среда, 22 апреля 2020 г.

Шухов Владимир

Владимир Шухов (1853–1939) – инженер-изобретатель. Родился в 1853 году в городе Грайвороне. Диплом инженера он получил в Московском техническом училище (МВТУ), которое закончил в 1876 году. Работал в Филадельфии над Российским павильоном Всемирной выставки, одновременно изучая достижения американской промышленности. Его проекты башен с использованием стальных гиперболоидных и сетчатых конструкций были растиражированы по всему миру. Самая известная и высокая из них – в Москве на Шаболовке. Шухов сконструировал также стеклянную крышу ГУМа на Красной Площади, светопрозрачные перекрытия Музея изобразительных искусств им. А. Пушкина, перекрытия залов Киевского вокзала и еще десятки зданий – торговых пассажей, перекрытий цехов и трамвайных депо. Авторству Шухова принадлежит более 180 мостов через Волгу, Днепр и другие реки. В период развития архитектуры авангарда Шухов сотрудничал с Константином Мельниковым, вместе с которым они спроектировали изящные большепролетные конструкции крыш Бахметьевского гаража и гаража грузовых машин Моссовета. Заложил основу современной нефтедобывающей отрасли – по его проектам строились нефтехранилища, нефтепроводы и первый завод по крекингу нефти. Умер в 85 лет.

С 1880 в Москве, на заводе Бари (после 1917 «Парострой»). Шухов – автор или соавтор ряда патентов на промышленные установки по переработке и использованию нефти (признан изобретателем крекинг-процесса). В области строительства и строительной техники разработал висячие сетчатые покрытия и сетчатые своды, своды двоякой кривизны с пролетами до 40 м; перекрыл на большой высоте каркасными металлическими конструкциями с остеклением линии просторных галерей Верхних торговых рядов (1889–94), Петровского пассажа (1903–06) и колоссальный операционный зал Главного почтамта. Применил легкие металлические большепролетные арочные перекрытия при строительстве Городского конно-железнодорожного парка (1908; ныне Миусский трамвайный парк, Лесная улица, 20) и дебаркадера Киевского вокзала (1912–17). Разрабатывал металлический каркас здания «Мюр и Мерелиз» (1906–08). Под руководством Шухова спроектированы оригинальные башенные сетчатые гиперболоидные конструкции (радиобашня на Шаболовке, так называемая Шуховская башня). Руководил строительством вращающейся сцены МХАТа. Участвовал в осуществлении проектов в духе конструктивизма, в том числе Бахметьевского автомобильного парка (1926–28), гаража для грузовых машин (1926–29; оба совместно с К. Мельниковым). 

В семейном альбоме Шуховых есть снимок: 19-летняя Ольга Шухова – сестра Владимира – и 17-летняя Ольга Книппер, бывшие в ту пору самыми дорогими для него людьми. К сер. 1880-х В. Шухов – преуспевающий инженер. За плечами – командировка в Соединенные Штаты Америки и двухлетняя работа в Баку, где он своими изобретениями и инновациями буквально перевернул нефтяное дело. С октября 1880 Шухов жил в Москве, реализуя многочисленные проекты в качестве главного инженера и технического директора «Строительной конторы А.В. Бари». С момента окончания гимназии и поступления в Императорское московское техническое училище Владимир находился в разлуке с семьей, поскольку его отец Григорий, служивший по Ведомству императрицы Марии, в 1871 был назначен управляющим хозяйственной частью и членом Совета варшавского Александринско-Мариинского института. В 1884 Г. Шухов вышел в отставку и вместе с женой и младшими дочерьми переехал из Варшавы в Москву. Стали возникать новые знакомства. Одно из них связало семьи Шуховых и Книппер. Особенно сдружилось молодое поколение – Ольга и Константин (в ту пору студент-путеец) Книпперы, Ольга и Александра Шуховы. Через сестер с Ольгой познакомился и Владимир. Позже в книге «Чехов» Б. Зайцев писал о приме Художественного театра: «Острая, яркая, с большим обаянием. Как жен шина склада художнического, была она подвержена нервным колебаниям, тоске и повышенной возбудимости. Интеллигентная, для актрисы довольно культурная». В юности Ольга, по ее словам, «училась языкам, музыке, тяготела к рисованию». С первых же встреч возникла взаимная симпатия двух ярких одаренных артистичных натур (В. Шухов тоже обладал артистизмом в высоком смысле слова, проявлявшимся в его блистательно остроумных и изящных работах, в повседневной жизни, в общении с людьми). И симпатия эта могла перерасти в большое чувство, родные уже начинали думать о свадьбе, но зря. О подробностях длившегося почти 2 года романа и о причинах разрыва Владимир не рассказывал, но до конца дней сохранил чувство восхищения Ольгой. Во время революции погибли хранимые В. Шуховым письма О. Книппер. Сохранились лишь сделанные им снимки и подарок Ольги – фотография, на которой она и ее брат Константин запечатлены в одной из сцен домашнего спектакля. В 1898 Шухов купил дом в Скатертном переулке (не сохранился), где поселился с женой и 4 детьми. В соседнем Мерзляковском пер. проживала тогда семья Книппер. В мае 1901 Ольга стала женой А. Чехова. И в то время Шуховы дом в Скатертном покинули. Через год в «Строительную контору А.В. Бари» обратился Савва Морозов с просьбой о разработке и изготовлении конструкций для строящегося в Камергерском пер. здания Художественного театра. Среди первоначальных шуховских набросков было интересное предложение: перекрыть зрительный зал висячей мембраной, имеющей пролет в одном варианте 21,5 м, в другом 40 м! Замысел этот  остался нереализованным; в итоге Шухов спроектировал, а фирма Бари соорудила стропильное покрытие сценической коробки и первую в России вращающуюся сцену. На ней блистала и Ольга. 31 марта 1903 она сообщала М. Чеховой: «Сезон кончили благополучно. Овации, конечно, шумные, занавес не давали сдвигать, директоров качали. Мы приехали и уехали на вертящейся сцене. Вышло эффектно очень». А Антону поведала о том же  подробно: «Я хотела написать тебе о последнем спектакле (“Три сестры”); играли в основном составе, играли хорошо. После 3-го акта поднялись уже настойчивые аплодисменты. После 4-го вся труппа собралась позади, в декорации 3-го акта, и подъехали, как на карусели, при открытом занавесе. Публика поднимала занавес, орала, галдела, мы бросали цветы и при открытом занавесе отъехали на вертящейся сцене. Вышло оригинально и красиво». Личных встреч В. Шухов и О. Книп-пер после расставания избегали. Много лет спустя Ольга вспоминала: «Я вступала на сцену с твердой уверенностью, что никто и никогда меня не оторвет от нее, тем более что в личной жизни моей прошла трагедия разочарования первого юного чувства». Есть все основания считать слова актрисы относящимися к В. Шухову. Семья его сына Сергея была дружна с артисткой Художественного театра Е. Морес. В 1950-х Евгения сообщила Шуховым «об откровенной беседе с Книппер-Чеховой и ее рассказе о разбитой жизни благодаря Владимиру Григорьевичу». После этого дочь В. Шухова Ксения отправилась к Ольге, но та «ее очень холодно приняла и мало говорила о Владимире Григорьевиче. Сказала только, что он был очень красив, строен, с блестящими голубыми глазами. Словом, разговор скользил по поверхности, не вникая в глубину переживаний». Этим дело не кончилось. Спустя некоторое время Ольга передала через Е. Морес желание видеть внучек Владимира. Алла и Лея готовились к встрече, волновались, но в последний момент актриса передумала. Владимир  придерживался тех же взглядов, что и отец О. Книппер, полагая «назначение женщины в том, чтобы украшать жизнь, а не заниматься чем-то серьезным». А для Ольги семья значила очень много. «Я чувствую, – писала она позже А. Чехову, – ребенок все бы пересилил (имеется в виду страсть к театру и жажда творчества)».

В Москве:

Почти вся жизнь Шухова связана с Москвой. Трудно найти такую сферу в промышленности, в которой бы Шухов не сказал свое слово. Он изобрел крекинг-процесс нефти, в результате которого получается бензин. Этот метод приобрел особое зна­чение с появлением автомобилей и авиации. Изобретенная Шуховым форсунка дала возможность использовать для топки паровозов и пароходов мазут, бывший ранее отходом производства. Ученый построил первый нефтепровод в Баку, а также спроектировал первые в мире металлические баржи для перевозки нефти по воде. Большое применение в нашей промышленности получили паровые котлы системы Шухова. Ему же принадлежит конструкция хорошо известной москвичам Шаболовской радиомачты, 160 м высоты.

В нач. 1900-х жил на Остоженке, 7, отсюда переехал в 1-й Неопалимовский переулок (дом № 1, не сохранился). В первые годы революции Шухов поселился в доме № 11/13 по Кривоколенному переулку. Последние годы его жизни прошли в доме № 16-20 на Зубовском бульваре.

Мемориальные доски – на здании основанного Шуховым Центрального НИИ «Проектстальконструкция» (Новые Черемушки, квартал 28, корпус 2) и на доме, где жил Шухов (улица Орджоникидзе, 5).

1 комментарий:

  1. Какой квартире жил В.Г.Шухов на Остоженке,7.? Если кто знает, сообщите: artparovz@mail.ru

    ОтветитьУдалить