четверг, 27 октября 2016 г.

Староконюшенный переулок

Расположение:

Переулок проходит по районам Арбат и Хамовники (ЦАО) от Пречистенского переулка до улицы Арбат. 

Недалеко – метро «Арбатская».

Описание:

Переулок с односторонним движением автотранспорта по одной полосе в сторону Пречистенского переулка. Тротуары — с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 800 метров.

История:

Переулок назван в 18 веке по находившейся в этой местности Конюшенной дворцовой сторожевой слободе, называвшейся Старой, чтобы отличить ее от появившейся позже Новой Конюшенной слободы. Староконюшенным он стал называться после образования Новоконюшенного переулка, возникшего в слободе, переведенной на новое место после одного из московских пожаров.

Большая Конюшенная слобода находилась в западной части Земляного города, близ Пречистенских ворот Белого города. Возникла в 16 в., была заселена дворцовыми скорняками и конюхами (отсюда название), подчинялась Конюшенному двору. В конце 17 в. из неё выделилась Новая Конюшенная слобода (помещалась на Девичьем поле), а Большая Конюшенная слобода стала называться Старой Конюшенной слободой. Сохранились церковь Власия (17 — начало 19 вв., Гагаринский переулок, 20) и церковь Ильи Обыденного (18-19 вв., 2-й Обыденский переулок, 6). 

В 17 в. на территории Большой Конюшенной слободы в начале улиц Пречистенки и Остоженки сооружены дворы знати (сохранились палаты бояр Голицыных и Римских-Корсаковых — так называемые Белые и Красные палаты, дома 1/2 и 3). 


В начале 18 в. слободской уклад исчезает, территория застраивается домами дворян и становится одним из аристократических районов Москвы. Название сохранилось в наименовании Староконюшенного переулка.

Также назывался в 18-19 веках – Староконюшенная улица, Конюшенная улица, Сторожевая улица, Коробейников переулок и Бахметьевский переулок.

Нежилые объекты:

• Посольство Австрии (№ 1/6; начало 20 века, бывший дом текстильного промышленника Николая Миндовского; после 1917 года – ЗАГС, в котором расписывались Сергей Есенин с Айседорой Дункан и Михаил Булгаков с Любовью Белозерской; в 1927-38 годах – посольство Австрии; после аншлюса Австрии дом австрийской миссии стал гостевым домом немецкого посольства в Москве. 23 и 24 августа 1939 года здесь останавливался министр иностранных дел Германии, Иохаим фон Риббентроп, прибывший в Москву для подписания Пакта о ненападении, однако пакт и протокол раздела Восточной Европы был подписан не здесь, а в посольстве Германии в Леонтьевском переулке; в 1944 году Черчилль останавливался в этом особняке на одну ночь. Здесь им велись переговоры о судьбе Польши с представителями эмигрантского польского правительства, входившими в состав английской делегации; с 1955 года после восстановления независимости Австрии – снова посольство Австрии). 

Выстроен в 1906 по проекту Н. Лазарева. 

Два крыла здания, вытянутые вдоль Пречистенского и Гагаринского переулков (последнее надстроено вторым этажом в 1913 г.), объединены угловой купольной ротондой, окружённой парными колоннами. 

Каждый из уличных фасадов декорирован заглублёнными портиками со скульптурными фризами над ними, но характер их деталировки разный. 

Расположенный несколько в глубине участка дом обнесён кованой оградой, примыкающей к объёму парадного подъезда, стоящего по Пречистенскому переулку. Композиция и стилистика постройки ярко выражают принципы неоклассицизма.

Землю, на которой стоит здание, приобрел в 1906 году текстильный промышленник Николай Миндовский и поручил архитектору Никите Лазареву построить особняк. 

Особняк построен в том же году в стиле российского неоклассицизма. 

По словам историка архитектуры А. Иконнова, «особенности московского стиля ампир доведены почти до гротеска – приземистые колонны имели раздутые контуры, похожие на бочки и подавленные высокими антаблементами». 

Николай Миндовский прожил в доме с 1906 по 1917 год.

После 1917 года здесь располагался ЗАГС, в котором расписывались Сергей Есенин с Айседорой Дункан и Михаил Булгаков с Любовью Белозерской.

В 1927 году дом был передан Австрии и служил посольством до 1938 года. 

После аншлюса Австрии дом австрийской миссии стал гостевым домом немецкого посольства в Москве. 

23 и 24 августа 1939 года здесь останавливался министр иностранных дел Германии, Иохаим фон Риббентроп, прибывший в Москву для подписания Пакта о ненападении, однако пресловутый пакт и протокол раздела Восточной Европы был подписан не здесь, а в посольстве Германии в Леонтьевском пер.

В 1944 году Черчилль, не успев возвратиться в отведённую ему резиденцию, останавливался в этом особняке на одну ночь. Здесь им велись переговоры о судьбе Польши с представителями эмигрантского польского правительства, входившими в состав английской делегации.

В 1955 году после восстановления независимости Австрии здание вновь стало посольством.

• Главный дом и 2 флигеля бывшей городской усадьбы (№ 2; 19 век). 

Одноэтажный дом с мезонином и двумя флигелями – один из первенцев послепожарной Москвы. Стилистику здания можно определить, как эклектика. Дом обильно украшен лепниной, которая появилась здесь как дань всеобщей моде по переделке фасадов, охватившей город с середины XIX века. Лепнина была сделана архитектором К. И. Андреевым в 1881 году. После проведенной переделки дома здесь поселяется купеческая семья – некоронованные ситцевые короли – братья Гандурины. Антон, Сергей и Алексей еще в 1880-е организовывают товарищество на паях мануфактур «Антон Михайлович Гандуринъ с Братьями», объединявшее несколько мануфактурных производств в Ивано-Вознесенской губернии.
Товарищество выпускало удивительные ткани, которые пользовались успехом не только в России, но и по всему миру. Вот что писал торговый представитель товарищества Бочаров Антону Михайловичу Гандурину с всемирной выставки в Чикаго (1893 г.): «И не могу умолчать об одном весьма лестном обстоятельстве лично для Вас. Знаете ли, чьи экспонаты по ситцам, выставленные на Колумбовой выставке, заслуживают наибольшего внимания публики и чьими публика больше всего интересуется? Вашими! Если бы я мог продавать товар из Вашей витрины, то в ней давно бы не осталось и самого маленького лоскуточка! Потому что все это есть или свое, или привозное из Европы. Подобного Вашему нет ничего… Публика проходит мимо изящно задрапированных французских витрин с шелками и шерстяными материалами. Ожидали ли Вы, что ваши прелестные сами по себе рисунки, изготовленные для среднеазиатских дикарей, могли понравиться здесь и произвести впечатление».
Старшие братья Антон и Сергей, бывали в нашем городе наездами, а младший – Алексей вплоть до революции жил в Староконюшенном переулке и представлял интересы фирмы в Москве.
После революции в главном доме и двух флигельках бывшей усадьбы были устроены коммунальные квартиры, в которых проживали преимущественно артисты Большого театра. Среди них можно упомянуть Зинаиду Леонтьевну Афанасьеву, Павла Ивановича Румянцева, Миная Германовича Фельтенштейна.
Сегодня в части здания расположен ресторан «Нью-Васюки», как напоминание о том, что в 1971г. в фильме Л. Гайдая «12 стульев» дом по Староконюшенному, 2 сыграл роль общежития студентов химиков им. монаха Бертольда Шварца.
– Стр. 1. Южный флигель. Построен в 1881 г. Архитектор К. Андреев.

– Стр. 2. Главный дом. Построен в 1820 году, перестроен в 1881 году по проекту архитектора К. Андреева. 

До марта 2008 года здесь находился бар «Нью-Васюки». 

После пожара его закрыли.

– Стр. 3. Северный флигель. Построен в 1881 г. Архитектор К. Андреев.

• Бывшая усадьба Бегичевых — А. Гунста (№ 4; 19 век; здесь останавливался А. Грибоедов). 

Особняк выстроен в 1817 году на большом участке, выходившем и в Хрущёвский (тогда Барятинский) переулок. 

Владелицей его была А. Давыдова, сестра поэта-партизана Дениса Давыдова, вышедшая замуж за Д. Бегичева, писателя, популярного в 1830 —1840-х годах, хорошего знакомого А. Грибоедова, который остановился у них в этом доме по пути в Петербург, где ему предстояло явиться перед следственной комиссией по делу декабристов. 

Про А. Гунста см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_313.html.

Теперь тут представительство Вологодской области в Москве.

• Офисы (№ 6).

• Офисы (№ 10).

• Представительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в Москве (№ 10/10, стр. 2). 

Здание построено в начале 20 в. 

На стене пристройки с правой стороны находится цепь барельефов, изображающих летящую птицу.

• Офисы (№ 12).

• Бывший особняк В. Филимонова (№ 14, начало 20 века).

• Посольство Камбоджи (№ 16). 

Бывшая городская усадьба А. Фонвизина – В. Еремеева. 

Главный дом (стр. 1) построен в 18 веке. Перестроен в 1890 году архитектором В. Жигардловичем. Здесь в 1789 году родился декабрист И. Фонвизин, в конце 1850-х годов жил декабрист П. Свистунов.

• Офисы (№ 17, стр. 1).

• Школа: подразделение № 4 им. Н. Гоголя Гимназии № 1529 им. А. Грибоедова (№ 18; начало 20 века, бывшая гимназия Медведниковых, затем школа им. Н. Гоголя). 
Ранее — школа № 59 им. Н. Гоголя.
Здание построено в 1901-1903 годах для гимназии им. И. и А. Медведниковых по проекту архитектора И. Кузнецова. 
Построена на участке и средства купчихи А. Медведковой.
«Здесь в суровые дни Великой Отечественной войны (июль 1941 года) была сформирована Дивизия народного ополчения Киевского района г. Москвы, которая за доблесть и геройство, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, была преобразована в гвардейскую. Награждена правительственными наградами и получила почетное наименование: «77 гвардейская стрелковая Черниговская ордена Ленина Краснознаменная ордена Суворова дивизия»». Большинство из добровольцев не имели военной подготовки, но это не помешало им принимать активное участие в битве за Москву, Сталинградской и Курской битвах, освобождении Украины, Польши и Белоруссии, наступлении на Берлин. В разные годы гимназию заканчивали знаменитые ученые, актёры, писатели.

Медведниковская гимназия - одна из самых лучших и дорогих казенных гимназий. Здание выстроено на участке и на капитал, пожертвованные купчихой А. К. Медведниковой.
Здание Медведниковской гимназии было одним из самых лучших в Москве. В нем было предусмотрено разделение младших и старших классов, шинели гимназистов просушивались и подогревались в ненастные дни, воздух в здании принудительно прокачивался мощными вентиляторами с пылеосадочными камерами, была заказана специально сконструированная школьная мебель, оборудованы мастерские, устроен (на средства промышленника и банкира Н. А. Второва) большой гимнастический зал.
Стоимость строительства составила огромную сумму - 300 тысяч рублей.
Медведниковская гимназия приютила в первые годы существования Московский археологический институт до постройки ими собственного здания на Миусской площади.
В 1920-х гг. бывшая гимназия стала называться Опытной школой имени Томаса Эдисона.
В 1952 году в честь столетия со дня кончины Н. В. Гоголя был объявлен Всесоюзный конкурс творческих работ, посвященных его творчеству. Ученики школы выиграли конкурс, и 9 февраля 1952 года приказом Совета Министров СССР за подписью И.В. Сталина школе № 59 присваивается имя Н.В. Гоголя. Это имя школа носит и теперь.
Но и само по себе здание школы очень интересно. Главной темой фасада являются огромные окна, отделенные друг от друга по вертикали полосами темно-зеленой глянцевой керамической плитки, визуально объединенными между собой едва заметными тремя поясами орнаментальной плитки такого же цвета. В правой части постройки расположены два гигантских арочных окна, украшенные декоративными картушами. Они свидетельствуют о внутренней структуре сооружения — за ними расположены залы.
Здесь можно увидеть множество интересных деталей. В частности вот эту чудесную массивную дверь – саму по себе являющуюся декоративным элементом.
• Бывший доходный дом Е. Жиглинской (№ 20, конец 19 века). Трёхэтажный кирпичный дом с аттиком 1893 года постройки.

Здесь в начале 20 века проживал П. Минаков, один из основоположников отечественной судебной медицины.

• Посольство Канады (№ 23; начало 20 века, бывшая городская усадьба Н. Казакова). 

Размещается с 1950-х гг. на месте городской усадьбы Н. Казакова кон. 19 –сер. 20 в. Архитекторы К. Гиппиус, С. Иоффе.

История владения прослеживается с кон. 18 в. 

Первый план, показывающий застройку домовладения и окружающей территории, датирован 1797 годом, в это время здесь находилась городская усадьба князя Петра Несвицкого. 

Главный дом усадьбы – одноэтажное строение – выходил на красную линию Староконюшенного пер. Вдоль северной и южной границ стояли жилой флигель и хозяйственные постройки; в глубине двора находился обширный сад. Вся застройка была деревянной.

– В 1790-х гг. усадьба принадлежала князю П. Несвицкому. Использовалась для проживания семьи владельца, а также сдавалась в наём под жильё. В 1797 году П. Несвицкий сдал на 5 месяцев жене прапорщика Дмитрия Лопухина – Марье свой дом со всеми службами: кухней, конюшней, каретным сараем, с погребами, кладовой и банею – стоимостью по 120 рублей за месяц.

К 1806 г. к дому были сделаны боковые пристройки, в результате чего он принял П-образную в плане форму, с выступами в сторону двора.

В пожар 1812 года все деревянные строения усадьбы сгорели. 

В течение 3–4-х лет застройка была восстановлена. 

На плане 1816 года, когда владение принадлежало отставному прапорщику А. Чихачеву, застройка показана уже восстановленной: главный дом по Староконюшенному пер. стоял с отступом ко красной линии, перед уличным фасадом был устроен палисадник.

В 1822 г. владелец проживал здесь сам, в 1826 г. усадьба сдавалась в наём под жильё семье отставного гвардии прапорщика Г. Игнатьева с его дворовыми. 

В 1830-е годы владение принадлежало М. Коваленской, жене коллежского советника, позднее – статского советника и кавалера И. Коваленского.

В дальнейшем владельцы неоднократно менялись: в 1839 г. усадьба была за дворянкой М. Кожевниковой, в 1850-х гг. за Е. Ханыковой, женой действительного статского советника Н. Ханыкова, обер-прокурора 6-го Департамента 2-го отделения Правительствующего сената, в 1860-х годах здесь жил археограф В. Холмогоров, автор трудов по истории Москвы и Подмосковья. 

В 1868–1887 гг. усадьба значится за надворным советником А. Арбузовым. 

При нём в 1871 году вместо одноэтажного жилого флигеля у северной границы было выстроено двухэтажное деревянное на каменном фундаменте здание (строение 2).

Застройка владения существенно не менялась до 1898 г., когда усадьбу приобрёл потомственный почётный гражданин Николай Казаков. 

До 1895 года он был приписан к 1 гильдии московского купечества вместе с отцом – Иваном, торговавшим чаем и одновременно занимавшимся «комиссионными делами в Старом Гостином дворе». 

К 1898 г. Н. Казаков уже стал самостоятельным хозяином со своим капиталом.

По прошению владельца 19 мая 1898 года была снесена вся застройка усадьбы, кроме северного деревянного двухэтажного флигеля (строение 2) и небольшой деревянной сторожки у ворот. Проект застройки всей усадьбы был заказан архитектору Карлу Гиппиусу.

Главный дом представлял двухквартирный особняк, его фасады отделаны в формах самого модного в это время исторического направления эклектики, ориентированного на использование приёмов и образов европейского классицизма и барокко. Вероятно, тогда же под руководством К. Гиппиуса были отделаны сохранившиеся до настоящего времени интерьеры особняка.

В нач. 1900-х гг. Казаковы жили на первом этаже вновь выстроенного особняка. Свободные помещения по-прежнему сдавали в наём, причём здесь проживали наиболее состоятельные постояльцы. Квартиру на втором этаже в 1900–1907 гг. снимала Елизавета Морозова, вдова потомственного почётного гражданина Давида Морозова, урождённая Сорокоумовская. 

В дальнейшем она переехала во вновь отстроенный особняк на Б. Никитской ул., 51. 

В 1907–1914 гг. квартиру на первом этаже снимал крупный промышленник и банкир Николай Второв, также в эти годы занимавшийся строительством собственного особняка на Спасопесковской площадке, знаменитого «Спасохауса», куда он в дальнейшем и переехал. Для этого квартиранта одно из служебных зданий во дворе было приспособлено под гараж.

В 1908 году владение было заложено в Московском городском кредитном обществе, в связи с чем составлялась оценка и описание строений, из которого видно, что это был комплекс благоустроенных жилых и служебных зданий, которые обеспечивали комфортное проживание в элитном районе Москвы. В доме было водяное отопление, электрическое освещение, водопровод и канализация (ватерклозеты, ванны). В подвальном помещении помещались три кухни с одной железною и двумя изразцовыми плитами и русская печь с очагом; помещение для прислуги и дворника, кладовые и котёл для отопления. Полы были паркетные дубовые, асфальтовые и из метлахских плит. Подвальный этаж имел сообщение с первым этажом деревянною лестницей.

Первый и второй этажи были заняты жилыми комнатами, оклеены «хорошими обоями», потолки отделаны лепными украшениями, полы паркетные дубовые, лестница каменная, двери и рамы сосновые, окрашенные. Во втором этаже была ещё кухня с плитою. Водопровод и канализация были проведены и в деревянный жилой флигель. Для каждой жилой квартиры ( две – в особняке, одна в деревянном флигеле) были отдельные службы и общая домовая прачечная.

В феврале 1917 года Казакова продала владение нидерландской подданной Эмилии Пельтцер, жене врача, Фридриха Пельтцера. 

С 1918 года в дом стали подселять жильцов, в том числе приезжавших в Москву в командировки. 

В 1920 году семья Пельтцер уехала в Голландию, владение было передано Комиссариату иностранных дел.

В 1925 году владение находилось в ведении Датской делегации, впоследствии Датской миссии. 

С 1950-х гг. в домовладении располагается посольство Канады.

Особняк в Староконюшенном переулке был построен в 1898 году для семьи потомственного почетного гражданина, купца Николая Ивановича Казакова. Автором проекта выступил архитектор Карл Карлович Гиппиус, прославившийся к тому времени своей работой по оформлению фасадов и интерьеров Чайного магазина Перлова на Мясницкой – знаменитого «Китайского дома». Гиппиус много проектировал для известных купеческих семей Москвы – Бахрушиных, Перловых, Казаковых.
Для Николая Казакова архитектор построил двухэтажный особняк в стиле франко-бельгийского модерна («ар нуво»), для которого характерна плавность линий, цветочные и растительные орнаменты; один из излюбленных элементов этого направления модерна - женские маскароны, которые присутствуют в декоративном оформлении и этого особняка.
Фасад дома оформлен просто, но изысканно – горизонтальный руст, выразительные наличники окон, лепные фризы и маскароны в виде изящных женских головок. Симметрично расположенные подъезды декорированы металлическими козырьками с растительным орнаментом. Центр фасада выделен ложным эркером с полукруглой нишей, украшенным изысканной лепной композицией с изображением женской головки и цветка ириса со стеблем и листьями.
В доме были спроектированы две квартиры, для каждой из которых предназначался отдельный парадный вход; одна из квартир - для семьи владельца, вторая – для сдачи внаем. До нашего времени сохранилась большая часть внутреннего убранства особняка – комнаты украшены изящной потолочной лепниной, характерной для франко-бельгийского направления модерна, сохранился первоначальный паркет, филенчатые двери, а также лестничные ограждения со стилизованным изображением чертополоха.
Заказчик особняка Николай Иванович Казаков был купцом-чаеторговцем, занимался торговым делом вместе с известными купцами Перловыми, с которыми Казаковы были связаны не только деловыми, но и родственными узами – один из представителей семьи Казаковых - Иннокентий Иванович - был зятем известного Сергея Васильевича Перлова, директора Товарищества «С.В. Перлов и Ко» и владельца Чайного дома на Мясницкой.
В сдаваемой квартире в доме Казакова одно время жила Елизавета Павловна Морозова, известная благотворительница, вдова Давида Абрамовича Морозова, одного из представителей известной купеческой династии. Позже эту квартиру снимал богатый промышленник и банкир Николай Александрович Второв – отсюда он в 1914 году переехал в свой только что построенный особняк на Спасопесковской площади (известный сегодня как «Спасохаус»).
После прихода к власти большевиков дом был национализирован и отдан под дипломатические нужды. В 1925 году в особняке обосновалась датская миссия, с 1950-х годов и по настоящее время здесь размещается посольство Канады. В 1957 году, во время своих гастролей по СССР, посольство посетил известный канадский пианист Гленн Гульд.
• Офисы (№ 28, стр. 1). 6 этажей. 

Построен в 1912 году как доходный дом по проекту архитектора Е. Зеленского. 

Перестроен в 1971 году.

• Офисы (№ 28, стр. 2). 

Построен в 1912 году как доходный дом по проекту архитектора Е. Зеленского.

• Бывшая войсковая часть (№ 35). 
В 1830-1870-х годах здесь располагался дом семьи артистов Малого театра Живокини.
В 1898 году по проекту архитектора А. Остроградского на этом месте возводится особняк знаменитого коллекционера западной живописи Д. Щукина (брата П. и С. Щукиных). 

Спустя 20 лет дом занял Первый музей старой западной живописи, а в его основу были положены уникальные коллекции Щукина. 

Через время некоторая часть коллекции вошла в собрание Государственного музея изобразительных искусств им. А. Пушкина.

Здание выставлено Министерством обороны на продажу. 

• Офисы (№ 36, стр. 1). 

Деревянный дом А. Пороховщикова. 
Приметный деревянный дом с резьбой в русском стиле в Староконюшенном переулке — пример переосмысления народного искусства профессиональными художниками. Искусная резьба не повторяет буквально народные образцы, а является новым самостоятельным произведением, сохранившим дух народного искусства в понимании художников второй половины XIX века.
Дом был построен в 1871 году по заказу предпринимателя и мецената А. А. Пороховщикова, по соседству с его доходным домом, фасад которого выходил на Арбат. Архитекторами выступил Д. Люшин и А. Л. Гун, а резьбу на фасадах дома выполнил резчик И. А. Колпаков. Дом был отмечен дипломом на всемирной выставке в Вене в 1873 году.
Поначалу дом снял электротехник В. Н. Чиколев: здесь он организовал агентство по продаже швейных машин собственного изготовления. С 1875 по 1878 годы в здании помещались редакции изданий «Газета А. Гатцука» и «Календарь».
В 1880-х годах особняк отдан "Обществу воспитательниц и учительниц с бесплатной школой коллективных уроков по естествознанию и математике, иностранным языкам, пению. В 1880 году на средства меценатов здесь открывается женская Воскресная школа, библиотека и педагогический музей. С конца 1890-х годов дом сдается как жильё для состоятельных людей.
В 1995 году дом был передан в долгосрочную аренду актёру А. Ш. Пороховщикову, правнуку первого хозяина. В 2004 году была закончена реставрация дома, позади к нему был пристроен современный жилой дом на 6 квартир.

Построен в 1871—1872 годах для предпринимателя и мецената А. Пороховщикова, владельца гостиницы «Славянский базар» и одноимённого ресторана. Архитекторами постройки стали Д. Люшин и А. Гун (по другим данным — архитектор А. Каминский). 

Одноэтажный деревянный особняк в «русском стиле», выстроен в 1872 г. по проекту, удостоенному в 1873 г. премии на Всемирной выставке в Вене за удачную попытку синтезировать формы национального зодчества. Автор проекта архитектор А. Гун активно использовал деревянные резные узорные наличники, карнизы и подзоры, придающие зданию живописный, нарядный облик. Несмотря на камерные масштабы, дом отличается внушительностью, сложен из мощных брёвен, сочетает чёткие крупные объёмы, в соответствии с которыми укрупнён и рисунок резного декора.

Здание, построенное из дерева на древнем фундаменте, удачно синтезировало приёмы национальной архитектурной традиции. Сложенный из толстых брёвен, украшенный резными наличниками, карнизами и подзорами, особняк сочетает крупные объёмы и не лишённый живописности облик. 

Проект дома в 1873 году получил премию на Всемирной выставке в Вене. 

Особняк был выстроен в том же владении, что и принадлежавший ему же доходный дом, но в отличие от последнего выходил фасадом не на Арбат, а в Староконюшенный переулок.

Первым съёмщиком помещений в здании был электротехник В. Н. Чиколев, разместивший тут агентство по продаже швейных машин собственного производства. 

С 1875 по 1878 годы в здании помещались редакции изданий «Газета А. Гатцука» и «Календарь». 

В 1880-х годах в особняке размещается «Общество воспитательниц и учительниц с бесплатной школой коллективных уроков по естествознанию и математике, иностранным языкам, пению», здесь читали лекции физиолог И. Сеченов, зоолог М. Мензбир, энтомолог К. Э. Линдеман. 

5 марта 1880 здесь на средства меценатов открыта женская Воскресная школа, библиотека и педагогический музей. 

С конца 1890-х годов здание передано под жильё для состоятельных людей. 

В 1900-х годах здесь жил философ С. Трубецкой.

В в 1980-х в доме Пороховщикова располагалось Киевское районное отделение ВООПиК города Москвы, Совет ветеранов 77-й Гвардейской дивизии народного ополчения Киевского района с музеем, филиал библиотеки имени Н. Добролюбова. 

К концу 20 века здание обветшало и в связи с отсутствием должного ухода фактически пришло к аварийному состоянию.

В 1995 году дом был передан в долгосрочную аренду (сроком на 49 лет) актёру А. Пороховщикову, правнуку А. Пороховщикова, и внуку его тёзки А. Пороховщикова, конструктора. Актёр собирался создать здесь музей Пороховщиковых. Половина участка, примыкающего к зданию, была использована для строительства современного клубного жилого дома на 6 квартир, примыкающего к дому Пороховщикова сзади. 

В 2004 году была закончена реставрация самого исторического здания. 

Сейчас в здании находятся ресторан, бильярдный зал, а также частные апартаменты.

• Офисы (№ 41, стр. 3).

Жилые дома:

6 этажей (№ 5/14, начало 20 века, бывший доходный дом И. Коровина). На 1-м этаже – универсам «Перекресток-экспресс». 
В 1912 году московский купец 2-й гильдии, один из крупнейших домовладельцев столицы Иван Михайлович Коровин заказывает известному московскому зодчему Ивану Гавриловичу Кондратенко постройку огромного доходного дома в стиле "барокко" на углу Староконюшенного и Гагаринского переулка. Заказчик не случайно обращается к этому архитектору: десятью годами раньше именно И. Г. Кондратенко выстроил особнячок для И. М. Коровина неподалеку, в Малом Власьевском переулке.
Новый красивый дом огромен и массивен, как почти все многоквартирные архитектурные здания, сооруженные И. Г. Кондратенко в 1910 гг. Два нижних этажа рустованы. Эффектно выделены входы в здание, решенные как трехгранные эркеры, поверхности которых остеклены зеркальными стеклами, составляющими четкий геометрический рисунок. Центральная часть фасада увенчана гигантским прямоугольным аттиком с плоской полуциркульной нишей. Разномастные балкончики украшают фасад со стороны Гагаринского и Староконюшенного переулков. Над подъездами можно увидеть год постройки римскими цифрами MCMXIV (1914).

Старожилы говорили, что до революции были большие лифты (на весь лестничный проем, а не то, что в 70-е, да и сейчас, наверное) с бархотной скамьей и зеркалом, двери открывал швейцар. Двери в подъездах включали хрустальные стекла, как и витражи вверху и по бокам. В солнечные дни парадное переливалось всеми цветами радуги, до 80-х частично сохранялись.

3 этажа (№ 10/10, стр. 1, начало 20 века, бывший доходный дом). 

Построен в 1901 году как доходный дом. Архитектор И. Бондаренко. 

Перестроен в 1904 году архитектором А. Карстом.

7 этажей (№ 10а, 1998 год постройки). Монолитный.

6 этажей (№ 15, 2007 год постройки). Монолитно-кирпичный.

8 этажей (№ 19, 1938 год постройки; в 1964–1970 годах в этом доме жил писатель М. Шолохов; в 1964–1970 годах – генеральный конструктор вертолетов М. Миль; в 1964–1971 годах, после освобождения от обязанностей первого секретаря ЦК КПСС, здесь жил Н. Хрущев). Кирпичный. «В этом доме с 1964 по 1970 год жил Герой Социалистического Труда, генеральный конструктор вертолетов Миль Михаил Леонтьевич». «Видный государственный и политический деятель Никита Сергеевич Хрущёв жил в этом доме с 1965 по 1971 год». Про Хрущева см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_239.html. Про Миля см. https://plusnin1975.blogspot.com/2020/04/blog-post_242.html.

12 этажей (№ 26, 1973 год постройки). Кирпичный.

12 этажей (№ 30, 1965 год постройки). Блочный.

9 этажей (№ 32, 1977 год постройки). Кирпичный.

4 этажа (№ 33, начало 20 века, бывший доходный дом; в 1920-1932 годах здесь находилось литературное объединение «Кузница» и при нем редакция журнала «Кузница»; в 1920-х годах здесь жили советские писатели: Ф. Гладков, Н. Ляшко (Лященко), А. Неверов (Скобелев), А. Новиков-Прибой; с 1944 года – дом для высших офицеров ВМФ («Дом моряков»)). 

Доходный дом в Староконюшенном пер., 33, был построен в 1901 году по проекту архитектора Евгения Ивановича Опуховского.
После революции здесь в квартире № 11 поселились молодые советские писатели и поэты, члены образованного в 1920 году литературного объединения «Кузница» - А.С. Новиков-Прибой, Ф.В. Гладков, А.С. Неверов, Н.Н. Ляшко и другие будущие классики советской литературы. Это была своеобразная квартира-коммуна, где писатели жили, работали и где устраивались еженедельные собрания - «четверги» - в которых принимали участие и представители других литературных групп. Здесь же располагалась и редакция журнала «Кузница», выходившего с 1920 по 1922 годы.
Объединение «Кузница» было основано несколькими писателями, которые в 1920 году вышли из Пролеткульта (первой и самой главной пролетарской культурной организации Советской России) и основали при Наркомате просвещения свой отдел пролетарской литературы и начали издавать собственный журнал «Кузница» - позже это название перешло и на созданное ими литературное объединение. У истоков «Кузницы» стояли молодые «пролетарские» (как они сами себя именовали) поэты М.П. Герасимов, В.Д. Александровский, В.В. Казин, В.Т. Кириллов, позже к ним присоединились уже известные к тому времени А.С. Новиков-Прибой, Ф.В. Гладков, А.С. Неверов, В.М. Бахметьев. «Кузнецы» называли себя «ударным отрядом на передовых позициях идеологического и художественного фронта» и в своих манифестах провозглашали примат классовой, пролетарской литературы с ее с культом труда и индустриализации, пафосом крушения старого мира и революционной романтикой. При этом они не признавали руководство культурой со стороны большевистской партии, отвергали и политику НЭПа, считая ее изменой принципам мировой революции.
Объединение «Кузница» претендовало на ведущую роль в деле развития новой пролетарской культуры, по их инициативе в 1920 году была основана Всероссийская ассоциация пролетарских писателей, бывшая до 1928 года главной литературной организацией в СССР.
В 1928 году «Кузница» на правах самостоятельного члена вошла во Всесоюзное объединение ассоциации пролетарских писателей. В 1932-м прекратила свое существование после постановления партии о роспуске всех объединений и создании единой организации Союза писателей СССР.
В послевоенные времена дом был отдан под квартиры для высших офицеров ВМФ. Здесь до сих пор располагаются жилые квартиры.

Построен в 1900-1901 годах как доходный дом. Архитектор Е. И. Опуховский. 

Перестроен в 1940-е годы.

После революции (1920–1932) здесь в квартире № 11 поселились молодые советские писатели и поэты, члены образованного в 1920 году литературного объединения «Кузница» – А. Новиков-Прибой, Ф. В. Гладков, А. Неверов (Скобелев), Н. Ляшко и другие будущие классики советской литературы. Здесь бывали поэты В. Казин, М. Герасимов, Г. Санников, В. Кириллов, С. Обрадович, Н. Полетаев и др. Это была квартира-коммуна, где писатели жили, работали и где устраивались еженедельные собрания – «четверги» – в которых принимали участие и представители других литературных групп. Здесь же располагалась и редакция журнала «Кузница», выходившего с 1920 по 1922 годы.

Объединение «Кузница» было основано несколькими писателями, которые в 1920 году вышли из Пролеткульта (первой и самой главной пролетарской культурной организации Советской России) и основали при Наркомате просвещения свой отдел пролетарской литературы и начали издавать собственный журнал «Кузница» – позже это название перешло и на созданное ими литературное объединение. У истоков «Кузницы» стояли молодые «пролетарские» (как они сами себя именовали) поэты М. Герасимов, В. Александровский, В. Казин, В. Кириллов, позже к ним присоединились уже известные к тому времени А. Новиков-Прибой, Ф. Гладков, А. Неверов, В. Бахметьев. 

«Кузнецы» называли себя «ударным отрядом на передовых позициях идеологического и художественного фронта» и в своих манифестах провозглашали примат классовой, пролетарской литературы с её культом труда и индустриализации, пафосом крушения старого мира и революционной романтикой. При этом они не признавали руководство культурой со стороны большевистской партии, отвергали и политику НЭПа, считая её изменой принципам мировой революции.

Объединение «Кузница» претендовало на ведущую роль в деле развития новой пролетарской культуры, по их инициативе в 1920 году была основана Всероссийская ассоциация пролетарских писателей, бывшая до 1928 года главной литературной организацией в СССР.

В 1928 году «Кузница» на правах самостоятельного члена вошла во Всесоюзное объединение ассоциации пролетарских писателей. В 1932-м прекратила свое существование после постановления партии о роспуске всех объединений и создании единой организации Союза писателей СССР.

С 1944 года дом был отдан под квартиры для высших офицеров ВМФ («Дом моряков»). 

Здесь до сих пор располагаются жилые квартиры.

5 этажей (№ 35а, 2002 год постройки). Клубный дом.

5 этажей (№ 36, стр. 2, 2002 год постройки). Монолитно-кирпичный. ЖК «Дом Пороховщикова».

6 этажей (№ 37, начало 20 века). Кирпичный. 

В 1850—1860-х годах это владение принадлежало архитектору Н. Козловскому. 

Построен в 1909-1914 годах. Архитектор Д. Челищев. 

Здесь одно время жил художник Н. Ульянов, автор серии «Пушкин в жизни».

7 этажей (№ 39, начало 20 века, бывший доходный дом В. Донского). Кирпичный. Фасад украшен фигурами атлантов. На 1-м этаже – галерея «А3».

Художественная галерея «А3» основана в 1986 году. Полное название: ГБУК «Московский выставочный зал Галерея „А3“». Директор с 1989 года — Виталий Копачёв. Экспозиционная площадь — 190 м², состоит из 2-х залов. Проводится более 20 выставок в год.

5 этажей (№ 41, к. 1, начало 20 века, бывший доходный дом В. и Н. Савельевых). Кирпичный. 

Построен в 1911 году. Архитекторы С. Гончаров и В. Дубовской. 

Фасад украшен вставками красочной керамики.

5 этажей (№ 41, к. 2, начало 20 века). Кирпичный.

6 этажей (№ 43, начало 20 века). 

Построен в 1905 года. 

Перестроен в 1913 году по проекту архитектора Ю. Фидруса. 

Надстроен в 1940-е годы.

6 этажей (№ 45, 2012 год постройки). ЖК «Клубный дом на Арбате». 

Первоначально здание построено в 1908 году по заказу купца П. Власова по проекту архитектора А. Бирюкова в качестве доходного дома. 

Изначально имело 4 этажа, в 1940-х годах было достроено до шести этажей. 

В 2005 году выселен и стал реконструироваться. 

Рухнул в 2008 году проведении строительных работ. 

Позже выстроен заново, фасад напоминает прежний.

Новое здание рассчитано на проживание 12 семей. На первом этаже дома расположены нежилые помещения с отдельными входами.

Нумерация домов нестрогая.

Достопримечательности:

Художественная галерея «А3» (№ 39).

Здания 18 — начала 20 веков.

Проезд:

От метро «Арбатская» пешком через улицу Арбат. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 19.6.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий