воскресенье, 23 октября 2016 г.

Неглинная улица

Расположение:

Улица проходит по Тверскому и Мещанскому районам (ЦАО) от Театрального проезда до Трубной площади (на Бульварном кольце). 

Метро «Трубная» (конец улицы); рядом – метро «Кузнецкий мост» (у конца улицы).

Описание:

От Трубной площади до Звонарского переулка – бульварного типа: 2 проезжие части с односторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении), разделенные сквером с пешеходными плиточными дорожками, скамейками, газонами и деревьями, цветниками, искусственным освещением и оградой; затем – одностороннее движение автотранспорта по 2 полосам в сторону Трубной площади. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 850 метров.

История:

До 1922 года – Неглинный проезд.

Улица названа в 1922 году по реке Неглинная (заключена в трубу в 1817-1819 годах — «неглубокая, мелкая река» или река с неглинистым дном и берегами или из финно-угорского негл — «лиственница»).

В источниках (с начала 15 в.) приводятся варианты названия р. Неглинна/Неглимна и местности Неглименье, Занеглименье. На этом основании гидроним относили к балтийским субстратным названиям, возводя его к основе Не-глим-ин, предположительно от корня гилм (ср. прусское Гилмен, литовское Гелминас и др.; литовское гилме — "глубина"). В этом варианте гидроним Неглимна осмысливается как "неглубокая, мелкая река". 
Другая версия связывает название Неглинная с русским словом глина. В бассейне Оки иногда наблюдается соседство гидронимов типа Глинской/Неглинной, что даёт аргумент для возможной мотивации названия Неглинная как "реки с неглинистым дном и берегами", т. е. по характеру грунта (в отличие от других мест в Москве, например местности Глинищи в р-не современной Славянской пл.). 
Ещё одна версия производит название реки из финно-угорского негл — "лиственница" или непосредственно из соответствующего русского заимствования негла. Эта гипотеза опирается в первую очередь на географическое распределение подобных названий: Центральная и Северная Россия — вплоть до р. Неглинка в Карелии и Неглинского ручья на Кольском п-ве.
На месте заключённой в трубу в 1817—1819 гг. р. Неглинной был сначала устроен Неглинный проезд, который в 1922 г. превращен в Неглинную улицу. 
Возникла в 1819 г. после заключения р. Неглинной в подземный коллектор. По плану императрицы Екатерины II намечалось «урегулировать» эту местность: заключить Неглинную в открытый канал, по берегам устроить бульвары для гулянья. 
В 1789—91 гг. реку перевели из естественного русла в канал, берега которого укрепили «диким камнем»; вдоль канала устроили бульвары, впоследствии ставшие частью улицы. Тогда же появился д. 9/7, перестроенный в 1820-х гг. и в 1881 г. (архитектор А. Вебер). 
В 1822 г. к владениям вдоль улицы от Театрального проезда до Рахмановского переулка прирезали по 8—10 саженей земли, что сузило этот участок улицы; далее, от Рахмановского переулка до Трубной площади, остался бульвар. 
В 1822 г. на углу Неглинной улицы и Пушечной улицы построено здание Военно-сиротского училища (д. 6; с 1863 г. — Театральная школа, затем Театральное училище имени М. Щепкина). 
Неглинная улица часто затоплялась из-за разливов заключённой в трубу р. Неглинной во время половодий и сильных дождей; земельные участки продавали здесь в рассрочку по низким ценам, но с требованием застроить их каменными домами. 
В 1820-х гг. вся местность была застроена большей частью двухэтажными домами. 
В 19 в. Неглинная улица стала одной из главных торговых улиц Москвы: здесь построены Голофтеевский, Солодовниковский и Петровский пассажи. 
В доме № 18 жил композитор А. Гурилев (не сохранился). См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_948.html.

Здание Сандуновских бань (д. 14, существовали с 1808) полностью перестроено в 1894—96 гг. (архитектор Б. Фрейденберг), тогда же построены мавританский дворик и новый корпус бань (остальную часть дома занимали торговые помещения и комфортабельные квартиры). Здесь же разместился нотный магазин при издательстве П. Юргенсона. 
В 1860-х гг. в конце улицы открылся ресторан Оливье «Эрмитаж»; в д. 20 располагались дешёвые номера Ечкина, сдававшиеся преимущественно студентам Московского университета. 
Облик улицы в основном определяют магазины и доходные дома конца 19 — начала 20 вв. (д. 8, 1888—92, архитектор А. Каминский; д. 10, пристройка по Неглинной улице, 1876, архитектор Каминский; д. 12, банк, 1893—95, архитектор К. Быковский, барельефы — скульптор А. Опекушин, боковые корпуса — 1927—29, архитектор И. Жолтовский при участии Г. Гольца).
Неглинную улицу пересекает улица Кузнецкий мост; слева на неё выходят улица Петровские линии и Рахмановский переулок, справа — Пушечная улица, Сандуновский переулок, Звонарский переулок, Нижний Кисельный переулок, которые круто поднимаются к Рождественке.

До 1922 года – Неглинный проезд.

Издревле неторопливо катила свои воды река Неглинка и вливалась в Москву-реку у подножия Боровицкого холма. Шли годы, Москва разрасталась, жителей становилось всё больше и больше. И постепенно чистую когда-то реку изрядно загрязнили. По воспоминаниям современников, пахла Неглинка преизрядно и воздух в центре города не озонировала. В екатерининские времена параллельно руслу реки от нынешней Самотёчной площади был прорыт канал, и воды Неглинки были направлены в него. Старое русло засыпали. Берега канала отделали диким камнем, установили красивые ограды. Возле Кузнецкого моста предполагалось устроить площадку с фонтанами и установить здесь памятник Екатерине II. Но этот проект так и не был претворён в жизнь. А устройство канала оказалось малоэффективным средством в деле очистки неглименской воды.
И тогда в 1817 -1819 годах Неглинку от той же Самотёчной площади и до устья спрятали под землю. Над подземным руслом от Театрального проезда до Трубной площади устроили улицу, получившую название Неглинный проезд. Необходимо отметить, что до революции помимо Неглинного проезда в Москве была ещё и Неглинная улица – вдоль ограды Александровского сада. В начале 1920-х годов проезд получил статус улицы, а старую Неглинную улицу переименовали в Манежную.
Ещё в XIX веке на отрезке от т. н. Сандуновской площадки (сейчас этот топоним не употребляется) до Трубы разбили небольшой бульвар, который некоторое время носил название Неглинного бульвара. Бульвар этот сохранился до наших дней, но входит в состав Неглинной улицы и самостоятельным топонимическим объектом уже давно не является.
По обеим сторонам Неглинной во второй половине XIX - начале ХХ столетий был выстроен целый ряд представительных зданий с торговыми помещениями на первых этажах.
От перекрёстка с Кузнецким мостом хорошо видно красивое здание знаменитого Петровского пассажа (Неглинная улица, 13), построенного в 1906 году. Здание имеет выход и на улицу Петровка – отсюда название. Первые пассажи – крытые галереи между двумя улицами, как правило, со стеклянными крышами, и магазинами по обеим сторонам прохода появились в Москве почти двести лет назад. Их начали строить потому, что магазинам и лавкам не хватало уличных фасадов. Самый первый пассаж – галерея Голицына – открылся как раз на Неглинной, рядом с Малым театром. Это здание не сохранилось, оно сгорело ещё в 1912 году.
Напротив Петровского пассажа - величественное здание Банка, возведённое для Московской конторы Госбанка Российской империи в 1894 году (ул. Неглинная, д. 12).
Сразу за Сандуновским переулком можно увидеть ещё один прекрасный дом (ул. Неглинная, д.14), богато украшенный лепниной и скульптурой. Построен он был более века назад для Веры Фирсановой, владелицы самых знаменитых московских бань – Сандуновских. Бани находятся как раз за этим зданием. Основаны бани были актёром Силой Сандуновым ещё в начале XIX века и никогда не меняли своего предназначения. При Фирсановой бани перестраивались и стали «такими, каких еще не было в Москве».


Помимо этого на улице сохранилось ещё немало интересных памятников, которые взяты в наши дни под государственную охрану, как объекты культурного наследия. К их числу относятся: доходный дом с магазинами Московского купеческого общества (ул. Неглинная, д. 8), комплекс доходных домов куп. Архангельских (ул. Неглинная, д. 18), ресторан «Эрмитаж» (ул. Неглинная, д. 29, стр. 1).

В 2015 году была проведена реконструкция улицы: здесь создана общественная зона с деревьями и скамейками, и вымощенная плиткой пешеходная зона (тротуары расширили, местами на 1, 5 – 2 метра), и полностью обособленная велодорожка (единственная полностью обособленная велодорожка в Москве). Почти все пространство улицы украшают деревья в гранитных кадках. Проезжая часть сократилась до двух полос. Раньше минимум одну полосу занимали брошенные вдоль дороги машины. Сейчас же здесь платная парковка, а для автомобилей созданы специальные парковочные карманы. Одну из нелегальных парковок даже переделали в общественное пространство с деревьями и скамейками. Сняты рекламные растяжки, лайтбоксы, убраны фалшфасады, а крупные вывески поменяли на новые в соответствии с дизайн-кодом. Установлены новые фонари.

Нежилые объекты:

• Гостиница «Арарат Парк Хаятт Москва» 5* (№ 4; с 2002 года, на крыше – панорамный ресторан «Консерватория»). 

На этом месте более 50 лет функционировало знаменитое кафе «Арарат», которое размещалось в 2-этажном здании.
Гостиница «Арарат Парк Хаятт» располагается в центре столицы. Это пятизвездочный отель с более чем 200 комфортабельными номерами.
Здание воздвигнуто в 2002 году на месте двухэтажного дома. На первом этаже располагалось кафе «Арарат», на втором — гостиница на 10 номеров. В 80-е годы 20 века сооружение закрыли на ремонт. Автором проекта нового отеля выступил архитектор Мурад Саргсян. Также над отелем работали армянские и российские архитекторы, итальянские, американские и российские дизайнеры. При строительстве были использованы цвета и материалы, характерные для Армении — черный, желтый и розовый вулканический камень.
Фасад строения выполнен в эклектическом стиле. Классический фундаментальный орден с колоннами разбавлен козырьком из стекла сложной геометрической формы. Центральную часть отеля завершает стеклянная волнообразная крыша. В гостинице построена маленькая армянская часовня, над которой потом достроили купол. Изюминка отеля — стеклянные панорамные лифты, которые разработала фирма Eiffel.
Отель включает 206 номеров, в том числе 32 апартамента, созданных дизайнером Тони Чи. Здесь есть кафе, рестораны, конференц-зал, спа-центр, оздоровительный клуб.
• Высшее театральное училище имени М. Щепкина (№ 6/2, стр. 1; здание начала 19 века, училище с 1809 года, Михаил Щепкин — русского актер и педагог училища в 1830-63 годах). «Здесь училась выдающаяся русская актриса народная артистка РСФСР Мария Николаевна Ермолова». «Здесь в театральном училище с 1832 года по 1863 год преподавал великий русский актер Михаил Семенович Щепкин».
Длинное двухэтажное здание на углу Неглинной и Пушечной улиц стало родным домом для многих выдающихся актёров, театральных режиссёров и творческих гениев.

В древности здесь располагалось одно из крупнейших производств Москвы – Пушечный двор. В дальнейшем земля, долгое время остававшаяся незастроенной, принадлежала причту церкви святых Иоакима и Анны, разобранной в конце XVIII века, а затем в 1822 году перешла к Военно-сиротскому отделению 2-го учебного карабинерного полка – тогда появились каменные здания, сдававшиеся внаём под магазины и конторы. В 1856 году строения за 35000 рублей приобрело Театральное ведомство, для которого они были объединены и перестроены по проекту архитектора Кавоса, в эти же годы работавшего над восстановлением Большого театра. Здания были приспособлены под театральное училище, переехавшее с Кузнецкого моста, из зданий усадьбы Мясоедовых, и открывшееся на новом месте в 1863 году.

Императорское московское театральное училище берет свои истоки ещё в структуре Московского Воспитательного дома, где с 1773 года существовала театральная школа. Официально же самостоятельное училище учреждено указом императора Александра I 28 декабря 1809 года для воспитания профессиональных актеров по двум направлениям: балет и драматический театр – соответствующие отделения были созданы в училище. В начале ХХ века в балетное отделение принимались дети от 9 до 11 лет, причём для приходящих обучение было бесплатным. На драматическое отделение принимали после 17 лет, со свидетельством об окончании не ниже 5 класса среднего учебного заведения или сдавших экзамен при поступлении в училище. Здесь уже обучение было платным – 100 рублей в год. Успешно окончившим драматическое отделение присваивалось звание неклассного художника.

Помимо главного двухэтажного здания, училище также владело четырёхэтажной постройкой на Пушечной улице, в которой размещалась домовая церковь во имя святой Марии Магдалины, а также квартиры преподавателей. Выпускники драматического отделения со временем пополняли труппу Малого театра. В 1832–1863 году в Императорском московском театральном училище преподавал Михаил Семёнович Щепкин – один из величайших русских актёров, чьё имя сегодня носит училище.

После революции место училища заняли Драматические курсы при Государственном академическом Малом театре, позже ставшие Театральными мастерскими, затем техникумом, а в 1935 году был восстановлен статус училища. В 1943 году оно получило статус высшего учебного заведения, сохраняющийся и в наши дни. На фасаде дома установлены мемориальные доски, в память о М.С. Щепкине и Марии Николаевне Ермоловой.

Одно из старейших театральных высших учебных заведений, готовит артистов драматического театра и кино. 
Ведёт историю от Московского Императорского театрального училища, учреждённого императором Александром I в 1809 на основе театральной школы (создана в 1773 г.) при Воспитательном доме. 
В 19 в. в училище преподавали М. Щепкин (1832—63; с 1938 г. училище носит его имя), А. Ленский и др., значительный вклад в развитие училища внёс А. Островский. Воспитанниками училища были крупнейшие актёры Малого театра: М. Ермолова, Г. Федотова, А. Остужев, Е. Турчанинова, В. Рыжова, В. Пашенная, Ю. Юрьев и др. 
После 1917 г. в училище преподавали Н. Костромской, И. Платон, К. Хохлов, Пашенная, К. Зубов, И. Судаков, В. Цыганков, Л. Дейкун, А. Дикий, Л. Волков, М. Царёв, М. Гладков, М. Кнебель и др. 
В 1943 г. училище получило статус вуза. 
В составе училища (1996): 5 кафедр (мастерства актёра, пластического воспитания актёра, сценической речи, философии и культурологии, искусствоведения), национальные студии, библиотека (свыше 30 тыс. единиц хранения). 
В 1996 г. в училище обучалось 195 студентов, работал 91 преподаватель, в том числе 2 доктора наук, 19 профессоров, 1 член-корреспондент РАН и др. Среди педагогов — актёры Малого театра Н. Анненков, Ю. Соломин, В. Коршунов, Д. Кознов, В. Сафронов, Н. Верещенко, Н. Афонин и др. Среди выпускников училища актёры П. Луспекаев, С. Любшин, О. Даль, В. Соломин, И. Чурикова, О. Меньшиков и др.
Училище размещается в здании, построенном в 1822 г. для Военного сиротского училища (по рисункам архитектора О. Бове). 

В 1863 г. здание передано театральному училищу и специально перестроено для него архитектором А. Никитиным по проекту архитектора А. Кавоса (в 1992 г. установлена охранная памятная доска). 

На здании — мемориальные доски в память Щепкина и Ермоловой; во внутреннем дворе — скульптурный портрет Щепкина.
– Памятник М. Щепкину – у здания Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина.
Михаил Щепкин (1788—1863) — актер, один из основоположников русской актерской школы.
Скульптор: А. В. Тарасенко. Архитектор: А. К. Тихонов
Материалы: бронза, гранит, металл
Год установки: 1980
Памятник М. С. Щепкину был открыт 4 октября 1980 г. Фигура Щепкина в полный рост установлена на невысоком постаменте. Актер одет по моде эпохи, в которой он жил: длиннополое пальто, в правой руке шляпа-цилиндр. Характер обработки фактурной поверхности памятника позволяет акцентировать внимание на тщательной проработке образа, определяя художественную выразительность произведения.

• Департамент культуры города Москвы (№ 8/10; 19 век, бывший доходный дом Московского купеческого общества).

Дом с протяженным фасадом по Неглинной улице, расположенный между Кузнецким мостом и Пушечной улицей, до революции принадлежал Московскому купеческому обществу. Здание было возведено в 1888 г. на месте прежнего трехэтажного дома. Его строительство было отмечено одной из самых серьезных техногенных катастроф XIX в. в Москве.

В октябре 1888 г. произошел обвал почти выстроенного по проекту архитектора А.С. Каминского доходного здания. Под обломками погибли 11 человек и еще 11 получили тяжелые травмы. Созданная экспертная комиссия выявила многочисленные технологические упущения строителей, в первую очередь ускоренные темпы возведения здания: застройщики желали завершить строительство к зиме и подгоняли рабочих. Несмотря на то что конструктивных ошибок в проекте Каминского обнаружено не было, а его план предусматривал проведение поэтапных работ, его признали виновным в нарушении строительных норм безопасности и приговорили к церковному покаянию и шести неделям домашнего ареста. Наказание, казалось бы, несерьезное, но сам факт признания его виновным означал крах профессиональной карьеры. В последующие годы и до самой смерти, последовавшей в 1897 г., заказов ему больше не поступало. «Семейным» архитектором он остался только для братьев Третьяковых, своих родственников: Каминский был женат на Софье Михайловне Третьяковой.

Тем не менее дом на Неглинной улице по его проекту был достроен. Здесь в разные годы располагалось немало известных магазинов. Ювелирные магазины К. Фаберже и Ф.А. Лорие, знаменитый магазин Дациаро, где продавали художественные репродукции, картины, открытки собственного производства, эстампы и гравюры, принадлежности для черчения, чайный магазин Петра Боткина, мебельный салон придворного фабриканта П.А. Шмита, отца революционера Николая Шмита, трагически погибшего в Бутырской тюрьме.

В 1907 г. дом перестраивался по проекту архитектора В.В. Шервуда.

В советское время в верхних этажах здания располагались коммуналки. В 1950-е –1960-е годы в квартире № 9 на третьем этаже жил знаменитый бард, поэт, киноактер Юрий Визбор со своей первой женой Адой Якушевой. В конце 1960-х годов дом был расселен, и сюда въехало Главное управление культуры Мосгорисполкома. Департамент культуры г. Москвы находится здесь и сейчас.

На первом этаже располагалась популярная шашлычная и кафе «Полевой стан». А также хорошо известный многим музыкантам магазин музыкальных инструментов, сохранившийся здесь и доныне (редкое постоянство для современной Москвы).


Территория, на которой в настоящее время находится дом, в средние века граничила с Пушечным двором. 

В 17 в. участок принадлежал окольничему князю П. Львову, затем его потомкам. 

В начале 1820-х гг. вдоль Неглинного пр. было построено протяжённое двухэтажное здание, углом выходящее на ул. Кузнецкий Мост. Здесь находились кондитерские Педотти, Дубле, Трамбле, рисовальная лавка, магазин парфюмерии И. Грейба, а также целый ряд модных магазинов. 

В 1859 г. в здании был открыт магазин музыкальных инструментов и нот А. Гутхеля, ставшего одним из крупнейших нотоиздателей России. 

В середине 1850-х гг. в доме поселился зубной врач Л. Адельгейм, отец известных артистов-трагиков братьев Адельгейм. 

В 1874 г. участок приобрело Московское купеческое общество. 

В доме разместилась Купеческая управа, которая поручила в 1887 г. зодчему А. Каминскому строительство нового здания. 

Зимой 1888 г. почти выстроенное здание неожиданно обрушилось, а под его завалами погибло 11 чел. 

Обрушившееся здание было достроено в 1889 г. 

Перестройки: 1907 г., арх. В. Шервуд; 1947 г.

Дом представляет собой яркий пример крупных деловых строений в классическом стиле. Симметрично-осевая композиция здания имеет три активно выделенных вертикальных оси, соответствующих трём парадным входам с Неглинной ул. Основным акцентом главного фасада вдоль Неглинной ул. являются три двухэтажные лоджии, обрамленные колоннами ионического ордера. Выходящий на ул. Кузнецкий Мост боковой фасад подчёркнуто второстепенен к главному, в нём используются лишь элементы оформления соединительных частей фасада по Неглинной ул. Переход фасада на боковое крыло оформлен срезанным углом и расположенном на этом месте отдельным входом и аттиком над угловой частью. В оформлении угла здания использованы скульптурные изображения женских головок, относящиеся уже к декоративным приёмам модерна начала XX в.

После постройки доходного дома с его угла разместился магазин фирмы Фаберже. Здесь же находился мебельный магазин фирмы П. Шмита, размещались конторы и редакции издателя А. Липскерова – популярной московской газеты «Новости дня» и журнала для велосипедистов «Циклист», контора газеты «Новый путь», книжный магазин с библиотекой «Агентства Парижской прессы», зубоврачебный кабинет Д. Фейнемана, нотный магазин «Э. Эберг и К°», кондитерские «Флей» и Дубле, ювелирные магазины Овчинникова, Ф. Лорие и А. Усталло.

В 1920-х гг. в здании размещался книжный магазин издательства «Молодая гвардия» и Московское управление недвижимыми имуществами (МУНИ) Мосгорисполкома. 

В 1921 г. на первом этаже была открыта московская контора Арманда Хаммера, а позднее разместилось Московское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. 

В начале 1990-х гг. на первом этаже дома работала популярная шашлычная «Полевой стан». 

Значительно хуже внешнего вида сохранились интерьеры здания – до наших дней дошли парадные лестницы, оформление лестничных площадок и арочных окон второго-третьего этажей.

• Поликлиника ЦБ РФ (№ 11/8, 1900 год постройки; бывший дом виноторговой фирмы «Депре»).

Дом семьи Депре — французских виноторговцев. 

Сооружён в 1900 году по проекту архитектора Р. Клейна на месте более старого здания, принадлежавшего той же семье. Фирма была знаменита, «вино от Депре» пользовалось в Москве большой популярностью.

Под зданием расположены обширные подвалы, использовавшиеся для хранения вина. 

Здание реставрировано в начале 21 века, в ходе реставрации восстановлена стилизованная под старину вывеска торгового дома Депре.

• Центральный банк РФ (№ 12; с 1990 года, здание конца 19 века).

До конца XIX века на том месте, где сейчас находится комплекс зданий Центробанка России, располагался обширный сад, разбитый еще в XVIII веке при усадьбе графа И.И. Воронцова. Террасами спускался он от главного дома на Рождественке к берегу реки Неглинки. Пруды, фонтаны, мраморные лестницы, парковая скульптура, оранжереи. Этот сад прекрасно виден и на Хотевском плане Москвы 1852 г. В XIX веке в нем был устроен аптекарский огород для практических занятий по фармакогнозии студентов Медико-хирургической академии, а позже – медицинского факультета Московского университета.

Вырубили его только в 1890 г. На месте сада и засыпанных прудов вдоль Неглинного проезда (нынешней Неглинной улицы) по проекту архитектора К.М. Быковского было заложено здание Московской конторы Госбанка Российской империи. Это одна из лучших работ известного зодчего, бывшего долгое время председателем Московского архитектурного общества. Трехэтажное здание расположено с некоторым отступом от красной линии улицы. Обращает на себя внимание центральный ризалит, подчеркнутый высокими окнами с арочными завершениями, над которыми располагаются скульптурные изображения головы Меркурия и аллегорические фигуры, символизирующие различные отрасли хозяйства. Аналогичные по символике рельефные композиции орудий труда расположены и под тремя центральными окнами. Барельефы были выполнены знаменитым скульптором А.М. Опекушиным, автором памятника Пушкину в Москве.

Первоначально по обеим сторонам от главного здания располагались два небольших двухэтажных флигеля, украшенных по фасаду колоннами коринфского ордера. По красной линии Неглинного проезда флигели были соединены узорной решеткой из полосового железа, выполненной в кузнице Е.С. Куприянова. Решетка сохранилась до наших дней, а на месте старых флигелей в 1927-29 годах по проекту архитектора И.В. Жолтовского, при участии Г.П. Гольца, были выстроены два шестиэтажных корпуса. Их фасады содержат детали декора в духе итальянского Ренессанса. Любопытная деталь правого корпуса: на стене у двери укреплен старинный градусник.

С момента постройки и до настоящего времени в здании располагается банк. В советское время – Госбанк СССР, ныне – Центробанк России.


Центральное здание построено по проекту архитектора К. Быковского в 1895 г. 

Боковые корпуса на месте старых флигелей выстроены в 1927-29 годах по проекту архитектора И. Жолтовского, при участии Г. Гольца.

Центральный банк Российской Федерации был учреждён 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчётный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР. Центральный банк Российской Федерации — верхний уровень двухуровневой банковской системы в Российской Федерации, которая состоит из Банка России и коммерческих банков (и других кредитных организаций).

• Сандуновские бани (№ 14 с несколькими строениями; по фамилии грузинского актера Силы Сандунова (1756-1820), который их построил; восемь номеров и у каждого есть своя история и индивидуальный стиль; отдельный номер представляет собой мини-баню с гостиной, комнатой отдыха, бассейном и парной). 

История знаменитых Сандуновских бань прослеживается еще с XVIII в. и берет свое начало в Санкт-Петербурге. В екатерининские времена на сцене придворного Эрмитажного театра выступала несравненная певица Елизавета Уранова. В этом же театре служил прекрасный актер Сила Сандунов. Между молодыми людьми зародилась любовь. Ее история стоит отдельного рассказа. Несмотря на все перипетии, влюбленные обвенчались и вскоре переехали в Москву.

В Первопрестольной они открыли торговые бани. Те первые бани находились на берегу реки Неглинки, в районе нынешней Театральной площади. Несколько позже супруги приобрели обширный участок земли, где до этого располагались огороды бывшей Звонарской слободы, и здесь выстроили новые бани, получившие название Сандуновских. Несмотря на неоднократную смену владельцев, бани сохранили свое название до наших дней.

Бани, открывшиеся в 1808 г., вскоре стали крайне популярны в Москве.

К началу XIX в. воды Неглинки были столь загрязнены, что использовать их для банного дела не представлялось возможным, тем более что через несколько лет речку спрятали под землю, в коллектор. Но возле бань, на углу Звонарского переулка и Неглинного проезда, был устроен большой пруд-резервуар для воды, который питался первоначально почвенными водами, а потом и водой из московского водопровода. Пруд был осушен и засыпан в конце XIX в. при строительстве доходного дома (Неглинная ул., д. 14).

После смерти С.Н. Сандунова бани меняли своих хозяев, пока их владельцем не стал купец 1-й гильдии Иван Григорьевич Фирсанов. В фирсановском роду бани оставались до 1917 г.

После смерти И.Г. Фирсанова они перешли к его дочери и единственной наследнице Вере Ивановне, женщине очень красивой и при этом предприимчивой. Вместе со своим вторым мужем Алексеем Ганецким она решила полностью перестроить старые бани. Известный в Москве архитектор Б.В. Фрейденберг, при участии С.М. Калугина, возвел для Фирсановой доходный дом по красной линии Неглинного проезда (ныне – Неглинная улица) и полностью перестроил здание бань.

Между Звонарским и Сандуновскими переулками возник целый банный комплекс. Здесь все было свое. Своя электростанция – одна из самых мощных в Москве того времени, своя артезианская скважина, своя водокачка на берегу Москвы-реки в Нижнем Лесном (ныне – Курсовой) переулке. В нарядном здании водокачки в наше время располагается Визовый отдел посольства Швейцарии. Был устроен водопровод с прекрасной очистной системой.

В банях было устроено обязательное простонародное 5-копеечное отделение и роскошное дворянское. Особых слов заслуживают интерьеры самого дорого мужского 50-копеечного отделения (в советские годы и сейчас – Высший разряд). Вестибюль в стиле рококо, раздевальня, выполненная в готическом стиле и украшенная по одной из стен мозаичной картиной работы художника В.А. Фролова, читальня в стиле ренессанс. И, конечно, гордость бань – «Помпеевский» зал с обширным бассейном, облицованным «английским фарфором». Помимо русской парильни – сухая «ирландская», а также турецкая бани.

Несколько проще, но тоже очень богато было отделано и 10-копеечное отделение.

Торжественное открытие состоялось в феврале 1896 г.

В советские годы Сандуны никогда не закрывались. Действуют они и сейчас, являясь одними из четырех дореволюционных бань, работающих в Москве и поныне.

Недавно Сандуновские бани были отреставрированы.


Очень часто дом № 14 по Неглинной улице называют Сандуновскими банями. Подобная подпись встречается и на дореволюционных открытках. Но это не так. Дореволюционной владелицей и доходного дома, и бань была В.И. Фирсанова, строились здания одновременно, в середине 1890-х годов, по проекту одних и тех же архитекторов – Б.В. Фрейденберга и С.М. Калугина. И даже в дворовом корпусе доходного дома располагалось до революции номерное банное отделение. Но все же знаменитые «Сандуны» находятся за зданием, выходящим фасадом на Неглинную улицу, во второй линии домов.

Дом же, расположенный по красной линии Неглинной, между Сандуновским и Звонарским переулками, строился как доходный с жилыми квартирами и помещениями под магазины. Порой его даже называли «Сандуновский пассаж».

Фасады здания украшены обильной лепниной: маскароны в виде львиных масок, головы Тритона, лепные фигуры морской девы с лирой в руках и юноши, трубящего в рог, появляющихся на морских конях из пены моря. Фигуры тритонов на насыщенном декором куполе. Скульптурные композиции моющихся мальчиков на крыше. Мощная трехчастная арка с красивой решеткой ворот, ведущая во внутренний двор, бывший до недавних пор проходным и выполненный в «мавританском» или «арабском» стиле с многочисленной скульптурой и несохранившимся фонтаном. В целом вся богатая декорация фасадов призвана была стать своеобразной архитектурной рекламой – парадные врата в мир банного царства.

Над аркой под часами видны римские цифры: «MDCCCXCV» – 1895 – год постройки дома.

До революции верхние этажи здания были заняты роскошными квартирами, предназначенными для сдачи внаем. Здесь же находилась и квартира хозяйки дома.

Во всех этажах боковых корпусов, выходящих фасадами в переулки, также располагались жилые помещения. В 1902 г. пятикомнатную квартиру на первом этаже окнами в Звонарский переулок снимал А.П. Чехов вместе со своей женой О.Л. Книппер-Чеховой. Здесь у них бывали А.М. Горький, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Ф. Комиссаржевская, И.А. Бунин, В.А. Гиляровский, артисты Художественного театра.

В торговые помещения первого этажа со стороны Неглинного проезда (нынешней Неглинной улицы) вскоре после постройки дома въехал нотный магазин знаменитого нотоиздателя П.И. Юргенсона. Магазин «Ноты» находился здесь более века, до середины 2000-х годов. Сейчас в здании расположены различные организации, рестораны и магазины.

Наиболее известные бани в Москве. 

Построены в 1808 актёром С. Сандуновым. 

Затем банями владели или их арендовали Ламакины, П. Бирюков, лесопромышленник И. Фирсанов, его дочь В. Гонецкая и зять А. Гонецкий. 

В 1894—95 гг. Гонецкие перестроили бани по проекту архитекторов Б. Фрейденберга и С. Калугина. Новый комплекс включал бани, жилые и торговые помещения, в том числе нотные издательство и магазин П. Юргенсона. 

В пышном эклектическом оформлении главного фасада корпуса выделяется мощная необарочная арка, сквозь которую виднеется лёгкая трёхчастная «мавританская» арка, оформляющая вход в собственно Сандуновские бани. 

Инженерное оборудование «Сандунов» находилось на самом высоком уровне: имелся собственный водопровод, построенный московской фирмой «К. Зигель» по проекту инженеров Н. Зимина и И. Карельских. Вода проходила специальную фильтрацию. Были сооружены электростанция и насосная станция (Курсовой переулок, 7/31, ныне здание на реставрации). Бани обеспечивались горячей водой при помощи 3 водогрейных котлов, изготовленных московским заводом фирмы «Мюллер, Фугельзанг и Ко». Интерьеры отличались роскошью и оригинальностью отделки, особенно Мавританский зал. 

В «Сандунах» существовали отделения с входной платой в 5, 10, 50 копеек и специальные кабинеты с входной платой до 10 рублей. «Сандуны» — одна из достопримечательностей города.

Название происходит от фамилии грузинского актёра екатерининских времён Силы Сандунова (1756—1820), в 1800-е гг. выкупившего участок земли по реке Неглинной и устроившего там бани. Как следует из завещания Сандунова, фамилия его имеет грузинские корни — Зандукели.

В течение 19 в. бани неоднократно меняли владельцев, в 1869 г. их приобрёл купец-домовладелец Иван Фирсанов, а после его смерти в 1881 г. перешли к его единственной дочери, Вере Фирсановой (её именем названа подмосковная Фирсановка). Добившись развода с ненавистным первым мужем, Фирсанова вновь вышла замуж, за офицера Алексея Ганецкого — сына прославленного генерала, участника Крымской войны Н. Ганецкого. Муж В. Фирсановой и подал идею построить на месте старых бань такие, каких ещё не было в Москве.

В 1894 г. Ганецкий нанял известного архитектора Б. Фрейденберга, однако вздорный нрав заказчика вынудил Фрейденберга бросить проект на полпути и покинуть Москву. 

Бани были достроены архитектором С. Калугиным (при участии В. Чагина) и открыты публике 14 февраля 1896 г. 

Здание стилизовано под дворцы Венского барокко и имеет уникальный по качеству и уровню сложности скульптурный декор. Арка здания служила главным входом в комплекс бань. 

Воду бани брали по особой водопроводной нитке из реки Москвы, от Бабьегородской плотины, и из 700-футовой артезианской скважины. Электрическое освещение питалось от собственной электростанции (в 1896 г. её ток позаимствовали для освещения коронации Николая II). 

Помимо гостиницы и ресторанов, в Сандунах был даже «Зоологический магазин Ф.А. Ахиллеса». 

В бане было занято до 400 банщиков.

До 1917 г. в здании располагались гостиница, ресторан, музей гигиены и библиотека, фешенебельные апартаменты (проживали К. Станиславский, с мая по ноябрь 1902 года снимали квартиру А. Чехов с О. Книппер. и др.) 3-й этаж занимало крупнейшее в стране нотное издательство П. Юргенсона.

В 1945—46 гг. интерьеры здания были восстановлены архитектором В. Чагиным.

8 сентября 2011 г. в свой 203-й день рождения Сандуновские бани порадовали своих гостей открытием вновь отреставрированных Номерных отделений. Как и прежде, номеров восемь и у каждого есть своя история и свой неповторимый индивидуальный стиль. Отдельный номер представляет из себя мини-баню с гостиной, комнатой отдыха, бассейном и парной.

• Бывший доходный дом Коломейцевых (№ 15; конец 19 века). 

Дом доходный Лясотович - А. Коломейцева, построен в 1859 г. 

Перестроен в 1899 г., архитектор К. Буров.

• Гостиница «Петр I» 5* (№ 17, стр. 1). 

Бывший доходный дом П. Молчанова — А. Коломейцева (1869, архитектор Н. Степанов; 1899, Л. Бетелев; 1940-е). 

133 просторных номера. 7 конференц-залов.

• Московская телекоммуникационная корпорация – торговая марка «АКАДО-Телеком» (№ 17, стр. 2). 

Бывший доходный дом П. Молчанова — А. Коломейцева (1865; 1870, архитектор Н. Степанов; 1899, Л. Бетелев; 2000).

• Торгово-сервисный центр (№ 18/1, стр. 1). 

Бывший доходный дом из комплекса домов купцов Архангельских – административное здание, 1834 г., 1876 г., арх. М. Быковский, 1889 г., О. Пиотрович, 1990-е гг.

• Бывший доходный дом из комплекса домов купцов Архангельских (№ 18/1, стр. 1а). 

История домовладения прослеживается с 1834 г., когда оно принадлежало титулярному советнику Я.Н. Турунову и включало две постройки: главный дом – двухэтажное жилое строение с галереей на каменных столбах, выходившее фасадом на «бульвар от Трубы» (нынешняя Неглинная улица), и нежилой деревянный флигель в Нижнем Кисельном переулке. В 1844 г. главный дом перестраивался и обрел железный балкон во втором этаже. На месте деревянного флигеля по Кисельному переулку было возведено каменное двухэтажное строение с галереей.

В 1876 г. у тогдашних владельцев Ладыжинских усадьбу приобрел государственный крестьянин Алексей Иванович Архангельский. Он затеял перестройку и капитальный ремонт своих строений. По проекту архитектора М.Д. Быковского слева от старого главного дома было выстроено новое трехэтажное здание.

В 1882 г. после смерти А. Архангельского владение перешло к его сыну Михаилу, московскому купцу 2-й гильдии.

Через семь лет архитектор О.Г. Пиотрович (это была первая самостоятельная работа известного зодчего) полностью перестроил дом по Нижнему Кисельному переулку, надстроил его, а также старый дом третьим этажом и объединил все три строения в единый архитектурный объем с проездными воротами во двор со стороны переулка. Фасады получили эклектический декор с лепными гирляндами под окнами второго этажа и лепным вензелем владельца между окон третьего этажа над проездной аркой.

Под домом в коллекторе протекает ручей, один из безымянных притоков реки Неглинки.

До революции нижний этаж здания занимали различные лавки, в том числе галантерейный шляпный магазин Чистякова. В верхних этажах располагались жилые квартиры, сдававшиеся внаем.

В советские годы в доме располагались коммунальные квартиры. В 1990-е годы здание было реконструировано, в нем расположились различные учреждения.

Административное здание, 1889 г., арх. О. Пиотрович, 1990-е гг.

• Комплекс бывших доходных домов А. Архангельского (№ 18/1, стр. 2). 

Постройка хозяйственная – дом жилой – административное здание, 1843 г., 1892 г., 1920-е - 1930-е гг., 1960-е гг.
• Торговый центр «Неглинная Plaza» (№ 20). Торгово-офисный центр с жилым фондом. 
Раньше тут был жилой дом, в котором в 1980-х была "Кулинария", а потом "Охотничий магазин".
Построен в 2007 году. Якорные арендаторы: универсам «Азбука Вкуса», универмаг «Евродом», м-н электроники «М-Видео».
Рестораны: «Кофемания», «Винная история», стейк-хаус Goodman, «Планета Суши», Il Patio.
Подземная стоянка.

• Офисы (№ 21). 5 этажей.

• Федеральная налоговая служба России (№ 23; бывшее Министерство автомобильного транспорта РСФСР). 

Здание построено в 1934 году. Здесь же находится почта.

• Экспедиция Министерства здравоохранения РФ (№ 25). 

Бывший доходный дом Московского городского общества взаимного от огня страхования (построен в 1915 г., архитектор А. Эрихсон).

Изначально кирпичное здание с нештукатуренными стенами снаружи целиком покрыли керамоплиткой.

• Ресторан «Белое солнце пустыни» (№ 29). 

Открыт в 1967 г. как ресторан «Узбекистан». Восточная кухня. 

У входа вместо швейцара посетителей встречает Петруха с винтовкой.

• Театр «Школа современной пьесы» (№ 29, стр. 1; до 1917 года – ресторан и гостиница «Эрмитаж»; место встреч московской интеллигенции; в 2013 году в театре был сильный пожар).

Как гласит московская легенда, знаменитый ресторан «Эрмитаж» возник вследствие пристрастия французского кулинара Люсьена Оливье и московского купца Якова Пегова к нюхательному табаку. А лучший табак в Москве делал будочник на Трубе. Вот у этого будочника и произошло их историческое знакомство, переросшее впоследствии в общее дело – новый московский трактир.

В начале 1860-х годов здание, возведенное в 1816 г. на углу Петровского бульвара и Неглинного проезда (сейчас – Неглинная улица), было перестроено под трактир-ресторан с гостиницей и банями.

Слава о новом трактире пошла по всей Москве, а в карманы компаньонов потекла прибыль. Заведение хоть и называлось трактиром, но по сути было рестораном на парижский манер. Разве что официанты привычно назывались половыми и одеты были не во фраки, а в белые рубахи тонкого голландского полотна, подпоясанные шелковыми поясами.

Очень быстро ресторан стал излюбленным местом отдыха московской интеллигенции. В апреле 1879 г. москвичи чествовали в «Эрмитаже» И.С. Тургенева. В «Эрмитаже» проходили в 1870–1880-е годы и знаменитые «танеевские обеды». Члены кружка передового юриста и социолога В.А. Танеева обсуждали на этих обедах злободневные вопросы современности. И свадьба Чайковского с девицей Милюковой состоялась тоже здесь. Здесь же в 1902 г. прошел банкет, организованный М. Горьким по поводу премьеры «На дне».

А в Татьянин день ресторан отдавался на откуп московским студентам и их профессорам. Прослушав литургию в университетском храме, студенты валили в «Эрмитаж». Полы в ресторане к этому дню застилали соломой, дорогую посуду со столов убирали, закуски выставляли попроще... И студенты, под пиво с водочкой, демократично братались с любимыми профессорами и во всю силу молодых легких орали: «Долой самодержавие!» Полиции в этот день давалось строгое предписание соблюдать политический нейтралитет.

Именно в стенах этого ресторана родился знаменитый салат «Оливье», который мы нынче тазиками готовим на Новый Год. Рецепт его, как и сама история возникновения, окутан легендами. Изначально он именовался «Майонез из дичи» и салатом как таковым не являлся, но был закуской под водку. Несколько позже все компоненты стали перемешивать и заправлять соусом провансаль. Новое блюдо пошло на ура и, как оказалось, надолго пережило своего творца.

Люсьен Оливье умер в 1883 г. и похоронен в Москве на Немецком кладбище.

А ресторан в конце XIX века перешел во владение торгового товарищества «Эрмитаж». И дважды перестраивался, в 1885 и в 1902 годах, по проектам архитекторов М.Н. Чичагова и И.И. Бони.

История его закончилась в 1917 г. В первые послереволюционные годы в части здания поселилась американская благотворительная миссия АРА (Американская администрация помощи голодающим).

А в 1923 г. в здание въехал Дом крестьянина: общага с кинотеатром на 450 мест. Кинотеатр получил название «Труд».

После войны дом передали издательству «Высшая школа», которое находилось в нем до конца 1980-х годов. В 1989 г. сюда въехал театр «Школа современной пьесы».


До революции здесь были ресторан и гостиница «Эрмитаж». Здание построено в 1864 году по проекту Д. Чичагова. 

Перестроено в начале XX в. архитектором И. Бони. 

Пристройка осуществлена в 1911 году по проекту архитектора Ф. Кольбе.

Ресторан многие годы был своеобразным клубом московской интеллигенции. Здесь происходили профессорские обеды, на которых можно было услышать яркие злободневные выступления видных деятелей русской науки, литературы, искусства. Здесь же праздновался Татьянин день – годовщина основания Московского университета (25 января), и владельцы ресторана предоставляли студентам роскошный зал (читайте А. Чехова). Здесь 6 марта 1879 г. московская общественность дала торжественный обед в честь приезжавшего в Москву И. Тургенева. 

В 1902 г. М. Горький и артисты Художественного театра праздновали в «Эрмитаже» премьеру пьесы «На дне». 

Знаменитый повар Оливье здесь изобрёл знаменитый салат.

Создание Московского театра «Школа современной пьесы» было задумано и воплощено режиссером Иосифом Райхельгаузом и его однокурсницей по учебе в ГИТИСе, заместителем начальника управления культуры Мариной Дружининой. Художественным руководителем стал Райхельгауз, директором – Дружинина, которая 27 марта 1989 зарегистрировала новый театр и нашла для него помещение в центре Москвы на Трубной площади (официальный адрес: Неглинная 29/14) – некогда знаменитый зеркальный зал ресторана «Эрмитаж» (с прекрасной акустикой), где бывали А. Чехов, А. Суворин, Ф. Шаляпин.

В начале ноября 2013 года тут случился пожар.

• Комплекс застройки владения 19 – нач. 20 вв. (Пеговых). 

Дом доходный с банями – административное здание (№ 29, стр. 3). 

Построен в 1821 г., перестроен в 1843 г., арх. Дурасов, 1877 г.

• Бывший ресторан (№ 29, стр. 4), построен в 1902 г., арх. И. Бони, перестраивался в 1906 г., арх. И. Мочалов, 1911 г. 

Комплекс застройки владения 19 - нач. 20 вв. (Пеговых).

• Дом моды Lidia Soselia и ресторан «Узбекистан» (№ 29, стр. 5).

• Бани – склады (№ 29, стр. 6), построены в 1861 г., перестроены в 1923 г. 

Комплекс застройки владения 19 - нач. 20 вв. (Пеговых).

Жилые дома:

3 этажа (№ 16/2, стр. 4). 1913 год постройки. На 1-м этаже – м-н «Добрынинский и партнёры», Кафе «Кулинарная лавка братьев Караваевых», химчситка, пиццерия и пр.

3-7 этажей (№ 20; 2007 год постройки). В составе торгово-офисного центра «Неглинная Plaza».

4 этажа (№ 27). Конец 19 века. 

Многие помещения заняты офисами. 

Часть комплекса доходных домов Г. Лазарика (1876, арх. М. Арсеньев).

Нумерация зданий нестрогая. Некоторые здания, находящиеся на этой улице, числятся по соседним улицам.

Достопримечательности:

Театр «Школа современной пьесы» (№ 29/14).

Здания 19 — начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Трубная» и «Кузнецкий мост» пешком. Общественный транспорт по улице не проезжает.


Видео:




Состояние на 29.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий