среда, 26 октября 2016 г.

улица Спиридоновка

Расположение:

Улица проходит по Пресненскому району (ЦАО) от Садово-Кудринской улицы (Садовое кольцо) до Малой Никитской улицы. 

Недалеко – Патриаршие пруды и метро «Маяковская».

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение среднее. Длина – около 500 метров.

История:

До 1941 года — Спиридоньевская улица.

В 1941-1994 годах — улица Алексея Толстого (в честь русского писателя, автора романов «Хромой барин», «Петр I», трилогии «Хождение по мукам», научно-фантастических романов «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина», детской сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Алексея Толстого (1883-1945), жившего на этой улице.

Улица названа в 1994 году по находившейся здесь раньше церкви Спиридона, епископа Тримифунтского на Козьем Болоте (разрушена в 1930 году).

Итальянский путешественник Паоло Джовио, посетивший Москву в XVI веке, писал об этой местности: «В прилежащих к городу полях водится невероятное количество диких коз и зайцев». Козы, к слову, были вполне себе домашние: здесь располагались удобные выпасы и москвичи держали животных почти без присмотра, отчего и произвели они на путешественника такое впечатление. Само урочище Козье болото известно с XIV века; ровная болотистая местность, откуда брали свое начало ручей Черторый и речки Бубна и Кабаниха, располагалась между Тверской улицей, Тверским бульваром, Большой Никитской и Большой Садовой улицами. Старинное наименование урочища сохранилось и в названии построенной около 1600 года церкви Спиридония Чудотворца на Козьем болоте. Хранилась тут особо чтимая старинная икона святого Спиридония, который считался покровителем пастухов и скотоводов. Именно по церкви (уничтожена в 1932 году) была названа улица Спиридоновка.
В конце XVI – начале XVII века слобода была пожалована патриарху, отчего получила еще более удивительное современному уху наименование: Патриаршая Козья слобода. Примерно тогда же для осушения местности и разведения рыбы были выкопаны пруды, один из которых под названием Патриарший сохранился до нашего времени.
В начале XVII века патриархом был Гермоген, весьма почитаемый и уважаемый в народе, выступивший во времена Смуты против польско-литовской оккупации. Мирское имя его было Ермолай, чем объясняется название придела патриаршей церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, построенной в 1610-1612 годах. Отсюда же и название Ермолаевского переулка. Храм, звон чьих колоколов считался одним из самых выдающихся в Москве, был уничтожен, как и Спиридоньевский, в 1932 году.
В XVIII веке патриаршая слобода была ликвидирована, коз уже не было, огородов тоже, болота осушили, и древнее название Козье болото постепенно трансформировалось в Козиху. Спиридоновка же, чья длина совсем невелика и составляет около 800 метров, постепенно преобразилась. Сегодня это невероятно привлекательная для туристов улица, с тремя музеями и невероятной красоты домами. Не проходят стороной эту улицу и те, кто изучает творчество архитектора Федора Шехтеля. Спиридоновка, 2/6 – особняк Рябушинского, пожалуй, один из самых известных памятников русского модерна, одновременно – музей-квартира Максима Горького. Здесь он поселился в 1931 году, после возвращения из Италии, называл особняк «нелепым домом», велел убрать камин с барельефом женщины-бабочки, а свою комнату прозвал «спальней балерины». Во флигеле усадьбы Рябушинских в бывших помещениях для прислуги, в 1942 году поселился автор романов «Петр I» и «Хождение по мукам» Алексей Толстой. В 1945 году Спиридоновку даже переименовали в улицу Алексея Толстого, а в 1957 году, в сквере около флигеля установили памятник писателю. В 1987 году здесь открылся музей писателя.
В 2009 году в доме 4, стр. 1 открылся частный музей «Дом Иконы и Живописи имени С. П. Рябушинского» (сейчас закрыт на реконструкцию). Рядом, в доме 6, останавливался Александр Блок с супругой Любовью Менделеевой. Напротив – палаты XVII века, где, вероятнее всего, располагался приказ Гранатного двора.


На месте снесенной церкви располагается теперь пятиэтажный дом из теплобетона, построенный по проекту И. Голосова и украшенный аллегорическими изображениями науки, техники и искусства. Несомненно привлекает к себе внимание особняк З.Г. Морозовой (Спиридоновка, д. 17) – возможно, главное украшение улицы, доходный дом архитектора Бойцова  и величественный особняк Гавриила Тарасова.

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

• Мемориальный музей-квартира А. Н. Толстого (№ 2, стр. 1; часть бывшей усадьбы Рябушинских; начало 20 века, здесь писатель А. Толстой жил с 1941 по 1945 год – мемориальная доска). 
Здание, в котором находится мемориальный музей-квартира А. Толстого, входит в комплекс городской усадьбы Рябушинских, построенной архитектором Ф. Шехтелем в 1901-1903 гг. 
По проекту архитектора флигель, замыкающий внутренний двор, предназначался для хозяйственных нужд. На первом этаже размещалась прачечная и дворницкая, на втором - комнаты для прислуги Рябушинских. 
В годы, когда в особняке жил Горький, во флигеле располагались редакции созданных им журналов "На стройках СССР", "Наши достижения" и издательство "История фабрик и заводов". 
А. Толстой жил в доме на Спиридоновке с 1941 по 1945 год, до своей смерти. Здесь же он работал над третьей книгой романа "Петр I", закончил роман "Хождение по мукам", цикл "Рассказов Ивана Сударева" и занимался военной публицистикой. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_992.html.

В доме полностью сохранилась обстановка кабинета, гостиной и прилегающих к ним коридоров.
Экспозиция музея-квартиры была создана на основе мемориальной коллекции А. Толстого, переданной в Государственный литературный музей после смерти вдовы писателя Л. Толстой.
Коллекция А. Толстого – одна из наиболее ценных в составе фондов Государственного Литературного музея. Часть этой коллекции представлена в экспозиции, часть находится в фондах ГЛМ и является основой для многочисленных выставочных проектов. В составе собрания: русская и западноевропейская живопись 16-20 вв., предметы декоративно-прикладного искусства (фарфор, кость, металл, осветительная техника и др.), мебель работы русских и западноевропейских мастеров. Значительную часть коллекции составляет библиотека писателя, включающая редчайшие издания петровского времени, книги из масонской библиотеки предков писателя - Тургеневых, редкие прижизненные зарубежные издания писателя.

В кабинете многие произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства непосредственно связаны с работой над петровской темой: они давали почувствовать колорит изображаемой исторической эпохи. Это портреты Петра I, Екатерины I, Гетмана Даниила Апостола, живописное полотно с изображениями парусных фрегатов, слепок прижизненной маски Петра I, писарские чернильницы, подсвечник, корабельные часы. В книжных шкафах находится уникальное собрание книг из рабочей библиотеки А.Толстого, сочинения русских и зарубежных классиков, советских писателей, книги по искусству, фольклору, по русской и всеобщей истории, литература об эпохах Ивана Грозного, Петра Великого, гражданской войны. Многие книги хранят пометы писателя.

Предметы, входящие в интерьер: старая мебель, живопись, светильники, фарфор - подобраны хозяином дома со вкусом и глубоким знанием старины. В доме бывали К. Чуковский, И. Эренбург, И. Андроников, А. Твардовский, П. Корин, И. Москвин, В. Качалов, С. Михоэлс, И. Козловский, П. Капица, Г. Уланова и другие деятели искусства, литературы, науки.

Особняк, где расположена квартира А. Толстого, является частью бывшей усадьбы Рябушинских, построенной в начале ХХ века архитектором Ф. Шехтелем и представляющий собой образец раннего модерна.

• Бывший Гранатный двор (№ 3-5; 17 век; здесь находился оружейный склад боеприпасов и литейные печи, где отливали русские пушки). 

Палаты старинного Гранатового двора. Здесь, рядом с московскими бронниками, находился оружейный склад боеприпасов и литейные печи, где отливали русские пушки.

• Музей «Дом иконы и живописи имени С. Рябушинского» (№ 4, стр. 1).

• Офисы (№ 4, стр. 2). 3 этажа.

• Бывший дом Марконетов (№ 6; конец 19 века; здесь в январе 1904 года жил поэт А. Блок. Здесь он встречался с А. Белым; рядом с домом – памятник А. Блоку, 1993). См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_154.html.

Памятник А. А. Блоку.
Александр Блок (1880—1921) — поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик, классик русской литературы XX столетия.
Скульптор: О. К. Комов. Архитектор: В. Д. Красильников
Материалы: бронза, камень
Год установки: 1993 
В сквере рядом с улицей Спиридоновкой установлен памятник Александру Блоку. Открыт в 1993 г. возле дома, где жил поэт. Александр Блок изображен в полный рост, в свободной позе, в длинном пальто, со спокойным и задумчивым выражением лица.

• Офисы (№ 9). Бывший жилой дом купца Х. Павлова. 2 этажа. «Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, писатель Марк Лазаревич Галлай жил в этом доме с 1979 по 1998 год». См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_431.html.

• Резиденция посла Южной Кореи (№ 11; бывший особняк А. Беляева, начало 20 века). 

В 1898 году статский советник Агапит Федорович Беляев покупает старую дворянскую усадьбу на Спиридоновке у тогдашнего владельца князя Михаила Петровича Волконского. Агапит Федорович был известным на всю Москву отоларингологом, врачом-фониатром. У него лечили свое горло и связки Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, А.И. Сумбатов-Южин.

Вскоре после покупки особняка во владении вспыхивает пожар, вследствие чего А.Ф. Беляев задумывает абсолютно новый дом, который и строит здесь для него в 1902-1904 годах архитектор И.И. Бони.

Здание задумывалось как своеобразная стилистическая пара особняку Рябушинского, находящемуся рядом в начале Спиридоновки. Но здесь все скромнее и экономнее, и черт собственно модерна здесь меньше. Например, отсутствуют дорогостоящие майолики и мозаики. Схожесть построек прослеживается в геометрии объемого решения и отделке стен кремовой облицовочной плиткой. Выразительность сооружения достигается за счет гармоничного сочетания объемов. Украшает очень дом высокая открытая терраса с левой стороны. Особняк сохранил первоначальное остекление. Верх окон выполнен маленькими ячейками с выпуклыми стеклами, что было характерно для Москвы конца XIX - начала XX века. Эти стекла создают красивую игру света в комнатах. И даже в пасмурные дни, что важно для нашего часто хмурого неба. Интересно выполнены крупные «пузатые» столбы - вместе с крыльцом «а-ля Рябушинский» они придают зданию большую монументальность.

После 1918 года особняк был национализирован. Долгое время здесь размещалось посольство Перу, а сегодня это резиденция посла Южной Кореи.

Здесь жил врач-отоларинголог А. Беляев, у которого лечились и наблюдались Шаляпин и Собинов. 

Раньше находилось посольство Перу.

• Посольство Алжира (№ 13). 

Бывшая городская усадьба Р. Гесте, начало ХХ в., архитектор С. Шуцман.

После 1812 года городская усадьба сменила немало домохозяев. 

Так, после войны с французами, в стоявшем на участке деревянном доме, проживала Елизавета Молчанова. 

В 1840-х годах усадьба числится за семейством Чаплыгиных, а уже в 1875 г. здесь проживается с семьей Модест Терновский — коллежский ассесор, продавший владение в 1877 г. Филиппу Соловьеву.

Последний пожелал построить на этом месте доходный дом и даже обратился за проектом к архитектору Александру Каминскому, но территория для такого здания оказалась мала и от этого плана отказались.

После смерти Соловьева, его супруга, в 1891 году, переуступает усадьбу Ивану Леонтьеву — камер-юнкеру, который спустя всего два года перепродает его купеческой семье Ивана Живаго. 

Новые собственники попытались восстановить ветхий уже к тому времени особняк, но, разочаровавшись, продают его в 1907 году.

Последние владельцы — Карл Гесте и его супруга Рахиль, которая и взяла на себя все заботы по переустройству. Главный дом со всеми строениями был снесен и в этот же год здесь возводят особняк со всеми службами. Проектные работы исполнил архитектор Сергей Шуцман.

Здание получилось разновеликим и будто сложенным из прямоугольных кубиков различного размера. Оформили его в смешении неоклассического стиля и модерна. Спряжение объемов, имеющих высотность 2 и 3 этажа, декорировали в неоклассической стилистике, что подчеркивается рустовкой стен первого уровня, а также классическими по форме наличниками.

С 1927 г. здесь располагалась научная радиолаборатория, занимавшаяся разработкой и изготовлением приемо-передающей аппаратуры.

В ограждении территории присутствуют полукруглые ниши. Этот архитектурный элемент созвучен стилю московского ампира.

За домом – сад.

• Генеральное консульство Греции (№ 14; начало 20 века, бывший доходный дом архитектора П. Бойцова).

В конце XIX – начале XX вв. Москва из патриархальной, застроенной усадьбами старой столицы превращается в быстро растущий современный мегаполис. В это время город застраивается многочисленными доходными домами: сдача квартир внаем приносит большие доходы, чем профессиональная деятельность или наследственные капиталы.

Одним из таких доходных домов стал построенный в 1901-1903 г. на Спиридоновке дом архитектора П.С. Бойцова — выдающегося московского зодчего эпохи модерна, известного своими городскими и усадебными постройками, стилизующими романтические образы готических замков.

Доходный дом архитектора был своеобразной витриной его творческих поисков и профессиональных возможностей. Необычна трактовка здания: среди традиционных доходных домов, как правило, шестиэтажных, выходящих на красную линию улицы, оно стоит особняком. Особняком оно, собственно, и выглядит, во многом благодаря своему расположению на участке, отсылающему к классической планировке городских усадеб: дом поставлен в глубине участка, за оградой. Фасад, выполненный в любимой архитектором неоготической стилистике, увенчан массивной скульптурной группой: лев побеждает дракона. Похожий прием был использован архитектором Л.Н. Кекушевым, увенчавшим скульптурой льва (ныне не сохранившейся) собственный особняк на Остоженке, выстроенный в эти же годы.

Интересна керамическая плитка, которой облицован фасад здания (типичный для эпохи модерна прием): двухцветная, с переходами от светлой охры к сиреневому, она не встречается более ни на одном здании в Москве.

Доходный дом Бойцова стал одним из московских адресов А.П. Чехова: осенью 1901 г. он вместе с женой, О.Л. Книппер-Чеховой, снимал здесь квартиру в несохранившемся дворовом флигеле. Упоминания о доме, довольно немногословные, можно найти в его переписке: «25 сент. 1901. Спиридоновка, д. Бойцова. Милая мама, я жив и здоров, все благополучно. Квартира у нас порядочная ... одним словом, живем хорошо...». Ольга Книппер-Чехова описывает дом более подробно: «На улицу выстроены большие европейские дома, а во дворе весь в зелени стоит чистенький, прелестный домик в 5 комнат... Огромный двор весь будет асфальтирован, чистый, хозяева люди передовые, он — архитектор... И на Спиридоновке воздух отличный, масса садов и улица чистая, ты знаешь».

• Дом приемов МИД РФ (№ 17; конец 19 века, поздняя готика, бывший особняк З. Морозовой). 

Построен в 1893—98 гг. для З. Морозовой (во втором браке — Рейнбот) по проекту Ф. Шехтеля; с начала 1910-х гг. принадлежал М. Рябушинскому. 

Представляет один из ранних опытов перехода от эклектики к модерну при помощи стилизации форм английской готики. Строгие геометрические объёмы скомпонованы в сложную асимметричную композицию с доминирующей угловой башнеобразной частью. На фасадах повторяются мотивы стрельчатой арки, вертикальных тяг и венчающих парапетов. Парадные интерьеры задуманы в контрасте с суровым наружным обликом. Богатая деревянная резьба готических порталов, лестниц, панелей, потолков, цветные витражи, гобелены, тяжёлые драпировки, камины и светильники, резная дубовая мебель воссоздают романтический мир рыцарского средневековья. В отделке использованы живописные панно работы М. Врубеля и К. Богаевского. 

Сохранились первоначальные ограда по улице, жилые и хозяйственные постройки во дворе, сад. 

В доме Морозовой располагается дом приёмов МИД РФ (до 1991 МИД СССР). 

При пожаре 1995 г. оформлению интерьеров был нанесён значительный ущерб.

Несмотря на формальную принадлежность к эклектике, ретроспективизму второй половины 19 века, здание знаменует начало перехода к новым принципам архитектурного творчества (композиционным, функциональным, конструктивным), более полно реализованным позднее – в 1900-х гг.– в стиле модерн. 

В 1893 году Савва Морозов приобрел старую усадьбу семьи Аксаковых. Тогда на участке стоял обветшавший деревянный дом в стиле ампир, выстроенный в 1814 году известным архитектором А. Витбергом для поэта И. Дмитриева. Про Дмитриева см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_476.html.

Савва Морозов приказал снести старое здание, а на его месте выстроить большой красивый особняк по проекту молодого архитектора Федора Шехтеля. Усадьба обустраивалась для любимой жены Саввы.

Про С. Морозова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_885.html.

Дом на Спиридоновке был одной из первых больших самостоятельных работ Федора Шехтеля. Он предложил хозяевам три проекта главного дома: в стилях французского ренессанса, рококо и английской неоготики. У семьи Морозовых были давние связи с текстильным Манчестером; сам Савва учился в Кембридже, был англоманом – поэтому он выбрал стиль английской неоготики.

Новый особняк построили с отступом от красной линии, связав его подземным переходом с хозяйственным флигелем, где были размещены все подсобные службы. Всё было сделано по самым современным европейским стандартам. 

Дом на Спиридоновке стал лучшей постройкой в стиле неоготики в Москве. Его строгие геометрические объёмы создают асимметричную композицию с угловой башнеобразной частью. Парадные интерьеры контрастируют с аскетичным внешним видом здания. 

Внутреннее убранство и старинная мебель воссоздают романтическую атмосферу рыцарского средневековья. Главный вход – выступающее крыльцо с тремя арками-порталами – размещен в правом торце здания. Левая, более приватная, часть дома выходит в небольшой сад. 

В изысканной отделке преобладают мотивы готики, но есть залы в стиле ренессанса, рококо, ампира. Великолепная деревянная отделка и почти вся мебель сделаны на мебельной фабрике П. Шмита, зятя первого мужа Зинаиды Григорьевны. 

Над убранством интерьеров работал великий художник М. Врубель. Он сделал эскиз витража «Встреча рыцаря-победителя», который украшает торцевую стену лестничного пространства. У основания лестницы Врубель поместил скульптурную композицию по мотивам оперы Мейербера «Роберт-Дьявол». Художник также написал аллегорические панно для малой гостиной.

Пышное новоселье в чудесном особняке состоялось 8 февраля 1897 года. Но семейное счастье царило в нём недолго. 

В 1898 году Савва Морозов стал одним из главных пайщиков Московского Художественного театра. Там он встретил актрису Марию Андрееву. И новая любовь разрушила всё – семью, деловую карьеру, душевное здоровье. В мае 1905 года Савва Морозов был найден мертвым в своём гостиничном номере в Каннах. До сих пор не утихают споры о том, было ли это политическое убийство или самоубийство. 

Через два года после смерти мужа Зинаида вышла замуж за генерал-майора А. Рейнбота, а в 1909 году продала особняк Михаилу Рябушинскому. Она говорила, что дух Саввы не даёт ей житья в этом доме, и что якобы по ночам в кабинете слышатся его покашливания и шаркающая походка, и перемещаются предметы на столе.

Рябушинский переехал в дом со своей красавицей-женой, дочерью и великолепным собранием картин русских и западноевропейских художников. 

Новый хозяин не стал ничего переделывать, только в 1912 году заказал художнику К. Богаевскому три панно для рояльной гостиной. Революция лишила дом и этих хозяев.

В 1929 году владение усадьбой было передано Наркомату иностранных дел.

4 августа 1995 года в нём произошёл опустошительный пожар. 

В кратчайшие сроки особняк был восстановлен по сохранившимся чертежам с личной подписью Фёдора Шехтеля. 

В 1996 году здесь проходила встреча «Большой Восьмёрки».

• Бывший детский сад (№ 19а). Построен в 1937 г.

• Постоянное представительство Санкт-Петербурга в Москве (№ 20, стр. 1).

• Головной московский офис группы «АвтоВАЗ» (№ 20, стр. 2). 4 этажа.

• Ресторан «Золотой козлёнок», кулинарная лавка братьев Караваевых и офисы (№ 25/20, стр. 1). Четырехэтажное здание, построенное в 1913 году.

• Резиденция посла Кубы (№ 28/2; рядом – памятник Хосе Марти, национальному герою Кубы).

• Институт Африки РАН (№ 30/1; начало 20 века, бывший особняк купца Гавриила Тарасова). 

Дом на углу Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка выглядит как-то не по-московски. Он, безусловно, красивый, но будто бы мрачный и тяжеловесный: такое впечатление создаёт шершавая рустованная (то есть отделанная полосками будто под плитку шоколада) стена; громоздкие обрамления окон с прямоугольными «муфтами». Такое здание, скорее, ожидаешь встретить в Петербурге… или в Италии, на родине Ренессанса. 
У дома, действительно, есть совершенно конкретный итальянский прототип: палаццо Тьене, построенное в Виченце в середине 16 века знаменитым Андреа Палладио.  

В Москву итальянский дворец перенёс знаменитый Иван Жолтовский, при этом, однако, переосмыслив пропорции здания. В палаццо Тьене верхний этаж имеет бОльшую высоту, чем нижний. Жолтовскому же больше нравились соотношения этажей в венецианском Дворце дожей: высокий нижний этаж и более «короткий» верхний. При этом декор фасада перекочевал на Спиридоновку практически без изменений.  

Оформлением интерьеров здания, тоже в итальянском духе, занимались художники Игнатий Нивинский и Евгений Лансере.

Ну а заказчиком строительства был богатый купец Гавриил Тарасов – выходец из армянской семьи, перебравшейся в Москву с юга России. Другие известные представители этого рода – молодой меценат Николай Тарасов, помогавший Художественному театру и основавший вместе с Никитой Балиевым кабаре «Летучая мышь»; а также писатель Анри Труайя – Лев Тарасов, ещё ребёнком уехавший с родителями из советской России. 

На фасаде дома и сейчас можно прочесть на латыни: GABRIELUS TARASSOF FECIT, то есть «Гавриил Тарасов – сделал..». Хотя заказчик умер в 1911 году, не дождавшись окончания строительства.

После революции в здании разместился Верховный суд, затем – посольство Польши, а с 1960-х годов роскошные «итальянские» комнаты с колоннами, каминами и расписными потолками занимает Институт Африки Российской Академии наук.

Построен в 1909—12 гг. для купца и мецената Г. Тарасова по проекту И. Жолтовского. 

Занимает угловой участок, и оба его уличных фасада копируют (с некоторыми изменениями) дворец Тьене во Флоренции. 

Укрупнённость ордерных форм, облицовка фасадов, имитирующая каменные блоки, тёмно-серый цвет придают зданию массивную монолитность. Протяжённый фасад по переулку был расчленён лоджией над широким, разделённым колоннами (утрачены) проездом во двор. Ракурсные виды двора сквозь проезд, широкое пространство самого двора, обстроенного пониженными корпусами с балюстрадой поверху, создают романтический контраст суровому внешнему облику здания. Главные помещения дома объединены в анфиладу. Потолки парадных залов, оформленные деревянными балками и карнизами, расписаны И. Нивинским, плафон и фриз большого зала — Е. Лансере.

Бывший особняк купца Г. Тарасова. 

Дом выстроен И. Жолтовским в 1909-1912 гг. для главы торговой фирмы Гавриила Тарасова, о чем повествует надпись на латыни над первым этажом: GABRIELVS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI M ("Гаврила Тарасов построил в 1910 году от Рождества Христова").

Стилизация по образцу палаццо Тьене архитектора Андреа Палладио. 

Из книги Г. Ощепкова 1955 года о Жолтовском: «Общую композицию этого дома мастер задумал выполнить в полном соответствии с палаццо Тьене, выстроенным Палладио в Виченце, но совершенно изменив при этом его пропорции. Об отношениях так называемого «золотого сечения» он знал в то время еще очень мало. Зато он помнил, что при изучении Дворца дожей в Венеции ему очень понравилось пропорциональное соотношение его верхней и нижней частей. По произведенному тогда в натуре промеру И. Жолтовский установил, что нижняя часть этого дворца на 1/13 больше по высоте, чем его верхняя часть. Палаццо Тьене, наоборот, имеет небольшую нижнюю и большую верхнюю часть. Для вновь проектируемого дома Тарасова зодчий принял пропорциональные отношения венецианского Дворца дожей. Аналогичные изменения пропорциональных соотношений он внес и в остальные элементы здания. Таким образом, хотя выстроенное Жолтовским сооружение своим внешним обликом и напоминает палаццо Тьене, оно имеет совершенно другие пропорции. Благодаря этому оно представляет собой не механическую копию, а творчески переосмысленное произведение».

В этом здании после переезда советского правительства из Петрограда находился комиссариат по иностранным делам, потом администрация американской помощи (АРА), долгое время помещался Верховный суд СССР, потом посольство Германии, после – посольство Польши, а теперь его занимает академический институт Африки. 

Жилые дома:

13 этажей (№ 8, 1973 год постройки). Кирпичный. «В этом доме с 1967 по 1987 год жил выдающийся русский актер, Народный артист СССР Анатолий Дмитриевич Папанов».

В этом доме жил артист Анатолий Папанов (1922–1987). См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_713.html.

4 этажа (№ 10, 1910 год постройки). Кирпичный.

12 этажей (№ 12, 1969 год постройки). Кирпичный.

9 этажей (№ 15, 1965 год постройки; бывший дом для членов Политбюро и ЦК КПСС; ныне – в ведении Управления делами президента РФ; здесь провел последние годы жизни прославленный советский военачальник, маршал Георгий Жуков (1896–1974)). Кирпичный. «Видный государственный и общественный деятель Кирилл Трофимович Мазуров жил в этом доме с 1964 по 1989 год». «Шокин Александр Иванович, видный государственный деятель, дважды Герой социалистического труда, министр электронной промышленности СССР жил в этом доме с 1966 по 1988 год». «В этом доме с 1966 года по 1983 год жил видный деятель коммунистической партии и советского государства, дважды Герой социалистического труда Арвид Янович Пельше». «Видный государственный деятель Герой Социалистического труда министр электротехнической промышленности СССР Алексей Константинович Антонов жил в этом доме с 1965 по 2010».

Исключенный из состава ЦК партии и снятый со всех постов в армии в конце 1950-х гг., при Брежневе Жуков дождался того, что прежняя опала была частично снята.

Это дало возможность полководцу Великой Отечественной войны поселиться здесь и приступить к написанию своих мемуаров «Воспоминания и размышления».

В доме также проживали: Н. Подгорный – председатель Президиума Верховного Совета СССР в 1965–1977 гг., Г. Воронов – председатель Совета Министров РСФСР в 1962–1971 гг. и К. Мазуров – первый заместитель председателя Совета Министров СССР в 1965–1978 гг.

Про Антонова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_787.html. Про Пельше см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_774.html. Про Шокина см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_378.html. Про Мазурова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_843.html.

5 этажей (№ 16, начало 20 века). Кирпичный.

12 этажей (№ 18, 1967 год постройки; бывший дом Верховного Совета СССР). Кирпичный. «Выдающийся организатор ракетно-космической промышленности, дважды Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, министр общего машиностроения СССР Сергей Александрович Афанасьев жил в этом доме с 1968 по 2001 гг.». «Здесь с 1968 года по 1982 год жил Секретарь Президиума Верховного Совета СССР Михаил Порфирьевич Георгадзе». «Выдающийся дипломат, чрезвычайный и полномочный посол, Герой Социалистического труда Анатолий Федорович Добрынин жил в этом доме с 1968 по 2010 год». «Здесь с 1968 по 1984 год жил видный советский военачальник, дважды Герой Советского Союза, главный маршал авиации Павел Степанович Кутахов». «Крупный государственный деятель, дважды Герой Социалистического труда, министр внешней торговли Николай Семёнович Патоличев жил в этом доме с 1968 по 1989 гг.».

Про Патоличева см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_505.html. Про Кутахова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_434.html. Про Добрынина см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_870.html. Про Георгадзе см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_427.html. Про Афанасьева см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_665.html.

9 этажей (№ 19, 1972 год постройки; бывший дом для членов Политбюро и ЦК КПСС – члены семей Громыко, Зимянина, Кузнецова, Брежнева и др.). Кирпичный. «Виктор Васильевич Гришин, выдающийся государственный деятель, дважды Герой Социалистического труда жил в этом доме с 1973 по 1992 год». «Выдающийся государственный деятель, герой Социалистического труда, Алексей Михайлович Школьников жил в этом доме с 1974 по 2003 гг.». «Советский государственный и партийный деятель почетный гражданин московской области Василий Иванович Конотоп жил в этом доме с 1973 по 1995 год».

Про Конотопа см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_546.html. Про Гришина см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_930.html.

5 этажей (№ 21, начало 20 века). Кирпичный.

6-9 этажей (№ 22/2, 1936 год постройки; бывший дом сотрудников Наркомата путей сообщения; здесь жила Клавдия Шульженко). Кирпичный. На 1-м этаже – продукты. «Выдающаяся исполнительница эстрадной лирической песни, народная артистка СССР Клавдия Шульженко жила в этом доме с 1948 по 1962 год». См. о ней: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_264.html.

К Спиридоновке выходит высокая башня, предназначенная для установки резервуара с водой.

5 этажей (№ 24/1; 1934 год постройки, бывший дом работников треста «Теплобетон»). Кирпичный. Конструктивизм. 

Пятиэтажное здание на углу Спиридоновки и Спиридоньевского переулка было построено в 1933–34 гг. трестом «Теплобетон». Дом выстроен в стилистике постконструктивизма. Линия фасада подчеркивает угловое расположение дома, образуя своеобразный угловой фасад на углу Спиридоновки и Спиридоньевского переулка, в верхней части украшенный барельефом с тремя аллегорическими фигурами, представляющими Технику, Искусство и Науку. Боковые части выходящих на угол фасадов оформлены лоджиями, поддерживаемыми выразительными колоннами прямоугольного сечения. Верхняя часть здания увенчана карнизом и по бокам от барельефа украшена рустовкой – своеобразная отсылка к классической ордерной архитектуре.

Примечателен материал, из которого выполнено здание – инновационный по тем временам теплобетон. Со второй половины 1920-х годов в стране начался очередной этап внедрения монолитного бетона в гражданское строительство (метод строительства домов в многократно оборачиваемых опалубках был запатентован Т. Эдисоном еще в 1908 г.). В это время получило развитие монолитное строительство зданий до 8 этажей с применением заполнителей из пемзы и шлака. Созданное в 1925 г. Русско-германское акционерное строительное общество Русгерстрой начало применять для монолитных стен пемзошлаковый бетон. Принцип составления бетона предусматривал содержание в нем наряду с пемзой и гранулированными шлаками также гравия, песка и иных местных материалов по определенной жесткой рецептуре в соответствии с патентом фирмы «П. Коссель и Ко», являющейся компаньоном акционерного общества. Впоследствии общество «Русгерстрой» было преобразовано в трест «Теплобетон», а легкий бетон такого состава еще в течение ряда лет продолжали использовать в строительстве. Ярким примером такого строительства стал жилой дом треста на Спиридоновке.

В доме на Спиридоновке жили многие выдающиеся советские ученые: палеонтолог А.А. Борисяк, зоолог С.А. Зернов, физик Б.М. Вул и др.

Не менее интересна и история владения. Жилой дом был выстроен на месте снесенной в 1930–32 гг. церкви святого Спиридония на Козьем болоте, давшей в свое время название улице Спиридоновке и Спиридоньевскому переулку. Посвящение церкви не было случайным: она появилась в XVI в. в Патриаршей Козьей слободе, а святой Спиридон, бывший в юности пастухом, считался покровителем скотоводства. Поэтому, хотя главный престол церкви был освящен в честь Рождества Божией Матери, название храму и прилегающим к нему улицам было дано по приделу св. Спиридона. В церкви был шестиярусный иконостас елизаветинского времени с прекрасными царскими вратами и иконами XVI и XVII вв. При сносе церкви выдающимся реставратором П.Д. Барановским были сделаны ее обмеры.

Известен также как жилой дом научных работников.

Очень модным в то время было использование в оформлении фасадов упрощенных колонн или столбов прямоугольного сечения. Помимо столбов, дом отличается наличием барельефа с аллегорическими фигурами и поясняющими надписями: «Техника. Искусство. Наука». По обе стороны от угла сгруппированы лоджии, расчлененные тонкими колоннами. На них опирается тяжелый аттиковый этаж. Мотив лоджий повторен и на фасаде, выходящем в переулок, где они образуют фигуру, напоминающую портал. Дом завершается карнизом, опирающимся на консоли.

В этом доме жили палеонтолог А. Борисяк, зоолог С. Зернов, физик Б. Вул, основатель научной школы физической оптики в СССР С. Вавилов, ботаник А. Рихтер, химик, руководитель создания первого в России радиевого завод В. Хлопин и другие известные ученые. 

Ранее на месте этого дома стояла церковь святителя Спиридона «на Козьем болоте», давшая название улице и переулку.

6 этажей (№ 26, 1926 год постройки; бывший дом сотрудников ВЦИК). Кирпичный.

5 этажей (№ 34, стр. 1, начало 20 века; бывший доходный дом). Кирпичный.

6 этажей (№ 34, стр. 2). 1913 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 36, стр. 1). 1910 год постройки. Кирпичный.

«Дом с чайками».

Этот интересный доходный дом был выстроен архитектором Н.И. Жериховым в 1910 г., уже на излете стиля модерн. Время строительства определило стилистику дома: строгие лаконичные формы рационального модерна, совершенно нехарактерные для более раннего творчества Жерихова, обычно украшавшего свои постройки богатым и вычурным скульптурным декором.

Фасад дома имеет симметричную композицию с углубленной средней частью и двумя прямоугольными ризалитами по бокам. Декоративный эффект достигается за счет цветового контраста между коричневой облицовкой фасада и ритмично расположенными светлыми акцентами в обрамлении окон, а также цокольного и верхнего этажей.

«Изюминкой» дома является его оригинальное декоративное оформление, стилизующее элементы символики Московского художественного театра. Верхнюю часть здания украшает керамический фриз из абрамцевской «акварельной» плитки сине-изумрудных оттенков с разбросанными по нему плитками с изображениями летящих чаек — узнаваемая отсылка к символике МХТ, разработанной Ф.О. Шехтелем в 1902 г. Этот мотив не повторяется более ни на одном московском доме.

Кроме того, здание сохранило подлинное декоративное металлическое убранство — балконные решетки и кованый козырек над входом, использующие знаменитый мотив шехтелевского спирального завитка, присутствующий в интерьере и на занавесе театра.

Неизвестны причины, определившие выбор театральной темы в декоре дома. По предположению искусствоведа М.В. Нащокиной, его владельцы могли быть страстными поклонниками МХТ.

Уникальный керамический фриз заметно пострадал в ходе недавних фасадных работ.

3 этажа (№ 36, стр. 2, начало 20 века). Кирпичный.

6 этажей (№ 38). 1910 год постройки. Кирпичный.

Достопримечательности:

Мемориальный музей-квартира А. Н. Толстого (№ 2, стр. 1).

Музей «Дом иконы и живописи имени С. Рябушинского» (№ 4, стр. 1).

Здания 17 — начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Маяковская» пешком через Большую Садовую и Садово-Кудринскую улицы и на троллейбусах №№ Б, 10 и 79 до остановки «Улица Спиридоновка» (на Садово-Кудринской улице) и пешком. Общественный транспорт по улице не проезжает.


Видео:




Состояние на 18.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий