вторник, 25 октября 2016 г.

Раушская набережная

Расположение:

Набережная проходит по району Замоскворечье (ЦАО) от улицы Балчуг, Большого Москворецкого моста и Софийской набережной до Садовнического проезда, Большого Устьинского моста и Ксмодамиановской набережной. 

Проходит по правому берегу Москвы-реки. 

Рядом – Кремль и Красная площадь.

Описание:

Набережная с двухсторонним движением автотранспорта (по одной или двум полосам в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение отсутствует. Москва-река отделена от тротуаров и проезжей части невысоким парапетом. Длина – около ? метров.

История:

В 1495 году напротив Кремля был основан государев сад. Его работники селились в слободах Верхние Садовники (Берсеневская набережная), Средние (Софийская набережная) и Нижние Садовники (к востоку от Балчуга). К востоку от Балчуга между Москвой-рекой и старицей был прокопан канал, сохранившийся при устройстве Водоотводного канала в 1780-е годы и окончательно засыпанный в 1876 году.

В начале 19 века — Набережная улица. (по положению на берегу Москвы-реки), позже Заяицкая набережная (возможно, от торговых гостей, приходивших «из-за Яика» (из Средней Азии), или от яицких казаков, обосновавшихся здесь в Смутное время).

В конце 19 века – Роушская набережная.

Набережная названа в конце 19 – начале 20 веков по существовавшим здесь рвам-каналам (ровушкам), по которым во время половодья и больших дождей в Москву-реку стекала вода из переполняющейся старицы (на месте которой был позднее проложен Водоотводный канал), что предохраняло от паводков Нижнюю Садовническую слободу (ныне район Садовнической улицы).

После постройки в 1835-1836 годах на Москве-реке Бабьегородской и Краснохолмской плотин необходимость в ровушках отпала, и они были засыпаны. Выкопаны же они были, видимо, в начале 16 века садовниками «государева сада».

В конце 19 века Раушская набережная индустриализуется: строится действующая по сей день электростанция. Здесь же — головная контора Мосэнерго.

Согласно народной этимологии, название «Раушская» происходит от ровушек – то есть от рвов, которыми были изрыта местность. Это подтверждается старым написанием названия – «Роушская». Однако до 1870-х годов название было совсем другим, набережная называлась Заяйцкой – по имени храма св. Николая Чудотворца, на постройку которого собрали средства то ли заморские купцы из Средней Азии, из-за Яика, то ли заяйцкие казаки (жившие за той же рекой Яик, а в Смутное время обосновавшиеся в Москве). Название набережной изменилось тогда, когда в последней трети 19 века стали обустраиваться все московские набережные и, к тому же впервые был построен Устьинский мост.
В конце 15 века здесь была обустроена царская Садовническая слобода. Царские садовники селились на Берсеневской, Софийской набережных. Здесь, в Нижних Садовниках, местность была болотистая, Москва-река разливалась, затопляя все вокруг, и в конце 18 века был прорыт Водоотводный канал, что позволило осушить Нижние Садовники.
В конце 19 века Садовническая слобода стала застраиваться зданиями совсем иного типа: вместо двухэтажных лавок и небольших усадеб стали появляться многоэтажные доходные дома и промышленные сооружения.
Так, в 1896 году на Раушской набережной была построена первая московская электростанция. В 1906 году она была перестроена, а в 1930-х прошла реконструкцию, обросла модными конструктивистскими корпусами, получила сверхмощные турбины и с тех пор безотказно работает, питая электричеством Кремль и ряд московских предприятий. На данный момент практически весь речной фасад Раушской набережной занят корпусами Мосэнерго: корпуса 1930-х годов стоят вплотную к корпусам конца 1990-х, потому с Раушской набережной совершенно невозможно заглянуть внутрь квартала.

Однако, на Раушскую выходят спрятанные во дворе жилого дома уникальные палаты 17 века – случайно раскрытые реставраторами в середине 1990-х годов. Рядом находится дом причта и храм св. Николая Чудотворца – по которому набережная получила некогда свое первое название. Конечно, самый старый храм не сохранился, тот, который мы видим сегодня, был построен в 1754 году по проекту архитектора Ухтомского. Эти три здания не очень-то известны туристам, однако, местные краеведы считают их московскими жемчужинами.


В наши дни Раушская набережная практически необитаема: кроме корпусов Мосэнерго, сюда выходят непарадные фасады гостиницы Балчуг Кемпински, да во дворе соседнего с ним дома находится известный в 1990-х первый московский ирландский паб Вермель. Отсюда открывается вид на Зарядье – к сожалению, снесенное и обнесенное ныне щитами с рекламой. Вероятно, после его восстановления, вид с Раушской станет лучше. А пока туристы и экскурсии по набережной не ходят – и очень зря!

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

• Бывшая гостиница Хрулёвой (№ 4/5). 

Типичная постройка второй половины 19 столетия, до революции здесь располагалась гостиница некоей госпожи Хрулёвой. 

Гостиница Хрулёвой была самой невзрачной здесь по сравнению с соседями: гостиницей Балчуг и огромным зданием Кокоревского подворья сразу же за мостом напротив Кремля. 

В силу своей обыденности каких-то больших историй про гостиницу Хрулёвой не сохранилось. 

Теперь тут – Московский Центр Непрерывного Образования Взрослых, отель «Тройка Москва», школа музыки «Красный Химик» и клубы.

• Закрытое распределительное устройство ГЭС-1 (№ 6, стр. 1).

• Центральный офис «Объединенной энергетической компании» (№ 8; бывшая электростанция Общества электрического освещения, начало 20 века; затем Генеральная дирекция «Мосэнерго»).

• Первая московская электростанция – ГЭС-1 им. П. Смидовича (№ 10-12; 1-я треть 20 века; здесь в советское время жили работники станции). 

Дата ввода в эксплуатацию – 28 ноября 1897 года.

МОГЭС или ГЭС-1 (Первая московская электростанция им. Смидовича) не была первой по времени постройки, однако всегда считалась «самой главной» по сфере обслуживания. Именно отсюда подавался ток в Кремль. Здесь работал один из ведущих отечественных энергетиков Глеб Максимилианович Кржижановский, а до революции главным инженером станции был Роберт Классон.

Владение известно с 18 века, когда по линии Садовнической улицы выстроил свою усадьбу один из горнозаводчиков Демидовых. 

Впоследствии владелец уехал в Италию, где занимался коллекционированием предметов искусства, а перед смертью завещал их музею города Флоренция.

Усадьба на Садовнической вскоре была куплена для размещения в ней училища. Собственно, училище расположилось в одном из флигелей (ныне дом 11, стр. 2), достроенном и переделанном для новых нужд. 

Следующий этап наступил в 1896 году, когда соседнее владение, выходящее на набережную, приобрело Общество электрического освещения. Вскоре и само Демидовское владение, вместе с оставшимся флигелем, перестроенным в училище, перешло к Обществу электрического освещения.

В 1905 году Общество электрического освещения выкупило соседний участок, располагавшийся между владением Демидовых и домами купца Привалова. Место в глубине было отдано под мастерские, дровяной склад, а по линии Садовнической улицы по проекту архитектора Благовещенского был выстроен четырехэтажный дом в стиле эклектики (дом 11, стр. 10). 

Фасад здания прорезан проездной аркой, украшенной накладным архивольтом, арка ведет во двор. Центр фасада акцентирован ризалитом, который членится четырьмя лопатками, широкими на углах, более узкими в центре. Завершается ризалит аттиком, увенчанным карнизом большого выноса. Цокольный этаж отделан фактурной штукатуркой, окна цокольного этажа заглублены в неё, что создает ощущение монолитности здания. Окна оформлены по-разному: полуциркульные проёмы в первом и последнем этажах, в средних — проёмы прямоугольные, в третьем они украшены замковыми камнями. 

В интерьерах квартир частично сохранились тянутые карнизы и розетки на потолках, метлахская плитка в кухнях, где-то — остатки печей. 

Изначальная планировка комнат практически утрачена. 

В 1911 году к дому была сделана пристройка для приёмного покоя поликлиники, занимавшей тогда одну из квартир первого этажа.

До революции в доме проживал инженерный состав ГЭС-1, в 1920-х квартиры были уплотнены рабочими станции. 

Многие квартиры превратились в коммуналки, и так просуществовали до 1990-х годов.

В доме на втором этаже проживал с семьёй Роберт Классон, главный инженер станции. После революции он сохранил свой пост, но его квартиру уплотнили новыми жильцами. Сохранилась записка инженера, написанная им в жилищную комиссию «Электропередачи» в 1920 году: «Тем не менее, Жилищная Комиссия неоднократно покушается на перераспределение в моём доме, то предполагая в нём устроить комнаты для приезжающих, то, как это было недавно, предполагая поселить наверху двух барышень. Затем Жилищная Комиссия совершила совершенно недопустимый поступок по отношению ко мне, поместив без моего ведома в лично мне принадлежавших комнатах на ночь трёх человек, совершенно незнакомых, которые вторгаются в мою квартиру, ночуют в ней, как будто это была не частная квартира, а ночлежный дом».

В позднесоветское время в дом переехала медсанчасть МОГЭС и внутренняя планировка изменилась. 

В 1980-х от прежней планировки там оставалась удивительная лестница с чугунными витыми перилами, покрытыми слоями краски, от многочисленных перестроек остались непонятные переходы, ступеньки и тупики, никуда не ведущие.

Здания МОГЭС перестраивались множество раз. Масштабные строительные работы велись в 1907, 1914 годах, а при советской власти в 1925-1926 годах. 

В 1907 году по линии Садовнической улицы построили склад в кирпичном стиле, позднее он был надстроен до двух этажей, ныне это проходная МОГЭС. Тогда же были построены новые корпуса для машинного зала по линии Раушской набережной. 

В 1920-х гг. машинные залы были перестроены архитектором Жолтовским в стилистике конструктивизма, часть объёмов была достроена заново.

МОГЭС никогда не прекращала своей работы: в Великую отечественную войну машины продолжали вырабатывать электричество. В начале 20-го века этот район возле Раушской набережной считался местом работы и жительства самых «продвинутых» людей современности — энергетиков.

Корпус с машинным залом синхронных преобразователей ГЭС-1 (№ 12). 1925 г., 1928 г.

Наименование ансамбля: Московская городская электростанция (МГЭС-1; «Раушская») «Общества электрического освещения 1886 года» — ГЭС-1 им. П. Смидовича МОГЭС, кон. 19 в. — 1-я треть 20 в., архитекторы Н. Басин, Н. Благовещенский, И. Жолтовский, инженер-технолог А. Бессон, гражданский инженер В. Николя, военный инженер Н. Смирнов, электротехник Р. Классон, инженер Э. Норверт

• Теплоэнергетическая компания ОАО «Мосэнерго» и объединенное диспетчерское управление энергосистемами Центра (№ 14).

• Институт русского театра и театр на Раушской (№ 14, стр. 1; бывший дом культуры энергетиков).

По красной линии Раушской набережной в 1930-х годах выросло серое административное семиэтажное здание Первой Московской ГЭС. Комплекс зданий по этому адресу принадлежал ГЭС-1 имени Смидовича. Скупой стиль конструктивизма подчеркивал исключительную индустриальность постройки. В его образе превалируют геометрические правильные формы. Фасад имеет почти сплошное остекление, разделенное, несущими конструкциями стены, таким образом, что это семиэтажное здание как будто несется ввысь, отражая синеву неба или реки в своих окнах.
Во дворе его находился легендарный Дом Культуры Энергетиков, созданный в 1922 году. Архитектор Сергей Кожин перестроил для него купеческий особняк, который стоял во дворе административного здания ГЭС. В основе особняка находилась постройка XVIII века. С конца 60-х годов тут проходили концерты московских рок-групп. Это был центр неформального искусства в СССР. Нигде не было объявлений о концертах, но молодежь и московские хиппи, любители рока, как-то узнавали о предстоящем мероприятии и в назначенный час стягивались к Дому Культуры, вместе создавая ту неповторимую атмосферу, которая окружала советский рок.
Это была площадка для выступлений знаменитых теперь бардов и поэтов-шестидесятников. Здесь выступали Владимир Высоцкий, проводили репетиции Стас Намин и Александр Градский. Можно сказать, тут родилась «Машина времени».
В середине XX века здание Дома Культуры приобрело черты советского классицизма. Его центральный фасад украсили 4 пилястры с ажурными балкончиками. Углы муфтировали под камень, весь фасад украшен рустом.

• Офисный центр (№ 16).

• Управление «Мосгортранса» (№ 22/21; бывший жилой дом 18-19 веков).

• Бывшая городская усадьба 19 века с палатами Щербатова 17 века в Нижних Садовниках (№ 22/21, стр. 2). 

Во дворе комплекса зданий «Мосгортранса» трехэтажное здание с основного фасада, вдоль набережной, имеет классицистический декор, а с торцов отделано в узорочном стиле конца XVII века. Это результат реставрации начала 2002-2004 годов: старинные палаты, ранее скрывавшиеся за ординарной отделкой XIX века, обнаружили только при контрольных обмерах, проводившихся для подготовки к сносу. Находка стала одним из важнейших краеведческих открытий в Москве за последние десятилетия.
Участок на стыке Средних и Нижних Садовников до середины XVII столетия часто подвергался затоплениям, поэтому каменное строительство здесь стало вестись только после прокладки «ровушек»- водосточных рвов между Москвой-рекой и старицей, в честь которых названа и набережная. Датировка и принадлежность каменных палат документально неизвестна, но по стилю постройку можно отнести к последним десятилетиям XVII века.
Протяженные двухэтажные палаты, построенные когда-то имели наружные крыльца, были богато декорированы узорочными наличниками и шатрами. Палаты впервые документально зафиксированы на известном плане Москвы Горихвостова 1760-х годов. В течение XVIII – начала XIX веков изменилась планировка участка: дом оказался заслонен от набережной позднейшими каменными постройками, которые раньше были ниже и выполнены в дереве. Появился и мансардный этаж, а декор фасадов несколько раз менялся. По документам 1790-х годов и позднейшим дом принадлежал последовательно нескольким богатым дворянским семьям и сдавался ими в аренду купцам.
Последняя коренная реконструкция дома произошла во второй половине XIX века по проекту Михаила Чичагова. Владельцем дома тогда был городской голова князь Александр Щербатов. Позже в здании размещалась одна из частей комплекса чаеторговой фирмы «Боткин и сыновья», затем управление городского трамвая, позже «Мосгортранс».
В конце 1990-х годов обветшавшее здание, сохранившее отделку второй половины XIX в., было предназначено к сносу. Однако контрольные замеры, произведенные Ириной Изосимовой и Алексеем Ждановым в 2000 году, выявили истинный возраст дома князя Щербатова. Реставрация по проекту ЦНРПМ проводилась сразу в двух эпохах: фасад со стороны набережной «по Чичагову», торцевые фасады на изначальный вид здания (конец XVII в.). Про А. Щербатова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_953.html.

Палаты князя Щербатова. Во дворе комплекса зданий «Мосгортранса» трехэтажное здание с основного фасада вдоль набережной имеет классицистический декор, а с торцов отделано в узорочном стиле конца 17 века. Это результат реставрации начала 2002–2004 годов: старые палаты, ранее скрывавшиеся за ординарной отделкой 19 века, обнаружили только при контрольных обмерах, проводившихся для подготовки к сносу. Участок на стыке Средних и Нижних Садовников до середины 17 столетия подвергался затоплениям, поэтому каменное строительство здесь стало вестись только после прокладки «ровушек» – водосточных рвов между Москвой-рекой и старицей, в честь которых названа и набережная. Датировка и принадлежность каменных палат документально неизвестна, но по стилю постройку можно отнести к последним десятилетиям 17 века. Двухэтажные палаты когда-то имели наружные крыльца, были богато декорированы узорочными наличниками и шатрами. Палаты впервые зафиксированы на плане Москвы Горихвостова 1760-х годов. В течение 18 – начала 19 веков изменилась планировка участка: дом оказался заслонен от набережной позднейшими каменными постройками, которые раньше были ниже и выполнены в дереве. Появился и мансардный этаж, а декор фасадов несколько раз менялся. По документам 1790-х годов и позднейшим дом принадлежал последовательно нескольким богатым дворянским семьям и сдавался ими в аренду купцам. Последняя реконструкция дома произошла во второй половине 19 века по проекту Михаила Чичагова. Владельцем дома тогда был городской голова князь Александр Щербатов. Позже в здании размещалась одна из частей комплекса чаеторговой фирмы «Боткин и сыновья», затем управление городского трамвая, позже «Мосгортранс». В конце 1990-х годов обветшавшее здание, сохранившее отделку второй половины 19 в., было предназначено к сносу. Но замеры, произведенные Ириной Изосимовой и Алексеем Ждановым в 2000 году, выявили истинный возраст дома. Реставрация по проекту ЦНРПМ проводилась сразу в двух эпохах: фасад со стороны набережной «по Чичагову», торцевые фасады на изначальный вид здания (конец 17 в.).

Ныне в здании расположен «Мосуралбанк».

• Бывший жилой дом и чайная фирма «Петр Боткин и сыновья» (№ 24/2; начало 20 века). Двухэтажный жилой дом. Построен в 1903 г. по проекту архитектора Г. Кайзера для чайной фирмы «Пётр Боткин и сыновья».

Здесь находились правление фирмы, чаеразвесочная и склад. 

Во дворе этого здания можно увидеть древнее и мало кому известное строение – палаты 17 в. Недавно они отремонтированы и на восточном фасаде восстановлены наиболее древние их части.

• Бывший дом причта храма Николы Заяицкого (№ 26/4, середина 18 века).

• Колокольный центр при храме Николы Заяицкого (№ 26, стр. 1; с 1995 года). 

Действует с 1995 г. по благословению Патриарха Алексия II с целью подготовки высококвалифицированных звонарей для Русской Православной Церкви. 

На курсы принимаются все желающие, в первую очередь, по рекомендации храмов и монастырей. Срок обучения 3 месяца. Программа курсов включает в себя как теоретические занятия, так и практическое обучение церковному звону. 

• Бывший жилой дом И. Целибеева – М. Арсентьева (№ 28). Двухэтажный жилой дом конца 18 – начала 19 веков. 

Каменное двухэтажное с антресолью здание. 

Свой нынешний вид оно приобрело в результате четырёх перестроек в разные периоды – в 1789, 1802, 1835 и 1892 годах. 

Фасады дома эклектичны и сочетают в себе разные стили, что заметно в архитектурно-художественном оформлении главного фасада. 

Сегодня строение признано не только ценным элементом застройки, но и играющим важную градообразующую роль. К тому же это единственная сохранившаяся постройка на прилегающей к ней территории.

Жилых домов нет.

Нумерация зданий нестрогая.

Достопримечательности:

Здания 17 — начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Китай Город» на автобусе № К; от метро «Павелецкая» на автобусе № 6 (проезжают всю набережную).


Видео:




Состояние на 12.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий