среда, 26 октября 2016 г.

Серебрянический переулок

Расположение:

Переулок проходит по Таганскому району (ЦАО) от Яузской улицы до Серебрянической набережной реки Яузы. 

Недалеко – Москва-река.

Описание:

Переулок с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 500 метров.

История:

Переулок назван по казенной слободе 17 века Старые Серебряники (Денежная), в которой жили мастера денежного Серебряного двора, изготавливавшие также серебряную посуду для царского двора, оклады для икон, нательные кресты и серебряные украшения — серьги, кольца.

В 18 веке – Троицкая улица (по приходской церкви Живоначальной Троицы в Старых Серебряниках).

Нежилые объекты:

• Православный храм Св. Троицы в Серебряниках с колокольней и храмом Усекновения главы Иоанна Предтечи (№ 1а; Центральное викариатство, Покровское благочиние. Приделы: Казанской иконы Божией Матери и святителя Василия Великого. История: построен в 1781 г. на деньги купчихи Т. Суровщиковой в бывшей слободе серебряников, чеканивших царскую серебряную монету; обновлялся в 19–нач. 20 вв. Колокольня – 18 в. и в ней храм Усекновения главы Иоанна Предтечи (для поминовения родителей А. Гончарова, который и построил колокольню). Ограда с воротами и крыльцо – 19 в. В 1930-х гг. – закрыт и сильно пострадал (в нем были производственный цеха и склад студии «Диафильм»). Снова открыт в 1993 г. Арх-ра: стиль – барокко + классицизм (оформление боковых фасадов); ротондальный; состоит из основного объема на подклете с одной главой, трапезной и колокольни. Декор: колонный портик, декоративная лепнина с христианскими символами, меандровый фриз (в виде бегущей волны), карнизы и разорванные фронтоны (колокольня). Интерьер: Святыни: чтимые иконы святителя Иоанна Сан-Франциского и мученицы Людмилы с частицами мощей этих святых. Духовенство: настоятель – священник Геннадий Андриянов; другие клирики: священник Георгий Докукин. Богослужение: по субботам, воскресеньям и большим праздникам утром в 8.00, накануне воскресений и больших праздников вечером – в 17.00. Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; молодежный клуб «Нарния» (с привлечением разновозрастных прихожан; лекции, беседы на различные темы; встречи с писателями, представителями культурный и научный общественности). Сайт есть (на платформе «Укоз»), но весьма посредственный – мало что и него можно почерпнуть).

Построена в 1781 г. на средства купчихи Т. Суровщинской, сохранив, по-видимому, в основном объёме части стен и подклет церкви, известной с 1657 г. 

Деревянный храм на этом месте, в древней слободе царских монетных дел мастеров, существовал, очевидно, ещё в 16 в. 

В 1764—68 гг. западнее церкви по инициативе владельца соседней усадьбы А. Гончарова была сооружена колокольня. 

В архитектуре храма сочетаются черты барокко и классицизма. По барочному трактован основной объём, представляющий собой крупный четверик, завершённый большим декоративным восьмериком с главой на гранёном постаменте. Барочным традициям соответствуют и круглые ложные окна на гранях восьмерика, и изящные лепные детали фасадного декора. Торжественные пилястровые портики большого ордера на боковых фасадах четверика и высокие ниши, объединяющие окна первого и второго света, трактованы в духе раннего классицизма. Оригинально решена алтарная часть здания с выступающим центральным помещением главного престола и скруглёнными боковыми компартиментами. Декор алтаря (рамочные наличники и карниз) был выполнен в 1891 г. Тогда же была перестроена трапезная (престолы Казанской Богоматери и Василия Великого): увеличена её длина, переложены своды, изменена декорировка фасадов. 

Высокая трехъярусная колокольня, поставленная на углу переулка и Яузской улицы, — одно из лучших в Москве произведений в стиле зрелого барокко. Её вертикаль активно доминирует в окружающей градостроительной среде. Монументальным пропорциям объёмов соответствуют крупные ордерные формы декора. Нижние ярусы обработаны колончатыми портиками с разорванными лучковыми фронтонами, украшенными сложными лепными картушами. Верхний ярус оформлен строгим пилястровым портиком. В нижнем ярусе была устроена церковь Иоанна Предтечи с полукруглой апсидой на восточном фасаде. 

Рядом с церковью сохранилась ограда с воротами конца 19 в. 

Церковь была закрыта в 1917—93 гг. 

Реставрирована в 1977—78 гг.


Деревянный храм во имя святой Троицы, по предположениям исследователей, существовал еще в XVI веке, но в источниках он впервые упомянут в 1620 году. В этом же столетии здесь появляется Государев Денежный двор, на котором чеканилась серебряная монета. Вокруг проживали соответствующие мастера, именовавшиеся серебряниками – именно они, будучи основными прихожанами Троицкого храма, дали ему прозвание «в Серебряниках». На карте Москвы от этого поселения осталась Серебряническая набережная реки Яузы и одноименный переулок, в котором стоит церковь. В 1657 году она известна уже как каменная, но в дальнейшем здание еще несколько раз расширялось. В 1764–1768 годах на средства Афанасия Гончарова (прапрадеда Наталии Гончаровой – супруги А.С. Пушкина), чья усадьба рядом с церковью сохранилась до наших дней, возводится существующая колокольня. Наконец, в 1781 году супруга купца I гильдии Татьяна Суровщикова жертвует средства на новый храм, который тогда же возводится на подклете и с использованием части стен старого здания.
Есть предположения, что колокольня построена по проекту архитектора К.И. Бланка – автора находящегося неподалеку здания Воспитательного дома. Это один из последних по времени примеров использования стиля барокко в церковном зодчестве Москвы. Сочетание голубоватого цвета с белыми деталями, использование картушей и рокайлей, парные колонны по сторонам арок, декорирование арок и капителей колонн фигурками херувимов – все это свойственно именно барокко. В то же время первый ярус отделан рустом – влияние формирующейся стилистики классицизма. В колокольне церкви Троицы в Серебряниках есть некоторое сходство с колокольней Никольского Морского собора в Санкт-Петербурге, особенно в цветовой гамме и деталях – однако последняя тоньше и изящнее. Жертвователь Афанасий Гончаров, владелец соседней полотняной фабрики, устроил в первом ярусе колокольни церковь в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи – на поминовение своих родителей. В главном храме после перестройки были созданы приделы со старыми наименованиями: во имя Казанской иконы Божией Матери и во имя Василия Великого – последний был создан купцом Василием Суровщиковым. Основная часть церкви не соединяется с колокольней и представляет собой отдельное здание. В нем гораздо больше классицистических черт – пилястровые портики на боковых сторонах, вытянутая трапезная со скромным декором. В то же время завершение церкви выполнено не в виде купола, как это присуще храмам времени классицизма, а виде куба с усеченными углами, на гранях которого расположены овальные окна и лепнина, изображающая крест, раскрытое Евангелие, епитрахиль и кадило.
После революции церковь была закрыта для богослужений и использовалась сначала в качестве жилья, затем для конторских помещений, потом превратилась в склад студии «Диафильм». Из-за повышения уровня Яузской улицы перед Астаховским мостом первый ярус соседних домов и часть нижнего яруса церковной колокольни оказались скрыты новой насыпью, и исторический вид на Троицкий храм исказился. С 1993 года комплекс был передан верующим, однако на время реставрационных работ богослужения проводились только в приделе в колокольне. Лишь в 2001 году была отслужена первая литургия в основной части храма.


• Отель «Базилика» (№ 1а, стр. 1). 
• Офисы (№ 2).

• Офисы (№ 3, стр. 2).

• Мастерские союза художников России (№ 3, стр. 3).

• Объединение традиционных буддийских общин Москвы (№ 4/3, стр. 3). 

Северная часть, представлявшая одноэтажное каменное строение хозяйственного назначения, возведена в 1879 г. 

В 1898 г. по проекту архитектора Бирюкова была пристроена двухэтажная южная часть с подвалом, а также надстроена вторым этажом северная часть, где также устроен подвал.

Бывшие автосервис и автомойка.

• Офисы (№ 5, стр. 1).

• Офисы (№ 5, стр. 2).

• Автосервис (№ 5, стр. 3).

• Заброшенное здание (№ 11/12). 

Дом дореволюционной постройки (около 1870 г.). 

В 2008 г. была предпринята попытка его демонтажа. 

Дом разбирался по кирпичику, вручную. 

До начала кризиса 2008 г. успели разобрать более 50% сооружения. 

В настоящий момент работы заморожены на неопределенный срок. 

Наполовину разобранный дом разрушается.

Детский музей «Дом сказок „Жили-были”», который располагался в доме, переехал на 2-ю Парковую, 18.

• Офисы (№ 13, стр. 1). 2 этажа.

Автостоянка.

Идет стр-во четырехэтажной гостиницы 3* (№ 12) на месте бывшей частной школы «Престиж».

Идет стр-во четырехэтажной гостиницы 3* (№ 15) на месте бывшей богадельни 1900 года постройки и Симоновского суда.

Жилые дома:

3 этажа (№ 4, стр. 1, 19 век). На 1-м, полуподвальном этаже - мастерские художников.

5 этажей (№ 9, середина 19 века). 

Достопримечательности:

Православный храм Св. Троицы в Серебряниках с колокольней и храмом Усекновения главы Иоанна Предтечи (№ 1а).

Здания 18-19 веков.

Проезд:

От метро «Китай Город» и «Таганская» на троллейбусе № 63 до остановки «Яузские ворота» (на Яузской улице) и пешком. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 15.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий