среда, 26 октября 2016 г.

Смоленская улица

Расположение:

Улица проходит по районам Арбат и Хамовники (ЦАО) от Смоленской-Сенной площади (Садовое кольцо) до Смоленской набережной Москвы-реки, Бородинского моста и Большой Дорогомиловской улицы. 

Рядом – метро «Смоленская».

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по три полосы в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон; на многих участках полосы газонов между тротуарами и проезжей частью. Озеленение слабое. Длина – около 400 метров.

История:

Возникла в XVI в. как часть дороги на Смоленск (отсюда название). Современная застройка 1950—70-х гг. (архитекторы В.Г. Гельфрейх, М.А. Минкус, Л.В. Варзар и др.). В 1961 построен д. 3, в 1960 — д. 4; в середине 1970-х гг. — гостиница «Белград» (корпуса I и II, д. 5 и 8, ныне один из корпусов — гостиница Swiss Diamond). 

Улица названа в 16 веке как начальный участок дороги на город Смоленск в России.

Нежилые объекты:

• Бородинский мост через Москву-реку соединяет Смоленскую улицу с Большой Дорогомиловской улицей. Построен в 1912 г. как памятник Бородинскому сражению, к 100-летию Отечественной войны 1812 г. На месте Бородинского моста с 1788 находился деревянный Дорогомиловский мост. В 1868 г. построен новый металлический мост с решётчатыми балочными пролётными строениями (инженеры И. Кёнинг и И. Рерберг). Современный Бородинский мост арочной конструкции с ездой поверху (проект инженера Н. Осколкова, архитектора Р. Клейна). В 1952 г. реконструирован для пропуска возросшего потока транспорта с Садового кольца к площади Киевского вокзала, на Кутузовский проспект, Можайское шоссе и в Фили (проект реконструкции инженеров Ю. Вернера, Б. Наумова, В. Лебедева, архитекторов С. Леонтовича, Т. Шахова). Архитектура в целом была сохранена, ширина увеличена с 26 до 42,4 м; длина с подходами 355 м. При въезде на мост со стороны Большой Дорогомиловской улицы, над устоями первоначально были устроены площадки с двумя гранитными обелисками с мемориальными надписями — именами героев Отечественной войны 1812 г. После переустройства обелиск и колоннада верхового фасада отнесены дальше, перпендикулярно мосту устроены лестничные сходы со спуском их на тротуар у парапета набережной. Колоннада в виде четверти окружности занимает угол между тротуаром моста и лестницей. В 2001 началась очередная капитальная реконструкция моста, в ходе которой были уничтожены практически все зеленые деревья на прилегающем холме, а часть самого холма срыта.
С 1788 г. на месте нынешнего моста существовал деревянный Дорогомиловский мост; по нему в сентябре 1812 г., после Бородинской битвы, проходили и русские и французские войска. В 1868 г. старый деревянный Дорогомиловский мост был заменен железным с верхними фермами. В 1912 г. из-за все усиливающегося движения к Киевскому вокзалу пришлось построить новый мост (архитектор: Р. Клейн; инженеры: Н. Осколков, М. Щёкотов), который в честь столетия со дня сражения при Бородине был назван Бородинским. В 1952 г. мост был перестроен под руководством Ю. Вернера. Несущие быки и береговые строения были надстроены в высоту и ширину; проезжая часть расширена до 42.6 м в ширину. На берегах были устроены арки шириной 26 м для развязки движения по Ростовской и Бережковской набережным. Общая длина моста, включая подходы, достигла 352 м. 
В 1999-2001 гг. обветшавший мост еще раз перестроили с изменением конструкции. 
Современный мост сохранил клейновские обелиски и портики.
Пешеходный Бородинский мост соединяет Смоленску улицу с Большой Дорогомиловской улицей и Киевским вокзалом. Первый постоянный мост был построен на этом месте в конце XVIII века. Именно по нему в 1812 году русские войска отступали, покидая Москву. В 1837 году в честь 25-летия знаменитого сражения мост получил название Бородинский. К маю 1868 года ненадежный деревянный мост наконец заменили железным, на каменных быках. Авторами проекта стали архитекторы И. Ф. Кёнинг и И. Ф. Рерберг.
В 1911 году с появлением Брянского вокзала (нынешний Киевский) Бородинский мост пришлось расширить. Так у моста появились три арочных пролета, по 12 арок в каждом. Над каждым устоем была устроена площадка с гранитным обелиском в память об Отечественной войне. Береговые сооружения моста имитировали бастионы, а чугунную решетку парапета украшали медальоны с изображениями военных атрибутов. В проектировании и постройке моста принимали участие проектировщики Н. И. Осколков, П. П. Щёкотов и Р. И. Клейн, архитектор Г. Б. Бархин, скульптор А. Л. Обер.
После очередной реконструкции 1952 года ширина проезжей части моста была увеличена до 42,6 метров, а длина достигла 355 метров (включая подходы).
Мост еще раз реконструировался в 1999–2001 годах: прежние опоры оставили, но расширили и надстроили, а несущие пролеты были заменены полностью. Сохранились и обелиски с портиками, а вот от арочной конструкции ничего не осталось: ее имитируют криволинейные фартуки из стали, маскирующие мостовые балки.
Нынешняя конструкция моста, к сожалению, жалкая пародия на то, что было до последней реконструкции. Арочные пролеты, хорошо видимые на предпоследнем фото, были заменены на прямые балочные - мост потерял свою былую красоту. Профиль проезжей части на мосту также сильно изменился, до реконструкции он был гораздо спрямленнее.
• Бывший доходный дом Орловых (№ 4/1, начало 20 века).

• Гостиница «Золотое Кольцо» Управления делами Президента РФ 5* (№ 5; бывшая гостиница «Белград», 1973 год постройки, реконструкция – 2003 года — с изменением названия). Несколько лет назад подверглась реконструкции, главным образом, замене фасадов.

Гостиница «Золотое кольцо» располагается в центральной части столицы. Она входит в сеть отелей при Управлении делами президента Российской Федерации.
Здание построено в 1970 году по образцу классической индустриальной постройки советского периода. Он назывался «Белград 2».
Реконструкция гостиницы происходила в 1994-1998 годах, после этого она стала называться «Золотое кольцо». Она приобрела современный вид. Над проектами интерьеров внутренних помещений трудились итальянские и швейцарские дизайнеры. В советское время гостиница пользовалась большой популярностью среди туристов из разных стран.
Сейчас отель включает 293 номера, из них два люкса. На его территории расположены конференц-залы, современный оздоровительный центр, рестораны, бары. В гостинице находится собственный кондитерский цех. Открытый после реставрационных работ ресторан «Панорама» на 23-м этаже стал первым в Москве панорамным рестораном в отеле.

• AZIMUT Отель Смоленская Москва 4* (№ 8; 1976 год постройки). 

Двадцатитрёхэтажное здание-близнец, построенное в 1973 году по проекту архитекторов В. Гельфрейха, В. Соколова, А. Кузьмина.

Бывшая гостиница «Белград». Реконструирована в 2003 году.

Повторная реконструкция проведена в 2015–17 гг. по современным требованиям гостиничной сети Azimut Hotels Company по проекту столичного архитектурного бюро T+T Architects.

На крыше здания возведена овальная стеклянная надстройка двухэтажного ресторана (22-23 этажи).
Обновлённая гостиница открылась 17 июня 2017 года.

Жилые дома:

7 этажей (№ 3, 1961 год постройки). Кирпичный.

7 этажей (№ 6, 1973 год постройки). Кирпичный.

9 этажей (№ 7). 1973 год постройки. Кирпичный.

9 этажей (№ 10, 1964 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – Научно-мемориальный музей С. Эйзенштейна, салон красоты и пр. «Здесь с 1962 года по 1968 год жил и работал советский кинорежиссёр, народный артист СССР Иван Александрович Пырьев».

Научно-мемориальный музей С. Эйзенштейна был организован в 1965 году по завещанию жены Эйзенштейна Перы Аташевой, передавшей Союзу Кинематографистов все личные вещи, документы, книги, рукописи, рисунки и фотографии Эйзенштейна, хранившиеся в его квартире на Смоленской улице. Весь архив режиссёра был сдан на хранение ЦГАЛИ, а вещи и библиотека вошли в фонд научно-мемориального кабинета. Библиотека Эйзенштейна составляет 4000 книг на четырёх языках, сохранивших рукописные пометки Эйзенштейна. Среди хранящихся в кабинете картин и гравюр - произведения Пиранези, Леже, Фриды Кало, гуашные плакаты театра Кабуки.

Нумерация зданий нестрогая.

Достопримечательности:

Научно-мемориальный музей С. Эйзенштейна (№ 10).

Бывший доходный дом Орловых (№ 4/1).

Проезд:

От метро «Смоленская» пешком через Смоленскую и Смоленскую-Сенную площади и на автобусе № 132, троллейбусе № 39 (проезжают всю улицу).


Видео:




Состояние на 16.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий