пятница, 30 сентября 2016 г.

Большой Левшинский переулок

Расположение:

Переулок проходит по району Хамовники (ЦАО) от Пречистенского переулка до Смоленского бульвара (Садовое кольцо).

Описание:

Переулок с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 500 метров.

История:

В 17 – 18 веках – Покровский переулок (по находившейся здесь церкви Покрова «что в старом Лёвшинском полку», был разрушен в 1930-х годах).

Переулок назван в 19 веке по фамилии полковника Афанасия Лёвшина, начальника стрелецкого полка: в 17 веке здесь была слобода стрелецкого полка.

В 1939-1994 годах — улица Щукина (в честь жившего здесь актера Бориса Щукина (1894-1939).

Значимые объекты:

• Бывший главный дом усадьбы Д. Шереметева (№ 1/11; 19 век). 

Построен в 1834 году. 

Перестроен в 1872 году.

В 1909—1923 годах в доме жил один из организаторов советского здравоохранения В. Обух, которого здесь посещал В. Ленин.

Сейчас — редакции «Гамма Издательский дом» и журнала «Художественный совет».

• Офисы (№ 4, стр. 1). 

Бывшее посольство Мексики (до 12 августа 2013 года).

• Бывшие главный дом и флигели городской усадьбы издателей Сабашниковых (№ 6, стр. 1, 3; 19 век). 

Бывшая усадьба 18 – первой половины 19 века. Главный дом и два флигеля. 
Одноэтажный, на высоком цоколе с мезонином дом стоит в глубине участка. Перед ним небольшой садик с низкой оградой. 

Фасад декорирован во второй половине прошлого века в духе эклектики. 

По архивным данным дом построен в 1816 году, но некоторые исследователи считают, что тогда был восстановлен более ранний дом купца Лодыгина, показанный на плане 1773 года.

В 1834 году здесь в качестве секретаря хозяина дома жил молодой В. Белинский. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_607.html.

В конце 1860-х годов усадьбу наняла семья Сабашниковых. Братья Михаил и Сергей основали в Москве издательство, которое с 1891 года до середины 1930-х годов выпускало историческую, научную литературу, путеводители, а также замечательные серии «Памятники мировой литературы», «Русские Пропилеи» и др.

– Дом (стр. 1) перестроен и заново отделан в 1880-е годы архитектором П. Бойцовым, а в 1898 году перестроен архитектором А. Вакариным.

Сейчас в доме помещается Московский комитет Красного Креста.

Памятник Фритьофу Нансену
Москва, Большой Левшинский переулок, напротив здания Российского Международного Красного Креста (д. 6/2, стр. 1)
Памятник Фритьофу Нансену – норвежскому путешественнику, океанографу, общественному деятелю, лауреату Нобелевской премии мира за 1922 год – напротив здания Российского Международного Красного креста. 
Памятник изображает Нансена и стоящую рядом с ним девочку, истощенную и держащую в руках хлеб. Выбор месторасположения скульптурной композиции, ее воплощения неслучайны. Нансен был не только великим путешественником, прошедшим через все плато Гренландии на лыжах, что помогло больше узнать о местных жителях, сделать новые антропологические открытия, пополнить научные сведения о физической географии, совершившим путешествие к Северному полюсу, которое поспособствовало рождению новой науки – океанографии, помогло сделать множество открытий в этой области и опровергнуть мифы о Северном полюсе, существовавшие в то время. Помимо этих путешествий, приключений, показывающих ум, силу духа, исследовательские таланты, Нансен был еще и общественным деятелем, действовавшим на этом поприще с не меньшим энтузиазмом и пользой. Так, в конце Первой мировой войны, он был представителем Норвегии в США, в 1920—1922 верховным комиссаром Лиги Наций по делам репатриации военнопленных из России. В 1921 по поручению Международного Красного креста создал комитет «Помощь Нансена» для спасения голодающих Поволжья. Помогал послереволюционной России налаживать связи с Европой. В 1922 году  стал верховным комиссаром по делам беженцев и учредил Нансеновское паспортное бюро, был удостоен Нобелевской премии мира, а в 1938 Нобелевской премии мира было удостоено Нансеновское международное агентство по делам беженцев в Женеве, основанное в 1931-м. 
Памятник Нансену в Москве задумывался еще в 30-х годах прошлого столетия, но тогда этот проект так и не был реализован. 
Авторами данной скульптурной композиции стали Владимир Цигаль – известный скульптор-монументалист, народный художник СССР и Евгений Розанов – народный архитектор СССР. Открытие памятника совпало с 85-летием скульптора, а также было приурочено к скорому 100-летию установления дипломатических отношений между Россией и Норвегией (в 2004 году).
– Службы (стр. 3) построены в 1891 году. Архитектор Ф. Кольбе.

Памятник Фритьофу Нансену.
Скульптор: В. Е. Цигаль
Архитекторы: Е. Г. Розанов, В. В. Лазарев
Материалы: бронза, гранит
Год установки: 2002
Фритьоф Нансен (1861—1930) — норвежский полярный исследователь, ученый — доктор зоологии, основатель новой науки — физической океанографии, политический и общественный деятель, гуманист, филантроп, лауреат Нобелевской премии мира.
Открытие памятника было приурочено к 100-летнему юбилею установления дипломатических отношений между Россией и Норвегией. Трехметровая скульптура Нансена установлена рядом с фигурой маленькой девочки, которая прижимает к себе надкусанную краюху хлеба. Бронзовая скульптура расположена на постаменте, облицованном плитами полированного гранита. На постаменте исполнена прорезная посвятительная надпись: «Фритьоф Нансен».
• Международный художественный фонд полиграфическая компания «Квадрат-XXI век»; Росмедпром и пр. (№ 8/1, стр. 1; 19 век; бывший дом дворцового ведомства). Двухэтажное здание построено в начале 19 века.
Дом на углу Денежного и Большого Лёвшинского переулков выстроен в конце XVIII века во владении полковника А.Ф. Ладыженского и представляет собой интересный образец углового здания с протяженными фасадами, выходящими на красную линию обоих переулков. Дом сохраняет декоративное оформление, характерное для классицизма начала XIX века. В 1835 году все владение было куплено Московской Дворцовой конторой, и дом был приспособлен под квартиры для служащих конторы. Одним из первых здесь поселился Евграф Дмитриевич Тюрин – архитектор Кремлевской экспедиции и в будущем директор чертежной Московской Дворцовой конторы. Тюрин участвовал в восстановлении сгоревшего Арсенала в Кремле, перестраивал Александрийский дворец и Пашков дом, построил церкви Св. Татьяны при Московском Университете и Богоявленский собор в Елохове и многое другое. Его квартира в Денежном переулке была известна благодаря коллекции живописи, которую Тюрин собирал всю жизнь. Собрание насчитывало около 400 полотен русских и западноевропейских художников, в том числе работы таких мастеров как Рубенс, Ван Дейк, Веласкес. Тюрин одним из первых частных коллекционеров сделал свое собрание доступным для публики – его картинная галерея была открыта для всех желающих по воскресеньям. Архитектор мечтал создать на основе своего собрания общедоступный Московский художественный музей и просил власти только предоставить ему помещение для его картин, однако в ответ получал лишь отказы. В итоге, после смерти Тюрина его богатая коллекция была распродана по частям.

В этом доме в разные годы жили и другие известные служащие Московского дворцового ведомства – знаменитый историк и археолог Иван Егорович Забелин, на протяжении 20 лет бывший архивариусом Дворцовой конторы, и другой прославленный историк – Сергей Михайлович Соловьев, получивший здесь квартиру в 1870 году, когда он стал директором Императорской Оружейной палаты в Кремле, и проживший здесь до самой своей смерти в 1879 году. Здесь у него в гостях бывали многие известные современники – поэт А.А. Фет, историк Н.И. Кареев, философ Л.М. Лопатин и другие.

Дом Вельтмана «у Покрова в Левшине» в 1830 — 1860-х гг. был одним из известных литературных центров Москвы, на знаменитые вельтмановские «четверги» собиралось разнородное по литературным интересам и взглядам общество: Погодин, Н. Берг, В. Даль, Загоскин, В. Пассек, Н. Щербина и др.; среди ближайших друзей и знакомых Вельтмана были также А. Пушкин, В. Белинский, Н. Гоголь, А. Герцен, Ф. Глинка, И. Забелин, Л. Мей, В. Одоевский и др. Последние годы жизни Вельтман посвятил эпопее «Приключения, почерпнутые из моря житейского», объединившей пять романов: «Саломея» (1848), «Чудодей» (1856), «Воспитанница Сара» (1862), «Счастье-несчастье», «Последний в роде и безродный» (осталась неизданной), в которых даны картины московской жизни.
• Офисы (№ 10, стр. 1; 1901 год постройки). 5 этажей. 

Бывший доходный дом. 

В доме жили виолончелист А. Брандуков и Бернштейн Николай (1896, Москва — 1966, там же). См. о Бернштейне: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_142.html.

• Бизнес-центр «Большой Левшинский» (№ 10, стр. 2). 

Два примыкающих друг к другу здания, образующие двух-трехэтажный особняк 1901 г. постройки.

• Консульский и визовый отделы посольств Австрии и Беларуси (№ 11).

• Музей-мастерская А. Голубкиной (№ 12, стр. 1; 19 век; музей — с 1934 года; самое полное собрание произведений Голубкиной, предметы ее обихода, фотографии родных). «В этом доме жила и работала скульптор А. С. Голубкина с 1910 по 1927 г.». См. о ней: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_504.html.

В 1932 открыт Музей-мастерская А.С. Голубкиной (в 1952—75 не функционировал), где собраны её работы: станковая скульптура, камеи, рисунки, а также инструменты, личные вещи.

Одноэтажный особняк второй четверти 19 в. с прилегающей двухэтажной пристройкой, спроектированной специально под художественные мастерские по инициативе Сабашниковых.
Основу музейной коллекции составили произведения, переданные семьей Анны Голубкиной в дар государству, согласно ее последней воле.
Имя Голубкиной всемирно известно. Ее творческое наследие насчитывает более трехсот произведений скульптуры и хранится в лучших музеях России. Она принадлежит к поколению художников конца 19 - начала 20 века, периода блистательного расцвета русской литературы, музыки, изобразительного искусства, который нарекли "серебряным веком". Голубкина - представитель направления в русском искусстве, которое связано с именами В. Серова и М. Врубеля в живописи, А. Скрябина в музыке, А. Блока и А. Белого в поэзии.
Экспозиция музея размещена в нескольких залах. В них представлены произведения разных лет, выполненные в различных материалах: гипс, бронза, мрамор, дерево. Особый интерес представляет расположенная на втором этаже мастерская, дающая представление о титаническом труде скульптора. В ней представлены инструменты, которыми работал мастер и заготовки для скульптуры. В мемориальной части музея представлены немногие сохранившиеся предметы обихода, фотографии родных.
Государственный музей скульптора Голубкиной был открыт 21 мая 1934 года через 2 года после решения Президиумом ВЦИКа. В те годы он размещался в двух художественных мастерских Голубкиной и был единственным музеем скульптуры в Москве. Многие годы работа музея, кроме сохранения и экспонирования наследия Голубкиной, была посвящена отливу произведений скульптора в бронзу.

В 1950-е годы в прессе развернулась дискуссия о творческом наследии А. Голубкиной в идеологическом аспекте и 19 мая 1952 года постановлением правительства музей был закрыт. Произведения из собрания музея переданы в Государственный Русский музей, Третьяковскую галерею и ряд других музеев страны. 

Однако в 1964 году в год 100-летия Голубкиной её творчество вновь стало обсуждаться художественной общественностью. Благодаря этому приказом министерства 7 марта 1972 года музей решено было восстановить. Музею было целиком передано здание, где ранее на втором этаже располагался прежний музей. 

20 апреля 1976 года Государственный музей-мастерская А. Голубкиной вновь открылся для посетителей.

В 1988 году музей вошёл в состав Всесоюзного музейного объединения Государственная Третьяковская галерея и получил статус отдела. Это один из так называемых «малых музеев» Третьяковской галереи. Музей инициировал и участвовал в выставке 2004 года «Роден. Голубкина. Клодель. Встреча через столетие» в год 140-летия Анны Голубкиной.

Музей расположен в одноэтажном особняке. Здание второй четверти 19 века с прилегающей двухэтажной пристройкой было специально спроектировано под художественные мастерские по инициативе Сабашниковых.

В настоящее время экспозиция отдела представляет собой самое полное собрание произведений Голубкиной, начиная с ранних, еще ученических работ, заканчивая произведениями последних лет. Собрание музея включает в себя более сотни скульптур в разных материалах, коллекцию камней и рисунков, а также инструменты, подставки, технические приспособления для работы скульптора. Мемориальная экспозиция включает немногие сохранившиеся предметы обихода Анны Голубкиной, фотографии родных, переданные музею семьёй скульптора.

• Бюро ЮНЕСКО в Москве (№ 15, стр. 1 и 2). 


Владение, расположенное на углу Б. Левшинского и Штатного (ныне Кропоткинского) переулков составляло единую усадьбу с соседним владением Кропоткиных по Штатному переулку. В начале XVIII века здесь было три двора, два из которых принадлежали подъячим, а третье – карлику Петра I Якову Иововичу Волкову.
Дом, стоящий теперь на этом месте – прекрасная городская усадьба, построенная после пожара 1812 года. Шестиколонный портик украшает парадный фасад здания. Лепнина практически отсутствует, что придает усадьбе строгие классицистические формы.
С 1806 году усадьба – главный дом, жилой и нежилой флигели и хозяйственная пристройка – стала собственностью капитана Б.В. Хвощинского. После пожара Москвы 1812 года восстановленная и раздробленная усадьба была приобретена майором В.Л. Львовым и капитаном Е.Н. Богдановым. К 1820 году оба участка получили одинаковую застройку, позднее деревянные строения были заменены каменными, большинство дворов из рук дворянства перешли к купцам и мещанам.
К 1856 году усадьба была куплена почетной гражданкой Е.В. Белоусовой, в 1885 году ее наследники продали усадьбу жене личного почетного гражданина В.И. Сучковой. При ней тогда же были проведены строительные работы по переделке парадного входа, портика на главном фасаде, постройке глухой каменной ограды с воротами по Б.Левшинскому переулку. Проекты всех строений выполнил архитектор В.Шимановский.
В 1890-1891 гг. существенной переделке подвергся флигель, к которому были сделаны большие пристройки со стороны двора и полностью переделаны фасады по проекту известного московского архитектора И. Машкова. С 1901 года этот дом сдавался г-ну Лопатину, с 1913 г. – гр. Толстой.
До настоящего времени усадьба сохранилась без существенных искажений, переделана лишь ограда. 

Бывшая усадьба Е. Богданова — Е. Белоусовой — В. Сучковой (1818; 1856; 1886, архитектор В. Шимановский; 1891, архитектор И. Машков). 

– Жилой дом (стр. 1), 1818 г., 1856 г., 1891 г., архитектор: И. Машков.

– Службы (каретник, стр. 3), 1886 г., архитектор: В. А. Шимановский.

Жилые дома:

5 этажей (№ 3; 1957 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – «Кафе на Лёвшинском».

4 этажа (№ 8/1, стр. 2; 1934 год постройки). Кирпичный.

5 этажей (№ 8а). 1928 год постройки. Кирпичный. «В этом доме жил с 1928 г. по 1968 г. народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий Рубен Николаевич Симонов». «В этом доме жил с 1928-1939 г. народный артист СССР, лауреат Государственной премии Борис Васильевич Щукин».

Здесь раньше жили артисты театра имени Вахтангова.

Первый кооперативный жилой дом, в котором получили квартиры первое поколение артистов театра им. Вахтангова (второй дом для вахтанговцев, в 1937 г. — в Большом Николопесковском переулке — в 1934–1994 гг. улица Вахтангова).

Вход со двора, отгороженного невысоким каменным забором. Когда-то давно во дворе устраивались танцы — до войны в московских дворах по вечерам довольно часто устраивалась танцплощадка, — играли в волейбол и теннис, а зимой заливался каток; именно при игре в теннис в этом дворе познакомился со своей будущей супругой Ираидой актер М. Державин, в результате чего появился на свет популярный артист М. Державин.

Дом был построен для жилищного кооператива «Искусство и труд» в 1927—1928 годах архитектором Я. Рабиновичем специально для вахтанговцев.

В доме проживали: Б. Щукин (его квартира находилась на первом этаже, прямо под окном — скамеечка, где неоднократно после спектаклей уставшие актеры вели театральные разговоры; в его честь после его смерти улице было дано его имя; сейчас в квартире музей), на втором этаже — Е. Г. Алексеева, Л. Шихматов и В. Львова, И. Рапопорт, А. Горюнов, Р. Симонов (на втором этаже в квартире номер 13 — он и свои спектакли сдавал комиссии, сидя в 13 ряду на 13 месте, — там прожил 40 лет; сюда он въехал с семьей, с маленьким сыном, в этой квартире он растил внука, который теперь занимает эту же квартиру уже со своей семьей); в доме жили В. Колчин, писатель В. Масс и росла его дочь писательница А. Масс, Н. Русинова и ее муж Л. Русланов (на третьем этаже; он был управдомом), Басов (на третьем этаже), Миронов (на третьем этаже), И. Лобашков (на четвертом этаже), Ц. Мансурова со своим аристократическим супругом графом Николаем Шереметевым (на четвертом этаже; графа в 30-х гг. неоднократно арестовывали, и тогда популярные соседи, они же сослуживцы, дружно приезжали к своим высокопоставленным покровителям-почитателям их талантов и освобождали аристократа, так и не принятого советскими начальниками), И. Толчанов, Б. Захава и М. Некрасова, Алексей Попов (на пятом этаже), В. Балихин (на пятом этаже), П. Антокольский и З. Бажанова (на пятом этаже), Александр Хмара и другие известные деятели культуры. В. Русланов издал книгу о соседях жильцах дома «Дом в Лёвшинском», 2007; туда же вошли воспоминания его родителей — Н. Русиновой и Л. Русланова. Про Симонова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_325.html. Про Щукина см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_364.html.

Большой Левшинский переулок, где в доме № 8-а жил артист, ранее был переименован в улицу Щукина, а в его квартире открыт музей-комната Б. Щукина. Здесь сохраняется обстановка, в которой жил и работал этот актер.

7 этажей (№ 11; 2003 год постройки). Кирпичный. Жилой комплекс «Дворянское гнездо». 

Выдержан в архитектурном стиле модерн начала XX века. 

До нынешнего дома тут стоял дом, который построили еще до войны. 

Выселять жильцов из коммуналок этого дома начали еще в 1970-х годах. После выселения сломали все внутренние перекрытия, оставив только внешние стены. 

Дом был знаменит своей стеклянной крышей, через которую ночью можно было смотреть на звездное небо.

3 этажа (№ 12; 1929 год постройки). Кирпичный.

5 этажей (№ 17/25, стр. 3; 1933 год постройки). Блочный.

4 этажа (№ 19/12; 1904 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – пагазин «Продукты».

Достопримечательности:

Музей-мастерская А. Голубкиной (№ 12, стр. 1).

Здания 19 – начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Парк культуры» на автобусах №№ Б, 10 и 79 до остановки «1-й Неопалимовский переулок» (на Смоленском бульваре) и пешком. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 5.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий