среда, 26 октября 2016 г.

Советская улица (Измайлово)

Расположение:

Улица проходит по району Измайлово (ВАО) от Вернисажной улицы и бывшей грузовой железнодорожной станции Черкизово (окружной железной дороги) до Измайловского проезда (с разрывами). 

Проходит по территории бывшего Черкизовского рынка.

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной-две полосы в каждом направлении). Тротуары – с одной стороны или их нет. Озеленение слабое. Длина – около 700 метров.

История:

До 1939 года – улица Новая Слобода.

Улица названа в 1939 году по находившемуся здесь до включения в черту Москвы в 1937 году сельскому совету (в СССР сельский совет – выборный орган государственной власти в селе).

В 1956–1976 годах – 1-я Советская улица.

Нежилые объекты:

• Склад (№ 80, стр. 9). 2 этажа.

• Автосервис (№ 80, стр. 10).

• Музей «Запасной командный пункт Верховного Главнокомандующего» (№ 80, стр. 22; «Бункер Сталина»; с 1996 года; филиал Центрального музея Вооруженных Сил). 

Открытию предшествовала огромная реставрационная работа, которую провело «Физкультурно-Оздоровительное Предприятие «ИЗМАЙЛОВО». Создание данного объекта относится к 30-м годам ХХ столетия. Его строительство являлось частью государственной программы, в том числе обеспечения обороноспособности страны. Объект соединен 17-ти километровой подземной дорогой с центром города (Кремлем). В качестве маскирующего предмета секретного объекта был выбран стадион. В средствах массовой информации было объявлено: «Для обеспечения соответствующего проведения спартакиады, построить в городе Москве центральный стадион СССР. При строительстве стадиона исходить из сооружения зрительных трибун не менее как на 120 000 нумерованных мест и достаточного количества различного рода физкультурных сооружений вспомогательного значения учебного и массового пользования. При проектировке предусмотреть постройку во вторую очередь Дворца физической культуры с научными учреждениями, академией, институтом». Для постройки Всесоюзного физкультурного комплекса был отведен участок, расположенный в Измайловском зверинце по следующим границам: с юга – Измайловское шоссе, граничащее с зеленым массивом Измайловского парка культуры и отдыха, с севера – Стромынское шоссе, с запада – Окружная железная дорога, с востока – ломаная линия, граничащая с селом Измайлово и восточной границей Серебряного острова вместе с водой. Основным объектом ВФК являлось центральное ядро – стадион с трибунами на 120 000 мест для сидения и с максимальным количеством мест для стояния. План центрального ядра предполагал давать возможность массовых действий. Трибуна в плане должна иметь вид симметричного неравностороннего шестиугольника и состоять из нижнего партера на 36 800 человек, верхнего партера на 22 000 человек и балконов на 70 200 человек. Расстояние зрителя от центра ядра: по поперечному сечению – максимальное 171,5 м, минимальное – 52,5 м; максимальная высота мест от уровня земли 44 м. Планируя необходимость появления на правительственной трибуне руководителей государства при проведении массовых спортивных и политических мероприятий, данный стадион соединяется подземной дорогой с центральной частью города Москвы. В части подтрибунного пространства предусматривается Зал приема гостей и рабочие кабинеты. Учитывая сложность международной обстановки в 30-х годах, СССР вел активную подготовку к отражению агрессии, маскируя ее создание чисто гражданских объектов. Не исключением стал и будущий центральный стадион Союза ССР. В 1939 году по завершении строительства подземной части сооружения, создание Всесоюзного Физкультурного комплекса было приостановлено. В Сталинский блок входили: Зал заседаний Ставки Верховного Главнокомандования Красной Армии; Рабочий кабинет И.В.Сталина; Комнаты отдыха И.В.Сталина; Столовая; Кабинет генералитета; Комнаты боевого обслуживания и обеспечения. Справедлив был бы вопрос: «А работал ли Сталин в данном бункере?» По свидетельству человека, работавшего рядом со Сталиным все военные годы, Сталин посетил Бункер в 1941 году, скорее всего это был осмотр готового бункера и тренировочная поездка на автомобиле по подземному тоннелю от Кремля до Бункера. А также И.В.Сталин работал в данном объекте в конце ноября – начале декабря 1941 года, т.е. в самые тяжелые дни. Именно здесь принималось решение: «Оставить Москву врагу» или «Защищать Москву». В начале декабря (5 декабря 1941 года) началось контрнаступление Красной Армии под Москвой, которое имело успех. В результате начала побед И.В.Сталин переехал в Кремль и более его не покидал (как рабочее место).

Это новодел. Для дилетантов "бункер" действительно смотрится пафосно. Там круглый зал, где якобы заседала ставка, кабинет, якобы сталинский и столовая. Хотя сразу же бросается в глаза отсутствие герметичных бронированых дверей, систем жизнеобеспечения, бомбоубежища, помещений для охраны и пр. Да и несколько странно выглядит отсутсвие в росписях советской символики. Это не бункер, а обыкновенный подвал, точнее подтрибунное помещение. В детстве занимаясь легкой атлетикой там были: раздевалки, качалка и хранение инвентаря, и даже маленькая площадка для разминки. А также сквозной технический проезд (он и был этой площадкой), достаточно большой, по которому можно выехать непосредственно на поле. Именно ворота этого проезда сейчас демонстрируются как вход в бункер.

• Офисы (№ 80, стр. 23).

Территория бывшего Черкизовского рынка заброшена. Доступ с южной и восточной частей полностью открыт. На территории произрастает много кустарников и деревьев. Здесь построят ЖК для переселенцев из сносимых пятиэтажек.

Все немногочисленные строения на этой улице имеют номер 80 и отличаются друг от друга лишь номерами строений.

Жилых домов нет.

Достопримечательность:

Музей «Запасной командный пункт Верховного Главнокомандующего» (№ 80, стр. 22).

Проезд:

От метро «Измайловская» и «Черкизовская» на автобусе № 34 до остановки «Измайловский проезд» и пешком. По улице общественный транспорт не проезжает.


Видео:




Состояние на 18.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий