четверг, 27 октября 2016 г.

Суворовская площадь

Расположение:

Площадь находится на Мещанском районе (ЦАО). 

На эту площадь выходят улицы Дурова, Самотечная, Селезневская, Достоевского, Октябрьская и Советской Армии, а также станция метро «Достоевская» Люблинско-Дмитровской линии. 

Недалеко от площади также находятся станции метро «Новослободская», «Проспект Мира» и «Цветной бульвар».

Описание:

Площадь имеет овальную форму. Южная ее часть — »зеленая» и потом переходит в Екатерининский парк (который в советское время назывался парк Центрального Дома Советской Армии). 

Но выделяются здесь два больших здания, которые одновременно являются и местными достопримечательностями — бывшее здание Екатерининского института и Театр Российской армии.

История:

Возникла во второй половине 18 в. 

Территория современной площади входила в состав Сущёва. 

В середине 18 в. здесь (на загородном дворе графа А. Салтыкова) были построены палаты (возможно, архитектором Д. Ухтомским), позднее купленные императрицей Екатериной II для устройства офицерского Инвалидного дома; в начале 19 в. здание (д. 2) было перестроено для Екатерининского института (ныне дом Российской Армии), в 1818 г. у института был разбит парк. 

В 1911 г. площадь замощена брусчаткой и освещена электричеством. В 1940 построено здание театра Красной Армии (д. 1, ныне Центральный академический театр Российской Армии). 

В 1982 г. в центре площади установлен памятник А. Суворову (скульптор О. Комов, архитектор В. Нестеров). 


До 15 века на месте площади располагалось русло реки Напрудная (Самотеки). 

В 1630 году здесь была построена церковь мученика Иоанна Воина.

В 18 веке рядом рядом с церковью была построена загородная усадьба графа В. Салтыкова и разбит парк. В 1807 году усадьба была перестроена в здание Екатерининского института благородных девиц, парк при институте получил имя Екатерининский. По имени института и парка площадь перед зданием также стала называть Екатерининской.

В 1920-х — 1930-х годах площадь была преобразована: река Напрудная заключена в трубу, а в центре площади появился сквер; церковь снесли, а на ее месте в 1947 году была построена гостиница Центрального дома Красной Армии (ныне гостиница «Славянка»).

В 1932 году площадь была переименована в площадь Коммуны, а в 1994 году ей было дано нынешнее название – в честь знаменитого полководца. Таким образом площадь не только в зданиях и учреждениях, но и в самом названии стала полностью «армейской», «военной».

Про Суворова см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_400.html.

В перспективе эта станция должна стать пересадочной на проектируемую станцию «Площадь Суворова» второй Кольцевой линии (туннель проходит под Суворовской площадью между станциями метро «Новослободская» и «Проспект Мира»).

Нежилые объекты:

• метро «Достоевская».

Один из 2-х входов в метро. 2016 год, слева — институт «Ипромашпром». 2016 год

• Центральный Дом Красной Армии разместился тут в 1928 году в здании бывшего Екатерининского института. Перед зданием был воздвигнут бюст М. Фрунзе. Центральная часть здания бывшего Екатерининского института была построена в 1779 году при графе В. Салтыкове, вице-губернаторе Москвы. 

В 19 веке к ней были пристроены флигели. 

В советские годы здесь располагался Центральный дом Красной Армии, затем — Центральный дом Советской Армии и дом Российской армии. 

Ныне в здании — культурный центр Вооруженных Сил России (№ 2, стр. 1). 

Здание представляет собой бывшую усадьбу Салтыковых и Екатерининского института.

Центральная часть здания построена в 1779 году по проекту Д. Ухтомского. 

В 1802—1807 годах центральная часть перестроена И. Жилярди, к ней были пристроены флигеля. 

В 1818—1827 годах под руководством Д. Жилярди и А. Григорьева было произведено расширение здания и перекомпоновка фасада. 

В 1918—1928 годах по проекту С. Торопова здание было реставрировано с постройкой парадной лестницы.

В советские годы здесь располагался Центральный дом Красной Армии (ЦДКА), затем Центральный дом Советской Армии (ЦДСА).

Планетарий предназначен для работы с военнослужащими и учащимися военных учебных заведений. Однако он доступен и для гражданского населения. Принимают организованные группы учащихся московских школ по предварительным заявкам. Взрослых любителей астрономии приглашают на лекциях цикла «Трибуна учёного».

Поликлиника культурного центра ВС РФ – бывший служебный флигель Екатерининского института. Построен в 1816 году.

Московский институт благородных девиц (или Московское училище ордена св. Екатерины) был основан в 1802 году по инициативе императрицы Марии Фёдоровны. Поначалу в училище принимали девушек из малообеспеченных дворянских семей, но вскоре были созданы отделения и для прочих сословий. В институте преподавали русскую словесность, Закон Божий, французский и немецкий языки, арифметику, географию, историю, физику, а также музыку, рисование и рукоделие.
Здание института — это бывший загородный дом графа Салтыкова. С 1777 года здесь размещался Инвалидный дом для офицеров и солдат. Специально к открытию Екатерининского института архитектор Доменико Жилярди перестраивает центральную часть здания, добавляет два флигеля.
Институт пострадал во время пожара 1812 года. В 1818 году перед зданием была устроена площадь и Екатерининский парк с прудом. В 1826–1827 годах Д. Жилярди и А. Г. Григорьев проводят реконструкцию дворца, придавая зданию формы позднего классицизма. Здание расширено, фасад выполнен с мощным колонным портиком в центральной части и лаконичными боковыми флигелями. Парадный двор отделяется от площади строгой кованой решёткой. Неизменной остается торжественная отделка интерьеров, колонный актовый зал.
Во время реконструкции 1918–1928 годов по проекту С. А. Торопова была построена парадная лестница.
С 1928 года в здании находится Центральный дом Красной Армии. Преемником его стал нынешний Культурный центр Вооружённых Сил Российской Федерации.

2016 год

• Институт «Ипромашпром» (№ 1; создан в 1937 году для разработки проектной документации на строительство новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий по производству артиллерийского вооружения; с середины 1980-х годов основным видом деятельности института является разработка проектно-сметной документации для проведения реконструкции и технического перевооружения предприятий ракетно-космической промышленности). 

11 ноября 1937 года решением Совета Народных комиссаров был основан ГСПИ-7 (ныне – ОАО «Ипромашпром») для разработки проектной документации на строительство новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий по производству артиллерийского вооружения. 

Это дореволюционное "народное училище".

2016 год

• Гостиничный комплекс «Славянка» Министерства обороны РФ (№ 2, стр. 3). 

Ранее на этом месте стояла церковь Иоанна Воина на Убогом дому.

Церковь Иоанна Воина (вариант наименования - "что на Старых Убогих домах"), барочная, 1692-93, придел – предположительно, 1744. Колокольня – 1908 (арх. Н. Курдюков). 

Храм стоит на горке, над долинами речек Неглинной и Напрудной, сливавшихся неподалёку. 

Вот что пишет Кондратьев И. в книге "Седая старина Москвы" (извините, будет длинно): "Вся эта местность и доселе называется Божедомкой, потому что здесь были так называемые убогие дома. Вовсе нелишне сказать, что такое были убогие дома в Москве. В старину день Семика (четверг седьмой недели после Пасхи, седьмой день по Вознесении) на Руси посвящался обряду отдания религиозного долга покойникам в древних скудельничьих селах, или скудельницах. Скудельницы, скудельничьи села, и по производству и по смыслу идут от слова "скудель" - глиняная посуда или от "скудость" - убожество. Скудельницами назывались урочища, откуда брали глину; изрытые, подобные места становились неудобны к произрастанию, и их-то, как ни к чему не годные, евреи употребляли для погребения странников, иноплеменных убогих... И при христианской вере обычай погребения в общих могилах надолго еще сохранялся в России, и скудельницы заводились большей частью при городах, особенно потерпевших от моровых язв или военных побоищ, и слыли также под названием убогих домов и божедомок. Впоследствии на эти божедомки свозили и сваливали в груду всех вообще умерших насильственной или неестественной смертью и, не совершая над ними церковного отпевания, оставляли их не преданными земле до весны, для чего и были устроены огромные ямы со льдом".

Здание 1937 года постройки. Внутри сделан евроремонт и все очень прилично. Балконы сняты и балконные двери выходят прямо на улицу. 

• В 1935-1941 годах в северной части площади был построен Театр Красной армии (затем Советской армии). 

Сейчас театр носит название Центральный академический театр Российской армии (№ 2). 

Здание театра - один из ярчайших примеров так называемого сталинского ампира. Не имеющее себе аналогов, грандиозное по масштабам, в форме пятиконечной звезды здание было построено в 1934-40 гг. на Суворовской площади по проекту К. С. Алабяна и В. Н. Симбирцева (при участии Б. Г. Бархина).

В программе архитектурного конкурса на строительство здания театра было записано основное требование: «В архитектуре театра отразить Красную Армию».

Как писали авторы проекта, они «хотели отразить идейную целеустремленность нашей Красной Армии». С этой целью по первоначальному проекту, наверху в центре звезды намеревались поставить огромную скульптуру красноармейца с винтовкой и со звездой из самоцветов, на пилонах по углам театра поставить скульптурные группы, изображающие все рода войск: пехоту, авиацию, кавалерию, моточасти. Над входом же проектировалась скульптурная группа «Единение трудящихся». Но и без этих символов в 1940 году театр получился грандиозным.

Здание занимает десять этажей на поверхности (из них шесть — Большая сцена, два этажа — Малая сцена) и столько же подземных этажей. Большой зал рассчитан на 1520 зрительских мест, малый зал — на 400 мест. Театр располагает самой большой в Европе сценической площадкой, на которой воспроизводились сражения с участием танков и кавалерии.

По преданию, во время Великой Отечественной войны при бомбежках Москвы немецкие летчики использовали необычную конфигурацию здания театра как ориентир. Лучи пятиконечной звезды точно указывают направление на крупные транспортные узлы столицы (Белорусский, Савеловский, Рижский вокзалы, Комсомольская площадь). Пятый луч указывает направление на центральную часть Москвы.


Здание имеет форму пятиконечной звезды, каждый из лучей звезды окружен колоннадой. Лучи указывают направление на транспортные узлы столицы: Белорусский вокзал; Савеловский вокзал; Рижский вокзал; Казанский, Ленинградский и Ярославский вокзалы. Пятый луч указывает направление на центр Москвы. 

На сцене этого театра выступали во время прохождения военной службы по призыву многие известные актеры. Аналогов этому зданию по архитектуре (это «сталинский ампир») в мире нет. Кроме того, театр располагает самой большой в Европе сценой. Здание имеет 10 этажей над землей и 10 – подземных. 

В этом театре также проходят музыкальные концерты. 

Создан в 1929 г. как Центральный театр Красной Армии. 

Спектакли шли в концертном зале Центрального дома Красной Армии, с 1940 г. — в специально построенном здании (в плане — пятиконечная звезда, архитекторы К. Алабян, В. Симбирцев). 

С 1951 г. Центральный театр Советской Армии, с 1975 г. академический, с 1993 г. современное название. 

В становлении театра важную роль сыграла деятельность Ю. Завадского — главного режиссёра в 1932—35 гг. В эти годы спектакли ставили также А. Лобанов, В. Сахновский и др. («Мстислав Удалой» И. Прута, 1932; «Мещане» М. Горького, 1935; «Последняя жертва» А. Островского, 1935). В 1935—58 гг. главным режиссёром был А. Попов, определивший творческую программу театра, воспитавший несколько поколений актёров. Лучшие спектакли театра, в которых жизненная конкретность образов сочеталась с обобщённостью, масштабностью сценической формы, были событиями театрального искусства: «Укрощение строптивой» У. Шекспира (1937), «Давным-давно» А. Гладкова (1942), «Учитель танцев» Лопе де Веги (1946), «Ревизор» Н. Гоголя (1951), «Фабричная девчонка» А. Володина (1957). Значительное место в репертуаре театра занимала военно-патриотическая тема: «Барабанщица» А. Салынского (1957), «Океан» А. Штейна (1961), «Не беспокойся, мама!» Н. Думбадзе (1971), «Волоколамск—Москва» А. Бека (1966). Художественными руководителями театра были А. Дунаев (1959—62), А. Попов (1962—73), Р. Горяев (1974—78), Ю. Ерёмин (1981—87), Л. Хейфец (1988—94), ещё в 1966 г. поставивший спектакль «Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого, который стал крупным событием московской театральной жизни. 

С 1994 г. ведущий режиссёр театра — А. Бурдонский; главный режиссёр (с 1995) — Б. Морозов. 

Среди лучших спектаклей театра также: «Каса маре» (1961) и «Святая святых» (1977) И.П. Друцэ, «Рядовые» А. Дударева (1985), «Статья» Р. Солнцева (1986), «Павел I» (по Д. Мережковскому, 1989), «Боже, храни короля!» С. Моэма (1990), «Игрок» (по Ф. Достоевскому, 1991), «На бойком месте» А. Островского (1994). В составе труппы в разные годы: Л. Добржанская, Л. Фетисова, Л. Касаткина, Н. Сазонова, А. Попов, В. Зельдин, Н. Пастухов, Л. Чурсина, А. Петров, В. Сошальский, Л. Голубкина, Ф. Чеханков, И. Ледогоров и др.

Бюст М. Фрунзе установлен в 1960 г. Работа скульптора Е. Вучетича и архитектора Г. Захарова.
Бюст М. Фрунзе
Михаил Фрунзе (1885—1925) — революционер, советский государственный деятель, второй народный комиссар по военным и морским делам СССР.
Скульптор: Е. В. Вучетич. Архитектор: Г. А. Захаров
Материалы: бронза, гранит
Год установки: 1960 
Памятник одному из видных руководителей и основателей Красной армии Михаилу Васильевичу Фрунзе был установлен в 1960 г. на площади Коммуны (Суворовская площадь), перед главным входом в Центральный дом Советской Армии им. М. В. Фрунзе.

2014 год

Вид на театр от Суворовского сквера. 2016 год

Зона отдыха:

В центре площади расположен сквер с цветниками, дорожками из гранитной крошки и газонами с кустами и невысокими деревьями, в котором установлен памятник А. Суворову (в 1982 году). Работа скульптора О. К. Комова и архитектора В. А. Нестерова.
Материалы: бронза, гранит
Год установки: 1982 
Памятник был открыт в 250-летний юбилей со дня рождения полководца. Представляет собой бронзовую фигуру Суворова в полный рост. Полководец одет в мундир и плащ, в правой руке держит подзорную трубу. Суворов изображен с орденом Святой Анны. Длинный походный плащ придает фигуре устойчивость и монументальность.

Памятник «Воинам, отстоявшим мир и свободу в борьбе с фашизмом».


Табличка в сквере. 2016 год
Вид на сквер от Селезневской улицы. 2016 год
Панорама сквера. Дорожки в плохом состоянии (в дождливое время много луж и грязи). Странно, но здесь совсем нет скамеек и урн для мусора. Деревья довольно чахлые. В холодное время года на цветник сыпят разноцветные опилки. 2016 год
Памятник А. Суворову. Обветшал несколько. Раньше вокруг него росли красивые ели, но при реконструкции они погибли. 2016 год

Фото:

2014 год
2014 год
2014 год
Проезжая часть площади. Слева — сквер. 2016 год

Проезд:

Метро «Достоевская».


Видео:




Состояние на 21.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий