вторник, 25 октября 2016 г.

Петровский переулок

Расположение:

Переулок проходит по Тверскому району (ЦАО) от улицы Большая Дмитровка до улицы Петровка. 

Недалеко – Бульварное кольцо и метро «Чеховская».

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону улицы Большая Дмитровка. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 300 метров.

История:

Переулок назван до 19 века (а также назывался так в 1922-1946 годах и после 1994 года) по соседней улице Петровка или по Петровскому монастырю.

В начале 19 века – Богословский переулок (по церкви Григория Богослова – снесена в 1930 году).

В 1946–1994 годах – улица Москвина (в честь одного из ведущих артистов Московского художественного театра Ивана Москвина (1874-1946), т. к. на этой улице находится филиал МХАТа).

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

• Нежилое здание (№ 1/30, стр. 2). 5 этажей. 

Конец 19 века; бывший доходный дом церкви святого Григория Богослова. Перестраивался в 1912-13 гг. архитектором П. Покровским и в конце 1990-х гг. 

До реконструкции в 1990-х годах был жилым.

• Государственный театр наций (№ 3, стр. 1, бывший театр Федора Корша).

Театр ведет свое летоисчисление с 1882 г., когда после отмены монополии императорских театров в Москве, Федор Адамович Корш основал свой частный театр. Фигура самого Корша очень примечательна — по образованию он был юрист, после окончания Московского университета вел судебную практику, работал присяжным поверенным. Театром увлекся еще с юных лет, принимал участие в любительских спектаклях, интересовался организацией театрального процесса, деятельностью антрепренеров. В 1882 г. он оставил свою юридическую практику и решил целиком посвятить себя любимому делу — театру.

Труппа состояла преимущественно из актеров бывшего Пушкинского театра, в который Корш был приглашен в качестве распорядителя. Первоначально театр создавался как товарищество на паях, но уже через год Корш стал его единоличным руководителем.

Сначала театр располагался в Камергерском переулке, в том здании, где в 1898 г. откроется Московский художественный театр. В 1885 г. театр Корша переехал в новое здание в Богословском (нынешнем Петровском) переулке. Театральное здание было выстроено по проекту архитектора Михаила Николаевича Чичагова в псевдорусском стиле с нарядным фасадом, в оформлении которого были использованы элементы древнерусской архитектуры — наличники, ниши-ширинки, пояски. Центральная часть здания была украшена изразцовыми панно; затейливо сделанная кровля с башенками, «бочками» и щипцами создавала образ сказочного терема. Особенностью нового театра были, оборудованная по последнему слову техники, сцена, а также электрическое освещение всех помещений.

Корш много внимания уделял репертуару, а также постановке и сценографии спектаклей. Он считал своей задачей создание «театра комедии с драматическим или комическим оттенком», поэтому в его репертуаре преобладали легкие комедии, фарсы с любовной интригой. Критики ругали театр за эти постановки, называя их подчас «грубыми фарсами и пошловатыми пьесками», появилось даже понятие «коршевской пьесы», где драматургия строилась по принципу «больше забавного и смешного». Однако именно комедии помогли театру привлечь публику и обрести финансовую стабильность, так что Корш смог позволить себе и постановки серьезной драматургии — Г. Ибсена, Э. Ростана, У. Шекспира. Обращался Корш и к творчеству русских писателей — именно он впервые в Москве поставил «Власть тьмы» Толстого и открыл Чехова-драматурга: в 1887 г. в театре была поставлена его пьеса «Иванов», а позднее — чеховские водевили «Медведь» и «Свадьба». Ставил он и пьесы Л. Андреева, и классику А.Н. Островского.

Стремясь расширить зрительскую аудиторию, Корш придумал и первым ввел так называемые «утренники» — утренние спектакли, в которых играли те же актеры, что и в вечерних, но цены на билеты были гораздо дешевле, что позволило привлечь в театр новую публику: студентов, гимназистов, мелких чиновников, служащих.

Еще одним нововведением Корша были еженедельные премьеры по пятницам — когда пьесы, как правило, новинки, ставились на сцене после буквально 3–4 репетиций. Конечно, часто постановки были сырыми, часто быстро снимались с репертуара, но зато про эту «пятничную» традицию знала вся театральная Москва: что бы ни случилось, неизменно одно — в пятницу у Корша снова премьера. За «поточный» метод создания спектаклей Корш даже получил от критиков прозвище «театрального фабриканта».

Корш славился тем, что все европейские театральные новинки появлялись именно в его театре — пьеса еще не переведена и не издана, а уже идет у Корша. Секрет был прост: вместе с ассистентами он посещал все модные премьеры в театрах Европы, стенографировал во время спектакля, затем переводил текст на русский и делал постановку. Часто бывало, что европейская пьеса ставилась в России, будучи еще не опубликованной даже на родине.

Одним из самых больших достижений театра считался высокий уровень исполнительского мастерства, для привлечения известных актеров он ввел практику ежегодных бенефисов. Постепенно здесь собрались подлинно одаренные актеры — В.Н. Давыдов, В.О. Топорков, А.П. Кторов, А.А. Яблочкина, И.М. Москвин и другие.

Только появление в 1898 г. Московского художественного театра пошатнуло позиции театра Корша: серьезные пьесы публика предпочитала все-таки смотреть у Станиславского. Однако, несмотря на это, театр Корша сохранил лидирующие позиции и оставался одним из самых популярных московских театров.

В 1917 г., отпраздновав 35-летний юбилей театра, Корш решил покинуть театр и продал его новым владельцам. Вскоре театр стал государственным и был преобразован в «3-й театр РСФСР. Комедия» или «Комедия (бывший Корш)», позже стал называться Московским драматическим театром. Труппа театра просуществовала до 1933 года, когда театр был закрыт, а его здание передано МХАТу.

Как писал один из его актеров: «Бесславно кончил он [театр] свое 55-летнее существование: люди, ликвидировавшие его, не посчитались ни с чем... ни с прошлым, в котором было много значительного, ни с самолюбием работавших там актеров, ни даже с почтенной юбилейной датой. Приказом Наркомпроса художественный состав распределен между московскими театрами, здание передано со всем инвентарем МХАТу».

В настоящее время в бывшем театре Корша располагается Театр Наций, возглавляемый Евгением Мироновым.


Годом основания театра считается 1882 г., когда Фёдору Коршу предложили возглавить разорившийся Пушкинский театр, которым руководила актриса Малого театра А. Бренко. 
Вместе с актёрами М. Писаревым и В. Андреевым-Бурлаком Корш создает Русский драматический театр, а в 1883 г. становится его единоличным хозяином. 
Сначала театр располагался в здании Камергерского переулка (сейчас здание МХТ). 
В 1885 г. Корш получил здание в псевдорусском стиле, выстроенное А. Бахрушиным в Богословском (ныне Петровском) переулке по проекту архитектора М. Чичагова.
Театр открылся 30 августа 1885 г. постановкой отрывков из «Горя от ума», «Ревизора» и «Доходного места». Особенностью нового театра были оборудованная по последнему слову техники сцена, зрительный зал, гримерки и фойе, освещенные электричеством. Корш считал своей задачей создание «театра комедии с драматическим или комическим оттенком», поэтому в репертуаре нового театра преобладали легкие комедии, фарсы с любовной интригой. Появилось понятие «коршевская пьеса» — драматургия с штампованными конфликтами и персонажами, строящаяся по принципу «больше забавного и смешного». 
Появление в 1898 г. МХТ пошатнуло позиции Театра Корша: серьёзные пьесы публика предпочла смотреть у Станиславского.
В 1917 г. театр был преобразован в товарищество артистов, а в 1918 г. его выкупает М. Шлуглейт. 
С 1920 г. Театр Корша называется «3-й театр РСФСР. Комедия», с 1925 г. входит в число государственных театров Моссовета под названием «Комедия (бывший Корш)», позднее Московский драматический театр. 
В 1933 г. Театр Корша был закрыт, в его здании разместился МХТ, в который перешла и часть коршевской труппы.
В 1987 г. здесь открывается Театр дружбы народов, призванный объединить театральное пространство Советского Союза: предполагалось, что театр будет принимать на своей площадке республиканские театры, а также организовывать их гастроли в Союзных республиках. 
В 1991 г., после распада Союза, театр получает нынешнее название — Государственный театр наций, который в своей деятельности пытается следовать традициям своего предшественника. 

В 2002 г. в честь 120-летия Театра Корша и 150-летия со дня рождения Ф. Корша в театре наций прошли «Коршевские чтения» под названием «Театр XXI века между стационаром и антрепризой».

Краснокирпичное здание в виде большого богато украшенного терема. 

Памятная табличка на стене.

• Офисный центр (№ 5, стр. 5). 2 этажа + мансарда. Кирпичное, отштукатуренное здание.

• Офисный центр (№ 5, стр. 6). 2 этажа. Кирпичное, отштукатуренное здание.

• Детский музыкально-драматический театр (№ 5, стр. 9; конец 19 века, бывший доходный дом А. Бахрушина, здесь жили и работали поэты: С. Есенин и А. Мариенгоф, артисты М. Бабанова, Д. Орлов и др.). «В этом доме жила народная артистка СССР Мария Ивановна Бабанова с 1933 по 1983 г.». «В этом доме с 1918 года по 1923 год жил и работал выдающийся советский поэт Сергей Александрович Есенин».

Про Мариенгоф см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_527.html. Про Бабанову см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_629.html.

• Бывший дом Трубецких-Бове – М. Спиридоновой (№ 6, стр. 1; конец 19 века, на основе ранних палат Трубецких-Бове). 

Первоначально — двухэтажный главный дом усадьбы Нарышкиных (в 1668 ею владел Ф. Нарышкин, дядя царицы Натальи Кирилловны); выстроен в конце 17 в., выделялся своим крупным масштабом и нарядностью декоративного убранства в стиле московского барокко, играл роль важного звена городской застройки в районе улиц Петровка и Большая Дмитровка. 

С 1738 г. усадьба принадлежала Трубецким, в 1816—33 гг. в ней жил архитектор О. Бове, женатый на А. Трубецкой. См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_119.html.

Первоначально здание с сильно выступающими боковыми ризалитами имело на торцевых сторонах наружные лестницы с арочными крыльцами; когда дом был перестроен в последней четверти 18 в. в стиле классицизма, на их месте возвели пристройки. 

Главный фасад по Трубецкому переулку и торцевой фасад по Петровскому переулку выделяются эффектным, разнообразным ритмом сложно сгруппированных полуколонн и плоских пилястр большого и малого ордера; центр главного фасада выделен мезонином с большим полукруглым остеклённым проёмом и тройным арочным окном главного этажа. Особую пластичность и декоративное изящество фасадам придают многочисленные барельефные лепные фризы, вставки и медальоны.

Современное здание в стиле раннего классицизма с элементами барокко перестроено Трубецкими во второй половине 18 века на основе палат конца 17 века. 

Особняк также перестраивался в 1868-80 гг. хозяйкой дома М. Спиридоновой. 

В советский период в здании в разное время располагались жилые помещения, Всерокомпом (Всероссийский комитет помощи больным и раненым красноармейцам и инвалидам), художественные мастерские Большого театра, квартиры для артистов и стажёров ГАБТ. 

После проведенной в кон. 1980-х гг. научной реставрации в здании планировалось разместить музей Большого театра СССР.

Слева от здания был проход к школе № 49, ныне 1278. А в мастерские на экскурсию водили.

Двухэтажный кирпичный отштукатуренный дом. Бельведер, колонки, рустовка.


Достоверно не известно, кто был первым владельцем усадьбы в Петровском (бывшем Богословском) переулке. Зато известно, что каменные палаты, выстроенные «покоем» (П-образные в плане) с пышными белокаменными резными наличниками и кирпичными сводами, появились здесь еще в XVII веке. Возможно, их первым хозяином стал патриарх Адриан, умерший в 1700 году, но и вполне вероятно, что владение это принадлежало Нарышкиным.
В начале XVIII столетия усадьба принадлежала стольнику Дмитрию Протасьеву, у наследников которого в 1731 году ее купил князь Алексей Юрьевич Трубецкой. Трубецкие и владели старинными палатами без малого сто лет. Дом перестраивался в соответствии с изменившейся архитектурной модой. Если первоначально своим главным фасадом он был обращен в сторону Высоко-Петровского монастыря, то после переделки главный фасад был устроен с противоположной стороны здания, лицом к застроенному позже и уже давно не существующему Трубецкому переулку, шедшему параллельно Большой Дмитровке.
В 1813 году под Лейпцигом во время заграничного похода погиб князь А. И. Трубецкой. Через пять лет его вдова Авдотья Семеновна, которой досталась усадьба, вышла замуж за знаменитого московского зодчего О. И. Бове. Брак этот наделал много шума в светском обществе. Например, княжна Туркестанова писала по этому поводу: «Москва помешалась - художник, архитектор, камердинер - все подходят, лишь бы выйти замуж!». На соседнем участке супруги начинают строительство нового двухэтажного дома, а старинный особняк продают ротмистру Л. К. Черепову. Еще до продажи палаты сдавались внаем и в них жил знаменитый генерал М. А. Дмитриев-Мамонов, участник Отечественной войны 1812 года, награжденный золотым оружием за храбрость, один из создателей преддекабристской организации «Орден русских рыцарей».
В 1840-е годы особняк переходит к богатому купцу и золотопромышленнику П. В. Голубкову, владельцу картинной галереи и обширной коллекции различных редкостей.
Через полтора десятка лет дом вновь меняет хозяев – ими становятся супруги Спиридоновы, известные благотворители, попечители Спиридоновской богадельни, убежища и дома Братолюбивого общества. При них особняк был серьезно перестроен и приобрел тот облик, который сохраняется и поныне.
Последней дореволюционной владелицей усадьбы была дочь Спиридоновых генерал-майорша М. В. Сокол. Ей же, кстати, принадлежал и дом на Кузнецком мосту № 3 («дом Сокол»).
Вскоре после революции здесь разместился Всероссийский комитет помощи больным и раненым красноармейцам (Всерокомпом). В части здания были устроены жилые квартиры.
В конце XX века особняк был отреставрирован, восстановлен архитектурный декор в стиле московского барокко с колонками, «разорванными» фронтонами наличников, фигурными кронштейнами на восточном (бывшем главном) фасаде.
В настоящее время в старинных палатах располагаются службы Большого театра. Планируется открытие театрального музея.

• Офисный центр – бывший хозяйственный флигель соседнего особняка Терентьева (№ 8, стр. 2). Построен в 1902 году (архитектор И. Иванов-Шиц). В здании – московская аудиторская палата. Небольшое двухэтажное кирпичное отштукатуренное здание.
• Художественно-производственные мастерские Большого театра (№ 6, стр. 2). Здание построено в 1934 году. 
В этих стенах создавались оформление и костюмы к большинству легендарных спектаклей Большого театра. 
В настоящее время на реконструкции – фактически здание снесено и строится новодел.
Шестиэтажное кирпичное отштукатуренное здание.
• Гостиница Большого Театра (№ 6, стр. 3). Апартаменты (квартиры) для иногородних артистов на 2-6 этажах. На 1-м этаже будет расположен цех по ремонту музыкальных инструментов. Здание построено в 1934 году.

Семиэтажное кирпичное отштукатуренное здание.

• Школа № 1278: корпус № 2 (№ 10, строение 1). 1930-е годы постройки. Четырехэтажное кирпичное отштукатуренное здание с широкими окнами. 

Бывшая школа № 635.

• Бывший флигель усадьбы Кирьяковых (№ 10, стр. 2, 2-я половина 19 века). 

Построен во второй половине 19 века (интерьеры – чугунная лестница). 

Двухэтажный с мансардой кирпичный отштукатуренный дом. 

На 1-м этаже – ресторан «Salon De Gusto».

Жилые дома:

5 этажей (№ 1/30, стр. 1). Бывш. доходный дом церкви св. Григория Богослова, что на Большой Дмитровке. Построен в 1893 г.  (архитекторы С. Тихомиров и Л. Кекушев). Перестроен в 1933-36 гг. архитектором И. Смирновым. На 1-м этаже – салон искусств «Классика», Кофейня «Шоколадница», Йога Дом, Турагентство «Зевс Трэвел» и др.

5 этажей (№ 5, стр. 1). 1888 год постройки. Кирпичный, отштукатуренный. На 1-м этаже – универсам «Перекресток-экспресс».

4 этажа (№ 5, стр. 2). 1882 год постройки. Кирпичный, отштукатуренный.

4 этажа + мансарда (№ 5, стр. 3). 1882 год постройки. Кирпичный, отштукатуренный.

4 этажа (№ 5, стр. 4). Конец 19 века. Кирпичный, отштукатуренный.

4 этажа (№ 5, стр. 7). 1888 год постройки. Кирпичный, отштукатуренный.

4 этажа (№ 5, стр. 8). 1882 год постройки. Кирпичный, отштукатуренный. Рустовка, карниз. На 1-м этаже – банк и фотошкола «Fine-Art».

5 этажей (№ 5, стр. 9). 1896 год постройки. Бывш. доходный дом А. Бахрушина.

Кирпичный, отштукатуренный. Рустовка, карниз. На 1-м этаже – медцентр и детский музыкально-драматический театр, а также мемориальные доски Сергею Есенину и Марии Бабановой. 

Здесь жили и работали поэты: С. Есенин и А. Мариенгоф, артисты М. Бабанова и Д. Орлов, пианист К. Игумнов.

4 этажа (№ 8, стр. 1). Начало 20 века, бывший особняк Н. Терентьева. Построен в стиле Ар Нуво (модерн) в 1902 г. архитектором И. Ивановым-Шицем на основе ранее существовавшего здания, построенного в 1833 г. для собственных нужд архитектором О. Бове. 

Изначально здание было двухэтажным, а потом его надстроили. Крыло, прилегающее к дому № 10, со двора дополнено небольшой, по виду недавней, пристройкой с лоджией наверху.

3 этажа (№ 10, к. 4; начало 20 века).

Достопримечательности:

Государственный театр наций (№ 3, стр. 1).

Детский музыкально-драматический театр (№ 5, стр. 9).

Здания 19 — начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Чеховская» пешком через Страстной бульвар и улицу Большая Дмитровка. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 5.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий