четверг, 6 октября 2016 г.

Георгиевский переулок

Расположение:

Переулок проходит по Тверскому району (ЦАО) от Тверской улицы до улицы Большая Дмитровка. 

Рядом – метро «Охотный ряд» и «Театральная».

Описание:

Свободный проезд автотранспорта по переулку закрыт (только спецтранспорта по пропускам – на въезде стоит шлагбаум с КПП). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение отсутствует. Длина – около 250 метров.

История:

В 16 веке — Юрьевская улица (Юрий — фонетическое упрощение древнерусского Гюргий — каноническое имя Георгий).

Переулок назван 18 веке по Георгиевскому женскому монастырю, располагавшемуся на месте современной школы. 
После разграбления монастыря французами в 1812 году, Георгиевский монастырь был упразднен, а оставшиеся от него Георгиевскую и Казанскую церкви в 1934 году были разрушены.

Назван по Георгиевскому монастырю (основанному в 16 в. на дворе боярина Юрия Захарьина-Кошкина), занимавшему почти всю нечётную сторону переулка. 

В 1815 г. монастырь упразднён. 

На месте бывших монастырских церквей святого Георгия и Казанской Богоматери (17—18 вв., снесены в 1931 г.) – средняя школа № 179. 

На левой стороне переулка сохранились здания монастырских келий 18—19 вв. (дома 3—7; корпус, выходящий на Большую Дмитровку, реконструирован под выставочный зал — «Малый манеж») и здание первой московской электростанции, построенное Обществом электрического освещения (д. 5, 1887—88, архитектор В. Шер). 

Правую сторону переулка образуют тыльный фасад дома Благородного собрания (д. 2, 1814; перестроен архитектором А. Бакаревым) и современное административное здание, построенное для Госплана (д. 4; ныне одно из зданий Государственной думы), во дворе которого находится палата главы Стрелецкого приказа И. Троекурова (1691—96).

Георгиевским переулком ранее назывались также Вспольный переулок и Лучников переулок.

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

• Бывшая усадьба Н. Маттейсена (№ 1, стр. 1–3; 19 век).
До конца XVIII века между нынешними Георгиевским и Камергерским переулками, гранича с одной стороны с Тверской, а с другой – с Георгиевским монастырем, располагались два владения – князя М.Н. Волконского (ближе к Георгиевскому) и князя С.М. Голицына (к Тверской). В начале XIX века хозяином обеих усадеб становится тайный советник и камергер Петр Бекетов, владелец села Зюзина. Кстати, достаточно долгое время неофициальное название переулка – Камергерский - было связано именно с проживающими здесь камергерами – Стрешневым, Голицыным и, позднее, Бекетовым.
В 1847 году участок Бекетова приобретает коллежский советник А.Д. Серебряков, и через десять лет владение вновь делится на два: часть отходит к Московскому приказу общественного призрения, а часть, обращенную к Георгиевскому переулку, покупают братья, купцы Сушкины. В 1864 году они сносят все строения по переулку, приглашают архитектора И. Берникова и по его проекту возводят трехэтажный доходный дом с проездной аркой, соединяющей двор с переулком (впоследствии заложена). Дом предназначен для жильцов со средним достатком, квартиры, которые можно снять, расположены на верхних этажах, подвал же используется под склад, что позволяет размещать на первом этаже магазины и конторы. В 1871 году строится еще один доходный дом.
Соседнее владение принадлежало Николаю Петровичу Маттейсену, где по-прежнему сохранялся главный усадебный дом начала XIX века. Однако доходное строительство не обходит стороной и этот участок, и в конце 1880-х годов во дворе появляется П-образный доходный дом, вплотную примкнувший к главному дому и почти сразу обретший еще и пятый этаж, где также разместились съемные квартиры.
В доме, выходящем в Георгиевский переулок (ныне д. 1, стр. 1), снимал квартиру скрипач, концертмейстер Большого театра, композитор Карл Антонович Кламрот, преподаватель Московской консерватории. Здесь он открыл свои скрипичные классы.
Директор Императорских театров Владимир Теляковский вспоминал о Кламроте: «В оркестре Большого театра был старец концертмейстер Кламрот, пятьдесят лет отсидевший в оркестре, всегда неизменно первым туда приходивший и последним уходивший. Когда он перед отъездом своим на родину в Германию в 1901 году играл последний раз solo на скрипке в опере «Травиата», весь театр как один человек устроил ему грандиозную овацию. Было много трогательного в этом прощании навсегда со стариком, прожившим полвека на чужбине». Сын Кламрота, Антон, окончил Берлинскую Академию художеств, был известен как портретист, в 1913 году состоялась его персональная выставка. Также он возглавлял Европейское общество коллекционеров оловянных солдатиков.
В этом же доме вплоть до революции располагалась театральная библиотека С.Ф. Рассохина, существовавшая при Первом театральном агентстве для России и заграницы, учрежденном в Москве в 1892 году Елизаветой Николаевной Рассохиной. При Театральном агентстве находилась центральная театральная касса, которая осуществляла продажу билетов в театры, цирки, на концерты, выставки, лекции, скачки, издательство и библиотека, хранившая ноты, клавиры опер, оперетт, тексты пьес. Занимала здание и еще одна библиотека - «Общества русских драматических писателей и оперных композиторов».
В 1910-м году под двором по проекту М.А. Фолькнера были устроены дополнительные подвальные помещения, перекрытые крестовыми сводами на столбах. В 1911 году по проекту С.О Кулагина несколько изменен уличный фасад. До середины XX века здесь располагались коммуналки, но в 1960-1970 годах они были расселены и дом отдали под различные конторы, из-за чего внутренняя планировка фактически утрачена.
Доходному дому, стоявшему на территории усадьбы Маттейсена, повезло еще меньше. При реконструкции и расширении Тверской улицы в 1930-х годах, значительная его часть была снесена, и остался лишь небольшой кусочек (д.1, стр.3). Здесь также не сохранились интерьеры. Наиболее сохранна подвальная часть и подземное пространство под двором – оно, как и прежде, используется под складирование.


Усадьба Н. Маттейсена, 1870-е гг., 1891 г., арх. И. Владимиров (Комплекс доходных домов Н. Сушкиных, 1864 г., 1884 г., арх. А. Кнабе, 1908 г., арх. М. Фолькнер).

– Стр. 1. 1870-е; 1891, архитектор И. Владимиров; 1864; 1884, архитектор А. Кнабе; 1908, архитектор М. Фолькнер. 

В конце 19 — начале 20 века дом принадлежал потомственному почётному гражданину Москвы Н. Сушкину.

– Стр. 2. Здание 1871 года, надстроенное в 1880-е годы и реконструированное в 1960—1970-х годах под административное здание.

– Стр. 3. Здание 1880-х годов, надстроенное в 1891 году и реконструированное в 1960—1970-х годах под административное здание. 

Значительная часть дома была снесена в 1930 году при расширении и реконструкции Тверской улицы.

• Государственная Дума России (№ 2). Здание 1968 года постройки. 

Проезд к зданию ограничен пропускным режимом. Проход свободный.

• Выставочный зал «Новый Манеж» (№ 3/3; работает с 1996 года; «Малый манеж»; бывшая первая в Москве электростанция – Георгиевская, построенная в 1888 году на территории сада Георгиевского монастыря; в советское время – гараж Госплана СССР).
Здание "Нового Манежа" было построено в 1888 году для 1-й городской электрической станции, оно недолго просуществовало в этом качестве, после чего на многие годы оказалось "забытым".
На сегодняшний день МГВЗ "Новый Манеж" - это современно оборудованный выставочный зал, где проходят разнообразные выставки.

Изначально тут располагалась первая в Москве электростанция, построенная в 1888 г. по проекту архитектора В. Шера, двоюродного брата Ф. Достоевского. Возведена на территории сада бывшего женского Георгиевского монастыря, откуда она и получила своё название «Георгиевской» электрической станции. 

В 19 веке рядом находились Дворянский зал Благородного собрания, литературные и музыкальные салоны, клубы. Поэтому архитектору необходимо было гармонично «вписать» новое здание в существовавшую историческую среду. Благодаря композиционным приемам поздней эклектики и её вариантам в «русском» стиле, ему это полностью удалось. 

Оборудование электрической станции на момент открытия составляло 6 паровых котлов и 4 паровых машины. Протяженность электрической сети к концу 1895 г. была около 160 верст.

С постройкой в 1897 г. Центральной электростанции на Раушской набережной Георгиевская электростанция была упразднена, и все помещения использовались под магазины и гаражи – первый автобусный парк Москвы.
В начале 20 в., в дни Второго Всероссийского электрического съезда, в залах бывшей станции была открыта для всех «электрическая выставка», на которой демонстрировался в действии «телеграф А. Попова».

Георгиевский (он же Юрьевский, или Егорьевский) женский монастырь был основан в 15 в. на месте бывшей усадьбы боярина и воеводы Юрия Кошкина-Захарьина, в память об отце его дочерью, Романовой-Кошкиной, тёткой царицы Анастасии – первой супруги Иоанна Грозного. 

После разрушения французами в 1812 г. монастырь не восстанавливался.

До 1994 года – станция технического обслуживания правительственных автомобилей. 

Художественная галерея – с 1996 года. 

Сначала называлась «Малый Манеж».


Во время коронационных торжеств 1894 г. случился конфуз: мощностей единственной Георгиевской электростанции для праздничной иллюминации не хватило. «Отцам города» пришлось срочно «одалживаться» электричеством у владелицы знаменитых Сандуновских бань Веры Фирсановой. Ее банная электростанция с честью выдержала испытание и ток в необходимых количествах дала. После этого было срочно начато строительство новой мощной электростанции на Раушской набережной. После ее сдачи в эксплуатацию в 1897 г. старая, как малосильная и малоэкономичная, была закрыта.
Георгиевская электростанция была построена в 1888 г. «Акционерным Обществом Электрического Освещения 1886 года» на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка, на территории сада бывшего женского Георгиевского монастыря — отсюда и название электростанции. Автором проекта здания был архитектор Владимир Дмитриевич Шер, сын известного мастера художественной резьбы по кости, много работавшего в московских монастырях. Электростанция была выстроена в русском стиле с богатым декором по фасадам, угловыми башенками и целым рядом больших полуарочных окон. Первоначально оборудование станции состояло из четырех паровых машин и шести котлов. Предельная мощность, достигнутая к 1897 г., равнялась 2 000 лошадиных сил, обслуживала станция 800 абонентов и 25 000 лампочек накаливания при длине кабельной сети, включая уличное освещение, в 50 км.
После закрытия электростанции ее помещение некоторое время использовалось в качестве выставочного зала. В частности, в декабре 1901 г. здесь открылась «электрическая выставка», на которой впервые демонстрировали москвичам «беспроволочный телеграф» физика и известного изобретателя А.С. Попова.
В 1905 г. в здании разместился один из первых автомобильных гаражей. Через некоторое время здесь же открылся и магазин по продаже автомобилей «Фиат».
Вскоре после революции в бывшей электростанции был устроен первый в Москве автобусный парк, а через некоторое время — первый таксомоторный парк. Здание при этом получило название «Малый Манеж».
Потом здесь оборудовали станцию технического обслуживания гаража особого назначения (ГОН). Правительственные автомашины ремонтировались тут до 1994 г.
В 1995 г., в соответствии с постановлением Правительства Москвы, здание было реконструировано и приспособлено под размещение выставочного зала, названного «Новый Манеж», который и открыл свои двери уже на следующий год.

• Офисное здание (№ 3, стр. 1). Двухэтажное кирпичное здание 1875 года постройки. 

Строительное управление располагалось здесь с 1962 года по 1995 год. СУ-33 "Главмосстрой-7" строило кафе "Метелица" на Новом Арбате, совхоз "Белая дача", кинотеатр "Саяны", "Волгоград" и много других объектов в Москве и области.

• Офисное здание (№ 3, стр. 2). Двухэтажное кирпичное здание 1917 года постройки.

• Бывшие палаты бояр Троекуровых (№ 4; 17 век; в советское время здесь находился музей музыкальной культуры). 

Про И. Троекурова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_411.html.

В середине 17 в. выстроены для бояр Троекуровых на более древнем (16 в.) белокаменном подклете, в котором размещались хозяйственные и конторские помещения. 

Второй этаж предназначался для жилья, а третий, первоначально деревянный, был парадным. 

После пожара 1680 г. он был в 1691—96 гг. заменён каменным, над которым возвели открытую террасу — гульбище, ограждённую парапетами. Здание, размещённое «глаголем», имело в северо-восточном углу наружные лестницы и крытую деревянную галерею на каменных столбах, над которой на уровне третьго этажа размещался балкон (галерея перестроена в 20 в.). При сохранении многих традиционных черт архитектуру палат Троекуровых отличают большая регулярность плана и членений, компактная и рациональная организация объёмов. 

В интерьерах большие сводчатые помещения соединены в анфилады, во втором этаже использованы своды со сложной системой распалубок, воспринимающейся как часть декоративного убранства. 

В первом и втором этажах на фасадах сохранились профилированные междуэтажные тяги и пластичные килевидные наличники из тёсаного кирпича. В третьем этаже на южном и западном фасадах помещены пышные белокаменные наличники в стиле московского барокко.

В 1964–80 гг. в помещении находился Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. Глинки, пока для него не было построено здание на ул. Фадеева, 4.

В настоящее время Троекуровские палаты находятся на территории комплекса зданий Государственной Думы России, а внутренние помещения никак не используются, и находятся в ветхом состоянии.


«В последнее время ходили слухи о чудовищном проекте сломки… зданий и постройки на всем протяжении от Дома Союзов до Тверской гигантского небоскреба для Госбанка. Слухи эти встревожили всех любителей московской старины. Действительно, что может быть нелепее с точки зрения азбуки целесообразного городского строительства, как это ненужное строительное уплотнение и без того уплотненного центра, с неизбежным затемнением окружающей местности. Не застраивать небоскребами надо этот центр, а наоборот, раскрыть его следует, удалив мешающие наросты, облепившие со всех сторон усадьбы Голицына и Троекурова…»
Так писал И. Э. Грабарь в 1925 году. Но сквера не получилось, палаты Голицына и соседствующая с ними церковь Параскевы Пятницы были снесены, а чудом уцелевший один из главнейших дворцов петровской Москвы в 1935 году оказался отгорожен от города мрачной громадой здания Генплана.
В основе палат Троекурова находится постройка XVI века, показанная на плане Москвы 1626 года. Исследователи полагают, что от нее сохранились три сводчатых палаты в первом этаже южной части дома, однако их внешний облик неясен (не исключено даже, что они принадлежали двум отдельно стоящим постройкам). Предполагается, что всем домом уже тогда владел именитый княжеский род Троекуровых — потомков самого Мономаха. Скорей всего именно они капитально перестроили палаты в середине XVII века, превратив их в один из самых огромных дворцов города. В 1680 году дом пострадал в пожаре, сгорел деревянный верхний терем. К 1691 году палаты восстановлены и надстроены парадным каменным этажом, и с этого времени начинается их документальная история. Сохранилась запись о том, как боярина Ивана Борисовича Троекурова (в ту пору начальника Стрелецкого приказа и мужа родной сестры царицы Евдокии Лопухиной) в связи с новосельем государь пожаловал 40 соболями.
А прямо напротив Троекуровского дворца располагалась усадьба Василия Васильевича Голицына, знаменитого и всесильного фаворита Софьи, «дворцового воеводы и оберегателя царственной большой печати». С легкой руки Гиляровского утвердилось мнение о том, что два противостоящих дворца – свидетельство тщеславной борьбы политических противников. Однако, это не так. Василий Голицын начал строительство своего дворца в 1680-е, интерьеры были готовы к 1686-му, а еще через три года в документах появляется запись о том, что кровельный мастер Готфрид покрыл хоромы «медью по железной решетке». В этом же году карьера Голицына оканчивается — после Стрелецкого бунта он отправлен в пожизненную ссылку. Троекуров, напротив, поднялся именно в те дни — он по приказу скрывающегося в лавре Петра убедил Софью отступить от Сергиева Посада и вернуться в Москву. Когда страсти улеглись, Петр назначил Ивана Борисовича новым начальником Стрелецкого приказа, и, видимо, тогда Троекуров и приступил к надстройке своих палат. То есть их новый, барочный облик можно считать не знаком соперничества, а скорее — памятником победе над конкурирующим соседом.
В конце 1920-х годов Охотный ряд был объявлен территорией очередной стройки века: сначала здесь планировали разместить Дворец Советов, потом Госбанк. Искусствоведы слали чиновникам тревожные воззвания с просьбой сохранить уголок старой Москвы. Но тщетно. 27 июня 1928 года был снесен храм Параскевы Пятницы, следом уничтожены палаты Голицыных. Просто удивительно, что удалось уцелеть дворцу Троекурова. Он продолжал оставаться жилым домом, в котором по состоянию на 1956 год проживало 268 человек (89 семей).
Во второй половине пятидесятых началась реставрация, которой руководила архитектор Гали Алферова. Был полностью восстановлен богатый кирпичный декор на фасадах и в интерьерах памятника. Важное открытие Алферовой: на чердаке палат обнаружено белокаменное мощение, тянущееся вдоль периметра наружных стен. То есть это пол открытого, обнесенного парапетом гульбища, которое окружало деревянную светелку, стоящую на сводах палат. Кремль оттуда был виден как на ладони…


В 1960-е годы в палатах размещался Государственный музей музыкальной культуры имени Глинки, но в 1980 году он съехал. Когда в 1994 году в бывшее здание СТО (Совета Труда и Обороны) въехала Госдума, дворец оказался на закрытой и охраняемой территории. Долгие годы городские и федеральные власти определяли, кто же должен содержать уникальный памятник архитектуры. Предполагался тут и зал для приема делегаций, и музей Госдумы, а брошенный памятник все ветшал и ветшал. Судьба его неясна до сих пор, а увидеть прекрасный дворец можно только через забор со стороны Георгиевского переулка. 

Жилых домов нет.

Достопримечательности:

Выставочный зал «Новый Манеж» (№ 3/3).

Здания 17 – начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Охотный ряд» и «Театральная» пешком через улицы Тверская и Большая Дмитровка. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 9.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий