Расположение:
Проспект
проходит по районам Измайлово и Восточное Измайлово (ВАО).
Формально проходит от 2-й улицы Измайловского Зверинца до 16-й Парковой улицы,
но фактически проспекта, как единой магистрали, не существует: от него
сохранились лишь отдельные участки, не связанные между собой.
Метро «Измайловская»
(в середине проспекта).
Описание:
Проспект с
двухсторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении),
а на участке между 1-й и 3-й Парковыми улицами 4 полосы (по две в каждом
направлении), разделенные газонной полосой с бордюрами. Тротуары – с 2-х
сторон; на многих участках полосы газонов с деревьями между тротуарами и
проезжей частью. Озеленение хорошее. Длина – около 2, 5 км.
По одной
стороне – Измайловский парк; по другой – жилые дома.
История:
Проспект
назван в 1930-х годах по бывшему подмосковному селу
Измайлово, около которого находился. Ранее назывался Первомайский проспект.
Самый старый участок проспекта между 2-й улицы Измайловского Зверинца и
Главной аллеей возник в начале 20 века и постепенно застраивался деревянными
домами.
В начале
1920-х годов по нему прошла трамвайная линия.
В 1949 году
при застройке Измайловского поселка в состав проспекта формально вошел
Первомайский просек, проходящий по северному краю Измайловского парка и в
1950-е годы все новые дома, выходящие к парку, получили номера по Измайловскому
проспекту, продолжая нумерацию старой его части.
В 1954–1961
годах вблизи проспекта в здании метродепо около 1-й Парковой улицы,
существовала станция метро Первомайская.
В 1961 году при продлении
Арбатско-Покровской линии метро две части проспекта оказались разделены
наземным участком этой линии, тогда же между 2-й и 3-й Парковыми улицами
возникла станция метро Измайловская. Измайловский проспект планировали продлить
от Главной аллеи до 16-й Парковой улицы. Так как две
части проспекта оказались разделены наземным участком линии метро, было принято
решение линию метро пустить по эстакаде над проспектом, с этой целью была
построена Измайловская эстакада.
Однако планы по продлению Измайловского
проспекта не были выполнены, и в настоящее время пространство под эстакадой
занято гаражами.
В 1970-80-е
годы почти все строения по старому участку проспекта были снесены (остался дом
№ 3) и он превратился в парковую аллею, по которому осуществляется только
трамвайное движение. Новый участок проспекта имеет проезжую часть только между
1-й и 3-й, 6-й и 7-й, 11-й и 12-й, 15-й и 16-й Парковыми улицами.
В настоящее
время планируется строительство ТПУ у станции метро Измайловская, также
существует проект магистрали с 4-мя полосами, которая в будущем может стать
вылетной магистралью. Не исключается осуществление данного проекта уже к 2020
году, а строительство может начаться в 2015-2016 годах.
Нежилые объекты:
• 〈М〉 метро
«Измайловская» (Арбатско-Покровская линия; ◊ открыта
21 октября 1961 года ◊; названа по
району Измайлово, на территории которого она находится; станция — наземная и
имеет вид островной платформы; вход-выход в город осуществляется с двух стороны
станции по лестницам — только на Измайловский проспект (или в Измайловский
лесопарк); с одной стороны вход-выход с улицы имеет вид подземного перехода под
станцией, а с другой — остекленного наземного вестибюля над станцией; станция
практически не имеет отделки и больше похожа на обычную железнодорожную
платформу с навесом; пол асфальтирован; скамеек для отдыха мало; никакой темы у
этой станции нет).
• Памятник Качуевскаой Н. на территории Измайловского парка (северный вход).
Год установки: 2005.
Наталья Качуевская (1922—1942) — санинструктор 105-го гвардейского стрелкового полка (34-я гвардейская стрелковая дивизия, 28-я армия, Сталинградский фронт), гвардии красноармеец. Памятник представляет собой невысокую стелу, облицованную красным гранитом. На лицевой стороне закреплена гранитная доска с надписью прорезными буквами: «Наташа Качуевская».
• Войсковая часть (№ 3 с несколькими строениями за забором).
На территории множество видеокамер, забор под сигнализацией.
• Электродепо и мотодепо «Измайлово» (№ 45 с несколькими строениями; работает с 1950 года).
Электродепо открыто 14 января 1950 г. Изначально укомплектовано вагонами типов А и Б, переданными из других депо.
В 1954 г. в здании депо открыта временная конечная станция «Первомайская». Она находилась сразу после "Стадиона народов" (теперь - Измайловский парк). Сейчас она на территории депо и используется в других целях - вестибюль станции хорошо сохранился до настоящего времени, через него высаживают пассажиров в экстренных случаях, устраивают елки и собрания. Современную "Первомайскую" построили за "Измайловской", чем сохранили последовательность на схемах, но не на местности. "Измайловскую" (новую) сместили к лесу, в 500 м. от старой "Первомайской" и построили эстакаду для новых путей. Еще совсем недавно на фронтоне можно было разобрать традиционное "Метрополитен им. Л. Кагановича Первомайская".
В 1961 г. в связи с продлением линии на восток станция была ликвидирована и превращена в обычный цех.
В период с 1954 по 1958 и с 1969 по 1975 год эксплуатировало вагоны типа Г.
В период с 1958 по 1961 гг. эксплуатировало вагоны типа В, переданные затем в депо Фили.
В 1973 году начат переход на вагоны типа Д.
В 1975 году прекращена пассажирская эксплуатация вагонов типов А, Б и Г.
В 1980-х гг. депо расширилось, появились два новых складских корпуса, а старый цех стал ремонтным.
В 1992 году начат переход на вагоны типа Е, переданные из других депо, завершившийся к 1995 году со списанием последних вагонов типа Д.
С 2006 года начат переход на вагоны серии 81-740/741.
В 2010 году снят с пассажирской эксплуатации последний поезд из вагонов серии Е.
Электродепо обслуживает маршруты 1–49 Арбатско-Покровской линии.
В электродепо эксплуатируется подвижной состав из вагонов 81-740.1/741.1, 81-740.4/741.4 и 81-760/761. В конце 2010 года завершилась замена парка подвижного состава с вагонов типа Е на «Русич». Первый состав «Русич» поступил в депо в ноябре 2006 года. Пассажирская эксплуатация составов «Русич» началась на линии с конца декабря 2006 года.
До 2011 года депо имело свой собственный грузовой состав из вагонов типа Е. Планировалась замена грузового состава на аналогичный из вагонов 81-717/714, однако, в связи с приостановкой грузовых перевозок в дневное время, замена не была произведена. В депо эксплуатируется именной состав из вагонов моделей 81-740.1/741.1 «Акварель». В музее электродепо представлен метровагон № 1 типа А.
В данный момент из-за аварийного состояния помещений идёт реконструкция электродепо. После реконструкции депо получит новые смотровые канавы на месте ликвидируемого колёсного цеха и закрытого цеха подъёмочного ремонта, а также новую пристройку административного корпуса.
• Школа № 690 (№ 53). Пятиэтажное кирпичное здание 1953 года постройки.
• Торговый комплекс «Измайловская ярмарка» (№ 54). Продуктовый и вещевой рынок. Одноэтажный торговый комплекс 2007 года постройки.
• Дирекция парка «Измайлово» (№ 56; 1936 год постройки).
• Кафе «Еврокафе» и мясной м-н (№ 61, стр. 2).
• Общежития МГТУ имени Н. Баумана (№№ 73–75).
• Детский сад № 323 (№ 79).
• Склад (№ 89).
Здание построено к московской Олимпиаде-80. По проекту это предприятие общепита.
В 1980-е годы ещё работало как кафе.
Затем здание фактически заново построили под склад.
• Поликлиника № 172 (№ 91а).
• Художественный гуманитарный колледж (№ 121).
Бывший детский сад № 98.
• Школа № 440 (№ 115).
На территории – памятник учащимся школы N 440, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Обелиск увенчан металлической звездой и установлен на базе, облицованной керамической плиткой. На северо-западном фасаде имеется гранитная памятная доска с посвятительной надписью: «Вечная память выпускникам школы 440, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. за свободу и независимость нашей Родины».
Год установки: 2005.
Наталья Качуевская (1922—1942) — санинструктор 105-го гвардейского стрелкового полка (34-я гвардейская стрелковая дивизия, 28-я армия, Сталинградский фронт), гвардии красноармеец. Памятник представляет собой невысокую стелу, облицованную красным гранитом. На лицевой стороне закреплена гранитная доска с надписью прорезными буквами: «Наташа Качуевская».
• Войсковая часть (№ 3 с несколькими строениями за забором).
На территории множество видеокамер, забор под сигнализацией.
• Электродепо и мотодепо «Измайлово» (№ 45 с несколькими строениями; работает с 1950 года).
Электродепо открыто 14 января 1950 г. Изначально укомплектовано вагонами типов А и Б, переданными из других депо.
В 1954 г. в здании депо открыта временная конечная станция «Первомайская». Она находилась сразу после "Стадиона народов" (теперь - Измайловский парк). Сейчас она на территории депо и используется в других целях - вестибюль станции хорошо сохранился до настоящего времени, через него высаживают пассажиров в экстренных случаях, устраивают елки и собрания. Современную "Первомайскую" построили за "Измайловской", чем сохранили последовательность на схемах, но не на местности. "Измайловскую" (новую) сместили к лесу, в 500 м. от старой "Первомайской" и построили эстакаду для новых путей. Еще совсем недавно на фронтоне можно было разобрать традиционное "Метрополитен им. Л. Кагановича Первомайская".
В 1961 г. в связи с продлением линии на восток станция была ликвидирована и превращена в обычный цех.
В период с 1954 по 1958 и с 1969 по 1975 год эксплуатировало вагоны типа Г.
В период с 1958 по 1961 гг. эксплуатировало вагоны типа В, переданные затем в депо Фили.
В 1973 году начат переход на вагоны типа Д.
В 1975 году прекращена пассажирская эксплуатация вагонов типов А, Б и Г.
В 1980-х гг. депо расширилось, появились два новых складских корпуса, а старый цех стал ремонтным.
В 1992 году начат переход на вагоны типа Е, переданные из других депо, завершившийся к 1995 году со списанием последних вагонов типа Д.
С 2006 года начат переход на вагоны серии 81-740/741.
В 2010 году снят с пассажирской эксплуатации последний поезд из вагонов серии Е.
Электродепо обслуживает маршруты 1–49 Арбатско-Покровской линии.
В электродепо эксплуатируется подвижной состав из вагонов 81-740.1/741.1, 81-740.4/741.4 и 81-760/761. В конце 2010 года завершилась замена парка подвижного состава с вагонов типа Е на «Русич». Первый состав «Русич» поступил в депо в ноябре 2006 года. Пассажирская эксплуатация составов «Русич» началась на линии с конца декабря 2006 года.
До 2011 года депо имело свой собственный грузовой состав из вагонов типа Е. Планировалась замена грузового состава на аналогичный из вагонов 81-717/714, однако, в связи с приостановкой грузовых перевозок в дневное время, замена не была произведена. В депо эксплуатируется именной состав из вагонов моделей 81-740.1/741.1 «Акварель». В музее электродепо представлен метровагон № 1 типа А.
В данный момент из-за аварийного состояния помещений идёт реконструкция электродепо. После реконструкции депо получит новые смотровые канавы на месте ликвидируемого колёсного цеха и закрытого цеха подъёмочного ремонта, а также новую пристройку административного корпуса.
• Школа № 690 (№ 53). Пятиэтажное кирпичное здание 1953 года постройки.
• Торговый комплекс «Измайловская ярмарка» (№ 54). Продуктовый и вещевой рынок. Одноэтажный торговый комплекс 2007 года постройки.
• Дирекция парка «Измайлово» (№ 56; 1936 год постройки).
• Кафе «Еврокафе» и мясной м-н (№ 61, стр. 2).
• Общежития МГТУ имени Н. Баумана (№№ 73–75).
• Детский сад № 323 (№ 79).
• Склад (№ 89).
Здание построено к московской Олимпиаде-80. По проекту это предприятие общепита.
В 1980-е годы ещё работало как кафе.
Затем здание фактически заново построили под склад.
• Поликлиника № 172 (№ 91а).
• Художественный гуманитарный колледж (№ 121).
Бывший детский сад № 98.
• Школа № 440 (№ 115).
На территории – памятник учащимся школы N 440, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Обелиск увенчан металлической звездой и установлен на базе, облицованной керамической плиткой. На северо-западном фасаде имеется гранитная памятная доска с посвятительной надписью: «Вечная память выпускникам школы 440, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. за свободу и независимость нашей Родины».
Жилые дома:
Общая хар-ка: 3, 5, 8, 9,
12 и 14 этажей (1950-е – 1970-е годы постройки).
3 этажа (№ 47). 1951 год постройки. Кирпичный.
3 этажа (№ 49). 1950 год постройки. Кирпичный. В начале 1950-х годов здесь была зубопротезная поликлиника.
14 этажей с одноэтажной нежилой пристройкой (№ 55). 1969 год постройки. Кирпичный. В пристройке – офисы (раньше было кафе «Осень»).
5 этажей (№ 57). 1962 год постройки. Кирпичный.
14 этажей с одноэтажной нежилой пристройкой (№ 61). 1972 год постройки. Кирпичный. В пристройке – сбербанк.
12 этажей (№ 69/2). 1962 год постройки. Блочный.
9 этажей (№ 71). 1967 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – медцентр, стоматология и пр.
8–12 этажей (№№ 73 и 73б). Кирпичный. Общежитие № 5 МГТУ им. Баумана (факультет «Информатика и системы управления»).
5 этажей (№ 73а). Кирпичный. Общежитие № 6 МГТУ им. Баумана (факультет «Робототехника и комплексная автоматизация»).
9 (?) этажей (№№ 75/1 и 75а). Кирпичные. Общежитие №№ 4 и 9 МГТУ им. Баумана (факультет «Машиностроительные технологии»).
5 этажей (№ 77, к. 1). 1959 год постройки. Блочный.
8 этажей (№ 77, к. 2). 1959 год постройки. Блочный.
5 этажей (№ 83). 1963 год постройки. Блочный. На 1-м этаже – библиотека № 101.
9 этажей (№ 85). 1964 год постройки. Кирпичный.
5 этажей (№ 87). 1962 год постройки. Панельный.
12 этажей (№ 91, к. 1). 1968 год постройки. Блочный. На 1-м этаже – универсам «Пятерочка» и др. м-ны и сервисы.
В советское время тут мебельный магазин был.
12 этажей (№ 91, к. 2). 1968 год постройки. Блочный. На 1-м этаже – офисы.
12 этажей (№ 91, к. 3). 1975 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – офисы.
12 этажей (№№ 93, кк. 1 и 2). 1967 год постройки. Блочные. В пристройке к 1-му корпусу – МФЦ района Восточное Измайлово
12 этажей (№ 93, к. 3). 1975 год постройки. Кирпичный.
5 этажей (№ 113). 1958 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – детская библиотека № 97.
9 этажей (№ 115а). 1972 год постройки. Панельный.
5 этажей (№ 117). 1958 год постройки. Кирпичный.
5 этажей (№ 119). 1959 год постройки. Кирпичный.
5 этажей (№ 123/1, к. 1). 1962 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – продукты.
Нумерация объектов по проспекту очень нестрогая.
3 этажа (№ 47). 1951 год постройки. Кирпичный.
3 этажа (№ 49). 1950 год постройки. Кирпичный. В начале 1950-х годов здесь была зубопротезная поликлиника.
14 этажей с одноэтажной нежилой пристройкой (№ 55). 1969 год постройки. Кирпичный. В пристройке – офисы (раньше было кафе «Осень»).
5 этажей (№ 57). 1962 год постройки. Кирпичный.
14 этажей с одноэтажной нежилой пристройкой (№ 61). 1972 год постройки. Кирпичный. В пристройке – сбербанк.
12 этажей (№ 69/2). 1962 год постройки. Блочный.
9 этажей (№ 71). 1967 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – медцентр, стоматология и пр.
8–12 этажей (№№ 73 и 73б). Кирпичный. Общежитие № 5 МГТУ им. Баумана (факультет «Информатика и системы управления»).
5 этажей (№ 73а). Кирпичный. Общежитие № 6 МГТУ им. Баумана (факультет «Робототехника и комплексная автоматизация»).
9 (?) этажей (№№ 75/1 и 75а). Кирпичные. Общежитие №№ 4 и 9 МГТУ им. Баумана (факультет «Машиностроительные технологии»).
5 этажей (№ 77, к. 1). 1959 год постройки. Блочный.
8 этажей (№ 77, к. 2). 1959 год постройки. Блочный.
5 этажей (№ 83). 1963 год постройки. Блочный. На 1-м этаже – библиотека № 101.
9 этажей (№ 85). 1964 год постройки. Кирпичный.
5 этажей (№ 87). 1962 год постройки. Панельный.
12 этажей (№ 91, к. 1). 1968 год постройки. Блочный. На 1-м этаже – универсам «Пятерочка» и др. м-ны и сервисы.
В советское время тут мебельный магазин был.
12 этажей (№ 91, к. 2). 1968 год постройки. Блочный. На 1-м этаже – офисы.
12 этажей (№ 91, к. 3). 1975 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – офисы.
12 этажей (№№ 93, кк. 1 и 2). 1967 год постройки. Блочные. В пристройке к 1-му корпусу – МФЦ района Восточное Измайлово
12 этажей (№ 93, к. 3). 1975 год постройки. Кирпичный.
5 этажей (№ 113). 1958 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – детская библиотека № 97.
9 этажей (№ 115а). 1972 год постройки. Панельный.
5 этажей (№ 117). 1958 год постройки. Кирпичный.
5 этажей (№ 119). 1959 год постройки. Кирпичный.
5 этажей (№ 123/1, к. 1). 1962 год постройки. Кирпичный. На 1-м этаже – продукты.
Нумерация объектов по проспекту очень нестрогая.
Достопримечательностей нет.
Проезд:
От метро
«Партизанская» на трамваях №№ 11 и 34 (начало проспекта); метро «Измайловская»
(середина проспекта); от 3-й Парковой улицы до конца проспекта общественный
транспорт не проезжает (сюда можно дойти пешком от метро «Первомайская»).
Видео:
Состояние на 11.5.2019
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий