суббота, 22 октября 2016 г.

Малый Гнездниковский переулок

Расположение:

Переулок проходит по Пресненскому и Тверскому районам (ЦАО) от Шведского тупика до Тверской улицы. 

Рядом – Бульварное кольцо и метро «Тверская», «Пушкинская» и «Чеховская».

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону Шведского тупика. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 300 метров.

История:

В 16-17 веках слово гнездо имело несколько значений: птичье гнездо; семья, род; особый вид месторождений полезных ископаемых; углубление, куда что-либо вставляется (в том числе — в ювелирные изделия). Следовательно, слово гнездник могло означать как «рудознатец», так и «ювелир» либо мастер по изготовлению металлических изделий, крепящихся в углублениях (гнездах).

Переулок назван в 18 веке по проживавшим здесь гнездникам — мастерам литейного дела.

В конце 18 в. в Малом Гнездниковском переулке находились дома Орловых (д. 7, перестроен в 1882 г., архитектор И. Херодинов; надстроен в 1925 г., архитектор Е. Назаров), князя А. Прозоровского, выходящий на Тверскую улицу (д. 9, перестроен в 1873 г., архитектор В. Гартман). В 1880 г. архитектор М. Чичагов спроектировал для этого дома театральный зал (вход с переулка). 


Под № 9 — дома, построенные архитекторами А. Вебером (1874) и С. Эйбушитцем (1895).

Назывался также Шереметевский и Вадбольский (по фамилиям местных домовладельцев).

Сегодня Малый Гнездниковский переулок постепенно становится чище от автомобилей и рекламы. Здесь введена платная парковка. Теперь машины можно парковать только по одной стороне переулка. Убрана большая часть реклама. Не осталось незаконно установленных рекламных штендеров. С фасадов убрали баннеры и демонтировали кричащие вывески. Сейчас вид Малого Гнездниковского переулка портят только кондиционеры на зданиях и некачественный асфальт.

Нежилые объекты:

• Министерстве культуры РФ (№ 7; конец 19 века, бывший дом Г. Лианозова, в советское время – кинофотоотдел при Наркомпросе, Государственный комитет СССР по кинематографии (Госкино), Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии (Роскомкино), Федеральное агентство по культуре и кинематографии (Роскультура) при Министерстве культуры РФ).

Бывшая городская усадьба Кондиковых – Орловых – Г. Лианозова.

Флигель, занимающий правую часть дома, был построен в 1841 году, а другая часть – особняк – в 1861 г., центральная двухэтажная часть включает строение 18 в. 

В начале 19 столетия дом принадлежал сыновьям одного из братьев Орловых, возведших на престол Екатерину II, Федора Орлова.

В 1880 г. особняк перешел к московскому богачу Г. Лианозову и через 2 года был значительно переделан – изменился фасад и появились пристройки справа и слева (архитектор И. Херодинов). 

Незадолго до октября 1917 г. особняк арендовал некий Чибрарио де Годен, представитель кинофирмы «Транс-Атлантик», и с этого времени здание тесно связано с кинематографией. 

В 1918 г. тут находились кинофотоотдел при Наркомпросе, а затем Совкино, министерство кинематографии. 

В 1925 г. старый особняк был надстроен, но сохранил эклектический фасад. Наверху, вероятно, тогда же появилась фигура рабочего с молотом и катушкой кинопленки в руках. 

В 1925–1932 гг. здесь размещалось Всероссийское фотокинематографическое акционерное общество «Совкино» (с 1972 года – Госкино СССР), где работали В. Маяковский, В. Брюсов, А. Серафимович и др.

Этот дом – одно из ленинских мест. В конце 1919 г. сюда приезжал В. Ленин, придававший большое значение развитию кино. Он посвятил киноделу «Директивы», где подчеркивал, что должны выпускаться и „увеселительные картины, специально для рекламы и для дохода (конечно, без похабщины и контрреволюции) и под фирмой из жизни народов всех стран - картины специально пропагандистского содержания”, которые было необходимо „давать на проверку старым марксистам и литераторам”.

Раньше тут находился Департамент кинематографии при Министерстве культуры РФ. В прошлом: Федеральное агентство по культуре и кинематографии (Роскультура) при Министерстве культуры РФ; Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии (Роскомкино); Государственный комитет СССР по кинематографии (Госкино).

Работает индийский ресторан Guroo.


Дом №7, стоящий на углу двух Гнездниковских переулков, Большого и Малого, ничем особенным не примечателен, но вот герб, которым он украшен, вызывает, мягко говоря, недоумение. Рабочий, держит в одной руке молот, а в другой… кинопленку. Что же это означает?
В XVIII веке здесь располагалось довольное обширное владение купца Кондикова. В начале XIX века домом владели сыновья Фёдора Орлова, одного из братьев Орловых, которые возвели на трон Екатерину II. В 1880-м особняк приобрёл российский промышленник, меценат, общественный и политический деятель Георгий Лианозов, который обратился к архитектору И. П. Херодинову, и тот изменил фасад здания и возвёл левую и правую пристройки. Его сын нефтепромышленник С. Г. Лианозов был большим любителем нового искусства. Степан Георгиевич учредил фирму «Биохром» и вместе с Федором Шаляпиным и Марией Андреевой намеревался снимать фильмы. Мария Федоровна сообщала Горькому: «Сейчас мы ищем денег, нужно тысяч двадцать предварительно, чтобы заплатить нотариусу за наш договор, за общий договор со всеми вкладчиками и чтобы внести первый взнос Лианозову. Эти двадцать тысяч рублей мы тотчас же вернем из тех девяноста тысяч рублей, которые нам дает "Биохром"... Дело, как видишь, затеяно большое. Если оно удастся, целая периферия окраинных синематографов, да и не только в Москве, а во многих местах, обеспечена».
Дело, увы, не удалось. Но незадолго до революции особняк арендовал Чибрарио де Годен, представлявший в Москве кинофирму «Транс-Атлантик». С 1918 года здесь располагались сначала кинофотоотдел при Наркомпросе, позднее - Совкино, еще позднее - Министерстве кинематографии. В 1925 году особняк надстроили двумя этажами и тогда же появился странный герб. А символизировал он, что при советской власти кинематография принадлежит рабочим, а не интеллигенции. Это отчасти соответствовало истине, одно время министерством руководил некто И. Г. Большаков – он даже слова «кинематография» произнести не мог (выходило «кимография»). Зато этот министр вошел в литературу - однажды Самуил Маршак, тщетно прождав в его приемной несколько часов, ушел, оставив на прощание записку: «У вас, товарищ Большаков, не так уж много Маршаков».
Кстати, именно в этом доме был спасен фильм Григория Александрова «Весёлые ребята». Его хотели положить на полку чиновники, которые заключили, что Александров попросту подражает американским мюзиклам. Подражание, надо сказать, было очевидным, но вряд ли заметным для советских зрителей, которые американские мюзиклы в глаза не видели. К счастью для Александрова, с выводами своих чиновников не согласился тогдашний начальник управления кинематографии Борис Шумяцкий. Он показал картину Горькому, а тот рассказал о ней Сталину. В Кремле в то время своего кинозала не было, и Сталин приехал в особняк в Малом Гнездниковском. Рассказывают, что во время просмотра Сталин много смеялся, сказал, что отдохнул, как никогда, и что больше всех в картине ему понравилась Любовь Орлова. Разумеется, вопрос о полке был немедленно снят, фильм вышел на экраны и имел невероятный успех у зрителей.

• Бывший доходный дом причта и старосты церкви святого Николая, что в Гнездниках (№ 8, 1900 год постройки). (???)

• Бывший дом С. Спиридонова (№ 9/8, стр. 1; конец 19 века). Двухэтажное с обильным белокаменным декором кирпичное отштукатуренное здание.

Когда-то здесь был детский сад, а теперь офисы. 

• Бывший доходный дом М. Малкиель — С. Спиридонова (№ 9/8, стр. 2, 2-я половина 19 века). Здесь находится центр студенческих исследований и офисы. Трехэтажное здание.

• Офисное здание (№ 9, стр. 4). Компания «Арт и Дизайн+» и др.

• Бывший доходный дом купца В. Пегова (№ 12/27, стр. 3, конец 19 века). В доме находятся: книжный магазин «Фаланстер», продукты, Магазин «Министерство подарков», Азербайджанский ресторан «Версай» и Ресторан «Трюфель», пивной бар «Все твои друзья».

Возведен в 1836 г. как главный дом и флигель усадьбы Н. Ширяевой. 

Перестроен в 1872 г. и в середине 1880-х гг. 

Если свернуть с шумной Тверской улицы в Малый Гнездниковский переулок, то почти сразу попадаешь в Москву времен Гиляровского и Чехова. Среди невысоких домов выделяется бывший Пушкинский театр. Напротив него – желтый трехэтажный дом с проездной аркой посередине, над аркой небогатый кокошник с круглым окном. У окон простые наличники, здание ничем не выделяется и не обращает на себя внимание. Такой была типовая московская застройка второй половины XIX века.
С 1860-х этот участок принадлежал купцам Пеговым. Родоначальником купеческой семьи был Владимир Васильевич Пегов. Ему принадлежал пивоваренный завод в Ярославле. В Москве он пользовался уважением и получил потомственное гражданство. Фирма Пегова пользовалась доверием среди предпринимателей, так как торговал он всегда на чистые деньги, и векселей не выдавал.
Огромным благотворительным вкладом Пегова была постройка грандиозного Спасо-Преображенского собора в Николо-Угрешском монастыре. Более 400 тысяч рублей пожертвовал Владимир Васильевич на постройку храма. После смерти купца в 1893 году, тело его похоронили в усыпальнице под алтарем этого собора вместе с настоятелями монастыря.
В течение нескольких лет В.В. Пегов снимал дачу в Кузьминках. Он с семейством жил в господском доме, а когда в 1889 году С.М.Голицын отдал больнице бывший скотный двор, то Пегов выступил меценатом и совместно с земством участвовал в перестройке корпусов.
Его дети также были уже потомственными почетными гражданами Москвы. После В.В. Пегова дом принадлежал его сыновьям Ивану и Александру, которые жили здесь до 1917 года.
Однако один из сыновей В.В. Пегова – Василий известен как человек распутный, связавшийся с плохой компанией, он выдавал подложные векселя и опускался все ниже. Отец пытался образумить сына, но в конце концов выгнал его из дома. В.В. Пегов младший был осужден в 1877-м по делу о "Клубе червонных валетов" и выслан в Сибирь.
Купцов Пеговых из Малого Гнездниковского переулка не стоит путать с другими купцами Пеговыми – владельцами ресторана Оливье.

Сейчас в доме много магазинов и кафе: книжный «Фаланстер», сувенирный «Просто так».

Жилые дома:

3 этажа (№ 9, стр. 6 и 6а). Построен в 1820-е гг.; перестроен в 1874—1875 гг., архитектор А. Вебер. Кирпичный.

5 этажей (№ 9, стр. 7, конец 19 века, бывший доходный дом). На 1-м этаже – кафе «Му-му».

Перестраивался в 1913, 1935, 1950 и 1980 годах.

4 этажа (№ 10/25, стр. 2; 19 – 1-я половина 20 веков, здесь в 1927-1939 годах жил академик И. Губкин – мемориальная доска).

Нумерация зданий не полностью строгая.

Достопримечательности:

Здания 18 – начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Тверская» и «Пушкинская» пешком через Тверскую улицу. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 22.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий