среда, 26 октября 2016 г.

Скатертный переулок

Расположение:

Переулок проходит по Пресненскому району (ЦАО) от Мерзляковским переулка до Поварской улицы. 

Рядом – Бульварное кольцо, недалеко – Садовое кольцо и метро «Арбатская».

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону Поварской улицы. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 650 метров.

История:

Переулок назван в 18 веке по основному занятию (скатертники ведали столовым бельем) части обитателей дворцовой Кормовой слободы 17 века.

Возник как Скатертная улица.

Здесь в 17 веке жила обслуга царского двора (повара, пекари, скатертники и др.), которые дали название частям так называемой «Кормовой» слободы: Поварская, Хлебная, Скатертная, Столовая, Чашниковая, Ножовая. В Скатертной слободе жили скатертники, которые отвечали за сервировку столовым бельем и посудой на царском столе. Вероятно также, что здесь сшивали, вышивали и стирали узорчатые льняные скатерти и другое столовое белье.

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты: 

• Гостиница «Арбат Хаус» (№ 13; бывший архив и студия звукозаписи фирмы «Мелодия»). 

Пятиэтажное здание было построено в 1984 году и подверглось реконструкции в 2006 году.

До 2006 года – гостевой дом "Тбилиси" постпредства Грузинской ССР (затем – посольства Грузии)

• Посольство Ганы (№ 14; начало 20 века, бывший доходный дом И. Баскакова, выстроенный для него архитектором О. Пиотровичем).

• Консульство Таджикистана (№ 19; начало 20 века, бывший особняк сибирского золотопромышленника И. Некрасова). Построен в 1904 году архитектором В. Кузнецовым.

• Драматический театр «Человек» (№ 23а; с 1974 года). 

Возник в 1974 г. в Московском электротехническом институте связи как любительский драматический коллектив под руководством актрисы и режиссёра Л. Рошкован. 

Имя театру дало название первого спектакля студии «Человек, победивший смерть» (по произведениям А. де Сент-Экзюпери и Э. Межелайтиса). 

В 1976—83 гг. ряд спектаклей театра был запрещён властями: «В открытом море» С. Мрожека, «Картотека» Т. Ружевича, «Эмигранты» Мрожека в постановке М. Мокеева. 

С 1984 г. театр показывал свои спектакли на разных площадках (зрители допускались в зал по заранее составленным спискам). 

В 1987 г. коллектив Рошкован был признан официально. Вместе со статусом государственного театра Театр-студия «Человек» получил в центре Москвы, близ Поварской улицы, небольшое одноэтажное здание, где в начале XX в. находились конюшни. 

В театре ставили спектакли режиссёры Мокеев, Р. Козак, С. Женовач. 

Театр не имеет постоянной труппы, на каждый спектакль актёры приглашаются по контракту. 

В репертуаре театра: «Стриптиз» (1990) и «Летний день» (1992) Мрожека, «Молитва» Ф. Аррабаля (1993), «Ночные бдения» Бонавентуры (1995) и др.

Художественный руководитель со дня основания (1974 г.) – Людмила Рошкован.

Этот театр справедливо пользуется репутацией коллектива самобытного, стабильно выпускающего рассчитанные на ценителей, всегда безупречные по вкусу постановки.

В период с 1976 по 1983 гг. были запрещены для публичного исполнения спектакли: «Владимир Маяковский», «В открытом море» и «Эмигранты» С. Мрожека, «Картотека» Т. Ружевича, «Реквием для губной гармоники» Э. Ветемаа.

• Представительство Новосибирской области в Москве (№ 25).

Двухэтажный особняк нежно-зеленого цвета, богато украшенный лепным декором и изящной кованой решеткой балкона второго этажа, был построен в 1917 г.
Писатель Михаил Булгаков бывал в квартире № 2 этого дома у своего друга адвоката Давида Александровича Кисельгофа, который впоследствии стал третьим мужем Татьяны Николаевны Лаппа, первой жены Булгакова. Знакомство будущих супругов состоялось в 1923 г. в квартире адвоката Владимира Евгеньевича Коморского, друга писателя, где они встречали Новый год. Однако поженились они только после войны. В 1947 г. Татьяна Лаппа с Давидом Кисельгофом уехала в Туапсе, где скончалась 10 апреля 1982 г.
Булгаковед Леонид Паршин в 1980-х гг. записал большое интервью с Татьяной Николаевной, опубликованное позже, где она вспоминает знакомство Кисельгофа с Булгаковым: «Он работал юристом, но очень любил литературу, интересовался, писателей разных к себе приглашал... У него квартира была в Скатертном переулке. И Булгакова пригласил. У него Михаил с Коморским [адвокат Коморский Владимир Евгеньевич — авт.] познакомился».

• Детский сад: дошкольное отделение № 2 школы № 2123 им. Мигеля Эрнандеса «Рябинушка» (№ 27). 

Ранее – детский сад № 1003.

Жилые дома: 

5 этажей (№ 2, бывший дом кооператива «Трудовой химик», 1926 год постройки).

 На месте этого дома в начале прошлого века стоял небольшой деревянный особняк, принадлежавший отцу В. Нащокиной, жены П. Нащокина. Есть предположение, что здесь мог бывать и познакомиться с нею А. Пушкин.

Выстроен в 1925 — 1926 гг. для кооператива «Трудовой химик».

Тут в конце 1920-х гг. жил физик И. Тамм. 

6 этажей (№ 3, начало 20 века; бывший доходный дом). «Видный государственный деятель СССР и России академик РАН Евгений Максимович Примаков жил в этом доме с 1996 по 2015 год». См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_879.html.

3 этажа (№ 4/2; начало 20 века; бывший дом городской усадьбы семьи Тарасовых). «В этом здании с 1925 по 1952 г. работал выдающийся педагог, директор размещавшейся здесь образцовой 110-й школы Иван Кузьмич Новиков».

Два дома в стиле модерн, оформляющих угол Скатертного и Медвежьего переулков, были построены в начале ХХ века для представителя старшей ветви купеческой династии Тарасовых Александра Араслановича и его сына Араслана.

Тарасовы происходили из Армавира. Еще в XIV веке их предки пришли в горы Западного Кавказа. Старейшего в этой семье звали Торос, отсюда и фамилия Тарасов. В Армавире Тарасовы начали купеческое дело торговлей ватой и мануфактурным товаром. Они открыли торговое отделение в Екатеринодаре, потом занялись разведением лошадей, овец и другого скота для внутреннего и внешнего рынка. В 1858 г. семейство приписалось к сословию купцов Нахичевани-на-Дону, а через 20 лет – к купечеству Екатеринодара.

В 1880 г. братья объединились в товарищество «Торговый дом братьев Тарасовых», открыли отделения в Ставрополе, Симферополе и Астрахани. В 1900 г. торговый дом братьев Тарасовых с Высочайшего соизволения был преобразован в «Товарищество мануфактур братьев Тарасовых» с капиталом в три миллиона рублей. Никому из армавирских армян-купцов не удалось добиться подобного успеха. Считая, что все возможности коммерческого развития на Северном Кавказе исчерпаны, Тарасовы перебрались в Москву – крупнейший центр купечества России.

В 1903 г. братья вступили в первую купеческую гильдию по городу Москве. К этому времени они создали Северо-Кавказский банк, который субсидировал строительство железной дороги Армавир–Туапсе. Председателем правления банка стал старший в роду Александр (Араслан) Арасланович Тарасов. В начале ХХ века он купил старый деревянный дом с большим участком на углу Скатертного и Медвежьего переулка, ранее принадлежавший знаменитому инженеру В.Г. Шухову.

Первым, в 1905 г., архитектором В.П. Войниковым (?) был построен дом на самом углу. Фасады на две стороны оформлены в стилистике декоративного модерна, с крупными архитектурными деталями. Его наиболее выразительной частью является граненый башнеобразный объем на углу Медвежьего и Скатертного переулков. Мощные полуколонки над полукруглыми окнами второго этажа продолжаются толстыми фигурными столбиками аттика крыши. Раньше между столбиками была красивая чугунная ограда (не сохранилась). Здесь, возможно, в 1911 г. родился сын Араслана Араслановича младшего – Лев, ставший известным французским писателем Анри Труайя.

Второй дом по Скатертному переулку, ближе к Мерзляковскому, построил в 1907 г. архитектор М.Г. Гейслер, который через три года будет строить в Хлебном переулке особняк младшему брату Михаилу Тарасову, в более изящном декоративном стиле. Трехэтажное здание оформлено в стиле австрийского ар-нуво. Фасад украшен вытянутым, эллиптическим в плане балконом на третьем этаже, над которым размещено панно из темно-синей «акварельной» керамической плитки, характерной для фасадных композиций московского модерна. Карниз, горизонтальная тяга между вторым и третьим этажами, венки и гирлянды в верхней части пилястр, акротерии над входом, декор углового эркера и руст первого этажа — все это создает элегантный утонченный декор дома.

В 1916 г. Александр Арасланович Тарасов умер, и владения унаследовал его сын Араслан. А в 1920 г. все они уехали во Францию.

Уже много лет особняки занимают подразделения Москомспорта.

Особняк Тарасовых, 1905 г., архитекторы В. Вотилов, Н. Морозов, 1907 г., инженер М. Гейслер, 1912 г., конюшни 1907 г.

Крупное трёхэтажное здание по расположению на красной линии улицы и фасадной композиции скорее напоминает доходный дом. Кульминацией фасада является вытянутый, эллиптический в плане балкон третьего этажа, над которым размещено панно из тёмно-синей «акварельной» керамической плитки. Пускание горизонтальной тяги на уровне окон вообще было характерно для московского модерна. Эта тяга как правило доходит до окна, обходит его обязательно сверху, образуя полуналичник, и следует далее, в данном случае здесь совершенно явно прослеживается мотив неба.
Цвет тоже был символом модерна, обладал своей образностью. Так например, художник и поэт М. Волошин трактовал символику цвета: "Красный соответствует цвету земли, синий — воздуха, жёлтый - солнечному свету. Переведём это в символы. Красный будет обозначать глину, из которой создано тело человека — плоть, кровь, страсть. Синий — воздух и дух, мысль, бесконечность, неведомое. Жёлтый — солнце, свет, волю, самоосознание, царственность. Лиловый цвет образуется из слияния красного с синим — "чувство тайны", "цвет молитвы", зелёный — от смешения жёлтого с синим — "цвет растительного царства, надежды, радость бытия".

Карниз, горизонтальная тяга между вторым и третьим этажами, венки и гирлянды в верхней части пилястр, акротерии над входом, декор углового эркера и руст первого этажа — элементы языка неоклассики. Этот дом иногда тоже относят к неоклассической архитектуре, но по своему строению, по композиции — это чистый модерн. Даже растительные мотивы присутствуют.

С точки зрения символизма античные образы обладали многими преимуществами — они были всем известны, разнообразны, соотечественники знали все перипетии жизни древнегреческих богов. Поэтому античные символы стали проникать в архитектуру модерна до повсеместного распространения неоклассицизма. К тому же, античное происхождение имели некоторые элементы орнаментики модерна — завиток спирали, волна и другие геометрические мотивы были прямыми потомками древнегреческого меандра.

Знаменит этот особняк и тем, что здесь в семье сына владельца дома Алсална Тарасова родился будущий французский писатель Анри Труайя (или Леон Асланович Тарасов).

6 этажей (№ 5, стр. 1 и 5а, начало 20 века).

5 этажей (№ 7, 1960 год постройки). Кирпичный. 

На месте дома № 7 было владение протоиерея К. Богоявленского, сын которого Сергей Богоявленский стал историком, много и плодотворно работавшим в архивах и опубликовавшим несколько замечательных работ по истории Москвы, основанных на разработанных архивных источниках.

4 этажа (№ 8, начало 20 века, в 1912-19 годах здесь находилось «Книгоиздательство писателей в Москве», выпускавшее сборники «Слово», собрания сочинений, серии «Народно-школьная библиотека» и «Дешевая библиотека». Членами книгоиздательства были И. Бунин, И. Белоусов, Н. Телешов, И. Шмелев, Б. Зайцев). 

В несохранившемся доме № 8 в середине 1830-х гг. жил композитор А. Е. Варламов. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_143.html.

В этом доме на первом этаже в 1912—19 гг. находилось паевое «Книгоиздательство писателей в Москве», выпускавшее сборники «Слово», собрания сочинений, серии «Народно-школьная библиотека» и «Дешёвая библиотека». Членами книгоиздательства были И. Бунин, И. Белоусов, Н. Телешов, И. Шмелёв, Б. Зайцев.

6 этажей (№ 11, начало 20 века, в 1910-е годы здесь останавливался у своего друга, коллекционера картин русских художников доктора Ивана Трояновского художник И. Грабарь). 

В 1910-е гг. здесь останавливался у своего друга, коллекционера картин русских художников доктора И. Трояновского художник И. Грабарь. Незадолго до отъезда за границу в этом доме жил композитор Н. Метнер, здесь же была квартира певицы М. Дейши-Сионицкой и помещалась ее музыкальная школа.

5 этажей (№ 15, начало 20 века).

7 этажей (№ 17, 1957 год постройки). Кирпичный.

5-8 этажей (№ 18, 2005 год постройки). Жилой комплекс «Дом у Никитских Ворот».

3 этажа (№ 20, начало 20 века). 

Когда-то на этом месте стоял особняк 1831 г., "перестроенный" для Рекк в 1900 г., архитектором, который вряд ли у кого будет ассоциироваться с модерном. Это — архитектор, "пролетарский классик" Иван Фомин. Это была одна из его ранних работ, сделанная в стиле модерн, которую тогда отметили в прессе как одну из лучших. 

Стилистике модерна отвечали и асимметрия фасада, и подчёркнутая новизна в трактовке отдельных форм (лежачие окна и подковообразный проем над входом, вынос консоли карниза), стремление использовать цвет и фактуру материалов, специфическая декорация в виде женских голов и стилизованных цветов.

Особняк состоял из двух частей — ранее возведённого двухэтажного строения, заново оформленного Фоминым, и повышенной новой пристройки, где был устроен вход, парадная лестница и парадный зал с альковом для домашней сцены. Пристройка была особенно интересна. Её фасадная плоскость состояла из трех элементов: дверного проема с полукруглым витражным окном, вместе образующих форму замочной скважины, прямоугольного лежащего окна первого этажа и огромного окна-экрана второго этажа. 

В 1920-е годы часть дома снесли при пробивке проезда для новой части Малого Ржевского переулка.

Перед большевистским переворотом прекрасный особняк принадлежал Лидии Кашиной, знакомой поэта С. Есенина, послужившей прототипом персонажей нескольких его произведений. 

В августе 1834 г. сюда переехала семья Лугининых — глава семьи Фёдор Лугинин окончил московское училище колонновожатых, из которого вышло много деятелей декабристского движения; служа в Молдавии, он встречался с Пушкиным. Сын его Владимир стал физико-химиком, создавшим первую в России термохимическую лабораторию.

Сейчас здесь размещается Ассоциация российских банков.

2 этажа (№ 21, 1925 год постройки). Кирпичный.

6 этажей (№ 22, начало 20 века; здесь жили артисты В. и В. Кригер, музыкант А. Гольденвейзер, писатели Л. Никулин, В. Шкловский и др.). 

В 1914 г. 1-е Московское товарищество квартировладельцев, "дедушка" современных жилкооперативов, строит по проекту архитектора В. Воейкова существующий жилой дом (№ 22), в котором находились квартиры многих известных деятелей культуры. Здесь жили артисты Кригеры, музыкант А. Гольденвейзер, писатели Л. Никулин, В. Шкловский, литературоведы В. Каллаш и В. Саводник. 

В 1920-х гг. находилось издательство «Альциона», основанное в 1910 г. и прекратившее существование в 1923 г. Оно выпускало книги с интересным художественным оформлением и в прекрасном полиграфическом исполнении.

В деревянном особняке, стоявшем на месте дома № 22, жила семья Муромцевых, из которых вышел известный юрист профессор Московского университета С. Муромцев. У него в доме собиралось "Юридическое общество" и помещалась редакция журнала «Юридический вестник», во главе которой он стоял. Его жена певица М. Климентова впервые исполнила партию Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин». Племянница Вера Муромцева была женой И. Бунина. Они познакомились в Москве в 1906 г. и с тех пор часто бывали в небольшом особняке Муромцевых. В. Бунина вспоминала, как в этом доме в 1912 г. "Иван Алексеевич по 12 часов в день писал «Деревню»".

4 этажа (№ 23, конец 19 века).

10 этажей (№ 28, 1998 год постройки). Монолитный.

6 этажей (№ 30, 1934 год постройки). Кирпичный. С эркерами на колоннах.

6 этажей (№ 32, конец 19 века, бывший доходный дом).

Достопримечательности:

Драматический театр «Человек» (№ 23а).

Здания 19 — начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Арбатская» и пешком через улицу Новый Арбат и Мерзляковский переулок. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 19.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий