суббота, 22 октября 2016 г.

Малая Пироговская улица

Расположение:

Улица проходит по району Хамовники (ЦАО) от переулка Хользунова до Лужнецкого проезда. 

Проходит параллельно Большой Пироговской улице и рядом с ней. 

Недалеко – Москва-река и метро «Спортивная».

Описание:

От переулка Хользунова до Трубецкой улицы – двухстороннее движение автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении); от Трубецкой улицы до улицы 10-летия Октября и от Лужнецкого проезда до улицы 10-летия Октября – одностороннее движение автотранспорта по 1 или 2 полосам в сторону улицы 10-летия Октября. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение среднее. Длина – около 1, 8 км.

История:

До 1924 года – Малая Царицынская улица (по двору царицы Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I).

Улица названа в 1924 году вместе с Большой Пироговской в честь хирурга, естествоиспытателя и педагоге, основоположника военно-полевой хирургии Николая Пирогова (1810-1881).

Нежилые объекты:

• Научно-клинический центр физико-химической медицины (№ 1а; внедрение в практику здравоохранения новых средств и методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний человека на основе изучения физико-химических основ патогенеза). 

Раньше в этом здании размещался главный корпус 2-го Медицинского института. 

Последние 20 лет – НИИ медицинского профиля. Целью деятельности ФГБУ ФНКЦ ФХМ ФМБА России является внедрение в практику здравоохранения новых средств и методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний человека на основе изучения физико-химических основ патогенеза.

На базе ФГБУ ФНКЦ ФХМ ФМБА России проходят обучение студенты медико-биологического факультета РГМУ им. Н. Пирогова (кафедры биохимии, биофизики, экспериментальной и теоретической химии), студенты факультета фундаментальной медицины МГУ им. М. Ломоносова (кафедра медицинской и биологической физики, курс оперативной хирургии), а также студенты факультета молекулярной и биологической физики Московского физико-технического института (кафедра молекулярной медицины).
Памятник Пирогову Н. – на пересечении с пер. Хользунова, перед зданием 2-го Московского медицинского института им. Н. Пирогова.
Скульптор: В. О. Шервуд
Архитектор: Ф. Вишневский
Материалы: бронза, гранит
Год установки: 1897
Николай Пирогов (1810—1881) — хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии и русской школы анестезии.
Скульптор изобразил ученого сидящим в кресле. С большой правдивостью переданы черты лица Пирогова. Такая достоверность обусловлена тем, что Шервуду посчастливилось сделать скульптурный портрет врача еще при его жизни. 
Пирогов держит в правой руке хирургический инструмент, а в левой — человеческий череп.

• Поликлиника НИИ физико-химической медицины (№ 1, стр. 4). 

Основана в 2000 году.

Коллектив Поликлиники НИИ ФХМ представлен высококлассными специалистами: кандидатами и докторами медицинских наук, доцентами и профессорами ведущих медицинских ВУЗов, руководителями и членами профессиональных ассоциаций. Каждый из наших специалистов имеет огромный опыт в своей области. Различные профессиональные области интересов наших сотрудников, позволяют пациенту получить всесторонне обследование, что является основополагающим в искусстве постановки диагноза.

Диагностика в Поликлинике НИИ ФХМ ФМБА России поставлена на высочайшем уровне! Тесное сотрудничество с Научно-исследовательским институтом "Физико-химической медицины", позволяет нашим врачам вести научную работу, что делает их единственными в своем роде специалистами, которым доступны все передовые методы диагностики и лечения. Регулярное проведение (организация и участие) научных конференций в России и за рубежом дает возможность делиться опытом и перенимать его у западных коллег, как в плоскости диагностических процедур, так и в организации лечебного процесса.

Раньше это был научно-исследовательский корпус 2-го меда.
• Московский педагогический государственный университет (МПГУ) (№№ 1 и 29 с несколькими строениями; здание бывших высших женских курсов; начало 20 века). «В этом здании выступал Владимир Ильич Ленин 26 июля 1918 года на митинге трудящихся Хамовнического района с речью «Что дает трудовому народу Советская конституция», 28 августа 1918 года на 1 Всероссийском съезде по просвещению с речью по текущему моменту и 7 ноября 1921 года с речью на собрании рабочих, работниц, красноармейцев и молодежи Хамовнического района, посвященном празднованию четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции».  
Один из крупнейших российских педагогических вузов. 
Ведёт историю от Высших женских курсов профессора В. Герье, основанных в 1872 г. 
В 1918 г. они были преобразованы во 2-й МГУ, где в 1921 г. открыт педагогический факультет, реорганизованный в 1930 в самостоятельный педагогический вуз (МГПИ). 
Объединял три факультета: естественно-математический, общественно-литературный и педолого-педагогический. 
В 1930-х гг. сформировались основные факультеты МГПИ: исторический, языка и литературы, физико-математический, естествознания, географический, педагогический. 
С МГПИ объединены другие московские педагогические вузы: Московской педагогический (в 1943 г.; основан в 1923 г. как индустриально-педагогический), дефектологический (в 1942 г.; основан в 1938 г.), городской педагогический (в 1960 г.; основан в 1933 г.). 
В 1940—50-х гг. начал готовить учителей черчения и рисования, музыки, труда и др. 
С 1957 г. развернул подготовку учителей начальной школы с высшим педагогическим образованием. МГПИ стал одним из ведущих педагогических вузов СССР, центром научно-педагогических исследований. Среди профессоров МГПИ были А. Пинкевич, К. Корнилов, А. Каиров, А. Лосев, Б. Пуришев, А. Пёрышкин. 
Современные статус и название – с 1990 г.
В составе МПГУ: 18 факультетов (в том числе по специальностям общеобразовательной школы и дошкольного воспитания, а также социологический, славянской и западноевропейской филологии), подразделения повышения квалификации, научно-методический центр, НИИ дидактики высшего образования, 10 научных лабораторий. В фундаментальной библиотеке свыше 2 млн. единиц хранения. В 1997 обучалось свыше 12 тыс. студентов, 300 слушателей магистратуры, около 1 тыс. аспирантов. В университете занято свыше 2 тыс. преподавателей, в том числе свыше 340 профессоров, 17 членов РАН и РАО. При МПГУ действует издательство «Прометей» (учебная и научно-педагогическая литература).
МПГУ располагается в 13 учебных корпусах в различных районах города. Главное здание построено в 1912 по проекту С. Соловьёва на Царицынской улице (ныне Малая Пироговская улица) как аудиторный корпус Высших женских курсов. 

В 1970-х гг. возведены учебные и вспомогательные корпуса на проспекте Вернадского.

Основатель – профессор Московского университета В. Герье. Главный корпус МПГУ (бывш. МВЖК, 2-МГУ, МГПИ им. Ленина, МПГУ им. Ленина) является обладателей уникального атриума – стеклянной крыши – созданной легендарным инженером Шуховым В., автором телевизионной башни на Шаболовке, а также атриума ГУМа. 

Среди выпускников вуза Юлий Ким, Юрий Визбор, Петр Фоменко, Алексей Венедиктов, Василий Уткин и др. 

Старое название дома — аудиторный корпус МВЖК.

В 20-е вместе с соседними МИТХТ (МГАТХТ) и 2-м Медом входил в состав 2-го МГУ им. Бухарина, который в связи с падением тов. Бухарина был разделён на 3 отдельных ВУЗа: 1-й Пед., 1-й Мед. и МИТХТ. А на Высших Женских Курсах предподавала Н. Крупская.

• Офисное здание компании Univest Consulting & Trading GmbH (№ 1, стр. 6). 

Представительство некой компании с иностранным названием. 

Из необычного то, что они построили здесь в 2000-х собственное здание. 

По всей видимости, иностранное имя только ширма для отечественных дельцов.

Здесь была спорная территория между МПГУ, МИТХТ и НИИ Физико-химической медицины (с легкого языка студентов, называемая промежностью, где раньше была типовая советская пельменная. Когда возник вопрос о стройке, то после долгих прений стройку разрешили, но обязали сделать в этом здании объект общепита. Так и сделали и первое время там было некое кафе «Факультет», которое через год благополучно прикрыли. Вроде как закон соблюли и офис построили. Но здание получилось вполне в стиле с окружающими постройками.

• Некоторые подразделения университета тонких химических технологий им. М. Ломоносова (№ 1; бывший московский институт тонкой химической технологии; здание бывших женских курсов; начало 20 века). 

Бывший Московский институт (затем академия) тонкой химической технологии. 

Здание построено в 1908 году. 

Бывшие женские курсы. 

29 мая 2015 года приказом Минобрнауки России начат процесс реорганизации вуза путём его присоединения к МИРЭА с образованием Московского технологического университета.

Здесь находятся два корпуса – «А» и «Б». В них располагаются турклуб МИТХТ, подвал, лицей «Авогадро».

Главный корпус находится недалеко от метро «Юго-Западная», по адресу: просп. Вернадского, 86. 

• Бизнес-центр (№ 3).

• Российско-немецкий дом (№ 5). Четырехэтажное с масардным этажом здание. В нем также работает Кафе «Рэдио».

Постоянно организует в своих стенах различные мероприятия, имеющие отношение к Германии. Это могут быть и встречи, и симпозиумы, и культурные мероприятия. 

На постоянной основе с 1992 года действует BIZ — Образовательно-информационный центр. Здесь проводятся обучающие семинары в социальной, культурной и других областях, связанных с непосредственной деятельностью организаций этнических немцев в России и других странах СНГ. Эти обучающие семинары призваны способствовать устойчивому развитию организаций этнических немцев. Также существует собственный хор Jahreszeiten.

• Усачевские бани (№ 10, стр. 1; 1926 год постройки, конструктивизм). 

Архитектурный памятник в Ар-деко. 

Часть большого комплекса жилой конструктивистской застройки, ныне почти не сохранившейся. 

Симметричный главный фасад с высокой центральной частью, прорезанной узкими вертикальными окнами.

В настоящее время основную часть здания занимают офисные помещения, однако частично сохранилась и первоначальная функция.

• Филипповская частная школа (№ 13). 

Названа по имени святителя Филиппа, митрополита Московского. 

Индивидуальная специализация, индивидуальный план, система спецкурсов. Математический класс А. Рязановского, физика, биология, история, литература, европейские языки (английский, немецкий, французский, испанский), восточные языки (китайский, арабский, иврит), классические языки (латынь и древнегреческий).

• Офисное здание (№ 14). Пятиэтажное кирпичное отштукатуренное.

• Женская консультация № 12 (№ 15).

• 9-й Лечебно-диагностический центр Министерства обороны РФ (№ 15).

• Бизнес-центр и общежитие Московской медицинской академии им. И. Сеченова (№ 16). 9 этажей. 1913 год постройки. Кирпичный.

• Дом-музей П. Корина (№ 16; с 1968 года; ныне закрыт на реконструкцию). 

Дом-мастерская, в которой в 1934-1967 гг. жил и работал художник П. Корин (мемориальная доска). См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_735.html.

Музей-квартира является отделом Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея». 
Открытие мемориального музея-квартиры Павла Корина последовало после его смерти 22 ноября 1967 года.

Согласно завещанию П. Корина «все имущество, в чем бы оно не заключалось, в том числе все собрания икон», и произведения самого мастера завещались его жене Прасковье Кориной, а в случае ее смерти – Государственной Третьяковской галерее, с тем, чтобы Галерея содействовала в организации мемориальной экспозиции для всеобщего обозрения, с сохранением квартиры и мастерской в том виде, в каком они будут ко дню смерти П. Корина.

Вдова художника П. Корина обратилась к министру культуры СССР Е. Фурцевой, а также к председателю Совета Министров СССР А. Косыгину с просьбой принять в дар Третьяковской галерее коллекцию древнерусского искусства и образовать в доме-квартире П. Корина художественный музей – филиал галереи.

Постановлением Совета Министров СССР 22 мая 1968 года в доме-мастерской народного художника СССР П. Корина на Малой Пироговской (дом 16, флигель 2) был организован художественный музей. 

Вдова художника П. Корина была назначена пожизненно главным хранителем музея, а в помощь ей был набран штат сотрудников. П. Корина оставалась жить в доме. 

В состав мемориального музея перешли: 3 комнаты, которые были открыты для обозрения посетителей, так называемая Зеленая комната (кабинет) с находящимися в ней иконами, а так же мастерская художника и зал монументальной живописи, где было представлено творчество мастера.

Первая экскурсия была проведена 21 июня 1971 года. 

15 июля 1976 года на доме-квартире П. Корина установили мемориальную доску. 

Долгое время в музее для обозрения были доступны: мастерская художника, где выставлены этюды к картине «Уходящая Русь», зал монументальной живописи с эскизами к оформлению станций московского метрополитена и Зеленая комната с представленной в ней коллекцией икон. 

В настоящее время музей закрыт для посетителей в связи с реставрацией и ремонтом помещений.
Корин Павел (1892, Палех — 1967, Москва), живописец, народный художник СССР (1962), действительный член Академии художеств СССР (1958). Из семьи потомственных палехских иконописцев; брат А.Д. Корина. В 1908—11 работал в иконописной палате при Донском монастыре в Москве. В 1911 помощник М.В. Нестерова при росписях церкви Покрова Марфо-Мариинской обители (копировал эскизы, переносил рисунок композиций на стены храма). В 1912—16 учился в МУЖВЗ у К.А. Коровина и С.В. Малютина, но своим главным учителем считал Нестерова, с которым постоянно поддерживал тесные дружеские и творческие связи. В 1916 самостоятельно выполнил росписи подземного склепа-усыпальницы Марфо-Мариинской обители (сохранились фрагментарно). В 1918—19 преподавал рисунок и живопись в Государственных свободных художественных мастерских. В конце 20-х гг. Корина увлекала идея создания масштабных пейзажей-панорам («Москва с Воробьёвых гор», 1928—30, ГТГ). В 1925, на похоронах патриарха Тихона в Донском монастыре, происходивших при большом стечении священнослужителей и народа, у Корина возник замысел многофигурной композиции, олицетворяющей совокупный образ Русской православной церкви — носительницы традиционных религиозных верований и основ жизненного уклада, вытесняемой новыми реалиями послереволюционной действительности (впоследствии эта исполненная внутреннего трагизма картина получила название «Русь уходящая. Реквием»). Корин нашёл для своих героев в Москве множество прототипов, с которых в 1929—37 писал многочисленные портреты-этюды, создав галерею сложных, психологически выразительных и жизненно достоверных образов («Митрополит Трифон», 1929, «Слепой», «Молодой иеромонах», «Отец и сын», все — 1931; «М.К. Холмогоров», «Схимоигуменья Фамарь», 1935, все — в собрании Дома-музея П.Д. Корина). Корин начал работу над этим монументальным замыслом в мастерской-мансарде (улица Арбат, 23; её обстановка запечатлена Кориным в картине «В мастерской художника», 1925, ГТГ). В 1931 общая идея произведения и уже сделанные этюды получили одобрение М. Горького, впоследствии оказывавшего художнику поддержку, в частности организовавшего для него большую квартиру-мастерскую на Малой Пироговской улице, 16, где Корин начал работать с 1933 (мемориальная доска). После смерти М. Горького Корин в 1936 был вынужден приостановить работу над своей главной картиной, ограничившись созданием общего эскиза композиции, в котором фигуры располагались в интерьере кремлёвского Успенского собора (1935—59, ГТГ). В конце 30-х — 50-х гг. Корин написал ряд портретов выдающихся деятелей культуры и искусства («Л.М. Леонидов», «М.В. Нестеров», оба — 1939; «В.И. Качалов», 1940, «К.Н. Игумнов», 1941—43, «С.Т. Конёнков», 1947, «М.С. Сарьян», 1956, все — в ГТГ). Суровая лаконичная пластика живописного языка Корина нашла развитие в его монументальных произведениях. В 1941—47 Корин сделал эскизы мозаик для большого зала Дворца Советов; в годы Великой Отечественной войны, обратившись к героическому прошлому России, создал триптих «Александр Невский», 1942—43, ГТГ; в 1951—52 выполнил эскизы и трудился над осуществлением цикла ярких декоративных мозаик на сюжеты русской военной истории для станции метро «Комсомольская-кольцевая» (Государственная премия СССР, 1952), сделал витражи на станции метро «Новослободская». Корин был талантливым реставратором. В 1935 расчищал пострадавшие при аварии в Третьяковской галерее произведения В.М. Васнецова, Нестерова, И.И. Левитана; в 1932—59 возглавляя реставрационную мастерскую Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, реставрировал картины Дрезденской галереи, в 1946 руководил реставрацией фресок Успенского собора Кремля. В 1960—64 художественный руководитель Центральной художественно-реставрационной мастерской имени И.Э. Грабаря. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В квартире-мастерской на Малой Пироговской улице (д. 16) в 1971 открыт Дом-музей П.Д. Корина (филиал Третьяковской галереи), где наряду с произведениями художника (этюды к «Руси уходящей», многочисленные рисунки, акварели) хранится собранная им в 20—60-х гг. и переданная по его завещанию в 1968 Третьяковской галерее превосходная коллекция икон XII—XIX вв. (в том числе иконы московской, новгородской, тверской, псковской школ XV—XVII вв., памятники так называемой строгановской школы, иконы палехских писем, среди которых — семейные иконы Кориных), произведения древнерусской мелкой пластики, лицевого шитья XVI в., а также богатый личный архив и библиотека Корина.
Из художников-крестьян Владимирской области.
Мастер иконописной палаты при Донском монастыре. Ученик Михаила Нестерова, вместе с ним расписывал собор Марфо-Мариинской обители. Учился в московском училище живописи, ваяния и зодчества. Мечтал подняться до высот Микеланджело, Рафаэля, Иванова…
Главная его картина, которую он так и не смог закончить при жизни – «Русь уходящая» (сначала Корин хотел ее назвать «Реквием», но Горький посоветовал ему дать название «Русь уходящая»): в Успенском соборе Кремля стоят протодьякон М. Холмогоров и митрополит Трифон, за ними – святитель Тихон, будущие местоблюститель Сергий и патриарх Алексий 1. За ними – много епископов в пасхальных облачениях и монахи с мирянами в черном. Их взгляд и путь устремлены на фреску с изображением Страшного Суда, куда они и собираются идти.
Работы Корина были сняты с экспозиции в ГТГ, он боялся за свою жизнь, его «давили» власти.
Он перенес 2 инфаркта, а также большие душевные страдания от гнета режима.

• Офисное здание (№ 18). Пятиэтажное. 

Сдается в аренду различным организациям. 

В этом доме находилось Тихомировское студенческое общежитие Первого медицинского института, ставшее в 1921 году первым пристанищем для только что приехавшего в Москву Михаила Булгакова. Оттуда он переехал в "нехорошую квартиру" на Большую Садовую улицу. А оттуда вернулся обратно на Пироговку – жил на Б. Пироговской, 35.

• НИИ медицинской паразитологии и тропической медицины (№ 20; здание начала 20 века). «В этом здании с 1934 г. по 1969 г. работал директором института Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР, академик АМН СССР Сергиев Петр Григорьевич».

При ПМГМУ им. И. Сеченова. 

Имеется поликлиническое отделение. Корпус выстроен в начале 20 в. архитектором Р. Клейном. 

Здесь размещался институт злокачественных опухолей имени Морозовых (первый в Москве раковый хоспис).

Здание занимает Институт медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И. Марциновского.

Первоначально оно предназначалось для Института им. Морозовых для лечения страдающих опухолями. Инициатором постройки была В.А. Морозова.

Мать Варвары Алексеевны – Авдотья Яковлевна Хлудова скончалась от рака, когда дочери было шесть лет.  Морозова сразу откликнулась на предложение основать в Москве институт, призванный помогать таким больным. Он носил имя Морозовых, так как представители именно этой семьи пожертвовали основные средства. Они позволили открыть в 1903 г. первый и единственный тогда в России Институт для лечения страдающих опухолями.

Главой института был профессор Л.Л. Левшин.

Место было выбрано неслучайно. Такое богадельное учреждение лучше было расположить вдали от городского шума и суеты. Новый институт стоял даже в стороне от Клинического городка, располагавшегося вдоль Б. Пироговской ул. Проектировал лечебницу-приют сам профессор Левшин. Строителями были архитектор Р.И. Клейн и инженер И.И. Рерберг, которые отказались от своих процентов и вознаграждения за постройку здания, что позволило построить еще и лабораторию при институте. Угловая ротонда здания была увенчана стеклянным куполом, под которым находилась операционная. Купол не сохранился.

Несмотря на неприкосновенный капитал, положенный на содержание больных Е.И. Бенардаки и М.И. Поповой, на бесплатный труд служащих и врачей, денег на содержание пациентов не хватало. Клиника была заполнена тяжелейшими больными, требующими тщательного ухода. Их лечили рентгеновскими лучами, радием, ультрафиолетом. Для улучшения лечения требовались лабораторные изыскания, на которые средств было недостаточно.

Можно предположить, что клиника долгие годы существовала как хоспис, где больные могли получить уход, но лечение, лабораторные исследования, разработка мер по предупреждению возникновения подобных заболеваний были на начальной стадии. Л.Л. Левшин, понимая весь ужас положения своих больных, всячески старался облегчить их пребывание в своей клинике.

В 1910-х на средства М.Ф. Морозовой, В.А. Морозовой и И.А. Морозова при клинике была построена покойницкая. Она располагалась в стороне от окон больничных палат. Производство строительных работ взял на себя А.И. Шабалин.

Труд врачей и лаборантов Института, несмотря на нехватку средств, позволил к 1913 г. завершить многие научные изыскания.

В I Мировую войну институт был превращен в госпиталь, с 1922 г. здесь расположилась пропедевтическая хирургическая клиника, в 1947 г. онкологический институт переехал во 2-й Боткинский проезд, а освободившееся помещение занял Институт паразитологии и тропической медицины им. Е.И. Марциновского.

• Физический факультет МПГУ с обсерваторией и криогенным корпусом (№ 29). Трехэтажное кирпичное отштукатуренное здание построено в 1913 году для студенток Московских Высших женских курсов.


Здание было построено в 1914 году как учебный корпус Московских высших женских курсов. Основной комплекс располагался в начале тогдашней Малой Царицынской (сейчас Малой Пироговской) улицы.
Московские Высшие женские курсы (или женские курсы Герье) были открыты в 1872 году по инициативе историка, профессора Московского Университета Владимира Ивановича Герье, который и стал их директором. Основание этого частного учебного заведения было связано с возрастающим стремлением русских женщин получить доступ к высшему образованию, которого они были лишены – женщинам в России не было дано право поступать в университеты или другие высшие учебные заведения. Однако Высшие женские курсы поначалу получили лишь статус общеобразовательного заведения, и их окончание не давало права получить диплом университетского образца. Диплом, выдаваемый курсисткам, давал только право на преподавание некоторых дисциплин в женских гимназиях.
Курсы сначала располагались в здании 1-й мужской гимназии на Волхонке, потом – в здании Политехнического музея. Обучение было рассчитано на два года, позже срок был увеличен еще на год. Курсы давали в первую очередь гуманитарное образование: основными дисциплинами были история, литература, история искусств, философия. Также курсисткам преподавали математику, физику, астрономию – но в меньшем объеме. Лекции читали в основном профессора Московского Университета, это было специально оговорено в уставе Курсов. Руководил работой Курсов педагогический совет во главе с профессором Сергеем Михайловичем Соловьевым. Обучение было платным, часть курсисток содержалась за счет благотворительных пожертвований.
В 1886 году в связи с ужесточением политики государства в отношении учебных заведений прием на курсы был запрещен, а в 1888 году они вовсе были закрыты. Через 12 лет, в 1900 году было принято решение о возрождении Московских высших женских курсов, их директором вновь стал профессор В.И. Герье. Часть средств на содержание Курсов стало выделять Министерство народного просвещения. Срок обучения на Курсах увеличился до 4 лет, и было создано два отделения (факультета) – историко-философское (позже переименовано в историко-филологическое) и физико-математическое. Преподавали на Курсах лучшие педагоги Московского Университета. В 1906 году появился еще один факультет – медицинский, таким образом структура курсов почти приблизилась к структуре классического университетского образования. Окончательно статус Курсов как высшего учебного заведения был закреплен в 1915 году, когда Курсам было дано право выдавать ученицам дипломы о высшем образовании. Таким образом, Курсы по сути стали Московским женским университетом. Все это способствовало росту популярности Высших женских курсов: к 1918 году по численности учащихся – восемь с лишним тысяч человек – Курсы уступали только Московскому Университету.
Поскольку количество курсисток год от года только увеличивалось, вскоре встал вопрос о строительстве для Курсов отдельных зданий. Московская дума выделила Курсам земельный участок на Девичьем поле, где в 1907 году (при новом директоре – профессоре Сергее Алексеевиче Чаплыгине) началось строительство новых учебных зданий. Главный аудиторный корпус был выстроен на углу Малой Царицынской улицы и Трубецкого переулка (сейчас – переулок Хользунова) по проекту архитектора Сергея Устиновича Соловьева. Рядом расположился медицинский корпус с анатомическим театром и корпус физико-математического факультета. Последним был построен корпус в конце Малой Царицынской улицы (Малая Пироговская улица, 29) по проекту архитектора Отто Вильгельмовича фон Дессина. Здание было оснащено обсерваторией – одной из немногих в Москве.
После революции 1917 года Московские высшие женские курсы были преобразованы во 2-й Московский Государственный Университет. В 1919 году историко-филологический и физико-математический факультеты были включены в состав Московского Университета (1-й МГУ). Во 2-м МГУ в 1921 году был создан новый факультет – педагогический. Позже на базе этого факультета был основан Московский педагогический государственный институт (университет), который сейчас занимает бывший Главный корпус Женских курсов (Малая Пироговская улица, дом 1) и учебный корпус на Малой Пироговской – 29.


Много офисных организаций в офисных зданиях (центрах).

Архивный квартал и Клиника детских болезней, которые находятся на этой улице относятся к Большой Пироговской улице.

Жилые дома:

Общая хар-ка: 5, 6 и 8 этажей (1930-е – 1960-е годы постройки); 4 этажа (№ 11; 1925 год постройки), 13 и 14 этажей (1970-е год постройки).

5 этажей (№ 6/4). 1960-е годы постройки. Кирпичный. Два дома объединены в один дом.

7–12 этажей (№ 8 с 11 секциями-корпусами). 2016 год постройки. Монолитно-кирпичный. Жилой комплекс Barrin House. 11 секций (Golitzin house, Volkonsky house, Razumovsky house, Romanoff house, Dolgoruky house и Trubetskoy house). 

Ранее на этом месте располагались здания фабрики «Моснитка».

6 этажей (№ 9/6). 1933 год постройки. Кирпичный. Гостинично-жилой комплекс.

4 этажа (№ 11; 1925 год постройки). Кирпичный.

8 этажей (№ 21). 1961 год постройки. Кирпичный.

13 этажей (№ 22). 1977 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 23). 1960 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 25). 1960 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – дом быта.

14 этажей (№ 27, к. 1). 1974 год постройки. Блочный.


5 этажей (№ 27, к. 2). 1962 год постройки. Кирпичный.

Нумерация домов не полностью строгая.

Достопримечательности:

Дом-музей П. Корина (№ 16).

Здания 19 – начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Спортивная» пешком через улицу 10-летия Октября. Общественный транспорт по улице не проезжает.


Видео:




Состояние на 25.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий