четверг, 27 октября 2016 г.

Филипповский переулок

Расположение:

Переулок проходит по району Арбат (ЦАО) от переулка Сивцев Вражек до Малого Афанасьевского переулка. 

Рядом – Бульварное кольцо. 

Недалеко – метро «Арбатская».

Описание:

Переулок с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 200 метров.

История:

Изначально – Протасьевский переулок (по одному из местных домовладельцев).

В 16 веке – Иконная улица (по находившимся здесь Изографской конторе (изография – с греч. «иконопись») и слободе иконописцев).

Переулок назван в 17-18 веках и снова в 1993 году по храму святителя Филиппа, митрополита Московского, который здесь находится.

В 1959 – 1993 годах – Аксаков переулок (по фамилии писателя Сергея Аксакова (1791-1859), который в 1849-1851 годах снимал квартиру в доме № 9 этого переулка (не сохранился), где устраивались «аксаковские субботы», посещавшиеся представителями литературных кругов Москвы).

Нежилые объекты:

• Православный храм святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, «что на Сивцевом Вражке» (№ 3).

Церковь расположена в плотном окружении многоэтажных домов, однако её колокольня, вынесенная на красную линию переулка, является важным архитектурным акцентом фронта его застройки. Церковь стоит между Большим Афанасьевским и Филипповским переулками, занимая всю ширину квартала. Сейчас церковь отделена от Сивцева Вражка одним домом, построенным на церковной земле в 1914 году по проекту М. Холмогорова.

Центральное викариатство, Центральное благочиние. Патриаршее подворье. 

Главный престол – Спаса Нерукотворного образа. Приделы: свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских и свт. Николая Чудотворца. 

История: построен в конце 17-начале 18 вв. на подворье Кирилло-Белозерского мон-ря. Перестраивался, в том числе, после опустошения от войск Наполеона в 1812 г. В 1932 – 1992 гг. – закрыт и сильно пострадал. В сер. 19 в. был построен фактически снова с сохранением нижней части стен здания 17 в. В 1932 г. закрыт и пострадал (размещались склады и разные производства). В 1992 г. снова открыт. 

Переулок Сивцев Вражек прошёл по руслу старинной речки Сивки. Речка впадала в бурный ручей Черторый, протекавший вдоль Пречистенского (Гоголевского) бульвара. На холме, над Сивкой и была построена деревянная церковь. Время её основания остаётся неизвестным. В приходно-расходных книгах Патриаршего приказа под 1631 годом церковь Афанасия и Кирилла значится как новоприбылая, то есть вновь построенная. Прихожанами церкви в 17 веке были москвичи, обслуживающие царский двор, в приходе было около 30 дворов.
Построена в 1688 г. на средства стольника Ф. Косьмина на том месте, где, по преданию, в 16 в. находился загородный двор московского митрополита Филиппа Колычева. 
Документально первая деревянная церковь зафиксирована здесь, на правом берегу ручья Черторыя, с 1635 г., когда на этой территории располагалась иконописная слобода.
Каменная церковь Афанасия и Кирилла с Никольским приделом была построена и отделана к 1710 году. Прихожанами в 18 веке были большей частью дворяне, в том числе представители прославленных в истории России фамилий.
В 1812 году во время пожара приход церкви Афанасия и Кирилла выгорел, пострадала и сама церковь. Богослужения возобновились в ней в 1815 году.
Ограда церковного участка с воротами, фрагментарно сохранившаяся по красной линии Филипповского переулка, выстроена в 1817 г. в связи с передачей церкви подворью Иерусалимского патриархата. Подворье было упразднено в 1920-х гг. (сама церковь не закрывалась) и вновь восстановлено в 1989 г.
В 1836 году решено было вместо старого обветшавшего и пострадавшего от пожара храма строить новый. Работы шли долго и закончились в 1856 г. Возможно, что при строительстве использовали части стен старой церкви. Финансировал строительство купец К. Бубнов. По его настоянию главный престол был освящён во имя Воскресения Словущего, то есть в память Обновления храма Воскресения в Иерусалиме. Пространство храма отличается гармоничностью пропорций.
Службы в церкви прекратились в 1932 году, здание Филипповского двора заняли новые хозяева. В храме были разные учреждения, в том числе заводской цех. Отделка интерьера, иконостасы были уничтожены. Церковь вернули верующим в 1993 году. Тогда же вернулся в церковь и её храмовый образ – икона Афанасия и Кирилла, сохранявшаяся в соседней церкви апостола Филиппа в Филипповском переулке.
Арх-ра: стиль – поздний ампир. Состоит из основного объема с 5 главами, трапезной и колокольни, входящей в приделы. 
От первоначального объёма в существующей ныне церкви сохранились лишь характерный для посадского строительства 17 в. небольшой одноглавый двухсветный четверик храма (главный престол Воскресения Словущего) и шатровая колокольня. 
Крупная полукруглая в плане апсида храма и трапезная с двумя пониженными симметричными приделами (апостола Филиппа и иконы Иерусалимской Богоматери) возведены в середине 19 в. В это же время храм был покрыт новой полусферической крышей и завершён на северном и южном фасадах треугольными фронтонами; первоначальные детали декора были срублены (остались только гладкие угловые лопатки), а окна расширены. Столь же маловыразительное позднеклассицистическое оформление получили апсида и приделы трапезной, акцентированные на боковых фасадах плоскими двухпилястровыми портиками. Без изменений осталась лишь колокольня церкви, значительно смещённая от поперечной оси здания к югу (вероятно, первоначальная трапезная имела южный придел). Её традиционные для 17 в. объёмные формы (двухъярусный кубический четверик с восьмериком звона, завершённым гранёным шатром) и декор (с угловыми колонками, килевидными архивольтами арок звона и многообломными карнизами) сочетаются с наличниками в стиле московского барокко, расположенными на окнах во втором ярусе четверика.
Интерьер: иконостасы были установлены в 1877 г., а настенная живопись поновлена в 1900—02 гг.
Святыни: чтимые иконы с частицами мощей свв. Афанасия и Кирилла Александрийских, Иоанна Шанхайского, Луки Крымского, Татианы, Феофана Затворника, Амвросия Оптинского, Амфилохия и Иова Почаевских; икона патриарха Авраама с частицей Мамврийского дуба; Смоленская икона Божией Матери с отображением образа на стекле киота. 

Духовенство: настоятель – священник Михаил Оскоков (род. в 1952 г.); другие клирики: дьякон Андрей Стрежнев. 

Богослужение: не каждый день, но часто (20-25 раз в месяц) – утром в 8.30, накануне воскресений и больших праздников – бдение (в 17.00). 

Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; молодежный клуб; помощь бездомным. 

Сайт есть – основные сведения есть, но информации немного.
• Офисное здание (№ 4, стр. 1). Бывший доходный дом. Четырёхэтажное здание начала 20 века.
• Офисное здание (№ 11, стр. 2). Театральный дом «Старый Арбат». Здание студенческого общежития им. С. Лепёшкина Императорского Московского Университета. Построено в 1877 году по проекту арх. М. Никифорова.

• Бизнес-центр «Филипповское подворье» (№ 13, стр. 1; начало 20 века, бывшая типография «Товарищества А. И. Мамонтова»). 

Одно из значительных сооружений модерна, провозвестник архитектуры XX в. Это здание - работа архитектора И. Германа для типографии "Товарищества А. И. Мамонтова" (1913), где, в частности, печатались труды классиков марксизма-ленинизма. Его фасад был выдвинут на конкурс лучших московских построек. Все здесь подчинено рациональной организации производства - высокие потолки, большие пролеты и огромные окна, доминирующие на фасаде, оживленном лишь крупными пилястрами почти во всю высоту здания.

• Православный храм Воскресения Словущего (свт. Филиппа, митрополита Московского) на Арбате (№ 20).

Расположенная между двумя параллельными переулками — Филипповским и Большим Афанасьевским — церковь эффектно воспринимается от перекрёстка Большого Афанасьевского переулка и Сивцева Вражка.

Центральное викариатство, Центральное благочиние. Представительство Иерусалимской Православной Церкви. 

Приделы: апостола Филипа и Иерусалимской иконы Божией Матери. 

История: построен в 1688 г. в Иконной Слободе; капитально перестраивался в 19 в. Храм никогда не закрывался (а подворье Иерусалимской Церкви в советское время было закрыто). 
Сооружена в несколько этапов в 1836—56 гг. и перестроена в 1880 — начале 1890-х гг.; включает части стен одноименного кирпичного храма, сменившего на рубеже 17 — 18 вв. предшествующую деревянную церковь. 
По мнению некоторых исследователей, первая церковь появилась на этом месте — у слияния небольшой р. Сивки и ручья Черторыя — не ранее середины 16 в.
Была закрыта в 1932—92 гг. Реставрирована в 1970—90-х гг.

Арх-ра: состоит из основного объема с одной глухой главой, трапезной с 2 приделами и двухъярусная колокольни со «слухами» (резонаторами). 

Архитектура существующего здания отражает финальный этап в развитии стиля ампир. Симметричная композиция церкви складывается из собственно двухпридельного храма (главный престол — Воскресения Словущего, приделы — Афанасия и Кирилла и Николая Чудотворца), трапезной и колокольни. Четверик храма завершён небольшой купольной ротондой (сооружена в 1880—90-х гг. взамен первоначального пятиглавия), слабо гармонирующей с укрупнённым масштабом трёх пониженных скруглённых апсид храма и приделов и с широкой трапезной. Колокольня с двумя прямоугольными в плане ярусами увенчана высоким шпилем. Боковые фасады приделов выделены двухколонными белокаменными портиками, которым на западном фасаде колокольни соответствует портик, акцентирующий главный вход в церковь с Б. Афанасьевского переулка.

Декор: фронтоны. 

Интерьер: в Филипповском приделе – Распятие-Голгофа под резной сенью, а в Иерусалимском – сень наподобие иерусалимской часовни-кувуклии над плащаницей. В интерьере сохранилась лепная отделка.

Святыни: часть древа животворящего Креста; десница великомученика Евстафия Плакиды; ковчег с мощами многих святых; чтимые иконы Божией Матери – Ахтырская, «Скоропослушница», Гефсиманская, Иерусалимская, Казанская, «Нечаянная радость», «Страстная», «Млекопитательница», а также икона свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских. 

Духовенство: настоятель – архимандрит Стефан Диаспиракис; другие клирики: священники Михаил Крутинь, Алексей Дубровский и Владимир Гулин; дьякон Дмитрий Грибов. 

Богослужение: ежедневно утром в 8.00, вечером – в 18.00. 

Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; Братство Святого Гроба Господня, паломническая служба; группа сестер милосердия, которая обслуживает больных в неврологическом отделении больницы № 51; сбор средств для малоимущих. 

Сайт есть, но информации на нем немного, а расписания богослужений вообще нет. 

• Бывший дом настоятеля Иерусалимского патриаршего подворья (№ 20, стр. 2, начало 20 века).

• Посольство Туркменистана (№ 22, начало 20 века, четырехэтажный бывший доходный дом). 

Позже перестроен. 

Жилые дома:

3 этажа (№ 7, 1945 год постройки).

9 этажей (№ 8, стр. 1, 2002 год постройки). Есть офисы.

3 этажа (№ 9, конец 19 века, бывший доходный дом Н. Борщова). 

Здесь жил Ипполитов-Иванов. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_648.html.

В 19 веке на этом месте стоял деревянный дом, в котором с конца 1849 до весны 1851 года жил писатель С. Аксаков. 

7 этажей (№ 13, стр. 2; 2005 год постройки). 

По мысли Георгия Ревзина – идеал «третьего пути». Не лужковская пошлость, но и не модернистская холодность. Как форма, дом из себя ничего не представляет – коробка. Но 95% архитектуры – коробки, тем более, когда в узком переулке. Что делать? Вариант Белова: зашить коробку в яркую и звонкую ширму. Тут это «помпейский стиль», который навещал Москву и раньше, но впервые стал главной темой дома.

7 этажей (№ 15/5). Начало 20 века, бывший доходный дом. Кирпичный. На стене – памятная доска "Филипповский переулок".

5 этажей (№ 16, начало 20 века, бывший доходный дом).

5 этажей (№ 18; начало 20 века; бывший доходный дом подворья Иерусалимской Православной Церкви).

Нумерация зданий нестрогая.

Достопримечательности:

Православный храм святителей Афанасия и Кирилла Александрийских,  «что на Сивцевом Вражке» (№ 3),

Православный храм Воскресения Словущего (свт. Филиппа, митрополита Московского) на Арбате (№ 20).

Здания 19 — начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Арбатская» пешком через улицу Арбат и Большой и Малый Афанасьевские переулки. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 23.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий