воскресенье, 18 сентября 2016 г.

Андроновское шоссе

Расположение:

Шоссе проходит по району Лефортово (ЮВАО) от улицы Пруд-Ключики до 5-й Кабельной улицы.

Зоны:

промзона «Серп и молот» (офисные и производственные организации), железная дорога, автосервис.

Описание:

Шоссе с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуаров нет. Озеленение слабое. Много заборов. Длина – около 1, 3 км. 

Фактически является проездом.

История:

Шоссе названо в 1930-х годах (название утверждено в 1950 году) по железнодорожной станции Андроновка, вдоль которой это шоссе проходит (станция же названа по бывшей подмосковной деревне Андроново, существовавшей в 19 веке недалеко отсюда – на нынешнем Шоссе Энтузиастов).

Нежилые объекты:

• Бывшая грузовая железнодорожная станция Андроновка Малого кольца окружной железной дороги с вокзалом (№ 7; 1908). 

В середине 20 века Андроновка была крупнейшей станцией Московской Окружной железной дороги, которая связывала сразу 3 радиальных железнодорожных направления.
Станция Андроновка располагается между промзонами районов Лефортово и Нижегородский (исторический район Карачарово). Станция была названа по названию местности – деревни Андроновки (Андроново). Впервые деревня Андроново упоминается в 1798 году: «на землях крестьян дер. Андроновки в версте от Камер-Коллежского вала и в 250 саженях от Владимирской дороги купец Благушин держал собственные бойни» (ныне на территории располагается Микояновский мясокомбинат). В списке населенных мест Московской губернии 1862 г. значится как Андроновка Новая, на плане пригородов Москвы 1911 г. – Ново-Андроновка, также известная как Новая деревня. До 2000-х гг. Андроновка была одной их крупнейших станций МОЖД, связывавшей сразу 3 радиальных железнодорожных направления: Московско-Казанское (через ветвь № 11 к станции Перово, ветвь № 12 к станции Москва-товарная, направленной к центру города), Московско-Нижегородское (через ветвь № 13 к телеграфному посту 2-й версты Нижегородской железной дороги, позднее, в связи с переносом товарной станции, переименованным в телеграфный пост 5-го километра) и Московско-Курское (через ветвь № 15 к станции Люблино). Ветвь № 13 продолжалась и после пересечения с Нижегородским направлением как подъездной путь к заводам "Серп и Молот" и "Кристалл". Для их обслуживания была построена станция Северный Пост, существующая и сейчас. Еще одна двухпутная соединительная ветвь Андроновка – Перово была построена в советские годы.
Андроновка первой из станций МОЖД в 1955 г. была оборудована системой маршрутно-релейной централизации, позволившей ей отказаться от использования устройств механической централизации (при помощи стальных тросов, которыми переводились стрелки и переключались сигналы семафоров) и работы стрелочников (на нецентрализованных стрелочных переводах), объединив управление их работой с одного пульта дежурного.
Первоначальный ансамбль станции включал в себя пассажирское здание (вокзал), 2 жилых дома, 2 сторожевых дома, 2 будки централизованного управления стрелками и сигналами, казарму, полуказарму, а также здание пневматического водоснабжения по системе Гантке. 
В настоящий момент из станционного комплекса сохранились здания вокзала, жилого дома и сторожевого дома № 22. До 2010 г. сохранялась водонапорная башня.
Здание вокзала было самым маленьким по площади на всей МОЖД. Его проект был сделан с учетом малого пассажиропотока и включал в себя единый пассажирский зал для всех классов пассажиров, телеграф и контору начальника станции.
Памятник сохранил объемно-пространственную композицию и архитектурно-художественное оформление фасадов 1900-х гг. Наиболее яркими архитектурно-художественными акцентами памятника являются завершения в виде треугольных щипцов, надпись "Андроновка", сохранившиеся деревянные консоли.
Жилой дом предназначался для проживания руководства станции в служебных квартирах. Наиболее ярким конструктивным и декоративным элементом здания являются венчающие элементы ризалитов, состоящие из высоких скатных крыш и остроконечных щипцовых завершений. Среди ценных архитектурно-художественных элементов отмечаются также большой сложносоставной наличник окна ризалита, балкон на сводах "Монье", кованый козырек входа.
Сторожевой дом относился к службе пути и являлся служебным жильем для путевого обходчика, ежедневно проверявшего состояние вверенного ему участка пути и потому постоянно проживавшего в непосредственной близости от него. Из 80 построенных сторожевых домов до наших дней сохранилось 5. 
• Железнодорожная пассажирская платформа Андроновка МЦК (но несколько в стороне от шоссе).

• Территория бывшего завода «Криптон» (№ 26 с несколькими строениями), в строениях которого располагаются офисы и мелкие производственные компании (в том числе, бизнес-центр «Персона Грата»). 

В советское время – производство радиоэлектронной продукции для нужд министерства обороны и предприятий космической отрасли. 

В настоящее время большая часть территории сдается в аренду.

• Торгово-производственная компания «АВМ-Пластик» (№ 32а). 

Производство и продажа одноразовой посуды, пакетов и товаров из полиэтилена.

Жилые дома (всего один):

2 этажа (начало 20 века; при железнодорожной станции Андроновка).

Нумерация домов очень нестрогая и неупорядоченная, что связано с утратой ряда домов со временем. Нумерация же сохранившихся домов не была при этом изменена.

Достопримечательностей и зон отдыха нет.

Проезд:


От метро «Авиамоторная» на автобусах №№ 59, 759 до остановки «Андроновское шоссе» (на 5-й Кабельной улице) и пешком. Общественный транспорт по шоссе не проезжает.


Видео:



Состояние на 26.4.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий