пятница, 7 октября 2016 г.

Гранатный переулок

Расположение:

Переулок проходит по Пресненскому району (ЦАО) от улицы Спиридоновка до Вспольного переулка.

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону улицы Спиридоновка. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение хорошее. Много оград. Длина – около 450 метров.

История:

Переулок назван в 16 веке по Гранатному двору (заводу по производству артиллерийских снарядов — гранат), подведомственному Пушкарскому приказу, который находился тут до 1712 года (возможно, он находился на месте дома № 3/5).

Гранатный двор – казённая мануфактура, подведомственная Пушкарскому приказу. Изготовляла гранаты (разрывные артиллерийские снаряды). 
Создан в середине 17 в. в западной части Земляного города, за Никитскими воротами. Занимал площадь свыше 2 га вдоль Гранатной улицы (позднее — переулок). 
В 1670-х гг. часть его территории занимал постоялый двор для восточных купцов. 
Гранатный двор был основным хранилищем в Москве артиллерийских боеприпасов до пожара 1712 г., когда взорвались погреба с порохом и снарядами. 
Название XVII века, первоначально – Гранатная улица, дано по находившемуся здесь Гранатному двору - военному заводу, на котором изготавливались артиллерийские снаряды — гранаты. После пожара 1712 г. двор был перенесен в другое место, а с середины XVIII в. улицу постепенно заняли дворянские владения.
В начале 1970-х гг. при реставрационных работах обнаружено одно из зданий Гранатного двора — каменные палаты 17 в. (улица Спиридоновка, 3/5). 
В середине 18 в. принадлежали князю М. Долгорукому, в начале 19 в. — дом причта церкви Большого Вознесения, затем — во владении различных купеческих семей. 
Неоднократно переделывалось, в результате утратив первоначальный облик. 
К 17 в. восходят Г-образное построение двухэтажного объёма здания, его внутренняя планировка, белокаменное сводчатое помещение, немногочисленные фрагменты декора (лопатки, карнизы). 

Современный наружный облик здания (с каменными трубами-дымниками, крытым крыльцом и гульбищем) — результат реставрационно-восстановительных работ 1980 — 1990-х гг. Гранатный двор в 1712 г. был перенесён на Васильевский луг — до постройки на этой территории Воспитательного дома. 

В 1733—35 гг. на Симоновском валу (между Крутицким подворьем и Симоновым монастырём) был построен Гранатный двор — так называемый Артиллерийский полевой новый двор, пороховые погреба которого находились здесь до 1917 г.

После пожара 1712 года, когда здесь взрывались пороховые погреба, он был перенесен на Васильевский луг.

В 1949-1994 годах — улица Щусева (в честь архитектора Алексея Щусева (1873-1949), потому что в переулке находится Центральный дом архитектора, бывший Союз архитекторов СССР).

Нежилые объекты:

• Посольство ЮАР (№ 1, стр. 9). Трехэтажное здание.
• Офисное здание (№ 1а).
• УВД по ЦАО: управление вневедомственной охраны (№ 3, стр. 1). 
Ранее здесь располагалось 83-е отделение милиции. 
• Бывшая усадьба Платона Зубова-младшего – дом Леонтьевых (№ 4, стр. 1).
Дом сына убийцы Павла I. 
Построен (по другой версии, перестроен из бывшей усадьбы Трубецких) в 1846 г. графом Платоном Николаевичем Зубовым, племянником последнего фаворита Екатерины II Платона Зубова и сыном Николая Зубова, наиболее активного из цареубийц, нанесшего смертельный удар императору табакеркой по голове. 
По матери П. Н. Зубов был внуком знаменитого полководца А.В. Суворова и, располагая немалым состоянием, занимался коллекционированием. Возможно, поэтому в его доме сделаны такие необычно большие окна, освещавшие домашнюю галерею (может быть, этот дом был и выстроен для его собрания живописи).
В начале XX века усадьба принадлежала фабриканту Леонтьеву и в 1913 году едва не была снесена для постройки на этом месте доходного дома.

Ампирный усадебный дом с шестиколонным тосканским портиком и мезонином, увенчанным бельведером, стоящий в глубине двора тихого переулка, был построен в 1830-х годах предположительно архитектором послепожарной Москвы А.Г. Григорьевым.
Это был не первый дом во владении. До XVIII в. здесь и далее до дома №8 находился Гранатный двор (отсюда название переулка), где хранились порох, снаряды и т.п. Все это сгорело в жестоком пожаре с многочисленными жертвами. Подобное начало истории места задало тон всем последующим строениям.
При следующем владельце А.И. Кикине здесь стояли каменные палаты, которые были проданы в 1733 г. братьям Орловым, а в 1763 г. канцелярии лейб-гвардии Преображенского полка. К 1800 г. строения пришли в такое негодное состояние, что их пришлось снести, а участок продать. Новая владелица княжна Голицына построила в 1804 г. двухэтажное здание с первым каменным этажом, сгоревшее в пожар 1812 года.
Прошло более 20 лет, прежде чем на пепелище был построен нынешний дом для внука великого полководца А.В. Суворова и племянника екатерининского фаворита Платона Зубова, так же Платона Николаевича Зубова. Его дочь Любовь вышла замуж за героя Отечественной войны 1812 г. генерала Ивана Сергеевича Леонтьева, в 1850-х гг. владение перешло их наследникам.
В 1913 г. дом оказался под угрозой, на его месте решили построить многоэтажный доходный дом. Уже сломали крышу и пол, но помешала Первая мировая война. Через десять лет особняк восстановили, воссоздав мезонин с бельведером, наличники, решетки террас, и здесь разместилась палата мер и весов.
От улицы особняк отделяет решетка, копия ограды дома Гагарина на Новинском бульваре, погибшая в 1941 году.
В настоящее время общественность борется за создание в доме музея А.В. Суворова.
• Центральный дом архитектора (№ 7, стр. 1; бывший главный дом городской усадьбы жены потомственного почетного гражданина Анны-Луизы Леман, 1899 год постройки; в советское время – Союз архитекторов СССР; во дворе – памятник архитектору А. Щусеву с пристройкой 1941 года). 

Особняк в Гранатном переулке, более известный как «Дом архитектора», был построен в 1896 году во владении потомственной почетной гражданки Анны-Луизы Леман известным архитектором Адольфом Эрихсоном. Он спроектировал особняк в модном тогда неоготическом стиле, с нарядно декорированным фасадом, где сочетаются белокаменные резные детали и красный кирпич, со стрельчатыми окнами, высокими щипцовыми кровлями и парадным крыльцом с балконной площадкой наверху.
Внутри особняк был отделан богато и с изяществом. Декоративное оформление помещений выполнено в разных стилях: классическом, барокко, готическом. Композиционный центр дома – двухэтажный холл с парадной деревянной лестницей и обходной арочной галереей наверху, рядом – парадные гостиные залы и библиотека. Внутреннее убранство особняка сохранилось почти в первоначальном виде, утрачена была только большая часть мебели и некоторые детали интерьера.
Через несколько лет после постройки особняк был продан Петру Александровичу Базилевскому. Он происходил из старинного дворянского рода, был чиновником по особым поручениям при московском генерал-губернаторе великом князе Сергее Александровиче, потом камергером Двора Его Величества, позже – шталмейстером. Имел чин действительного статского советника, был последним предводителем дворянства Московской губернии. Был известен своей деятельностью в сфере государственной благотворительности, много делал по линии ведомства учреждений императрицы Марии (занимавшегося организацией и содержанием благотворительных учреждений за счет государственной казны).
После большевистского переворота 1917 года особняк был национализирован. Здесь размещались разные учреждения: главный штаб Реввоенсовета, в 1920-х годах – центральное бюро по обслуживанию иностранцев, в начале 1930-х – канцелярия посольства Франции.
В 1937 году дом был передан Союзу архитекторов СССР. Вскоре к особняку была сделана пристройка – новое здание со зрительным залом и рестораном (архитекторы А. Буров, А. Власов, М. Мержанов). В феврале 1941 года в здании открылся Центральный дом архитектора, который располагается здесь по сей день.

Творческий клуб работников архитектуры и строительства. 
Основан в 1932 г. и работает под руководством Президиума Союза московских архитекторов. 
В ЦДА проводятся конференции, научно-методические семинары, конференции по вопросам архитектуры и строительства, а также доклады, лекции, встречи с мастерами архитектуры и деятелями науки и искусства, выставки, концерты, спектакли, просмотры кинофильмов.
ЦДА занимает комплекс из трёх зданий. 

Первоначально размещался в особняке, выстроенном в 1896 для А.-Л. Леман в духе неоготики по проекту А. Эрихсона. 

Снаружи двухэтажному зданию приданы чёткие гранёные формы, крестообразное построение его объёмов подчёркнуто высокими коньковыми крышами, в наружном декоре использовано множество тонко проработанных и вертикально вытянутых деталей (арочные обрамления и переплёты окон, оформляющие углы лопатки и колонки, аркатурные пояса и т.д.). 

В построении внутреннего пространства доминирует центральный холл с арочной обходной галереей и свободно развёрнутой 3-маршевой деревянной лестницей; группирующиеся вокруг него помещения отделаны в различных стилях — неоготики, необарокко, неорококо. 

В 1939—41 гг. к особняку Леман архитекторы А. Буров и Д. Бурдин пристроили новое здание, которое прикрыл приставной фасад-декорация, выполненный по проекту Бурова в духе итальянской архитектуры 15 в. (в качестве образца были воспроизведены гармоничные пропорции здания на фреске Пьеро делла Франческа в Ареццо). Плоскость фасада, прорезанного тремя арочными порталами, облицована тёмно-красной керамической плиткой, для декоративной отделки использованы светло-серый мрамор и белый искусственный камень, золотая смальта; накладной майоликовый картуш с изображением схемы генерального плана Москвы выполнен по эскизу В. Фаворского, внутренние помещения (фойе, выставочный зал, актовый зал, сохранивший первоначальные сюжетные рельефы, лепнину и осветительную арматуру) — по проектам А. Власова. 

В 1975 г. пристроен ещё один корпус (архитектор Б. Тхор).

Стены красного кирпича резко контрастируют с белокаменными резными деталями. Привлекают к себе внимание островерхие кровли особняка с ажурными украшениями. Разнообразны интерьеры его, отделанные ценным деревом, лепными украшениями. 

До советской власти он принадлежал московскому губернскому предводителю дворянства П. Базилевскому. 

В 1919 г. здесь помещался Всероссийский главный штаб Реввоенсовета, в 1920-х гг. — центральное бюро по обслуживанию иностранцев, в 1933—37 гг. — канцелярия французского посольства.

С 1937 г. — Центральный дом архитектора.

– Стр. 2. Корпус служб бывшей городской усадьбы А. Леман.
Памятник Щусеву А.
Памятник архитектору Щусеву Алексею установлен напротив напротив Центрального дома архитекторов. Проект памятника принадлежит архитектору Б. Тхору, а исполнение скульптору И. Рукавишникову. 

Щусев А. участвовал в разработке и выполнении множества известных архитектурных творений. Например, это хорошо сохранившаяся до сих пор московская Марфо-Мариинская обитель с церковью Св. Марфы и Св. Марии в больничном корпусе (1909) и собором Покрова Богородицы, ставшим композиционным центром всего ансамбля (1908—1912), также Щусев стал победителем заказного конкурса на комплекс зданий Казанского вокзала в Москве и в конце 1911 года его официально утвердили главным архитектором строительства. В советский период талант Щусева также был востребован - в  1918—1923 годы он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва». Этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада. Проект был направлен на четкое зонирование территории, сохранение исторического центра и множества отдельных старинных общественных зданий и храмов, развитие «зеленых клиньев» от центра к периферии, реконструкцию ряда магистралей, московского речного порта и железнодорожного узла и пр. Также именно Щусев спроектировал мавзолей на Красной площади.
• Союз архитекторов России (№ 9). 

Бывший доходный дом (1876, архитектор В. Карнеев). 

Реконструированный и надстроенный жилой дом (архитекторы Р. Семерджиева, Б. Тхора и др.).

• Офисное или жилое здание (№ 10).

Дом принадлежал издателю С. Скирмуету. Он был сиротой, воспитывала его тетка и, конечно же, отдала его в военное училище – обеспеченное будущее, карьера. Скирмунт окончил Александровское училище, дослужился до чина штабс-капитана, но военной службы не любил. Неожиданно он получил известие, что его ожидает наследство: скончался дальний родственник, помещик, одиноко живший на степном хуторе (рассказывали, что с ним был только медведь, приученный пить французский коньяк), не имевший наследников. Скирмунт получил два с половиной миллиона, степные хутора и земли. В 30 лет он вышел в отставку и постарался разумно употребить "шалые", как он говорил, деньги. Около ста тысяч он пожертвовал "Обществу содействия устройству общедоступных народных развлечений", в котором участвовали Станиславский, Немирович-Данченко, Корш, основал на паях с прогрессивным публицистом В. Крандиевским либеральное издательство "Труд", сблизился с М. Горьким, через которого щедро финансировал революционные организации.

Горький часто останавливался у него в доме, здесь он встречался с И. Буниным, С. Скитальцем, Л. Андреевым. Здесь жил и Крандиевский, дочь которого, Н. Крандиевская-Толстая, оставила воспоминания о Гранатном переулке: "Дом Скирмунта, в котором я росла и начинала жить выходил на улицу одними только воротами на каменных столбах. От ворот аллея густых елок выводила на широкий двор, где обширно раскинулся двухэтажный купеческий особняк. Каменная терраса и балкон выходили на противоположную сторону, в сад. В нем водились соловьи". 
Сам же Гранатный переулок в конце 19 в. был патриархальный, тихий, весь в зелени. Узкие тротуары, поросшие травкой. Особняки, сады, заборы, за которыми благоухают сирень и липы, летит белый пух с тополя.

До начала 1980-х годов здесь располагалось посольство Северной Кореи.

• Офисно-жилое здание (№ 11, стр. 2, 3).

• Общероссийская общественная организация «Союз архитекторов России» (№ 12).

• Посольство Таджикистана (№ 13). 
Небольшой неоклассический особняк в Гранатном переулке был построен в 1899-1900 годах для Вильгельмины Ивановны Рекк, жены известного предпринимателя Якова Андреевича Рекка, основателя одной из крупнейших домостроительных компаний Москвы – Московского торгово-строительного акционерного общества.
На рубеже веков Рекк взялся за реализацию в Москве новой идеи, пришедшей из Европы – строить особняки «под ключ», то есть полностью оснащенными и готовыми для жизни, для последующей их перепродажи. Целью Якова Рекка было, по его же собственным словам, «украсить Москву стильными домами, которые, имея технические удобства западноевропейских городских строений, в то же время не убивали бы национального колорита Москвы». За годы деятельности строительного общества Рекка им было построено немало особняков в стиле модерн, и в неоклассическом стиле. Одним из таких домов был, по всей видимости, и особняк в Гранатном переулке.
Особняк был построен в стиле неогрек с элементами неоклассицизма, в его проектировании принимал участие известный архитектор Владимир Владимирович Шервуд. Позже, в 1905 году, к зданию с правой стороны была сделана пристройка, выполненная по проекту другого видного архитектора начала ХХ века - Владимира Дмитриевича Адамовича. Ассиметрично решенный фасад особняка украшен изящным лепным декором – наличники окон (особенно пышно оформлено большое окно пристройки), карниз, фризы с сюжетами на античные темы – в композиции портика второго этажа и над окном пристройки. Портик второго этажа, расположенный над входом в здание, оформлен двумя колоннами ионического ордера и увенчан фронтоном. В особняке частично сохранилось декоративное убранство интерьеров, выполненное так же в неоклассическом стиле.
Некоторое время спустя после окончания строительства, особняк был продан потомственному почетному гражданину, купцу 1-й гильдии Николаю Алексеевичу Протопопову. Протопопов дослужился до чина действительного статского советника, был выборным Московского купеческого сословия, управляющим Российского общества Красного Креста, почетным членом Совета детских приютов. Немало сделал он и на ниве благотворительности – в частности, пожертвовал средства на строительство и содержание Московского коммерческого института в Стремянном переулке; также на его средства был создан Ассирийский зал в Музее изящных искусств (нынешний Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Протопопов был связан тесными узами с семьей купцов Бахрушиных – его женой была Клавдия Александровна Бахрушина (сестра основателя Театрального музея Алексея Александровича Бахрушина).
Последние несколько лет перед революцией 1917 года особняком в Гранатном переулке владел потомственный дворянин Семен Александрович Назаров.
После национализации дома здесь размещались различные советские учреждения, среди которых Высший военный совет Народного комиссариата по военным делам и общежитие Красного Интернационала профсоюзов.


Бывший особняк дочери предпринимателя Якова Рекка Вильгельмины Рекк — купца Николая Протопопова — потомственного дворянина Семена Назарова; 1900 год постройки, с фризом на античные сюжеты и портиком ионического ордера; в советское время тут находились Высший военный совет Наркомата по военным делам, общежитие для членов Интернационала профсоюзов и некоторые другие учреждения). 

Раньше на месте этого дома стоял дом Ступишиных под номером 11, где в 1895 — 1900 годах жил театральный режиссер Владимир Немирович-Данченко, бывал композитор Александр Бородин в 1869 году у тётки жены Е. Ступишиной. В тот приезд композитор написал один из лучших своих романсов «Море» на собственный текст и начал работу над оперой «Князь Игорь» и Второй симфонией, которую Стасов назвал «Богатырской». 

В 1895 — 1900 гг. тут жил режиссёр В. Немирович-Данченко, и надо думать, что он отсюда уехал на встречу в ресторане «Славянский базар» на Никольской, которая положила начало Художественному театру.

В 1918 г. в особняке находился Высший военный совет народного комиссариата по военным делам, потом управление по командному составу Всероссийского главного штаба, а в 1920-х гг. — общежитие Красного Интернационала профессиональных союзов.

• Офисное здание (№ 24/4). 2 этажа.

Жилые дома:

5 этажей (№ 2, стр. 1 и 2; конец 19 – начало 20 веков; бывший доходный дом купцов Армянских; здесь снимал квартиру писатель Борис Зайцев, у которого были многие писатели и поэты, в том числе Андрей Белый, Федор Сологуб, Иван Бунин).
Угловой дом под номером 2/9 был построен в 1902 году для купцов, братьев Михаила и Николая Армянских. В 1897 г. они купили владение в месте схода улицы Спиридоновки и Гранатного переулка, на самой стрелке. Угловой доходный дом возводился в два этапа: в 1899 г. вдоль Гранатного пер. был выстроен трехэтажный каменный дом в эклектическом стиле по проекту архитектора Г.А. Кайзера (1860-1931), а в 1902 г. архитектор В.А. Величкин (1863-1921), автор гостиницы «Савой» в Москве, мастер московского модерна, возвел массивное четырехэтажное здание, примкнувшее к дому в Гранатном и продолжившееся по периметру Спиридоновки. Фасад был декорирован уже в стиле модерн. Нынешний вид дом обрел в конце 1930-х годов, когда его четырехэтажную часть надстроили одним этажом, а трехэтажную - двумя.
До 1917 г. в доме проживала многочисленная семья его владельцев. Н.П. Армянский состоял членом Русского фотографического общества. Его брат М.П. Армянский был одним из учредителей Общества любителей лыжного спорта, регулярно устраивавшего прогулки и соревнования и дававшего музыкальные и танцевальные вечера. В кв. 21 находилось частное училище для детей обоего пола, которым заведовала А.Ф. Армянская. С момента постройки в квартире на первом этаже жил архитектор Величкин. В кв. 31 располагалась редакция исторического и литературоведческого журнала «Голос минувшего». Там же проживал с семьей редактор С. Мельгунов. С начала 1900-х годов вплоть до 1934 г. в кв. 18 жил доктор медицинских наук, хирург А. Мартынов. Он возглавлял госпитальную хирургическую клинику Московского университета, и также вел прием больных на дому. Здесь также жили: семья архитектора С. Залесского, автора «Военторга» на Воздвиженке, фрейлина императрицы Е. Долгорукова, инспектор Московской казанской железной дороги И. Разумихин, балетмейстер Большого театра А. Горский, артист императорских театров Н. Каждан, педагог Народной консерватории Я. Лосев, вдова подполковника О. Повалишина, портниха Е. Еремина и врачи В. Рябинкин и Н. Селивановский.
С 1916 г. в доме Армянских снимал квартиру основатель Московского камерного театра А. Таиров вместе с женой, актрисой А. Коонен. В районе Спиридоновки жило много общих друзей Таирова и Коонен. После революции доходный дом был национализирован и передан в управление жилому товариществу. Часть семей осталась в своих старых квартирах (среди них – Я. Лосев, хирург А. Мартынов и архитектор С. Залесский). Но большую часть дома заняли новые жильцы, среди которых оказалась Е. Петровых, сестра поэта и переводчицы М. Петровых, в 1924 г. поселившаяся в квартире архитектора Залесского. По воспоминаниям Е. Петровых, в то время владельцам квартир разрешалось «самоуплотняться», т.е. пускать в свою квартиру жильцов по своему усмотрению. С. Залесский отдал часть квартиры семье своего чертежника и сестрам Петровых. Возникла коммунальная квартира, где все проживающие были хорошими знакомыми хозяев, и поэтому скандалы отсутствовали. В Марию Петровых был безответно влюблен поэт О.Э. Мандельштам. В ее квартире литературная Москва того времени устраивала богемные и танцевальные вечеринки. В квартире Залесского одну комнату занимал сын Саввы Морозова С.С. Морозов, которого содержал на своем довольствии театр, основанный его отцом.
В начале 1930-х гг. трехэтажную часть дома по Гранатному переулку надстроили двумя этажами - специально для актеров и сотрудников Государственного театра им. В.Э. Мейерхольда. К 1933 г. все работы были закончены, и в новые квартиры въехали художник А. Арапов, драматург Н. Эрдман, актеры Е. Самойлов, М. Царев, Н. Боголюбов.
В 1974 г. все квартиры расселили, в доме провели капитальную реконструкцию, после которой в дом въехали новые жильцы - Герой Советского Союза, летчик-испытатель М. Галлай, актриса В. Орлова, главный редактор газеты «Московский комсомолец» П. Гусев, певица Е. Шаврина, актер В. Этуш, дзюдоист, чемпион Олимпийских игр в Монреале С. Новиков.
В массивном здании-утюге, сформировавшем угол улицы Спиридоновки и Гранатного переулка, снимал квартиру писатель Б. Зайцев. С 1906 г. у него часто собирались журналисты, редакторы, издатели, литераторы – В. Вересаев, В. Ходасевич, И. Бунин.
В наши дни в доме по-прежнему находятся жилые квартиры, за исключением первого этажа, на нем располагаются: галерея современного искусства «Открытый клуб», стоматологическая клиника, флористический салон, карате-клуб, магазин «Винотека» и др. организации.

Дом № 2 состоит из двух частей, построенных в разное время. Угловая часть (стр. 2) – 1899 г. (архитектор Г. Кайзер), другая (стр. 1) – 1902 г. (архитектор В. Величкин).

Когда купцы Армянские приобрели этот участок, то они в 1899 г. выстроили по проекту архитектора Г. Кайзера жилой дом по Гранатному переулку, а в 1902 г. застроили острый угол жилым зданием по проекту В. Величкина.

Здесь снимал квартиру писатель Борис Зайцев: "В доме Армянских много у нас уже бывало народу. Бальмонт, Сологуб, Городецкий, Чулков, Андрей Белый. И, конечно, бывал здесь Иван Александрович Бунин. Дух был богемский и бестолковый. Путано, шумно, нехозяйственно, но весело. И весьма молодо. На одном сборище таком встретил он у нас тихую барышню с леонардовскими глазами, из старинной дворянской семьи. Вера Николаевна Муромцева жила у родителей в Скатертном, училась на курсах, вела жизнь степенную и просвещенную. С моей женой была в давнишних добрых отношениях. Тот вечер закончился частью в Литературном кружке, частью в "Большой Московской, – очень поздно, и вряд ли мог кто-либо подумать, что недалеко время, когда обратится Вера Николаевна Муромцева в Веру Николаевну Бунину. Но это именно и случилось. И весной следующего года уехали они в дальнее путешествие".

Тут находилась редакция журнала "Шахматный вестник", а также исторического журнала "Голос минувшего" и перед Октябрьским переворотом, и после него. Редактор журнала С. Мельгунов был вынужден эмигрировать, за границей он продолжал выпускать журнал, в котором появилось множество ценных исторических материалов и исследований.

В этом доме в 1903 – 1906 гг. была квартира балетмейстера А. Горского, артистов М. Жарова и Л. Свердлина.

В этом доме с 1978 по 1998 год жил летчик-испытатель СССР, писатель Марк Галлай, инструктор первого отряда космонавтов СССР.

3 этажа (№ 3, стр. 2; 1886 год постройки; здесь жила семья Сахаровых и прошли молодые годы академика Андрея Сахарова). 

В этом доме, построенном по проекту архитектора С. Эйбушитца, вырос учёный и правозащитник академик Андрей Сахаров. Здесь находилась квартира его отца, преподавателя физики и автора учебников Д. Сахарова. В своих воспоминания учёный писал, что его семья жила в двух комнатах коммунальной квартиры на втором этаже: «В большой комнате у нас располагались спальня и столовая, стояли школьные столики детей и огромный рояль, занимавший четверть комнаты».

Семья Сахаровых переехала сюда из Мерзляковского переулка, когда Андрею было несколько месяцев, и прожила здесь до начала войны.

Но может быть речь идет о соседнем доме 1А? Дом 3 построен союзом архитекторов в советское время.

9 этажей (№ 6; 2010 год постройки).

8 этажей (№ 8; 2011 год постройки). Элитный жилой комплекс «Гранатный палас». 17 квартир площадью до 990 кв. м. Инфраструктура дома включает в себя тренажерный зал, бассейн, сауну, бильярдную, детскую комнату, бар, подземный паркинг, многоуровневую систему охраны. Во внутреннем дворе – прогулочная аллея. 

Раньше здесь было здание Московского педагогического колледжа № 3.
9 этажей (№ 10; 1978 год постройки; дом ЦК КПСС; здесь жили Н. Байбаков, Г. Брежнева, М. Горбачев, Г. Павлов и др.). «Видный государственный деятель герой социалистического труда, министр нефтяной промышленности СССР, председатель Госплана СССР Николай Константинович Байбаков жил в этом доме с 1978 по 2008 год». См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_935.html.

Так называемый спецдом № 3 с нестандартным этажом. Дом был построен по инициативе управделами ЦК КПСС Г. Павлова и предназначался самым высокопоставленным чиновникам. Здесь должна была быть квартира Л. Брежнева – один из этажей заметно выше остальных, но генсек не пожелал переехать на новое место со своей квартиры на Кутузовском проспекте. Здесь до 1993 года проживала его дочь Галина.

Большой дом, архитектурно не похожий ни на один цековский, но легко узнаваемый по стилю, раскинулся в парковой зоне, рядом с Домом приемов МИДа. Просторный вестибюль, три лифта, большая территория с вековыми дубами, несколько теплых гаражных боксов на территории сделали этот дом самым значительным жилым проектом брежневского периода. Квартира самого генсека находилась на 6-м этаже, занимая его почти целиком, и заметно выделялась среди других квартир из-за большей высоты потолков. Это видно и сейчас: если посмотреть на дом, то видно, что окна на 6-м этаже больше по высоте, чем соседние снизу и сверху. Но генсек, видимо, постеснялся занимать целый этаж, так что так сюда и не переехал. Дом ещё известен как дом Павлова (не путать с тёзкой в Сталинграде) назван в честь управделами ЦК КПСС Георгия Павловa (занимал этот пост до Николая Кручины). Он здесь жил и выбросился 6 октября 1991 года из окна своей квартиры. 

В доме некоторое время жил М. Горбачёв.

Сейчас тут живет Руслан Хасбулатов.

4 этажа (№ 11, стр. 1; 1910 год постройки).

Достопримечательности:

Здания 19 – начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Баррикадная» на автобусе № 64 и троллейбусе № 79 до остановки «Улица Спиридоновка» (на Садово-Кудринской улице) и пешком через улицу Спиридоновка. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 9.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий