понедельник, 24 октября 2016 г.

Новокузнецкая улица

Расположение:

Улица проходит по району Замоскворечье (ЦАО) от Климентовского переулка (у метро «Новокузнецкая») до Валовой улицы и Пвелецкой площади (Садовое кольцо, у метро «Павелецкая»).

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении) и трамвайные пути в середине проезжей части. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 1, 1 км.
История:

До 1922 года – Кузнецкая улица.

Улица названа в 1922 году по находившейся здесь раньше Кузнецкой слободе, в которой жили и работали кузнецы (известна с 17 века).

Назвали улицу Новокузнецкой (вместо Кузнецкой) – новой, вероятно, по сравнению с улицей Кузнецкий Мост, и она действительно по сравнению с ней более молодая (новая). То есть старая Кузнецкая улица – это улица Кузнецкий мост, а новая – это и есть нынешняя Новокузнецкая.


Название улицы предположительно происходит от церкви св. Николая в Кузнецах, а до 1922 года улица называлась Кузнецкой. Есть версия, что кузнецы, обосновавшиеся на этом месте, переехали сюда с левого берега Москвы-реки, где до сих пор осталась еще одна церковь св. Николая в Кузнецах, тезка церкви на Новокузнецкой. Неудивительно, ведь кузнечное дело – пожароопасно, и власти пытались селить кузнецов подальше от центра города. Таким образом, кузнечная слобода, равно как и гончарная и кожевенная (кожи неприятно пахнут при обработке) по несколько раз меняли свое местоположение в Москве.
Впрочем, Кузнецкая (Новокузнецкая) улица в городе одна, и как бы ни блуждали кузнецы по городу, здесь они точно жили. Храм св. Николая в Кузнецах – один из самых известных московских храмов, так как никогда не закрывался, а после 1922 года был единственным работающим храмом в Замоскворечье. Одноименный храм был впервые построен на этом месте в 1490 году, тогда же, когда здесь впервые обосновались кузнецы. Церковь, которую мы видим сегодня, построена в 1805 году на средства прихожан в стиле ампир.
От кузнечной слободы на данный момент не осталось ничего: только пара деревянных и полукаменных домов. В 19 веке улица застраивалась богатыми купеческими усадьбами – иногда способными поспорить по оформлению с особняками на высоком берегу Москвы-реки. Но в целом улица застроена типовым жильем. В самом начале улицы сохранилось несколько красивых особняков в стиле модерн, ныне там расположены посольства. В доме-гармошке (№13) снимался фильм «Иван Васильевич меняет профессию».

Новокузнецкая улица – единственная в Замоскворечье, где сохранилось трамвайное движение. Раньше трамвай ходил и по Пятницкой, и по Садовнической, однако в наши дни он остался только здесь и в Садовническом проезде. Трамвай в Замоскворечье появился в 1909 году.


Торговый центр «На Павелецкой» (№ 43, стр. 1) был снесен в 2013 году. До него тут были палатки. А теперь – сквер.

Нежилые объекты:

М метро «Новокузнецкая» (Замоскворецкая линия;  открыта 20 ноября 1943 года ; названа по Новокузнецкой улице, на которую она выводит; выход в город происходит с одной стороны станции по эскалатору, есть круглый большой наземный павильон с колоннадой (построен на месте снесенного храма великомученицы Параскевы Пятницы; под куполом 2 медальона, изображающих инженера-чертежника и инженера-электротехника, а также мозаика «Парад физкультурников»; станция — пересадочная: из центра зала переходят в направлении станции «Битцевский парк» Калужско-Рижской линии, а в сторону станций «Новокосино» и «Медведково» — со стороны глухого торца; станция — глубокая (глубина — 38 метров); станция пилонная — пилоны облицованы светлым мрамором и украшены барельефами, изображающими эпизоды боевых операций, а вот путевые стены на редкость оформлены предельно бедно — просто побелены (так что напоминают больничное помещение); пол покрыт разноцветным мрамором; вдоль центра зал установлен ряд декоративных торшеров; диванов с отделкой белым мрамором для отдыха много и расположены они как со стороны станционных путей,так и внутри зала; тема станции — стойкость и борьба советского народа в годы Великой Отечественной войны: над диванами — металлические щиты в обрамлении знамен с прославлением защитников советских городов, а со стороны платформ на подобных щитах изображены профили великих русских полководцев; между пилонами и сводами главного зала, начиная от выхода в город, идет гипсовый скульптурный фриз с фигурами солдат и офицеров Красной армии разных родов войск, на потолке, напротив каждого из проходов к платформам, расположено шесть мозаичных панно, на эскалаторном наклоне — скульптурная вставка в виде щита, обрамленного знаменами, оружием и лавровыми венками и имеющего в центре надпись: «Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны», в переходе на станцию «Третьяковская» — мозаичное панно «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков»).

М метро «Павелецкая» (Замоскворецкая линия;  открыта 20 ноября 1943 года ; названа по Павелецкому вокзалу, на который она выводит; выход в город происходит с двух сторон станции по эскалаторам — c одной стороны выход ведет к Павелецкой площади и Павелецкому вокзалу через наземный вестибюль, встроенный в здание вокзала (отсюда же — выход на Дубининскую улицу и Зацепскую площадь), а с другой стороны- выход ведет через общий вестибюль с одноименной станцией Кольцевой линии, встроенный в жилой дом с проектным институтом «Метрогипротранс», — к улицам Новокузнецкая, Валовая и Зацепский Вал; станция — пересадочная: из центра зала или по эскалаторам через общий наземный вестибюль осуществляется пересадка на одноименную станцию Кольцевой линии; станция — глубокая (глубина — 34 метра); станция — колонная и колонны облицованы светлым мрамором, как и путевые стены (но изначально станция была пилонная, о чем свидетельствуют сохранившиеся серые пилоны в южной части платформы); пол покрыт серо-розовым гранитом; скамеек много; тема станции — истории вооруженных сил СССР, что отражено на бронзовых медальонах и лепном орнаменте; на одной из стен наземного вестибюля — мраморное панно — два ряда военных горнистов трубят фанфары Победы, а между ними — символический силуэт Москвы).

Конкурс на проектирование станции «Павелецкая» (радиальная) выиграли братья В. А. и А. А. Веснины, которые избрали темой оформления Донбасс. Проектным названием станции также была «Донбасская». Проект станции был похож на «Маяковскую» своей конструкцией — колонной, трёхсводчатой, здесь так же хотели использовать мозаику в оформлении (планировалось разместить 14 панно на своде центрального зала, эскизы которых исполнил А. Дайнека). Набор мозаик осуществлялся во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде В. А. Фроловым. В 1942 году готовые мозаики были доставлены, но металлоконструкции для новой станции остались в Днепропетровске, на временно оккупированной территории. Поэтому проект был изменён на двухсводчатую станцию без центрального зала с пилонным участком перед эскалатором. Восемь панно появились на соседней станции - Новокузнецкой. Временное оформление станции было начато архитектором Н. С. Князевым, затем продолжено совместно с А. Н. Душкиным.
Станция была открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена 20 ноября 1943 года на действующем перегоне «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина». Первые полгода поезда следовали через «Павелецкую» без остановки из-за задержек в поставке эскалаторов. В связи с тем, что завод по производству эскалаторов находился в блокадном Ленинграде, заказ был передан московским предприятиям. В полном объеме станция заработала только летом 1944.
В 1948 году началась реконструкция станции по проекту, близкому к первоначальному (авторы — С. В. Лященко, Е. С. Демченко). Перестройка станции в колонную началась с короткого участка в три колонных секции у северного выхода. Этот участок станции открыли 21 февраля 1953 года вместе с эскалаторным наклоном в вестибюль «Павелецкой»-кольцевой. После этого перестройка осуществлялась между северным выходом и центром станции, этот участок открылся 30 июля 1955 года вместе с одним спуском в новый переход на станцию Кольцевой линии. Последний участок, от центра станции (включая второй спуск в переход) до сохранившегося поныне пилонного участка станции, был раскрыт к 20 апреля 1959 года. Реконструкцию пилонного участка возле южного выхода было решено не производить по причине необходимости закрытия на период реконструкции напряжённого выхода со станции на Павелецкий вокзал.
В 1982 году началась реконструкция Павелецкого вокзала, в результате которой южный вестибюль был встроен в увеличенное здание вокзала и перестроен.
Изначально вестибюль представлял собой отдельно стоящий павильон вблизи здания Павелецкого вокзала. На фасаде, выходящем на площадь, — четыре широких пилястра, между двумя из них пролёты использовались для входа и выхода, а средний — для большой мемориальной доски из красного гранита. Вход и выход размещались в симметрично расположенных глубоких и высоких полукруглых арках, снабжённых декоративными ажурными воротами. Снаружи фасад был облицован красным гранитом. Внутри павильон имел полукруглую стену с маленькими подковообразными окошками. По бокам от эскалатора раньше находились небольшие торшеры. Свод вестибюля был украшен плафоном, на котором было панно В. Ф. Бердиченко на тему славы русского оружия. Стена за эскалатором украшена мраморной мозаикой по эскизам Бердиченко на тему «Фанфарный салют народу и его вождю И. В. Сталину». После разоблачения культа личности Сталина его профиль был убран.
Со станцией связан один интересный факт: "Уважаемые пассажиры, будьте осторожны при выходе из последней двери последнего вагона". В Московском метрополитене это объявление звучит только в составах Замоскворецкой линии и только на станциях «Маяковская» и «Павелецкая». Дело в том, что длина платформы на этих станциях оказалась недостаточной для приёма восьмивагонных составов. В состав Замоскворецкой линии входят участки второй очереди строительства метро (1938 год), не приспособленных для восьмивагонных составов, которые появились в метро с ростом пассажиропотоков.


Когда составы на Замоскворецкой линии стали восьмивагонными, оказалось, что выход из последней двери последнего вагона на станциях «Маяковская» и «Павелецкая» не соответствует концу станции, а находится дальше. В этих местах удалось сделать только небольшое углубление в полметра шириной, фактически находящееся уже в тоннеле. Поэтому пассажирам, выходящим из последней двери последнего вагона на станциях «Павелецкая» и «Маяковская», следует быть особенно внимательными, чтобы не удариться при выходе о тюбинг тоннеля.

М метро «Павелецкая» (Кольцевая линия;  открыта 1 января 1950 года ; названа по Павелецкому вокзалу, на который она выводит; выход в город происходит с одной стороны станции по эскалаторам — через совмещенный наземный вестибюль с одноименной станцией Замоскворецкой линии, встроенный в жилой дом с проектным институтом «Метрогипротранс» (перед павильоном — арочная галерея, а внутри — мозаика с колосящимися нивами и под куполом — лепные розетки со звездами), — на Павелецкую площадь и к улицам Новокузнецкая, Валовая и Зацепский Вал (с другой стороны станции — глухой торец); станция — пересадочная: из центра зала по эскалаторам или по эскалаторам через общий наземный вестибюль осуществляется пересадка на одноименную станцию Замоскворецой линии; станция — глубокая (глубина — 40 метров); станция — пилонная и пилоны облицованы светлым и коричневым мрамором, а также украшены декоративными колоннами с капителями по углам; путевые стены частично отделаны светлым мрамором, а частично отштукатурены; пол покрыт серым и черным гранитом; освещается станция красивыми люстрами; скамеек много и они расположены вдоль пилонов с путевой стороны; одной какой-то темы у этой станции нет: коричнево-белые орнаменты на пилонах характерны для вышивки народов Поволжья, в глухом торце — мозаичное панно «Рабочий и колхозница» с гербом СССР; над эскалатором — панно «Красная площадь», на котором изображены знамена с названиями городов Поволжья).

• Православный храм святителя Николая в Кузнецах (или в Кузнецкой слободе; числится по Вишняковскому переулку; 1683 г., перестроен в 1805 году; храм не закрывался, будучи единственным действующим в Замоскворечье после 1922 года; храм называют «интеллигентским» – потому что сюда приходили и здесь служили священниками в дореволюционное и в советское время многие представители русской интеллигенции. Надо сказать, что и сегодня среди его прихожан немало интеллигентов. А еще он зовется часто институтским, т. к. рядом с ним в начале 1990-х годов возник и до сих пор успешно функционирует Православный Свято-Тихоновский богословский институт (сегодня это Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет). И студенты, а также преподаватели часто посещают этот храм, а также проходят здесь богослужебную учебную практику; некоторые же преподаватели служат здесь и священниками. Институт напрямую связан с храмом через проход из здания института. Тут же, во дворике храма и института, есть небольшой скверик, где можно отдохнуть, попить святой воды из большого резервуара, побеседовать на скамейках. В глубине этой территории располагаются учебные корпуса университета и храмово-институтская столовая (или, как принято говорить у православных, трапезная). Институтских храма два (и второй находится недалеко отсюда – на Пятницкой улице – это храм Живоначальной Троицы).

Построена в первой половине 19 в. на территории древней Кузнецкой слободы. 
Первый деревянный храм появился на этом месте не позднее конца 16 в., кирпичная церковь была сооружена здесь в 1681—83 гг. и перестроена в 18 в. Объём существующего здания сложился в несколько этапов. 

Храм, сохранивший основание прежней церкви, построен в 1805 г. и представляет собой широкую ротонду на четверике, к которому примыкает крупная полукруглая апсида. Его проект принадлежит, вероятно, архитектору школы М. Казакова. 

Характерной особенностью храма, определяющей своеобразие его облика, являются крупные ордерные композиции, объединяющие тройные окна ротонды и полуциркульные люнеты в её куполе. Плоские пилястровые портики на боковых фасадах четверика и редкие в московском церковном зодчестве горельефные изображения четырёх апостолов, расположенные в круглых нишах над окнами первого света, появились во время поновления церкви в 19 в. 

Двухпридельная трапезная (престолы Введения и Сергия Радонежского) и двухъярусная колокольня (нижний ярус, возможно, 18 в.) построены в 1847 г. Их архитектура выдержана в духе ранней эклектики, интерпретировавшей формы барокко. 

В храме и трапезной находятся иконостасы середины 19 в. 

Настенная роспись поновлена в 1895 г. 

По линии переулка сохранилась ограда 19 в. с двумя воротами. 

В церкви находятся святыни: чудотворная икона Богоматери «Утоли моя печали» (18 в.), перенесённая из разрушенной церкви Николая Чудотворца на Пупышах; икона-«заместительница» Иверской Богоматери (копия конца 18 в. образа из Иверской часовни у Воскресенских ворот), перенесённая из церкви Георгия на Всполье; чтимая икона Богоматери «Взыскание погибших»; храмовая икона Николая Чудотворца с житием (первая половина 17 в.); напрестольное Евангелие (напечатано в 1698 г.). 

В иконостасе Сергиевского придела находится также редкая по композиции икона «Святитель Алексей, возлагающий крест на преподобного Сергия».

• Бывшая усадьба Николаевых (№ 1, стр. 1, 18 — 19 века). 

Теперь – офисы.

– Стр. 3. Служебные постройки бывшей усадьбы Николаевых. 1889 год постройки. 
Тут долгое время – до 2014 года – был музыкальный м-н «Пурпурный легион», торговавший преимущественно продукцией из США и Европы. 

Теперь – продуктовый м-н «АВ Daily».

• Российский национальный союз пчеловодов и м-н «Дом меда» (№ 5, стр. 1). 1 этаж. 1889 год постройки.

• Бывшая фабрика-кухня с общественной столовой, позже — московский экспериментальный витаминный завод (№ 7, 1932 год постройки, конструктивизм, сильно перестроено в новейшее время: переделали все внутренности, оставив только фасад). 

Теперь – штаб-квартира Объединённой вагонной компании. 

Перед входом забетонирована наклонная площадка, в которую уложены два рельса. Инновационная (американская) тележка, рассчитанная на нагрузку 25 тонн.

• Офисы (№ 9, стр. 1). 2 этажа. 1840-е годы постройки.

• Офисы (№ 9, стр. 2). 2 этажа. 1840-е годы постройки.

• Офисы (№ 11/13). 1 этаж. 1944 год постройки.

• посольство Мали (№ 11, стр. 1; бывший особняк М. Карповой — усадьба А. Целибеевой, 19 – начало 20 веков).


Усадьба на Новокузнецкой улице (до 1922 года называлась Кузнецкая улица по существовавшей здесь слободе кузнецов) была построена в 1 половине 19 века, в послепожарный период. Это была типичная для того времени небольшая городская усадьба – двухэтажный главный дом, стоящий по красной линии улицы, справа и слева от него – одноэтажные флигеля, за главным домом – двор с садом.
Вплоть до конца XIX века усадьбой владела семья купцов Целибеевых, выходцев из Малоярославца, членов Рогожской старообрядческой общины. Целибеевы числились купцами 2-й гильдии и торговали в Москве чаем и сахаром.
На рубеже XIX – ХХ веков усадьба была куплена Тимофеем Геннадьевичем Карповым, потомственным дворянином и титулярным советником, сыном известного профессора истории, члена Русского исторического общества Г.Ф. Карпова. По материнской линии Т.Г. Карпов состоял в родстве с династией купцов Морозовых.
По его заказу архитектор А.П. Вакарин в 1900 году перестроил главный дом, превратив его в небольшой особняк, выполненный в формах эклектики, с оригинальной щипцовой кровлей и элементами классического ордерного декора на фасадах.
После женитьбы Т.Г. Карпова на Марии Дмитриевне Лепешкиной, он переписал дом на Новокузнецкой на ее имя, и она официально числилась домовладелицей вплоть до 1917 года. Супруги Карповы много занимались благотворительностью, были членами Московского благотворительного общества 1837 года, Тимофей Геннадьевич был также членом попечительского совета Сергиево-Елизаветинского убежища для увечных воинов русско-японской войны и Бюро для приискания занятий рабочим – оба этих заведения состояли под покровительством Великой княгини Елизаветы Федоровны.
После Октябрьского переворота 1917 г. принадлежащая Карповым усадьба была национализирована, а сами они были выселены в дом на Б. Ордынке, 41, который раньше принадлежал брату Т.Г. Карпова Федору Геннадьевичу, уехавшему в эмиграцию. Последние годы жизни Т.Г. Карпов был старостой Храма иконы Иверской Божьей матери на Большой Ордынке. В 1929 году Карпов был арестован и отправлен в ссылку, где и умер три года спустя.
В особняке на Новокузнецкой после национализации были устроены квартиры – в одной из них в 1935 – 1947 гг. жил известный советский архитектор Алексей Николаевич Душкин, спроектировавший множество зданий в Москве (среди которых Детский мир и высотка на Красных воротах), несколько станций Московского метрополитена (Кропоткинская, Маяковская, Новослободская, Автозаводская), железнодорожные вокзалы в Симферополе, Сочи, Днепропетровске.
Позже особняк был передан под дипломатические нужды, в настоящее время здесь располагается посольство Мали.


– Стр. 2. Особняк посла Мали.

• Офисы (№ 11, стр. 5). 1903 год постройки.

• Посольство Индонезии (№№ 12 и 14; бывшая городская усадьба С. Протопопова – В. Татищева – Урусовых, 19 — начало 20 веков и бывший особняк Н. Урусовой, начало 20 века, где ныне располагается индонезийская школа).


Особняк на Новокузнецкой улице был построен в 1912 году по заказу Натальи Васильевны Урусовой, автором проекта выступил архитектор (по образованию - военный инженер) Иван Иванович Рерберг.
Двухэтажный с мезонином дом был выполнен в те годы в популярном неоклассическом стиле: рустованный фасад, мезонин, увенчанный разорванным фронтоном, на боковом фасаде – трехгранный эркер, остекленный в уровне второго этажа. В оформлении фасадов дома были использованы колонны, пилястры, а также вазоны и лепные гирлянды. На главном фасаде, на уровне первого этажа, была устроена круглая ниша-медальон со скульптурной женской головкой на подставке - возможно, портрет владелицы дома. Интерьеры особняка были отделаны с простотой и изяществом – на первом этаже разместились парадные комнаты, на втором и в мезонине – личные комнаты хозяев.
И.И. Рерберг был в те годы уже известным и весьма востребованным архитектором. Помимо особняка на Новокузнецкой (тогда Кузнецкой) улице, он проектировал комплекс Киевского (Брянского) вокзала, дома дешевых квартир Г.Г. Солодовникова на 2-й Мещанской улице (сейчас ул. Гиляровского), здание Елизаветинской женской гимназии в Большом Казенном переулке, дом Северного страхового общества на Ильинке. Он продолжил практику и после 1917 года. Его самая известная постройка советского времени – здание Центрального телеграфа на Тверской улице.
Владелица особняка – Наталья Васильевна Урусова происходила из семьи известных московских купцов Бахрушиных. Ее отец – Василий Алексеевич был одним из трех братьев Бахрушиных, унаследовавших от своего отца небольшую кожевенную фабрику и превративших ее в «Товарищество кожевенной и суконной мануфактур Алексея Бахрушина и сыновей», одну из крупнейших фирм дореволюционной России.
Бахрушины славились своей благотворительностью – на их средства были построены больница для хронических больных и дом призрения в Сокольниках, дом бесплатных квартир на Софийской набережной, сиротский приют для мальчиков в 1-м Рижском переулке с Троицкой церковью. Ежегодно они жертвовали немалые деньги и другим благотворительным заведениям. На средства В.А. Бахрушина был сооружен также храм Василия Исповедника в Новой деревне, что за Рогожской заставой (сейчас – Международная ул., 10).
Муж Натальи Васильевны, Семен Никитич Урусов был потомственным почетным гражданином, купцом 1 гильдии и попечителем Бахрушинской больницы в Сокольниках. Урусовы сначала жили на Покровке, в районе Лялина переулка, потом перебрались в Замоскворечье. Кузнецкая улица была выбрана, по всей видимости, не случайно – рядом, в доме № 25, жил Константин Петрович Бахрушин, а на Лужнецкой улице (сейчас – ул. Бахрушина) - Алексей Александрович Бахрушин. Оба – двоюродные братья Н.В. Урусовой.
С.Н. Урусов скончался в 1915 году, а два года спустя, когда начались смутные времена, Наталья Васильевна эмигрировала во Францию, где прожила до самой своей смерти в 1938 году.
Ее особняк после 1917 г. был национализирован и отдан под размещение советских учреждений. С 1954 г. здесь располагается посольство Индонезии, в ведении которого находится так же и соседний дом 14 – особняк В.С. Татищева, построенный в 1900 году архитектором В.В. Шервудом и перестроенный Г.А. Гельрихом.


К югу от дома Урусовых, на соседнем участке 14, за той же оградой работы архитектора И. И. Рерберга стоит особняк, построенный в 1900 году по проекту В. В. Шервуда для торговца обоями Сергея Гавриловича Протопопова. В 1911 году сын С. Г. Протопопова Николай продал участок графу Владимиру Сергеевичу Татищеву (1865 – 1928). Граф немедленно приступил к перестройке дома, для чего пригласил архитектора Густава Августовича Гельриха. Он изменил и отделку фасада, и планировку здания, внеся черты неоклассики в эклектичную отделку здания.
От работы архитектора В. В. Шервуда неизменной до середины ХХ века оставалась только ограда с решеткой сложного рисунка. Ограду заменили на новую при передаче здания посольству Индонезии в середине 1950-х годов. Теперь владение графа Татищева и его соседей Урусовых объединены одинаковой оградой, выполненной по проекту И. И. Рерберга.
Вскоре, в 1913 году, тот же Г. А. Гельрих строит для В. С. Татищева комплекс неоклассических доходных домов на участке, примыкающем к особняку с запада и выходящем на соседнюю Пятницкую улицу, 43. Таким образом, собственный дом графа и его доходные дома в случае соединения участков составили бы большое владение от улицы до улицы.
Граф Владимир Сергеевич Татищев был не только знатен, но и богат, он являлся одним из наиболее успешных банкиров и промышленников России. С 1909 года В. С. Татищев был председателем правления и директором Соединённого банка, образовавшегося от слияния трёх банков, входивших в банковскую группу Л. С. Полякова. Это Московский Международный торговый банк, Южно-Русский промышленный и Орловский коммерческий банки. Отделения Соединённого банка работали в 68 городах России. Соединённый банк создавался Министерством финансов России с целью нормализации финансового положения в бывших банках Полякова и вместе с тем сохранения их клиентуры. Здание банка стоит до сих пор на углу Кузнецкого моста и Рождественки.
После 1917 года дом Татищева был плотно заселен несколькими десятками жильцов.
В 1950-е годы соседние дома Урусовых и Татищева были переданы под посольство Индонезии. При приспособлении зданий был сделан капитальный ремонт, многие помещения получили новое оформление. Был изменен вход в особняк Татищева, а вместо открытой террасы с севера от здания был построен двухэтажный легкий застекленный объем.

• Памятник Габдулле Тукаю (между домами 13/15 и 17/19).
Габдулла Тукай (1886—1913) — татарский народный поэт, литературный критик, публицист, общественный деятель и переводчик.
Скульптор: С. А. Щербаков 
Архитекторы: А. И. Воскресенская, В. В. Перфильев, В. А. Данилов
Материалы: бронза, гранит 
Год установки: 2011 
Памятник представляет собой бронзовую фигуру поэта в европейском костюме, сидящего на скамейке с раскрытой книгой. Голова анфас, взгляд устремлен вдаль, поза поэта непринужденная, правая рука положена на колено, левая облокачивается на спинку скамьи, на которую небрежно накинут плащ.

• Юридический факультет МГПУ (№ 16, стр. 10). 4 этажа.

Раньше здесь был интернат, потом истоический ф-т МПГУ. 

• Сбербанк (№ 18/10, стр. 3).

• Офисы (№ 20/21-19, стр. 1). 

• Офисы (№ 20/21-19, стр. 2-3).

• Офисы (№ 22). 2 этажа.

• Офисы (№ 22, стр. 4). 1 этаж. 1902 год постройки.

• Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (№ 23). Администрация, студенческий отдел кадров, учебный отдел, приёмная комиссия, компьютерный класс, Библиотека, факультет информатики и прикладной математики, отдел новейшей истории РПЦ, международный отдел, копировальный отдел, учебная часть ПСТБИ, православное братство Всемилостивого Спаса.

– Богословский отдел, бухгалтерия ПСТБИ, центр истории богословия и богословского образования, хозяйственный отдел, совет по теологии УМО, читальный зал ПСТГУ (№ 23б).

– Учебный корпус БФ ПСТГУ (без №).

• Офисы (№ 23а). 2 этажа.

• Офисы (№ 23, стр. 1). 

• Офисы (№ 23, стр. 4). 

• Бывшая усадьба Толоконниковых (№ 24, 19 век). 

Дом в французском стиле, 19 век. 1803; 1834; 1867 — переделка фасада, пристройки. 2 этажа.

Первоначально единая классицистическая композиция главного дома допожарной постройки с флигелями по сторонам распалась в эпоху эклектики. 

В 1803 году выстроен особняк А. Толоконникова, который находится по адресу Новокузнецкая ул., 24–26. 

Дом отличается единством общего классицистического стиля композиции с двумя флигелями по обе стороны. Главный дом приобрел великолепный барочный декор, под которым скрылся скромного вида ордер фасада. Обращают на себя внимание в центре фасада сложные наличники с медальонами, сменившие лучковые наличники с цветочными гирляндами. 

В 1867 году флигели и фасады были переделаны и дополнены типичным декором, который был характерен для эпохи второй половины 19 века, однако дом все же сумел сохранить свой первоначальный облик.

Много лет принадлежал этот особняк старой купеческой семье Толоконниковых. Семья была большая, давшая городу и врачей, и инженеров, и учителей. Но люди, жившие в доме на Новокузнецкой, всегда занимались торговлей. Семейным их промыслом издавна считался свечной.

Сам особняк был построен задолго до того, как в нем обосновался первый представитель семейства Толоконниковых. Это произошло где-то на рубеже 18-19 веков. 

Во всяком случае, достоверно известно, что в 1803 году усадьба принадлежала купцу Л. Богатыреву и состояла из двухэтажного каменного дома и двух одноэтажных флигелей. 

А в 1830 году тут появляются Толоконниковы, расселившиеся позже по всему Замоскворечью: на Пятницкой, Большой Серпуховской, в Монетчиках. Этим же домом владел купец, почетный гражданин Василий Толоконников-Большой, проживавший тут с женой и младшим братом, тоже Василием Матвеевичем, но Меньшим. 

Толоконниковы перестраивают одноэтажные флигели на двухэтажные (стоящие и сегодня), предпринимают шаги по украшению особняка. Но нынешнее оформление фасад дома получает позднее, в 1867 году, при купце и почетном гражданине Василии Толоконникове, уже начавшем отходить от семейного промысла — торговли свечами. 

Он владел мыловаренным заводом в Лефортове. Дела у этого представителя семейства Толоконниковых шли, очевидно, не всегда успешно: в 1888 году он не возобновляет свое купеческое свидетельство и в конце века теряет этот особняк на Новокузнецкой, обитая затем в наемных квартирах на Большой Полянке, в Денежном переулке и пр.

В 1915 году А. Толоконников возвращает себе «гнездо предков» и благополучно владеет им до 1917 года. С ним вместе живет и его сын, Владимир, помощник присяжного поверенного. 

После Октябрьского переворота следы семейства Толоконниковых теряются.

• Ресторан Discovery Club (№ 24, стр. 2). 2 этажа.

• Офисы (№ 24, стр. 3а). 

• Офисы (№ 24, стр. 4а). 2 этажа.

• Высшие курсы иностранного языка «МИЛ» (№ 25, 19 век). 2 этажа: каменный низ, бревенчатый верх, но облицован. 

В 1970-80-х годах тут располагалось бюро по ремонту квартир.

• Подразделение «Мосводостока» (№ 26/8, стр. 1, 19 век, бывший дом купца Тимофея Волкова, до 1960-х годах – жилой дом; в глубине участка сохранился главный дом бывшей городской усадьбы 19 века). 

Занимает двухэтажный дом с деревянным вторым этажом. 

Это образец распространённого в русской архитектуре типа полукаменного жилого дома. Такие дома во множестве строились на окраинах Москвы и в других русских городах. Хозяевами и жителями таких домов чаще всего бывали люди среднего достатка. 

Сегодня полукаменных домов в Москве так мало, что их можно пересчитать по пальцам. 

Этот кирпичный, первоначально одноэтажный дом был построен в первой половине 19 века как флигель в большой усадьбе. 

В 1875 году над каменным флигелем архитектор К. Козьмин надстроил деревянный этаж для нового хозяина усадьбы, купца, потомственного почётного гражданина Тимофея Волкова. 

Надстройка делалась для устройства новых квартир, предназначенных под сдачу в наём. С этого времени дом мало изменился. 

После революции в доме организовали коммуналки. Так до 1960-х годов в четырёх квартирах дома жило несколько десятков человек. 

После расселения здание перешло в ведение городских коммунальных служб, которые располагаются здесь и по сей день. 

Дом подвергся капитальному ремонту в 1990-е годы и содержится в хорошем состоянии. 

Главный дом владения тоже сохранился. Это трёхэтажное здание в глубине участка, за парадным двором. 

Дом дошёл до нас в перестройке 1891 года. Старый ампирный двухэтажный дом с мезонином был капитально перестроен и перепланирован под квартиры. Вместо мезонина над ним появился полноценный третий этаж. 

Очень часто новые хозяева переделывали доставшиеся им старые господские особняки под квартиры. Так дом в конце 19 – начале 20 века давал больше дохода.


Дом на углу Новокузнецкой улицы и 1-го Новокузнецкого переулка настолько же не типичен для современной Москвы, насколько типичен для Москвы старой. Это образец распространённого в русской архитектуре типа полукаменного жилого дома. Такие дома во множестве строились на окраинах Москвы и в других русских городах. Хозяевами и жителями таких домов чаще всего бывали люди среднего достатка. Сегодня полукаменных домов в Москве так мало, что их можно пересчитать по пальцам. 
Этот кирпичный, первоначально одноэтажный дом был построен в первой половине XIX века как флигель в большой усадьбе. В 1875 году над каменным флигелем архитектор К. А. Козьмин надстроил деревянный этаж для нового хозяина усадьбы, купца, потомственного почётного гражданина Тимофея Терентьевича Волкова. Надстройка делалась для устройства новых квартир, предназначенных под сдачу в наём. С этого времени дом мало изменился. До 1960-х годов в четырёх квартирах дома жило несколько десятков человек. После расселения здание перешло в ведение городских коммунальных служб, которые располагаются здесь и по сей день. Дом подвергся капитальному ремонту в 1990-е годы и содержится в хорошем состоянии. 

Главный дом владения тоже сохранился. Это трёхэтажное здание в глубине участка, за парадным двором. Дом дошёл до нас в перестройке 1891 года. Старый ампирный двухэтажный дом с мезонином был капитально перестроен и перепланирован под квартиры. Вместо мезонина над ним появился полноценный третий этаж. Очень часто новые хозяева переделывали доставшиеся им старые господские особняки под квартиры. Так дом в конце XIX – начале ХХ века давал больше дохода.

• Офисы (№ 26/8, стр. 3). Двухэтажное деревянное здание.

• Ресторан Discovery Club: второе здание (№ 26/8, стр. 7). 2 этажа 1872 год постройки.

• Прокуратура Москвы (№ 27/6, стр. 1; бывший особняк К. Бахрушина конца 18 века с позднейшими перестройками; часть помещения прокуратуры передана православному институту). 

В 1891 году старое владение на углу Новокузнецкой улицы и 1-го Новокузнецкого переулка купил Константин Петрович Бахрушин, младший сын первогильдейского купца Петра Алексеевича Бахрушина, одного из владельцев Товарищества кожевенной и суконной мануфактур «Алексея Бахрушина сыновья».

Небольшой двухэтажный дом стоял тут еще до 1803 года. Он принадлежал купеческой жене Тумановой П.А. Дом сильно пострадал от пожара 1812 года и до 1819 года стоял полуразрушенным. При восстановлении его расширили и пристроили на участке еще несколько каменных служебных построек. А старые - по улице и переулку - снесли для расширения новых. В 1830-е и 1870-е годы владение принадлежало сначала купцу Карцеву П.А., затем почетной гражданке Еремеевой А.А.

И вот в 1895-1896 годах архитектор К.К. Гиппиус, который являлся «домашним архитектором» Бахрушиных, перестраивает дом для семьи Константина Петровича в пышном, красивом стиле эклектики. Фасады, выкрашенные ярко-голубой краской, получают богатый белый лепной декор. Парадный вход украшается сенями и балконом, по сторонам которого ставятся вазоны. Центр особняка украшен фронтоном с путти, монограммой владельца и датой создания особняка. Перед домом большой палисад с цветником. Внутренняя отделка по великолепию не уступала внешней. Мраморная лестница, пышная лепнина, камины – все сохранилось до наших дней.

Константин Петрович окончил частный пансион Репмана. Работу в семейной фирме совмещал с активной общественной и благотворительной деятельностью. Был много лет гласным Московской городской думы, членом всевозможных обществ и правлений. В начале XX века был старшиной Охотничьего Клуба. Женился он на дочери «московского водочного короля» П. А. Смирнова Наталье Петровне. Она много помогала мужу в делах благотворительности. Руководила женскими ремесленными курсами при Доме бесплатных квартир. 2 февраля, в день рождения хозяина, в особняке проходил большой бал, дом горел огнями, а все переулки и улицы вокруг были плотно уставлены каретами.

После революции хозяева были выселены из особняка. С 1933 года и по настоящее время всю усадьбу занимает Московская городская прокуратура.


Построен в конце 18 — начале 19 веков. 

Перестроен в 1895–1896 годах по проекту архитектора К. Гиппиуса.

– Новый корпус прокуратуры Москвы (№ 27/6, стр. 2).

• Офисы (№ 28). 

Здание 19 века, реконструировано в 2000-х годах и практически построено заново. 

В советское время тут было районное ГАИ.

• Бывший дом Свешниковой (№ 29, начало 20 века).

• Региональный общественный фонд содействия оперативным службам полиции Москвы (№ 32, стр. 2). 2 этажа.

• Магазины развивающих игр и игрушек «Умный ребенок» (№ 32, стр. 3а). 2 этажа.

• Бывший доходный дом Л. Энгельбрехта (№ 34, стр. 1; 
начало 20 века). 

Построен в 1913 году архитектором А. Прамнеком с использованием плана 1910 г. архитектора Н. Доброхотова. 

Теперь тут Национальный благотворительный фонд.

• Офисы (№ 36/2, стр. 1). 

• Офисы (№ 36/2, стр. 2). 2 этажа.
• Покровский старообрядческий храм кафедральный собор Русской древлеправославной церкви (№ 38; 1910 год постройки; в 1932 году церковь закрыли: здесь находилось отделение Осоавиахима, а затем подразделение Метростроя; в 1990 году здание было возвращено Русской древлеправославной церкви, а в 2000 году сюда из Новозыбкова была перенесена кафедра предстоятеля Церкви). 
Церковь Покрова Замоскворецкой общины поповцев Рогожского согласия. Построена в 1909—10 гг. (архитектор В. Десятов). 
В монументальном объёме храма своеобразно интерпретируются формы и декоративные приёмы византийской (мощный, увенчанный шлемовидным куполом барабан с крупными окнами, неоштукатуренная гладь кирпичных стен, пониженные боковые апсиды) и древнерусской (щипцовое завершение фасадов с новгородскими «ползучими» арками, звонница перед западным фасадом и др.) архитектуры. 
В интерьере сохранились фрагменты росписей иконописной мастерской Я. Богатенко. 
Закрыта около 1930 г. 
В 1990 г. принято решение о передаче храма общине Древлеправославной церкви.
После провозглашения в 1905 году манифеста о веротерпимости началось активное строительство новых старообрядческих церквей, в том числе и в Москве. 
В 1908 году Замоскворечье на средства Ф. Морозовой был приобретён участок земли, на котором 12 октября был заложен храм для местной старообрядческой общины. 
Проект здания был создан архитектором В. Десятовым. Церковные фрески были созданы иконописцами мастерской Я. Богатенко, специализировавшаяся на старообрядческом иконописании. Всего на постройку здания было затрачено 100 тыс. руб.
Церковь была освящена 26 сентября 1910 года. 
Службы здесь проводил священник Михаил Волков, до этого служивший в домовом храме Полежаевых на Лужнецкой ул. 
В течение 20 лет здесь регулярно проводились молитвенные собрания старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию.
В начале 1930-х годов священник Ферапонт Лазарев был арестован, а 2 марта 1931 года расстрелян. 
Последняя служба была здесь проведена 22 мая 1932 года, после чего церковь окончательно закрыли. 
Сперва здесь находилось отделение Осоавиахима, а с 1970-х годов в здании располагался ОРС Метростроя.
В 1990 году здание было передано Русской древлеправославной церкви, а в 2000 году сюда из Новозыбкова была перенесена кафедра предстоятеля Церкви.
• Торговый центр «Павелецкий Пассаж» (№ 39). 1970 год постройки.

Бывший магазин «1000 вещей» и ресторан «Витязь». 

• Бывший особняк П. Бачуриной — И. Смирнова (№ 40, начало 20 века, в 1990-е годах – дом приемов «Логоваза» Бориса Березовского, ныне – ресторан «Эволюция»). 


Длинный одноэтажный особняк расположен в конце Новокузнецкой улицы, недалеко от ее пересечения с Садовым кольцом. Несмотря на некоторую аскетичность и отсутствие пышного декора на фасаде, здание составляет фрагмент дореволюционной застройки улицы, значительная часть которой была утрачена после войны.
Здание кажется монолитным, но на самом деле оно состоит из двух разновременных частей. Изначально это был особняк П.А. Бачуриной, позднее перешедший к И.Е. Смирновой. Левая часть особняка построена в 1890 г. по проекту архитектора С.В. Шервуда — сына знаменитого создателя здания Исторического музея. В отличие от отца, он прославился своими церковными постройками в Москве и Московской губернии. Светских зданий в его практике было только два: особняк М.И. Рекк на Пятницкой улице (известный как «дом со львами») и дом Бачуриной на Новокузнецкой улице. 
Правую часть здания возвел архитектор С.Ф. Воскресенский в 1913 г., ранее творивший в стиле модерн, но ко времени работы на Новокузнецкой улице перешедшему к неоклассицизму. С.Ф. Воскресенский придал зданию ступенчатость, отдельные его части несколько сдвинуты в глубину участка, а другие, напротив, выдвинуты на улицу. Благодаря этому средняя часть особняка поставлена с небольшим отступом от красной линии, а между нею и выступающими частями разбит палисадник с оградой. Вход в дом осуществляется через крыльцо в правой части особняка. Фасады украшены растительным декором с лентами.
В советскую эпоху здесь располагался дом политпросвещения райкома КПСС, на смену которому в 1990-х гг. пришло акционерное общество «Логоваз», устроившее в особняке свой дом приемов. «Слава» в СМИ к этому месту пришла летом 1994 г., когда у ворот дома произошло покушение на бизнесмена Бориса Березовского: был взорван его автомобиль. Позднее сменилось еще несколько владельцев, в последнее время в здании располагаются ресторан и клуб.

Здесь был центр "прослушки" и компромата на многих политиков и парламентариев середины и конца 1990-х гг. 

Здесь Борис Березовский планировал свои махинации вплоть до приведения к власти Владимира Путина.

• Детский сад № 2030 (№ 40/42, стр. 1).

• Офисы (№ 42, стр. 1). Одноэтажный деревянный дом.

• Бывший особняк купца Т. Кудрявцева (№ 42, стр. 2, конец 19 века, заброшен). 

Дом был построен в 1879 году по заказу купца Т. Кудрявцева, а территория данного владения сформировалась в первой трети 19 века в результате объединения двух участков, расположенных по Кузнецкой улице (ныне — Новокузнецкая). 

Сейчас заброшен. 

Под видом «реставрации и приспособления» бывшей городской усадьбы 1-й трети 19 в. – жилого дома 1879 г. готовится снос дома и замена его кирпичным новоделом.

• Офисы (№ 42, стр. 5). Двухэтажное кирпичное здание.

• Совмещённый наземный вестибюль станций метро «Павелецкая» Замоскворецкой и Кольцевой линий, Институт «Метрогипротранс» и пр. (№ 43/16, стр. 1). 6 этажей. 1955 год постройки.

Жилые дома:

6 этажей (№ 3, бывший доходный дом А. Брокша, начало 20 века). Нижние этажи дома сдаются под офисы.

6 этажей (№ 4/12, стр. 1 и 2; 1930-е годы постройки; бывшие жилые дома РЖСКТ «Новый свет»).

14 этажей (№ 6, 1969 год постройки). Кирпичный («башня Вулыха»). На 1-м этаже – магазин «Путь к себе», салон красоты «Моне» и др. 

В 70-80-е первый этаж занимал обувной магазин.

13 этажей (№ 13, стр. 1; 1971 год постройки). Кирпичный с косыми трапециевидными балконами. На 1-м этаже – универсам «Дикси» и др. м-ны и сервисы. 

Дом известен по находившимся в нём в советское время магазинам «Светоч» и «Радиотехника».

5 этажей (№ 18, стр. 1, 1962 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – Кафе-кондитерская "Русский лес" и аптека.

5 этажей (№ 20/21-19, стр. 5, 1930 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – аптека. 

В 1970-80-х был галантерейный магазин.

4 этажа (№ 30, стр. 1, 1927 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – аптека.

5 этажей (№ 30, стр. 2 и 3, 1929 год постройки). Кирпичные. 

В доме № 30, стр. 2 жил и был убит 1 марта 1995 года телеведущий Владислав Листьев. Убит вечером 1 марта 1995 года в подъезде двумя выстрелами. Первая пуля попала в руку, вторая — в голову. Ценности и большая сумма наличных, имевшиеся у него, остались нетронутыми, что позволило следователям по этому делу предположить, что убийство связано с бизнесом или с политической деятельностью телеведущего. Несмотря на заявления о том, что дело близко к раскрытию, ни убийцы, ни заказчики не были найдены.

5 этажей (№ 33, стр. 1 и 2; начало 20 века, бывшие доходные дома М. Макарова).
В сквере у дома – памятник ополченцам Замоскворечья.
Памятник установлен на месте формирования дивизий ополчения.
Скульптор: С. А. Щербаков. Архитектор: Г. А. Ишкильдина 
Материалы: бронза, гранит 
Год установки: 2015 
Из района на Великую Отечественную войну отправилось более 18 000 человек. Круглый гранитный обелиск установлен на квадратном основании. На вершине — бронзовый орден Отечественной войны. В верхней части обелиска — бронзовый горельеф, на котором изображены лица мужчин-ополченцев. Под горельефом памятная надпись: «Ополченцам Замоскворечья. 1941-1942». С задней стороны постамента надпись, на которой сообщается об авторах памятника.
5 этажей (№ 34, стр. 3, конец 19 века).

9 этажей (№ 35-37, стр. 1 и 2, 1960-е годы постройки). Блочные.

8 этажей (№ 43/16, стр. 2, 1959 год постройки). Кирпичный. На 1-м этаже – Фото-копировальный центр «Копирка», Мясной магазин «Останкино», аптека, зоомагазин и пр.

Достопримечательности:

Покровский старообрядческий храм кафедральный собор Русской древлеправославной церкви (1910 год постройки).

Православный храм святителя Николая в Кузнецах (или в Кузнецкой слободе; числится по Вишняковскому переулку).

Здания 18 — начала 20 веков.

Сквер.

Фонтан «Адам и Ева».

Автор проекта – скульптор М.Левинская, проект выполнен авторским коллективом ООО «Архитектурная мастерская В.И.Симонихина». Говорят, что Еву скульптор М.Левинская делала по образу своей дочери.


Фонтан "Адам и Ева" был установлен в 2007 году к 860-летию Москвы в сквере рядом со станцией метро Новокузнецкая, на территории бывших владений церкви Параскевы Пятницы, разобранной в 1930 году в связи со строительством этой станции метро. Фонтан начал работать в 2008 году, представляет собой скульптурную композицию, в центре которой расположены фигуры Адама и Евы под райским деревом, которое обвивает змей-искуситель. В ажурной бронзовой кроне дерева сусальным золотом блестят яблоки, хохолки птичек и крылья насекомых. Согласно библейскому сюжету, в руке Евы яблоко искушения. 

Интересно:

По улице из общественного транспорта ездят только трамваи, причем с 1909 года (маршрут № 3 – самый старый в нашем городе). И это единственная в Москве трамвайная линия, которая пресекает Садовое кольцо.

Проезд:

От метро «Новокузнецкая» и «Павелецкая» пешком и на трамваях №№ А, 3 и 39 (проезжают всю улицу).


Видео:




Состояние на 31.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий