воскресенье, 23 октября 2016 г.

Никитников переулок

Расположение:

Переулок проходит по Тверскому району (ЦАО) от Ипатьевского переулка до Старой площади. 

Рядом – метро «Китай Город».

Описание:

Транзитное автомобильное движение по переулку запрещено (на въезде и выезде – шлагбаумы с КПП; проезд только по спецпропускам). Тротуары – с 2-х сторон. Озеленение слабое. Длина – около 100 метров.

История:


В 18 веке – Шустов переулок (по фамилии проживавшего здесь купца Шустова).

Затем – Грузинский переулок (по приделу, освященному в честь чудотворной Грузинской иконы Божией Матери церкви Святой Троицы).

Переулок назван в 1922 году по местности Никитники — от фамилии Никитников – одного из богатейших московских купцов середины 17 века, который имел здесь двор и на средства которого была построена находящаяся здесь Троицкая церковь.

Является спецтрассой, по которой ездят президентские и правительственные кортежи, машины высших чиновников, лиц, охраняемых ФСО – поэтому усиленно охраняется.

Нежилые объекты:

• Комбинат питания «Кремлевский» и столовая (№ 1; 1966).

• Управление по эксплуатации административных зданий и жилищного фонда при Управлении делами Президента РФ (№ 2/11/9; конец 19 века, бывший дом текстильных фабрикатов Морозовых). Здесь было управление Северного морского пути.

• Православный храм Троицы Живоначальной в Никитниках (№ 3; Центральное викариатство, Иверское благочиние. Приделы: великомученика Никиты, святителя Николая Чудотворца, апостола Иоанна Богослова (в колокольне) и Грузинской иконы Божией Матери (в подклете). История: построен в 1634 г. на деньги купца Георгия Никитникова. В 1920 г. – закрыт и сильно пострадал (в нем был филиал Исторического музея). Снова открыт в 2008 г. Арх-ра: стиль – «русское узорочье»; состоит из основного двухэтажного объема на подклете с 2 приделами и 5 главами, трапезной с приделом и шатровой колокольни. Колокольня соединяется с трапезной двухъярусной крытой галереей-папертью. У входа в храм – шатровое крыльцо. Декор: кокошники, богатая белокаменная резьба, резные наличники, цветные изразцы. Интерьер: росписи стен – 17 – нач. 18 вв., фрески и позолоченный деревянный иконостас – 17 в. Святыни: чтимые иконы Божией Матери «Благодатное Небо», «Благовещение с акафистом», Казанская-Тобольская, Грузинская (точной список с чудотворной иконы), а также иконы, написанные Симоном Ушаковым, – Троица, «Владимирская. Насаждение государства Древа Российского». Духовенство: настоятель – священник Арсений Тотев (род. в 1957 г.). Богослужение: по выходным дням, а также большим и чтимым праздникам утром в 9.00, накануне воскресений и больших праздников вечером – в 17.00 (по средам – молебен с акафистом Грузинской иконе Божией Матери). Храм открыт ежедневно с 10.30 до 15.30. Внебогослужебная деятельность: воскресная школа; молодежный клуб, видеозал «Никитники», помощь интернату № 21, многодетным и малообеспеченным семьям. Сайт есть, но на нем большая часть информация к храму не имеет никакого отношения, да и написано, что храм до сих пор не передан Церкви, что есть неправда).


Никитников переулок – один из самых коротких в Москве, здесь почти нет зданий – это фактически проулок между несколькими крупными постройками. Известность ему придает церковь Троицы Живоначальной, что в Никитниках. Ее изображения можно встретить во всех учебниках архитектуры, а над фасадами и интерьерами потрудились лучшие мастера своей эпохи. Лишь местоположение у нее не очень «выигрышное»: здания ХХ века загородили ее почти со всех сторон, уничтожив прекрасный старомосковский пейзаж, а сама церковь едва не была утрачена из-за строительного бума.
Название переулка и церкви появилось благодаря стараниям купца Григория Леонтьевича Никитникова, перебравшегося в Москву из Ярославля. Именно он вместо сгоревшего в 1626 году деревянного храма святого великомученика Никиты начал строить в 1628 году каменную церковь святой Троицы. Возведение ее несколько раз останавливалось и затем возобновлялось, декоративные элементы оттачивались и добавлялись – в результате существующий облик церковь приобрела в 1651 году, а внутренняя отделка продолжалась и позднее. При этом Никитников создал не только приходской храм, но и собственную домовую церковь с семейной усыпальницей в южном приделе святого Никиты – после смерти он, как храмоздатель, будет здесь похоронен. Изначально здание церкви соединялось специальным переходом с домом Никитникова, стоявшим рядом. Кроме того, купец использовал обширный церковный подклет (нижний этаж) в качестве хранилища своих товаров.
Московское церковное зодчество второй половины XVII века во многом происходит от церкви Троицы в Никитниках: заложенные в ней принципы узорочья будут использоваться практически до времен Петра I. Декоративное пятиглавие с пирамидой кокошников, поставленных в несколько рядов и украшенных зелеными изразцами, широкие шатровые крыльца (из двух, существовавших у Троицкой церкви, сохранилось одно), шатровая колокольня, богато декорированные наличники окон – все это станет образцом для новых московских церквей. Особое внимание привлекает окно на южном фасаде, выходящем в переулок: в боковых частях его наличника видна тонкая резьба с изображением попугаев. Не менее замысловато украшен и соседний портал: есть версия, что белокаменная резьба ранее была еще и покрашена в разные цвета. Но самое главное, что у этого декора есть немало общего с убранством окон Теремного дворца 1636 года в Кремле, что позволяет увидеть в них общее авторство. Не исключено, что Никитников нанял царских мастеров для постройки и отделки своей церкви. Тем более что для ее иконостаса образа выполнялись в Оружейной палате Кремля, над некоторыми из них трудился лучший мастер своего времени – Симон Ушаков. В то же время есть и деталь из ярославских храмов: в частности, колокольня поставлена над северо-западным углом церковной галереи. Росписи же, созданные русскими мастерами, в качестве прообраза имеют голландские гравюры середины XVII века на библейские сюжеты.
Кроме главного Троицкого престола и придела святого Никиты в церкви также существовал придел святого Николая Чудотворца, созданный потомками Григория Никитникова, а в пространстве под колокольней был устроен придел святого Иоанна Богослова.
Известно и другое народное название Троицкой церкви – во имя Грузинской иконы Божьей Матери. Этот образ 1654 года, хранившийся в храме, стал широко известен среди москвичей как чудотворный, и церковь начали называть по нему. Но лишь в 1904 году на средства церковного старосты А.В. Александрова, в память о посещении храма императором Николаем II, в подклете церкви был создан одноименный придел.
В 1871 году Московскому археологическому обществу пришлось приложить немало усилий, чтобы не допустить сноса Троицкой церкви ради возведения комплекса деловых зданий. Он все же появился по соседству в 1901 году под названием «Боярский двор», закрыв вид на церковь со Старой площади, но, тем не менее, храм не был затронут.
После революции церковь Троицы в Никитниках, отнесенная к памятникам I категории, была отреставрирована и передана Историческому музею в качестве филиала. Окружающая застройка, включая одноярусный дом причта, снесена в 1960-х годах, а на ее месте возникли многоэтажные корпуса ЦК КПСС, окончательно перегородившие вид на храм практически со всех сторон. Из господствующей над окружением, церковь Троицы в Никитниках стала зажатой между громоздкими зданиями. Но, тем не менее, она сохранила не только внешний облик, но интерьеры: росписи, иконостасы, решетки. В 1990-х годах церковь в качестве музея была закрыта, принято решение о передаче здания православной общине. Однако лишь в 2000-х годах богослужения возобновились в подклете, в приделе Грузинской иконы Божией Матери. С 2010 года, после долгой и кропотливой реставрации, во время которой пришлось спасать пошатнувшееся крыльцо храма, возобновились богослужения в главном храме. Однако реставрационные работы еще не полностью завершены.

Церковь в Никитниках — один из ярких образцов архитектурного стиля «московское узорочье». По ее подобию строились многие храмы города второй половины 17 века. Сам храм возвели по приказу купца Г.Л. Никитникова в 1630-х годах на месте сгоревшей церкви святого мученика Никиты.
Куб основного объема храма возвышается на подклете, увенчан рядами кокошников. Сверху его украшают пять глав. Центральная глава расположена на световом барабане. К северному приделу примыкают трапезная и галерея. Южный придел служил усыпальницей Никитниковых и исполнял роль «семейного храма». Над северо-западным углом галереи возвышается шатровая колокольня. Стены церкви украшены резьбой из белого камня, которая по стилю напоминает отделку Теремного дворца в Кремле.
Оформлением внутреннего убранства храма занимались мастера Оружейной палаты: сложная, динамичная роспись была создана по мотивам голландских гравюр Библии П. Борхта. Специально для Троицкой церкви С. Ф. Ушаков написал икону «Древо государей российских» (сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее).
В 1904 году в храме специально для Грузинской иконы Божией Матери был пристроен придел, по проекту архитектора В. И. Веригина. Так появилось второе, народное название — церковь Грузинской Богоматери. Нынешний Никитников переулок также до 1926 года назывался Грузинским.
В 1920 году храм был закрыт вплоть до больших реставрационных работ. В 1934 году здание перешло в распоряжение Государственному Историческому музею. В 1991 году в церкви возобновились богослужения, которые идут и сейчас.


Построена купцом Г. Никитниковым на территории своей усадьбы в 1631—34 гг. и, по некоторым данным, достраивалась его наследниками в 1653 г. 

В начале 17 в. здесь, на Глинище, одной из возвышенностей берегового склона Москвы-реки, находилась деревянная церковь Никиты Мученика, а ещё ранее, в 15 в., — церковь Спаса, видимо, связанная с укреплённым острожком, прикрывавшим в то время ближайшие подступы к городу. Поднятое на высоком подклете здание отличается несимметричной компоновкой объёмов, возможно, обусловленной конфигурацией тесно застроенного усадебного участка. Насыщенная и разнообразная архитектурная декорация здания, выделяющаяся среди других московских церквей этого времени выразительной пластикой и рельефной трактовкой деталей, предвосхитила архитектурные приёмы, ставшие широко распространёнными во второй половине 17 в. 

Высокий четверик храма с небольшой трапезной, завершённый пирамидой кокошников с пятиглавием, усложнён по сторонам двумя несимметричными одноглавыми приделами, повторяющими в уменьшенном масштабе его формы. 

Более крупный северный Никольский придел имеет собственную небольшую трапезную, меньший южный, посвящённый Никите Мученику, использовался как родовая усыпальница Никитниковых. 

Стройные пропорции объёмов подчёркивает членение фасадов белокаменными колонками. В убранстве фасадов использованы поливные изразцы. Окна обрамлены колончатыми наличниками с килевидными навершиями. 

С восточной стороны композицию церкви дополняют три полукруглые апсиды, а с запада — чрезвычайно эффектно поставленные в одну линию трехъярусная шатровая колокольня (во втором её ярусе размещается придел Иоанна Богослова), 2-ярусная галерея-паперть на аркаде и сильно выступающее на проезжую часть Никитникова переулка крыльцо, увенчанное шатром. 

Подобное же крыльцо существовало и на северном фасаде, искажённом в начале XX в. пристройками. 

Судя по замечательной белокаменной резьбе орнаментального характера, украшающей порталы храма и окна на его южном фасаде, в строительстве церкви, вероятно, принимали участие царские мастера, незадолго до этого завершившие сооружение Теремного дворца в Кремле. 

Иконостас в интерьере храма выполнен московскими и ярославскими резчиками в 1640-х гг. Его иконы (1652 — 1668) и хорошо сохранившиеся росписи (1652—53), отмеченные динамикой многофигурных композиций и ярким декоративизмом, видимо, принадлежат творчеству лучших изографов Оружейной палаты: Я. Казанцу, И. Владимирову, Г. Кондратьеву и С. Ушакову. 

В церкви хранится список чудотворной иконы Грузинской Богоматери, выполненной в 1654 в связи с избавлением Москвы от эпидемии моровой язвы. В 1904 в память 200-летнего юбилея этого события в подклете храма был освящён придел Грузинской Богоматери. В 1900 церковь посетил император Николай II. 

В 1923 г. в церкви был открыт музей живописца Симона Ушакова; богослужения окончательно прекратились в 1929 г. 

В 1941 — 1945 гг. музей был эвакуирован; часть помещений здания использовалась под жильё и склады. 

Второе открытие Музея древнерусской живописи состоялось в 1963 г. 

Реставрационные работы и раскрытие живописи проводились в 1923—30, 1949—63, 1980 — начале 90-х гг. 

В настоящее время музей не функционирует.

Да, единственный приходской храм Москвы, сохранивший фрески середины 17 века, которые к тому же для своего времени были неординарным явлением. Их написали мастера, собранные для работ в Кремле, но временно "простаивавшие". Поэтому постоянные богослужения проходят только в нижнем храме. Там кстати выдающийся современный иконостас, выполненный мастерской Лавданских, им за этот проект даже дали премию.

• Бывшая гостиница «Нововарваринское подворье» (№ 4/10; конец 19 века).

• Бывшая гостиница «Боярский двор» (№ 5/8; начало 20 века).

Жилых домов нет.

Достопримечательности:

Православный храм Троицы Живоначальной в Никитниках (№ 3).

Бывшая гостиница «Нововарваринское подворье» (№ 4/10).

Бывшая гостиница «Боярский двор» (№ 5/8).

Проезд:

От метро «Китай Город» пешком через площадь Варварские Ворота и Старую площадь. Общественный транспорт по переулку не проезжает.


Видео:




Состояние на 29.5.2019


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий