суббота, 24 сентября 2016 г.

Берсеневская набережная

Расположение:

Набережная проходит по району Якиманка (ЦАО) от стрелки острова Балчуг и Водоотводного канала до Большого Каменного моста, Софийской набережной и улицы Серафимовича. 

Проходит вдоль правого берега реки Москвы. 

Недалеко – метро «Кропоткинская».

Описание:

Набережная с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону улицы Серафимовича и Большого Каменного моста. Тротуары – с 2-х сторон. Набережная ограждена декоративным парапетом (?). Озеленение слабое. Длина – около 800 метров.

История:

Набережная названа в 19 веке по местности Берсеневка. 

По одной версии оно происходит от слова «берсень» — «шиповник, крыжовник», который мог произрастать в находившемся поблизости «государевом красном саду» (15 век; в 16-17 веках местность называлась Верхняя Садовая слобода); по другой – от «берсеневой решетки», наблюдение за которой в начале 16 века было поручено думному дворянину Великого князя Василия III Ивану Берсеню Беклемишеву. Решетка – забор с воротами посреди улицы, запиравшимися на ночь от «лихих людей», находилась у Большого Каменного моста с 16 до начала 18 веков.

В 1737-1745 годах Берсеневская набережная была укреплена сваями и стала проезжей улицей. 

В 1867 году на набережной появилась кондитерская фабрика немецкого фабриканта Эйнем, которая в советское время стала называться «Красный Октябрь». 

В первой половине 18 в. была укреплена деревом, в 1836 г. в районе Берсеневской набережной через Москву-реку была сооружена Бабьегородская плотина (разобрана в 1937 г.). 

В конце 19 в. набережная облицована камнем. 

В октябре 1917 г. с Берсеневской набережной красные обстреливали Кремль. 


Реконструирована в конце 1930-х гг., построен так называемый Дом правительства («Дом на набережной»).

В начале 20 века на месте части Винно-соляного двора была построена действующая поныне электростанция. 


Берсеневская набережная расположена на низком берегу Москвы-реки, в Замоскворечье и является фактически продолжением Софийской набережной. Известна благодаря располагающимся на ней уникальным палатам Аверкия Кириллова и Дому правительства.

Происхождение названия набережной остается загадкой. Берсеневская набережная может быть одинаково связана как с растущим здесь крыжовником (от архаизма «берсень»), так и с прозвищем боярина Ивана Никитича Беклемишева, которого даже в некоторых документах упоминают как Берсень-Беклемишев. По этой версии, набережная получила свое название от решетки, опускавшейся на ночь поперек переулка для охраны жителей от лихих людей, и бывшей в ведомстве Беклемишева. Будь то колючий кустарник или неуживчивый нрав боярина, так или иначе происхождение названия местности можно связать с берсенем.

Иван Берсень-Беклемишев был дипломатом и одним из приближенных бояр при Иване III. Великий князь ценил его за быстрый ум и рвение, однако с новый государем, Василием III, Беклемишев не нашел общего языка, за постоянную критику был отлучен от участия в государственных делах, впоследствии был приговорен за несогласие с государем относительно развода с Соломонией Сабуровой и казнен в 1525 году. В честь Беклемишева названа и одна из башен Кремля, находящаяся напротив Софийской набережной. Возле неё внутри кремлевских стен находились палаты Беклемишева.
Принадлежавший Беклемишеву участок на Берсеневской набережной после его казни отошел в казну, а потом был жалован дьяку Кириллу, от которого пошел род Кирилловых. В 1656 году начинается строительство существующих ныне палат, известных по владельцу Аверкию Кириллову. Ныне здесь находится Российский институт культурологии.
В 1734—1735 годах Берсеневская набережная была укреплена сваями и стала проезжей улицей шириной от 4 до 11 сажен; в районе тогда числилось 25 дворов, вытянутых поперек острова. В конце столетия стали одеваться в гранит все московские набережные, однако за редким исключением постройки везде сохранялись деревянные. Пожар 1812 года уничтожил значительную часть застройки, и восстановление затянулось до 1840-х годов.

В последней трети XIX века набережная приобрела промышленный характер. В 1885 году на набережной началось строительство кондитерской фабрики Эйнем. Уроженец Вюртемберга, сам Теодор Эйнем умер еще до начала строительства; построенная фабрика фактически принадлежала его компаньону, Юлиусу Гейсу из Шварцвальда. В 1922 году фабрика была переименована в «Красный Октябрь» и славилась не только отличным шоколадом, но и сладким запахом, который при определенном направлении ветра можно было почувствовать в том или ином конце Замоскворечья.

В квартале между Берсеневской и Болотной набережной, ближе к Софийской, располагался Винно-соляной двор со складами. В 1906 году часть строений была переделана или построена заново для нужд первой по счету московской электростанции, питавшей московский трамвай. Ныне она известна как МОГЭС-2. Все остальные строения двора были снесены при постройке Первого Дома Советов (известного впоследствии как Дом на набережной по названию одноименной повести Юрия Трифонова). Дом имеет 25 подъездов, выходящих как на Берсеневскую набережную, так и на улицу Серафимовича, был построен по проекту архитектора Иофана в 1927 – 1931 году и заселен членами ЦК ВКП(б), старыми большевиками, героями Гражданской войны, семьями Наркомов и их заместителей, артистами, военными, представителями новой советской элиты. Многие жильцы дома были репрессированы в годы Большого террора. Ныне дом является объектом культурного наследия, в нем существует краеведческий музей.


В 2004 году был построен Патриарший мост, связавший Берсеневскую набережную с площадкой, где располагается Храм Христа Спасителя. Это включило ранее малолюдную набережную в карту прогулочных маршрутов.

В 2004 году открылась первая очередь Патриаршего моста, обеспечившего удобный подход к метро «Кропоткинская». С этого времени началось формирование арт-кластера на территории фабрики «Красный Октябрь» (производство было выведено с Берсеневской набережной в 2007 году). В бывших фабричных помещениях размещаются институт «Стрелка», галереи, клубы, офисы разных компаний.

Нежилые объекты:

• Патриарший мост (2004 год постройки; от набережной к храму Христа Спасителя и станции метро «Кропоткинская», длина 203 метров).

Пешеходный Патриарший мост появился в 2004 году. Он идет от храма Христа Спасителя, соединяет Пречистенскую и Берсеневскую набережные, затем продолжается через Болотный остров и пересекает Водоотводный канал, заканчиваясь на Якиманской набережной.

Патриарший мост состоит из трех пролетов, конструкция — консольный мост. Общая его длина составляет 203 метра, ширина — 10 метров. Мост строился вдоль Москвы-реки на разных ее берегах, после чегоспомощью специальных приспособлений части конструкции развернули навстречу друг другу в нужное положение. Такой способ строительства позволил обеспечить обычное функционирование водного транспорта.

Авторы проекта Патриаршего моста — архитектор М. М. Посохин, художник З. К. Церетели и инженеры А. М. Колчин и О. И. Чемеринский. Мост отличается необычной ферменной конструкцией несущего пролёта. Стилобатная часть поднята над уровнем поверхности Болотного острова на 10 м. Внешне мост напоминает традиционную мостовую архитектуру XIX века. Он украшен ажурной решеткой и стилизованными под старину фонарями. В полотно моста встроены светильники, создающие оригинальное освещение. Часть моста облицована белым мрамором, в котором можно разглядеть древние окаменелости: стебли и чашечки кринодей и морских лилий.

Патриарший мост стал пользоваться вниманием молодоженов: говорят, именно на его перилах стали появляться «замки любви». На патриаршем мосту записывались новогодние обращения президента России Д. Медведева.

• Скульптурная композиция «300-летию Российского Флота».
Скульптор: З. К. Церетели. Год установки: 1997

Грандиозная скульптурная композиция установлена на искусственном острове. Открытие памятника приурочили к празднованию 850-летия Москвы. Общая высота монумента — 98 м, это самый высокий памятник в России и один из самых высоких в мире. Скульптурная композиция имеет очень сложное и уникальное устройство. Столб на гранитном основании держит корабль, в котором располагается фигура Петра Великого. Несущие конструкции памятника изготовлены из нержавеющей стали, на них закреплены облицовочные элементы из бронзы. Пьедестал, ладья и фигура царя собирались отдельно и монтировались вместе уже в готовом виде. В руке Петр I держит позолоченный свиток. Андреевские флаги установлены на подшипниках и служат флюгерами, кресты на них также позолочены. 

В железобетонное основание встроены фонтаны, которые создают эффект движущегося корабля, рассекающего волны.

• Пристань Большой Каменный мост. В теплое время года курсируют речные трамвайчики Новоспасский мост – Киевский вокзал. На причале Большой Каменный мост останавливаются теплоходы, работающие на прогулочном маршруте причал Киевский вокзал - причал Воробьёвы горы - причал Крымский мост - причал Большой Каменный мост - причал Большой Устьинский мост - причал Новоспасский мост, теплоходы работающие на прогулочном маршруте причал Андреевский - причал ЦПКиО - причал Большой Каменный мост - причал Большой Устьинский мост - причал Крымский мост - причал Андреевский.

• Офисы (№ 2, стр. 1).

• Домик бывшего яхт-клуба «Стрелка» (№ 2а; ныне – частный дом для приемов гостей, съемок фильмов и пр.).

• Ресторан «Белка» (№ 4).

• Бывшая территория кондитерской фабрики «Красный Октябрь» с бизнес-центром и другими офисно-клубными организациями (№№ 4–8). Это территория стрелки Болотного острова площадью 5 га, ограниченная Москва-рекой и Водоотводным каналом. Ближайшая связь с «материком» – пешеходный Патриарший мост. На здании № 6, стр. 3: «Живые павшим обязаны вечно. 1941– 1945. Имя Ваше бессмертно. Память о Вас переживет века (фамилии и инициалы 72 погибших воинов)».

Фердинанд фон Эйнем приехал в Москву в 1850 г. в надежде начать свое дело. В 1851 г. он открыл на Арбате маленькую мастерскую по производству шоколада и конфет. Капитал у него был небольшой, но помогла Крымская война. Эйнему удалось получить подряд на поставку в армию варенья. Прибыль была вложена в расширение производства: открылась фабрика на Мясницкой. В 1857 г. Эйнем знакомится с Юлиусом Гейсом. Вдвоем они открывают кондитерскую на Театральной площади; затем строят трехэтажное здание фабрики на Софийской набережной, покупают для нее за рубежом новейшую паровую машину. Создается «Товарищество паровой фабрики шоколадныхъ конфектъ и чайныхъ печений «Эйнемъ». Фирма получает награды на мануфактурных выставках.

В 1878 г., начинается строительство огромного здания фабрики на Берсеневской набережной. Корпуса, дома для рабочих достраивались вплоть до 1914 г. при участии А. Калмыкова, Н. Васильева, А. Флодина, П. Колесова, А. Карста. Комплекс в технике неоштукатуренной кирпичной кладки — яркий образец промышленной архитектуры к. XIX – нач. ХХ вв.

В 1876 г. в Берлине Эйнем умер (по завещанию, похоронен в Москве), фабрика перешла к Гейсу. Название фабрики менять не стали: торговая марка стала уже очень известной.
Ассортимент продукции «Эйнемъ» был огромен: шоколад, какао, конфеты, карамель, пастила, печенье, пряники, а после открытия филиала в Крыму — и глазированные шоколадом фрукты. Подарочные коробки, отделанные шелком, бархатом, кожей, с вложенными открытками, нотами и пр.
В 1896 г. фабрика получила золотую медаль на Всероссийской выставке в Н. Новгороде и получила право печатать на упаковке герб России. В 1900 г. — Гран-при на выставке в Париже. С 1913 г. «Эйнемъ» — поставщик двора Его Императорского Величества.

Все годы товарищество занималось благотворительностью. С каждого проданного фунта нового печенья жертвовалось пять копеек серебром. Была открыта школа для детей-подмастерьев, сотрудникам за 25 лет безупречной службы назначалась пенсия, была создана больничная касса для оказания нуждающимся материальной помощи. В годы Первой Мировой войны фирма делала денежные пожертвования, организовала лазарет для раненых, отправляла на фронт вагоны с печеньем.
В 1918 г. фабрика была национализирована и получила название «Государственная кондитерская фабрика №1, бывшая Эйнем», а с 1922 г. — «Красный Октябрь». Дореволюционные традиции продолжились: строго следили за качеством, выпускали новые виды продукции. А вот «Ну-ка отними!» — наименование еще дореволюционное, но тогда вместо девочки, дразнящей собаку, изображался карапуз с недобрым взглядом и с битой для лапты.

В последние годы производственные мощности бывшего «Эйнема» выведены на М. Красносельскую улицу. На историческом месте планируется оставить только экспериментальный образцовый цех по производству шоколада ручной работы. Во многих освободившихся и отремонтированных помещениях бывшей фабрики открылись выставочные галереи, клубы, рестораны.

• Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» (№ 14, стр. 5). 

Бывшие гараж, магазин и зона отгрузки готовой продукции фабрики «Красный Октябрь».

• Главный вычислительный центр энергетики – ВННИЭ (№ 16, стр. 5). 

Изначально трёхэтажное здание, построенное до 1917 года. 

В 2016 году снесена северная пристройка, в начале 2017 года демонтированы 2-й и 3-й этажи.

• Офисный центр (№ 16, стр. 9). 

Бывшая городская усадьба Смирновых с водочным производством торгового дома «Смирнова И. А. Сыновья» (№ 16, стр. 9; на месте палат 16-17 веков).

Дом построен на месте старых палат, сохранен фрагмент и культурный слой. В подвале был склад готовой продукции Петра Смирнова. 

В глубине пустыря, оставшегося от снесённых здесь в недавнее время домов, возле Патриаршего пешеходного моста, торцом к набережной, стоит выкрашенное в жёлтый цвет двухэтажное кирпичное здание. Ему повезло больше его соседей - спасла древность. В основе его – палаты XVI века. Кто был строителем дома не известно. В последующие времена здание неоднократно перестраивалось. Между подвалом и первым этажом сохранились сводчатые и коробковые перекрытия. Недавно дом отремонтировали, при этом был утрачен старинный деревянный накат по деревянным балкам между первым и вторым этажами. На противоположном от Москвы-реки, восточном фасаде восстановлены узорочные наличники парадного этажа. На южном – наличники подклета: простые с треугольным фронтоном XVII века и барочные, ушастые XVIII столетия. Их можно увидеть под пластиковым навесом в приямке, отрытом в культурном слое возле стен здания.

До революции это была городская усадьба знаменитых водочников Смирновых. Иван Алексеевич Смирнов приобрёл здесь, на Берсеневской набережной владение ещё в 1863 году, а спустя пять лет прикупил дополнительный участок – часть территории бывшего Винно-Соляного двора для устройства водочного завода. Лучше места и придумать было сложно: живописный берег реки, напротив золотые купола храма Христа Спасителя. Позже и завод, и усадьба перешли к его сыну Сергею Ивановичу, учредившему в 1874 году Торговый дом «И. А. Смирнова сыновья» с основным капиталом 60 тыс. рублей.

Больше известен его двоюродный брат Пётр Арсеньевич, начинавший свою карьеру приказчиком у своего дяди Ивана Алексеевича, отца Сергея Ивановича Смирнова и имевший контору совсем неподалёку, у Чугунного моста.

Последним предреволюционным владельцем особняка на Берсеневской набережной был Сергей Сергеевич Смирнов. Водочный завод после 1917 года перешёл к Мосгорсовнархозу и некоторое время продолжал работать, но позже был ликвидирован. Заводские корпуса снесли при строительстве Дома на набережной.

Сейчас там баня.

• Дом причта Никольской церкви (№ 18–22, стр. 1). 

• Православный храм святителя Николая Чудотворца на Берсеневке в Верхних Садовниках (№ 18–22, стр. 2; Центральное викариатство, Москворецкое благочиние. Главный престол – Святой Живоначальной Троицы. Приделы: святителя Николая Чудотворца и преподобного Феодосия Великого. История: построен в 1657 г. на деньги думного дьяка Аверкия Кириллова (как его домовый храм). Северная паперть с крыльцом – кон. 17 в. Трапезная с приделами и колокольня – 19 в. В 1931 г. – закрыт и сильно пострадал (в нем был НИИ музееведения), колокольня снесена. Снова открыт в 1992 г. Арх-ра: стиль – «русское узорочье»; состоит из основного объема на подклете с апсидами и 5 главами, трапезной и четырехъярусной шатровой колокольни. Декор: кокошники, оконные наличники; аркатурно-колончатый пояс на барабанах; полихромная окраска четверика – (1990-е); крыльцо на кубышчатых столпах – с двойными арками и гирькой, а также бочкообразной кровлей (у трапезной). Интерьер: серо-розовый мраморный иконостас нач. 20 в. в правом приделе. Святыни: чтимые иконы Казанской Божией Матери; праведного Симеона Верхотурского, святителя Феофана Затворника, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Антония Великого, великомученицы Варвары с частицами мощей этих святых. Духовенство: настоятель – игумен Кирилл Сахаров; другие клирики: священники; дьякон. Богослужение: по выходным и большим праздникам утром – в 6.30 (по выходным и большим праздникам – в 8.00), вечером – в 16.00 или в 17.00 (по субботам и перед великими праздниками– в 15.00). Совершается по старому обряду. Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; библиотека; молодежное движение. Сайт есть – во многом он неплохой, но некоторых важных разделов, например, сведений о духовенстве, нет, а раздел о расписании богослужений – устаревший; зато много публикаций интересных высказываний настоятеля).

Построена в 1656—57 гг. в комплексе усадьбы думного дьяка Аверкия Кириллова, возможно, с использованием фрагментов фундамента предшествующего кирпичного храма, известного с 1625 г. 

Ещё ранее на этом месте находилась деревянная церковь Николая Чудотворца на Песку, известная с 1475 г. 

Несимметричная композиция существующего здания состоит из двухсветного пятиглавого четверика храма (главный престол Троицы) с трёхчастной апсидой, галереей-папертью вдоль северного фасада и двухпридельной трапезной (сменила первоначальную в 1817—23 гг.; престолы: Никольский и Феодосия Печерского). Боковые полукружия апсиды, выделенные небольшими главками, выступают относительно фасадов храма, причём северное полукружие значительно крупнее южного и имеет самостоятельный вход из паперти. На северном фасаде паперти устроено крупное, опирающееся на столбы-«кубышки» крыльцо с висячей гирькой. Второе такое же крыльцо находилось на восточном фасаде паперти, перед входом в склеп Кирилловых, располагавшийся в подклете. Четверик основного объёма, завершённый двумя рядами кокошников, обладает развитым архитектурным декором — угловые колонки, поддерживающие сложный венчающий карниз, килевидные оконные наличники различных типов (на боковых фасадах завершены тройными «корунами»), аркатура на барабанах глав, выполненных с использованием «штучного набора» и отличающихся измельчённым, несколько вычурными рисунком. Подчёркнуто декоративный характер архитектуры здания усиливают яркая полихромная раскраска деталей декора (восстановлена в начале 1990-х гг.) и изразцы (сохранились в филёнках на фасадах паперти). Ампирные формы трапезной со строгими пилястровыми портиками на боковых фасадах (северный фасад завершён фронтоном) мало гармонирует с обликом храма. В 1854 г. с западной стороны к трапезной была пристроена колокольня (не сохранилась). 

Церковь расположена в глубине участка и вместе с палатами Аверкия Кириллова (первоначально была объединена с ними переходом) образует уникальный для Москвы комплекс, придающий панораме Берсеневской набережной неповторимое своеобразие. 

Церковь была закрыта в 1930—92 гг. 

Реставрирована в 1970-х гг.

Составляет архитектурный ансамбль с палатами Аверкия Кириллова. Главный престол освящён в честь Святой Троицы; приделы святителя Николая, Феодосия Великого.

Место, на котором стоит храм, издревле было занято церковными постройками. Так, в 1390 г. в этой местности значился Никольский на Болоте монастырь, там существовала деревянная церковь, именуемая в летописи 1475 г. «Церковь Николы на Песку, зовумая Борисова», а в 1625 г. упоминаемая как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою».

В 1650-е гг. государев садовник Аверкий Кириллов начал возведение усадьбы на месте упразднённого Никольского монастыря. 

В 1657 г. по его заказу был построен каменный храм Святой Троицы с приделом Николая Чудотворца. 

В архитектурном отношении этот храм принадлежит к новому типу московского храма сер. 17 в., заложенному возведением церкви Троицы в Никитниках. Он был построен как бесстолпный четверик с колокольней и трапезной, примыкающей с севера. 

Храм богато оформлен, «изукрашен» — к северной трапезной примыкает крыльцо со столпами-«кубышками» и арками, украшенными «гирьками». Основной объём храма завершён рядами кокошников с килевидным верхом, также кокошниками украшены барабаны, кроме того оформленные аркатурным поясом. Богато декорированы фасады, наличники окон, колонки и фриз. 

С запада был размещён спуск в нижнее помещение храма, где находилась семейная усыпальница Кирилловых. 

Позднее (видимо, в 1690-е гг.) к церкви с восточной стороны было пристроено «красное» крыльцо с гульбищем, соединяющим храм с крестовой палатой дома Кирилловых. 

В 1694 г. был освящён построенный вдовой Якова Аверкиевича Ириной придел Казанской иконы Божией Матери. 

Также Ириной была построена колокольня на набережной, представляющая собой двухъярусный восьмерик на четверике, и заказан 200-пудовый колокол, изготовленный мастером Иваном Моториным. Кроме того были пожертвованы ещё пять колоколов, массой от от 115 пудов до 1 пуда 35 ¼ фунтов. 

Колокольня эта в 1871 г. была разобрана и на её месте построено двухэтажное здание. 

В 1775 г. к храму с запада была пристроена трапезная в стиле классицизм, сильно исказившая первоначальный облик церкви. Храм горел во время пожара 1812 г., после него был восстановлен и освящён заново. Вместо выгоревшей древней трапезной была отстроена новая, в которой были устроены два придела — Николая Чудотворца и преподобного Феодосия Киновиарха. 

В 1820-е гг. была снесена старая колокольня, новая же появилась только в 1854 г.

В 1925 г. в палатах Аверкия Кириллова разместились Центральные государственные реставрационные мастерские, а в 1930 г. храм был закрыт. 

В 1930-е гг. Б. Иоффе, планировавший возведение в этом районе архитектурного ансамбля в стиле конструктивизм, добивался сноса храма. В 1932 г. по заявлению от реставраторов была снесена колокольня, мешавшая хорошему освещению, но сам храм был оставлен. 

В 1958 г. в храме был размещён НИИ музееведения. 

С 1992 г. в конференц-зале, расположенном в храме, каждую неделю служились молебны Николаю Чудотворцу. 

Сейчас храм возвращён верующим, при нём работают воскресная школа и библиотека.

• Бывшие палаты думного дьяка Аверкия Кириллова (№ 18–22, стр. 3; в боярской усадьбе 17 века; фасад дома выстроен в начале 18 века в стиле барокко; два боковых фасада сохранили стиль допетровской эпохи; ныне здесь – Российский институт культурологии). 

Палаты Аверкия Кириллова (Берсеневская набережная, 20). Уникальный образец крупной городской усадьбы XVII в. с двухэтажным жилым зданием и церковью (см. Церковь Николая Чудотворца на Берсеньевке), соединённой некогда с домом крытым переходом на столбах. Белокаменное основание палат относится к XV—XVI вв. Основная часть построек возникла в 1656—57, когда усадьба принадлежала думному дьяку Аверкию Кириллову, ведавшему царскими садами (убит во время восстания 1682 года, похоронен при церкви). Тогда был возведён основной объём здания с осевой, хотя и не вполне симметричной планировкой, вытянутыми в глубину сенями и помещениями по их сторонам, перекрытыми коробовыми сводами с распалубками и хорошо освещёнными многочисленными окнами. В 1690-х гг. появились пристройки с востока и запада (с восточной стороны сохранились редкие образцы декора в виде балясин, вставленных в треугольные фронтоны окон), богато декорированное красное крыльцо с кувшинообразными колонками и пластичным венчающим карнизом. В 1703—11 к зданию пристроен выступ с мезонином в центре северного парадного фасада, с живописными декоративными деталями, характерными для московской архитектуры начала XVIII в.; выступ мезонина обрамляют изящные волюты и плоские пилястры, несущие изогнутый карниз. Особую прихотливость главному фасаду придают белокаменный растительный орнамент, сандрики с заполнением в виде раковин в окнах второго этажа, своеобразное арочное крыльцо-навес на тяжёлых консолях. Проект парадного фасада приписывается М.И. Чоглокову или И.П. Зарудному. В XVIII в. в здании разместили сенатский архив, затем в нём жили сенатские курьеры (отсюда его второе название— «Курьерский дом»).

Уникальный образец крупной городской усадьбы 17 в. с двухэтажным жилым зданием и церковью, соединенной некогда с домом крытым переходом на столбах. Белокаменное основание палат относится к 15-16 вв. 

Основная часть построек возникла в 1656—57 гг., когда усадьба принадлежала думному дьяку Аверкию Кириллову, ведавшему царскими садами (убит во время восстания 1682 года, похоронен при церкви). Тогда был возведён основной объём здания с осевой, хотя и не вполне симметричной планировкой, вытянутыми в глубину сенями и помещениями по их сторонам, перекрытыми коробовыми сводами с распалубками и хорошо освещёнными многочисленными окнами. 

В 1690-х гг. появились пристройки с востока и запада (с восточной стороны сохранились редкие образцы декора в виде балясин, вставленных в треугольные фронтоны окон), богато декорированное красное крыльцо с кувшинообразными колонками и пластичным венчающим карнизом. В 1703—11 гг. к зданию пристроен выступ с мезонином в центре северного парадного фасада, с живописными декоративными деталями, характерными для московской архитектуры начала 18 в.; выступ мезонина обрамляют изящные волюты и плоские пилястры, несущие изогнутый карниз. Особую прихотливость главному фасаду придают белокаменный растительный орнамент, сандрики с заполнением в виде раковин в окнах второго этажа, своеобразное арочное крыльцо-навес на тяжёлых консолях. 

Проект парадного фасада приписывается М. Чоглокову или И. Зарудному. 

В 18 в. в здании разместили сенатский архив, затем в нем жили сенатские курьеры (отсюда его второе название— «Курьерский дом»).

Небольшой ярко-красный дом с белыми деталями на фасаде и небольшим мезонином стоит на Берсеневской набережной обособленно, в стороне от других. Даже в наши дни, словно «придавленным» соседней громадой советского «Дома на набережной», это здание останавливает на себе взгляд прохожего, особенно с Патриаршего моста. В былые же времена эти старинные палаты играли ведущую роль во всей местности.

Владение на этом берегу Москвы-реки овеяно легендами, не имеющими прочной исторической основы: называются имена боярина Ивана Берсеня-Беклемишева и даже опричника Малюты Скуратова. 

Считается, что деревянный дом с каменным подклетом существовал здесь уже в 15-16 веках – его следы были найдены реставраторами. 

Тем не менее, ясность в вопросе о владельцах наблюдается лишь с начала 17 века, когда земля переходит к сыновьям Степана Кириллова. 

В середине того же столетия единоличным хозяином территории становится думный дьяк Аверкий Кириллов – богатый купец и государственный деятель. На пике своей карьеры он возглавлял Казённый приказ, приказ Большого дворца и ряд других учреждений, ведавших торговлей, финансами государства и сбором налогов. 

Деятельность Аверкия Кириллова оборвалась в 1682 году, когда во время стрелецкого бунта стрельцы, поддерживающие царевну Софью, убили его как сторонника рода Нарышкиных.

Общественное положение Кириллова не могло не отразиться на облике его дома. В результате каменные палаты были выстроены с большим размахом: пышные наличники, изящные полуколонны и пилястры, карнизы с поребриком – всё это свидетельство о высоком благосостоянии хозяев. Богатство дома ярко описывали иностранные гости, дивившиеся не только красивым фасадом и впечатляющим двором с садом, но и богатым убранством с дорогой мебелью и обстановкой. О времени постройки дома можно судить по круглой плите в центре свода большой палаты – закладному камню с датой «1657». 

Соседняя церковь святой Троицы, более известная под названием Никольской на Берсеневке, также была выстроена Кирилловым, считалась его домовым храмом и даже соединялась деревянным переходом непосредственно с палатами. 

Здесь же в 1682 году был похоронен и сам Аверкий Кириллов. Церковь, лишившаяся в 20 веке колокольни, сохранилась до наших дней и находится совсем рядом.

Окончательно облик здания сформировался в начале 18 века, когда владение принадлежало дьяку А. Курбатову. В это время был выстроен верхний этаж, ранее бывший деревянным, а фасад получил европейские детали: волюты с тонкой белокаменной резьбой, руст на углах и каменный козырёк над входом. По одной из версий, достройкой дома ведал архитектор Иван Зарудный.

В дальнейшем палаты Аверкия Кириллова перешли в казну и были заняты различными учреждениями: камер-коллегией, межевой канцелярией, разрядным архивом, московской казённой палатой, сенатской курьерской командой. 

С 1870 года дом стал цитаделью защиты культурного наследия России: здесь обосновалось Императорское Московское археологическое общество во главе с графом Уваровым. 

После революции здание занимали различные научные учреждения, ныне здесь располагается Российский институт культурологии. 

Реставраторы поддерживают облик дома и продолжают исследование его истории.


Небольшой ярко-красный дом с белыми деталями на фасаде и небольшим мезонином стоит на Берсеневской набережной обособленно, в стороне от других. Даже в наши дни, словно «придавленным» соседней громадой советского «Дома на набережной», это здание останавливает на себе взгляд прохожего, особенно с Патриаршего моста. В былые же времена эти старинные палаты играли ведущую роль во всей местности.

Владение на этом берегу Москвы-реки овеяно легендами, не имеющими прочной исторической основы: называются имена боярина Ивана Никитича Берсеня-Беклемишева и даже знаменитого опричника Малюты Скуратова. Считается, что деревянный дом с каменным подклетом существовал здесь уже в XV-XVI веках – его следы были найдены реставраторами. Тем не менее, ясность в вопросе о владельцах наблюдается лишь с начала XVII века, когда земля переходит к сыновьям Степана Кириллова. В середине того же столетия единоличным хозяином территории становится думный дьяк Аверкий Кириллов – богатый купец и государственный деятель. На пике своей карьеры он возглавлял Казённый приказ, приказ Большого дворца и ряд других учреждений, ведавших торговлей, финансами государства и сбором налогов. Деятельность Аверкия Кириллова оборвалась в 1682 году, когда во время стрелецкого бунта стрельцы, поддерживающие царевну Софью, убили его как сторонника рода Нарышкиных.
Общественное положение Кириллова не могло не отразиться на облике его дома. В результате каменные палаты были выстроены с большим размахом: пышные наличники, изящные полуколонны и пилястры, карнизы с поребриком – всё это свидетельство о высоком благосостоянии хозяев. Богатство дома ярко описывали иностранные гости, дивившиеся не только красивым фасадом и впечатляющим двором с садом, но и богатым убранством с дорогой мебелью и обстановкой. О времени постройки дома можно судить по круглой плите в центре свода большой палаты – закладному камню с датой «1657». Соседняя церковь святой Троицы, более известная под названием Никольской на Берсеневке, также была выстроена Кирилловым, считалась его домовым храмом и даже соединялась деревянным переходом непосредственно с палатами. Здесь же в 1682 году был похоронен и сам Аверкий Кириллов. Церковь, лишившаяся в ХХ веке колокольни, сохранилась до наших дней и находится совсем рядом.
Окончательно облик здания сформировался в начале XVIII века, когда владение принадлежало дьяку А.Ф. Курбатову. В это время был выстроен верхний этаж, ранее бывший деревянным, а фасад получил европейские детали: волюты с тонкой белокаменной резьбой, руст на углах и каменный козырёк над входом. По одной из версий, достройкой дома ведал архитектор Иван Зарудный.

В дальнейшем палаты Аверкия Кириллова перешли в казну и были заняты различными учреждениями: камер-коллегией, межевой канцелярией, разрядным архивом, московской казённой палатой, сенатской курьерской командой. С 1870 года дом стал цитаделью защиты культурного наследия России: здесь обосновалось Императорское Московское археологическое общество во главе с графом Уваровым. После революции здание занимали различные научные учреждения, ныне здесь располагается Российский институт культурологии. Реставраторы поддерживают облик дома и продолжают исследование его истории.

Автостоянки.

Жилой дом:

Дом на набережной, театр эстрады и кинотеатр «Ударник» (№ 20/2; 12 этажей; «Дом правительства»; другие названия — Первый Дом Советов, или Дом ВЦИК и СНК СССР; жилой комплекс ВЦИК и СНК СССР; стоит на острове, и связан с «материком» Большим Каменным и Малым Каменным мостами; здесь жили известные советские госслужащие, творческая элита и пр., были и конспиративные квартиры чекистов). На доме – 25 мемориальных досок с именами известных людей, которые здесь жили; есть и краеведческий музей по истории этого дома и местности.

Театр эстрады открылся в 1954 году, а в этом здании – с 1961 года (до этого здесь был клуб Совета Министров СССР); ныне – многофункциональный концертный зал).

Кинотеатр «Ударник» работает с 1931 года; первый звуковой кинотеатр в СССР.

Достопримечательности:

Дом на набережной, театр эстрады и кинотеатр «Ударник» (№ 20/2).

Православный храм святителя Николая Чудотворца на Берсеневке в Верхних Садовниках (№ 18–22, стр. 2).

Бывшие палаты думного дьяка Аверкия Кириллова (№ 18–22, стр. 3).

Бывшая городская усадьба Смирновых с водочным производством торгового дома «Смирнова И. А. Сыновья» (№ 16, стр. 9).

Домик бывшего яхт-клуба «Стрелка» (№ 2а).

Патриарший мост.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Нагатинская», «Тульская», «Серпуховская», «Полянка» на троллейбусе № 1 до остановки «Кинотеатр «Ударник» (на улице Серафимовича) и пешком; от метро «Кропоткинская» пешком через Патриарший мост. Общественный транспорт по набережной не проезжает.


Видео:




Состояние на 3.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий