среда, 26 октября 2016 г.

Софийская набережная

Расположение:

Набережная проходит по району Якиманка (ЦАО) от Берсеневской набережной, Большого Каменного моста и улицы Серафимовича до Раушской набережной, Большого Москворецкого моста и улицы Большая Ордынка. 

Проходит правому по берегу Москвы-реки. 

Недалеко – метро «Боровицкая», «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина» и «Арбатская». 

Рядом – Кремль.

Описание:

Набережная с двухсторонним движением автотранспорта (по одной-двум полосам в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Москва-река отделена от тротуаров и проезжей части низким парапетом. Длина – около 800 метров.

История:

В 16 в. в районе современной набережной находились царский плодовый сад, в 1705—1840 гг. Суконный двор — одна из первых московских мануфактур. 

С 1780-х гг. застраивалась каменными домами, в одном из которых жил архитектор В. Баженов. 

В 1830—40-х гг. была сооружена каменная набережная (инженеры Н. Яншин, А. Дельвиг). 

В 1860-х гг. построена гостиница — так называемое Кокоревское подворье (д. 34), в которой в разное время останавливались И. Крамской, В. Верещагин, Д. Мамин-Сибиряк, И. Репин, П. Чайковский. 

На набережной сохранились здание частного женского училища (д. 10), строения бывшего машиностроительного завода Г. Листа (д. 12; с 1920 — завод «Красный факел»), особняк Харитоненко (д. 14; ныне в нём — посольство Великобритании), особняк купца Лобкова (д. 22), Бахрушинское подворье (д. 26). 

В 1930-х гг. Софийская набережная реконструирована.

Набережная названа в первой половине 19 века и снова в 1994 году по храму Софии, Премудрости Божией в Средних Садовниках, который находится на этой наб.

В 1964-1994 годах — набережная Мориса Тореза (в честь председателя французской коммунистической партии Мориса Тореза (1900-1964), который неоднократно бывал в Москве).


Здесь располагались дома известных благотворительных обществ, а последние годы не утихают споры о будущей застройке этой части «золотого» острова.
Софийская набережная идет от Большого Каменного и до Большого Москворецкого моста, расположена прямо напротив Кремля. Исторически здесь были низкие болотистые берега, отчего до сих пор местность называют «болотом». С XVI века на месте Болотной площади располагался Великий луг. В XVII-XVIII веках луг использовался как место публичных казней: в частности здесь в 1775 году был казнен Емельян Пугачев с соратниками. Однако луг использовался и для праздничных гуляний: в 1724 году здесь проходили торжества по случаю коронации Елизаветы Петровны, отчего место стали называть Царицыным лугом. Осушить болота удалось только во второй половине XVIII века, когда был прорыт Водоотводный канал, превративший эту местность в настоящий остров. С одной стороны теперь остров омывается Москвой-рекой, с другой – каналом. После осушения место стало использоваться как торг, после 1917 года было застроено амбарами, использовавшимися разными компаниями для хранения своей продукции или запасов. После войны, в 1946 году, на этом месте разбили сквер, украшенный фонтаном и газонами.
Участок между Фалеевским переулком и Большим Москворецким мостом занимают корпуса Кокоревского подворья и Бахрушинского дома дешевых квартир. В Кокоревском подворье останавливались в Москве Чехов, Крамской, Верещагин, Репин, Чайковский, не говоря уже о купцах и кутилах, которые любили отдыхать в гостиничном ресторане. Владение на углу с Фалеевским переулком застроено в 1900 – 1903 годах комплексом домов братьев Бахрушиных. Это был фактически первый опыт сотрудничества частного капитала и городской власти: на деньги Бахрушиных были построены и полностью содержались дома, где на льготных условиях проживало более 600 взрослых и более 1300 детей в 456 квартирах. Квартплата там была настолько мала, что по большей части просто доказывала порядочность жильцов и их готовность платить столько, сколько им по силам. В советские годы дома отданы под учреждения.
На противоположной стороне Фалеевского переулка находится ряд двухэтажных домов, в советское время густозаселенных. В угловой части длинного дома на углу Фалеевского и Софийской набережной в первой трети XIX века располагался кабак.
Самым значительным зданием на Софийской набережной является усадьба Харитоненко, мецената и покровителя искусств. Главный дом усадьбы богато украшен изнутри, интерьеры сохранились, ныне дом занимает резиденция английского посла.

Не повезло участку бывшей фабрики Листа, рядом с владением Харитоненко. С 1997 года фабричные строения сносились, исчезли бронзовые скульптуры (изготовления самой фабрики), украшавшие пилоны ворот. Ныне огромное пространство не занято ничем и охраняется частным охранным предприятием. С начала 200-х существовало несколько вариантов застройки этой части набережной, включая вариант с уничтожением всего, кроме усадьбы Харитоненко. Однако впоследствии был принят более щадящий проект, предполагающий застройку в существующих масштабах двух- трехэтажными небольшими зданиями. Фалеевский переулок послужил декорациями к съемкам фильма «Сибирский цирюльник», и при разработке нового проекта застройки было принято решение воспользоваться сохранившейся видеосъемкой для того, чтоб разработать проект так, чтоб вид на Кремль из Кадашей не пострадал. Пока что пустырь на Софийской набережной, а так же находящееся рядом с ним здание Александро-Мариинского училища ожидают своей участи.

На набережной долгое время сохранялись фигурные фонарные столбы 1940-х гг. на 4 светильника, которые были демонтированы и заменены на обыкновенные в ноябре 2014 года.


Застройщик Золотого острова напротив Кремля снес квартал 
со зданиями 19 века между Софийской набережной, Болотной площадью и Фалеевским переулком. От 7 зданий остались только фасады: это особняк княгини Н. Оболенской 1817 года постройки, усадьба Якова Сивова 1821 года, жилой дом 19 века, дом архитектора Петрова 19 века и дом начала 20 века. Полностью снесен дом архитектора Елиева 1885 года постройки. Большую часть построек пытались снести еще при Лужкове ради строительства элитного жилого и развлекательного комплекса, но работы были заморожены. Все это время здания были заброшенными, у некоторых не было кровли и перекрытий. Теперь тут строительные бытовки. Построят бизнес-центры и элитные дома.

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

• Заброшенное здание (№ 6). Двухэтажный особняк 1885 г. (арх. А. Калмыков), в руинах. 

Это всё, что осталось от обширного комплекса первой фабрики Эйнем.

По одной из версий, это дом Малюты Скуратова с подземным ходом в Кремль. Однако, при сносе в Чертолье (на другой стороне реки) храма Похвалы Богородицы была обнаружена могильная плита с именем Малюты Скуратова, что практически подтверждает наличие его дома в приходе этой церкви. Кроме того, технический уровень того времени не давал возможности устроить ход под Москвой-рекой.

• Главный дом бывшей усадьбы Дурасовых (№№ 8-10; 18-19 века, затем Мариинское училище, которое готовило гувернанток и домашних учительниц; здесь в 1894-1901 годах преподавал Сергей Рахманинов; в 1917 – 1960-х годах – школа, а затем – проектные организации).

История участка начинается в 18 в., когда частью его владел Сергей Лопухин, сын «думного дворянина» Авраама Лопухина и двоюродный брат царицы Евдокии, первой жены Петра I. 

В 1711 г. владение переходит к его дочери Мавре, по мужу – графине Шереметевой, и остаётся в этом роду до 1750-х гг., до объединения участков. 

В непосредственной связи с Петром был и владелец другой части владения, Тимофей Надаржинский, духовник царя. 

Согласно исследованиям, о богатствах белого духовенства в России не слышали до начала 18 в., а первым священником, чьё состояние воистину поражало воображение, был как раз Надаржинский.

Объединённый участок в 1750-х гг. приобретает Василий Еропкин, президент Ревизион-коллегии, он и строит дом, находящийся в основе существующего ныне здания. 

Почти полвека спустя домом владел отец Екатерининского фаворита Платона Зубова, обер-прокурор Сената, запомнившийся современникам своим взяточничеством.

Акварель Д. Индейцева, написанная в 1850 году изображает этот дом самым роскошным в ряду других зданий Софийской набережной. Таким он стал, вероятно, при своих последних частных владельцах Дурасовых. 

Трёхэтажное здание украшено коринфским портиком, по сторонам которого стоят скульптуры. По этому штриху, повторяющемуся и в архитектуре Пашкова дома, можно предположить, что автором проекта был сосед Дурасова, архитектор Баженов.

Когда в 1860 году Дамское попечительство о бедных начало подыскивать новое место для устроительства училища, лучшего дома и найти было нельзя. Мариинское училище, названное так в честь рано умершей дочери одной из попечительниц, открывает новую страницу истории дома.

В здании Мариинского училища, специально перестроенного для этого в 1870-х гг., девочки из бедных семей получали образование и профессию гувернантки и домашней учительницы – однако преподаватели здесь были несомненно высокого уровня: профессора Московского университета и – по музыкальной части – основатель консерватории Николай Рубинштейн. 

Семь лет преподаванию (1894–1901 гг.) в Мариинском училище посвятил Сергей Рахманинов. По воспоминаниям учениц, он держался замкнуто и строго на уроках – однако с большим удовольствием аккомпанировал хору училища, а в качестве подарка мог устроить фортепианный концерт. Специально для хора Мариинского училища Рахманинов написал шесть песен на слова Некрасова, Лермонтова и других поэтов. 

Метафизические связи с музыкальностью места подчёркивает и тот факт, что в домовой церкви училища венчался брат Чайковского. Значит, и Пётр тоже не мог не посещать этого дома!

После революции здание прославилось больше в литературе и мемуарах, чем в музыке. Дом был передан 19-й школе им. Белинского (сейчас она находится в здании советской постройки в 3-м Кадашевском пер., где учились дети из знаменитого Дома на набережной. Здесь прошли первые годы школьной жизни Юрия Трифонова, прекрасно описавшего школу и её учеников в романе «Дом на набережной». 

После войны в школе учился музыкант Андрей Макаревич, которому, в отличие от Трифонова, повезло её окончить, а в старших классах ещё и повоевать с директором из-за длинных волос и одежды «под битника».

В 1970-х гг. в здание переезжает «Моспроект-2», сотрудниками которой были известные реставраторы и историки Е. Трубецкая, А. Клименко, спасшие немало зданий от сноса.

В 2008 году дом Мариинского училища удалось отстоять: здание было приговорено к сносу. 

Сейчас на территорию вокруг дома претендует крупный гостиничный холдинг, планирующий перестройку дома 8 и новое строительство на месте домов 10 и 12. 

Несмотря на то, что проекта, одобренного Департаментом культурного наследия, так и не существует, здание «оцеплено» охраной и стягами фирмы Strabag, угробившей не одно старинное здание в Москве.

• Бывший инженерный корпус завода Густава Листа (№ 12, 19 век).

• Резиденция посла Великобритании (№ 14, стр. 1–3; бывший дом сахарозаводчика Павла Харитоненко, конец 19 века; в советское время – миссия Датского красного креста, затем — видные иностранные гости: английский писатель и публицист Герберт Уэллс (1866-1946), выступали Ф. Шаляпин и А. Скрябин; премьер-министры Великобритании — Уинстон Черчилль, Антони Иден, Гарольд Вильсон, Маргарет Тэтчер останавливались здесь во время своих визитов в СССР).

Усадьба на Софийской набережной была построена в 1891–1893 гг. по заказу известного фабриканта, сахарозаводчика Павла Харитоненко. Это владение принадлежало семье Харитоненко еще с 1870 х годов, стоявшие здесь здания использовались под конторские и складские нужды. 

В начале 1890 х годов Харитоненко решил построить здесь усадьбу для себя и своей семьи. В глубине участка, с небольшим отступом от красной линии, был выстроен новый двухэтажный дом, с двух сторон фланкированный флигелями, выходящими торцевыми фасадами на красную линию набережной.

Усадьба была спроектирована архитектором Василием Залесским в ренессансно-барочном стиле. Строгий и в то же время нарядный фасад дома отделан рустом, окна оформлены классическими наличниками, замковые камни над окнами первого этажа украшены маскаронами. Центральная часть здания выделена ризалитом с балконом второго этажа, который покоится на четырёх тосканских колоннах. Здесь находится вход в особняк, к которому ведут два изгибающихся пандуса.

Для оформления интерьеров дома П. Харитоненко пригласил молодого архитектора Фёдора Шехтеля – это была одна из первых самостоятельных работ будущего мастера. Богато отделанные интерьеры главного дома, которые сохранились до наших дней практически в неизменном виде, были оформлены в разных стилях. 

Все помещения первого этажа (столовая, гостиная, кабинет с библиотекой), а также вестибюль, парадная лестница и две гостиных второго этажа выполнены в излюбленном тогда Шехтелем «готическом» стиле. Большой парадный зал на втором этаже отделан в классическом стиле с изящной позолоченной лепниной и наборным паркетом. Соседний рокайльный зал украшен потолочной росписью в стиле 18 века, её автор – известный французский художник Франсуа Фламенг.

Семья фабрикантов Харитоненко была хорошо известна в дореволюционной России. Основателем купеческой династии был Иван Харитоненко, родом из украинских крестьян. 

В 1860 х годах он занялся выращиванием сахарной свёклы и основал в городе Сумы первый сахаро-рафинадный завод. К концу жизни он стал одним из крупнейших сахарозаводчиков в Российской Империи. Прославился как щедрый благотворитель: на его средства в Сумах были построены городская больница, духовное училище, детский приют, в Харькове – общежитие для студентов; также немало жертвовал он в пользу местных храмов. 

Семейное дело унаследовал и приумножил его единственный сын Павел, который прославился и как благотворитель, и как один из крупнейших коллекционеров живописи. 

Его собрание, большая часть которого хранилась в особняке на Софийской набережной, включало в себя западноевропейскую и русскую живопись, а также древнерусские иконы. Бо́льшая часть картин висела в рокайльном зале. В коллекции Харитоненко были работы художников Крамского, Нестерова, Айвазовского, Верещагина, Васнецова, Репина, Серова и других. Как и его отец, Павел Иванович не жалел денег на благотворительные цели – он построил в Сумах собор, кадетский корпус, приют, больницу, жертвовал на нужды церкви и Общества попечения о больных детях, выделил средства на создание памятника Богдану Хмельницкому в Киеве и на строительство московского Музея изящных искусств. За свои заслуги, в том числе и на ниве благотворительности, Павел Иванович Харитоненко в 1899 году был возведён в потомственное дворянское достоинство, на его гербе был начертан девиз «Трудом возвышаюсь».

В особняке Харитоненко часто устраивались приёмы и концерты, на которых выступали Фёдор Шаляпин и Александр Скрябин, а Иван Москвин был режиссёром домашних любительских спектаклей.

После 1917 года вся семья Харитоненко покинула Россию, а их особняк (как и все владения) был национализирован. Сначала здесь разместилась миссия датского Красного Креста, потом усадьба была передана в ведение Наркомата Иностранных дел. Здесь были устроены квартиры сотрудников НКИД, главный дом часто использовался для приёмов иностранных гостей – так в 1920 году здесь останавливался писатель Герберт Уэллс, позже – писатель и журналист Артур Рэнсом, бизнесмен Арманд Хаммер, король Афганистана Аманулла; бывала здесь и знаменитая Айседора Дункан.

В 1931 году в усадьбе разместилось посольство Великобритании. В разные годы здесь останавливались многие английские политики и дипломаты – Уинстон Черчилль, Гарольд Макмиллан, Маргарет Тэтчер. В 1994 году во время своего официального визита в Россию здесь побывала королева Великобритании Елизавета II, в разные годы особняк посещали и другие члены британского королевского дома – принц Филипп герцог Эдинбургский, принцесса Анна, принц Эдвард, Диана принцесса Уэльская.

• Офисы (№ 14, стр. 4). Хозяйственный корпус (конюшня) бывшей городской усадьбы П. Харитоненко. 

Построен в 1890-е гг., перестроен в 1920-е гг. Инженер-архитектор В. Залесский

Входит в состав ансамбля «Городская усадьба П. Харитоненко, 2-я пол. 19 в. - 1-я пол. 20 в., инженер-архитектор В. Залесский, архитектор Ф. Шехтель, художник Ф. Фламенг. Здесь на музыкальных вечерах выступали певец Ф. Шаляпин, композитор А. Скрябин».

• Филиал ОАО "Мосэнерго" (№ 16). 
Бывший дом Н. Терещенко.
Двухэтажный особняк постройки 1844 г.

Всероссийский съезд Советов одобрил план электрофикации России в декабре 1920 года. 

Электрическая компания в Москве это "Мосэнергосбыт" – не только старейшая, но и крупнейшая энергосбытовая компания в России. Ее клиентами являются более 136 000 организаций и более 5,5 млн бытовых потребителей.

• Руины особняка княгини Н. Л. Оболенской (№ 18). Трёхэтажный особняк постройки 1817 г. 

Принадлежал княгине Н. Л. Оболенской, затем перешёл в купеческие руки. 

В 1861 г. был перестроен.

• Заброшенный трёхэтажный кирпичный жилой дом (№ 18/8, стр. 5). 

Построен около 1900 года. 

Этот дом уже много лет стоит как заброшенный и уже рушится серьезно. Кто владелец этого дома - неизвестно. И во двор нереально пройти, там охрана, охранявшая какую-то стоянку из нескольких машин.

В мае 2018 г. застройщик ООО «Международный парк развлечений и туризма» произвёл снос здания до фасадной стены.

• Бывший дом Якова Сивова (№ 20, середина 19 века). 

Построен в 1821 году. 

Долгое время был в заброшенном состоянии.

В мае 2018 г. застройщик ООО «Международный парк развлечений и туризма» произвёл снос здания до фасадной стены.

• Бывший дом купца Лобкова (№ 22, начало 19 века, сильно перестроен в начале 21 века). 

Построен в 1816 г. на руинах старой дворянской усадьбы купцом Лобковым. 

Памятник стиля ампир. 

«Атлас промышленности Московской губернии» упоминает о том, что здесь располагалась фабрика на 26 рабочих мест (вероятно, в пристройках на заднем дворе). 

В 2003 г. дом был реконструирован с надстройкой мансардного этажа и полной заменой перекрытий и задней стены.

• Заброшенный бывший дом Лебедевой (№ 24/2). Построен после 1825 г.

• Бывший дом бесплатных квартир для вдов с детьми и учащихся девиц братьев Бахрушиных (№ 26/1, конец 19 века, в советское время – министерство нефтяной и газовой промышленности СССР; ныне офисный центр со штаб-квартирой «Роснефть»). 

На углу Софийской набережной и Фалеевского переулка располагается красивый четырехэтажный дом. Не дом даже, а дворец, усадьба знатного вельможи. И место какое! Прямо напротив Кремля! А это и есть дворец, но не княжеский, а милосердия! Но, впрочем, по порядку.

С начала XIX века на этом месте находилось владение Д. Ф. Фалеева: главный дом и расположенные по бокам флигели. Во второй половине XIX столетия усадьба переходит к знаменитым купцам Бахрушиным, владельцам кожевенной и суконной мануфактур. Семейство Бахрушиных было известно своей благотворительностью: богадельня и училище в Зарайске - на родине предков, больница в Сокольниках (лечение в больнице было бесплатным: больные именовались пенсионерами братьев Бахрушиных), дом призрения для неизлечимых больных, городской сиротский приют в Сокольнической роще с неприкосновенным капиталом в 450 тыс. рублей, Театральный музей, театр Корша.

В 1894-1903 годах на месте бывшего владения Фалеева Бахрушины строят «Дом бесплатных квартир имени братьев А. А. и В. А. Бахрушиных» для нуждающихся вдов с детьми и учащихся девушек (курсисток). Первая очередь «Дома…» по проекту архитектора Ф. О. Богдановича (Дворжецкого-Богдановича) была выстроена на углу Болотной площади у Кокоревского бульвара (сейчас это часть Болотной набережной). В доме было двести квартир. В угловом верхнем этаже находилась часовня.

Следом отстроен корпус по Софийской набережной. Возведен он по проекту любимого зодчего Бахрушиных К. К. Гиппиуса архитектором Ф. О. Богдановичем. Фасад, отмеченный тремя ризалитами, богато декорирован лепниной, выполненной по растительным мотивам. Стройная и величественная архитектура здания соответствует месту, ведь на противоположном берегу - Кремль.

В 1903 г. была освящена церковь Николая Чудотворца, выполненная по проекту всё того же Ф. О. Богдановича. Церковный купол, возвышающийся над зданием, перекликается с куполами кремлёвских соборов. Часовня после этого была упразднена, но на углу здания, выходящего на Болотную площадь, под самой крышей, в напоминание о ней был установлен барельеф «Всевидящее Око». В советское время Око было заменено на… ну, конечно, на «серп и молот».

Впоследствии между двумя зданиями было построено и третье.

Всего в Бахрушинском доме было 456 квартир. Каждая в одну комнату площадью от 13,2 до 30,4 метра. При доме работали начальное училище, два детских сада и ремесленные мастерские, бесплатное обучение для курсисток на 120 человек и столовая.

Незадолго до Первой мировой войны в Бахрушинском доме проживало 2000 человек (631 взрослых, 1378 детей), в том числе, 160 курсисток. С 1916 года по завещанию одного из братьев - Александра Алексеевича Бахрушина - на улучшение питания в столовой выделялось дополнительно 5 тыс. руб. в год. Всего же обошёлся дом Бахрушиным в 1 257 тысяч рублей.

После революции и национализации Никольский храм был закрыт, крест сломан. В доме разместились коммунальные квартиры. В послевоенные годы у здания появился новый хозяин – Министерство нефтяной и газовой промышленности СССР. В настоящее время – «Роснефть».


Построен в 1894 г. (автор — академик архитектуры Ф. Богданович). 

В комплексе зданий размещались приют, детский сад, мастерские, столовая, больница и аптека. 

В 1903 г. освящена домовая церковь Николы Чудотворца. Всего к 1912 г. в комплексе зданий проживало около 2000 чел.

В советское время в здании находилось Министерство нефтяной и газовой промышленности СССР.

В конце 1990-х гг. часть помещений занимал «Прок-театр» Владимира Епифанцева. А в подвалах здания снималась часть фильма «Зелёный слоник», где Епифанцев сыграл одну из главных ролей. 

В офисах работает очень много народа. Деньги там получают сумасшедшие. 

В этот офис Улюкаев приехал за 2 млн. $ и уехал уже в наручниках.

• Офисы (№ 30).

• Офисы (№ 30, стр. 1).

• Офисы (№ 30, стр. 2).

• Частный домик с палисадником (№ 30, стр. 6). 

Живёт здесь старый профессор МГТУ им. Баумана. В подъезде напротив продают, чинят и настраивают фортепиано – раньше здесь был производственный комбинат Союза композиторов. 

Этот участок, по состоянию на март 2016 года, оценивается не менее чем в 20 миллионов долларов.

• Православный храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках с колокольней и надвратным храмом иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (№ 32; Центральное викариатство, Москворецкое благочиние. Приделы: апостола Андрея Первозванного и святителя Николая Чудотворца. История: построен в 1722 г. Колокольня (с храмом иконы «Взыскание погибших») – 19 в. В 1929 г. – закрыт и сильно пострадал (в нем были жилой дом, «Союз безбожников», лаборатория МИСИС и др.). Снова открыт в 1995 г. Арх-ра: состоит из основного объема с 5 главами, трапезной и шатровой колокольни. Декор: кокошники, поливная черепица, оконные наличники. Святыни: чтимые иконы святителя Николая Чудотворца и святителя Спиридона Тримифунтского с частицами их мощей. Духовенство: настоятель – священник Владимир Волгин; другие клирики: священники Василий Бакулин, Константин Кувшинников, Игорь Спартесный и Дмитрий Данилов; дьяконы Геннадий Сорока, Сергей Сальников, Юрий Арсенов и Иван Грузинов. Богослужение: ежедневно утром в 8.00 (по воскресеньям и большим праздникам 2 литургии – в 7.00 и в 9.30), накануне воскресений и больших праздников вечером – в 18.00. Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; молодежные чаепития; паломнические поездки; певческая школа; консультации разных специалистов; помощь нуждающимся прихожанам вещами, продуктами, деньгами, отправка посылок с книгами и вещами заключенным в колонии, волонтерская помощь, благотворительные поездки. Сайт есть и сделан неплохо).

Построена в середине 17 в. (первое упоминание — 1682) на месте деревянного храма, стоявшего здесь в 1493 г. 

Его посвящение, вероятно, связано с выходцами из Новгорода, расселёнными здесь в конце 15 в. по велению великого князя Ивана III. 

Позднее эта территория вдоль берега Москвы-реки, напротив Кремля, была занята государевыми садами. 

Первоначально церковь состояла из бесстолпного двухсветного одноглавого четверика с трёхчастной апсидой, небольшой трапезной и шатровой колокольни. 

Вероятно, в 1680-х гг. была предпринята первая перестройка здания, в ходе которой четверик получил пятиглавое завершение с горкой кокошников. 

На протяжении 18-19 вв. церковь перестраивалась ещё несколько раз, однако наиболее значительные изменения её внешний облик претерпел в 1891—93 гг.: прежнюю трапезную (колокольня к этому времени была уже разобрана) сменила новая, двухпридельная (престолы Андрея Первозванного и Николая Чудотворца). Её фасады украшены килевидными оконными наличниками, а дверной проём на западной стене обрамлён порталом с навершием в виде разорванного фронтона. В соответствии с этим в духе «русского стиля» была изменена внешняя отделка храма и апсиды, выполненная с частичной перелицовкой стен. 

Во время реставрационных работ 1970—80-х гг. на первоначальных объёмах были восстановлены оконные и дверные проёмы (без обрамлений), барабаны венчающего храм пятиглавия, украшенные «островерхой» аркатурой, кокошники, карнизы с поясами поребрика и бегунца. 

В интерьере сохранились фрагменты стенописи рубежа 19-20 вв. работы художника В. Комаровского. 

Отдельно стоящая трехъярусная колокольня сооружена в 1862—68 гг. по проекту архитектора Н. Козловского. Её стройный и выразительный объём, решённый в «русско-византийском» стиле, по масштабу не связан с храмом, но соответствует вертикалям кремлёвских башен и является объединяющей высотной доминантой всей застройки набережной. Монументальное двухэтажное основание колокольни (на втором этаже находится церковь во имя иконы Богоматери «Взыскание Погибших»), прорезанное сквозным проездом, ведущим на церковный двор, несёт вытянутый четверик, на который поставлен изящный восьмерик звона, завершённый шатром с окнами-«слухами». Белокаменный декор памятника — угловые колонки, карнизы и обрамления проёмов — отличается насыщенной и разнообразной резной отделкой. 

Отдельно стоящая трехъярусная шатровая колокольня была построена в 1860-х годах по проекту архитектора Н.И. Козловского. Нижний этаж монументального первого яруса в центре имеет сквозной проезд на церковный двор, на втором – храм в честь иконы Божией Матери "взыскание погибших". Второй ярус – четверик. На третьем ярусе – восьмерике – размещаются колокола. он увенчан шатром с главкой и крестом. Колокольня, построенная в русско-византийском стиле, соперничала по высоте с завершенным в 1859 году храмом Христа спасителя. 

Никак не перекликаясь со зданием самой церкви Софии Премудрости Божией, она гармонирует с вертикалями кремлевских башен и колокольней Ивана великого, расположенными на другом берегу Москвы-реки. И это не случайно – колокольня должна была стать частью "софийского ансамбля", в который входило бы и соответствующее по масштабам и архитектурному облику новое здание храма. Идея возвести в центре Москвы, напротив кремля, соразмерный храму Христа Спасителя и кремлевским соборам храмовый комплекс, соименный главной святыне византийской империи – Святой Софии Константинопольской, отсылала к известной концепции "Москва – Третий Рим" и подчеркивала значение Первопрестольной как мирового оплота православия. Грандиозным планам не суждено было сбыться: архитектурная комиссия установила, что здание храма не впишется в узкий участок земли, вытянутый между рекой и обводным каналом. 

Строительство колокольни продолжалось с 1862 по 1868 годы, и приходилось на период, последовавший за поражением в крымской войне и резким ослаблением позиций России. Вряд ли можно считать простым совпадением посвящение надвратного храма именно иконе Божией Матери "Взыскание погибших". в 1908 году, когда во время наводнения вода в Москве-реке поднялась почти на 10 метров, колокольня сильно пострадала. 

Храм был закрыт в 1930 году. с 1960 года здание колокольни находится под государственной охраной, с 1973 года – это объект культурного наследия республиканского (в настоящее время – федерального) значения. Тем не менее почти 20 лет (с 1973 по 1992 годы) в ней размещался трест подводно-технических и строительных работ "союзподводгазстрой". В 1992 году храм, а в 1994 году и колокольня были переданы русской православной церкви. Престол надвратной церкви иконы Божией Матери "Взыскание погибших" освятили в 1995 году. 

Колокольня реставрировалась в 1960-м, затем реставрационные работы проводились в конце 70-х – начале 80-х годов. В 1998 году, по инициативе церковной общины, заслуженный художник российской Федерации, художник-реставратор первой категории Д.В. Витошнов провел первичные научно исследовательские работы по настенной живописи в интерьерах колокольни. Делая пробную расчистку фрагментов росписей в надвратной церкви, реставраторы сняли пять слоев краски. Тогда же, в конце 1990-х, начались работы по восстановлению колоколов звонницы. Но средств прихода на проведение комплексных реставрационных работ не хватало. 

В 2010 году Правительство Москвы приняло решение о проведении полномасштабной реставрации колокольни. К этому моменту сохранность объекта была удовлетворительной, но реконструкции и реставрации требовали фундамент, цоколь, перекрытия, кровля, столярные заполнения, а также инженерные системы здания. Помимо укреплений фундаментов и несущих конструкций, реставрации фасадов, монтажа инженерных систем, установки нового позолоченного креста, точно соответствующего сохранившимся историческим чертежам, и колоколов проводились работы и во внутренних помещениях. Была отреставрирована чугунная лестница. во внутренних помещениях воссозданы полы, отреставрированы поверхности сводов. В рамках этапа по восстановлению внутреннего убранства колокольни в 2013 году проведены консервация и реставрация лепного позолоченного декора сводов и стен. 

Церковь закрыта около 1930 г. 

Одна из икон, хранившихся в храме, — «Богоматерь Владимирская» (17 в.) — в собрании Государственной Третьяковской галереи.

Известен с 1495 г. 

Сохранившаяся каменная церковь в слободе царских садовников построена в 1682 г., отдельно стоящая высокая шатровая колокольня с храмом во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших» построена в 1862-68 гг. (архитектор Н. Козловский), трапезная с приделами - в 1891–93 гг.

Храмы были закрыты около 1930 г., использовались под жильё, лабораторию, в 1970–80-х гг. частично отреставрированы. 

Надвратный храм возвращён Церкви в мае 1994 г., в 1995 г. его престол освящен малым чином. 

Церковь была отреставрирована и начала работать к 2004 г. 

Есть два магазина с церковной утварью, книгами и предметами культа.

• Бывшая гостиница «Кокоревское подворье» (№ 34; середина 19 века, здесь останавливались П. Чайковский, И. Крамской, И. Репин, В. Верещагин, Д. Мамин-Сибиряк и др.; в советское время здесь жили курсанты Военной академии им. Дзержинского; с 2000-х годах размещалось Управление военного образования ВС РФ, Главное военно-медицинское управление ВС РФ и ряд других структурных подразделения Министерства обороны РФ).


Крупнейшее, из сохранившихся на Софийской набережной зданий, «Кокоревское подворье», хотя и обезображено трехэтажной надстройкой ХХ столетия. Пояс из машикулей, навесных бойниц средневековых крепостей, в прошлом завершал здание и перекликался с башнями Кремля, стоящего на противоположном берегу Москвы-реки. Этот комплекс зданий, образующих замкнутый двор, тянется в глубину до самой Болотной улицы. «Кокоревское подворье», построенное в начале 1860-х гг. как гостиница с магазинами и оптовыми складами знаменитым богачом купеческой Москвы Василием Кокоревым.
История этого участка в прошлом связана с церковью святой Софии Премудрости Божией, находящейся неподалеку; в частности, там находились сады и огороды духовенства этой церкви. В 1773-1776 годах одним из владельцев участка слева от храма был зодчий Василий Баженов, работавший в Москве над циклопическим Большим Кремлевским дворцом,чье строительство не было завершено...
К началу 1860-х годов несколько соседних участков были объединены «скоробогачом» Василием Александровичем Кокоревым. Он прославился удачными финансовыми операциями, занимался железнодорожным строительством, винными откупамиучаствовал в нефтяном промысле в Баку. Он был известен как активный общественный деятель и коллекционер. Разрешение на постройку большого подворья в 4 этажа было им получено в июне 1860 года, в четыре года спустя строительство было завершено. Автором проекта стал петербуржский архитектор Иван Черник, а руководил строительством А. В. Булгарин (Васильев). Западная часть подворья называлась «Монаховым двором», а восточная - «Стрекаловым».
Это был первый в России многофункциональный деловой и общественный центр. После постройки в подворье насчитывалось 315 номеров ценой от 30 копеек до 4 рублей в сутки, общей вместимостью 700 мест. Торговая часть состояла из 20 роскошных магазинов, имелись подвалы и кладовые для товара.
В 1866г. в «Кокоревском подворье» останавливалась делегация Конгресса США, посетившая Россию с визитом сочувствия по отношению к императору Александру II, на которого было совершено покушение. В номерах гостиницы в разные годы жили писатели П. И. Мельников-Печерский, Д. Н. Мамин-Сибиряк, художники И. Н. Крамской и В. Д. Поленов. Здесь останавливались Л. Н. Толстой в 1867 году и многократно жил П. И. Чайковский во время своих визитов в Москву.
В 1889 году «Подворье» было продано Кокоревым из-за финансовых затруднений, гостиница работала до революции, после чего здание было передано оборонному ведомству. В первой половине XX века здание было надстроено на несколько этажей. Надстройка сделана без учета архитектуры подворья из низкокачественных материалов.

К началу ремонтно-реставрационных работ в 2015 году здание находилось в аварийном состоянии. Значительный объем работ был произведен по реставрации фасада, воссозданию утраченной чугунной галереи и карниза из машикулей – стилизованных навесных бойниц, восстановлению элементов планировки, включая сводчатые коридоры, и декоративной отделки интерьеров.


Главный фасад по набережной построен в 1860-е гг. по проекту архитектора И. Черника. 

В то время это была самая большая гостиница в городе. Здесь останавливались П. Чайковский, И. Крамской, И. Репин, В. Верещагин, Д. Мамин-Сибиряк. Чехов уподоблял кокоревское подворье испанским застенкам: «Вы опять в мрачном “Кокоревском подворье”. Это Эскориал, и Вы кончите тем, что станете Альбой». 

Главное здание надстроено в советские годы. 

В 1972 г. здесь жили курсанты Военной академии им. Дзержинского. 

В 2000-х гг. размещалось Управление военного образования ВС РФ, Главное военно-медицинское управление ВС РФ и ряд других структурных подразделения МО РФ.

В 2011 году Минобороны пыталось продать это здание на аукционе. Однако аукцион был признан несостоявшимся из-за отсутствия заявок: Минобороны не взяло на себя обязательство пересадить свое подразделение, которое занимает сегодня данное помещение.

Это здание надстроено тремя этажами (или даже четырьмя). Хотя зданию идет эта высота, но качество надстройки никуда не годится. Она чуть ли не панельно-блочная, в отличие от первых трех этажей, что видно невооруженным глазом и создает эффект дешевизны. 

В 60-е годы это было общежитие слушателей академии им. Дзержинского. На 2-3 этажах жили холостяки, а 4-7 этаж занимали семейные: огромные коридоры были для нас - детворы - настоящей улицей, мы и на велосипедах там катались, и со скакалкой прыгали, и в "классики" играли. Веселое и шумное было время. Праздники отмечали все вместе, на общих кухнях готовились салаты в тазиках. 

В 80-х годах в этом здании было 2-е отделение 4-ой комендатуры АХУ МО. На 6-7 этаже располагалось квартирно -эксплуатационное управление по г. Москве (КЭУ Москвы). Очень много служб еще находилось: финансисты, строители,экспертиза МО, отдел главного управления кадров МО, медики и др.

Здание передано в Управделами Президента, с Ильинки сюда переезжает Росархив и РГАНИ (Российский государственный архив новейшей истории).

– Стр. 3. Исторический «Корпус меблированных квартир с магазинами» бывшего Кокоревского подворья. Крупнейшее, из сохранившихся на Софийской набережной зданий, «Кокоревское подворье», хотя и обезображено трехэтажной надстройкой ХХ столетия. Пояс из машикулей, навесных бойниц средневековых крепостей, в прошлом завершал здание и перекликался с башнями Кремля, стоящего на противоположном берегу Москвы-реки. Этот комплекс зданий, образующих замкнутый двор, тянется в глубину до самой Болотной улицы. «Кокоревское подворье», построенное в начале 1860-х гг. как гостиница с магазинами и оптовыми складами знаменитым богачом купеческой Москвы Василием Кокоревым.

История этого участка в прошлом связана с церковью святой Софии Премудрости Божией, находящейся неподалеку; в частности, там находились сады и огороды духовенства этой церкви. В 1773-1776 годах одним из владельцев участка слева от храма был зодчий Василий Баженов, работавший в Москве над циклопическим Большим Кремлевским дворцом,чье строительство не было завершено.

К началу 1860-х годов несколько соседних участков были объединены «скоробогачом» Василием Кокоревым. Он прославился удачными финансовыми операциями, занимался железнодорожным строительством, винными откупами, участвовал в нефтяном промысле в Баку. Он был известен как активный общественный деятель и коллекционер. Разрешение на постройку большого подворья в 4 этажа было им получено в июне 1860 года, а четыре года спустя строительство было завершено. Автором проекта стал петербуржский архитектор Иван Черник, а руководил строительством А. Булгарин (Васильев). Западная часть подворья называлась «Монаховым двором», а восточная – «Стрекаловым».

Это был первый в России многофункциональный деловой и общественный центр. После постройки в подворье насчитывалось 315 номеров ценой от 30 копеек до 4 рублей в сутки, общей вместимостью 700 мест. Торговая часть состояла из 20 роскошных магазинов, имелись подвалы и кладовые для товара.

В 1866 г. в «Кокоревском подворье» останавливалась делегация Конгресса США, посетившая Россию с визитом сочувствия по отношению к императору Александру II, на которого было совершено покушение. В номерах гостиницы в разные годы жили писатели П. Мельников-Печерский, Д. Мамин-Сибиряк, художники И. Крамской и В. Поленов. Здесь останавливались Л. Толстой в 1867 году и многократно жил П. Чайковский во время своих визитов в Москву.

В 1889 году «Подворье» было продано Кокоревым из-за финансовых затруднений, гостиница работала до революции, после чего здание было передано оборонному ведомству. В первой половине XX века здание было надстроено на несколько этажей. Надстройка сделана без учета архитектуры подворья из низкокачественных материалов. 

Ранее здание принадлежало ЦНИИТЭИНефтехим. 

Затем здесь размещался 1-й спецбатальон ДПС ГИБДД (бывшее 1-е ОДПС ГИБДД), обслуживавший территорию Кремля, а также Фонд поддержки малого бизнеса, и др.

 – Стр. 5. «Корпус торгового склада» бывшего Кокоревского подворья. 

– Стр. 6. «Корпус торгового склада» бывшего Кокоревского подворья. 

В 1970–80-х годах здесь располагалась научная часть ГипроДорНИИ Министерства автомобильных дорог РСФСР.

• Причал Софийская набережная.

Идет строительство многофункционального комплекса «Царев сад» (№№ 34-36). Бизнес-центр с офисными помещениями, конференц-залом, торговыми площадями на 1 этаже и 4-этажной подземной автостоянкой. Многоэтажный комплекс, состоящий из трёх взаимосвязанных 7-10-этажных зданий с независимой инфраструктурой. Общая площадь всех зданий: 83,5 тыс. м² (47,5 тыс. м² –надземная и 36 тыс. м² – подземная часть).

Все работы проводились в рамках контракта, подписанного с финансово-строительной компанией «Кейстоун», после победы в тендере, на котором «АРМО-Инжиниринг» предложила заказчику использовать концепцию «интеллектуальное здание» для построения архитектуры инженерных систем и их интеграции в единую систему диспетчеризации здания. В рамках проекта компанией был разработан технический проект инженерных систем здания, комплексной системы безопасности и системы диспетчеризации здания. После утверждения проекта был выполнен монтаж инженерного оборудования, проведены пуско-наладочные работы и сданы в эксплуатацию системы электроснабжения, пожарной безопасности, охранной сигнализации, контроля доступа, телевизионного наблюдения первой очереди делового комплекса.

В 2001 г. финансирование двух следующих очередей интеллектуального здания «Царёв сад» было заморожено. Сейчас всё активно возводится.

Жилых домов нет.

Идет стр-во ЖК в начале набережной. Проект предусматривает малоэтажный комплекс, включающий в себя апарт-отель, жилье, офисы и гостиницу. Жилье будет представлено 139 квартира с готовой отделкой мирового уровня. Отель планируется на 60 номеров, который будет расположен в реставрированных и реконструируемых исторических особняках, расположенных вдоль Софийской набережной и имеющих прямые виды на Кремль.

До революции, с 1874 г. здесь размещался завод Густава Листа, выпускавший насосы и водопроводную арматуру. Впоследствии был построен новый завод (будущий «Борец» на Складочной улице), а здесь осталась старая территория, известная как завод «Лист-Софийский». Во время Первой мировой войны на заводе делали снаряды. В советское время национализированный завод получил название «Завод № 5», затем — «Гидрофильтр» и наконец — «Красный факел». На заводе выпускали холодильное оборудование, в том числе для военных, а так как окна старого посольства Великобритании (впоследствии там была резиденция английского посла) смотрели прямо на заводскую территорию, то при погрузке готовых изделий надо было следить, чтобы маркировка ящиков не была видна «английским шпионам». 

В конце 1990-х гг. правительство Москвы разрабатывало вопрос о реконструкции «золотого острова» напротив Кремля. «Поиски» увенчались постановлением 1104-РП от 08.11.2000 с красноречивым названием «О сносе строений № 1 дома 4; № 1 дома 6; № 1 дома 8; №№ 5, 6 дома 10 по Софийской наб. и строений №№ 2, 3, 4, 5б, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 13а, 15, 19 дома 14 по Болотной площади». К этому времени здания были большей частью выселены, в постановлении их владельцами и одновременно ответственными за снос были названы ОАО «Каменный мост» и ОАО «Кремлин Сайт». Под снос подпадали все строения на Софийской и Болоте к западу и к югу от английского посольства (квадратный участок площадью около 5 га). Среди них — не только малоизвестные палаты XVII в., но и признанный «фасадный» памятник (усадьба Дурасова — Мариинское училище, дома № 8-10). Через считанные дни, в ночь с 12 на 13 ноября 2000 г., ООО «Брук Мил» снесло палаты XVII в., где жил Пикарт — придворный художник Петра I, автор панорамы Москвы 1707 г. (дом № 6 внутри квартала), при этом был повреждён и соседний № 8. Общественный протест вынудил правительство Москвы скорректировать ближайшие планы, через три недели дома 8 и 10, непосредственно выходящие на набережную, были исключены из списка на снос. Дома 8 и 10 остаются выселенными и заброшенными по сей день и постепенно превращаются в руины. В ещё худшем состоянии крохотный угловой особняк под номером 4/2. Строительные работы на этом участке не ведутся, сам участок не охраняется.

Пустырь уже давно стал своеобразной достопримечательностью. Американцы поинтересовавшись его происхождением, очень искренне удивились его судьбой и в сердцах чертыхнулись в адрес "наших" олигархов. Но, справедливости ради, сказали: "вид пустыря очень колоритный и если восстановить исторические руины, разровнять и облагородить площадку, засадить деревьями свободную территорию, то можно соорудить нечто вроде нашего Манхэттэновского Центрального парка в миниатюре, с красивейшими видами на мосты, Кремль, набережную и старые кварталы города.

Все объекты находятся только по четной стороне набережной (по нечетной – Москва-река).

Нумерация домов нестрогая.

Достопримечательности:

Православный храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках с колокольней и надвратным храмом иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (№ 32).

Здания 18 — начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Боровицкая» пешком через Боровицкую площадь и Большой Каменный мост и на автобусе № 6 (проезжает всю набережную).


Видео:




Состояние на 17.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий