезли к парку у Центрального дома художников на Крымской набережной, а спустя год мэр Москвы подписал указ о превращении парка в Музей скульптур под открытым небом. Скульптуры расставили вдоль аллей парка, сохранив все повреждения, полученные во время демонтажа и перевозки. Сегодня здесь собралось более 700 фигур работы как известных советских скульпторов, так и современных авторов.
В 2013 году парк существенно преобразился, а его территория заметно расширилась за счет присоединения новой пешеходной зоны – Крымской набережной. Здесь есть велопрокат и велодорожки, скамейки, фонтан, новый Вернисаж, арт-объекты. В парке работают творческие мастерские, устраиваются экскурсии, выставки, маркеты, занятия по йоге, танцам, международные музыкальные фестивали. Музеон стал одним из главных культурно-просветительских центров столицы.


Парк Искусств на Крымской набережной создан Московским объединением «Музеон» в 1992 году по инициативе Правительства Москвы и Комитета по культуре Москвы.

Музей скульптуры под открытым небом, в коллекции которого около 700 уникальных авторских работ из камня, бронзы, дерева и других материалов, представляющих большую историческую и художественную ценность. Среди них произведения известных зодчих прошлого (Е. Вучетича, В. Мухиной, С. Меркурова, О. Комова, З. Виленского, И. Чайкова), а также работы современных авторов: В. Буйначева, Д. Тугаринова, О. Уварова, М. Дронова, Г. Глызиной, О. Карелиц и др.

Именно здесь располагаются монументы советским государственным и политическим деятелям (М. Калинину, И. Сталину, Я. Свердлову, Ф. Дзержинскому с Лубянской площади и др.), писателям (М. Горькому с Белорусского вокзала), людям искусства и просто символы прошлой эпохи, которые были убраны с улиц и площадей Москвы как на волне демократических преобразований 1991 г., так и в последующие годы активной перепланировки города.
Парк искусств "Музеон" – это cамый крупный музей скульптуры под открытым небом, творческая мастерская смелых идей, центр актуального искусства, музыки и кино и комфортная зеленая зона в самом центре Москвы. Его коллекция насчитывает более 1000 памятников, среди которых работы Евгения Вучетича, Владимира Лемпорта, Сергея Меркурова, Веры Мухиной и других известных скульпторов.
В 2013 году к парку присоединилась пешеходная Крымская набережная, ставшая новой точкой притяжения на туристической прогулочной карте Москвы.За последние годы парк превратился в важную культурную площадку столицы. Здесь регулярно проходят концерты модных музыкантов, показы программ международных кинофестивалей, образовательные проекты в области искусства и дизайна, гастрономические, книжные и театральные фестивали. Парк искусств "Музеон" – одно из самых динамично развивающихся культурно-просветительских мест города.
Аудитория парка – это творческая молодежь, следящая за культурной жизнью города, художники и деятели искусств, молодые семьи с детьми, экспаты и люди, желающие узнать что-то новое, ориентированные на культурный и интеллектуальный досуг.
Коллекция Музеона – постоянная и неповторимая экспозиция музея. Памятники советской эпохи, собранные в одном месте, где вожди и их жертвы примиряются и становятся объектами культурной памяти и общей истории.
Памятник Дзержинскому Ф.
Скульптор: Е. В. Вучетич
Архитектор: Г. А. Захаров
Материал: бронза
Год установки: 1958
Феликс Дзержинский (1877 —1926) — профессиональный революционер, советский политический деятель, глава ряда наркоматов, основатель и глава ВЧК.
Памятник Ф. Э. Дзержинскому был установлен в 1958 г. на Лубянской площади перед зданием ОГПУ. После смерти Феликса Эдмундовича в 1926 г. эта площадь носила его имя — площадь Дзержинского. В августе 1991 г. памятник был перенесен в парк Искусств на Крымском Валу. 
Реставрационные работы на объекте проводились в 2014 г.
Памятник Горькому А.
Скульпторы: И. Д. Шадр, В. И. Мухина, З. Г. Иванова, Н. Г. Зеленская
Архитектор: З. М. Розенфельд
Материал: бронза
Год установки: 1951
Памятник представляет собой бронзовую фигуру А. Горького. Писатель изображен с непокрытой головой и в распахнутом пальто. Левая рука в кармане пиджака, в правой держит широкополую шляпу, опираясь на палку. На постаменте надпись: «Великому русскому писателю Максиму Горькому от Правительства Советского Союза. 10 июня 1951 г.». До декабря 2005 г. памятник располагался на площади Тверской заставы.

• Институт стали и сплавов — МИСИС (№ 3).

• Бизнес-центр «Крымский вал-3» (№ 3).

• Центральная стоматологическая поликлиника ВМФ (№ 4).

• Тяговая подстанция метрополитена «Октябрьская» (№ 5а). Обслуживает Кольцевую линию.
• Художественный лицей Российской академии художеств им. В. Сурикова (№ 8, к. 2; бывшая средняя художественная школа). «Николай Августович Карренберг, директор МСХШ с 1940 по 1952 г. В эти трудные годы он спас для России школу и многие таланты».

"Новое" его здание (1992 год постройки). 

Старое располагалось напротив Третьяковской галереи – в нем теперь некоторые факультеты Суриковского института. 

Лицей когда-то был во многих отношениях выдающимся учебным заведением, поступить в которое было большой удачей. Школа (потом лицей) выпускала людей, действительно научившихся очень многому. К сожалению, внутренние противоречия администрации, преподавателей разных дисциплин, "художников" и (если их можно так назвать) "общеобразователей", желание некоторых "художников" создать за счет учеников видимость, будто они обучают гениев - это поспособствовало приходу школы к упадку. К определенному моменту единственный преподаватель математики едва справлялась со своими обязанностями, развески работ в конце семестра превратились в формальность ради вышестоящего начальства, конкурс при вступительных экзаменах - 6 человек на место - сменился недобором, выездную практику отменили, помещения сдавались посторонним организациям.

• Парк культуры и отдыха им. Горького (№ 9 с многочисленными строениями; с этой улицы идет главный вход в парк и именно по этой улице он числится, хотя попасть в него можно и со стороны Ленинского проспекта и через Андреевскую набережную и пр.; работает с 1928 года, создавался как многофункциональное учреждение культуры, на которое возлагался комплекс культурно-просветительских и физкультурно-оздоровительных задач. В 1932 году парку было присвоено имя писателя Максима Горького. В центре парка расположен фонтан с бассейновой частью площадью более 5 тысяч квадратных метров. На территории парка также есть выставочный павильон, павильон культуры и Зеленый театр. В 1930-х годах парк посещали до 30 тысяч человек в день. Москвичи и гости столицы любовались ухоженной природой парка, смотрели любимые кинофильмы и театральные постановки, катались на аттракционах. парк мирового уровня, с пространством для отдыха, спорта, танцев и игр на свежем воздухе и посещаемостью более 20 000 человек в будние и 100 000 в выходные и праздничные дни. Бесплатный вход, Wi-fi покрытие. Площадка для поведения публичных мероприятий — Гайд-парк. Пункты проката велосипедов, коньков, катамаранов, роликовых коньков и др. Большой и Малый Голицинские пруды с островом, кафе. Пионерский пруд. Много кафе, ресторанов, выносных точек общепита. Детские игровые площадки и аттракционы. Розарий. Поле для народных гуляний и массовых мероприятий. Поляна для отдыха. Светомузыкальный фонтан. Пешеходные дорожки и скамейки. Деревья, кусты, газоны и цветники. Ажурная беседка. Эстрада. В 2014-2015 годах проходила капитальная реставрация главного входа в парк (1955 года постройки; в пилонах главного входа раньше располагались отделы дирекции парка, а в 1970-е годы — кино- и фотостудия; в 1990-е годы в одном из помещений была известная на всю Москву звукозапись, где можно было записать редкие группы и что важно при желании получить заказ в этот же день — через 2-4 часа ожидания — такой услуги не было больше ни в одной звукозаписи Москвы; а в основном помещения использовались для технических нужд парка и никогда не были доступны для посетителей), после чего в комплексе Главного входа появились музей парка, смотровая площадка с панорамным видом на парк и Москву, лекторий и сувенирный магазин, где можно приобрести в том числе и собственные духи парка (музей и смотровая площадка — платные — 300 рублей, время работы — с 11.00 до 22 или 23.00, кроме понедельников). Центр современной культуры «Гараж» – выставки и научно-образовательные программы; в 2015 году открылся в обновленном виде – в здании бывшего ресторана «Времена года»; 5 выставочных залов, медиатека, лекторий, образовательные аудитории, детский творческий центр, кинотеатр, книжный магазин, библиотека, терраса на крыше, кафе, территория в атриуме для инсталляций; перед зданием – Площадь Искусств, во дворе – выставки паблик-арта).
Центральный парк культуры и отдыха имени Максима Горького - это один из самых крупных парков в Москве. Общая площадь его территорий составляет 119 га. Ежедневное число посетителей этого места достигает 20 тысяч человек в будние дни и 100 тысяч человек в праздничные и выходные дни. Центральный вход в парк находится по улице Крымский Вал.
Парк имени Горького был основан 12 августа 1928 года. Это первый открытый парк культуры и отдыха во всей России. Главным проектировщиком, который создал планировку ЦПКиО был знаменитый архитектор-авангардист Константин Степанович Мельников. Подобного места ранее не было нигде в мире. Здесь проводились все масштабные мероприятия и выставки.
В 1932 году парку официально было присвоено имя известного писателя Максима Горького, ведь именно в это время отмечалось 40-летие его литературной и общественной деятельности. С 50 х годов XX века здесь началась большая реконструкционная работа: построили эстрады, новый Главный вход, появились чудесные набережные у Голицынского пруда, новые аллеи и площади.
В конце XX века сюда дошла коммерческая деятельность России тех времен. В парке установили палатки, аттракционы, небольшие кафе, а вход стал платным. Но с 2011 года ситуация изменилась. Была снова проведена тотальная реконструкция: демонтированы сотни аттракционов, снесены незаконно установленные палатки, запрещена частная коммерческая деятельность, а вход снова сделали бесплатным.

Парк культуры и отдыха был открыт 12 августа 1928 г. на территории Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, действовавшей здесь с 1923 г.

Смотри —

для нас

расчищаются парки,

И с флагов

сияет

«Культура и отдых» —

писал В. Маяковский.

Территория парка включала в себя зеленый массив Нескучного сада, парк Голицынской больницы, а также заново разбитый и озелененный партер сельхозвыставки общей площадью свыше 100 га. К 1928 г. эти три территории не связывала между собой единая структура.

В 1931 г. был проведен конкурс на общее проектирование парковой зоны, в котором победил проект К.С. Мельникова. В 1932 г. парку присвоили имя М. Горького в связи с 40-летием его общественной и литературной деятельности, в 1947 г. парк награжден орденом Ленина.

В 1955 г. на территории была произведена реконструкция. Так как головной участок примыкал к Крымскому валу, именно здесь был выстроен центральный вход в виде величественных Триумфальных ворот по проекту архитектора Ю. Щуко, А. Спасова и инженеров Л. Шойхет и Б. Новикова. Ворота спроектированы в виде торжественно-монументальной колоннады, украшенной по бокам рельефами с изображением герба СССР и года постройки ворот. Аттик ворот украшен композицией из флагов и изображением ордена Ленина. По обеим сторонам ворот, по примеру античных аналогов, спроектированы симметричные пропилеи и полукруглые циркумференции, в колоннаде которых были размещены кассы ЦПКиО.

В это же время со стороны Крымского вала установлена красивая ограда чугунного литья на мощном гранитном цоколе по проекту Ю.В. Щуко.

Ежегодно на площади около главного входа в парк происходят встречи ветеранов Великой Отечественной войны.

Со стороны парка у Центрального входа начинается Ленинская площадь. Обрамленное скверами пространство площади занимает клумба, а также место, где на праздники проводятся массовые гуляния. С площади открывается прекрасный вид на террасы парка.

Сегодня Центральный парк культуры и отдыха слился с зеленым массивом Воробьевых гор. Парк можно поделить на несколько зон: празднично-массовую, историческую и прогулочно-видовую. Он по-прежнему остается излюбленным местом гуляния, культурного и спортивного досуга москвичей и гостей столицы.
wi-fi: есть на всей территории парка от компании МегаФон.
Аттракционы и спортивные площадки: футбольные поля, в том числе и для мини-футбола, хоккейная площадка, Сноуборд парк Burton, спортивная площадка WorOut. На площадках парка проводятся занятия боксом, фехтованием, танцами, чирлидингом и йогой. Есть также скейт-площадка, теннисные корты, столы для пинг-понга, спортивный центр с площадками для игры в пляжные виды спорта.
Детские игровые площадки и аттракционы: оборудованные игровые площадки, песочница, комната матери и ребёнка, клуб натуралистов "Зелёная школа", клуб ораторов, образовательный центр на Воробьёвых горах, творческое пространство "Шардам".
Киоски, кафе, рестораны: различные бары, рестораны, кафе и точки продажи уличной еды, кофе, мороженного и прохладительных напитков. Установлены питьевые фонтанчики.
Туалеты: есть стационарные постройки, модульные кабинки и биотуалеты на территории парка с регулярной уборкой и доступом для людей с ограниченными возможностями.
Площадки для подвижных игр, проведения мероприятий, танцев: на многочисленных площадках парка проводятся различные мероприятия, мастер-классы, лекции, кинопоказы и выступления уличных музыкантов. На территории парка проходят мероприятия городского масштаба.
Платный вход на территорию парка: бесплатно.
Время работы парка: ежедневно, круглосуточно.
Охрана на территории парка: есть стационарные пункты охраны, производится патрулирование территории парка.
Достопримечательности и прочие культурные объекты на территории парка: 
- Фонтан с розарием
- Голицынская стенка
- Беседка имени 850-летия Москвы
- Музей современного искусства "Гараж"
- Музей истории парка
- Здание дирекции парка Горького
- Астрономический павильон народной обсерватории, малые архитектурные формы и многое другое.
Водные пространства: парк расположен по берегам Москвы реки (есть Пушкинская набережная и ленинский пляж), на территории парка находятся Пионерский, Голицынский пруды, а также Андреевский пруд в Нескучном саду и Лесной и Андреевские пруды на территории Воробьёвых гор. У воды организована пляжная инфраструктура (шезлонги, беседки, кафе), работает прокат лодок и катамаранов.
Велодорожки, велопрокат: есть велодорожки, велопарковки, работает прокат велосипедов и веломобилей.
Парковки: рядом с парком, на Пушкинской набережной открыта бесплатная парковка на 800 автомобилей. Есть также парковка у главного входа в парк.
Выгул животных: разрешён на территории парка.
Зимние виды отдыха на территории парка: устанавливается крупнейший в Европе каток с искусственным льдом, прокладываются лыжные трассы и организовываются снежные горки для катания на санках. Работает прокат зимнего снаряжения и инвентаря, заточка коньков, тёплые раздевалки, очки продажи еды и согревающих напитков.

Музей парка.


Музей располагается в главном входе в ЦПКиО, построенном в 1955 году по проекту архитекторов Г. Щуко и А. Спасова. В пилонах Главного входа в разное время располагались отделы дирекции Парка, а в 1970−е годы здесь была кино- и фотостудия. В основном, помещения использовались для технических нужд парка и  не были доступны для посетителей. 10 июня 2015 года в отреставрированном главном входе открылся музей. Основная экспозиция состоит из уникального архива Парка Горького, а также фото и видео материалов и документов, предоставленных другими архивами и музеями Москвы. Посредством современных мультимедийных инсталляций рассказаны 15 историй о людях, с которыми связана история Нескучного сада и Парка Горького.
Зал «Нескучный сад» посвящен XVIII-XIX векам и открывается макетом Парка, где хронологически показаны все этапы его развития. Истории Нескучного сада начинаются с 1728 года – когда князь Трубецкой покупает дом на участке близ Калужской заставы. Благодаря его приемам и балам эти места становится популярными. Владельцами земель на территории Нескучного были Демидов, братья Орловы, прототип Пиковой дамы Пушкина – княгиня Голицына и, наконец император Николай I.
Зал «Парк Горького» показывает историю ЦПКиО  с 1923 года до наших дней. Начиная с 1-ой сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки СССР 1923 года: в максимально короткие сроки вместо свалки на территории Орловского луга было установлено более 250 тематических павильонов в самой разнообразной стилистике – от эклектики до конструктивизма. Перенаселенная Москва 20-30-х годов нуждалась в пространстве для досуга – благоустроенную территорию выставки решено было сделать парком.  
Насыщенность фактическим материалом и интерактивность делает экспозицию музея универсальной – она может быть интересна посетителям разного возраста. Те, кто помладше, могут пройти квест – найти в экспозиции ответы на вопросы по истории Парка и получить за них маленькие подарки в сувенирном магазине на выходе.
На крыше музея расположена смотровая площадка, на ней установлены бинокуляры с увеличением 25х, через которые днем можно рассмотреть аллеи Парка, Первую Градскую больницу, Храм Христа Спасителя, сталинские высотки, Крымский мост, а вечером – лунные кратеры.

Ванный домик (№ 9, стр. 35).

Ванный домик был возведен в 1790-х годах. Известно, что в 1793 году имение купил Ф.Г. Орлов, после смерти которого, в 1796 году, владение досталось его племяннице А.А. Орловой-Чесменской, опекуном которой был А.Г. Орлов.
На эти годы и пришлось строительство в глубине оврага над Елизаветинским (Екатеринским) прудом небольшого сооружения - Ванного домика. Это был павильон, выполненный в классическом стиле, с высоким куполом и террасой, в передней части террасы купол опирался на колонны тосканского ордера. Павильон поставлен на террасу, окружающая ее полукруглая лестница спускается к воде. Боковые части главного фасада, выходящего на пруд, декорированы огромными полуциркульными окнами с частыми переплетами.
Пруд был проточным и имел сток в Москву-реку. До настоящего времени, сквозь свайную систему Ванного домика фильтруется значительный объем грунтовых вод.
По некоторым данным, одно время домик служил купальней для царствующих особ. Здесь были роскошные мраморные ванны, которые наполнялись минеральной водой из целебных источников, дно самого пруда тоже было выложено мрамором.
С начала XX века в Ванном домике располагалось кафе "Поплавок", а затем столовая для посетителей ЦПКиО.
Медленное увядание некогда прекрасного павильона началось с 1960-х, когда в здании случился первый пожар. Тогда были утрачены чудесные оконные переплеты и появились решетки.
В конце 1970-х оконные проемы и проемы двух из трех дверей уже были заложены кирпичом, крыша домика восстановлена, над крыльцом возведен купол, колонны еще не закрыты. К концу 1980-х колонны закрыли металлическими листами.
Одно время место облюбовали "моржи", использовавшие домик и старинный грот по соседству как раздевалку.
После последнего пожара, произошедшего в 2003 году, частично обрушились колонны, сгорели купол парадного фасада, стропила кровли и внутренние перегородки. Был поврежден белокаменный карниз. Здание обшито железными листами и выкрашено в зеленый цвет и в таком виде находится уже более десяти лет. В нем трудно узнать некогда очень изящный парковый павильон.
Вопрос о реставрации не раз поднимался, но специалисты опасаются браться за этот объект из-за очень сложной гидрогеологической ситуации. Близ домика из склонов оврага бьет около 30 ключей. В домике была старинная дренажная система из керамических труб, но ныне она нарушена, стены "подсасывают" влагу из почвы, дом трескается и постепенно накреняется.
Народная обсерватория (№ 9, стр. 5).\

Первый астрономический павильон был установлен на территории Парка культуры и отдыха ещё в 1929 году и располагался примерно в том же месте, где и нынешняя обсерватория. Здание обсерватории входило в целый комплекс построек, включавший солнечные часы, глобус Земли, армиллярную сферу, эстраду, читальню и стенды наглядной агитации. Обсерватория парка Горького была оснащена пятидюймовым телескопом-рефрактором Цейса.
В конце 1950-х – начале 1960-х годов в московских парках было открыто несколько астрономических павильонов, которые работали в летнее время. Дежурили там сотрудники планетария и учащиеся астрономических кружков. Под открытым небом устанавливались небольшие любительские телескопы, все желающие могли наблюдать за небесными светилами и получать консультации дежурного астронома. Позднее на базе некоторых астрономических павильонов были построены небольшие обсерватории со стационарными телескопами. Эти обсерватории стали называть народными, поскольку доступ туда был открыт всем желающим. В хорошую погоду там проводились астрономические наблюдения.
Строительство массовой обсерватории велось в рамках генерального плана развития ЦПКиО имени Горького в 1950-х годах. Это была попытка создать учреждение нового типа, сочетающего в себе культурно-воспитательную работу с организацией отдыха.
До настоящего времени сохранилось лишь две обсерватории такого типа: в парке Горького и в парке Сокольники.
Народная обсерватория в парке Горького была закрыта более двадцати лет. Осенью 2012 года она снова открылась. Здесь установлен новый мощный телескоп и автоматический раздвижной купол. 
Павильон "Механизация" (№ 9, стр. 28).
Из 255 объектов, построенных к Первой сельскохозяйственной выставке 1923 года, до наших дней сохранился лишь павильон «Механизация»  знаменитого архитектора И. Жолтовского. Сверху хорошо видно, что по форме он напоминает силуэт шестеренки. Шесть самостоятельных павильонов, каждый из которых украшал шестиколонный портик, смыкаясь, образовывали большое патио с фонтаном. Внутри здание в стиле "авангард" было украшено росписями по эскизам A. Экстер и И. Нивинского.
В 1923 году здесь выставлялись тогдашние новинки сельхозтехники: первые советские тракторы, плуги, молотилки, зерноочистительные и сортировальные машины.
В 1929 году здесь проходила популярная выставка картин и скульптуры Общества московских художников. Тогда же во внутреннем дворике вокруг фонтана поставили столики, и это место тут же стало одним из популярнейших в Москве ресторанов. Он продолжал функционировать до 1970-х годов.
После войны часть помещений павильона передали хозяйственным службам ЦПКиО. Одна из секций («граней») в 1950-х годах была отдана под танцплощадку. Она запечатлена в фильме «Я шагаю по Москве» в сцене преследования. На ней же по сюжету начинается действие фильма «Стиляги». Здесь и в самом деле в 1950–60-е годы любила собираться свободолюбивая молодежь: по воспоминаниям современников, это было одно из немногих в Москве мест, где можно было потанцевать, причем не под идеологически выверенные песни советских композиторов, а под современные модные мелодии.
После нескольких пожаров 70-х и 80-х годов павильон был полностью заброшен. Сейчас планируется его реставрация.
Зеленый театр (№ 9, стр. 75). 
Театры под открытым небом существовали и в дореволюционной Москве. В том же Нескучном саду, еще в 1830 году, с грандиозным успехом проходили представления «Воздушного театра». Здесь выступали великие мастера: М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, замечательный водевильный актер В.И. Живокини, талантливый актер и драматург Д.Т. Ленский, певец, композитор, аранжировщик русских песен и романсов П.А. Булахов и др. Бывал в этом театре и А.С. Пушкин вместе со своей невестой Н.Н. Гончаровой.
Спустя столетие, в 1930-м, в Нескучном саду, у Пушкинской набережной, появляется новый объект - огромная открытая эстрада с площадкой на пять тысяч человек, предназначавшаяся для проведения массовых митингов, зрелищ, олимпиад профессионального и самодеятельного искусства. «Кузница культуры под открытым небом» - именно так называла новую площадку советская пресса.
В конце июня 1933 года МГК ВКП(б) принял решение о постройке большого открытого театра в Парке культуры и отдыха им. Горького. Основным требованием к проекту Зеленого театра было устройство открытой аудитории, рассчитанной на 20 000 мест, и достаточно большой эстрады.
Для постройки театра была выбрана площадь «Смычка», расположенная на живописном склоне перед бывшим Нескучным дворцом и имеющая благоприятный рельеф места. Аудитория, то есть места для зрителей (покрытый асфальтом, склон горы, обращенный к Москве-реке), в плане представляла собой почти правильный сектор, усеченный в центре и разделенный на 15 поясов-секций, передние семь — для сидения, задние восемь — для стояния.
Эстрада, замыкавшая сектор амфитеатра, представляла деревянное сооружение, состоящее из большого театрального помоста, окаймленного крытой галереей, ограниченное с обеих сторон башнями-пилонами. Над галереей, в центре, размещалась большая раковина для музыкантов. Между помостом и галереей — места для президиума в виде амфитеатра.
Во внутренней части эстрады и в башнях располагались помещения для обслуживающего персонала, артистические комнаты и пр.
Здание Зеленого театра было построено по проекту архитектора Л. З. Чериковера всего за 30 дней, и уже 6 июля 1933 года театр был принят в эксплуатацию.
Здесь необходимо отметить, что здание театра расположилось на месте упоминаемой выше «огромной эстрады 1930 года», предназначавшейся для различных массовых действ, т.е. несколько ближе к реке, нежели современное здание, что создавало определенное неудобство для перемещения публики – свободным оставался лишь узкий перешеек по берегу шириной всего восемь метров
Построенный в 1933 году, частично достроившийся в 1937 году, пострадавший в результате авианалетов в годы ВОВ, Зеленый театр просуществовал до 1956 года, когда встал вопрос о перестройке.
В 1956 году в связи с подготовкой Москвы к приему и открытию VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов было принято решение: «в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького заново будет сооружена вся сценическая часть Зеленого театра, сцена получит новое оборудование».
Новое здание театра выстроили в течение зимы 1956—1957 годов (арх. Ю.Н. Шевердяев) и открыли к началу Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Здание театра было отодвинуто от набережной реки Москвы на 25 метров, при этом размеры территории, занимаемой им, сохранились.
В советское время здесь проходили эстрадные концерты, лекции, диспуты. С 1980-х постоянными гостями площадки под открытым небом являются отечественные и зарубежные рок-музыканты. С 1989 года в Зеленом театре располагается Центр Стаса Намина.
Музей современного искусства "Гараж". Основанный Дарьей Жуковой в 2008 году, "Гараж" выступал независимой культурной платформой для развития нового мышления посредством выставочной, образовательной и научной деятельности. Переезд "Гаража" в Парк Горького в 2012 году стал отправной точкой для построения долгосрочной стратегии развития.
С 1 мая 2014 года "Гараж" начал работу в статусе музея современного искусства. Деятельность Музея современного искусства "Гараж" основывается на собственном архиве - уникальной коллекции печатных, фото-, видео- и аудиоматериалов по истории российского современного искусства, которая позволяет институции выступать международным экспертом в данной области. Ключевыми направлениями работы Музея являются знакомство российской аудитории с лучшими выставками мирового современного искусства и научно-исследовательская деятельность. Также "Гараж" реализует собственные выставочные проекты, занимается интеграцией российских художников в международное сообщество, оказывает грантовую поддержку молодым авторам, осуществляет образовательную и издательскую деятельность, занимается разработкой и внедрением инновационных методик детского и семейного образования.
12 июня 2015 года «Гараж» переехал в свое первое постоянное здание на территории Парка Горького. Ежедневно с 11.00 до 22.00.
Нескучный сад
Ныне часть ЦПКиО имени М. Горького от Зелёного театра до Окружной железной дороги (ныне — «Третье кольцо»); примыкает к Нескучному дворцу. Спускаясь террасами к Москве-реке, занимает площадь 59,3 га. 
Образован слиянием 3 усадебных парков и садов, принадлежавших в 18 в. князьям Голицыным, князьям Трубецким и Демидовым. 
Скупленные в 1830-х гг. для строительства 1-й Градской и Голицынской больниц, а также Мещанского училища (ныне Московский институт стали и сплавов), все усадьбы были объединены в имение «Нескучное» и перешли в собственность царской семьи. 
В 1830 г. в саду построили «Воздушный театр», кулисами для которого служила живая природа. 
Усадебные парки и сады (в том числе ботанический сад П. Демидова — один из лучших в Европе) получили название Нескучный сад. Сохраняя регулярную планировку 18 в., развивалась пейзажная часть Нескучного сада. В зелёных насаждениях (средний возраст 60 лет) многочисленны тополь, липа, дуб, клён, берёза; разбиты цветники.
В 1923 г. частично на территории Нескучного сада была открыта Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. 

В 1928 г. терр. выставки и Нескучный сад были объединены в ЦПКиО имени М. Горького. 

В 1947 г. построена ротонда в честь 800-летия Москвы (архитектор А. Власов). 

Нескучный сад — один из самых живописных уголков Москвы, популярное место народных гуляний и отдыха.
Нескучный сад, раскинувшийся на правом берегу Москвы-реки, входит в Парк культуры и отдыха им. Горького. Этот пейзажный парк площадью примерно 60 гектаров – крупнейший в историческом центре столицы, охраняемый государством памятник садово-паркового искусства.
Земли нынешнего Нескучного сада в XVIII-XIX веках принадлежали разным семействам: В середине XVIII века большей частью Нескучного сада владел крупный промышленник, меценат и поклонник садоводства П. А. Демидов. Он создал крупнейший в то время в России ботанический сад, насчитывающий более 4000 видов растений. Демидов отличался эксцентричным характером: например, вместо гипсовых статуй он расставлял на клумбах сторожей, вымазанных мелом, которые окликали каждого, кто дерзнул сорвать редкое растение. Сад всегда был полон любопытной публикой, и считается, что именно тогда и возникло название «Нескучный сад».
В середине XIX века усадьбы Нескучного сада переходят в царские владения. Сад объединяется в единый ансамбль с Александрийским летним дворцом. В 1830 году здесь строится модный летний театр. На его сцене выступали мировые мастера вокального и музыкального искусства, цыганские ансамбли, гастролировали иностранные иллюзионисты.
В Нескучном саду сохранилось много памятников архитектуры: летний домик графа Орлова, Екатерининский пруд с ванным домиком, Охотничий домик, где сейчас располагается студия «Что? Где? Когда?». Кроме того, в Нескучном саду находятся современные спортивные площадки, устраиваются театральные и музыкальные представления, работает детский клуб и коворкинг-центр.
Охотничий домик (№ 9, стр. 29).
Впервые Охотничий домик был упомянут на плане увеселительной усадьбы Д. Трубецкого (прадеда Льва Толстого) в 1791 году. Но многие эксперты предполагают, что он был построен позже, чем остальной комплекс усадьбы. И стал единственной ее постройкой, дошедшей до наших дней. В исторических документах и литературе домик называют «каменным гротом», «каменной беседкой», «самоварницей», встречается и название «Охотничий павильон».
По легенде, в беседке был поземный ход, выходивший в Андреевский овраг. В домике есть чердак, в котором размещен подъемный механизм люстры.
В начале 1930-х годов здесь располагалось кафе под названием "Самоварник", позже – павильон "Пиво". В конце 1980-х годов здание стояло заброшенным и загаженным. С 1990 года в павильоне проходят съемки телепередачи "Что? Где? Когда?".
Планировка здания не менялась со времен постройки, но к 1970-м годам, после многочисленных ремонтов, домик утратил свой первоначальный вид. В июне 2013 года была подготовлена производственная документация по его реставрации. 
Летний домик графа Орлова (№ 9, стр. 8).

В 1796 году архитектор графа Алексея Григорьевича Орлова разбивает «английский сад» и строит на краю высокого холма над рекой небольшой павильон, получивший позднее название Летнего. Одним фасадом он замыкал верхнюю часть парка, а с балкона другого открывался вид на панораму юга Москвы — от Кремля до Воробьевых гор. Прямо перед домиком парк круто спускался по склону, а внизу был выкопан пруд, устроены ещё один «Ванный» павильон, романтический «Таинственный» грот и множество других парковых достопримечательностей. Не все из них сохранились. Самым известным был «Воздушный театр», устроенный в 1830 году и просуществовавший до 1834-го — крытая галерея полукружием; сцена была приспособлена так, что декорации заменялись деревьями и кустами.
Летний домик был выстроен из дерева и решен в духе классической архитектуры — простой симметричный план, по шесть колонн коринфского ордера с каждого большего фасада и по одноэтажной беседке со ставнями-решетками с каждого малого.
Англичанка Кэтрин Вильмот, посетившая сад в 1807 году, писала: «Он изрезан бесчисленными дорожками, холмиками, лужайками и обрывами; разнообразие беседок и купален радует глаз. Между прочим, в парковой архитектуре используется берёзовая кора: вы и представить себе не можете, как это замечательно выглядит – как будто летние домики и беседки возведены рукой самой природы».
С 1831 года Нескучный сад переходит в собственность Николая I. Точнее, поначалу только часть. Непосредственно усадьбу Нескучное у Шаховских Дворцовое ведомство приобрело в ноябре 1826 года. А вот владение Голицыных царь смог купить только в 1842 году - вредная Н. П. Голицына ("Пиковая Дама") категорически отказалась от продажи участка, да ещё и в завещание вставила, что продать его можно только через 5 лет после ее смерти. И только тогда все три части были объединены и получился нынешний Нескучный. Во время пребывания царской семьи в Москве ее резиденцией становился соседний Александринский дворец, а Летний домик вплоть до 1917 года использовался для чаепития на свежем воздухе членов императорской фамилии.
В послереволюционное время Домик использовался по-разному, дольше всего в нем размещался дом творчества Союза писателей СССР. До глобального преобразования Парка Горького в нем была библиотека-читальня. Сейчас там располагается фотоателье.
 Три садовых мостика являются элементами ансамбля бывшей усадьбы графа Ф.Г.Орлова и представляют собой прекрасный пример архитектуры малых форм. Предположительное время их возникновения - 1804-1831 гг. Точное время постройки, а также имена их архитекторов и строителей из литературных источников установить не представляется возможным.
На подробном плане владения графини Орловой-Чесменской 1831 г., т.е. времени, когда парк и главный дом еще не были выкуплены в казну и не приспосабливались для Летнего дворца, средний и большой мосты показаны уже существующими. Малого моста на чертеже нет («План дому графини Орловой-Чесменской сочинен в Комиссии для строений в Москве в чертежной I-го отделения 1831 году»). То же изображение, выполненное несколько позже, мы встречаем на подробном чертеже 1833 г. за подписью садовника Пельцель. На более раннем подробном плане владения Орловой-Чесменской 1804 г. нет ни одного каменного моста. Таким образом, постройка мостов производилась в промежутке между 1804-1831 гг. Следует отметить, что дата генплана 1831 г. опровергает существующее мнение, что большой и средний мосты строились специально для Александринского дворца, т.е. в период проводившихся реконструкций 1834-1837 гг.
Предположение, что авторство большого и среднего мостов принадлежит архитекторам Тюрину и Мироновскому, в большей степени представляется ошибочным, т.к. в группе чертежей по дворцу, парку и мостам нет подписей указанных архитекторов. На каждом чертеже этой группы, на месте, где обычно фигурирует подпись архитектора, имеется надпись «поступил от Орловой-Чесменской». Данные чертежи не имеют датировок, но поскольку они были предоставлены Орловой, следовательно, фиксируют состояние парка до его приобретения для Александринского дворца.
Малый мост впервые появляется на чертеже (плане главного садовника) 1833 г., т.е. когда началась перестройка с участием архитектора Тюрина главного дома Орловой под летний Александринский дворец. Именно поэтому следует считать архитектора Тюрина автором малого моста, а дату постройки 1833 г.
Близ реки расположен самый меньший, одноарочный мостик, который согласно сохранившимся старым чертежам, принято называть «Гротескным». Он наиболее своеобразен. Находящийся в самом устье оврага, мостик невысок, единственная арка и перила моста сложены из дикого камня. В некоторых источниках встречается другое его наименование - «горбатый» (по резкому дугообразному возвышению к центру). Мостик служил для прогулок, о чем свидетельствуют ведущие к нему тропинки на планах XIX в., с него открывался прекрасный вид на Москва-реку.
Выше по оврагу находится следующий также одноарочный мост больших размеров — средний мост или «Каменный». Он однопролетный, сложен из кирпича, оригинальность мосту придает художественная проработка арки: по всему обводу она перехвачена десятью поясками из необработанного камня. Парапетом служит узорная металлическая решетка.
Еще ближе к Ленинскому проспекту, где овраг имеет наибольшие размеры, расположен третий большой трехарочный мост.
Так, размеры каждого из трех мостиков увеличиваются в направлении от Москва-реки к современному Ленинскому проспекту соответственно размерам самого оврага. По дну этого оврага издавна была устроена прогулочная дорога, которая вместе с тремя мостами и поперечными аллеями образовывала движение в двух уровнях.
Малый мостик
Малый мост близ берега Москва-реки образован одной аркой размером около 4,5 метров при ширине его в 3,5 метра. В виду того, что в этом месте овраг имеет очень небольшую глубину, подходы к мосту с двух сторон подняты насыпью. Мост сложен из кирпича и облицован камнем ноздреватого известняка. Архитектурная схема моста довольно проста: средняя проездная арка имеет по сторонам небольшие круглые ниши. На сохранившихся чертежах 1834 года архитектора Е.Д.Тюрина и чертеже архитектора Мироновского, вероятно несколько более позднего, малый мост назван «гротескным». Его первоначальная облицовка ноздреватым камнем, а также характерная кладка с широкими и глубоко западающими швами, выпуклой околкой лицевой поверхности, образующей причудливый руст, придают архитектуре моста особый романтический характер.
Средний мост
Средний мост образован одной большой аркой пролетом 10,5 метров при ширине проезжей части 4 метра и общей длине сооружения около 30 метров. Высота моста от уровня оврага составляет 6,5 метров. Мост выполнен из кирпича, причем на фасаде кирпич оставлен в своем естественном виде.
Пролет основной внешней арки уменьшен вставкой второй арки с вертикальными опорными стенками по краям. Эта вставка несколько заглублена относительно фасадной поверхности, т.е. размещена как бы в небольшой нише. Вторая внутренняя арка и вся видимая сейчас сводчатая поверхность под мостом являются более поздними добавлениями, возникшими с целью повышения устойчивости основной арки, в которой было замечено появление деформаций.
Фасадные стены моста завершены белокаменным карнизом, состоящим из высокой полки (выносной плиты), поддерживаемой выкружкой. Внешняя основная арка подчеркнута радиально поставленными рустами из белого ноздреватого известняка. Русты перемежаются с кирпичными промежутками. В центре арки помещен высокий белокаменный замок, расчлененный на три части.
Мост в средней части имеет повышение, создавшее выпуклую форму проезжей части. Поверху белокаменного карниза установлено железное решетчатое ограждение, состоящее из перекрещивающихся диагональных элементов, соединенных вверху дугами. Характерной особенностью ограждения данного моста является снижение его высоты в крайних элементах, в начале и конце моста, так, что при входе на него высота решетки доходит приблизительно до половины ее общей высоты. Криволинейные очертания этих элементов заканчиваются завитком и создают из довольно простой схемы выразительную форму, хорошо подчеркивающую въезды на мост. Данным приемом создается искусственная перспектива, вызывающая впечатление разворота ограды, тем самым четко отмечая въезды на мост.
Следует отметить, что на старом чертеже за подписью архитектора Мироновского этих крайних панелей не показано. Однако художественное впечатление, которое создает уменьшение въездных панелей, настолько связано с архитектурной моста и настолько характерно для своего времени, что данные элементы не могут быть признаны позднейшими дополнениями. Это, по-видимому, вставки выполненные еще во время самого строительства.
Большой мост
Большой мост расположен в наиболее отдаленной части оврага, где последний имеет наибольшую глубину и ширину. Помимо своего основного сооружения с пролетными арками включает выходящие на аллеи въездные части, которые доводят длину всего сооружения до 58 метров. Возвышение проезжей части над оврагом – около 6,5 метров при ширине моста 12 метров.
Большой мост образован тремя арками: центральной большого размера, пролетом 8,5 метров и крайними меньшими около 6,5 метров. Арки средняя и крайняя имеют различное очертание. Крайние арки приближаются к полуциркульной форме, средняя арка образована сложной трехцентровой кривой. В верхней части средняя арка приближается к круговому очертанию с пониженным центром большого радиуса. Круговое очертание посредством дуг малого радиуса плавно переходит на вертикальные опоры.
Мост сложен из красного кирпича и только в верхней своей части имеет элементы из белого камня – это карниз и тумбы ограждения. Поверху проезжей части установлено металлическое решетчатое ограждение, укрепленное между белокаменными массивными тумбами, открывающими въезд на мост.
Вся художественная проработка фасадов моста чрезвычайно проста и помимо перечисленных элементов включает еще плоский кирпичный руст вокруг арки. Весь облик моста, благодаря очень умеренному использованию архитектурных средств и по всему своему строю пропорций, носит строгий характер.
За время своего существования архитектура моста получила ряд изменений: была перестроена въездная часть со стороны Академии наук, значительно подняты стенки ограждения, так что их высота дошла до 3 м, переделана проезжая часть. Однако эти изменения существенно не изменили первоначальный облик моста.
Вследствие отсутствия уклонов для удаления воды, осадки проникали внутрь кладки, происходило выветривание и крошение кирпича и белокаменных деталей, что привело к утрате венчающего белокаменного карниза большого моста.  Осыпался практически весь декор архивольта арки среднего моста. У малого моста обвалилась юго-восточная ограждающая стенка, был разрушен рустованный фасад, верхняя линия моста стала плоской, а круглые ниши частью закрылись. Эти садовые мосты усадьбы "Нескучное" нуждались в реставрации.  
В 2016 - 2017 гг. на объектах прошли реставрационные работы, в ходе которых прошла вычинка кирпичной кладки стен и сводов (арок), а также произведена реставрация белокаменного карниза, столбов, пилонов и ограждений большого и среднего мостов. В результате реставрации у малого моста полностью восстановлена облицовка ноздреватым известняком, с сохранением характерной кладки с широкими и глубоко западающими швами.
По окончании реставрации мосты приняли свой исторический вид. В настоящее время они широко используются для прогулок посетителей парка, полностью сохраняя свое назначение красивых парковых сооружений.

Вид на парк Горького с Крымского моста. 2014 год

Вид с Крымского моста на парк. 2015 год

Главный вход в парк Горького. 2014 год

Отреставрированный главный вход в парк. 2015 год

Реставрация входа в парк Горького. 2014 год

Осень в парке Горького. 2014 год
2015 год

Цветы в парке. 2015 год

Парковые дорожки. 2015 год

2015 год

Фонтан «Девушка с кувшином». 2015 год

В парке. 2015 год

Крытая галерея-берсо у Пушкинского моста через Москва-реку. 2015 год

Вид у Пушкинского моста на парк. 2015 год

На Пушкинском мосту. 2015 год

Вид с Пушкинского моста на Москва-реку. 2015 год

Пушкинский мост. 2015 год

Вид с Пушкинского моста в сторону Крымского моста. 2015 год

У Пушкинского моста на Пушкинской набережной. 2015 год

Москва-река у парка Горького. 2015 год

Подъем с набережной к Пушкинскому мосту. 2015 год

В парке. 2015 год

Голицынский пруд. 2015 год

Вид с Пушкинской набережной на Москва-реку. 2015 год

Фонтан в розарии. 2015 год

Большой Голицынский пруд. 2015 год

Пушкинская набережная. 2015 год

У памятника Максиму Горькому. 2015 год

2015 год

Народная обсерватория. 2015 год

2015 год
• Новая Третьяковка – шедевры искусства ХХ столетия и актуальные течения 21 века: авангард, соцреализм, нонконформизм – Центральный дом художника (№ 10; филиал ГТГ – проводятся различные выставки современного искусства, архитектуры и дизайна, произведений художников Европы, Ближнего Востока, Азии и Америки; проводятся книжные и художественные ярмарки). 
ЦДХ — знаменитый выставочный центр России, а также часть Третьяковской галереи: здесь находится постоянная экспозиция «Искусство XX века». Здесь представлены произведения русских и советских художников: Казимира Малевича, Василия Кандинского, Марка Шагала и др.
Проект выставочного комплекса на Крымском валу начал готовиться в 1956 году. Он существенно менялся несколько раз, макеты зданий активно обсуждались горожанами и специалистами. Архитекторами окончательной версии стали Ю. Шевердяев, Н. Сукоян, М. Круглов, В. Васильева, Г. Михайловская, В. Гуторкин. Центральный дом художника открылся в 1979 году.
Композиция получившегося сооружения перекликается с планировкой Парка искусств, находящегося в непосредственной близости. Основной объем здания — простой, горизонтальный, приподнят на колоннах и открыт на парк и реку. Просматриваемые насквозь колоннада, вестибюли словно плавно переходят в аллеи парка. Выразительным акцентом здания стал контраст легкого пространства двухъярусной колоннады и массивной верхней части. Спокойная плоскость стены контрастирует с воздухом лоджий, окружающих здание. Пропорции фасада повторяют пропорции Дворца Дожей в Венеции.
ЦДХ стал уникальным центром общения и сотрудничества деятелей искусства, местом реализации значимых художественных мероприятиях и проектов. Сегодня ЦДХ располагает 27 залами общей площадью 10 000 кв. м. Сегодня здесь работает около 60 художественных галерей и организаций, проводятся ярмарки и выставки современного искусства, международные конференции и фестивали.

Здание галереи является классическим примером архитектуры раннего советского модернизма, художественного языка эпохи оттепели. Место постройки, рядом с домом в Голутвине, в котором в 1832 году родился Павел Михайлович Третьяков, представлялось удачным. 
Строительство, начатое в 1965 г., растянулось на много лет и окончательно было завершено в 1983 году. 
Здание задумывалось как продолжение ансамбля Нескучного сада и ЦПКиО им. М. Горького и было решено как крупномасштабный парковый павильон, ориентированный на набережную Москвы-реки. Здание музея, по периметру окруженное колоннадой, сравнивали с Дворцом дожей в Венеции, а вход со стороны набережной через внутренний двор предполагался парадным и торжественным.
В 1986 году было образовано Всесоюзное (с 1994 года – Всероссийское) музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея". 
В здании Третьяковской Галереи на Крымском Валу размещена постоянная экспозиция отечественного искусства ХХ века. Работы всемирно известных мастеров русского авангарда 1900-1920-х годов (К. Малевича, В. Кандинского, М. Шагала, П. Филонова, Л. Поповой) сменяются произведениями социалистического реализма 1930-х-1950-х годов. Творчество художников "сурового стиля" 1960-х демонстрируется параллельно с искусством представителей "андеграунда", положивших начало "второй волне" русского авангарда. Завершающая часть экспозиции, в которой представлены работы 1980-х-1990-х годов, носит принципиально "открытый" характер – Третьяковская галерея готова пополнять свое собрание самыми новыми и актуальными произведениями отечественных авторов.
Кроме того, в залах Галереи на Крымском Валу регулярно устраиваются разнообразные выставки классического и современного искусства отечественных и зарубежных мастеров.
Построен на фундаменте, подготовленном до войны для главного здания Президиума Академии наук СССР: «В 1938 г. по личному предложению И. Сталина было принято решение возводить главное здание Академии наук СССР на новом участке, в непосредственной близости от центра города — на набережной Москвы-реки у Крымского моста. На Крымской набережной были проведены большие подготовительные работы, сделан мощный фундамент, но дальнейшее строительство прервала война».
Первоначально в 1956 году Совет министров СССР принял постановление о строительстве двух зданий — для Третьяковской галереи и Выставочного здания Союза художников СССР. Однако в итоге по утвержденному в марте 1964 год проекту построили одно здание для двух объектов, которое открылось только в 1979 году. Основными авторами проекта здания являлись архитекторы Николай Сукоян и Юрий Шевердяев. Некоторые современные исследователи отмечают образную связь архитектуры здания с виллой Савой Ле Корбюзье.

В экспозиционных залах ЦДХ проводятся различные выставки современного искусства, архитектуры и дизайна, произведений художников Европы, Ближнего Востока, Азии и Америки. В частности, еще в 1980-е годы в залах ЦДХ была показана серия выставок художников мирового масштаба — Картье Брессона и Ив-Сен Лорана (Франция), Гюнтера Юккера (Германия), Френсиса Бэкона (Англия), Джорджо Моранди и Янниса Кунеллиса (Италия), Роберта Раушенберга и Джеймса Розенквиста (США), Сальвадора Дали (Испания), Жана Тэнгли (Швейцария), Руфино Тамайо (Мексика).

Также в ЦДХ ежегодно проходит международная ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction. Впервые ярмарка прошла в здании ЦДХ в 1999 году. Здесь же проходит Московский международный художественный салон ЦДХ, Ежегодная международная художественная ярмарка произведений современного мирового искусства «Арт Москва», международная выставка архитектуры и дизайна «Арх Москва», российские антикварные салоны.
Генеральный директор: Трегулова Зельфира.
Билет – 500 руб., а совмещенный с ГТГ – 800 руб.

Жилые дома (всего 3):

8 этажей (№ 4, 1943 год постройки). Кирпичный. Здесь же находится филиал Центральной стоматологической п-ки ВМФ, медлаборатория, офисы.

9 этажей (№ 6, 1964 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – аптека, оптика, ортопедия.

8 этажей (№ 8; 1937 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – полиция, пекарня, бургерная, медклиника, офисы. «В этом доме с 1937 года по 1960 год жил Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР, горный инженер академик Александр Александрович Скочинский». См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_16.html.

Достопримечательность и зона отдыха:

Парк культуры и отдыха им. Горького (№ 9; с этой улицы идет главный вход в парк и именно по этой улице он числится, хотя попасть в него можно и со стороны Ленинского проспекта и через Андреевскую набережную и пр.; работает с 1928 года, создавался как многофункциональное учреждение культуры, на которое возлагался комплекс культурно-просветительских и физкультурно-оздоровительных задач. В 1932 году парку было присвоено имя писателя Максима Горького. В центре парка расположен фонтан с бассейновой частью площадью более 5 тысяч квадратных метров. На территории парка также есть выставочный павильон, павильон культуры и Зеленый театр. В 1930-х годах парк посещали до 30 тысяч человек в день. Москвичи и гости столицы любовались ухоженной природой парка, смотрели любимые кинофильмы и театральные постановки, катались на аттракционах. парк мирового уровня, с пространством для отдыха, спорта, танцев и игр на свежем воздухе и посещаемостью более 20 000 человек в будние и 100 000 в выходные и праздничные дни. Бесплатный вход, Wi-fi покрытие. Площадка для поведения публичных мероприятий — Гайд-парк. Пункты проката велосипедов, коньков, катамаранов, роликовых коньков и др. Большой и Малый Голицинские пруды с островом, кафе. Пионерский пруд. Много кафе, ресторанов, выносных точек общепита. Детские игровые площадки и аттракционы. Розарий. Поле для народных гуляний и массовых мероприятий. Поляна для отдыха. Светомузыкальный фонтан. Пешеходные дорожки и скамейки. Деревья, кусты, газоны и цветники. Ажурная беседка. Эстрада. В 2014-2015 годах проходила капитальная реставрация главного входа в парк (1955 года постройки; в пилонах главного входа раньше располагались отделы дирекции парка, а в 1970-е годы — кино- и фотостудия; в 1990-е годы в одном из помещений была известная на всю Москву звукозапись, где можно было записать редкие группы и что важно при желании получить заказ в этот же день — через 2-4 часа ожидания — такой услуги не было больше ни в одной звукозаписи Москвы; а в основном помещения использовались для технических нужд парка и никогда не были доступны для посетителей), после чего в комплексе Главного входа появились музей парка, смотровая площадка с панорамным видом на парк и Москву, лекторий и сувенирный магазин, где можно приобрести в том числе и собственные духи парка (музей и смотровая площадка — платные — 300 рублей, время работы — с 11.00 до 22 или 23.00, кроме понедельников). Центр современной культуры «Гараж» – выставки и научно-образовательные программы; в 2015 году открылся в обновленном виде – в здании бывшего ресторана «Времена года»; 5 выставочных залов, медиатека, лекторий, образовательные аудитории, детский творческий центр, кинотеатр, книжный магазин, библиотека, терраса на крыше, кафе, территория в атриуме для инсталляций; перед зданием – Площадь Искусств, во дворе – выставки паблик-арта).


Парк искусств «Музеон» (между Якиманским, 3-м Голутвинским переулком, Крымской набережной и улицей Крымский Вал; с 1992 года, музей скульптуры под открытым небом, в коллекции которого — около 700 уникальных авторских работ из камня, бронзы, дерева и других материалов, представляющих большую историческую и художественную ценность. Среди них произведения известных зодчих прошлого (Е. Вучетича, В. Мухиной, С. Меркурова, И. Чайкова и др.), а также работы современных авторов; монументы советским государственным и политическим деятелям (М. Калинину, И. Сталину, Я. Свердлову, Ф. Дзержинскому с Лубянской площади и др.), писателям (М. Горькому с Белорусского вокзала), людям искусства и просто символы прошлой эпохи, которые были убраны с улиц и площадей Москвы; пешеходные дорожки, скамейки, деревья, кусты, газоны и цветники, фонтаны, площадки для отдыха, точки питания, восточные сады, сад 60-летия Победы в Великой Отечественной войне; детские игровые площадки, летний театр).

Крымский мост. Через Москву-реку. По мосту проходит Садовое кольцо (улица Крымский Вал). Предмостной площадью одного конца моста является Крымская площадь, на которой сооружена эстакада для развязки движения транспорта по Садовому кольцу и Комсомольскому проспекту на разных уровнях. Другой конец моста вливается в улицу Крымский вал, выходящую на Калужскую площадь. Единственный вантовый мост в Москве. Первый подвесной мост в Москве. Его общая длина — 688 метров. Его возвели в 1938 году из сборных конструкций всего за 56 дней. Раньше на месте современного моста находился Никольский деревянный мост (1789). Мост получил название от древнего Крымского брода, через который переправлялись крымские татары при набегах на Москву. Пилоны моста стоят отдельно и поверху не соединены. Через верх проходят цепи, закрепленные в устоях на концах моста. В 2001 году проводились работы по генеральной реконструкции Крымского моста. За это время строители заменили покрытие тротуаров и проезжей части моста. Сборные плиты дорожного покрытия были заменены на монолит. Кроме того, была обновлена гидроизоляция моста, проведена антикоррозийная обработка металлоконструкций и гранитной облицовки. Высота моста — 13 метров. Многие больные люди прыгают отсюда в реку (это почти тоже, что на асфальт).

Вид на мост от метро «Парк культуры», 2014 год

Вид с моста на Москву-реку, а также Фрунзенскую (справа) и Пушкинскую (слева) набережные. 2014 год

На Крымском мосту. Впереди — храм Покрова Пресвятой Богородицы Остоженской старообрядческой общины в Турчаниновом переулке. 2014 год

2014 год

Фото:

Панорама улицы — вид от метро «Октябрьская». 2014 год

Проезд:

От метро «Парк культуры» и «Октябрьская» пешком.


Видео:




Состояние на 16.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий