пятница, 28 октября 2016 г.

улица Шухова

Расположение:

Улица проходит по районам Даниловский и Донской (ЮАО) от Мытной улицы до улицы Шаболовка. 

Рядом – метро «Шаболовская».

Описание:

Улица с двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении). Тротуары – с 2-х сторон, реже – с одной стороны; на многих участках полосы газонов с деревьями и декор. оградами между тротуарами и проезжей частью. Озеленение хорошее. Длина – около 700 метров.

История:


До 1922 года – Сиротский или Варваринский переулком (по Варваринскому сиротскому дому для девочек, оставшихся без родителей после холеры 1848 года, который был основан А. Лобковым и назван по имени его умершей дочери Варвары).

В 1922 – 1963 годах – Сиротский переулок.

Улица названа в 1963 году в честь инженера-конструктора, который спроектировал, в том числе, и радиобашню (затем телецентр), находящуюся на соседней улице Шаболовка, Владимира Шухова (1853-1939). См. о нем: https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_697.html.

Нежилые объекты:

• Технический центр ГПКС «Шаболовка» (№ 8; центр коммутации волоконно-оптических линий связи, соединяющих центры космической связи «Дубна», «Владимир» и «Медвежьи Озера» с международными центрами коммутации, расположенными в Москве).

• Бывший городской арестный дом (№ 9, стр. 3). 1910 год постройки.

Здание находится, скорее, по Варваринскому пер. (ул. Шухова), чем по Хавской. Здание практически не изменилось, ворота не сохранились, забор современный из бетонных плит.

В начале XX века городской арестный дом был перемещен в район Шаболовки из Титовских казарм ("Титы"). По-видимому, это было связано с расширением 2-й градской больницы в Нескучном саду (в 1959 г. поглощенного 1-й градской больницей), к которой и сейчас относится здание Титовских казарм (там располагается терапевтический корпус).

После революции в здании размещалась коммуна для беспризорников. Беспризорники-коммунары получали не только образование, но и профессию, для воспитанников был возведён производственный цех, вроде бы для изготовления пуговиц. С середины 1930-х годов весь квартал окутан завесой секретности.

• Шуховская телебашня на Шаболовке (№ 10).

Шаболовская телебашня (радиобашня Шухова) была сооружена в 1919-1922 году по проекту инж. В. Шухова. Высота башни 160 м, вес — 220 т. Башня была построена для обеспечения надежной и постоянной связи центра республики с западными государствами и окраинами. Наверху башни были смонтированы две траверсы (поперечины) и флагшток. К траверсам крепились собственно излучающие элементы — тросы, ведущие к радиопередатчикам.

В 1936 г. в ходе создания первого телецентра, на верху башни смонтировали новую передающую турникетную антенну. Для подводки телевизионного фидера к антенне по всей высоте сооружения дополнительно смонтировали металлическую ферму, а на отметках 141,7 м, 144,3 м и 148,4 м башни соорудили три горизонтальные технические площадки для установки технологического оборудования. 

В 1937 году с Шаболовской башни начались первые в стране регулярные опытные телепередачи. В 1938 году здесь был организован Московский телецентр.

После открытия в начала работы в ноябре 1967 г телецентра в Останкино, вещание с Шаболовки продолжалось еще 2 месяца. 

Во время строительства башни произошла трагедия, навсегда изменившая жизнь её создателя. Обрушились четвёртая секция и частично третья. При этом погибли двое рабочих. Архитектор был приговорён к расстрелу условно — это была совершенно исключительная мера. Приговор так и не был исполнен — сначала его отложили до окончания строительства, потом забыли. Но Шухову пришлось прожить всю жизнь под его гнётом.

Всего три раза, в 1949, 1950 и 1964 годах была произведена противокоррозийная окраска элементов башни. В 1973 г башня была усилена с помощью сварных элементов, закреплённых на уголках болтами к клёпаной несущей конструкции, подвижные элементы в основании было наглухо забетонированы. Все это нарушило шуховскую кинематическую схему конструкции, самокомпенсирующуюся по отношению к внешним нагрузкам. 

В 1991 году башню переоборудовали под новое тогда FM-вещание — на верху смонтировали тяжелый антенный блок. В 2002 г. вещание было прекращено. 

В сентябре 2015 года с целью разгрузки башни, антенный блок был демонтирован. Планируется вернуться варианту 22 года — траверсе.
За прошедшие десятилетия башня не красилась и сейчас медленно корродирует (в стали 20-х годов много серы). Различные ведомства никак не договорятся кто оплатит ремонт памятника.

Шуховская башня признана одним из высших достижений инженерного искусства. На международной научной конференции «Heritage at Risk. Сохранение архитектуры XX века и Всемирное наследие», прошедшая в апреле 2006 года в Москве с участием более 160 специалистов из 30 стран мира в своей декларации назвала Шуховскую башню в числе семи архитектурных шедевров русского авангарда, рекомендованных на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В данный момент рассматривается версия о демонтаже башни с целью якобы реставрации всех её конструкций. Но на самом деле крупные бизнесмены просто хотят освободить дорогую территорию под последующую застройку каким-нибудь элитным зданием.

• Анкерный блок растяжки радиоантенн (№ 12). 1918 год. 

Входит в мемориальный комплекс военно-инженерной истории "ГОРЗы на Дровяной площади".

Территория эта (ул. Шухова, 12 – сейчас здесь находится закрытый школьный двор) до революции 1917 г. была ровным полем, которое называлось "дровяным" по причине нахождения здесь дровяного базара.
С 1918 г. это поле было занято т.н. ГОРЗами (государственные объединённые радио-заводы) – комплексом радиотехнических и электротехнических мачт с целой сетью технологических растяжек, служащих по всей видимости, антеннами. Внизу, у земли, эти мачтовые растяжки крепились к специально продуманным приспособлениям - технологическим анкерам-якорям (см. фото). По декрету Ленина, на этой и соседней территориях (Варваринского приюта) с 1918 по 1923 гг. создан новый мощный комплекс радиостанции им. Коминтерна с Шабловской (Шуховской) радиомачтой во главе. Цель создания этой объединённой радио-базы - высокоэффективная связь для военно-политических задач.

К концу 1930-х гг. мачтовые антенны вывозятся с Дровяного поля в иное место. Некоторые бетонные якоря технологических растяжек остаются при этом на своих местах. В годы ВОВ к этим якорям прикреплялись растяжки заградительных аэростатов, которые базировались на этом же поле и служили защитой комплекса Шуховской башни, а также всего московского неба от гитлеровских самолётов.

До конца 1980-х гг. здесь оставалось 2 таких якоря. Они располагались симметрично относительно друг друга и были одинаково повернуты под углом 45 град. относительно ул. Шухова. Остатки второго якоря сохранились до наших дней в виде руин в другом углу школьной ограды – сразу за ней, в начале ул. Татищева). Оба якоря своим вектором (по линии встроенного рельса) направлены на центр школьного здания, где до него стояла одна из 350-метровых радиомачт. Один из этих якорей частично был разрушен при строительстве временного трубопровода в конце 1980-х гг. 

Косвенно к этому комплексу можно отнести и дом с башенкой в глубине школьной территории справа – опорно-усилительная станция № 307, сер. ХХ в. Сейчас – станция радиофикации московской городской радиотрансляционной сети.

• Гостиница «Подушкин» (№ 13).

• Бизнес-центр «Шухов plaza» (№ 14; бывший НИИ промышленности лубяных волокон).

Бывший ЦНИИ комплексной автоматизации легкой промышленности (ЦНИИЛКА)

Открытая в апреле 1927 года в Москве "Станция лубяных волокон" легла в основу создания в 1935 году НИИ лубяных волокон (НИИЛВ).

Станция была включена в ЦНИИ текстильной промышленности (ЦНИИТП) в качестве отдельного сектора лубяных волокон.

В 1935 году сектор преобразовали в научно-исследовательский институт лубяных волокон.

В 1948 году институту присвоен статус Центрального (ЦНИИЛВ).

В 1988 году ЦНИИЛВ преобразован в ЦНИИ комплексной автоматизации легкой промышленности (ЦНИИЛКА).

В 2009 году со здания исчезла вывеска, все сдается в аренду.

В 2013 г. процесс оформился в БЦ "Шухов plaza". Первый производственный этаж (где было оборудование) разделили на два (это хорошо видно по окнам).

Кирпичное здание 1930 г. постройки.

• Испытательный центр АФК (№ 14, стр. 7, испытания медицинской техники).

• Офисы (№ 15). 

Реконструированный особняк бывшего детского сада.

• Офисы (№ 17, к. 2). Кирпичное здание 1914 года постройки.

Жилые дома:

Общая хар-ка: 5, 6 этажей (1930-е – 1950-е годы постройки); 4 и 7 этажей (1950-е годы постройки); 9 этажей (1960-е годы постройки); 12 этажей (1973 год постройки); 11 этажей (1984 год постройки).

5 этажей (№ 4). 1933 год постройки. Кирпичный. Конструктивизм.

5-6 этажей (№ 5/7). 1934 год постройки. Кирпичный. Конструктивизм. 

Жилой дом работников завода имени Сталина (арх. Б. Улинич) составлен из трёх частей: дореволюционного здания со стороны Городской улицы, центральной части в духе ранней сталинской неоклассики с арками и лоджиями, конструктивистского корпуса со стороны улицы Татищева. Памятная доска «Улица Шухова».

4 этажа (№ 5, к. 2). 1957 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 6). 1934 год постройки. Кирпичный. Конструктивизм.

5 этажей (№ 6, к. 2). 1955 год постройки. Кирпичный. С виду заметно отличается от расположенных рядом довоенных корпусов. У балконов 4-го этажа барельефы – звезды.

5 этажей (№ 8). 1931 год постройки. Кирпичный. Конструктивизм.

5 этажей (№ 10). 1932 год постройки. Кирпичный. Конструктивизм.

5 этажей (№ 11/16). 1930 год постройки. Кирпичный. Конструктивизм.

5 этажей (№ 13, кк. 1 и 2). 1933 год постройки. Кирпичные. Конструктивизм.

9 этажей (№ 17, к. 1). 1967 год постройки. Кирпичный.

5 этажей (№ 17, к. 3). 1930 год постройки. Кирпичный. Конструктивизм. Дом примечателен тем, что на всех балконах у него роль несущих кронштейнов выполняют бывшие в употреблении рельсы от узкоколейки или трамвая.

7 этажей (№ 18). 1956 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – Бонсай-центр.

9 этажей (№ 19). 1967 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – продукты, ателье и пр.

11 этажей (№ 21). 1984 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – универсам «Перекресток», кафе и пр.


Построен для работников аппарата ЦК КПСС.

Достопримечательности:

Здания начала 20 века.

Проезд:

От метро «Шаболовская» пешком через улицу Шаболовка. Общественный транспорт по улице частично проезжает, но остановок на ней не имеет.


Видео:




Состояние на 27.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий