среда, 26 октября 2016 г.

Серебряный переулок

Расположение:

Переулок проходит по району Арбат (ЦАО). 

Тупиковый – от улицы Арбат до дома № 19 по улице Новый Арбат. 

Недалеко – метро «Арбатская».

Описание:

Переулок с одной полосой для движения автотранспорта в обоих направлениях. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 200 метров. 

Фактически является тупиком.

История:

Переулок назван до 1917 года по проживанию здесь мастеров Старого государева серебряного (монетного) двора.

В 18 веке — Мануков переулок (по фамилии местного домовладельца того времени Ф. Манукова, деда полководца А. Суворова). Затем – Никольский переулок (по стоявшей поблизости (на Арбате) церкви Николы Явленного (разрушена в 1931 году)).

Нежилые объекты:

• Офисы (№ 2). 4 этажа.

• Филиал Центрального клинического военного госпиталя № 2 им. П. Мандрыка, филиал № 1 (№ 4 с несколькими строениями; начало 20 века, бывшая хирургическая лечебница доктора медицины С. Руднева; здесь раньше находилось творческое объединение московских художников и графиков «Жар-цвет» (в 1923-1929 годах), созданное Н. Лансере, М. Волошиным, К. Петровым-Водкиным, А. Архиповым и др.). «С 1913 г. по 1939 г. в этом доме жил и работал советский скульптор Владимир Николаевич Домогацкий».


Множество интересных московских зданий, исполненных в стиле модерн – дело рук знаменитого русского архитектора Льва Николаевича Кекушева. В ранние годы творчества архитектор работал в стиле эклектики, позднее стал настоящим мастером модерна. Первой работой в Москве, над которой трудился Лев Николаевич стали хлудовские Центральные бани, выстроенные в 1890 году. Позже появились богадельни имени Геера на Верхней Красносельской улице, доходные дома А. С. Гагарина в Малом Варсонофьевском переулке и И. П. Исакова на Пречистенке, особняк И. А. Миндовского на Поварской улице и дом самого архитектора на Остоженке.
Великолепным примером кекушевского модерна является и доходный дом, возведённый в 1902 году в Серебряном переулке. Такое название переулок получил в память проживавших здесь когда-то мастеров Старого государева Серебряного двора. Сам дом располагается на углу с Кривоникольским переулком. Ранее на этом месте находился небольшой особнячок, в котором после окончания консерватории останавливался молодой Сергей Рахманинов. Здание снесли, и на его месте появилось новое, построенное Львом Кекушевым для хирургической лечебницы доктора медицины С. М. Руднева.
Модерн – не единственный стиль, использованный архитектором при строительстве здания, здесь присутствуют и ноты неоклассицизма. Об этом говорит целый ряд деталей: это и рустовка стен, и каннелированные колонны на эркерах, и расположенные между окнами медальоны.
Во время революции 1905 года в доме находился перевязочный пункт, а затем он стал пристанищем для людей творческих профессий. С 1913 по 1939 год в доме жил скульптор В. Н. Домогацкий, в 1920 -1930-х годах - артисты Малого театра Михаил Ленин и Владимир Лебедев. Здесь же находилось творческое объединение московских и ленинградских художников и графиков «Жар-цвет», созданное в Москве в 1923 году «мирискустниками» А. П. Остроумовой-Лебедевой, Н. Е. Лансере, М. А. Волошиным, К. С. Петровым-Водкиным, В. А. Ватагиным.
Сегодня в здании находится Центральный военный клинический госпиталь № 2 имени П. В. Мандрыка, и зайти внутрь возможности нет, так как госпиталь находится под охраной.

Сформирован в 1919 г. на базе госпиталя Красного Креста. Прежние названия: Терапевтический госпиталь Красного Креста, 1-й госпиталь Российского общества Красного Креста, 936-й полевой запасной госпиталь, Московский военный госпиталь № 5 штаба РККА, Московский военный госпиталь № 3 и др. 

Кроме лечебных имеет диспансерно-поликлиническое отделение. 

С 1964 г. функционирует филиал госпиталя в Подмосковье (станция Болшево), созданный на базе санаторного отделения, существовавшего с 1921 г. 

В госпитале в разное время работали П. Герцен, С. Спасокукоцкий, А. Вишневский, А. Вишневский, Н. Бурденко, С. Юдин, Б. Вотчал и др.

С 1943 носит имя П. Мандрыки — начальника и главного хирурга госпиталя в 1923—43 гг.

До 1902 года на этом участке стоял дом, где квартировал у своих родственников осенью 1893 года после окончания консерватории и триумфального исполнения оперы «Алеко» молодой С. Рахманинов. 

По-соседству проживал известный акушер-гинеколог Г. Грауэрман.

В 1902 году на этом месте выросла хирургическая лечебница доктора медицины С. Руднева. Архитектор Л. Кекушев выполнил дом в стиле симбиоза модерна с входившим в моду неоклассицизмом. 

Во время революции 1905 года в ней находился перевязочный пункт. 

А в 1920—1930-х годах этом доме жили артисты Малого театра М. Ленин и В. Лебедев, с 1913 по 1939 год здесь жил скульптор В. Домогацкий. См. о нем. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_907.html.

Тут же находилось творческое объединение московских художников и графиков «Жар-цвет» (в 1923—1929 годах), созданное Н. Лансере, М. Волошиным, К. Петровым-Водкиным, А. Архиповым, Д. Кардовским, Д. И. Митрохиным, Е. Кругликовой, В. Ватагиным и др.

Позже здесь разместился Центральный военный клинический госпиталь № 2 им. П. Мандрыка. 

Сейчас основная база госпиталя переехала в Сокольники, а в старом здании находится его филиал № 1 с поликлиническим, хирургическим, терапевтическим, стоматологическим и другими отделениями.

Жилой дом:

4 этажа (№ 5, стр. 1, 1930 год постройки). Кирпичный. 

В доме жила советская писательница А. Бруштейн и её дочь, балетмейстер ансамбля "Берёзка" Надежда Надеждина.

Достопримечательности:

Здания 19 — начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Арбатская» пешком через улицу Арбат. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 15.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий