вторник, 1 ноября 2016 г.

Покровское-Стрешнево

Общие сведения:

Район расположен в Северо-Западном административном округе.

В районе находится станция метро «Тушинская».

Численность населения – около 50 000 человек.

Географическое положение района характеризуется тем, что оно является окраинным в своем округе, гранича с Северным административным округом Москвы. Граница с Северным округом проходит главным образом по каналу им. Москвы и по живописному берегу Химкинского водохранилища. С центром столицы муниципальное образование связано только одной магистралью — Волоколамским шоссе, а также Таганско-Краснопресненской линией метро и электропоездами Рижского направления железной дороги.

Другой особенностью Покровского-Стрешнево является некоторая территориальная разобщенность его жилых кварталов. Часть района находится по правую сторону канала. 
Другая, наиболее крупная часть, где находится муниципальное Собрание, муниципалитет, управа района и префектура округа, находится на левом берегу канала. Третья часть — улицы, примыкающие к Волоколамскому шоссе за каналом, такие, как проезд Стратонавтов, Летная улица, отделены от остальной части округа железнодорожным полотном Московско-Рижской дороги. Четвертая часть района — Комсомольский поселок (кварталы жилых домов по Первому, Второму и Третьему Тушинским проездам) отделен от остальных кварталов Покровского-Стрешнево рекой Сходня и путями подъездной железной дороги, идущей к Тушинскому машиностроительному заводу и к НПО «Молния».

Главными магистралями Покровского-Стрешнево являются Волоколамское шоссе, имеющее общегородское значение и улица Свободы, которая соединяет Волоколамское шоссе (и через него — центр города) с Северным и Южным Тушино. По улице Свободы проходит трамвайная и троллейбусная линии, ходят автобусы.

История:

Территория Покровского-Стрешнево издавна была заселена людьми. Археологи нередко находят на территории района предметы, относящиеся к палеолиту — древнему каменному веку — топоры и ручные рубила из камня. В третьем – начале второго тысячелетии до нашей эры на территории округа находились неолитические стоянки. Одна из них была открыта в 1971 году краеведом-любителем С. Армяговым на кромке береговой полосы Химкинского водохранилища. Два интересных каменных топора необычной формы были найдены при строительстве Волоколамского шоссе. Эти хорошо отшлифованные орудия труда относятся к бронзовому веку. В следующий период истории, в раннем железном веке территория Северо-запада Москвы была довольно густо заселена. В документах начала семнадцатого века упоминалась местность Городище, непосредственно примыкавшая к селу Тушино.

Современные археологи считают, что этот топоним происходит от существовавшего здесь городища дьяковской эпохи. В первом тысячелетии нашей эры среди жителей этой речной равнины преобладали представители прибалтийского и угро-финского этносов. С 10 века сюда все чаще проникают славяне-вятичи, постепенно ставшие преобладающим населением.

Тяжелое разорение принесли этой земле княжеские усобицы и монголо-татарское нашествие. Однако жители разоренных деревень и городов возвращались на свои пепелища, вновь отстраивали дома, засеивали поля. В самом конце 13 века на берега реки Москвы переехал из-под Киева боярин Нестор Рябец и перешел на службу к московскому князю. Его сын Родион за свои заслуги перед князем Иваном Калитой был пожалован селом на реке Всходне в пятнадцати верстах от Москвы. Потомки Квашни не смогли удержать в своих руках родовое имение.

В 16 веке село Тушино перешло во владение Троице-Сергиева монастыря. Монастырские старцы энергично взялись за заселение и хозяйственное освоение своей новой вотчины. В Тушине появляются двор монастырский и коровий двор, еще один монастырский двор – в деревне Наумовой близ Тушина. Уже в 1576 году в селе и деревне насчитывалось 35 крестьянских и 9 бобыльских дворов. На реке Всходне строятся мельницы. Тушино становится важным торговым пунктом на пути в Москву. Здесь останавливаются не только купцы, но и иностранные посольства. Так, в 1602 году, когда Москва ожидала герцога Ганса Шлезвиг-Гольштинского, возможного претендента на шведский престол, которого Борис Годунов прочил в женихи своей дочери, гофмейстер и личный секретарь герцога записал в своем дневнике: «Приехали в большую деревню, называемую Тушино, менее чем в 2 милях от Москвы и лежащую у большой реки… Стояли мы большей частью в домах, но я и некоторые другие в палатках в поле».
В апреле 1605 года умер Борис Годунов, а через два месяца в Москву вступил Лжедмитрий I в сопровождении польских шляхтичей. После народного восстания в Москве против самозванца в мае 1606 г. занял трон боярский царь Василий Шуйский, но при нем крестьянская война охватила всю центральную и южную Россию, а затем последовало вторжение в Россию нового польского ставленника — Лжедмитрия II. Используя обстановку всеобщего недовольства боярским царем, Лжедмитрий II с помощью польских отрядов и восставшего против Шуйского казачества быстро продвигался к Москве. 1 июня 1608 года войско самозванца подошло к Москве и остановилось в селе Тушино. Затем оно перешло на Переяславскую дорогу, чтобы отрезать Москву от северных городов, и разгромило у села Тайнинское высланный В. Шуйским военный отряд. Однако «Тушинский вор» и его окружение не решались штурмовать столицу. Было решено организовать осаду Москвы. В этих целях на Тушинском поле был создан укрепленный лагерь самозванца. Место для этого лагеря было выбрано на высоком холме между Москвой-рекой и впадающей в нее Всходней, с которого на несколько верст просматривалась территория в направлении Москвы. Окруженное с трех сторон обрывами, оно представляло собой неприступную позицию, которая была усилена земляным валом на западном направлении, со стороны монастыря Спаса на Всходне. Василию Шуйскому удалось собрать стотысячную армию, передовые полки которой он выдвинул к речке Ходынке и к селу Всехсвятскому. Однако попытка отбросить сторонников самозванца от стен города не удалась. В войске Лжедмитрия насчитывалось до 30 тысяч украинских и 15 тысяч донских казаков, 20 тысяч польских наемников. Многие бояре и дворяне оставили Москву и перешли к самозванцу. В Тушине была создана своя боярская дума во главе с М. Салтыковым и Д. Трубецким, был избран и свой патриарх — захваченный в плен ростовский митрополит Филарет Романов. Таким образом, в России в течение двух лет существовало двоевластие, два правительства и две столицы — Москва и Тушино. Ежедневно из лагеря тушинцев рассылались во все города грамоты, призывавшие население переходить на сторону Лжедмитрия II. Отряды из лагеря отправлялись для грабежа ближних и дальних сел и деревень. 5 июня 1609 г. войско самозванца наконец двинулось на Москву, но на этот раз потерпело поражение от войск Шуйского. Тем временем польский король Сигизмунд напал на Россию, осадив Смоленск. Его уже перестали устраивать ставленники на русском троне, он рассчитывал сам занять этот трон. Сигизмунд решительно потребовал всем полякам-наемникам самозванца покинуть Тушино и вступить в действующую под Смоленском польскую армию. К тому же в среде сторонников Лжедмитрия начались раздоры. В декабре 1609 года Лжедмитрий тайно бежал из Тушино в Калугу. Большая часть казаков вскоре ушла вслед за ним. Остатки обитателей тушинского лагеря, промышлявшие грабежом, были изгнаны из лагеря войсками М. Скопина-Шуйского.

Монастырская вотчина, разграбленная и уничтоженная интервентами, долго не могла оправиться после разгрома, о чем свидетельствуют описание имений Троице-Сергиевого монастыря в 1614 году: «Что было сельцо Тушино на речке Всходне, да к нему ж припущена была в пашню пустошь Городище, да пустошь, что была деревня Наумова, да пустошь, что была деревня Подберезье… А по приправочным книгам письма Лукина Васильцова и подъячего Олексея Шапилова 102 году (т.е. в 1594) написано село и деревня, две пустоши, два двора монастырских, двор коровей, 35 дворов крестьянских, 9 дворов бобыльских, а людей в них тоже. А по новому дозору все стало впусте». Но уже в 1623 году Тушино вновь числится сельцом. А к 1646 году в нем насчитывается 39 крестьянских дворов и 20 дворов бобылей, не связанных с пашенным земледелием, 120 мужчин.

Мощный импульс развитию отечественной промышленности дали в начале 18 века реформы Петра I. Паровой двигатель еще не был тогда известен, и многие мануфактуры использовали в качестве двигателя энергию падающей воды. Небольшая река Сходня оказалась весьма подходящей для данного типа предприятий.

В 19 веке на месте первых мануфактур появляются фабрики. Московский купец П. Рыбников построил в самом начале 19 века крупную сукновальню на Сходне. На месте мостовой мельницы строит свое заведение В. Сувиров. Около деревни Гаврилково строит большую фабрику на тысячу рабочих московский купец В. Иокиш. В устье реки Сходни устроил шерстопрядильное и сукноткацкое заведение Е. Белишев.
Первое письменное упоминание о собственно Покровском-Стрешнево можно найти в Писцовых книгах Московского уезда 1584 — 1585 годов, которые свидетельствуют: «За Елизаром за Ивановым сыном Благово в вотчине, что было преж сего за Степаном да за Федором за Тушиными купли: деревня Опраксина на речке Хинки… Пустошь что была деревня Подъелки… И всего за Елизаром в вотчине 2 деревни живущих да пустошь, а в них двор вотчинников, да двор деловых людей». Вскоре деревня Подъелки стала именоваться селом Покровским, по названию церкви Покрова Божией Матери. Младший Елизаров продал свое имение в 1664 году окольничему Родиону Стрешневу. С этого момента усадьба в течение почти 250 лет принадлежала роду Стрешневых, который возвысился после женитьбы в 1626 году царя Михаила Федоровича на дочери незнатного дворянина Евдокии Стрешневой. С 1766 года в Покровском возводится новый барский каменный дом. Усадебный дом Покровское-Стрешнево отличался от других усадебных дворцов прекрасной архитектурой. Главной же его особенностью было собрание живописи, состоявшее из 25 родовых портретов и 106 картин. Во время торжеств, посвященных празднованию Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией в 1774 году императрица Екатерина II посетила Покровское.

В начале 19 века усадьба обновляется. Вместо старого дома появляется новый — 3-х этажный, разбивается регулярный сад с прудами, строятся 6 оранжерей. В версте от усадьбы, на крутом берегу речки Химки, строится летний «Ванный» домик, названный «Елизаветино». Интересным и уникальным заведением был зверинец, в котором содержались олени, бараны, козы и масса экзотических птиц. В дальнейшем дом в Покровском был перестроен по заказу Евгении Шаховской-Глебовой-Стрешневой. В это время строятся характерные башни, сохранившиеся до настоящего времени. К основному дому был пристроен корпус театра. Спектакли в нем давали раз в неделю по воскресеньям. 

Уже с начала 19 века Покровское-Стрешнево стало знаменито своими летними дорогими и фешенебельными дачами. Один из дачников — Николай Карамзин работал здесь над «Историей государства Российского». В 1856 году в одной из дач Покровского-Стрешнево жила семья Берс. Именно сюда приехал свататься ко второй из дочерей Софье Лев Толстой.
Это и парковый массив с преобладанием сосны, и живописный рельеф местности с 25-метровым перепадом высот по левому берегу реки Химки и обширным зеркалом прудов, и ландшафтные композиции, заложенные в последней четверти 18 века с разными приемами посадки деревьев, сохранившимися до наших дней («букеты», «куртины», «беседки»).

Со второй половины 19 века появляется все больше промышленных предприятий в Покровском-Стрешнево и в Тушино. Наряду с предприятиями Сувировых, Белишевых возникают фабрики Н. Третьякова, О. Рамбоя, Альтшуллера. Открытие в 1901 году Московско-Виндавской железной дороги не только оживило дачную жизнь в Покровском-Стрешнево, но и способствовало возникновению и развитию дачного поселка, выросшего буквально за 3-4 года. Была построена деревянная железнодорожная платформа Покровское-Стрешнево. В 1908 году было построено каменное станционное здание. К нему пристроили красивую открытую веранду. Одна из самых фешенебельных дачных местностей Подмосковья пользовалось успехом не только у постоянных дачников, но и у приезжавших на день отдыхающих. 13 июля 1908 года сюда пустили автобус от Петровского парка.

Дачный характер местности в Покровском-Стрешнево сохранился и после 1917 года. После революции поселок разрастается, по обе стороны шоссе появляются ведомственные дачные хозяйства. В их числе был городок Наркомата обороны, в центре которого возвышался памятник К. Ворошилову. В дачах у Покровского-Стрешнево была устроена трудовая детская колония Наркомата путей сообщения, где дети занимались подсобным хозяйством, разводили свиней, кроликов, птицу, работали на огороде. К ним присоединялись детские учреждения других ведомств. 

Однако планы дальнейшего развития детского городка не были осуществлены. На этом месте по решению Моссовета начал формироваться рабочий поселок.

К 1929 году этот рабочий поселок вошел в состав Москвы. Остальная же территория нынешнего Покровского-Стрешнево относилась к Красногорскому району Московской области.

После революции на территории района Покровское-Стрешнево возникают крупные промышленные предприятия. На рубеже 1920-х – 1930-х годов создается советская авиационная промышленность. Добровольное общество Осавиахим переходит от сбора средств для постройки первых советских самолетов к массовому обучению летчиков и парашютистов. В 1929 году по соседству с деревней Тушино на пойменном лугу была основана летная школа Осоавиахима с небольшим аэродромом. В 1930 году рядом с ней, ближе к железной дороге, строится планерный завод, освоивший серийное производство летательных аппаратов, столь необходимых для обучения будущих летчиков. Около железнодорожной станции появляются небольшие кустарные мастерские по ремонту аэропланов. В помещении бывшей фабрики Третьякова размещается парашютная фабрика. В 1920-е годы немало надежд в области воздушных сообщений и обороны страны связывалось с дирижаблями. Для руководства программой советского дирижаблестроения были приглашены крупнейшие авторитеты Умберто Нобиле и Константин Циолковский. Работы разворачивались в Долгопрудном и в Покровском-Стрешнево, которое в то время еще не входило в Москву.

На безлюдном болотистом месте близ станции Тушино был построен авиагородок в составе двух заводов (нынешних ТМЗ и ММП им. В.В. Чернышева) и учебного комбината, где готовили дирижаблестроителей и воздухоплавателей. Лекции студентам читал Умберто Нобиле и Константин Циолковский. Однако вскоре производство и проектирование дирижаблей было свернуто. Завод у станции Тушино был перепрофилирован на производство авиационных двигателей. Строительство основных цехов развернулось в 1931-1933 годах. В 1933 году завод вступил в строй и начал производство моторов для пассажирского самолета «Сталь-3». В 1938 году Моторостроительный завод был передан в ведение НКВД и получил новое направление. В обстановке строжайшей секретности здесь велись работы по совершенствованию и вводу в производство дизельных моторов, предназначенных для дальней бомбардировочной авиации. В годы Великой Отечественной войны коллектив завода выполнял важные оборонные заказы. В 1930-е годы и в годы войны, территории, примыкавшие к заводу, еще не были заселены. Рабочие завода селились в поселке Сокол, в Братцеве, а также в южной части нынешнего Покровского-Стрешнево, примыкавшей к парку. Здесь преобладали небольшие домики дачного типа и бараки. Часть рабочих и служащих приезжала на завод по железной дороге. В 1933-35 годах комсомольцы Москвы развернули строительство Тушинского аэродрома и аэроклуба, получившего затем имя выдающегося летчика В. Чкалова. Здесь были подготовлены тысячи летчиков, сражавшихся в 1941-45 годах на фронтах Великой Отечественной Войны. Здесь же тренировались летчики-спортсмены, прославившие нашу страну на многих международных соревнованиях.
Важным событием в истории Покровского-Стрешнево стало строительство канала Москва-Волга и создание Химкинского водохранилища. Первые строители пришли сюда в 1932 году. На территории района строился шлюз N 8, железобетонный железнодорожный мост через канал, деривационный канал и многие другие сооружения, возводившиеся заключенными. Канал был пущен в строй в 1937 году. После Великой Отечественной войны возникло второе предприятие, расположенное в Покровском-Стрешнево, известное ранее только специалистам — оборонщикам, а сегодня ставшее знаменитым, – конструкторское бюро «Вымпел». Его история начинается с конца 1940-х годов, когда этой организации было поручено проектирование, изготовление опытных образцов и испытание оружия для боевых самолетов ВВС. В частности речь идет о ракетах «воздух — воздух» и «воздух — земля». Главным конструктором КБ «Вымпел» долгое время был Иван Торопов, имя которого носит сейчас предприятие. В дальнейшем это КБ стало головным по проектированию ракет «воздух-воздух» и «воздух-земля».

Создание на территории, прилегающей к железнодорожной станции Тушино крупных промышленных предприятий потребовало строительство жилых кварталов для их работников. В сороковые — начале, пятидесятых годов на левом берегу канала на месте деревянных изб деревни Тушино выросли пятиэтажные дома. Их первыми строителями стали немцы-военнопленные. В пятидесятых — начале шестидесятых годов большая часть территории района была застроена типовыми пятиэтажками из кирпича, а также из панелей. Эти дома строили крупные промышленные предприятия района для своих работников. В семидесятые, восьмидесятые года на отдельных, не застроенных ранее участках выросли многоэтажные блочные дома. В связи с окончанием массового строительства население района стабилизировалось. В семидесятые-восьмидесятые годы предприятия «Вымпел» и «Красный Октябрь» (ныне ММП им. В. Чернышева) развернули строительство жилья вне Покровского-Стрешнево, в частности, в Красногорске и Южном Тушино.

После войны на территории нынешнего района Покровское-Стрешнево было построено несколько больниц общемосковского и общесоюзного значения, в частности, больница МПС. Неподалеку разместился и Всесоюзный НИИ неврологии. Тихая окраина Москвы, украшенная старинным парком и живописным берегом канала оказалась подходящим местом для медицинских учреждений. Таким образом, основная территория района Покровское-Стрешнево формировалась в сороковых-пятидесятых годах как подмосковный рабочий поселок для работников двух оборонных предприятий, связанный со столицей электричками и трамвайной линией до Сокола.

В 1960 году Тушино было включено в состав Москвы. Однако черты заводского поселка, несколько изолированного от центральной части столицы, Покровское-Стрешнево сохранило на долгие годы, и некоторые из этих черт проявляются до настоящего времени. Социальная инфраструктура, социокультурная среда до недавнего времени была ориентирована здесь на работников предприятий (заводские клубы, спорткомплексы, фабрики-кухни, выездная торговля на предприятиях, профессиональная подготовка молодежи, шефская помощь заводов местным школам и т. д.). Вдоль берега канала им Москвы возводятся и открываются Англо-американская школа, жилые комплексы «Покровские Холмы», «Усадьба Покровское-Глебово», пансионат «Чайка», пляж «Химки-2».

Улицы:

Береговая улица
Большая Набережная улица
Вишневая улица
улица Водников
5-й Войковский проезд
Волоколамский проезд
Волоколамское шоссе
Врачебный проезд
улица Габричевского
Долгова улица
Иваньковское шоссе
Летная улица
Малая Набережная улица
улица Мещерякова
Никольский тупик
Подмосковная улица
Полесский проезд
Походный проезд
улица Свободы
Сосновая аллея
проезд Стратонавтов
Сходненский тупик
Тушинская улица
1-й Тушинский проезд
2-й Тушинский проезд
3-й Тушинский проезд
Циолковского улица

Прочее:

Гербовая эмблема:

В голубом щите московской формы два серебряных соединенных крыла. В золотом укороченном острие натуральные цветы фиалки. Серебряные крылья в голубом поле, как сложившийся в дореволюционной русской геральдике знак покровительства Богородицы, символизируют расположенные на территории муниципального образования храм Покрова Пресвятой Богородицы, чье имя вошло в название местности, а также Тушинский аэродром. Фиалки в золотом острие символизируют находящиеся на территории муниципального образования старинный природный парк и усадьбу Покровское-Стрешнево, давшие название местности.

Состояние на 10.01.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий