четверг, 22 сентября 2016 г.

улица Бахрушина

Расположение:

Улица проходит по району Замоскворечье (ЦАО) от Вишняковского переулка до Зацепского Вала (Садовое кольцо). 

Недалеко – метро «Павелецкая» (конец улицы).

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 900 метров.

История:

До 1922 года – Лужнецкая улица, в 1922-1959 годах — Лужниковская улица (по заливным лугам, примыкавшим к старице реки Москвы – современный Водоотводный канал; это была главная улица бывшей дворцовой слободы Большие Лужники; слобода получила название по характеру местности: слово лужники означало «луга с заливаемыми по весне озерками между ними (лужами)». В середине 17 века лужники – низкие, мокрые места в излучине реки).

Улица названа в 1959 году в честь купца, мецената, собирателя театральной старины, создателя частного литературно-театрального музея и покровителя искусств Алексея Бахрушина (1865-1929). В доме Бахрушина, на углу Садового кольца, находится основанный им в 1894 году Театральный музей. Все ветви рода Бахрушиных жили в Замоскворечье, в том числе на соседней Кожевнической улице. Про Алексея Бахрушина см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/03/blog-post_91.html.

В 2010-х годах был снесено здание у детского кинотеатра (№ 29а, стр. 7). В трёхэтажном здании во времена, когда «5 звёзд» был детским кинотеатром, размещались тематические кружки, выставки и секции. В 70-80-х годах это было здание макаронной фабрики.

Нежилые объекты:

• НИИ информационных технологий (№ 18, стр. 3). Здание 1935 года постройки.

• Департамент городского имущества Москвы (№ 20). 

Здание бывшего райкома ВЛКСМ Замоскворецкого района. 1974 год постройки.

• Административный и учебные корпуса Православного Свято-Тихоновского университета (№№ 2/5, стр. 2; 8, стр. 8, 9, 10 и 12).

– № 2/5, стр. 2. Ректорат, бухгалтерия, отдел кадров, юридический отдел, проректор по науке, зал учёного совета, актовый зал Богословского факультета. Здание 1996 года потсройки.

– № 8, стр. 8. Библиотека БФ ПСТГУ. Здание 1910 года постройки.

– № 8, стр. 9. Учебный корпус ПСТГУ. Здание 1970 года постройки.

– № 8, стр. 10. Учебно-административный корпус ПСТГУ.

– № 8, стр. 12. Учебный корпус ПСТГУ и КПП.

• Офисы (№ 9, стр. 1). Здание 1985 года постройки.

• Офисы (№ 10, стр. 1). Здание 1830-х годов постройки.

Задний фасад полукруглый и архитектурой напоминает конструктивные дома культуры советского периода. Перед входом в недавнее время установлены каменные львы. 

• Офисы (№ 10, стр. 2). Здание 1999 года постройки.

• Гостиничный комплекс Mercure, ibis Moscow и Adagio (№ 11/48; 2013 год постройки; на месте домов 19 века). 

На этом месте находилась городская усадьба купца Алексеева (1817 г.). В усадебных строениях размещался ЦНИИ пленочных материалов и искусственной кожи (ЦНИИПИК). Наиболее ценная часть усадьбы была снесена в июле 2010 года. На месте снесённой усадьбы возведен многоэтажный гостиничный комплекс по проекту арх. В. Колосницына.

Открыт 12 декабря 2013 г. и состоит из трех гостиниц: Mercure Moscow Paveletskaya (149 номеров); ibis Moscow Centre Bakhrushina (190 номеров) и Adagio Moscow Centre Paveletskaya (94 номера).

• Региональная общественная организация «Военно-патриотическое поисковое объединение Столица» (№ 12, стр. 1). Занимает двухэтажный дом 19 века. «В этом доме помещалось в 1907 г. профессиональное о-во рабочих металлург. и машин. производства Моск. пром. района – Мосрайкомметаллистов 1906–1926 г.».

• Офисы (№ 12, стр. 2). 2 этажа. 1900 год постройки.

• Дом ветеранов района Замоскворечье (№ 14). Одноэтажный дом 19 века.

• Офисы (№ 15, стр. 1). 2 этажа. Бывшая городская усадьба 18-19 веков.

• Офисы (№ 15, стр. 2). 

• Сторожка бывшей городской усадьбы И. Арестовой — П. Лентошниковой — М. Михайлова (№ 16, стр. 2). Построена в последней четверти 18 века, перестроена в 1840–1850 гг.

• Центр детского творчества «Москворечье» (№ 17). 

Бывшая городская усадьба М. Михайлова. Построена в 1900 году. Архитектор Н. Фалеев. 

С мая 1942 года – дом пионеров Кировского, затем Москворецкого района.

• Представительство ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (№ 18, стр. 1). 

Главный дом бывшей городской усадьбы И. Арестовой — П. Лентошниковой — М. Михайлова. 

Построен в последней четверти 18 века, перестроен в 1893 году. Гражданский инженер Н. Фалеев.

Сохранились ограда и ворота (являются объектами культурного наследия регионального значения). 

Надстроен двумя этажами. 

В советское время тут был детский дом.

• Офисы (№ 21). Двухэтажный дом 19 века. В доме М. Полежаевой располагалась церковь Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой старообрядческой общины. 
Это домовладение принадлежало Мусорину Федору – купцу. Он был видным деятелем старообрядчества – попечителем Рогожского Богадельного дома. 2 июля 1867 года им было приобретено данное домовладение, в 1884 году рядом был построен сохранившийся до сегодняшнего дня главный дом (арх. Максим Геппенер). В 1903 году в этот дом, на 3-й этаж была перенесена церковь Покрова Богородицы, находившаяся на территории домовладения с 1873 года, которая фактически служила церковью Замоскворецкой старообрядческой общины до 1910 года. 
Перестроен в 1901 году архитектором Л. Херсонским.

28 марта 1902 года Федор Мусорин подарил своё владение внучке Марии Полежаевой. В 1920-х здание было плотно заселено и превращено в коммуналку.

• Культурный центр всероссийского общества инвалидов (№ 21-23, стр. 5). 2 этажа.

• Офисы (№ 23, стр. 1). Двухэтажный особняк. Построен в 1893 году. Архитектор Г. Кайзер.

• Офисы (№ 23, стр. 2). Двухэтажный особняк. Построен в 1880 году. 

В 1970-80-х годах размещался опорный пункт милиции, в конце 1980-х был музей боевой славы.

• Часовня Троицы в Больших Лужниках (№ 24; 2003 год постройки; на месте снесенного в 1930-е годы храма Троицы в Больших Лужниках).

• Школа № 525 им. Ролана Быкова (№ 24, стр. 1). 

На месте современного школы находилась церковь Николая Чудотворца, что в Конюхах (в Больших Лужниках). 

В 1932 году церковь закрыли, а в 1933 году снесли.

1 сентября 1936 года приняла первых учеников построенная здесь школа № 525. Её построили по одному из двух типовых проектов арх. К. Джуза. Школа была рассчитана на 450 мест, сразу начали учиться 300 человек во всех классах.

Здесь в здании школы в июле-ноябре 1941 г. формировались части народного ополчения (мемориальная доска). В них записывались как жители Замоскворечья, так и работники предприятий и организаций района. Ополченцы заслонили собой Москву, войдя в историю нашего Отечества.

В выпускном 10 классе 1941 года было 36 человек. Наутро после выпускного бала объявили войну с фашистской Германией, и весь выпуск записался в добровольцы. В боях за Москву погибли 10 человек из этого выпуска, одна девочка и девять мальчиков. Их имена увековечены на мемориальной доске в школе.

В 1941 году авиационная бомба разорвалась на улице перед школой во время эвакуации, и здание получило повреждения. Восстанавливали школу силами учащихся и их родителей.

В 1937-1947 годах в школе учился будущий артист Ролан Быков. 16 ноября 2006 г. школе № 525 присвоено его имя.

В 2012 году школу № 525 объединили со школой № 627.
На территории – памятник ополченцам. 45-мм противотанковая пушка, принадлежавшая Кировской дивизии народного ополчения, обнаружена на месте боев под Новгородом. Скульпторы: В. А., Е. и Д. Суровцевы. Год установки: 2001. Мемориальный комплекс «Ополченцам» включает противотанковое орудие М-42, установленное на невысоком двухступенчатом бетонном основании. Ремонтные работы на объекте проводились в 2015 г.

• Кинотеатр «Пять звезд на Павелецкой» (№ 25; 1948 год постройки, реконструирован в 2001 году; бывший кинотеатр «имени Моссовета» и «Центральный детский»; 5 кинозалов). 

Построен в 1948 г. 

Бывший кинотеатр имени Моссовета и центральный детский кинотеатр.

После реконструкции в 2001 г. — сетевой мультиплекс (5 кинозалов) с необычной внутренней архитектурой.

• Бывшая городская усадьба Варгина-Одинцовых (№ 27; 18-19 века). Постройка 18-19 века, ограда 1895 года.

• Бывший жилой дом А. Бахрушина (№ 29; 1895–96 годы постройки). 

Бывшая дворянская усадьба 18-19 веков, до Бахрушиных она принадлежала московскому городскому голове М. Королёву. В доме был с визитом император Александр II.

• Главный дом бывшей городской усадьбы (№ 30; конец 18 – 19 века; реконструирован в начале 21 века). Перестройка – 1-я половина 19 века.

• Театральный музей имени А. Бахрушина (№ 31/12, стр. 1; 1896 год постройки; бывший особняк А. Бахрушина). В этом доме жил и работал с 1898 по 1929 год основатель театрального музея Бахрушин Алексей (мемориальная доска).

Семейство Бахрушиных было одним из cамых уважаемых в Москве. Их дальний предок, татарин Касимова, принял Православие и в конце 16 века переселился в город Зарайск.

В 1821 году род Бахрушиных перебрался в Москву.

Алексей Бахрушин (1865—1929) разбирался в тонкостях театрального искусства, мог определить ценность рукописей 17—19 веков, открыл в Москве первый народный театр – Введенский народный дом. Он и был основателем музея, носящего его имя. Годами собирал он театральную коллекцию, в которую входили вещи и письма актеров, предметы их одежды и обуви, эскизы театральных декораций, старая мебель. Алексей ездил к букинистам, антикварам, каждое воскресенье на Сухаревку, где скупал разные вещи, портреты, которые имели отношение к театру (он этим увлекался). Познакомился с И. Горбуновым, собирателем театральных реликвий. Сам он сблизился с театральным миром, общался с артистами, разными путями добывал предметы, пополнявшие его коллекцию. Еще он ездил за границу, где посещал антикварные магазины и старьевщиков Парижа, Генуи, Ниццы, Вены, Берлина, отыскивая то, что относится к театру. Коллекционирование А. Бахрушина превратилось в страсть, он думал только о своем собрании, только о нем мог говорить. Музей заполнил всю его жизнь, почти все деньги на это шли. «Зачем это мы тратим столько денег на наши родственные и новогодние приемы? Кому это нужно? — Не умнее было бы уезжать куда-нибудь на юг. И семье было бы больше пользы, и денег бы это меньше стоило... Да и для музея я смог бы кое-что интересное купить». Коллекция А. Бахрушина быстро росла, занимая все большее число жилых комнат просторного бахрушинского особняка, а также каретный сарай и флигель во дворе. Тогда А. Бахрушин решил передать свои домашние коллекции Российской академии наук в 1913 году, а сам он был назначен попечителем музея. Торжественное собрание в бахрушинском доме открыл приехавший из Петербурга великий князь Константин Константинович. 

Крупнейший в мире театральный музей. 

Основан в 1894 г. купцом и меценатом А. Бахрушиным, собиравшим документы, связанные с творчеством русских писателей и театральных деятелей. С 1909 г. литературно-театральный музей, позднее, после передачи литературной части собрания в другие архивы, — театральный. В 1913 г. передан Бахрушиным в дар Академии наук. В 1918 г. включён в сеть государственных учреждений, с 1919 г. — в ведение Наркомпроса. Бахрушин до конца жизни оставался директором музея. 

Ныне в фондах более 1 млн. единиц хранения. В рукописном отделе — письма, дневники, тексты ролей с пометками актёров, режиссёрские экземпляры пьес, записи репетиций, личные фонды крупнейших русских драматических актёров, драматургов, режиссёров. В музее находятся собрание эскизов декораций и костюмов выдающихся театральных художников, портреты знаменитых мастеров сцены. В архивном фонде — уникальные собрания афиш и программ, отражающие репертуар столичных и провинциальных театров, афиши и плакаты, посвящённые гастролям в России иностранных актёров и трупп. В фотоотделе — редкие фотографии второй половины 19 в., негативы. Коллекции музея были представлены на 1-й и 2-й театральных выставках 1900-х гг., Всемирной выставке в Париже (1900), Исторической выставке портретов (1911) и др. 

В 1948 г. открыта постоянная выставка «Ф.И. Шаляпин». Среди выставок последних лет: «Истоки русского театра», «Театр Пушкинской поры», «Театр 20-х гг.», «Новые поступления». 

Музей издаёт научные труды, проводит конференции по проблемам истории и художественной культуры, деятельности Бахрушина.

В 1937—38 годах надстроен и сооружена пристройка. Архитектор И. Бондаренко.

Изначально купеческий род Бахрушиных проживал в Зарайске, занимаясь суконным и кожевенным производством, а также «прасольством» — скупкой скота и его перегоном в крупные города. В 1821 году глава рода, Алексей Федорович, переехал со всей семьей в Москву, где они осели в Кожевниках. Здесь старший Бахрушин создал свое перчаточное производство, со временем превратившееся в крупный сафьяново-кожевенный завод, оборудованный по последнему слову техники.

После смерти Алексея в 1848 году его дело продолжили сыновья — Петр, Александр и Василий. Именно они сделали семейное производство знаменитым не только в России, но и за рубежом, а сами стали одной из богатейших купеческих фамилий в стране. Вскоре они получили еще славу «профессиональных благотворителей» — ни один другой купеческий род не пожертвовал столько средств на помощь неимущим и не построил такое количество больниц, богаделен и приютов.

Третье московское поколение Бахрушиных к славе своей династии добавили репутацию меценатов и коллекционеров. Так, Алексей Петрович стал знаменит как библиограф, собиратель фарфора, картин и документов по истории Москвы, его перу принадлежит книга о московских коллекционерах «Кто что собирает: из записной книжки». Его двоюродный брат, Владимир Александрович, был знаменитым фотолюбителем и почетным членом Московского художественно-фотографического общества. Его родной брат, Сергей Александрович, собирал гравюры, табакерки и картины — среди последних было немало полотен М.А. Врубеля. Но наибольшую известность в деле коллекционирования приобрел Алексей Александрович Бахрушин — основатель театрального музея. Свою нишу он нашел не сразу: сначала собирал предметы искусства Японии и Китая, потом занялся тематикой, связанной с Наполеоном. Стартом для нового увлечения Алексея Александровича стал спор с купцом Купреяновым в 1890 году: кто из них за год сможет собрать больше предметов, имеющих отношение к истории русского театра. Выиграв пари, Бахрушин продолжал заниматься этой темой до конца своих дней.

Объектами коллекционирования стали самые разные предметы, от личных вещей артистов до театральных афиш. В поисках новых приобретений Алексей Александрович еженедельно посещал Сухаревский рынок и крупнейшие антикварные лавки Москвы. В 1894 году Бахрушин впервые продемонстрировал свое собрание публике. Очень быстро старый дом на Кожевнической улице оказался тесен и Алексей Александрович приобрел участок в конце Лужнецкой улицы, на котором в 1896 году по проекту архитектора К.К. Гиппиуса был построен новый особняк, первый этаж которого полностью оказался занят театральной коллекцией хозяина. Здание было выдержано в формах английской готики, эта же стилистика присутствует и в интерьерах. Фасады выполнены в красных тонах с белой отделкой деталей, стрельчатыми окнами, декоративными зубчатыми башенками и «теремковой» крышей над входным крыльцом. Дом быстро оказался одним из центров театральной Москвы: по субботам в гостях у Алексея Александровича собирались артисты, певцы, режиссеры, композиторы, писатели и другие деятели сцены.

Сам Бахрушин, создав уникальное собрание, хотел преподнести его Москве, но городские власти от такого подарка отказались. Алексею Александровичу помогло близкое знакомство с президентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук — великим князем Константином Константиновичем. 25 ноября 1913 года бахрушинская коллекция была передана в дар Академии наук, во главе созданного Театрального музея поставлено Правление музея, пожизненным председателем и почетным попечителем которого стал сам Алексей Александрович.

После Октябрьской революции Бахрушин признал власть большевиков, что позволило ему не только сохранить жизнь, но и остаться во главе своего музея. Он скончался в подмосковной усадьбе Горки в 1929 году и был похоронен на Ваганьковском кладбище. Здание Театрального музея в 1937–1938 годах было расширено и надстроено по проекту арх. И. Бондаренко, однако в целом сохранило исторический облик фасадов. Несколько соседних зданий постройки 19 века по улице Бахрушина также переданы музею, поскольку его фонды продолжают пополняться и в наши дни.

• Офисы (№ 32, стр. 1). 2002 год постройки.

• Ресторан «Джон Джоли» (№ 36/14, стр. 1). Двухэтажное здание 1850-х годов постройки.

Жилые дома:

6 этажей (№ 1, стр. 1; 1933 год постройки). Кирпичный.

6 этажей (№ 2/5, стр. 1; 1907 год постройки).

14 этажей (№ 4). 1967 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – центральная детская библиотека № 10 им. А. Радищева.

5–7–9 этажей (№ 13; 2006 год постройки). Кирпичный. Элитный жилой комплекс «Дом на Бахрушина». На 1-м этаже – многофункциональный центр предоставления государственных услуг по району Замоскворечье.

5 этажей (№ 16, стр. 1). Построен в 1899 году. Кирпичный. Архитектор Б. Кожевников.

3 этажа (№№ 17, стр. 2 и 19, стр. 1; 1887 год постройки). Кирпичные.

8 этажей (№ 19, стр. 2; 1999 год постройки). Кирпичный.

7-8 этажей (№ 21, стр. 3; 1911 год постройки). Кирпичный.

8 этажей (№ 28; дореволюционный). Надстроен в конце 1970-х - начале 1980-х годов.

Достопримечательности:

Историческая застройка 18 — начала 20 веков (много доходных домов и бывших городских усадеб).

Театральный музей имени А. Бахрушина (№ 31/12).

Кинотеатр «Пять звезд на Павелецкой» (№ 25).

Часовня Троицы Живоначальной в Больших Лужниках (№ 24).


Зона отдыха:

Михайловский сад сейчас единственный общедоступный парк в административном районе Замоскворечье. Здесь проходят районные праздники в День города, на Новый год, в День Победы и по случаю других памятных дат.

Михайловский сад был основан в 18 веке, тогда это был обычный для Москвы частный сад в глубине купеческого владения. Точно такие же сады были по соседству, во владениях №№ 11, 16 или 21 на улице Бахрушина. В 1812 году пожар уничтожил все деревянные здания в окрестностях, и сразу же хозяева начали восстанавливать свои постройки. Именно тогда сложилась планировка купеческих садов Замоскворечья. Такой она оставалась до начала XX века. К 1898 году на краю будущего Михайловского сада стоял двухэтажный полукаменный дом с антресолями, выходивший фасадом на улицу Бахрушина (Лужнецкую). За домом были небольшие хозяйственные постройки. Сад занимал большую, восточную часть участка и выходил на современную Татарскую улицу.

В 1898 году это владение купил Митрофан Михайлов (1845 - после 1916). Его отец, Фёдор Михайлов, происходил из мещан города Воронежа. В состав московского купечества Фёдор Семёнович вошёл в 1847 году. Занимались Михайловы производством шерстяных тканей. Фабрика Михайловых занимала корпуса, в которых впоследствии работала обувная фабрика "Парижская коммуна" (Кожевническая улица, 7, Кожевнический проезд, 1/6). Кроме своей промышленной деятельности М. Михайлов вёл общественную работу. Среди его должностей были и такие: член Совета Строгановского художественно-промышленного училища и совета музея им. Александра II при училище, член совета Пятницкого городского попечительства о бедных. Кроме того Митрофан Фёдорович тратил большие суммы на ремесленное училище (1896 г. - 25000 рублей), на строительство жилых домов для рабочих и на три профессиональных училища (1916 г. - 300 000 рублей), увечным воинам Первой Мировой войны (1916 г.- 300 000 рублей).

Весной 1898 года М. Михайлов распорядился сломать все постройки на приобретённом участке. В саду остались стоять две беседки и колодец. Беседки часто делали просторные, с большими окнами, которые могли открываться в жаркую погоду. Фактически это были маленькие парковые павильоны. В такой беседке хозяин мог ночевать летом, чтоб избежать жары в перегретом доме. Часто в саду стояла небольшая баня. В 1899 году новый дом для М. Михайлова был построен. Его проектировал гражданский инженер Н. Фалеев. Мы знаем дом сегодня как Центр детского творчества "Москворечье". На следующий год тот же Н. Фалеев построил службы: каретный сарай, позже переоборудованный в гараж, конюшню на четыре стойла, погреб. В дальнем углу владения была теплица для теплолюбивых растений.

Дом имел в первом этаже террасу, на которую выходила дверь из столовой. С террасы небольшая лестница вела в парк. Так архитектор обеспечил дополнительную связь парка и дома. Интересно, что в наше время расширенная терраса служит сценой для выступлений во время праздников. Эта часть парка была отгорожена от Лужнецкой улицы каменной стенкой, чтоб взгляды прохожих не мешали хозяевам обедать и ужинать летом на террасе. Сегодня на месте глухой каменной ограды - главный вход в парк. В дальней части парка были устроены площадки для занятий спортом. В те годы большим успехом пользовались теннис, крокет, рассматривавшийся как спортивная игра, стояли качели, спортивные снаряды. Поблизости, у Бахрушиных, в саду был даже кегельбан (ныне боулинг).

После 1917 года, когда дом был национализирован, его занимали разные организации. Сад из частного и недоступного превратился в общественный парк. 2 мая 1942 года в Михайловском доме был открыт Дом Пионеров. Он существует под другим названием и сейчас. Сад стали называть Пионерским парком. Перед сценой, бывшей террасой, прямо по оси современного входа в парк, много лет работал фонтан: в глубокой чаше, ограждённой парапетом, стояли, прижавшись спинами, четыре морских конька. От фонтана перпендикулярно улице Бахрушина шла главная аллея, которая начиналась круглой клумбой. Одно время в центре клумбы стояла гипсовая фигура вождя - лучшего друга всех детей, физкультурников, спортсменов.


После 1991 года возникло новое название парка - Замоскворецкий парк, но оно было слишком общим, не отражало историю места и память о хозяевах сада - купцах Михайловых. Поэтому появилось и сразу завоевало популярность название "Михайловский сад". Историческая справедливость восторжествовала, память о благотворителях и организаторах большого шерстяного производства, построивших (не подозревая об этом) здание для Центра детского творчества "Москворечье", живёт на улице Бахрушина.

Проезд:

От метро «Павелецкая» пешком. Общественный транспорт по улице не проезжает.


Видео:




Состояние на 2.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий