четверг, 27 октября 2016 г.

Театральный проезд

Расположение:

Проезд проходит по Тверскому и Мещанскому районам (ЦАО) от Театральной площади до Лубянской площади. 

Рядом – Кремль и Красная площадь, метро «Театральная» (начало проезда) и «Лубянка» (конец проезда).

Описание:

Проезд с односторонним движением автотранспорта по 5-8 полосам в сторону Лубянской площади. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение отсутствует. Длина – около 300 метров.

История:

Возник в 15 в., когда через пересекавшую его р. Неглинную был переброшен деревянный мост. 

В 1534—38 гг. с южной стороны проезда проходила стена Китай-города. 

С 15 в. между проездом, Неглинной улицей, Рождественкой и Пушечной улицей размещался Пушечный двор. 

В 17 в. у Рождественки, ближе к Лубянской площади, появились строения Пушкарского приказа. 

В 1707—08 проезд был уничтожен в связи со строительством земляных бастионов вокруг Кремля.

Проезд возник вновь после сноса бастионов в 1819—23 гг. 

С 1824 в д. 6/1 проходили спектакли Малого театра, здание которого было обращено фасадом на Петровскую площадь (с 1829 г. – Театральная площадь; отсюда с 1830 г. было дано название этого проезда). 

В 1838 г. на углу Театральной площадь и проезда, на незастроенном месте купец П. Челышев построил дом (Челышевское подворье), перестроенный в 1899—1905 гг. в гостиницу «Метрополь» (д. 1, архитекторы Л. Кекушев, Ф. Валькот и др.). Бывшее имение грузинских царевичей перешло во владение купца Г. Хлудова, устроившего во дворе Хлудовские (Центральные) бани (д. 6/2, первая половина 19 в., перестроены в 1879 г., архитектор С. Залесский, и в 1889—93 гг., архитектор С. Эйбушитц). Соседний д. 4 строился для наследниц Хлудова (1894—96 гг., архитектор Кекушев, перестроен в 1934—35 гг., архитектор С. Чернышёв). 

На месте д. 2 размещался Лубянский пассаж, в 1955—57 гг. здесь построено здание магазина «Детский мир» (архитектор А. Душкин и др.). 

В 1871 г. Театральный проезд соединён с Никольской улицей Третьяковским проездом (д. 3 — здание с проездной аркой, архитектор А. Каминский).


Проезд назван в 1830 году и снова в 1990 году по расположению при Театральной площади, где находятся главные театры страны.

В 1961-1990 годах – часть проспекта Маркса (вместе с улицами Охотный Ряд и Моховой).

В 2016 году проезд был реконструирован по программе «Моя улица».

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты: 

• Памятник первопечатнику Ивану Федорову (1907). Открыт 27 сентября 1907 г. Скульптор: С. Волнухин, архитектор: И. Машков. Иван Федоров – первый русский печатник. В 1553 г. Иоанн IV приказал строить в Москве особый дом для типографии; но последняя была открыта только в 1563 г.; когда в ней и начали работать первые русские печатники Иван Федоров и Петр Мстиславец. Через два года ими был окончен печатанием "Апостол". Тотчас же по выходе "Апостола" начались гонения со стороны переписчиков на печатников: Иван Федоров и Петр Мстиславец бежали в Литву, где их радушно принял гетман Хоткевич, который в своем имении Заблудове основал типографию. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии с помощью Ивана Федорова и Петра Мстиславца, было "Учительное евангелие" (1568). Любя свое дело, Иван Федоров, с целью продолжения его, переселился в Львов и здесь в основанной им типографии напечатал второе издание "Апостола" (1574). Через несколько лет его пригласил к себе князь Константин Острожский в г. Острог, где он напечатал по поручению князя знаменитую "Острожскую Библию", первую полную Библию на славяно-русском языке. Вскоре после этого "друкарь москвитин" скончался в предместье г. Львова в страшной нищете (1583). 
• Государственный академический Малый театр (№ 1/6).
Постоянная московская театральная труппа была составлена в Москве в 1806 г. Драматические актеры работали вместе с оперными и балетными. Собственного здания у труппы не было, спектакли шли то в доме Пашкова на Моховой, то в доме Апраксина на Знаменке, то в театральном здании у Арбатских ворот.

В 1821 г. в Москве была сформирована Петровская площадь. Вокруг нее на льготных условиях с рассрочкой платежей на пять лет продавались участки, на которых в сжатые сроки предстояло выстроить здания в соответствии с планом архитектора Осипа Бове. Три таких участка и приобрел в 1818 г. купец В. Варгин.

Дом Варгина был построен по проекту А.Ф. Элькинского с фасадом, выполненным Бове. Жилой дом имел ряд магазинов по первому этажу с открытой галереей.

В июле 1824 г. Варгин заключил с конторой императорских театров контракт о найме части своего здания на Петровской площади под Малый театр. В октябре на фасаде появилась первая афиша: «В следующий вторник 14-го сего октября месяца дано будет на новом Малом театре в доме Варгина, на Петровской площади для оного спектакля первый, а именно Новая увертюра, сочинение А.Н. Верстовского...». С тех пор 14 октября театр отмечает день своего основания.

Внутреннее убранство театра, по словам современников, было «очень хорошее, величественное», даже «слишком золотистое».

Большой и Малый имели единую труппу, ставили драму, оперу и балет. Часто спектакли одного из театров шли на сцене другого. Долгое время театры соединялись подземным ходом. «Надо в Большой – там сегодня играет Малый», - говорили в Москве.

В первое время «малый» было простым обозначением размера здания по сравнению со строящим рядом Петровским – «большим» театром. Но совсем скоро слова «Большой» и «Малый» стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке.

В 1838—40 гг. здание было перестроено внутри по проекту К.А. Тона. Он же изменил фасад по Неглинному проезду. В 1894 г. к столетию архитектора, на доме была установлена памятная доска.

С 1840 г. на сцене начала выступать труппа Малого театра. Здесь играли М.С. Щепкин, М.Н. Ермолова, В.Н. Пашенная, А.А. Остужев, Б.А. Бабочкин и многие другие.

Вторым университетом был этот театр для москвичей. На сцене шли спектакли по пьесам Шекспира, Шиллера, Гоголя, А.Толстого, но знаковым для театра стало имя Островского. Малый называют «Домом Островского». Именно его пьесы привлекли в театр московское купечество и сделали его особенным.

2 мая 1914 года на складе театра случился страшный пожар, о котором писали все московские газеты. Шесть часов над Москвой клубился черный дым. В огне погибли костюмы, декорации Большого театра, пострадала электростанция и квартиры служащих театров.

В 1929 году перед зданием театра был установлен памятник А.Н. Островскому, работы скульптора Н. Андреева.

В 1947 г. здание было реконструировано архитектором А.П. Великановым.

Малый театр — один из старейших театров России, традиционный: его репертуар строится главным образом на произведениях русской и мировой классики. Художественный руководитель театра — Ю. М. Соломин. В труппе — более 100 человек. У Малого театра также есть собственный оркестр.
В 1759 году в Москве появился публичный театр, руководителем которого стал директор Московского университета М. М. Херасков, а актерами — студенты. На основе этого театра и была сформирована первая постоянная труппа в Москве. Поначалу ей руководили частные предприниматели. С 1806 года труппа перешла на государственное обеспечение и получила название «Императорский Московский театр». В 1824 году труппа обрела постоянный дом, в особняке купца Варгина, перестроенном по проекту архитектора В. О. Бове. Так появился Малый театр. Собственно, «малым» его называли потому, что рядом находилось огромное здание Большого театра, где ставили балетные и оперные спектакли. Постепенно указания «малый и большой» стали именами собственными.
На сцене Малого ставились пьесы по произведениям Пушкина, Гоголя, Грибоедова, Шекспира и Шиллера. Специального для Малого театра писал произведения Островский и сам читал их актерам, проводил репетиции. Еще при его жизни Малый стали называть «Домом Островского». В 1929 году у входа в театр был установлен памятник великому драматургу. Пьесы Островского и сегодня составляют основу репертуара Малого театра.
В 2014 году началась реконструкция здания театра, которая предполагает максимально сохранить исторический облик здания.
Старейший театр России – с 1756 года, в этом здании – с 1824 года. 
Официально открылся 14 октября 1824 г. Основу драматической труппы Малого театра составила группа актёров сгоревшего в 1805 г. Петровского театра, к которым присоединили новых артистов, в основном из числа крепостных, купленных Дирекцией Императорских театров. На протяжении 18 — начала 19 вв. московская драматическая труппа работала вместе с оперно-балетной. 
В 1824 г. драматические спектакли были перенесены в здание, перестроенное архитектором О. Бове из частного дома купца В. Варгина на Петровской площади (с 1829 г. — Театральная); в 1838—40 гг. перестроено архитектором К. Тоном, в 1947 г. реконструировано архитектором А. Великановым.
Значительную роль в становлении искусства Малого театра сыграло творчество П. Мочалова и М. Щепкина, заложивших основы исполнительской школы Малого театра, соединяющей романтизм и глубокий психологический реализм. 
В первой половине 19 в. Малый театр стал одним из крупнейших центров русской культуры. Здесь были поставлены «Горе от ума» А. Грибоедова (1831), «Ревизор» (1836), сцены из «Мёртвых душ» (1842), «Женитьба» и «Игроки» (1843) Н. Гоголя, в которых раскрылся талант Щепкина. В постановках по произведениям У. Шекспира («Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Ричард III») и Ф. Шиллера («Разбойники», «Коварство и любовь») проявилось трагедийное дарование Мочалова.
С 1853 г. (с премьеры спектакля «Не в свои сани не садись») основным драматургом театра стал А. Островский, который принимал непосредственное участие в его жизни, руководил постановкой своих пьес (47 пьес), требуя стройности исполнительского ансамбля, высокой культуры сценической речи, достоверности и художественного единства всех элементов спектакля.
В репертуаре театра были и комедии — фарсы, водевили и оперетты, но основу его составляли произведения И. Тургенева («Нахлебник», 1862; «Месяц в деревне», 1882), А. Пушкина («Моцарт и Сальери», 1854; «Скупой рыцарь», 1853; «Борис Годунов», 1880), А. Сухово-Кобылина («Свадьба Кречинского», 1855; «Дело», 1882), Шиллера («Орлеанская дева», 1884; «Мария Стюарт», 1886), Шекспира («Макбет», 1890), Л. Толстого («Плоды просвещения», 1891; «Власть тьмы», 1895).
Среди крупнейших актёров 19 — начала 20 вв. — семья Садовских, Л. Косицкая (Никулина), С. Васильев, Н. Рыкалова, Н. Медведева, Н. Никулина, Г. Федотова, М. Ермолова, семья Бороздиных — Музилей — Рыжовых, В. Живокини, И. Самарин, С. Шумский, А. Ленский, А. Южин, Е. Лешковская.
После Октябрьской революции театр (с 1919 г. академический) ставил помимо классики пьесы М. Горького, К. Тренёва, Б. Ромашова, Л. Леонова, А. Арбузова и др. В этих постановках и, главным образом, в пьесах Островского раскрылось дарование В. Массалитиновой, Е. Турчаниновой, А. Яблочкиной, М. Климова, М. Блюменталь-Тамариной, Д. Зеркаловой, М. Жарова, М. Царёва, И. Ильинского, Н. Анненкова, Е. Гоголевой и др.
При Малом театре с 1918 г. работает театральная школа (с 1938 г. –Театральное училище имени Щепкина). 
В 1929 г. перед зданием установлен памятник Островскому (скульптор Н. Андреев).
Значительную роль играла режиссёрская деятельность Бабочкина («Иванов» А. Чехова, 1960; цикл горьковских спектаклей: «Дачники», 1964, «Достигаев и другие», 1971), Л. Варпаховского («Маскарад» М. Лермонтова, 1962; «Бешеные деньги» Островского, 1969); Ильинского («Ревизор» Гоголя, 1966; «Лес» Островского, 1974); Б. Равенских («Власть тьмы», 1956, «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого, 1973); Л. Хейфеца («Заговор Фиеско в Генуе» Шиллера, 1977; «Король Лир» Шекспира, 1979). Среди постановок 1980-х — начала 1990-х гг. — «Ревизор» (1982, режиссёры Е. Весник и Ю. Соломин), «Картина» Д. Гранина (1983, режиссёр Хейфец), «Федра» Ж. Расина (1985, режиссёр Б. Львов-Анохин), «Холопы» П. Гнедича (1987, режиссёр Львов-Анохин), «Царь Иудейский» К. Романова (1992, режиссёры В. Мартенс, В. Драгунов), «Преступная мать, или Второй Тартюф» П. Бомарше (1994, реж. Морозов), «Пир победителей» А. Солженицына (1995, режиссёр Морозов).
Художественными руководителями и главными режиссёрами Малого театра были А. Южин (с 1909 г. управляющий труппой, с 1918 г. председатель совета, в 1923—27 гг. директор), И. Судаков (1937—44), П. Садовский (1944—47), К. Зубов (1947—56), Царёв (1957—62), Е. Симонов (1962—69), Б. Равенских (1970—76). В 1950—67 и 1970—85 гг. директор, в 1985—87 гг. художественный руководитель Царёв (главный режиссёр в 1985—87 гг. В. Андреев). С 1988 г. художественный руководитель Ю. Соломин.
Малый театр имеет филиал (улица Большая Ордынка, 69), который вновь открыт в 1995 г. после реконструкции.

• Гостиница «Метрополь» 5* (№ 2; начало 20 века). «Здесь, в бывшем 2-м Доме Советов, в 1918 - 1919 гг. В.И. Ленин неоднократно выступал с докладами и речами на съездах, партийных конференциях и заседаниях ВЦИК, беседовал с петроградскими рабочими из продотряда». «В 1918 - 1919 годах в этом здании под председательством Якова Михайловича Свердлова заседал Всероссийский центральный исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских, казацких и красноармейских депутатов». «В этом здании в ноябре 1921 года проходили переговоры об установлении дружественных отношений между РСФСР и Монголией в которых принял участие основатель монгольской народно-революционной партии и монгольского народного государства Д.Сухэ-Батор». «Здесь в ноябре 1917 года красногвардейцы и революционные солдаты под руководством М.В.Фрунзе вели ожесточенные бои против юнкеров, оборонявших подступы к Кремлю».

После пожара 1812 г. это место долго пустовало. Затем Театральная площадь была организована по проекту О. Бове. В 1838 г. участок на льготных условиях покупает купец П. Челышев. До 1898 г. здесь стояли «Челыши»: «Чего-чего не было в этом доме: и трактир, и полпивная, и бани, и закусочная, и мелкие мастерские». Старинный дом Челышева, в к-ром помещалась известная гостиница «Челыши».

Масштабное здание, в значительной мере определившее градостроительную ситуацию в районе центральных площадей Москвы, построено в 1899—1905 по проекту архитектора В. Валькота, но первоначальная идея создания здесь многофункционального культурного и гостиничного центра принадлежала архитекторам Л. Кекушеву и С. Морозову, который как руководитель домостроительного товарищества сумел привлечь для декоративного оформления гостиницы лучшие художественные силы столицы. В 1898 г. Савва Мамонтов берётся возвести тут новый великолепный общественно-культурный центр. Вопреки результатам конкурса, он выбирает проект молодого архитектора В. Валькота (любопытно: он назвал свою дочь Поль в честь «Метрополя»). К строительству были привлечены Коровин, Врубель, Поленов, инженер Чоколов и архитектор Кекушев. 

В 1901 г., когда внешняя отделка подходила к концу, в «Метрополе» вспыхнул пожар. Барельефы и панно не пострадали, но Мамонтов, бывший тогда под следствием, не мог позволить себе роскошного строительства. «Метрополь» спас Кекушев, составивший более дешёвый проект. К 1903 г. тут разместился отель, 10 магазинов, 11 залов ресторана под танцевальные вечера, выставки и маскарады.

Новый проект главного ресторана, заменившего театральный зал, разрабатывал А. Эрихсон. В центре был фонтан из новомодного цемента.

Открыта 5.03.1905 г. Модерн.

В верхней части протяжённых фасадов помещены сюжетные майоликовые панно («Принцесса Грёза» М. Врубеля, «Поклонение Божеству», «Поклонение Природе», «Жизнь» и др. по эскизам А. Головина и С. Чехонина), ниже проходит скульптурный фриз «Времена года» работы Н. Андреева. Здание опоясывает также выполненная из майолики цитата из Ф. Ницше: «Опять старая истина: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». Крыша перекрыта стеклянным куполом, плоские светлые стены чередуются со стеклянными эркерами, по первому этажу идут арки, отделанные гранитом. На первый взгляд, отель выбивается из ансамбля площади, но арочные своды фасада продолжаются на здании Малого театра, а башенки на крыше продолжают линию, начатую Третьяковским проездом, и подхватываются Китай-городом и Историческим музеем. По двум главным фасадам тянется лента изумительных по пластике барельефов Андреева «Времена года». Фасады украшают 23 мозаичных панно. Самое большое — «Принцесса Греза» Врубеля — находится по фасаду Театрального проезда. Пять больших панно Головина расположены по углам здания, авторство маленьких панно не установлено. Решётку балкона проектировал М. Перетяткович. Неоготические пинакли, островыразительные обрамления панно создают запоминающийся ритм, подхваченный в среднем ярусе фасадов лаконичными, упруго очерченными эркерами. В отделке внутренних помещений в «русском», неоклассическом, неорусском стилях участвовали архитекторы А. Эрихсон, И. Жолтовский и др. 

В 1906 г. в гостинице был открыт первый в Москве двухзальный кинотеатр «Театр Модерн». 

В ноябре 1917 г. «Метрополь» был взят штурмом. При новой власти он становится Вторым Домом Советов. Здесь разместился Наркомат иностранных дел, квартиры партийных деятелей (Антонова-Овсеенко, Бухарина, Войкова, Кона и др.), писателей. Здесь жил И. Рукавишников, а в 1918 г. — Мандельштам. Живший тут Р. Ивнев вспоминал: «Было довольно хорошо, но только меня раздражала вечная сутолока, потом несносная дерзкая прислуга». Здесь открывают кинотеатр, кафе имажинистов «Калоша». Надпись на фасаде такова: "Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от власти капитала. В. И. Ленин". До 1919 г. тут заседал ВЦИК. 

С конца 1920-х гг. зданию вернули гостиничные функции. 

В 1951 г. в Красном зале «Метрополя» был дан обед в честь Мао Цзэдуна, присутствовал Сталин. В начале 1960-х гг. здесь принимали Джона Кеннеди.

Здание отреставрировано в 1986–1991 гг.

В 1990-х гг. гостиница реконструирована.

Известный ресторан «Метрополь» расположен на первом этаже гостиницы. Огромный зал ресторана, способный принять до 150 человек (до 400 человек при организации фуршета), украшают уникальные витражи на стеклянной крыше, монументальные светильники и мраморный фонтан. Ресторан предлагает богатый выбор блюд русской, европейской и французской кухни.

Второй по вместимости ресторан гостиницы – «Европейский» оформлен в стиле неоклассицизма. Его меню включает лучшие блюда европейской и русской кухни. По вечерам в ресторане звучит живая музыка.

Ресторан «Боярский», интерьер которого стилизован под традиционные русские палаты, приглашает постояльцев гостиницы отведать блюда старорусской кухни. Для создания колорита по вечерам в ресторане устраиваются яркие представления с народными песнями и плясками.

Помимо ресторанов, в гостинице «Метрополь» работает уютный бар «Шаляпин», бар «Артист» и кафе-кондитерская.

Легенда гласит, что именно в центральном ресторане "Метрополя" Сергей Есенин объяснился в любви Айседоре Дункан. В этом зале познакомились М. Ростропович и Г. Вишневская, демонстрировал свою первую коллекцию В. Юдашкин.

«Метрополь» стал символом Москвы для многих туристов: этот отель-музей позволяет познакомиться с историей и культурой России.
Строительство гостиницы велось с 1899 по 1905 год, по инициативе предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова. Для работы он привлёк лучших архитекторов и художников Москвы. В результате получился один из самых выразительных памятников архитектуры модерна, с самым высокотехнологичным по тем временам оснащением: лифтами, телефонами, холодильниками и горячей водой.
Фасады, выходящие на Театральную площадь и Театральный проезд, богато украшены декоративными элементами в стиле «ар нуво». В архитектуре первого яруса применен элемент пассажа — он разделён арками, облицованными гранитом. Четвёртый ярус украшен разноцветной майоликой, лепным рисунком и цветной кирпичной кладкой. Шестой ярус состоит из удивительных панно из майолики. Центральное место на главном фасаде «Метрополя» занимает панно «Принцесса Греза», повторяющее картину М. А. Врубеля. Его называют самым известным московским панно.
В 1917 году «Метрополь» стал штаб-квартирой ВЦИКа, Вторым домом Советов, а в 1930-х годах вновь превратился в гостиницу высшего класса для иностранных гостей. Во время Второй Мировой войны здесь сформировался пресс-центр для иностранных корреспондентов.
В 1986 году началась реконструкция гостиницы: было решено восстановить «Метрополь» по старым чертежам, но с современным оборудованием и материалами. В реконструкции принимали участие российские и финские архитекторы, художники и инженеры. Вновь отель открылся в 1991 году. Сегодня «Метрополь» — это пятизвездочная гостиница-музей на 388 номеров и 19 банкетными залами.
• Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) (№ 3, стр. 2). Здание построено в 1893 г. по проекту архитектора Л. Кекушева. Бывший доходный дом Московского купеческого общества. Надстроено в 1934 г.

Гостиница «Дюссо» открылась в Москве в 1860-х гг. на углу Театрального проезда и Неглинной улицы.
Угол этот в XVI в. занимала местность на берегу запруды речки Неглинной, примыкавшая к Пушечному двору. В 1820-х, когда Неглинку забрали в трубу, а Пушечный двор разобрали, этот участок был пожалован грузинским царевичам Ираклию и Окропиру Георгиевичам. На этом месте располагался двор Ираклия Георгиевича, на территории его владения стояли интересные по архитектуре дома, церковь Рождества, разбит обширный сад. Соседний двор – Окропира – выходил на Рождественку. Потом оба владения перешли к сестре владельцев, царевне Марии Георгиевне, и к ее дочери Тамаре.
В 1830-х годах в домах начали сдаваться помещения. Большой зал углового дома заняла “Космограмма”: оптический театр г-на Иозефа Полло. В нем можно было увидеть световые картины с изображением пейзажей или живописных полотен.
В 1860-х все здание заняла гостиница Карла Дюссо.
В конце 1870-х годов оба здания грузинских царевичей приобрел потомственный почетный гражданин Герасим Хлудов, затем владение перешло к его дочерям — женам крупнейших купцов-предпринимателей: Прохоровой, Востряковой, Лукутиной.
Здесь продолжала работать гостиница. В начале 1890-х гг. ее перестроили по проекту архитектора С. Эйбушица. Четырехэтажное здание в стиле эклектики с балкончикам и массивной лепниной, сохранившейся по фасадам здания, и сейчас можно узнать, если мысленно убрать два поздних верхних этажа.
В гостинице у Дюссо жили герои романа "Анна Каренина". Тут останавливались Левин, Вронский, здесь нашел Каренина Стива Облонский: "Давно ли? А я вчера был у Дюссо и вижу на доске "Каренин", а мне и в голову не пришло, что это ты! – говорил Степан Аркадьич, всовываясь с головой в окно кареты. – А то я бы зашел".
"На доске" означало, что всех постояльцев выписывали на меловую доску при входе. Такое нарушение конфиденциальности иногда здорово мешало постояльцам. Зато московские бездельники любили заходить к Дюссо в буфет, а заодно посмотреть, не приехал ли какой-нибудь знакомец.
У Дюссо в 1866 г. останавливался Достоевский. Тогда гостиница ему не понравилась. В жару номер его "походил на русскую печку, когда начнут в нее сажать хлебы", и, следовательно, работать там было невозможно. Но уже в марте 1867 г. он поселился у Дюссо с женой.
В июне 1882 г. в гостинице Дюссо при загадочных обстоятельствах умер М. Скобелев. У героя Балканской войны официально был зарегистрирован «паралич сердца», но по Москве ходили упорные слухи: одни предполагали, что его отравили агенты иностранных государств или масоны, другие считали это политическим убийством. И до сих пор его смерть остается тайной за семью печатями...
Смерть Белого генерала приходится расследовать герою романа Акунина Эрасту Фандорину, а тогда, в 1882 году, за расследование взялся журналист и известный московский бытописатель В. Гиляровский.
При гостинце у Дюссо был фешенебельный французский ресторан, который славился на всю Москву.

• Центральные (Китайские – по Китайскому проезду) бани купца Хлудова (№ 3, стр. 3). 

Конец 19 века. 

Первоначально назывались Китайскими банями по наименованию Китайского проезда в Москве, где они располагались. Однако утверждённое в народе название Центральные бани осталось. 

В 1737 г. Центральные бани во время большого пожара, случившегося в Москве, сгорели. Публика переместилась в Сандуновские бани. 

В 19 в. богатый и известный фабрикант Хлудов произвёл капитальное строительство банного комплекса по проекту архитектора Эльбушица. В 1881 г. открыт первый комплекс — для простонародья и второй — для дворянского сословия. Успех предприятия позволил открыть и самый богатый «полтинный» корпус для обслуживания дворян и аристократов высшего общества. В справочнике «Вся Москва» за 1897 г. в списке 34 бань есть запись: «Театральная площадь, собственный дом № 8, «Центральные бани», владелец Хлудов Г.И., наследник». 

Сейчас тут пивной ресторан Stakan и ресторан «Серебряный век».

• Белокаменное основание церкви Святой Троицы в Полях. Известна с 1493 г.; выстроена вновь в 1566 г. Боковые пристройки, трапезная и колокольня - кон. 1820-х - нач. 1830-х. Приделы Никольский и Сергиевский. Последний устроен вместо упраздненной соседней церкви св. Сергия, на месте престола которой был поставлен часовенный столб. Разрушена в 1934 г. Фундаменты раскрыты и музеефицированы в нач. 2000-х.

• Центральный детский магазин (№ 5).
В 1957 году на площади Дзержинского — нынешняя Лубянская — в Москве открылся магазин «Детский мир». Это был один из самых больших магазинов игрушек в стране и единственный магазин, торговавший только детскими товарами. Появление магазина связано с Международным фестивалем молодежи и студентов, проходившем в этом же году.
Автором проекта здания для магазина стал архитектор А. Душкин, который также проектировал станции метро «Маяковская», «Площадь Революции» и «Кропоткинская». Здание гармонично вписывалось в ансамбль Дзержинской площади. Большие аркады придавали огромному строению сооружению воздушности, приподнятости. На первых трех этажах магазина в просторных помещениях располагались стенды с продукцией всех заводов и фабрик СССР в сфере детской одежды, обуви, игрушек. Центром магазина был двухъярусный атриум. Предполагалось, что Центральный Детский мир станет одним из символов успешной советской торговли и благополучия. Этот магазин был один из немногих, где в эпоху дефицита «всего» можно было раздобыть нужные товары, необычные новинки. Например, здесь продавали вместо привычных чулок на резинках — настоящие колготки.
Поколение 60-х — 80-х годов сохранили волшебные воспоминания о «Детском мире». Многие помнят мороженое, огромные настенные часы с боем и двигающимися фигурками, новогоднюю елку, карусель.
В 2008 году началась реконструкция здания «Детского мира». Обновлённый магазин планируется открыть в ближайший год. Уже смонтированы едва ли не самые большие в мире механические часы с 13-метровым маятником. На седьмом этаже нового торгового центра планируется открыть Музей детства.

Бывший центральный универмаг «Детский мир». Был построен в 1954–1957 гг. по проекту архитектора А. Душкина, открыт 6 июня 1957 года. Здание было возведено на месте Лубянского пассажа, с частичным использованием его фундаментов и сводчатых подвалов. Центральный зал универмага был стилизован под банкетный зал гостиницы «Метрополь».

Был закрыт на реконструкцию в 2008–2015 годах. В ходе реконструкции проект перешел из собственности АФК «Система» во владение «ВТБ банка». Сеть магазинов «Детский мир» осталась в собственности АФК «Система» и развивается самостоятельно, но к магазину на Лубянке уже никакого отношения не имеет. С этим также связано изменение названия «Центральный детский мир» на «Центральный детский магазин»: «Детский Мир» — официальная торговая марка и данное название закреплено за сетью магазинов «Детский мир».

Вновь открыт 31 марта 2015 года. В процессе реконструкции здание подверглось перестройке, от старого детского мира остались только наружные стены и оригинальные светильники центрального зала.

Самый крупный детский магазин и в Москве, и в стране, и один из крупнейших в мире; в обновленном здании размещены 250 магазинов. На каждом этаже расположены интерактивные зоны с обучающими и развлекательными программами для детей — «Космическая площадка», «Виртуальный аквариум», «Библиотека», «Волшебная лента»; в центральном атриуме магазина установлены механические часы, которые весят 4,5 тонны и состоят из 5 тысяч деталей, изготовленных из стали, алюминия, титана и покрытых золотом. На седьмом этаже также расположен «Музей детства», где представлено более тысячи отреставрированных экспонатов. Там выставлены старинные игрушки, детские товары, представлена информация о системе торговли в СССР. 

После реконструкции на крыше магазина открылась бесплатная смотровая площадка, практически сразу ставшая одной из самых популярных смотровых площадок Москвы: «в отличие от многих других видовых точек, предлагающих рассмотреть центр столицы со стороны, смотровая площадка ЦДМ позволяет увидеть его с несколько другого ракурса — изнутри».

По сути, получился ещё один торговый центр, коих в Москве несколько десятков. Внимание заслуживает только атриум, всё остальное производит тягостное впечатление. Вместо "линий" какое-то сумбурное нагромождение торговых точек, узкие проходы, жуткая теснота. Парковка только на 180 мест - цена 300 рублей в час - и вокруг здания очень мало платных городских парковок - с вентиляцией проблемы - люди вынуждены снимать верхнюю одежду и обливаться потом - ассортимент скудный. В старом здании было удобней - и намного больше воздуха было. Сохранили только фасад, а старый внутренний декор помещений и центральный торговый зал - снесли, хотя он как раз и ассоциировался с детским миром! В итоге люди приезжают один раз - посмотреть на новый ремонт - ходят по первому этажу - потом поднимаются на последний в ресторанный дворик и разочарованные уходят навсегда в свои районные торговые центры, которые намного комфортней + всё дорого. От духа старого «Детского мира» не осталось ничего.

В здании также находятся: северный наземный вестибюль метро «Лубянка», кинотеатр «Формула кино», «Музей детства», детский центр научных открытий «Иннопарк», арт-шоу роботов Robots City Amsterdam, кулинарная школа для детей «Шато де Вессель», город профессий «Кидбург», Teddy Bar, монументальные часы «Ракета», смотровая площадка, книжный магазин «Республика», ресторан «Грабли» и др.


Идея строительства крупнейшего в Европе универмага для детей возникла в самом начале 1950-х. Для работы над проектом был приглашен один из ведущих советских архитекторов А. Душкин. Соавторами выступили архитекторы И. Потрубач, Г. Аквилев и инженер Л. Глиэр.
Местом для возведения гигантского торгового комплекса была выбрана территория, которую прежде занимал Лубянский пассаж, фундаменты и сводчатые подвалы которого были включены в новое сооружение.
Универмаг «Детский мир» имел 7 этажей, чердачное помещение и 2 подземных этажа; возведен над станцией метро глубокого заложения «Дзержинская» (ныне «Лубянка»). В центральной части здания находился двусветный зал, перекрытый фермами в уровне четвертого этажа. Над ним располагался внутренний световой двор, окруженный корпусами на высоту трех этажей, в которых находились служебные и технические помещения.
Фасад здания облицован керамическими блоками. Декоративные детали также выполнены из керамики, широко применявшейся в строительстве в те годы. Гигантские арочные дуги, обрамляющие огромные витражные окна, выполнены из гранита. Гранитом же облицован цокольный этаж.
Для внутренней отделки (балюстрады, картуши, колонны центрального зала и пр.) использовался белый мрамор. Осветительные приборы, вентиляционные решетки, лестничные ограждения разработаны по индивидуальным авторским рисункам и выполнены с использованием чугуна, бронзы, других цветных металлов. Столярные изделия изготавливались из ценных пород дуба, ясеня.
Всего за три с небольшим года было построено здание общей площадью 54 500 м², из них торговых площадей – 21 000 м². Статус первого в России магазина детских товаров придавал новому Детскому миру особое значение.
В 1957 году магазин принял первых посетителей.
В 1992 году универмаг был приватизирован.
В начале 2006 г. зданию был присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения (памятника истории и культуры). Однако некоторые части здания, включая его интерьеры, были лишены охранного статуса.
1 июля 2008 г. "Детский мир" на Лубянской площади был закрыт на реконструкцию, которая вызывает много споров и по сей день. В результате реконструкции практически полностью уничтожено внутреннее убранство магазина.
После проведенных работ, по словам представителей компании, управляющей работами в Детском мире, площадь универмага должна вырасти до 74 тыс. м². По проекту 60% площадей будет использоваться под торговлю, 20% – для развлечений, 20% – для прочих нужд. Атриум будет поднят до седьмого этажа и накрыт стеклянным куполом.
Окончание реконструкции было запланировано на 2011 г., но сроки несколько раз сдвигались на фоне экономического кризиса, смены собственника и претензий к проекту со стороны общественного движения «Архнадзор» и простых москвичей.
31 марта 2015 года состоялось долгожданное открытие главного детского магазина Москвы. Несмотря на сильные изменения, он все так же удивляет и завораживает как детей, так и взрослых. К примеру, на том месте, где раньше находились часы-теремок с маятником, теперь разместились самые большие в мире механические часы "Ракета". Механизм весит 4,5 тонны и состоит из 5 тысяч деталей. По словам производителя — это самые большие механические часы в мире, они входят в пятерку ведущих мировых механических часов, таких как Биг Бен, кремлёвские куранты, часы на Пражской башне и часы в Ганьчжоу.
Также у всех желающих появилась возможность подняться на крышу ЦДМ, где находится смотровая площадка с подзорными трубами, открывающая вид на центральные районы Москвы. Она работает ежедневно с 10 до 21:30.

Жилых домов нет.

Достопримечательности:

Государственный академический Малый театр (№ 1/6).

Бывший доходный дом наследниц Г. Хлудова (№ 3, стр. 1).

Бывшие доходный дом и Центральные (Китайские – по Китайскому проезду) бани купца Хлудова (№ 3, стр. 2).

Проезд:

От метро «Театральная» и «Лубянка» пешком.


Видео:




Состояние на 22.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий