суббота, 22 октября 2016 г.

Малый Власьевский переулок

Расположение:

Переулок проходит по району Хамовники (ЦАО) от Гагаринского переулка до переулка Сивцев Вражек. 

Недалеко – Бульварное кольцо и метро «Кропоткинская».

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону переулка Сивцев Вражек. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 250 метров.

История:

В 18 веке – Годеинский переулок (по местному домовладельцу П. Годеину).

Переулок назван в 18-19 веках по соседству с Большим Власьевским переулком.

В 1960-1994 годах — улица Танеевых (в честь братьев: адвоката Владимира (1840-1921) и композитора Сергея (1856-1915) Танеевых).

Нежилые объекты:

• Главный дом с флигелем городской усадьбы Я. Казаринова – Н. Вишнякова (№ 2/18, стр. 1). 

Построен в 1816-1817 годах. 

Перестроен в середине 19 века и в 1876-1877 годах. 

Пристройки возведены в 1903 году по проекту архитектора М. Фелькнера. 

Здание принадлежало РПЦ до середины 1980-х годов. Там располагася Отдел внешних церковных сношений и гостиница для приезжающих в Москву архиереев. 

А потом Церкви передали Свято-Данилов монастырь, куда всё это и переехало. 

Со стороны Гагаринского переулка закрыт высоким забором.

• Мемориальный дом композитора Сергея Танеева (№ 2/18, стр. 3). 

В стоявшем на этом месте одноэтажном деревянном флигеле с резными наличниками с 1904 по 1915 год жил композитор С. Танеев. Здесь устраивались музыкальные «вторники», где бывали Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов, С. Рахманинов, ученые К. Тимирязев и А. Столетов, поэт Андрей Белый, певцы. На одном из «вторников» Танеев в ответ на шуточное пари за полчаса написал романс «Когда, кружась, осенние листы...», ставший классическим. Этот дом С. Танеев снимал до самой смерти.

До 2010-х годов во флигеле находилась скульптурная мастерская Московского отделения Художественного фонда России. Фасад его был заново оштукатурен и поэтому неузнаваем.

По заказу Музея музыкальной культуры им. М. Глинки, распоряжающегося домом с 2008 года проводились работы, конечной целью которых является создание в доме мемориального музея известного композитора.

В результате несанкционированных реставрационных работ по состоянию на июнь-июль 2016 года историческое деревянное здание полностью утрачено. На его месте возведено новое строение аналогичных габаритов.
• Дом летчика Б. Россинского (№ 4, стр. 1). 
В середине XVIII века участок с существующим строением входил в состав усадьбы князя Михаила Сергеевича Львова. В 1760 году владелец изменился. На плане участка зафиксирована деревянная застройка. Во время пожара 1812 года усадьба сгорела, на ее месте со временем был возведен главный жилой дом, парадный фасад которого был обращен в Гагаринский переулок. В 1855 году новой владелицей становится Анна Павловна Завадовская. На месте разобранных служб по красной линии Малого Власьевского переулка строится деревянный, на каменном фундаменте, одноэтажный с подвалом дом с фасадами в стиле эклектики (современный дом 4, стр. 1 в Малом Власьевском переулке), а также деревянные хозяйственные постройки. В 1869 году владение было разделено на два участка, и объем, о котором идет речь, входил в состав участка, принадлежавшего Екатерине Николаевне Бологовской. В 1911 году владение отошло надворному советнику Ивану Ивановичу Сергееву. По проекту архитектора А.А. Фелькнера главный дом усадьбы был расширен с южной стороны каменной двухэтажной пристройкой с подвалом. Тогда же изменились композиция и декор главного фасада и отделка интерьеров. По фронту застройки Малого Власьевского переулка были установлены кованые ворота. С 1925 по 1977 год в доме жил летчик Борис Илиодорович Россинский, патриарх российской авиации.
Планировочная структура дома с 1860 года и до пристройки 1911 года по проекту архитектора М.А. Фелькнера не менялась. Это небольшая анфилада компактных по площади комнат с деревянной лестницей в коридоре при входе на низкий антресольный этаж. Главный вход в дом осуществлялся со двора через тамбур. Подчеркнуто лаконичные по цветовой гамме фасады особняка были решены в духе раннего модерна с элементами неоклассицизма. Интерьеры репрезентативных залов и парадной лестницы имели каждый ярко выраженный стилевой акцент — Готический зал, Сиреневая, Голубая и Неогреческая гостиные и т.д.
Многочисленные протечки и несистемные ремонты со временем привели здание в полуаварийное состояние.
В 2011 в доме начались реставрационные работы.По результатам проведенных комплексных научно-исследовательских работ были сделаны выводы о всех изменениях в планировке памятника, периодах и характере отделки помещений; состоянии конструкции здания и исторической колористике фасадов и интерьеров.
Были проведены укрепление с частичной заменой материалов в аварийных участках всех каменных конструкций здания; научная реставрация деревянного сруба и всех деревянных конструкций, фасадов и их деталей. Восстановлены кровля, слуховые окна, металлические козырьки над входами, ограда. Фасадам возращено декоративное и колористическое решение 1911 года. Восстановлены парадный вестибюль и лестничный объем со стенами, отделанными искусственным мрамором.
 В ходе научной реставрации комнаты парадной анфилады приобрели подлинную колористическую гамму периода 1911 года. Сохранялись и восстанавливались также такие исторически ценные элементы интерьера, как камины, лепной декор, альфрейная роспись и декоративный фриз стен, кессонированный потолок и т.д.
Открытие объекта после реставрации состоялось 1 июля 2015 года.

В середине 18 века участок с существующим строением входил в состав усадьбы князя Михаила Львова. 
В 1760 году владелец изменился. На плане участка зафиксирована деревянная застройка. 
Во время пожара 1812 года усадьба сгорела, на её месте со временем был возведён главный жилой дом, парадный фасад которого был обращён в Гагаринский переулок. 
В 1855 году новой владелицей становится Анна Завадовская. 
На месте разобранных служб по красной линии Малого Власьевского переулка строится деревянный, на каменном фундаменте, одноэтажный с подвалом дом с фасадами в стиле эклектики, а также деревянные хозяйственные постройки. 
В 1869 году владение было разделено на два участка, и объём, о котором идёт речь, входил в состав участка, принадлежавшего Екатерине Бологовской. 
В 1911 году владение отошло надворному советнику Ивану Сергееву. По проекту архитектора А. Фелькнера главный дом усадьбы был расширен с южной стороны каменной двухэтажной пристройкой с подвалом. Тогда же изменились композиция и декор главного фасада и отделка интерьеров. 
По фронту застройки Малого Власьевского переулка были установлены кованые ворота. 
С 1925 по 1977 год в доме жил Б. Россинский (1884–1976) – лётчик-испытатель СССР. Одним из первых в России с 1910 г. начал систематически осуществлять полёты на самолётах, пропагандируя успехи авиации. В. Ленин называл его «Дедушка русской авиации».
Планировочная структура дома с 1850-х гг. и до пристройки 1911 года по проекту архитектора М. Фелькнера не менялась. Это небольшая анфилада компактных по площади комнат с деревянной лестницей в коридоре при входе на низкий антресольный этаж. Главный вход в дом осуществлялся со двора через тамбур. Подчёркнуто лаконичные по цветовой гамме фасады особняка были решены в духе раннего модерна с элементами неоклассицизма. Интерьеры репрезентативных залов и парадной лестницы имели каждый ярко выраженный стилевой акцент — Готический зал, Сиреневая, Голубая и Неогреческая гостиные и т.д.
В 2011–2015 гг. проведены реставрационные работы.
Одноэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

• Экспериментальная студия Союза Художников (№ 5, стр. 2; начало 19 века). 

Бывший дом П. Фёдорова. 

Типовой «послепожарный» московский дом начала 19 в.

Построен в 1816 г. по проекту, предположительно, архитекторов В. Геста и Л. Руска, петербуржцев иностранного происхождения, оставивших заметный след в архитектуре «послепожарной» Москвы.

Деревянный дом воспроизводит каменные формы позднего классицизма (ампира). Бревенчатый сруб обшит досками, имитирующими рустованную штукатурку. В центре фасада — декоративная вставка с легким лепным орнаментом. Подобные детали намного повышали художественные качества простой, но такой обаятельной архитектуры московского ампира. Достаточно разнообразные, эти детали продавались готовыми, а выполнялись часто по рисункам известных мастеров. Лепнина этого дома, предположительно, сделана по модели видного скульптора Г. Замараева. Над боковыми окнами — львиные маски, также характерные для московского классицизма.

• Офисное здание (№ 5, стр. 8). Двухэтажное кирпичное отштукатуренное старое здание.

• Бизнес-центр «Власьевский, 9» (№ 9). 4-этажный особняк в старинном стиле 2009 года постройки. 

До этго тут был дом Калининых конца 18 века.

• Офисное здание (№ 12). 

Бывший особняк И. Коровина. 1903 год постройки.

Жилые дома:

16 этажей (№№ 3, к. 1, 6 и 7; 1960-е – 1970-е годы постройки). № 3, к. 1: «В этом доме с 1972 года по 1977 год жил народный артист СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР Алексей Николаевич Грибов»; № 7: «Мемориальная доска Мироновой Марии Владимировне и Менакеру Александру Семёновичу»; «В этом доме жил выдающийся киноактер Николай Крючков с 1971 г. до 1994 г.» и «Народная артистка СССР Ангелина Иосифовна Степанова жила в этом доме с 1971 по 2000 год».

Про Грибова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_303.html. Про Крючкова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_302.html. Про Степанову см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_586.html.

4 этажа (№ 7а, начало 20 века),.

Достопримечательности:

Мемориальный музей-квартира актерской семьи А. А. и М. В. Мироновых и А. С. Менакера (№ 7).

Здания 18 – начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Кропоткинская» пешком через Гагаринский переулок. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 22.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий