суббота, 22 октября 2016 г.

Моховая улица

Расположение:

Улица проходит по районам Арбат и Тверской (ЦАО) от Боровицкой площади (у Кремля) до Манежной площади, улиц Охотный Ряд и Тверская. 

С правой стороны Моховую пересекают улицы Тверская, Большая Никитская, Воздвиженка и Знаменка, слева к ней прилегают Манежная площадь и Боровицкая площадь.

Рядом – Красная площадь, Кремль и Москва-река. 

Метро «Библиотека им. Ленина», «Александровский сад», «Боровицкая», рядом – метро «Охотный ряд».

Описание:

Улица с односторонним движением автотранспорта по 5-6 полосам в сторону Манежной площади. Тротуары – с 2-х сторон; на некоторых участках полосы газонов между тротуарами и проезжей частью. Озеленение слабое. Длина – около 600 метров.

История:


В 1961—90 гг. составляла часть проспекта Маркса, поэтому нумерация домов начинается с 9-го и 14-го и идёт от Тверской улицы к Волхонке.

В первой половине 15 в. в начале улицы находился загородный двор великой княгини Софьи Витовтовны.

В 1493 г. пространство между Кремлём и Моховой было очищено от застройки в противопожарных целях.

С 16 в. известен Моисеевский монастырь, стоявший в конце улицы, напротив Тверской улицы.

В 1565 г. в середине Моховой улицы, между Воздвиженкой и Большой Никитской, на месте уничтоженного пожаром двора князя Черкасского построен Опричный двор царя Ивана IV Грозного (в 1571 г. двор сгорел во время нашествия крымского хана, стрелецкая слобода между двором и Кремлём сохранялась до конца 17 в.).

В 17 в. на Моховой находились дворы Шуйских, Стрешневых (с церковью Святой Ирины; снесена в 1931 г. при строительстве нового здания Библиотеки имени В. Ленина), Пушкиных, Прозоровских, Репниных, Морозовых и др.

В конце Моховой улицы находилась церковь Георгия на Красной горке (отстроена в камне в середине 17 в., снесена в 1932 г.).

С конца 18 в. участки на Моховой улице стали переходить в руки богатого купечества. Откупщик П. Пашков приобрёл бывшую усадьбу А. Меншикова и построил на старых фундаментах главный дом (д. 26, 1784—88, возможно, архитектор В. Баженов; ныне один из корпусов Российской государственной библиотеки). Д. и А. Пашковым принадлежала усадьба на углу Моховой улицы и Большой Никитской улицы, выкупленная в 1833 г. казной для строительства нового здания университета (д. 20, 1790-е гг.; перестройки — 1833, архитектор Е. Тюрин, 1905 — 1906, архитектор К. Быковский).

В 1786—93 гг. было построено старое здание университета (архитектор М.Ф. Казаков, перестройка — 1817—19, архитектор Д. Жилярди) на месте владения князя Репнина на углу Моховой и Большой Никитской улиц.

Деревянная застройка Моховой улицы была уничтожена пожаром 1812 г.; на месте бывшей Моховой площади было построено здание Манежа (д. 14, 1817, 1823—25, архитекторы А. Бетанкур, О. Бове).

К послепожарному строительству относится и усадьба Шаховских (д. 21, 1810-е гг.; реконструкция фасада — 1868, архитектор А. Каминский).

В 19 в. ряд домов на Моховой перешёл к государственным учреждениям: Румянцевскому музею (Пашков дом), Горному управлению и Архиву Министерства иностранных дел (дом Стрешневых-Нарышкиных).

Застройка улицы в основном сложилась к рубежу 19-20 вв., дополнялась позже немногочисленными зданиями — дом российского общества застрахования капиталов и доходов (д. 22, 1899—1901, архитектор В. Шауб), гостиница «Националь» (д. 14, 1901—02, архитектор А. Иванов) со смешением черт эклектики и модерна.

В 1930-х гг. Моховая улица реконструирована, ряд старых построек уничтожен (дома В. Татищева и комплекс зданий Архива Министерства иностранных дел), на их месте построено новое здание Библиотеки имени В. Ленина (ныне РГБ).

Про Татищева см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_482.html.

На месте церкви Георгия возведён жилой дом в духе «сталинского ампира» (д. 16, 1932—43, архитектор И. Жолтовский).

В 1922 г. по плану монументальной пропаганды во дворе старого здания университета были установлены памятники А. Герцену и Н. Огарёву (скульптор Н. Андреев, архитектор В. Кокорин).

Бюст М. Ломоносова, установленный в 1876 г. (скульптор С. Иванов) и пострадавший от взрыва бомбы в 1941 г., в 1957 г. был заменён бронзовым памятником (скульптор И. Козловский, архитектор Г. Лебедев).


Улица названа в 17-18 веках по бывшей Моховой площади у Троицких ворот Кремля, к которой она примыкала, на которой располагался торговый ряд, где продавали сухой мох для заделки щелей в деревянных домах.

В 1961-1990 годах – часть проспекта Маркса (вместе с Театральным проездом, площадями Охотный ряд и Моисеевская).

В 2016 году улица была реконструирована по программе «Моя улица».


Улица начинается от Боровицкой площади, идет параллельно Александровскому саду и заканчивается у Тверской улицы и Манежной площади. Ее продолжением является улица Охотный ряд. А первоначально она начиналась у пересечения улиц Знаменки и Волхонки.

Свое необычное название улица получила в XVII столетии, благодаря располагавшемуся здесь Торговому ряду, основным товаром которого был мох для заделывания щелей в избах. Сначала "моховой" стали называть площадь перед Троицкими воротами Кремля вдоль берега Неглинной, где торговали мхом, (на этом месте теперь расположено здание Манежа), а позже и всю улицу.

В 1961 году из трех улиц Моховой, Охотного Ряда и Театрального проезда сделали одну длинную - проспект Маркса. А в 1990 году все названия вернули назад.
В первой половине XV века в начале улицы находился загородный двор великой княгини Софьи Витовтовны. Теперь на этом месте стоит «Пашков Дом» и комплекс Российской Государственной библиотеки.

В 1565 году в середине Моховой улицы, между Воздвиженкой и Большой Никитской, на месте уничтоженного пожаром двора князя Черкасского построен Опричный двор царя Ивана IV Грозного. В 1571 двор сгорел во время нашествия крымского хана. Ученые установили его местоположение по речному песку, на который наткнулись строители метро в 1930-е годы. Теперь на этом месте находится Новый Корпус университета с церковью Св. Татьяны, сейчас факультет Журналистики.

В 1823-1825 годах на месте бывшей Моховой площади было построено здание Манежа.


К концу XIX века улица уже приняла тот вид, который нам более или менее знаком. В 1930-х Моховую реконструировали, тогда были снесены все здания Архива Министерства иностранных дел и Румянцевского музея вплоть до дома Пашкова. На их месте построено новое здание Библиотеки имени В.И. Ленина (ныне РГБ). На месте церкви Георгия в 1932-1943 гг. возведён жилой дом в духе «классика Палладио» (д. 16) архитектором И.В. Жолтовским. С правой стороны Моховую пересекают улицы Тверская, Большая Никитская, Воздвиженка и Знаменка, слева к ней прилегают Манежная площадь и Боровицкая площадь.

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

• совмещенный наземный вестибюль метро «Боровицкая» и «Библиотека имени Ленина» (1935 год постройки; двухуровневый: подземный и наземный, которые соединены лестницей и эскалатором на подъем; верхний уровень — это аванзал и балкон вокруг лестничного проема; оба уровня проникают 12 круглых колонн; стена, где эскалатор проходит, облицована кирпичом и золотыми солнечными лучами, а на противоположной стен — майоликовый портрет В. Ленина).

М метро «Боровицкая» (Серпуховско-Тимирязевская линия; открыта 23 января 1986 года ; названа по Боровицкой площади, недалеко от которой она находится; глубокая (глубина — 47 метров); выход только один и ведет он только на Моховую улицу (но совсем рядом — Боровицкая площадь, улица Знаменка и др.); подъем и спуск на станцию осуществляется только по эскалаторам; с другой стороны станции осуществляется пересадка на станцию «Арбатская» Арбатско-Покровской линии; наконец, в центре зала идет пересадка на станцию «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии (а вот прямого перехода на входящую в этот же пересадочный узел станцию «Александровский сад» Филевской линии нет, и на нее можно попасть только через станции «Библиотека имени Ленина» или «Арбатская»); вместо колонн на станции пилоны из светлого мрамора, причем они имеют вид стен с воротами (по подобию кремлевских стен), и путевые стены облицованы тоже светлым мрамором; пол выложен серо-розовым гранитом; скамеек для отдыха мало и находятся они в началах и концах платформы; тема станции — Москва — столица нашего Отечества, а Кремль — его сердце: белый мрамор в отделке — раньше Кремль был белокаменным, красный кирпич — со времен Ивана III и до наших дней — Кремль краснокирпичный; на некоторых кирпичах в проходах — керамические миниатюры, имитирующие клейма древних мастеров — цифирь, буквицы, букет, море с дельфинами, пушку, осетра в сетях, чудо Георгия о змии, рубленый острог и др.; в южном торце центрального зала — панно, посвященное дружбе народов Советского Союза с золотым небом над Кремлем, столицей которого была Москва; в противоположном торце — панно с изображением золотых церковных куполов).

М метро «Александровский сад» (Филевская линия;  открыта 15 мая 1935 года ; названа по одноименному саду, к которому ведет один из переходов с этой станции (изначально и до конца 1946 года называлась «Улица Коминтерна», а в 1946 — 1990 годах — «Калининская»); вход-выход в город осуществляется с одной стороны станции по лестницам в наземный вестибюль (который находится у Российской государственной библиотеки) и через подземные переходы на улицы Моховая и Воздвиженка и Староваганьковский переулок; эта станция является частью крупнейшего пересадочного узла в нашем метро, состоящего из 4-х станций: отсюда можно перейти на станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии и «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, а через них на станцию «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии; мелкая (глубина — 7 метров); отличительными особенностями являются изогнутость платформ (чтобы пути помещались между Манежем и Кутафьей башней) и боковое расположение платформ, соединенных арочным мостиком, причем с одной платформы поезда едут только до «Кунцевской», а с другой — только до «Международной» (т. е. курсируют в челночном режиме); станция колонная — колонны облицованы светлым мрамором, как и частично путевые стены (а на оставшуюся высоту они побелены); пол выложен красно-серым гранитом; скамеек для отдыха мало; никакой темы у этой станции нет, но в фойе, соединяющем выход на улицу Воздвиженку, эскалатор к станции «Арбатская» и мост через пути «Александровского сада», сохранился бюст Михаила Калинина; за этой станцией — соединительные ветки со станциями «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии и «Охотный ряд» Сокольнической линии).

М метро «Библиотека имени Ленина» (Сокольническая линия; открыта 15 мая 1935 года ; названа по главной библиотеке нашей страны — Российской государственной библиотеке (в советское время она называлась библиотекой имени В. Ленина), к которой она выводит; станция имеет два выхода в город по лестницам через два наземных вестибюля, один из которых общий со станцией «Александровский сад» и выводит на улицу Воздвиженка, а другой совмещен со станцией «Боровицкая» и выводит на Моховую улицу; станция — пересадочная: на станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии и «Александровский сад» Филевской линии переход осуществляется через восточный аванзал, а также через лестницу в центре зала и здесь же осуществляется выход в город через совмещенные вестибюли станций «Александровский сад» и «Библиотека имени Ленина»; через западный аванзал идет переход на станцию «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии; мелкая (глубина — 12 метров); колонн нет — станция сводчатая; путевые стены выложены желтоватой керамической плиткой; на полу — серый гранит (сначала был паркет, потом — асфальт); интересны шаровидные светильники; скамеек для отдыха мало; никакой темы оформления станции нет; в одном из аванзалов — мозаичный портрет Владимира Ленина).

Открыта в составе первого пускового участка Московского метрополитена. 
Проект переименования: Моховая (1991, 1992) 
Конструкция станции — односводчатая мелкого заложения. Сооружена по индивидуальному проекту горным способом с обделкой из монолитного бетона. 
Архитекторы: А.И.Гонцкевич, С.Сулин Инженер-конструктор: Н.М.Комаров
Посадочный зал станции перекрыт единым сводом, и такая конструкция была впервые применена именно здесь. Путевые стены облицованы желтой керамической плиткой и желтым мрамором. Места опор арок свода скрыты широкими мраморными пилястрами. Во время открытия станции центральный зал был покрыт паркетом, затем асфальтом, затем на короткое время снова положили паркет и сегодня — пол покрыт серым гранитом. В восточном аванзале расположен мозаичный портрет В.И.Ленина (скульптор Г.И.Опрышко, начало 1970-х годов).
В 1935 году станция имела два вестибюля: восточный (архитекторы П.П.Файдыш, С.П.Лавров) разобран и западный (архитекторы С.М.Кравец, А.И.Соколов, интерьер В.П.Костенко). В 1937 году станция была соединена переходом со станцией «Александровский сад» Филёвской линии. В 1946 году этот переход был реконструирован и расширен. С 1953 года, после закрытия участка «Александровский сад» — «Киевская», он соединял «Библиотеку имени Ленина» с аванзалом станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии.

В 1958 году, вместе с вновь открытой Филёвской линией, был восстановлен и переход на станцию «Александровский сад». В начале 1960-x годов сооружен новый восточный выход на угол улиц Моховой и Воздвиженки с коридором к Александровскому саду, а также дополнительный выход со станции через мостик над вторым путем.

В 1990 году закончилась реконструкция западного вестибюля, под которым сооружен общий аванзал со станцией «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии.

Станция получила название по расположенной здесь крупнейшей в стране Российской государственной библиотеке (до 1992 года — Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина), входит в состав крупнейшего пересадочного узла в Москве и является пересадочной на станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии, «Александровский сад» Филёвской линии и «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии.

Интересно, что формально ни один из вестибюлей пересадочного узла не считается вестибюлем станции «Библиотека имени Ленина».

В облицовке станции можно увидеть древние окаменелости, о которых А. Е. Ферсман писал в книге «Занимательная минералогия»:

"... а на лестнице к платформе в красноватом крымском мраморе мы видим окаменелые улитки, ракушки — остатки жизни каких-то древних южных морей, покрывавших много десятков миллионов лет тому назад весь Крым и Кавказ".


• Отдел рукописей и ряд других подразделений РГБ (№ 3/5, стр. 1; бывший дом торговца землей и недвижимостью П. Пашкова; конец 18 века; с 1839 года – Дворянский институт, с 1861 по 1921 годы — Румянцевский музей; затем – у Государственной публичной Библиотеки СССР им. Ленина).

• Центр восточной литературы Российской государственной библиотеки (№№№ 6-8; бывшая городская усадьба Шаховских – Е. Красильщиковой, 19 век; в советское время – музей Михаила Калинина).

Большая поляна на углу Моховой ул. и ул. Знаменки раньше была кварталом двух-трёхэтажных домов. На этом месте в начале 18 века располагались большие владения знаменитого князь-папы Никиты Зотова. Потом они перешли к его внуку Никите Васильевичу.

В начале 1740-х годов усадьба принадлежала уже князю Фёдору Голицыну. 

В 1757 году он продал этот участок за 1800 рублей жене статского советника Ивана Эйхлера, Анне Эйхлер. Иван был другом Артемия Волынского, обвинённого в попытке государственного переворота, за что и пострадал — его сослали в Сибирь. 

В конце 18 — начале 19 века дом принадлежал князю Павлу Шаховскому, который жил в другом своём доме на Пречистенке. Женат он был на Агафоклее урождённой Бахметьевой. У них было 4 сына и 6 дочерей.

В 1867 году большое владение разделилось на три части – на углу Моховой ул. и ул. Знаменки (дом 2), ул. Знаменки (дом 4) и по Моховой ул. (дом 6). Теперь остался только дом 6. Остальные дома снесены в 1972 году к приезду американского президента Ричарда Никсона, отчего эта лужайка получила название «Лужайка Никсона».

Домом 6 на Моховой улице владели дочери князя Павла Шаховского Ирина и Софья.

В 1867 г. его купил Иван Бакланов, директор Товарищества Купавинской суконной фабрики. Он взялся перестроить старый главный дом усадьбы. В 1868 году архитектор Каминский объединил старый дом и флигели и создал строгий классический фасад с четырёхколонным портиком с колоннами ионического ордера.

В 1892 году дом у Бакланова покупает богатая иркутская купчиха Юлия Базанова. В этом году она с дочерью становится единственной наследницей золотопромышленного производства семьи умершего мужа и свёкра. Оставляет дело в Иркутске на помощников, а сама переезжает в Москву и отдается делам благотворительности. На её деньги выстроена клиника ушных и горловых болезней при медицинском факультете Императорского Московского университета на Девичьем поле, на углу Олсуфьевского пер. и Боженинского пер. Это была вторая в России лор-клиника, построенная по специальному проекту и оснащённая всеми научными новинками того времени. Московская городская дума приняла решение присвоить новой клинике имя Ю. Базановой. И дальше она продолжала вкладывать большие средства в разные благотворительные учреждения Иркутска и Москвы.

К 1906 году ее финансовое положение сильно ухудшилось, и она была вынуждена продать дом на Моховой.

Дом купил мануфактур-советник Николай Красильщиков, директор и распорядитель мануфактуры "Анна Красильщикова и сыновья" в селе Родники Костромской губернии. Там вырабатывался одёжный товар, который славился своим стойким чёрным цветом. Красильщиков был женат на красавице Елизавете Дружниковой. Ее портрет кисти В. Серова 1906 года украшал вестибюль этого особняка. Сейчас он находится в Краснодарском краевом художественном музее. Елизавета Красильщикова позировала художнику в бриллиантовом колье. В Москве ходил анекдот, что когда она в нем выезжает в свет, то для охраны ей нанимают двух телохранителей.

Николай Михайлович имел очень красивый тенор, по мнению многих лучше, чем у Карузо. Он учился пению в Италии, пел только итальянские оперы и имел необычайный авторитет в московских оперных кругах. Многим, в том числе, А. Неждановой и Л. Собинову, он давал уроки пения и наставления. В доме на Моховой бывало немало известных людей, музыкантов, художников.

В 1920 году Красильщиковым удалось перебраться во Францию, где Николай скончался от инфаркта. Елизавета после его смерти вышла замуж за графа Сергея Шереметева.

После революции в особняке было общежитие для командированных текстильного комбината. Потом его отдали Государственной библиотеке им. Ленина и здесь расположился институт библиотековедения.

В 1950-м году в здании открылся мемориальный музей «всесоюзного старосты» М. Калинина. Музей имел большое воспитательное значение, в частности здесь принимали в пионерскую организацию лучших школьников. Воспоминание об этом событии многие сохранили на всю жизнь.

В 1930-х здесь был единственный жилой район на Моховой, поэтому Витька из знаменитой песни «Москвичи» (Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой) жил именно здесь.

В 1991 г. музей был закрыт, теперь здесь центр восточной литературы РГБ. 

Архитекторы А. Каминский и С. Эйбушитц, 1820, 1868, 1886 гг. Выстроен в стиле неогрек.

• Книгохранилище РГБ (№ 6, стр. 2). Одноэтажное здание. Построено в 2003 году.

• Флигель (с фрагментом ограды и пилоном) бывшей городской усадьбы купцов Ухановых — М. Пущиной (№ 8, стр. 2; 19 век). Жилой флигель (с фрагментом ограды и пилоном) бывшей городской усадьбы купцов Ухановых - М. Пущиной. 1823 г., 1907 г., арх. Квашин.

• Факультет журналистики МГУ (№ 9, стр. 1; конец 18 века; бывший дом Д. Пашковой, которая устраивала здесь балы; с 1832 года – у МГУ; памятник М. Ломоносову перед входом). «Здесь в 1840 - 1844 годах учился великий русский педагог-демократ Константин Дмитриевич Ушинский». «Максимович Михаил Александрович (1804–1873) выдающийся ученый, профессор Московского университета - первый ректор Киевского университета святого Владимира».

В 1830-е гг. территория, занимаемая Московский университетом, стала мала, поэтому в 1832 г. император Николай I распорядился купить для него участок с двумя домами, который располагался через улицу от Главного здания университета. Во второй половине XVI века этот участок, возможно, входил в состав Опричного двора Ивана Грозного. От Опричного двора осталось небольшое одноэтажное здание с полуподвалом, в котором размещается типография факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.
В конце XVII века этот участок оказался во владении богатой семьи Пашковых, в частности он принадлежал богачу П.Е. Пашкову, сыну денщика Петра I. Для них было построено архитектором Баженовым несколько зданий на Моховой улице, в частности, знаменитый Пашков дом. На углу Моховой и Никитской улиц Пашков приказал построить дворец «для устройства балов». По неизвестным причинам строительство дома не окончили, недостроенным стоял дворец Пашковых почти 40 лет. К 1832 г. в нем не было окон, дверей и печей. Император Николай I повелел купить его для университета, и этот корпус получил название Аудиторного. С 1970 г. в нем располагается факультет журналистики  МГУ им. М.В. Ломоносова.
Московскому архитектору Е.Д.Тюрину было поручено перестроить дворец Пашковых в здание, приспособленное под нужды университета. В 1835 году Аудиторный корпус был открыт, в  XIX веке в нем читали лекции знаменитые профессора историко-филологического и юридического  факультетов: Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, С.П. Шевырев, В.О. Ключевский, Н.С. Тихонравов, М.М. Ковалевский. Публичные лекции в этом здании были очень популярны у московской публики. На верхнем этаже Аудиторного корпуса помещался механический кабинет, переименованный в 1901 г. в Кабинет прикладной механики, который возглавлял Н.Е. Жуковский. На балюстраде около него  стояла аэродинамическая труба, одна из первых в мире (она была разрушена в 1941 г.). На втором этаже располагалось старейшее в  Европе Математическое общество.
В 1833-37 гг. подвергся перестройке и корпус усадьбы слева от Аудиторного корпуса, где у Пашковых располагался манеж, а потом театр. Он был перестроен для размещения в нем университетской церкви Святой Татьяны. Отделка церкви, как и роспись итальянского художника Ланжилотто погибли в советское время.
В университетской домовой церкви студенты и профессора прощались со многими из тех, кто вписал навсегда свое имя в историю русской науки и культуры. Здесь отпевали Т.Н. Грановского и С.М. Соловьева прощались с А.Г. Столетовым и Н.С. Тихонравовым, отcюда выносили гроб с телом Н.В. Гоголя.
Университетский домовый храм был закрыт в 1918 году. В 1922 году, в пятую годовщину октябрьской революции, в храме был открыт клуб. 6 мая 1958 года великая русская актриса Александра Яблочкина торжественно открыла здесь Студенческий театр МГУ. Здесь ставил свои первые пьесы известный сегодня театральный режиссер М. Розовский, и ныне покойный Ролан Быков, здесь раскрылся сценический талант И. Савиной, А. Демидовой, А. Кортнева, И. Богушевской и др.
В 1993 г. была восстановлена община при церкви Святой Татианы, 25 января 1995 года, в Татьянин день, здесь вновь была освящена домовая церковь Московского университета.
В 1901-1904 (1905) гг. Аудиторный корпус был еще раз перестроен архитектором К.М. Быковским. Новый вид приобрел вход в здание,  над парадной лестницей вознесся купол стеклянной крыши. Был надстроен двумя этажами переход  к церковному корпусу. С фасада здания убрали фронтон,  изменили число колонн портика, размеры окон и сократили почти вдвое число окон. Появилась ажурная решетка перед зданием. Со стороны двора было достроено новое крыло: расширена Большая аудитория (в советское время она называлась Коммунистической – сейчас Академическая аудитория №232). Центральную часть  здания заняла великолепная парадная лестница и три яруса балюстрад под центральным куполом здания. Быковский надстроил корпус в сторону Никитской улицы, построив вторую большую аудиторию (бывшую Ленинскую – сейчас ауд. 201). После перестройки перестала существовать старая большая аудитория, где проводились публичные лекции, а также  и знаменитая Профессорская аудитория, которая находилась в центральной части здания. Тогда же К.М. Быковским было  построено здание Научной библиотеки университета с ротондой на углу. В таком виде ансамбль зданий и Аудиторный корпус сохранились до перестройки после Великой Отечественной войны.
С 1919 г. в Аудиторном корпусе располагался рабфак (рабочий факультет) МГУ. Затем, в 1920-е годы в Аудиторном корпусе находился факультет общественных наук, реорганизованный затем в историко-этнологический факультет и факультет права.
В годы Великой Отечественной войны здание Аудиторного корпуса пострадало. Особенно сильные разрушения были вызваны  29 октября 1941 г. падением большой фугасной бомбы рядом со зданием. Взрывной волной были выбиты все  окна и двери, сорвана крыша, выбиты стекла из купола.  В научной библиотеке МГУ также были выбиты окна и двери и разрушены стеллажи, книги, газеты и журналы были раскиданы по полу.  Взрыв сильно искорежил чугунную решетку перед зданием.  В 1942-1943 гг. реставрацией Аудиторного корпуса руководил архитектор С.А. Торопов. Тогда же была восстановлена чугунная ограда, отлитая  по рисунку Е.Д. Тюрина.
После окончания строительства высотного здания  и других корпусов часть факультетов МГУ переехала на Ленинские горы, а в Аудиторном корпусе с 1970 г. располагается факультет журналистики МГУ.
Первый памятник М.В. Ломоносову  - бронзовый бюст на чугунном постаменте работы скульптора С.И. Иванова с надписью: «Ломоносову Московский университет. 1876» - был открыт перед Аудиторным корпусом в день 120-летия университета 12 января 1877 г. Во время бомбежки в октябре 1941 г. был разрушен постамент этого памятника. Тогда бюст Ломоносова перенесли на площадку парадной лестницы клуба  МГУ им. М.В. Ломоносова (сейчас он – в приделе храма Святой Татьяны).
А перед университетом установили новый памятник скульптура С.Д. Меркурова, изображавшего молодого Ломоносова, стоявшего во весь рост и опирающегося на глобус. Этот гипсовый памятник стал быстро разрушаться от снега и дождей.
Поэтому в 1957 г. был открыт существующий ныне памятник  М.В. Ломоносову работы скульптора И.И. Козловского.


Здание (арх. В. Баженов), где располагается факультет журналистики МГУ имени М. Ломоносова, было построено в кон. 18 в. для Д. Пашковой и предназначалось для балов, о чем сейчас напоминают размеры и планировка 233, 308 ауд., читальных залов, деканата и пр. В 1832 г. Николай I приобрел его для Московского университета. Архитектор Е. Тюрин переоборудовал главную часть здания под учебный корпус, окружил его чугунной оградой. И в 1835 г. в Аудиторном корпусе начали читать лекции. Именно здесь студенты слушали таких выдающихся ученых, как С. Соловьев, Т. Грановский, Ф.. Бусоаев. Во флигеле, который занимал театр, в 1837 г. разместилась церковь великомученицы Татианы. На третьем этаже было общежитие.

Сейчас в небольших комнатах, где раньше обитали студенты, проходят семинарские занятия. В 1901-05 гг. основной корпус был капитально перестроен архитектором К. Быковским, который добавил зданию знаменитый стеклянный купол, добавил монументальный корпус библиотеки и надстроил переход к церкви. Также были полностью изменены оконные и дверные проемы и пилястры на фасаде: их размеры увеличились, а количество - уменьшилось. Под руководством К. Быковского были построены две основные лекционные аудитории – 201-я и 232-я. 201-я аудитория называлась тогда Большой Юридической, в советское время была переименована в Ленинскую. Там даже стоял бюст вождя.

Сегодня она не имеет самостоятельного названия. 232-я аудитория именовалась Большой Богословской, потом Коммунистической и, наконец, в 1991 г. была названа Большой Академической. В октябре 1941 г. фашистская бомба разрушила корпус, оставив от него лишь коробку. Однако здание было восстановлено еще в грозные дни воины. Ещё одна достопримечательность – памятник М. Ломоносову работы И. Козловского перед входом на факультет. Впервые бронзовый бюст Ломоносова (скульптор С. Иванов) появился на этом месте в 1876 г. Однако в 1941 г. его постамент был разрушен авиабомбой. 

В 1943 г. поставили временный памятник, и лишь в 1957 г. Ломоносов окончательно вернулся в университетский дворик.

Факультет журналистики находится здесь с тех пор, как построили ГЗ МГУ на Воробьёвых горах. Все захотели переехать туда, а журналистам досталось это здание. Как видите, не всегда надо гнаться за новым. 

Раньше журфак располагался на последнем этаже юго-западного крыла казаковского корпуса (ныне - ИСАА).

– Большая Академическая аудитория. Под руководством К. Быковского были построены две основные лекционные аудитории – 201-я и 232-я. 232-я аудитория именовалась Большой Богословской, потом Коммунистической и, наконец, в 1991 г. была названа Большой Академической.

– 201-я аудитория, бывшая Ленинская и Большая Юридическая. Самое большая аудитория Аудиторного корпуса (ныне факультета журналистики МГУ). Под руководством К. Быковского были построены две основные лекционные аудитории – 201-я и 232-я. 201-я аудитория называлась тогда Большой Юридической, в советское время была переименована в Ленинскую. Там даже стоял бюст вождя. Сегодня она не имеет самостоятельного названия.

– Елизаветинская аудитория (233-я). Бывшая бальная зала. По решению ученого совета журфака МГУ стала носить имя Елизаветинская в честь Елизаветы I, при которой был основан Московский университет. В аудитории висит портрет императрицы.

– Памятник Михаилу Ломоносову. Впервые памятник Ломоносову перед Аудиторным корпусом был открыт в Татианин день, 12 января 1877 г. (скульптор С. Иванов). На церемонии открытия ректор университета, историк С. Соловьёв произнес речь, в которой проникновенно говорил о настоятельной потребности союза с великим прошлым нашего Отечества, о потребности „живого, деятельного употребления и приращения духовного наследства, оставленного великим человеком“. 

Во время Великой Отечественной войны постамент памятника был повреждён осколками упавшей неподалеку авиабомбы, и в 1944 г. памятник перенесли на парадную лестницу клуба МГУ, где он находится и по сей день. На его место сначала установили памятник работы скульптора Меркурьева, изображавший молодого Ломоносова. 

Современный же памятник (скульптор И. Козловский) открыт здесь в 1957 г. Скульптор И. Козловский.

• Православный храм святой мученицы Татианы при МГУ (№ 9, стр. 2).

Современный храм находится на месте домовой церкви Московского университета.

Церковь была перестроена под руководством архитектора Е. Тюрина из правого флигеля усадьбы В. Пашкова в 1833—36 гг. 

Церковь была освящена 12 сентября 1837 г. митрополитом Московским Филаретом. 

Первым настоятелем домовой церкви стал протоиерей Петр Терновский. 

Свое наименование церковь получила по имени святой мученицы Татиана — небесной покровительнице Московского университета. 

В 1913 г. на храме был установлен деревянный четырехконечный крест, а на фронтоне появилась новая надпись: «Свет Христов просвещает всех», сделанная древнеславянской вязью.

Домовая церковь мученицы Татианы была одной из первых церквей, ликвидированных после 1917 г. 

В годы советской власти в здании церкви в разное время находились читальный зал и клуб. 

С 6 мая 1958 г. по 22 января 1995 г. в здании церкви располагался студенческий театр МГУ.

Домовая Татианинская церковь в университетском здании на Моховой впервые освящена 5 апр. 1791 г. 

Сгорела в 1812 г. 

В 1817 г. Университету передана соседняя церковь Георгия, что на Красной Горке, причем в 1820 верхний Михаило-Архангельский придел переосвящен во имя св. Татианы. 

По приобретении Университетом смежного через Никитскую ул. дома гг. Пашковых, его левый флигель был переустроен в церковь, освященную 12 сент. 1837 г. 

Храм закрыт в 1918 г. и переоборудован для нужд МГУ. 

Решение о воссоздании принято в 1993 г., однако фактически открыт только в 1995 г. В цокольном этаже новоустроенный (2000) придел Филарета Московского. 

До 1993 г. помещение использовалось театром МГУ (превосходный театр, вырастивший мнгго известных артистов и режиссёров, навскидку - Марк Захаров, Ирина Богушевская, команда "Несчастный случай" и в частности А. Кортнев, и др.

В настоящее время домовый храм святой мученицы Татианы при Московском государственном университете им. М. Ломоносова открыт каждый день с 10 до 19 часов.

• Бывший доходный дом Братолюбивого общества снабжения в Москве неимущих квартирами (№ 10, стр. 1; конец 19 века).
В августе 1941 г. в дом угодила фугасная бомба. Она прошла через все четыре этажа и взорвалась у самого подвала, расколов таким образом дом на две части. Образовавшийся завал мгновенно вспыхнул. Огонь захватывал один этаж за другим, и вскоре весь дом был объят пламенем.

В подвале дома, переоборудованного под бомбоубежище, на момент взрыва укрывалось до тридцати человек. Обломками завалило выход, и люди оказались в огненной ловушке. Лишь благодаря героическим усилиям бойцов 1-го аварийно-спасательного батальона МПВО, действовавших быстро и слаженно, все жители дома были спасены. Одна часть батальона тушила пожар, а другая тут же расчищала проход к спуску в бомбоубежище и подвальным окнам. Спасенным оказали медицинскую помощь, поскольку у многих были сильные ушибы и переломы. Одна из женщин уверяла, что их спасло то, что это место отмолено, – до 1917 г. в доме размещалось православное Братолюбивое общество.

Уцелевшие части дома, построенного в 1880-е гг. Братолюбивым обществом, восстановили, кроме той, средней, которую полностью уничтожил взрыв. Так из одного дома образовалось два корпуса. Уже после войны в правом корпусе был устроен... общественный туалет, о котором, впрочем, мало кто из горожан знает.
Сегодня у дома два разных адреса по БТИ (10, строение 1 и 10, строение 2). Более того, новоотстроенная средняя часть, где туалет – это 10, строение 8.

• Факультет психологии МГУ (№ 11, стр. 9; с 1966 года, здание начала 20 века; бывший Минералогический корпус МГУ).

Факультет психологии Московского государственного университета существует в качестве самостоятельного с 1966 г. За время существования факультет заслужил признание как один из ведущих психологических центров мира. Трудами учёных факультета были положены основы новых перспективных научных направлений в психологии, сформировались и успешно работают научные школы, получившие признание в психологическом научном сообществе.

В настоящее время в состав факультета психологии входят 11 кафедр и 5 научных лабораторий.

Здание построено для Агрономического института МГУ в 1904 г., реконструировано в 1940-е гг., до 1950-х гг. располагался Химический факультет МГУ. 

Потом до постройки 1-го ГУМа МГУ располагался философский факультет, а в итоге осталось отделение психологии

• Анатомический корпус Первого Московского государственного медицинского университета им. И. Сеченова с учебными кафедрами, деканатом и моргом (№ 11, стр. 10; с 1926 года). «Здесь работал с 1956 года по 1971 год крупнейший учёный-анатом, лауреат Государственной премии СССР, действительный член Академии медицинских наук СССР Димитрий Аркадьевич Жданов». См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_900.html.

• Институт стран Азии и Африки МГУ (№ 11, стр. 1; конец 18 – начало 19 веков; бывшее старое здание МГУ; перед зданием установлены памятники А. Герцену и Н. Огареву). «Студентам и сотрудникам московского геолого - разведочного института имени С.Орджоникидзе, погибшим в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.) (далее следуют фамилии, имена и отчества 92 погибших воинов). Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины». «Здесь работал выдающийся советский учёный, академик Владимир Иванович Вернадский». «Александр Сергеевич Пушкин посетил Московский университет в сентябре 1832 года». «В этом здании с 1904 по 1911 год работал выдающийся русский физик Петр Николаевич Лебедев». «Здесь, в Московском Императорском университете с 1901 года по 1906 год учился на юридическом факультете, а с 1906 года по 1922 год работал великий русский философ, правовед, государствовед, национальный мыслитель, профессор Иван Александрович Ильин (1882-1954)». «В этом здании медицинской химической лаборатории Московского университета работал с 1901 по 1933 годы выдающийся ученый в области биологической химии, академик, профессор Владимир Сергеевич Гулевич». Про Ильина см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_752.html. Про Гулевича см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_921.html.

О Московском Университете, как правило, говорят, что он расположен на Воробьёвых горах. Это правда, но лишь отчасти: его историческая часть находится на Моховой улице. Массивное здание с крупным куполом и широким портиком хорошо заметно с Манежной площади.
Созданный в 1755 году Императорский Московский Университет сначала разместился в здании Главной аптеки на Красной площади (до аптеки там был Земский приказ, а сейчас на его месте Исторический музей), потом переехал в бывший дом князя Репнина на Большой Никитской. Наконец, в 1782 – 1793 годах по проекту знаменитого архитектора М.Ф. Казакова на Моховой улице для университета было возведено новое здание. Его главный корпус, расположенный в глубине владения, был выделен восьмиколонным портиком и увенчан невысоким куполом над полуовальным парадным залом. Парадный двор обрамляют боковые крылья со скруглёнными наружными углами.
В 1812 году перед вступлением французов в Москву преподаватели и студенты университета были эвакуированы в Нижний Новгород, часть имущества также была вывезена. 6 сентября в здании университета вспыхнул пожар, в результате которого здание серьёзно пострадало. Всё, что не было эвакуировано, оказалось предано огню, в том числе существенная часть университетской библиотеки, насчитывавшей 20000 томов. После пожара университет посетил главный интендант французской армии маршал Дюма.
После ухода французов начался процесс приведения здания в порядок. Профессора обратились с открытым воззванием к обществу о помощи: в результате сумма пожертвований частных лиц на восстановление университета составила около миллиона рублей. Библиотека была не только восполнена, но и расширена, появились химический и анатомический кабинеты, гербарий.
Восстановление главного здания продолжалось до 1819 года. Руководил работами над московским университетом архитектор Доменико Жилярди. В целом он сохранил структуру старого здания и дворовый фасад Казакова, но на парадном фасаде заменил ионический портик дорическим, придав ему большую монументальность, и добавил рустованный цоколь с львиными масками над окнами. Также был переоформлен Актовый зал и появились солнечные часы на фасаде правого бокового крыла, созданные, по некоторым предположениям, скульптором И.П. Витали.
В советскую эпоху здание практически не изменило своего внешнего облика, лишь двуглавого орла во фронтоне сменил орден Ленина. Сам же университет утратил статус Императорского, зато получил имя одного из своих основателей – М.В. Ломоносова, а его руководство и большая часть факультетов переехали в новый комплекс зданий, построенный в 1949 – 1953 годах на Воробьёвых горах. В старом здании университета сейчас находится часть факультетов и библиотека.

Директор Фон Визин начал хлопотать о возведении «главного корпуса» в университете. Хлопоты его увенчались успехом, и в 1786 г. было отпущено 125 тысяч рублей на построение главного корпуса, точнее – средней его части. 23 августа 1786 г. этот корпус был заложен, а осенью 1793 г. был окончен. Строил его архитектор надворный советник Матвей Казаков. Казаковский корпус создавал хорошие условия для учебной и научной работы, но он не простоял и двух десятков лет, сожженный французами в 1812 г. От него остались только стены. 

Но как ни велики были потери Московского университета, к концу царствования Александра I он уже реставрировался полностью.

До 1803 года в России это было единственное университетское здание.

26 января 1817 г. вышло повеление Александра I о восстановлении здания Московского университета и было ассигновано 486699 рублей на отстройку главного корпуса и других, остававшихся еще обгорелыми. В феврале для смотрения работ в университетском доме приглашен был на два года известный архитектор Воспитательного дома Д. Жилярди. Жилярди не ограничился простой реставрацией казаковского корпуса, а внес в него некоторые усовершенствования, в частности: украсил стены лепными украшениями, устроил семь новых больших окон с арками, четыре больших окна с колонками, вытесал выступы по переднему фасаду, разобрал старый и устроил новый портал с колоннами, и сделал каменные лестницы в боковых выступах, устланные чугунными плитам, лестницу среднего входа довел только до третьего этажа, подвел часть новых сводов (во втором этаже) под библиотеку и музей, украсил главный этаж живописью и колоннами.

С 2005 г. здание находится на капитальном ремонте, занятия для студентов дневного отделения проводятся в две смены.
В начале 70-х здесь были два приметных места: "труба" – переход под центральным входом в здание, где была столовая, в которой подавали пиво и беляши и где " зависали", когда прогуливали "пару" и "психодром" – площадка перед зданием, где "сачковали" студенты и можно было увидеть московских хиппи и учуять запах марихуаны.

В 1974 г. на пятом курсе ИСАА студентов усиленно вербовала гэбня, "работать для родины" в далеких азиатско-африканских странах.

– Памятник писателю Александру Герцену. Установлен в 1922 г. Скульптор Н. Андреев.

– Памятник поэту Николаю Огарёву. Установлен в 1922 г. Скульптор Н.А. Андреев.

• НИИ и музей антропологии МГУ (№ 11, стр. 1).

Включает в себя, наряду с научно-исследовательскими лабораториями, отдел научно-музейных фондов и экспозицию. Богатые коллекции музейных фондов используются для научных целей отечественными и зарубежными специалистами. Зал «Происхождение человека» принимает ежегодно 200–300 экскурсий школьников и студентов.

Начиная с 1906 г. коллекция музея размещается в старом здании Московского университета.

Основатель А. Богданов (1834–1896 гг.).

• Институт Европы РАН (№ 11, стр. 3).

Бывшее здание химической лаборатории МГУ (1836 год, архитектор А. Никитин; перестроено в 1883 году, архитектор А. Каминский).

В этом же здании – Клуб «Дума» и St.Peters & St.Anton Pub.

• Институт радиотехники и электроники РАН (№ 11, к. 7; с 1953 года).

Основная задача института - фундаментальные исследования в области радиофизики, радиотехники, физической и квантовой электроники, информатики. В институте ведутся прикладные исследования в области развития высоких технологий и создания новых научных приборов.

Институт образован по инициативе академиков АН СССР А. Берга, Б. Введенского, Н. Девяткова, В. Котельникова, Ю. Кобзарева, В. Мигулина, и чл-корр. АН СССР Д. Зёрнова в 1953 г. Эти учёные и стали первыми руководителями научных подразделений института.

Здание построено для Физического института при Московском университете, который был открыт в 1903 г. (архитектор К. Быковский, 1898-1901 гг., памятник культурного наследия регионального значения). В нем работали физики П. Лебедев, Н. Умов и др. 

До переезда в 1953 г. университета на Ленинские горы в здании располагался физический факультет МГУ. 

• НИИ нормальной физиологии (№ 11, стр. 4; конец 19 века, бывшие Физиологический и Гистологический институты; здесь в 1893-1905 годах работал физиолог И. Сеченов). На стене: «Выдающийся российский физиолог академик Константин Викторович Судаков работал в этом здании с 1956 по 2013 г.». «Академик Анохин Петр Кузьмич, лауреат Ленинской премии, выдающийся советский физиолог, возглавлял кафедру нормальной физиологии с 1955 по 1974 год». «В этом здании с 1940 по 1951 г. работал видный советский физиолог, лауреат Государственной премии СССР, академик АМН СССР Иван Петрович Разенков». «В этом здании с 1893 по 1905 год работал великий русский физиолог Иван Михайлович Сеченов». «В этом здании с 1893-1939 гг. работал выдающийся физиолог, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор Михаил Николаевич Шатерников». Про Судакова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_503.html. Про Разенкова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_740.html. Про Шатерникова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_608.html.

Здание построено как Физиологический и Гистологический институты с виварием в 1880-1890-е гг., архитектор К. Быковский, реконструировано в 1920-1950-е гг. 

Здесь в 1893-1905 гг. работал физиолог И. Сеченов. 

С институтом объединена кафедра нормальной физиологии Первого МГМУ им. И. Сеченова.

В этом здании также находятся (с табличек у главного входа): «Международная ассоциация профилактики стресса», «Российский центр профилактики стресса» и Межведомственный научный совет по экспериментальной и прикладной физиологии.

• Московская городская избирательная комиссия (№ 11, стр. 8; конец 19 века, бывший Анатомический корпус МГУ).

Раньше тут была Московская регистрационная палата.

Здание построено для кафедры неорганической химии МГУ (ранее - Анатомический корпус МГУ) в 1877 г., арх. А. Никифоров, реконструировано в 1950-е гг.

• Административное здание МГУ (№ 11, стр. 10). 1930-1950-е гг., 1990-е гг. 

• Фонды факультетов журналистики, психологии, искусств, ИСАА и отдел редких книг и рукописей (№ 9, стр. 9; начало 20 века).

Старое здание научной библиотеки им. А. Горького Московского государственного университета им. М. Ломоносова построено в 1901 году архитектором К.М. Быковским. 

Новое здание открыто на Воробьёвых горах.

Сейчас здесь располагаются фонды факультетов на Моховой: журфака, психфака, искусств, ИСАА, а также отдел редких книг и рукописей.

• Психологический институт РАО (№ 9, стр. 4; здание 1911 года постройки).

В 1912 г. рядом с университетской библиотекой выросло здание Психологического института при кафедре философии Московского университета. Здание построено архитектором А.С. Гребенщиковым в стиле неоклассики, как и все другие здания Университетского городка.

Психологический институт был первым в России и третьим в мире научно-исследовательским учреждением в этой области. В Москве он появился благодаря профессору Московского университета Георгию Ивановичу Челпанову.

В здании были предусмотрены комнаты для экспериментов, актовый зал, аудитория для семинаров, оборудованы столярная мастерская и фотолаборатория, устроена библиотека специальной литературы. Здание было построено специально под нужды Института психологии по индивидуальному плану, утвержденному и дополненному самим Челпановым.

Имя мецената, благодаря которому в Москве появился Психологический институт – Сергей Иванович Щукин.

Известный московский купец был знаменит своей коллекцией французской живописи. В собрание Щукина входили полотна Матисса, Пикассо, Гогена и др. Однако личная жизнь Сергея Ивановича была полна горя и лишений. Покончили с собой сыновья, умерла при странных обстоятельствах жена (утверждали, что она тоже покончила с собой). Для Щукина появление в Москве института, изучающего психологию, причины психических расстройств было способом справиться с постигшим его несчастьем. По воле дарителя институту было присвоено имя его покойной жены – Лидии Григорьевны Щукиной.

Торжественное открытие Института состоялось в апреле 1914 г., хотя занятия начались уже в сентябре 1912.

После революции институт сохранил свое предназначение, хотя названия несколько раз менялись: Московский государственный институт экспериментальной психологии Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (1924-1930), Государственный институт психологии, педологии и психотехники Российской ассоциации научных институтов марксисткой педагогики (1930-1934), Научно-исследовательский институт психологии АПН РСФСР (1945-1970), Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии АПН СССР (1970-1992).

Первым директором Института стал Г.И. Челпанов, смещенный со своего поста в 1923 г. по идеологическим соображениям. Наука психология плохо совмещалась с марксистской теорией, которую пыталась внедрить в науку и образование новая власть.

Несмотря на годы гонений, институт может гордиться преподавателям и учеными, работавшими в его стенах. Среди них Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Зеньковский, К.Г. Локс, А.Ф. Лосев, Л.Н. Шестов, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие.


Психологический институт Российской академии образования. Психологический институт, созданный в 1912 г. и открытый в 1914 г. профессором Московского университета Георгием Челпановым, был первым в России (и в то время — третьим в мире) научно-исследовательским и образовательным психологическим институтом. Институт был оснащен первоклассным для того времени оборудованием для проведения психологических опытов. В просторном 3-этажном здании были предусмотрены удобные экспериментальные комнаты, практикумы, актовый зал, аудитории, библиотека. 

В настоящий момент институт продолжает успешно работать под эгидой Российской академии образования.

Здание построено в 1911 г., архитектор А. Гребенщиков.

• Типография журфака МГУ (№ 9, стр. 7). При Иване Грозном здесь находились палаты его опричников – опричный двор. Расположение вполне понятно: рядом Большая Никитская улица, по которой проходила граница между Земщиной и Опричниной (в Земщине правили бояре, а в Опричнине - царь). 

До настоящего времени сохранилось две сильно перестроенные одноэтажные каменные палаты 16 в. за университетом.

"Дом священника" (бывш. служебный корпус Главной московской аптеки), 16, сер. 18 вв., 1832 г., арх. Е. Тюрин. 

Сейчас там располагается типография факультета журналистики МГУ (официально – «Учебно-полиграфическая лаборатория»). Здания находятся в очень плохом состоянии и требуют немедленной научной реставрации.

• Геологический музей (№ 11, стр. 11; здание начала 20 века; бывший Геологический корпус МГУ; старейший в Москве музей. Был основан по идее М. Ломоносова дарением Демидовых в 1755 году).

Здание построено как здание Геологического института, 1910-1913 гг., архитектор Р. Клейн; реконструировано в 1950-е гг. 
Государственный геологический музей им. В. Вернадского Российской академии наук – старейший в России научный, образовательный и культурно-просветительский центр в области наук о Земле. 
Музей расположен в центре Москвы в историческом здании, построенном в 1918 г. по проекту архитектора Р. Клейна.
История зарождения музея берет свое начало от "Минерального кабинета" Императорского Московского университета - первого университета России, основанного в 1755 г. благодаря деятельности выдающегося ученого М. Ломоносова. "Минеральный кабинет", подаренный промышленниками Демидовыми, стал в 1759 г. основой самого первого естественнонаучного музея Москвы – музея натуральной истории Московского университета.
Сегодня собрание музея насчитывает свыше 300 000 минералов, горных пород и окаменелостей. Фонды музея создавались учеными, коллекционерами и меценатами 18-20 вв. Уникальны исторические коллекции, в числе которых собрания Демидовых, графа Н. Румянцева, графа С. Строганова, князей Гагариных.
В 19 - начале 20 вв. в музее работали выдающиеся ученые, создававшие геологическую науку в России: Г. Фишер фон Вальдгейм, В. Ковалевский, А. Павлов, М. Павлова, В. Вернадский, А. Ферсман и многие другие. В этот период музей становится центром передовых научных идей, основной базой для обучения и научно-исследовательской работы целых поколений отечественных и зарубежных геологов, специалистов горнодобывающей отрасли, инициатором организации широкой просветительской работы в области естествознания.
Сегодня музей, являясь учреждением Российской академии наук, продолжает научные, образовательные и просветительские традиции. Проводятся исследования в области геологии, недропользования и экологии, истории геологических наук, ведется активная выставочная деятельность. Музей участвует в различных федеральных и международных программах, осуществляет тесное сотрудничество с научными, образовательными и общественными организациями.

• Бывший конюшенный корпус Делового двора Московской Дворцовой конторы с хозяйственной постройкой (№ 12, 19 век).

• «Дом Жолтовского», построенный на месте церкви Георгия Победоносца, что на Красной горке (№ 13, стр. 1; 1934 год постройки, бывшее посольство США, затем «Интурист»).

Деревянная церковь Георгия Победоносца сгорела в 1629 г., возобновлена в камне. Сильно перестроена, или даже выстроена заново в 1652-57 гг., тогда же верхний придел «Всех скорбящих Радости» переименован в Михаило-Архангельский. 

В 18-19 вв. капитально перестроена. 

В 1817–37 гг. храм был университетским, причем в 1820 г. верхний придел переосвятили во имя мученицы Татианы. 

Другие приделы – Илии Пророка и Николая Чудотворца, пристроены в 1835 г. Колокольня 1864 г. Храм снесён в 1932 г.

Здание по проекту архитектора Ивана Жолтовского строилось в 1932–34 гг. по образцу дворца Капитана в Виченце (архитектор Андреа Палладио). Жолтовский считал, что строит жилой дом, но его неожиданно отдали американскому посольству, а потом «Интуристу». Историки и архитекторы традиционно считают дом на Моховой «последним гвоздем в гроб конструктивизма»: после этого, мол, в СССР разлюбили модернистскую архитектуру и полюбили классику. Красиво сказано, но на Сталина — судя по имеющимся документам — дом особого впечатления не произвел. Его много раз реконструировали, в результате от здания Жолтовского осталась только фасадная стенка.

Здесь было посольство США с 1934 по 1953. Уже после смерти Сталина посольство переехало на Новинский бульвар. 

Затем "Интурист".

• Бывший доходный дом купцов Поляковых (№ 14, стр. 2). 

Построен в 1790-е годы, перестроен в 1833 году.

• Памятник Фёдору Достоевскому (перед РГБ). Скульптура работы А. Рукавишникова была установлена в 1997 г.

• Гостиница «Националь» (№ 15/1, стр. 1; с 1903 года). Гостиница построена в 1903 г. (архитектор А. Иванов) на средства Варваринского акционерного общества домовладельцев. «Здесь Владимир Ильич Ленин жил в марте 1918 года после переезда Советского правительства из Петрограда в Москву». «Доска установлена в 2003 году в честь 100-летия со дня открытия памятника архитектуры гостиницы «Националь». Июнь 2003 г.».

В старину на углу Моховой и Тверской улиц располагались каменные мучные лавки, в середине 1890-х годов здесь находился трактир «Балаклава». Несколькими годами позже владение перешло к Варваринскому акционерному обществу домовладельцев, которое в 1900 году начало строительство первоклассной гостиницы по проекту архитектора Александра Васильевича Иванова - зодчего, к тому времени уже хорошо известного в Москве, построившего здание конторы Товарищества Тверской мануфактуры Морозовых на Варварке и дом страхового общества «Россия» на Лубянской площади. Гостиница, получившая название «Национальная», приняла первых постояльцев в 1903 году.
Фасады здания были выполнены в смешении стилей, сочетании неоренессанса с неоклассицизмом и деталями модерна, что придаёт им впечатление стилистической неопределенности, но одновременно сообщает индивидуальный характер. В отделке архитектором использованы природный камень и керамическая плитка, лепнина и гладкая штукатурка. Угловой аттик украшало майоликовое панно «Аполлон и музы», выполненное на Московском Бутырском керамическом заводе С. И. Мамонтова «Абрамцево» художниками С. В. Чехониным и А. Я. Головиным. Вскоре после революции оно было заменено другим панно, на индустриальную тему, изготовленным по эскизам Ф. И. Рерберга всё на том же заводе «Абрамцево».
Интерьеры поражали своей роскошью и великолепием: мраморные лестницы, мозаичные полы, огромные витражные окна, фигуры атлантов возле входа в лифты, роспись потолков. Выполненная по специальному заказу из ценных пород дерева мебель в номерах. Целый комплекс современных технических новинок: электрические лифты, телефоны, система парового отопления, изготовленная на литейном заводе Сан-Галли. Многие номера были оборудованы ванными комнатами и ватерклозетами.
Проживание в гостинице стоило недёшево (до 25 рублей в сутки), но отбоя в постояльцах не было – здесь охотно останавливались богатые промышленники, купцы, иностранные дипломаты. В 1913 году в «Национальной» проживал дядя Николая II великий князь Александр Михайлович. Не сторонились роскошной гостиницы и видные деятели русской культуры – в разное время здесь жили Фёдор Шаляпин, Иван Бунин, Анна Павлова, Николай Римский-Корсаков.
Судьба гостиницы сильно изменилась после 1917 года. В ходе октябрьских боёв здание получило повреждения при артобстреле. А сразу после переноса столицы из Петрограда в Москву здесь на некоторое время до переезда в Кремль в «скромной» буржуазной обстановке поселились члены Советского правительства: Ленин, Свердлов, Троцкий, Дзержинский. На долгие годы гостиница стала «1-м Домом Советов» - общежитием для функционеров новой власти. Статус гостиницы был возвращён ей только в начале 1930-х годов. Тогда же окончательно закрепилось её название – «Националь» (до революции применялось и то, и другое название), видимо более соответствовавшее духу времени. В здании провели капитальный ремонт. При этом частично изменили и его внешний вид: нижние этажи перекрасили под гранит, заменили дубовые оконные рамы на алюминиевые. Гостиничную обстановку пополнили мебелью из Аничкова и Царскосельского дворцов.
В 1974 году потолки двух залов на втором этаже были украшены плафонами с росписью, выполненными художником И. В. Николаевым в классическом стиле росписи потолков школы старых мастеров, но вместе с тем с элементами более новой декоративной школы В. А. Фаворского. В деталях и орнаментах плафонов заметны черты эстетики «Мира Искусства», что подчеркивает связь с работами знаменитых художников семьи Бенуа-Лансере, из которой происходит и сам автор.
В том же 1974 году «Националь» был включён в список охраняемых государством памятников истории и культуры.
Говоря о гостинице нельзя не упомянуть и знаменитый гостиничный ресторан - долгие годы он был излюбленным местом приятного времяпрепровождения среди интеллигенции и советской богемы.
Несмотря на неоднократные ремонтные работы, которые проводились и в 1950-е, и в 1960-е, и в 1970-е годы, попытки модернизировать гостиницу, она ветшала. И в конце 1980-х годов началась её комплексная реконструкция и реставрация. По результатам конкурса был выбран генеральный подрядчик – австрийская фирма «Рогнер», а авторами проекта реставрации стали архитекторы из Австрии В. Хоффельнер и Е. Сурвилло. С российской стороны в реставрации «Националя» принимали участие специалисты московского управления по проектированию общественных зданий и сооружений «Моспроект-2». Все работы были закончены в 1995 году, и обновлённая гостиница снова открыла двери для своих постояльцев. А их на своём веку она повидала немало, в том числе и прославленных. Здесь останавливались и президенты разных стран, и члены королевских семей, и известные деятели культуры всего мира.

В облике шестиэтажного здания сочетаются декоративные приёмы неоренессанса и модерна. Майоликовые пейзажные панно между окнами верхнего этажа выполнены на принадлежавшем С. Мамонтову керамическом заводе «Абрамцево»; первоначальное панно на угловом аттике (по эскизу П. Кузнецова) было заменено ныне существующим, изображающим индустриальный пейзаж (И. Рерберг). 

С 1918 г. была 1-м Домом Советов. 

В марте 1918 здесь в № 107 жил В. Ленин (мемориальная доска). 

С конца 20-х гг. вновь работает как гостиница. 

В 1994 — 1996 гг. проведены реставрация и реконструкция «Националя».

Гостиница «Националь» открыта в 1903 г. В 1918 г. после переезда советского правительства в Москву здание гостиницы заняли правительственные учреждения; гостиница получила название «Первый Дом Советов». Несколько дней в марте 1918 г. в двухкомнатном номере 107–109 проживал глава советского государства В. Ленин с женой Н. Крупской и сестрой М. Ульяновой. О причастности гостиницы к революционной истории напоминает майоликовое панно на индустриальную тему, установленное на угловом аттике в 1918 г., один из первых примеров реализации ленинского плана монументальной агитации и пропаганды. 

В 1932 г. зданию вернули гостиничный статус.

В 1985–1995 гг. проведена реконструкция и реставрация «Националя».

На сегодняшний день гостиница является одной из наиболее комфортабельных в Москве. 

В 2006 году гостиница, получив официальное название «Рояль Меридиен Националь», вошла в международную гостиничную корпорацию Starwood Hotels & Resorts Worldwide».

С 1 сентября 2009 года, после очередной реновации, гостиница «Националь» сменила бренд Le Royal Meridien на The Luxury Collection, который также принадлежит компании Starwood Hotels & Resorts Worldwide. С этого момента гостиница носит имя Luxury Collection Hotel.

С 2006 г. входит в международную гостиничную корпорацию Starwood Hotels & Resorts Worldwide. Гостиница располагает 206 номерами, в том числе 37 люксами с видом на Кремль.

Гостиница «Националь» на углу Тверской и Моховой улиц появилась в 1902 году, на месте доходного дома, и сохранила общий облик прежней постройки, в том числе полукруглую форму угла. В те времена она называлась «Национальная» и предназначалась для приема высокопоставленных иностранцев и представителей российской элиты. В архитектуре здания прослеживаются мотивы ренессанса и классицизма с декоративными мотивами модерна, с большим количеством лепнины и богатым убранством интерьеров: мозаичные полы, витражи, белый мрамор, позолоченные украшения. «Национальная» была оснащена передовыми техническими новинками: лифтами, телефонами в номерах, ватерклозетами и ваннами. На третьем этаже располагалась библиотека для постояльцев.
В период октябрьской революции в «Национальной» жили лидеры большевистского движения. В советский период здесь располагался Первый дом Советов, а название сменилось на «Националь». В 1930-х годах гостиницу решили вновь открыть для приема иностранных граждан. Интерьеры и оборудование «Националя» восстанавливали предметами убранства «расформированных» усадеб и дворцов, в частности, Царскосельского и Аничкова. В результате получился отель-музей с уникальным собранием предметов мебели, музыкальных инструментов, произведений искусства.
В годы Второй мировой войны в «Национале» встречались дипломаты стран-союзников, представители нейтральных государств и международного Красного Креста. «Националь» обрел мировую известность как своеобразный центр антифашисткой коалиции.
С 2009 года «Националь» стал частью сети отелей The Luxury Collection. Гостиница располагает 202 номерами с историческими интерьерами, антикварной мебелью, предметами живописи и прикладного искусства.

• Группа экспертной оценки произведений печати при РГБ (№ 14, стр. 1; бывший доходный дом купцов Поляковых, 19 век). 

Бывший доходный дом купцов Поляковых. Первый и второй этажи возведены в 1825 г. (по другим данным – в 1818 г. на основе строения 1790-х гг.), третий этаж в 1893 г., арх. Ф. Рыбинский.

• Корчма «Тарас Бульба» (№ 8, стр. 1). Здание построено в 1962 г., реконструировано в 1990-е гг. 

В 70-80-е годы – кафе-пирожковая с конвеерной машиной по жарке пирожков в масле. Едешь вечером из дворца пионеров, пересадка на 1 троллейбус (серой ветки на юг еще не было), пара вкуснейших пирожков мясом по 10 коп.

Жилых домов нет.

Нумерация зданий не полностью строгая.

Достопримечательности:

Православный храм святой мученицы Татианы при МГУ (№ 9, стр. 2);

Геологический музей (№ 11, стр. 11).

Здания 18 — начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

Метро «Библиотека им. Ленина», «Охотный ряд», «Александровский сад», «Боровицкая».


Видео:




Состояние на 26.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий