четверг, 6 октября 2016 г.

Газетный переулок

Расположение:

Переулок проходит по Пресненскому и Тверскому районам (ЦАО) от Большой Никитской улицы до Тверской улицы.

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспортом по одной полосе в сторону Тверской улицы. Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 400 метров.

История:

Самое раннее известие об этой улице дошло до нас от 1531 года: «Загореся внезапу зелие пушечное на Москве на Успенском враге на Алевизовском дворе». Оно указывает, что в то время здесь находился двор архитектора Алевиза, строителя собора Новодевичьего монастыря и многих церквей в Москве, на котором хранилось «зелие» (порох) для подрывных работ. В 16 веке на Успенском вражке размещали прибывавших в Москву литовских послов.

В то время и много позже улицу пересекал с севера на юг небольшой овраг с ручейком, начинавшийся близ Тверского бульвара и впадавший в реку Неглинную у Кремля. При строительстве университета (в 1786—1793 годах) для прохождения этого ручейка под главным входом в здание сделали арку. В конце 19 века ручеек отвели в Брюсовском переулке в водосточную трубу, выходящую на улицу Герцена. Овраг же уже в начале 19 века был засыпан.

В 18 в. здесь находились усадьбы Меншиковых, Брюсов, Голицыных. Строения усадеб сохранились в начале и в конце нечётной стороны переулка: дворец С. Меншикова (д. 1/12, выходит на Большую Никитскую улицу, первая половина 18 в., перестраивался в 1776—77 и в 1790 — 1840-х гг.), дом усадьбы Яньковых (д. 9, первая половина 18 в.). 

На линию улицы выходят флигеля, построенные в 1800-х гг. и предназначавшиеся для сдачи внаём. На участках № 3 и 5 (принадлежали в конце 18 в. князю А. Голицыну) в последней четверти 19 в. построены доходные дома. В д. 3 (1875, архитектор А. Вивьен) жил М. Чехов; в д. 1а (1933) — кооперативе 2-го МХАТа «Сверчок» — С. Бирман, А. Свешников, М. Тарханов, А. Тарасова, В. Пашенная (мемориальная доска, скульптор А. Ненашева, архитектор А. Котырев). 

Облик нечётной стороны, а также части противоположной стороны, прилегающей к Тверской улице, определяет застройка советского времени: боковой фасад здания Центрального телеграфа (д. 2/7, 1927, архитектор И. Рерберг) и протяжённый корпус МВД (д. 6, 1944—46, архитектор И. Ловейко). 

В переулок выходит боковой фасад жилого дома по Тверской улице, 19/9 (1939—49, архитектор А. Жуков), в котором жил и работал академик В. Немчинов (мемориальная доска, скульптор Г. Огнев, архитектор В. Демин). 


В 1991—93 гг. в переулке построено конторское здание с рестораном «Макдональдс» (архитекторы Ю. Григорьев, А. Воронцов).


Переулок назван в 18 веке по находившейся здесь университетской типографии, печатавшей газету «Московские ведомости», которая здесь же в газетной лавке и продавалась (эта территория сейчас занята зданием Центрального телеграфа – числится по Тверской улице).

Газетный переулок, как ближайший к Кремлю и находившийся между большими улицами, был в 17-19 веках занят дворами богатых и знатных людей. Здесь владельцами дворов были: в 1716 году — князья П. Голицын, Ю. Щербатов, Б. Гагарин; в середине 18 века — фельдмаршал и генерал-прокурор князь Н. Трубецкой, сенатор князь С. Меншиков, сенатор В. Новосильцов, барон Н. Строганов, генерал Ф. Наумов и др.; в 1793 году — граф Н. Панин, князь А. Голицын, барон A. Строганов.

С конца 18 века и особенно после 1812 года сюда стали проникать купцы. В 1793 года домом № 4 владел купец А. Заикин, в 1818 году — он же, а домом № 5 — купец С. Прохоров.

Двор на месте Центрального телеграфа в 1770 году был куплен у вдовы князя Н. Трубецкого казной, и в нем помещена Межевая канцелярия. В 1788 году последняя была выведена в Кремль, в здание Сената, на ее же место в 1789 году переведена университетская типография с книжной лавкой, а в 1790 году — Благородный университетский пансион, в котором учились B. Жуковский, А. Грибоедов, М. Лермонтов, В. Одоевский, А. Тургенев.

Старый двухэтажный дом Трубецкого, стоявший за каменным забором, был перестроен, и по Тверской улице построено новое здание, с двумя круглыми башнями по концам. Большой сад за палатами Трубецкого остался.

В 1830 году пансион был преобразован в Дворянский институт (гимназию).

В архивах сохранились материалы о застройке некоторых дворов улицы в 18 веке. Например, в 1774 году капитан Измайловского полка В. Сухово-Кобылин, в глубине двора которого стояли каменные палаты, а по Успенскому Вражку (переулку) — деревянные строения, поставил между последними еще две деревянные светлицы. Во дворе был большой сад.

Во дворе барона Н. Строганова в 1756 году тоже стояли в глубине каменные палаты, а западнее их — большое каменное здание, торцом выходившее и в переулок. По переулку, впереди палат, был маленький двор с жилыми и нежилыми деревянными строениями. За палатами был сад.


Западнее церкви Успения в 1758 году был двор чиновника А. Янькова, два деревянных строения которого выходили торцом в переулок, а в глубине двора был большой сад. Далее лежал двор генеральши Орловой с деревянным забором и деревянными строениями по переулку.

В 18 веке  Строгановский переулок — по дому барона Н. Строганова, стоявшему на углу с Тверской улицей, напротив современного Центрального телеграфа.

В 17 — начале 18 веков – Успенский переулок (по церкви Успения Божией Матери что на Успенском Вражке, теперь на ее месте Московский областной исторический архив).

В 1772 году в доме № 4 находилась «водошная фабрика» иноземца И. Дица. Во дворе был большой сад, в котором в том году строилась оранжерея. У сада стояли каменные палаты и деревянные строения. По переулку шел забор с воротами, жилое и нежилое деревянные строения; к последним пристраивалось еще одно деревянное жилое строение.

Церковь Успения, стоявшая в 1774 году в глубине двора, имела со стороны переулка каменную ограду с воротами. Яньковы на своем дворе строили в этом году, торцом в переулок, деревянный покой (пристройку), а Н. Строганов — деревянные здания, торцом в переулок.

В 1775 году князь С. Меншиков построил посреди своего двора (№ 1) огромные четырехэтажные палаты, фасадом к Большой Никитской, стоящие до настоящего времени. А его сосед, князь А. Голицын, имевший посреди двора старые двухэтажные каменные палаты, построил в 1781 году по переулку деревянное жилое строение; его продолжал каменный забор.

В пожар 1812 года все деревянные строения в переулке сгорели, выгорели и сады, и вновь построенные здания были большей частью каменные.

Дом № 4 купца А. Заикина с 1812 по 1817 год был занят Московским университетом. На его месте теперь новый дом.

В 1842 году Дворянский институт из дома на углу Тверской улицы был переведен в дом № 1 по Моховой улице, а освободившийся дом казна продала в следующем, 1843 году, купцу А. Голяшкину, который в том же году перепродал его уездному предводителю дворянства П. Базилевскому. В 1880 году дом принадлежал уже тайному советнику Н. Шаблыкину. В доме были устроены магазины. Около 1910 года дом был сломан, и на его месте начали строить большое здание, но успели вывести только фундамент и часть подвального этажа. В таком виде здание стояло около 20 лет. В 1927 году на этом месте инженером И. Рербергом было построено нынешнее здание Центрального телеграфа.

В соседнем доме князя Шаховского долгое время перед революцией 1917 года находилась дешевая вегетарианская столовая, где обедали студенты. В других домах были недорогие меблированные комнаты, магазины, кустарные мастерские и т. п. Больше всего было фортепианных мастерских, продававших рояли и пианино и отдававших их напрокат.


В 1920—1930-х годах дома №№ 3 и 4 были заменены новыми, выходящими на улицу зданиями в 4—6 этажей. В настоящее время по четной стороне переулка построено большое административное здание. Старые дома по переулку перед ним уже снесены.

В 1920-1994 годах — улица Огарева (в честь русского общественного деятеля, писателя-публициста Николая Огарева (1813-1877).

В 2016 году переулок был реконструирован по программе «Моя улица».

Нежилые объекты:

• Административное здание (№ 1/12, стр. 4). 

Бывший дом Сергея Меншикова, внука сподвижника Петра I А. Меншикова, построен в 1776-1778 гг., архитектор М. Казаков. 

Вид на усадьбу загораживает примитивный дом по Большой Никитской, поэтому этот великолепный классический ансамбль, состоящий из полукруглого парадного двора и главного дома, мало кому известен. Крупный объем дома включил в свой цокольный этаж каменные палаты первой половине 18 в. 

В 1790 г. здание получило облик в стиле строгого классицизма (архитектурная обработка частично сохранилась на заднем и боковом фасадах). 

Главный фасад дошел до нас в интерпретации 1840-х гг., когда портик ионических пилястр был заменен портиком стройных коринфских полуколонн. 

К сожалению, не сохранилась композиция парадного двора сложной эллиптической формы, обращенного к Б. Никитской ул., о существовании которого в настоящее время напоминает часть левого крыла, в вогнутой полукруглой стене которого располагался въезд на хозяйственный двор. 

Отделка интерьеров утрачена в 1875—85 гг., а передняя часть парадного двора застроена в 1920-х гг. жилым зданием.

До 1776 года усадьба принадлежала Наумовым (в т.ч. действительному тайному советнику Наумову Фёдору (1692-1757)). 

В 1776 году усадьбу купил Сергей Меншиков (1746-1815) и выстроил новый дом. В 1809 году усадьбу купил дипломат Аркадий Морков (1747-1827). 

Усадьба избежала пожара 1812 года. 

В дальнейшем дом сменил ещё нескольких владельцев, но название дома сохранилось за его строителем Меншиковым.

После реконструкции – это во многом новодел, интерьеры уничтожены.

• Офисное здание (№ 1/12, стр. 5). 6 этажей. 1930 год постройки.

• Институт экономики переходного периода (с 1990 года; с кабинетом-музеем Егора Гайдара) и Центральное управление Ростехнадзора (№ 3–5; 19 век). «Выдающийся российский экономист и государственный деятель Егор Тимурович Гайдар работал в этом здании с 1993 по 2009 год».

В конце 18 века на этом месте находилась усадьба князя А. Голицына. 

Дом сгорел при пожаре 1812 года. 

Затем владение разделено (владельцы Панин, Рейхард), и владельцы сдавали дома внаём.

Дом № 3: Здание 1875 г. построено архитектором А. Вивьеном. 

В 1905 г. здесь находилось отделение газеты социал-демократов «Начало» и собиралась кавказская боевая дружина. 

Здесь жили музыкант Н. Метнер, певица М. Дейша-Сионицкая и артист М. Чехов. 

В 1920-е гг. здесь располагалось литературное общество «Никитинские субботники».

Дом № 5: доходный дом кон. 19 в. 

С 1990 г. здесь находится НИИ, основанный Е. Гайдаром — институт экономики переходного периода.
Егор Гайдар родился 19 марта 1956 года в Москве в семье военного журналиста, контр-адмирала Тимура Гайдара. Оба его деда – Аркадий Гайдар и Павел Бажов – знаменитые писатели. В детстве Гайдар жил с родителями на Кубе (с 1962 года, во время Карибского кризиса, до осени 1964 года). В их доме бывали Рауль Кастро и Эрнесто Че Гевара. В 1966 году его отец, корреспондент "Правды" Тимур Гайдар, вместе с семьей отправился в Югославию. В 1971 году семья возвратилась в Москву.
В 1973 году Егор Гайдар окончил среднюю школу с золотой медалью.
В 1978 году с отличием окончил экономический факультет Московского государственного университета (МГУ).
С 1978 года по 1980 год – аспирант МГУ. Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук на тему "Оценочные показатели в механизме хозяйственного расчета производственных объединений (предприятий)".
В 1980-1986 годах работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте системных исследований Государственного комитета СССР по науке и технике АН СССР. Входил в группу молодых ученых под руководством академика Станислава Шаталина, которая занималась сравнительным анализом результатов экономических реформ в странах соцлагеря.
Начиная с 1984 года Гайдара и его коллег стали привлекать к работе над документами Комиссии Политбюро по совершенствованию управления народным хозяйством, которая должна была подготовить умеренную программу экономических преобразований по образцу венгерских реформ конца 1960-х годов. Предложения молодых ученых реализованы не были.
В 1986-1987 годах Егор Гайдар – ведущий научный сотрудник Института экономики и прогнозирования научно- технического прогресса АН СССР.
В 1987-1990 годах – редактор экономического отдела и завотделом экономической политики, член редколлегии журнала ЦК КПСС "Коммунист", который стал одной из площадок для дискуссий по вопросам реформирования в СССР. Также в 1990 году – завотделом экономики газеты "Правда".
Весной 1991 года Егор Гайдар стал директором созданного по его инициативе Института экономической политики при Академии народного хозяйства СССР (в 1992 году был переименован в Институт экономики переходного периода).
В октябре 1991 года первый президент России Борис Ельцин принял решение сформировать правительство реформаторов на основе команды Гайдара. На V Cъезде народных депутатов РСФСР Ельцин выступил с программной речью, экономическую часть которой готовила эта команда. Съезд принял постановление с одобрением плана реформ.
Указом президента от 6 ноября 1991 года Егор Гайдар назначен вице-премьером, министром экономики и финансов. В феврале 1992 года был освобожден от поста министра.
2 марта 1992 года назначен первым заместителем председателя правительства и одновременно министром финансов.
2 апреля 1992 года был освобожден от должности министра финансов, сохранив пост первого заместителя председателя правительства России по вопросам экономической реформы.
16 июня 1992 года Гайдар был назначен исполняющим обязанности председателя правительства России; в декабре 1992 года не был утвержден на посту председателя правительства VII съездом народных депутатов, в связи с чем ушел в отставку.
В 1992-1993 годах – директор Института экономических проблем переходного периода, консультант президента РФ по вопросам экономики, председатель Консультативного экспертного совета по проблемам экономической реформы.
В сентябре 1993 года указом президента РФ был назначен министром экономики и первым заместителем председателя правительства РФ Виктора Черномырдина. В январе 1994 года вышел из состава правительства РФ.
С 1993 года – член правления центра "Стратегия", президент Всероссийской Ассоциации приватизируемых и частных предприятий; с июня 1993 года – председатель исполкома предвыборного блока реформистских сил "Выбор России" (ВР); в октябре 1993 года был избран членом политсовета и председателем исполкома блока ВР.
В декабре 1993 года Егор Гайдар был избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого созыва. Был председателем фракции "Выбор России", членом Совета Государственной Думы, членом комитета ГД по бюджету и налогам.
В июне 1994 года был избран председателем партии "Демократический выбор России" и возглавлял ее до самороспуска партии в мае 2001 года.
19 декабря 1999 года был избран в Государственную Думу РФ третьего созыва по федеральному списку избирательного объединения "Союз правых сил" (СПС), был членом фракции СПС, членом комитета ГД по бюджету и налогам.
С 20 мая 2000 года стал сопредседателем общероссийской политической общественной организации "Союз правых сил", учрежденной на базе одноименного избирательного блока.
26 мая 2001 года Гайдар был избран сопредседателем ОПОО "Союз правых сил" (СПС), образованной путем объединения входящих в СПС движений и партий.
С 14 декабря 2001 года — сопредседатель политической партии "Союз правых сил" (СПС), образованной на базе одноименной общероссийской политической общественной организации.
В конце 2003 года Егор Гайдар вышел из руководства СПС, оставаясь рядовым членом партии. В октябре 2008 года покинул партию СПС.
В последние годы жизни Гайдар возглавлял Институт экономики переходного периода, занимал ряд почетных должностей в зарубежных организациях.
16 декабря 2009 года Егор Гайдар скончался от сердечного приступа.
Егор Гайдар – соавтор книг "Хозрасчет и развитие хозяйственной самостоятельности предприятий" (1984), "Экономическая реформа: причины, направления, проблемы" (1989). Автор монографий "Экономические реформы и иерархические структуры" (1990), "Государство и эволюция" (1996), "Аномалии экономического роста" (1997), "Дни поражений и побед" (1998), "Долгое время. Россия в мире. Очерки экономической истории" (2005), "Власть и собственность: Смуты и институты. Государство и эволюция" (2009). Всего у экономиста более 100 публикаций в российских и зарубежных изданиях.
Егор Гайдар был женат вторым браком на Марии Стругацкой – дочери известного писателя-фантаста Аркадия Стругацкого. У политика осталось трое детей: два сына и дочь.
В мае 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ об увековечении памяти Егора Гайдара.
Институт экономики переходного периода получил новое название – Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Институт Гайдара).
Правительством РФ учреждены десять стипендий имени Егора Гайдара лучшим студентам экономических специальностей государственных вузов.
Институтом экономической политики имени Е.Т. Гайдара и Марией Стругацкой был учрежден Фонд Егора Гайдара. Фонд ведет множество самостоятельных и совместных проектов, предлагает разнообразные учебные программы и гранты, организует конференции и дискуссии по важным социальным и экономическим вопросам.
Ежегодно вручается премия Егора Гайдара с целью отметить индивидуальные достижения в области истории, экономики, вклад в формирование гражданского общества и развитие международных гуманитарных связей с Россией.
22 сентября 2010 года в Москве в Высшей школе экономики был установлен бронзовый бюст Егора Гайдара.
В 2011 году имя Егора Гайдара присвоено школе с углубленным изучением экономики № 1301.
В ноябре 2013 года в Москве был открыт памятник экономисту и политику Егору Гайдару. Монумент установлен у входа в Библиотеку иностранной литературы.

В 2010 г. в соответствии с инициативой коллектива ИЭПП и во исполнение Указа Президента РФ 14 мая 2010 г. институт получил новое название – институт экономической политики имени Е. Гайдара (институт Гайдара). 

Институт экономической политики Академии народного хозяйства и АН СССР был основан в 1990 г., в 1992 г. был переименован в институт экономики переходного периода (ИЭПП). Его основателем и бессменным директором до декабря 2009 г. был Е. Гайдар.

• Офисное здание (№ 4). Административное здание МОР (Международная организация помощи борцам революции), 1915 г., 1925 г., арх. В. Циммер. 4 этажа.

• Следственный департамент и Департамент государственной службы и кадров МВД России (№ 6).

Здание построено по проекту архитектора И. Ловейко в 1940–1950-х гг. 

По проекту здание должно было занимать целый квартал. Осуществлен лишь небольшой фрагмент, выходящий в Газетный пер. 

По стилистике здание тяготеет к «сталинскому классицизму» и хорошо соотносится с классицистической застройкой Большой Никитской ул. 

Большая протяженность здания во многом предопределила его пластическое решение — мощная обходящая весь объем по периметру колоннада, поднятая на высокий, прорезанный арками стилобат. В художественном строе здания чувствуются мотивы триумфа, свойственные сооружениям, которые возводились в 1944–1945 гг. и в первые послевоенные годы. 

По проекту здание должна была венчать колесница Славы.

• Федеральная служба судебных приставов (№ 7, стр. 1). 3 этажа.

Сразу после постройки в 1870 году куплен супругами Агаповыми у Варвары Васильевой и был надстроен. 

В здании до революции размещались меблированные комнаты, где останавливался артист-трагик М. Иванов-Козельский, а в 1900—01 гг. жил композитор Н. Метнер. 

До 2011 года тут располагался 8-й полк милиции УВО при ГУВД. 

• Офисное здание (№ 7, стр. 3).

• Главный дом и 2 флигеля бывшей городской усадьбы Яньковых – И. Давыдова (№ 9, стр. 2, 5, 11; 18–19 века).

До 1724 года здесь размещался двор дьяка Андреева. 

Его вдова продала дом князю Ивану Одоевскому. 

В 1728 князь Одоевский перепродал двор Даниле Янькову, который и возвёл на этом месте усадьбу. 

Около 1802 года Яньковы продали усадьбу Якову Маслову. 

В 1810 году Маслов продал часть усадьбы надворному советнику Ивану Давыдову. 

В 1812 году усадьба пострадала от пожара. 

В 1817 году Маслов продаёт оставшуюся часть усадьбы купчихе Татьяне Тумановой. 

В 1832 году владельцами усадьбы значатся надворный советник В. Фалеев и купец Т. Пирогов. В 1833 году владельцем усадьбы становится купец Сергей Живаго. 

Затем усадьба сменила ещё нескольких владельцев.

Бывший дом Яньковых, построен Д. Яньковым в период между 1728 и 1737 гг., до его назначения гофинтендантом и переезда в Санкт-Петербург. 

С годами здание утратило весь декор: наличники, колонки, другие украшения были срублены, а стены — оштукатурены. 

Лишь совсем недавно дом был отреставрирован.


Посредине Газетного переулка расположены палаты первой трети XVIII века, красные с белыми наличниками. В 1724 году за 200 рублей у вдовы думного дьяка Анной Андреевой их купил князь Иван Васильевич Одоевский. А в 1728 году у него их приобрел уже за 400 рублей Данила Иванович Яньков. Именно он построил существующий дом в промежутке между 1728 годом, когда дом был куплен, и 1737 годом, когда он был назначен гофинтендантом и переехал в Петербург. 

Палаты в стиле аннинского барокко с высокой двухскатной крышей находятся в глубине участка за палисадом — курдонёром, который располагался перед домом. Это один из первых примеров новой постановки главного дома — не торцом к улице, а параллельно главной линии, в глубине парадного двора. Второй этаж дома — парадный. Его окна больше, чем окна первого этажа, и украшены они «ушастыми» наличниками и треугольными фронтонами-сандриками с замковыми камнями. 

О семье Яньковых повествуется в «Рассказах бабушки» — энциклопедии дворянской Москвы XVIII–XIX веков, изданных в прошлом веке. 

В 1762 году сын Данилы Ивановича, прокурор Главной провиантской канцелярии Александр Данилович Яньков, намеревался сдать дом внаем. В объявлении, помещенном им в газете «Московские ведомости», было подробно перечислено, что находилось у него в доме. Все покои были «обиты разными обоями», в комнатах на втором этаже стояли стулья из орехового дерева, покрытые золоченой кожей и штофом, несколько круглых столов красного дерева, лаковые ломберные столики, на стенах висели большие зеркала. В усадьбе были две конюшни, две людских избы, погреба с напогребицами, каменная кухня. 

Правда, дом Александр Данилович не сдал, сам стал в нем жить, когда ушел в отставку и переехал с семьей в Москву. В доме он и скончался в 1766 году и был похоронен, как и его предки, в Никольском приделе церкви Успения на Вражке (рядом с домом), усыпальнице рода Яньковых. 

С середины 1850-х годов и почти до начала XX века дом принадлежал купцу Сергею Афанасьевичу Живаго и его наследникам, затем сменил много владельцев, утратил былое убранство. Наличники, колонки, прочие украшения были срублены, стены сплошь покрыты штукатуркой. Только недавно реставраторы заново открыли этот незаурядный и редкий для Москвы памятник архитектуры первой половины XVIII века. Реставрация была завершена в 1998 году. В 1999 году авторский коллектив был признан одним из победителей конкурса на лучшие работы по реставрации, реконструкции памятников архитектуры и других объектов историко-градостроительной среды г. Москвы, завершенных в 1998 году.

• Офисное здание (№ 9, стр. 4).

• Офисное здание (№ 9, стр. 7). 4 этажа.

• Офисное здание (№ 13, стр. 2). 4 этажа. 

Раньше здесь стоял красивый двухэтажный дом, пластикой фасада напоминавший новгородские храмы. Декор стен был причудлив. На первом этаже были ворота как в пожарных депо. Потом его снесли и тут был пустырь. 

А вскоре на его месте вырос этот дом с фасадом, где плитка на клипсах. 

• Православный храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке (№ 15; Центральное викариатство, Иверское благочиние. Состоит из верхнего и нижнего храмов. Главный престол верхнего храма – Успения Божией Матери; приделы: преподобного Сергия Радонежского и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Престол нижнего храма – святителя Николая Чудотворца. История: построен в 1860 г. на деньги почетного гражданина Москвы, купца Сергея Живаго. В 1924 г. – закрыт и сильно пострадал (в нем были исторический архив, мастерские Метростроя, швейная фабрика и телефонный пункт). Снова открыт в 1996 г. (нижний храм), а полностью – в 2000 г. Арх-ра: состоит из основного двухэтажного объема на подклете с одной главой, трапезной и колокольни. Интерьер: новый. Святыни: чтимая икона преподобномученицы великой княгини Елизаветы и преподобномученицы Варвары с частицами их мощей. Духовенство: и. о. настоятеля – священник Владимир Лапшин; другие клирики: священник Олег Батов. Богослужение: ежедневно утром в 8.30 (по воскресеньям и большим праздникам – в 9.00), вечером – в 18.00. Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; группа совместного чтения Евангелия, молодежная группа, группа «Милосердие» (помощь детской Морозовской больнице, 1-му Московскому хоспису, институту гематологии, заключенным и бездомным и др.). Сайт есть).

Деревянная церковь на этом месте существовала ещё до 1531 года. Именно по имени этой церкви была названа прилегающая территория - "Успенский вражек". 

Здание эклектичной (псевдовизантийской) архитектуры. 

Построен в 1857–60 гг. на средства купца С. Живаго по проекту архитектора А. Никитина на основе Успенского каменного храма, coopужённого Г. Горихвостовым в 1647 г. 

В 1767 г. к церкви пристроен отдельный храм святителя Николая Чудотворца, разрушенный в 1955 г. 

Храм венчала небольшая главка, над крыльцом – шатровая колокольня. Двухсветное внутреннее помещение разделено на три части восемью колоннами. 

Община зарегистрирована в 1992 г., до 2000 г. богослужения совершались в подвале. 

Основной храм освящен в 2000 г. 

В 1980-х годах всех, кто бывал в Газетном переулке, удивляло странное здание телефонной станции для междугородных переговоров. Только шатер бывшей колокольни выдавал былую принадлежность этого обезображенного дома. Станцию выселили в 1998 году, зданию вернули облик церкви.
Первое письменное упоминание о церкви на этом месте относится к 1601 году, историки же называют 1530 год, когда здесь появился первый храм и дал название одному из древнейших московских урочищ. Вражек, или овраг с ручьем, пролегал в этом районе Белого города еще в древности, ручей впадал в Неглинную реку и создавал москвичам немало хлопот, разливаясь во время весеннего паводка.
Первый каменный храм был построен в 1647 году Григорием Горихвостовым и простоял до середины XIX века.
В нынешнем виде церковь известна с 1860 года, когда по заказу московского купца С.А. Живаго архитектором А.С.Никитиным был построен храм Успения Божией Матери на Успенском вражке. Освятил его митрополит Московский Филарет (Дроздов). В 1900-х годах это был один из красивейших храмов Москвы.
Церковь выделялась своей внутренней отделкой. Стены были украшены белым, черным и голубым мрамором. Вдоль переулка, над южным фасадом возвышался кокошник с барельефами. В таком виде фасад напоминал итальянские храмы эпохи Возрождения. Без сомнения, церковь ориентировалась на новый для тогдашней Москвы храм Христа Спасителя. Фигуры были сделаны из нового для того времени материала – английского портланд-цемента, об этом писал автор работ, скульптор Николай Рамазанов.
В 1910 году торжественно отмечалось 50-летие храма, а в 1924 его закрыли и отдали под исторический архив. Тогда был утрачен великолепный кокошник, венчавший южный фасад церкви.

Телефонный узел был открыт здесь в 1979 году. В царских вратах было размещено окошко для размена монет, вдоль стен стояли кабинки для переговоров.

В 1998 году здание вернули верующим. В ходе реставрации был восстановлен кокошник и воссоздано внутреннее и наружное убранство церкви.

• Офисное здание с кафе «Макдональдс» и администрацией сети «Макдональдс» (№ 17/2). 12 этажей. 1993 год постройки.

• Бизнес-центр «На Газетном» со сбербанком (№ 17, стр. 2). 6 этажей. 1998 год постройки.

Жилые дома:

7 этажей (№ 1/12). 1933 год постройки. 

Бывший дом жилищного кооператива «Т.Ц.Э.». Архитектор И. Рерберг. 

Здание построено кооперативом 2-го МХАТа под названием «Сверчок» в память постановки по роману Ч. Диккенса «Сверчок на печи». 

В разное время здесь жили К. Еланская, О. Андровская, Н. Баталов, С. Бирман, М. Кедров, А. Мессерер, С. Мессерер, А. Свешников, М. Тарханов, И. Судаков, А. Степанова, А. Тарасова. «В этом доме с 1924 года по 1962 год жила народная артистка СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР Вера Николаевна Пашенная».
Вера Пашенная (в замужестве — Грибунина; 7 (19) сентября 1887 — 1962, Москва) — актриса театра и кино. Член КПСС с 1954 года.
Родилась в Москве в семье актёра Николая Рощина-Инсарова (настоящая фамилия — Пашенный); её сестра, Екатерина Рощина-Инсарова, в 1919 году эмигрировала.
В 1904—1907 годах училась у Александра Ленского в Московском театральном училище.
С 1907 года — актриса Малого театра. Заменив в одном из спектаклей великую Марию Ермолову, Вера Пашенная быстро добилась признания и стала ведущей актрисой главного драматического театра России. Среди ролей — Любовь Яровая («Любовь Яровая» К. А. Тренева), Васса («Васса Железнова» М. Горького), Старая хозяйка («Каменное гнездо» Х. Вуолийоки).
С 1914 года преподавала на драматических курсах при Малом театре.
В 1920-е годы Вера Пашенная выступала в нескольких московских театрах: в бывшем Театре Корша (1921), Замоскворецком театре (1923—1924), Музыкальной студии МХАТа под руководством Вл. Немировича-Данченко (1924); по приглашению К. С. Станиславского участвовала в зарубежных гастролях МХАТа (1922—1923).
В 1924 году вместе с Н. А. Смирновой организовала из первого выпуска курсов Театр-студию и стала его директором.
С 1933 года руководила несколькими курсами, с 1941 года — профессор Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина.
Первый муж — актёр Витольд Полонский. Второй муж — актёр Владимир Грибунин.
15 этажей (№ 13/15, стр. 1; 1955 год постройки). Кирпичный. ЖСК «Советский композитор». На 1-м этаже – студия красоты Виктора Коротеева, Российская редакция журнала The Economist. 


В самом начале 1950-х годов планировалось, что комплекс из двух восьмиэтажных зданий на 10 000 кв. м будет охватывать с двух сторон дореволюционный доходный дом, расположенный между Брюсовым и Газетным переулками. Оба дома были построены в середине 1950-х годов по проекту Исидора Маркузе, ученика великого авангардиста Ильи Голосова. Жители заселились в конце 1956 года.
Восьмиэтажные дома очень похожи по своему убранству. У первых этажей высокие потолки и большие арочные окна. Фасады расчленены профилированными лопатками – это сближает строения со знаменитыми высотками, на архитектуру которых часто ориентировались советские проектировщики 1950-х годов. Однако для этих зданий были выбраны более лаконичные и прагматичные архитектурные решения: отсутствуют крупный декор, шпили, обелиски, карнизы большого выноса. Здание, выходящее на Брюсов переулок, имеет Г образный план, его изящно подрезанный угол смотрит в переулок арочными лоджиями. Дом по Газетному – прямоугольный в плане и выходит торцом к храму Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке (середина XIX века). Таким образом два «композиторских» дома не замыкают квартал полностью, оставляя между собой и другими послевоенными зданиями место для исторической застройки.
В доме по Брюсову, помимо квартир, располагается также Союз Композиторов – с дирекцией, нотной и книжной библиотекой, медсанчастью и небольшим концертным залом. В 1960 е годы он был реконструирован, и общественные помещения значительно расширились: появились еще один концертный зал, фонотека, студия звукозаписи и ресторан. В доме по Газетному переулку (в советское время – по улице Огарева) находятся только квартиры. В подъездах дежурили консьержи, а посыльные каждый день разносили по квартирам хлеб из «Филипповской» булочной и молоко из магазина «Диета».
В этих домах проживала вся элита отечественной музыкальной интеллигенции — и композиторы, и исполнители, среди которых Галина Вишневская, Мстислав Ростропович, Георгий Свиридов и другие (полный список занял бы несколько страниц). Инициатором создания ЖСК был Исаак Дунаевский, сам не доживший до завершения строительства. Любопытно, что многие жильцы помнят курьезные случаи небольших соседских ссор из-за мешавшей музыки — многие здесь работали и репетировали, а «сто роялей» были прекрасно слышны.
В начале XXI века здание было надстроено двумя дополнительными этажами, классическим аттиком и мансардой. Большая часть жильцов остается верной миру музыки. 

Здесь жили М. Л. Ростропович с Г. П. Вишневской, композитор Э. Колмановский (мемориальные доски). «В этом доме с 1956 по 1983 г. жил и работал народный артист СССР композитор и пианист Арно Бабаджанян» (мемориальная доска). «Композитор, Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Эдуард Колмановский жил в этом доме с 1955 по 1994 год».
Эдуард Колмановский (1923 — 1994) – композитор. 
Родился в Могилёве, в семье Савелия Колмановского и Раисы Павловской. 
Во втором классе познакомился со своей будущей женой Тамарой Майзель. В шестом классе, когда Эдуарду было 13 лет, а Тамаре 12, они договорились пожениться, как только это будет возможно.
В 1936—1941 годах учился в музыкальной школе и музыкальном училище им. Гнесиных в Москве у О. Ф. Гнесиной (фортепиано), Е. О. Месснера и Ф. Е. Витачека (композиция). В 1945 году Эдуард Колмановский окончил Московской консерватории по классу композиции у В. Я. Шебалина.
В 1947—1952 годах — ответственный редактор музыкального вещания Всесоюзного радио.
В 1943 году Колмановский женился на Тамаре Наумовне Майзель. В 1945 году у них родился сын Сергей, впоследствии также ставший известным композитором, а в 1956 году — сын Александр, ныне известный психолог. Тамара Наумовна стата филологом, кандидатом наук, преподавателем английского языка. В 1968 году она погибла в автокатастрофе.
Арно Бабаджанян (1921—1983) — композитор, пианист, педагог. Член КПСС с 1956 года.
Родился в Ереване в семье преподавателя. Первое музыкальное произведение написал уже в 9 лет. Его талант был замечен А. И. Хачатуряном.
В 1938 году переехал в Москву и поступил сразу на последний курс Музыкального училища имени Гнесиных, окончив его по классу фортепиано у Е. Ф. Гнесиной и классу композиции у В. Я. Шебалина.
После окончания училища поступил в МГК имени П. И. Чайковского (класс специального фортепиано Б. М. Берлина).
В 1947 году экстерном окончил композиторский факультет Ереванской консерватории (класс композиции В. Г. Тальяна), а в 1948 году — МГК имени П. И. Чайковского (класс фортепиано К. Н. Игумнова). В 1946—1948 годах совершенствовался по композиции у Г. И. Литинского в Доме культуры Армянской ССР в Москве. В своих творческих устремлениях перекликался с А. Г. Арутюняном, Э. М. Мирзояном, Л. М. Сарьяном.
В 1950—1956 годах преподавал фортепиано в Ереванской консерватории. С 1956 года жил и работал в Москве.
Композитор обрёл огромную популярность как песенник, успешно сотрудничал с поэтом Робертом Рождественским и певцом Муслимом Магомаевым (песни «Королева красоты», «Голубая тайга», «Улыбнись», «Будь со мной», «В нежданный час», «Встреча», «Воспоминание», «Позови меня», «Загадай желание», «Благодарю тебя», «Свадьба»). Феноменальный успех выпал и на долю песен, написанных в соавторстве с Евгением Евтушенко («Не спеши», «Чёртово колесо», «Твои следы»), Андреем Вознесенским («Год любви», «Москва-река», «Верни мне музыку»), Леонидом Дербенёвым («Лучший город земли»). «Песня первой любви» и «Ереван» воспринимаются как гимн родному городу. Широчайшее признание имеет «Ноктюрн».
Многое сделано композитором и в области инструментального джаза, музыкально-театральных жанров. Им написаны мюзиклы «Дядя Багдасар», «Невеста с Севера», «В горах моё сердце». Репертуарными стали его отмеченная рельефной образностью, экспрессивная, ярко национальная «Героическая баллада» для фортепиано с оркестром (1950), Фортепианное трио (1952), Соната для скрипки и фортепиано (1959), «Шесть музыкальных картин» (1965), в которых новаторски соединены фольклорные элементы с серийностью, а также другие пьесы для рояля. «Поэма» была включена в программу Международного конкурса пианистов им. П. И. Чайковского в качестве обязательного произведения. Всемирную популярность приобрели его броские и виртуозные сочинения для двух роялей, созданные в соавторстве с А. Г. Арутюняном («Армянская рапсодия»; «Праздничная» — с ударными инструментами). Во многом развивал творческий опыт С. В. Рахманинова, А. И. Хачатуряна. В последний период жизни стремился к большему рационализму в творчестве.
Среди исполнителей его академической музыки: М. Л. Ростропович, Э. Г. Гилельс, Д. Ф. Ойстрах, Л. Н. Власенко, Ж. Тер-Меркерян, Давид Ханджян, Riga piano duo, Firenze piano duo. Нередко в качестве пианиста выступал на сценах различных городов с блистательным исполнением своих сочинений. Эти «прочтения» записаны на плёнки, изданы на аудиодисках. Умер в Ереване.

Дом много раз надстраивали. 

Наверху – 3-уровневый пентхаус.

Достопримечательности:

Православный храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке (№ 15).

Здания 18 – начала 20 веков.

Зон отдыха нет.

Проезд:

От метро «Охотный ряд» пешком через улицы Охотный Ряд и Тверскую. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 9.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий