Расположение:
Площадь
находится в Басманном районе (ЦАО) у Садового кольца; прилегает к
улице Земляной Вал.
Петлеобразный проезд к вокзалу и от него и огибает
торгово-развлекательный комплекс «Атриум»: идет от Садового кольца недалеко от
1-го Сыромятнического переулка, проходит мимо метро «Чкаловская» к отправному
железнодорожному пункту Курского направления, поворачивает и проходит
параллельно Садовому кольцу вдоль здания Курского вокзала, подходит к метро
«Курская», поворачивает на запад и вновь выходит на Садовое кольцо на улицу
Земляной Вал.
Курский вокзал (числится по улице Земляной Вал) и метро «Курская»
и «Чкаловская».
Описание:
Площадь с
односторонним движением автотранспорта по одной полосе. Тротуары – с 2-х
сторон. Озеленение отсутствует. Длина – около 250 метров.
История:
Возникла в 1860-х гг. с постройкой Курского вокзала.
Застраивалась трактирами, лавками.
В 1960-х гг. площадь реконструирована, в 1972 завершено строительство нового здания Курского вокзала.
На площади Курского вокзала — метро «Курская» (радиальная и кольцевая).
Площадь названа в начале 20 века по находящемуся на ней Курскому вокзалу (официально название утверждено в 1935 году).
Застраивалась трактирами, лавками.
В 1960-х гг. площадь реконструирована, в 1972 завершено строительство нового здания Курского вокзала.
На площади Курского вокзала — метро «Курская» (радиальная и кольцевая).
Площадь названа в начале 20 века по находящемуся на ней Курскому вокзалу (официально название утверждено в 1935 году).
Нежилые объекты:
• Курский
вокзал с православной часовней святой Матроны Московской.
Первоначально Курский вокзал находился совсем не там, где мы привыкли его видеть, и назывался совсем по-другому. Небольшой деревянный Нижегородский вокзал был построен за пределами города у Покровской (ныне Абельмановской) заставы, по левой стороне нынешней Нижегородской улицы. Место для вокзала выбрал лично П.П. Мельников, занимавший в середине XIX века должность министра путей сообщения.
Долгие годы этот вокзал считался временным. Правление железной дороги добивалось переноса вокзала ближе к центру города, поэтому не видело смысла в постройке нового здания на старом месте. Рассматривались варианты расположения вокзала у Гороховой улицы, на Садовом кольце или объединения его со станцией Николаевской железной дороги, но все они были отвергнуты.
Движение поездов до Серпухова открылось в ноябре 1866 года, затем дорога прошла дальше – к Туле, Орлу, Курску. Уже с началом движения поездов стало ясно, что вокзал нужно увеличивать, но переписка о новом месте его расположения продолжалась почти тридцать лет. За это время к вокзалу были сделаны только две пристройки. Проблема решилась после выкупа Нижегородской железной дороги казной и образования в 1894 году «Московско-Курской, Нижегородской и Муромской железной дороги». Нижегородский вокзал был объединён с уже строившимся на Садовом кольце Курским вокзалом.
Новый Курский вокзал открылся для пассажиров в 1896 году. Одновременно в газетах было объявлено, что старый Нижегородский вокзал закрывается и все поезда Нижегородского направления будут отправляться с нового Курского вокзала. Вокзал представлял собой симметричное здание с белыми колоннами, двумя портиками и двумя башнями с куполами. Его автором был архитектор Н.И. Орлов. Правое крыло вокзала было отдано Нижегородскому (Горьковскому) направлению, а левое – Курскому. Старое деревянное здание Нижегородского вокзала ещё много лет использовалось под различные нужды. Сейчас на месте старого вокзала и станции находятся жилые кварталы и ничто уже не напоминает о железнодорожном прошлом этого места.
Первая реконструкция Курского вокзала закончилась в 1938 году, а в 1972 году он был снова реконструирован и приобрёл тот вид, который имеет сейчас. Новое здание вокзала стеклянными витражами обращено на привокзальную площадь и накрыто оригинальной складчатой кровлей, образующей 9-метровый козырёк. Старый Курский вокзал при этом не снесли – он вошёл в состав нового здания, сохранив архитектурный декор в его центральной части. Его фасад хорошо виден со стороны железнодорожных путей, а внутреннее убранство сохранилось в одном из залов ожидания.
У Курского вокзала две части - надземная, с залами ожидания и кассами, и подземная - с камерами хранения, проходами к поездам и станциям метро. Проект создавался по принципу рациональности и позволял вместить большое число пассажиров.
Курский вокзал не похож на большинство московских вокзалов – он не тупиковый, а транзитный. Железная дорога не заканчивается на вокзале, а проходит через него, соединяя северное и южное направления. С Курского вокзала можно уехать как на Чёрноморское побережье, в Крым или на Кавказ, так и в Санкт-Петербург. А можно уехать и на восток страны. Курский вокзал – крупнейший в Москве, объединивший сразу несколько железнодорожных направлений.
Курский вокзал не сразу нашел свое место в Москве. Первое его здание, еще деревянное, построили в 1860-х годах у Большого Никольского переулка (сегодня — Путейский тупик). Назывался вокзал Нижегородским: это был единственный вокзал за городской чертой, сюда прибывали поезда из Тулы, Курска и Орла. Железнодорожная ветка росла, и вокзал было необходимо увеличивать и переносить. Судьба его решалась почти 30 лет. В конце концов, в 1894 году была создана «Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога», а Нижегородский вокзал объединили с новым Курским, строящимся на Садовом кольце. К 1896 году новое здание вокзала было готово: белоснежное, с колоннами, красивой лепниной на стенах и потолках внутри помещений. Здание прежнего Нижегородского вокзала еще долго использовали под различные нужды, но сегодня от него ничего не сохранилось.
Первая реконструкция вокзала проведена в 1938 году, а в 1972 было построено новое здание Курского вокзала. Старое здание стало небольшой частью внутри нового. Сохранился архитектурный декор в одном из центральных залов: колоннада, богатая лепка на потолке. Здание длиной в 200 метров со стеклянными витражами накрыто необычной складчатой кровлей, образующей 9-метровый козырёк. Помещения Курского вокзала вмещают 11 тысяч человек.
Сегодня Курский вокзал — крупнейший в Москве. Отсюда отправляются поезда дальнего следования на Украину, на Кавказ, в Нижний Новгород, а также множество пригородных электричек. Пассажиропоток Курского вокзала составляет 500 человек в час.
В 1860-х гг. для Курской железной дороги был построен пассажирский вокзал.
В 1896 г. сооружено новое здание (архитектор Н. Орлов), причём в правом крыле его разместился пассажирский вокзал и Нижегородской железной дороги (отсюда прежнее название — Курско-Нижегородский вокзал), ранее находившийся за Покровской (Абельмановской) заставой.
Реконструирован в 1938 г. (архитектор Г.И. Волошинов).
В 1972 г. возведено новое здание вокзала при сохранении старых помещений с колоннадой и богатой лепкой внутри (главный архитектор Волошинов).
Здание (высота 15 м) стеклянными витражами обращено на привокзальную площадь и накрыто оригинальной складчатой кровлей, образующей 9-метровый козырёк. В помещении Курского вокзала могут одновременно разместиться 11 тыс. человек. В центре зала — эскалаторы, доставляющие пассажиров в подземный зал с камерами хранения. К нему примыкают вестибюли метро «Курская» (радиальной и кольцевой). С двух островных платформ прямо с площади по подземным переходам можно пройти к перронам и в здание вокзала.
Курский вокзал — крупнейший в Москве; дальние поезда уходят на Украину (в том числе в Крым), на Кавказ, в Нижний Новгород и др.
Первоначально Курский вокзал находился совсем не там, где мы привыкли его видеть, и назывался совсем по-другому. Небольшой деревянный Нижегородский вокзал был построен за пределами города у Покровской (ныне Абельмановской) заставы, по левой стороне нынешней Нижегородской улицы. Место для вокзала выбрал лично П.П. Мельников, занимавший в середине XIX века должность министра путей сообщения.
Долгие годы этот вокзал считался временным. Правление железной дороги добивалось переноса вокзала ближе к центру города, поэтому не видело смысла в постройке нового здания на старом месте. Рассматривались варианты расположения вокзала у Гороховой улицы, на Садовом кольце или объединения его со станцией Николаевской железной дороги, но все они были отвергнуты.
Движение поездов до Серпухова открылось в ноябре 1866 года, затем дорога прошла дальше – к Туле, Орлу, Курску. Уже с началом движения поездов стало ясно, что вокзал нужно увеличивать, но переписка о новом месте его расположения продолжалась почти тридцать лет. За это время к вокзалу были сделаны только две пристройки. Проблема решилась после выкупа Нижегородской железной дороги казной и образования в 1894 году «Московско-Курской, Нижегородской и Муромской железной дороги». Нижегородский вокзал был объединён с уже строившимся на Садовом кольце Курским вокзалом.
Новый Курский вокзал открылся для пассажиров в 1896 году. Одновременно в газетах было объявлено, что старый Нижегородский вокзал закрывается и все поезда Нижегородского направления будут отправляться с нового Курского вокзала. Вокзал представлял собой симметричное здание с белыми колоннами, двумя портиками и двумя башнями с куполами. Его автором был архитектор Н.И. Орлов. Правое крыло вокзала было отдано Нижегородскому (Горьковскому) направлению, а левое – Курскому. Старое деревянное здание Нижегородского вокзала ещё много лет использовалось под различные нужды. Сейчас на месте старого вокзала и станции находятся жилые кварталы и ничто уже не напоминает о железнодорожном прошлом этого места.
Первая реконструкция Курского вокзала закончилась в 1938 году, а в 1972 году он был снова реконструирован и приобрёл тот вид, который имеет сейчас. Новое здание вокзала стеклянными витражами обращено на привокзальную площадь и накрыто оригинальной складчатой кровлей, образующей 9-метровый козырёк. Старый Курский вокзал при этом не снесли – он вошёл в состав нового здания, сохранив архитектурный декор в его центральной части. Его фасад хорошо виден со стороны железнодорожных путей, а внутреннее убранство сохранилось в одном из залов ожидания.
У Курского вокзала две части - надземная, с залами ожидания и кассами, и подземная - с камерами хранения, проходами к поездам и станциям метро. Проект создавался по принципу рациональности и позволял вместить большое число пассажиров.
Курский вокзал не похож на большинство московских вокзалов – он не тупиковый, а транзитный. Железная дорога не заканчивается на вокзале, а проходит через него, соединяя северное и южное направления. С Курского вокзала можно уехать как на Чёрноморское побережье, в Крым или на Кавказ, так и в Санкт-Петербург. А можно уехать и на восток страны. Курский вокзал – крупнейший в Москве, объединивший сразу несколько железнодорожных направлений.
Курский вокзал не сразу нашел свое место в Москве. Первое его здание, еще деревянное, построили в 1860-х годах у Большого Никольского переулка (сегодня — Путейский тупик). Назывался вокзал Нижегородским: это был единственный вокзал за городской чертой, сюда прибывали поезда из Тулы, Курска и Орла. Железнодорожная ветка росла, и вокзал было необходимо увеличивать и переносить. Судьба его решалась почти 30 лет. В конце концов, в 1894 году была создана «Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога», а Нижегородский вокзал объединили с новым Курским, строящимся на Садовом кольце. К 1896 году новое здание вокзала было готово: белоснежное, с колоннами, красивой лепниной на стенах и потолках внутри помещений. Здание прежнего Нижегородского вокзала еще долго использовали под различные нужды, но сегодня от него ничего не сохранилось.
Первая реконструкция вокзала проведена в 1938 году, а в 1972 было построено новое здание Курского вокзала. Старое здание стало небольшой частью внутри нового. Сохранился архитектурный декор в одном из центральных залов: колоннада, богатая лепка на потолке. Здание длиной в 200 метров со стеклянными витражами накрыто необычной складчатой кровлей, образующей 9-метровый козырёк. Помещения Курского вокзала вмещают 11 тысяч человек.
Сегодня Курский вокзал — крупнейший в Москве. Отсюда отправляются поезда дальнего следования на Украину, на Кавказ, в Нижний Новгород, а также множество пригородных электричек. Пассажиропоток Курского вокзала составляет 500 человек в час.
В 1860-х гг. для Курской железной дороги был построен пассажирский вокзал.
В 1896 г. сооружено новое здание (архитектор Н. Орлов), причём в правом крыле его разместился пассажирский вокзал и Нижегородской железной дороги (отсюда прежнее название — Курско-Нижегородский вокзал), ранее находившийся за Покровской (Абельмановской) заставой.
Реконструирован в 1938 г. (архитектор Г.И. Волошинов).
В 1972 г. возведено новое здание вокзала при сохранении старых помещений с колоннадой и богатой лепкой внутри (главный архитектор Волошинов).
Здание (высота 15 м) стеклянными витражами обращено на привокзальную площадь и накрыто оригинальной складчатой кровлей, образующей 9-метровый козырёк. В помещении Курского вокзала могут одновременно разместиться 11 тыс. человек. В центре зала — эскалаторы, доставляющие пассажиров в подземный зал с камерами хранения. К нему примыкают вестибюли метро «Курская» (радиальной и кольцевой). С двух островных платформ прямо с площади по подземным переходам можно пройти к перронам и в здание вокзала.
Курский вокзал — крупнейший в Москве; дальние поезда уходят на Украину (в том числе в Крым), на Кавказ, в Нижний Новгород и др.
• 〈М〉 Метро
«Курская» (собственный выход станции встроен в первый этаж дома № 27,
строение 2 по улице Земляной Вал и выводит на площадь Курского вокзала и улицу
Земляной Вал; Арбатско-Покровская линия; ◊
открыта 13 марта 1938 года; ◊ названа
по Курскому вокзалу, к которому она выводит — и изначально эту станцию вообще
хотели назвать именно так — «Курский вокзал» (но потом дали более
привычное и распространенное в московском метро название с окончанием на — ая;
глубокая (глубина — 31 метр) — входы и выходы — по эскалаторам; станция имеет
один подземный вестибюль (общий с одноименной станцией Кольцевой линии),
который имеет два выхода — один из них встроен в дом на улице Земляной Вал,
другой выводит в Курский вокзал; станция имеет пересадки на одноименную станцию
Кольцевой линии и станцию «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии: переход на
Кольцевую линию осуществляется по лестницам в центре зала, а на Люблинскую
линию — по эскалаторам, построенным в ранее глухом торце станции; колонн нет;
пилоны облицованы белым с серыми прожилками мрамором; пол выложен серым и
красным гранитом, а также черным диабазом; путевые стены облицованы сверху
белой керамической плиткой, а снизу — черным мрамором; светильников два вида:
на пилонах на круглых декоративных решетках с изображением колосьев и люстры на
своде; оформление станции и вестибюлей не соответствует ее название и посвящено
сельскому хозяйству (пшеничные снопы и много разных цветков); до 1944 года эта
станция была конечной на линии — потому за станцией находится тупик для оборота
поездов при нештатных ситуациях, а также для служебных перевозок).
• 〈М〉 Метро
«Курская» (северный подземный вестибюль совмещен с одноименной станцией
Арбатско-Покровской линии и ведет на улицу Земляной Вал, но есть и собственный
наземный вестибюль у Курского вокзала на площади Курского вокзала, а по
подземному переходу можно пройти к Курскому вокзалу и железнодорожным
платформам; южный подземный вестибюль совмещен со станцией «Чкаловская» и тоже
выводит на улицу Земляной Вал, а также 1-й Сыромятнический переулок; Кольцевая
линия; ◊ открыта 1 января 1950
года; ◊ названа по Курскому
вокзалу, к которому она выводит; глубокая (глубина — 40 метров) — входы и
выходы — по эскалаторам; станция имеет пересадки на одноименную станцию
Арбатско-Покровской линии, который осуществляется по лестницам в центре зала, и
станцию «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии (через совмещенный вестибюль,
выход к которому расположен в южном торце станции); колонная, но в центре
станции колонны заменены кубическими пилонами; центральный зал станции,
переходный круглый аванзал «Возрождения» с гигантской колонной-чашей («каменный
цветок» — фонтан плодородия, символ изобилия в стране)) и павильон (в виде
триумфальной арки — с мечами, увитыми гирляндами, пятиконечными звездами,
фигурами скорбящих девушек-бойцов с венками и автоматами и надписью «Сквозь
годы сияло нам солнце свободы, и Ленин великий нам путь озарил») — имеют в
своей декоративной символике идею солнца и славы победы в Великой Отечественной
войне (которая недавно пред постройкой станции закончилась) и божественности ее
достижения; центральный зал похож на древнеримской зал; пилоны и колонны
дорического ордера, а также путевые стены покрыты светлым мрамором, люстры
напоминают древнеримские люстры в виде солнца; от храмообразного полузала (в
центре зала) исходят золоченые лучи солнца, покрытие пола — красный («возрождение»)
и серый гранит; за станцией между путями расположен пункт технического
обслуживания поездов, от которого отходит соединительная ветка на
Люблинско-Дмитровскую линию — для служебных перевозок и перегонки поездов с
одной линии на другую).
Сначала в наземном вестибюле была 8-гранная колонная композиция со словами гимна СССР: «Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, и Ленин великий нам путь озарил. Нас вырастил Сталин – на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил». Над колоннами были скульптуры рабочих, а дальше – скульптура Сталина. Это интерпретация римского баптистерия – купели со св. водой. Только на месте святых были рабочие, а на месте купели – скульптура Сталина. После осуждения культа личности Сталина его памятник убрали, а имя стерли из строки гимна (восстановили в 2009 г.).
Сначала в наземном вестибюле была 8-гранная колонная композиция со словами гимна СССР: «Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, и Ленин великий нам путь озарил. Нас вырастил Сталин – на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил». Над колоннами были скульптуры рабочих, а дальше – скульптура Сталина. Это интерпретация римского баптистерия – купели со св. водой. Только на месте святых были рабочие, а на месте купели – скульптура Сталина. После осуждения культа личности Сталина его памятник убрали, а имя стерли из строки гимна (восстановили в 2009 г.).
• 〈М〉 Метро
«Чкаловская» (есть собственный наземный павильон у этой станции — в виде
небольшого остекленного наземного навеса у площади Курского вокзала; южный
подземный вестибюль совмещен со станцией «Курская» Кольцевой линии и выводит на
улицу Земляной Вал, а также 1-й Сыромятнический переулок и площадь Курского
вокзала; Люблинско-Дмитровская линия; ◊
открыта 28 декабря 1995 года; ◊ названа
в честь летчика Валерия Чкалова, потому что улица Земляной Вал, на которую
выводит эта станция, в советское время и до 1994 года называлась улицей
Чкалова; глубокая (глубина — 51 метр) — входы и выходы — по эскалаторам;
станция имеет только один выход в город (а с другой стороны станции — только
пересадка); станция имеет пересадки на станции «Курская» Арбатско-Покровской
линии (переход в северном торце платформы) и станцию «Курская» Кольцевой линии
(через совмещенный вестибюль в южном торце, с которым станция соединена
эскалаторами); колонн нет; есть неширокие пилоны,
облицованные серо-голубым волнистым мрамором; пол выложен серым и черным
гранитом; путевые стены облицованы вверху светлым, а внизу темным мрамором;
светильники — на пилонах и своде; оформление станции посвящено развитию авиации
(использованы сборные монолитные железобетонные и сварные конструкции в виде
стилизованных самолетов и траекторий полетов; в овальных нишах над проходами в
обоих торцах: рельефные композиции с полярной шапкой Земли днем и ночью —
человек как бы находится внутри большого самолета); за станцией расположена
служебная соединительная ветка на Кольцевую линию, также используемая и для
оборота поездов).
Станция строилась долго и положила начало новой ветке подземки. В 1980-е гг., во время проектирования (архитекторы Н.А. Алешина, Т.В. Чистякова, Л.Л. Борзенков, А.Л. Вигдоров), ближайший отрезок Садового кольца носил имя Валерия Чкалова, но к моменту открытия был переименован. Посвящение великому летчику сохранилось не только в названии, но и в убранстве станции (художники М.Н. Алексеев, Л.А. Новикова) — и вестибюля, и перронного зала. Серо-голубой волнистый мрамор пилонов призван напоминать о воздушной стихии, а блестящие металлические элементы — об авиации. О ней же, точнее об аэродинамичных формах крыльев и фюзеляжей, напоминают и профили образующих своды потолка и пилонов конструкций. В торцах перронного зала располагаются керамические панно с изображениями завихрений облаков вокруг Земного шара. В вестибюле размещены стилизованные сварные металлические конструкции, напоминающие элементы конструкции самолетов. Метро Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Санкт-Петербурга также могут похвастаться станциями, посвященными Чкалову.
Станция строилась долго и положила начало новой ветке подземки. В 1980-е гг., во время проектирования (архитекторы Н.А. Алешина, Т.В. Чистякова, Л.Л. Борзенков, А.Л. Вигдоров), ближайший отрезок Садового кольца носил имя Валерия Чкалова, но к моменту открытия был переименован. Посвящение великому летчику сохранилось не только в названии, но и в убранстве станции (художники М.Н. Алексеев, Л.А. Новикова) — и вестибюля, и перронного зала. Серо-голубой волнистый мрамор пилонов призван напоминать о воздушной стихии, а блестящие металлические элементы — об авиации. О ней же, точнее об аэродинамичных формах крыльев и фюзеляжей, напоминают и профили образующих своды потолка и пилонов конструкций. В торцах перронного зала располагаются керамические панно с изображениями завихрений облаков вокруг Земного шара. В вестибюле размещены стилизованные сварные металлические конструкции, напоминающие элементы конструкции самолетов. Метро Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Санкт-Петербурга также могут похвастаться станциями, посвященными Чкалову.
Автостоянка.
Все здания
на площади относятся к улице Земляной Вал.
Фото:
Проезд:
Метро
«Курская» и «Чкаловская».
Видео:
Состояние на 17.5.2019
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий